Методика «индикатор копинг-стратегий» д. амирхана (адаптация н.а. сирота и в.м. ялтонский)

Копинг-стратегия разрешения проблем

Одной из наиболее важных стратегий преодоления является стратегия решения проблем — набор навыков для эффективного решения проблемных повседневных ситуаций. Решение социальных проблем рассматривается как когнитивно-поведенческий процесс, в ходе которого человек обнаруживает эффективные стратегии преодоления проблемных ситуаций, возникающих в повседневной жизни.

Копинг-стратегия поиска социальной поддержки является одним из самых мощных ресурсов преодоления. Социальная поддержка, смягчая воздействие стрессовых факторов на организм, тем самым сохраняет здоровье и благополучие человека. Социальная поддержка может иметь не только положительный, но и отрицательный эффект, причем последний связан с чрезмерной и неуместной поддержкой, которая может привести к потере контроля и беспомощности

Таким образом, знание субъективной оценки адекватности получаемой социальной поддержки очень важно для определения психологического состояния человека

Следующая стратегия преодоления — это стратегия избегания. Она становится одной из ведущих поведенческих стратегий в формировании аддиктивного поведения.

Существует тенденция избегать эмоционального напряжения в стрессовой ситуации путем снижения. С другой стороны, стратегия избегания копинга — это поведенческий механизм, основанный на неразвитой системе личностно опосредованных копинг-ресурсов и активных копинг-стратегий. Это стратегия, направленная на преодоление стресса и способствующая его снижению, но обеспечивающая функционирование и развитие человека на более низком уровне функционирования.

Основное различие между защитными автоматизмами и копинг-стратегиями заключается в бессознательной активации первых и сознательном, целенаправленном использовании вторых. Другие авторы считают, что связь между копинг-поведением и защитными автоматизмами более сложная. Копинг-стратегии рассматриваются не только как сознательные варианты бессознательных защитных механизмов, но и как общее, более широкое понятие, включающее в себя как бессознательные, так и сознательные техники защиты. В рамках этого второго подхода автоматизмы психологической защиты функционируют лишь как один из возможных способов реализации копинг-поведения. Таким образом, проекция и замещение могут быть интерпретированы как часть конфронтационной стратегии преодоления, а изоляция и отрицание — как часть стратегии дистанцирования.

Таким образом, каждая из поведенческих, эмоциональных и интеллектуальных копинг-стратегий может быть основана на нескольких различных защитных интрапсихических механизмах. Например, если человек намеренно игнорирует неприятную ситуацию или даже шутит над ней, это может быть основано отчасти на отрицании, а отчасти на рационализации. Когда происходит сознательный уход, бессознательно включаются защитные механизмы замещения и/или сублимации. Следовательно, полезно рассматривать термин «копинг» как более широкий по содержанию, чем термин «защитный механизм».

Копинг-стратегии или сознательно сформулированные механизмы преодоления успешно используются при соблюдении трех условий: достаточной осведомленности о возникших трудностях; знания о возможностях эффективного преодоления в конкретном типе ситуации; способности применять их на практике в нужное время .

Способы разрешения педагогических конфликтов

В учебных заведениях педагоги сталкиваются с разнообразными ситуациями противостояния и конфронтации, которые могут быть поделены на несколько групп в зависимости от статуса участников: между учащимся либо группой учеников или их родителями и педагогом, между самими учащимися, конфликты в коллективе учителей и внутрисемейные конфликтные ситуации у отдельно взятого школьника, последствия которых влияют на его школьную жизнь.

По своему содержанию перечисленные выше виды конфликтов бывают деловыми или личного характера. Конфликтология подразделяет все педагогические конфликты по содержанию ситуации, спровоцировавшей их зарождение, на конфликты отношений, деятельности и поведения. Сегодня число таких конфликтов возросло в связи с добавлением еще и социального фактора, например, материальные проблемы, обуславливающие снижения интереса к учебной деятельности.

Конфликты поведения связаны с нарушениями школьниками предписаний, принятых в учебном заведении. Проще, быстрее и конструктивнее разрешаются конфликты, обусловленные связью с деятельностью, немного сложнее – конфликты поведения, наибольший процент неконструктивно законченных ситуаций конфронтации припадает на конфликт отношений.

С целью регулирования возникшей конфликтной ситуации педагогу, в первую очередь, необходимо дать правильную оценку конфликту и проанализировать его. Создание достаточного информационного фундамента для возможности принятия решения и получения наилучшего результата выхода из конфликта будет являться ключевой задачей такого анализа.

А. Добрович предложил способы разрешения конфликтов в коллективе учащихся прямого действия посредством привлечения третьей стороны, так называемого арбитра, например, другого преподавателя или представителя администрации. Арбитру необходимо поочередно провести беседы с каждым из противостоящих. При этом следует выслушать их мнения о сущности и причинах ситуации, собирать объективные данные о конфликте и об индивидах, принимающих участие в нем. После этого арбитр приглашает обоих оппонентов, предоставляет им возможность высказаться и предлагает собственное решение.

Другой путь разрешения педагогических конфликтов заключается в предоставлении возможности арбитром конфликтующим сторонам высказать накопившиеся взаимные претензии или требования при коллективе. Решение принимается коллективно, основываясь на суждениях каждого участника.

Если данные способы не способствуют успешному завершению педагогических конфликтов, то задачей руководителя или преподавателя будет применение санкций в отношении обеих противоборствующих сторон либо одной из них. В случаях, когда даже применение санкций не помогает необходимо использовать способ разведения оппонентов по разным классам или школам.

Конфликтная ситуация нередко зарождается вследствие стремления преподавателя утвердить собственную педагогическую позицию или протеста учащихся против незаслуженного наказания, заниженной оценки и др. Проявляя правильную реакцию на поведение школьников, учитель тем самым контролирует ситуацию.

Способы разрешения педагогических конфликтов включают арсенал действий следующего характера: конфликтогенный, конфликтотерпимый и конструктивный. Гнев, возмущение, негативное оценивание личности школьника или оскорбление, применение санкций к нему и др. являются типичными действиями конфликтогенного характера. Уход от проблемы, затягивание процесса разрешения конфликтов, компромисс – это все является конфликтотерпимыми средствами. Действия, направленные на изменение неконструктивного завершения ситуации, переключение внимания, «шаг навстречу» относятся к конструктивным действиям.

Поэтому в конструктивном разрешении состояний противостояния довольно многое зависит от педагога.

Стратегия предупреждения конфликта

Предупреждать возникновение конфронтации – одна из задач эффективного менеджмента. Стратегия предупреждения конфликта руководителем предполагает создание такой атмосферы в коллективе, где возникновение разногласий сводится к минимуму.

Для достижения этой цели применяются следующе методы:

  • проведение разъяснительных мероприятий;
  • организация корпоративных событий для повышения командного духа;
  • улучшение условий труда;
  • создание и внедрение информационных систем;
  • прозрачная структура управления фирмой;
  • применение обоснованной схемы премирования с вознаграждениями за достигнутые результаты;
  • строгое соблюдение правил внутреннего трудового распорядка;
  • формирование традиций и корпоративных этических норм.

При грамотном подходе к управлению коллективом организации стихийное возникновение конфликта практически исключается.

Текст опросника

а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.б) Чем обсуждать, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.б) Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого и моих собственных

а) Я стараюсь найти компромиссное решение.б) Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого и моих собственных.

а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.б) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.

а) Я стараюсь найти компромиссное решение.б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

а) Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

а) Я пытаюсь избежать неприятностей для себя.б) Я стараюсь добиться своего.

а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно.б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.б) Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы.

а) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.б) Я прилагаю усилия, чтобы добиться своего.

а) Я твердо стремлюсь достичь своего.б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

а) Первым делом я стараюсь ясно определить, в чем состоят все затронутые спорные вопросы.б) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он тоже идет навстречу мне.

а) Я предлагаю среднюю позицию.б) Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

а) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.б) Я стараюсь сделать так, чтобы избежать напряженности.

а) Я стараюсь не задеть чувств другого.б) Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

а) Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

а) Если это сделает другого счастливым, дам ему возможность настоять на своем.б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

а) Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые вопросы и интересы.б) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для обеих сторон.

а) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы и их совместному решению.

а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей позицией и точкой зрения другого человека.б) Я отстаиваю свои желания.

а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.б) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

а) Если позиция другого кажется мне очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.б) Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу. а) Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого

а) Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

а) Я предлагаю среднюю позицию.б) Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.б) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.б) Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

а) Я предлагаю среднюю позицию.б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

а) Я стараюсь не задеть чувств другого.б) Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим человеком могли добиться успеха. Результат

Вопросы теста

Список вопросов в данной методике:

  1. Я ем как минимум одно горячее блюдо в сутки.
  2. Я сплю по 8 часов как минимум четыре раза за неделю.
  3. Я ощущаю любовь к другим людям и способен делиться ею.
  4. В пределах 50 км живет хотя бы один человек, на которого я мог бы положиться в трудной ситуации.
  5. Хотя бы два раза в неделю я выполняю физические упражнения.
  6. За неделю я употребляю не более пяти рюмок алкоголя.
  7. Мой вес вполне соответствует росту.
  8. Мой доход покрывает мои основные потребности.
  9. Моя вера в будущее поддерживает меня.
  10. Регулярно я занимаюсь общественной деятельностью.
  11. У меня много друзей.
  12. У меня есть один или два друга, которым я могу полностью доверять.
  13. Я здоров.
  14. Если меня что-то серьезно обеспокоит, я могу открыто заявить о своих чувствах.
  15. Я делаю что-нибудь забавы ради хотя бы раз в неделю.
  16. Я способен эффективно организовать свое время.
  17. За день я употребляю не более трех чашек кофе или чая.
  18. У меня есть немного свободного времени в течение каждого дня.

Структура и специфика конфликта

Основоположником конфликтной парадигмы в целом в гуманитарном знании считается Л. Козер. Одним из достоинств его теории является признание того факта, что существуют примеры конфликтов позитивного функционального значения. Иными словами, Козер утверждал, что конфликт не всегда представляет собой деструктивное явление, – существуют случаи, когда он является необходимым условием создания внутренних связей той или иной системы либо условием поддержания общественного единства.

Структуру конфликта образуют его участники (оппоненты, противоборствующие стороны) и их действия, предмет, условия/ситуация конфликта (пример – давка в общественном транспорте) и его исход. Предмет конфликта, как правило, тесно связан с потребностями участвующих сторон, за удовлетворение которых и происходит борьба. Обобщенно их можно объединить в три большие группы: материальные, социальные (статусно-ролевые) и духовные. Неудовлетворенность тех или иных значимых для личности (группы) потребностей можно рассматривать в качестве причины конфликтов.

Практическая работа “Социальная психология и психология управления”

Волгоградская гуманитарная академия профессиональной подготовки специалистов социальной сферы

Программа профессиональной переподготовки

Менеджмент в образовании: обеспечение развития и эффективности деятельности образовательной организации (620)

Дисциплина:

Социальная психология и психология управления

Практическое задание 1, Модуль 1. Основы социальной психологии

слушатель Баденко Эльвира Анасовна

Щекотихина Ирина Вячеславовна

г. Волгоград – 2018

Задание проверяется преподавателем. Для получения оценки загрузите свою работу в систему. Максимальный балл за задание 25 баллов.

Задание 1.

Заполните таблицу

Преимущества пассивных и активных стратегий

Как манипулировать людьми — можно ли этому научиться, способы воздействия

Соперничество – это проявление активности. Главное преимущество заключается в том, что человек может отстоять свою точку зрения и добиться желаемого результата. Выбирая эту стратегию, необходимо осознавать, что отношения с оппонентом могут испортиться. Соперничество уместно в отношениях руководства и подчиненных, между работниками, но не в семейных делах.

Компромисс, приспособление, сотрудничество и уклонение – пассивные способы поведения в межличностном конфликте. Главные преимущества заключаются в возможности сохранить человеческие отношения и частично добиться цели. Стратегии уместно использовать в бизнесе, в кругу родных и близких.

Классификация стратегий

Существует несколько классификаций копинг-стратегий. Наиболее известна классификация стратегий копинга Лазаруса. В соавторстве с С. Фолкманом было предложено два типа копинг-стратегий:

  • проблемно-ориентированный;
  • эмоционально-ориентированный.

В первом случае человек во время переживания стресса пытается изменить ситуацию с помощью осмысления проблемы, он ищет информацию о том, как поступить и что делать. Такое осмысление помогает избежать необдуманных поступков и импульсивных действий.

Эмоциональный тип копинг-поведения в стрессовых ситуациях включает в себя мысли, помогающие снизить психологический пресс от напряженного состояния. Мысли помогают чувствовать себя лучше, но не направлены на решение проблемы. Примеры: юмор, употребление алкоголя, транквилизаторов, отрицание ситуации.

Проблемно-ориентированные копинг-стратегии

В работах Лазаруса и Фолкмана существует восемь копинг-стратегий. В ситуации стресса у человека может быть различная стратегия помощи самому себе. К ним относятся:

  1. Планирование действий по решению проблемы, анализ ситуации, различные предпринятые усилия по выходу из проблемы.
  2. Конфронтационный копинг. Попытки решить сложную ситуацию путем конфронтации. Проблема разрешается с помощью враждебности и конфликтности, присутствуют трудности в планировании действий. Человек может не осознавать последствий от неоправданного упорства. Часто конфронтация рассматривается как неадаптивная, но личность показывает упорство в отстаивании собственных интересов, человек активно противостоит трудностям.
  3. Взятие ответственности за проблему на себя. После оценки своей роли происходят попытки исправить напряженную ситуацию.
  4. Самоконтроль. Человек контролирует свои эмоции и действия.
  5. Положительная оценка стрессовой проблемы. В этом случае происходит поиск плюсов сложившейся ситуации.
  6. Обращение к помощи окружающих и близких людей.
  7. Дистанцирование. Стратегия удаления от ситуации, уменьшение ее значимости.
  8. Избегание проблемы, бегство от трудностей.

Лазарус показал, что именно человек оценивает ситуацию как стрессовую или нет. Только он самостоятельно может оценить для себя величину потенциального стрессора. В каждом сложном положении человек сам определяет ресурсы копинга, чтобы справиться со стрессом.

Базисная стратегия и ресурсы

Ричард Лазарус определял механизмы копинга как действия, которые предпринимает индивид в ситуации угрозы, болезни, физического насилия и т.п. Существует теория копинг поведения, в ней выделены основные виды стратегии копинга и ресурсы. Базисная стратегия это:

  • разрешение проблем;
  • избегание;
  • поиск поддержки.

Базисные ресурсы копинга это:

  • Я-концепция;
  • эмпатия;
  • аффилиация;
  • локус контроля;
  • когнитивные ресурсы.

Позитивный характер Я-концепции позволяет человеку быть уверенным, он способен держать напряженную ситуацию под контролем. Эмпатия позволяет принимать точку зрения другого человека и с помощью нее выработать больше вариантов решения. Аффилиация является инструментом межличностных контактов, помогает регулировать эмоциональную и дружескую поддержку.

Механизмы копинга играют компенсаторную функцию, они способствуют совладанию со стрессом без особого вреда для личности.

Совладающее поведение

Под копингом понимается прежде всего адаптация в период стрессового переживания. В психологии — это стремление к разрешению проблемы для хорошего самочувствия.

Теория копинг-поведения — это способность индивида поддерживать баланс между средой и ресурсами. Основное предназначение совладающего поведения — поддержание психологического благополучия человека. Для психического здоровья выбирается нужная стратегия копинг-механизма.

Есть и продуктивное совладающие поведение в стрессе

Важно работать над проблемой, поддерживать связь с другими людьми, сохранять оптимизм

Историческая справка

Изучением психологической защиты в течение последних двух столетий занимались врачи и психологи. Эта область знаний неразрывно связана с развитием психиатрии и нейрофизиологии. Открытие копинг-стратегий помогло ученым понять причины возникновения некоторых заболеваний и разработать продуктивные методы психотерапии. Сегодня разнообразные адаптационные техники используются в когнитивно-поведенческой терапии и других методах лечения психических расстройств.

Взгляды ученых на явление:

  • В середине 20 века немецкий психоаналитик Карен Хорни разрабатывал свою теорию психологической защиты от ежедневных трудностей, опасных ситуаций и межличностных конфликтов. Ученый открыл несколько стратегий адаптации. Так, одна из них заключается в принятии компромиссов, позволяющих разрешать конфликтные ситуации. Карен также описал нездоровые механизмы защиты, приводящие к развитию неврозов. Так, например, речь идет о постоянном мысленном возвращении к неприятной ситуации.
  • Немецкий ученый Отто Фенихель занимался изучением копинг-стратегий в детском возрасте. Психолог пришел к выводу, что сознание ребенка постепенно привыкает к определенным реакциям и суждениям, спровоцированным нежелательными явлениями. Это своеобразный способ отвлечения от негативного события. Во время взросления этот метод модернизируется. Взрослому необходимо не только отвлекаться от стресса, но и постепенно принимать новую, менее комфортную реальность, где периодически случаются конфликты и происшествия.
  • Специалист в области психологии Хайнц Хартманн описал копинг-стратегии как один из способов выражения ядра личности (эго). Ученый описал постепенное развитие механизма в течение жизни. Согласно его теории, человек с первых лет жизни начинает преодолевать определенные трудности, «подпитывающие» условные рефлексы психологической защиты. К моменту взросления формируется устойчивый тип адаптации к негативным воздействиям.

Современное развитие копинг-стратегии в сфере психотерапии во многом связано с работами перечисленных выше ученых.

Классификация копинг-стратегий

Стратегии поведения в конфликте — какие способы существуют

Более чем за 50 лет существования термина его разделили на несколько классификаций:

  1. Проблемно-ориентированные;
  2. Базисные;
  3. Совладающие поведенческие реакции.

Один психолог при изучении данного вопроса принимает уже выбранные поведенческие стратегии, другой – предлагает совершенно новые пути решения проблем со стрессом.

Проблемно-ориентированные копинг-стратегии

Проблемно-ориентированный копинг нацелен на помощь человеку в изменении сложившейся ситуацию. Изменение своего отношения к последней называется эмоционально-ориентированная копинг-стратегия. Она включает в себя:

  • Анализ возникшей ситуации, разработку линии поведения, плана предпринимаемых действий.
  • Оценивание своего когнитивного, эмоционального или поведенческого вклада в появление дискомфортных моментов. После этого индивид берет на себя ответственность за свои реакции в возникшей ситуации.
  • Взятие контроля над собственными эмоциями и действиями.
  • Поиск помощи.
  • Поиск путей по отдалению от возникших обстоятельств.
  • Побег от проблемы.


В стрессовых ситуациях очень важна поддержка близких и социума

Базисная стратегия и ресурсы

К базисным стратегиям Лазарус относил:

  • Возможность разрешения сложившейся ситуации;
  • Игнорирование дискомфортных моментов;
  • Поиск ресурсов у других личностей.

Ресурсы копинга, которые относятся к базисным:

  • аффилиация;
  • эмпатия;
  • локус-контроль;
  • личная концепция;
  • когнитивные ресурсы.

Совладающее поведение

Копинг являет собой адаптацию к сложившимся ситуациям, достижение контроля над ними, действия для перехода из дискомфортных условий в комфортные. Стратегия совладания в период стресса – это возможность индивида установить достойные (по общественным нормам) реакции, не впадать в уныние, использовать любые ресурсы помощи, не терять оптимизм.

Избегание

Некоторые люди склонны откладывать все дела и конфликты на потом. Как правило, их поступки они объясняют таким образом: «мне легче уступить другому, чем вступать в конфликт», «я стараюсь отложить вопрос на потом», «я не занимаю позицию, которая может вызвать споры». Именно такими будут ответы человека, применяющего модель «избегание», в методике «тест Томаса».

Интерпретация результатов по данному типу поведения одна из наиболее простых. Человек всячески избегает споров и конфликтов, не уступая при этом оппоненту. Примером может послужить ситуация, когда, не получив то, что индивидуум желает, он уходит и при этом обижается

На самом деле это способ избежать конфликта и обратить на себя внимание

Классификация

Специалисты исследовали более четырехсот техник подавления стрессового влияния. Подход к классификации этого явления может быть разным. Некоторые психологи предпочитают разделять копинг-стратегии, сфокусированные на способах решения проблемы и адаптационные механизмы, связанные исключительно с эмоциональным состоянием. Другие разделяют прямые копинг-стратегии и типы избегающего поведения. В то же время существует общепринятая классификация, включающая хорошо изученные техники.

Основные виды копинг-стратегий:

  1. Активный поиск способов преодоления трудности, связанный с аналитическим мышлением. Это продуктивный вид копинг-стратегии, позволяющий индивиду спокойно решать возникшую проблему и не поддаваться негативным эмоциям. Используются произвольные и непроизвольные методы защиты психики.
  2. Метод конфронтации, предполагающий агрессивное и рискованное решение проблемы. В роли защитной реакции выступает уверенность в собственных силах.
  3. Метод принятия ответственности: индивид понимает, что только он может решить возникшую проблему.
  4. Избегающее поведение — неадаптивная копинг-стратегия, предполагающая дистанцирование от какой-либо трудности.
  5. Самоконтроль – подавление переживаний, мешающих найти способ решения проблемы.
  6. Позитивная переоценка. Выявление положительных сторон в возникшей ситуации и таким образом изменение эмоционального восприятия трудности.
  7. Получение помощи со стороны социума. Копинг-стратегия может заключаться в общении, помогающем выговориться и получить психологическую поддержку.

Важно определение оптимальной защитной реакции в конкретной ситуации. Многие виды психотерапии направлены на выявление способов борьбы со стрессовыми воздействиями и подбор более эффективных методик

Примеры защитных реакций

Для каждого вида копинг-стратегии можно привести характерные примеры, демонстрирующие сущность защитной реакции:

  • Ребенок подвергся травле со стороны старшеклассников. Действия школьника начали высмеивать. Сформировалось избегающее поведение, при котором индивид сторониться компаний и предпочитает проводить время в одиночестве.
  • Одинокий мужчина ночью услышал громкий шум на кухне. Кратковременное чувство страха сменилось агрессией: он взял тяжелый предмет и направился на кухню с готовностью защищать свою жизнь и свою собственность. Другой копинг-стратегией в такой ситуации может быть попытка спрятаться.
  • Абитуриентка получила результаты экзамена и поняла, что не сможет поступить в университет. Девушка идет в гости к подруге и рассказывает ей о ситуации с целью получения психологической поддержки.

Следует учитывать, что реакция на стресс во многом зависит от половой принадлежности и воспитания. Гендер определяет некоторые стереотипы поведения в стрессовых ситуациях.

https://www.youtube.com/watch?v=FqYxg0v1zxs

Психология общения с людьми: правила

Проявляйте искренность и интерес к собеседнику. Ничего так не располагает человека, как ваш неподдельный интерес к его жизни (при условии, что человек вас допускает к этой информации). Чаще улыбайтесь. Улыбка – это флаг корабля и общения, и взаимоотношений и счастья в жизни. Психологические исследования это подтверждают: чтобы люди тянулись к тебе, нужно улыбаться, так как улыбающиеся люди кажутся более привлекательными. Излучайте позитив, смейтесь, шутите. Кстати, научиться красиво и остроумно шутить можно здесь. Называйте по имени. Помните, что имя для человека – это постоянные звуковые волны, которые на него воздействуют в течение всей жизни, он привыкает к ним, и они становятся самым приятным для его слуха. Называя имя собеседника в общении, вы подчеркиваете его индивидуальность и яркость его личности. Научитесь слушать. Чтобы установить контакт и быть услышанным, сначала научитесь слушать собеседника

Внимание к его речи – мощный инструмент контроля и воздействия. Уточняйте, задавайте вопросы, проявляйте эмоции, тогда вас воспримут как хорошего собеседника

Говорите на его темы. У каждого человека есть свой “якорь” – топ-тема разговоров. Так вот, если вы ее “нащупаете”, то считайте себя красавчиком! Поговорите об интересах собеседника, глядишь, чему-то новому научитесь. Показывайте собеседнику, что вы для него важны. Это нужно делать искренне или не делать никак. Искренность – основное условие для хорошего общения. Честно хвалите собеседника и умеренно подчеркивайте его хорошие стороны, иначе это будет попахивать лестью.

Общая характеристика стресса

Стрессовое состояние характеризуется как напряжённое физическое и психическое состояние организма. Вообще, в минимальных дозах стресс нужен организму для поддержания его оптимального режима работы, но чрезмерных количествах он крайне отрицательно сказывается на благополучии и эффективности человека, вызывая, таким образом, психосоматические заболевания.

Основоположником учения о стрессе является канадский патолог и эндокринолог Ганс Селье, согласно идеям которого, стресс является стимулом для достижения организмом устойчивости в ответ на воздействие негативных факторов.

Селье выделял два вида стресса:

  • Эостресс – стресс, вызывающий положительный эффект
  • Дистресс – стресс, вызывающий отрицательный эффект

Состоит стресс из трёх фаз:

  • Фаза тревоги
  • Фаза сопротивляемости
  • Фаза истощения

Интересно то, что люди, обладающие устойчивой психикой, имеют возможность преодолевать стадию тревоги, тем самым избегая появления стресса.

Если же говорить о настоящем времени, то стресс выделяют эмоциональный и информационный. Первый связан с эмоциональной составляющей жизни человека, а второй – с огромным количеством информации, которое на него обрушивается. Но, каким бы ни был стресс, его воздействие на личность в большинстве случаев одинаково. В процессе изучения влияния стресса на человека и встал вопрос о его совладании с трудными жизненными ситуациями, и появилась теория копинга.

https://youtube.com/watch?v=CWL0_lY0j5w

Тест томаса пример результата и заключение

Опросник личностный, разработан К. Томасом и предназначен для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации. Методика может использоваться в качестве ориентировочной для изучения адаптационных и коммуникативных особенностей личности, стиля межличностного взаимодействия.

В России тест адаптирован Н.В. Гришиной.

Тест можно использовать при групповых обследованиях (и тогда стимульный материал зачитывается вслух) и индивидуально (в этом случае необходимо сделать 30 пар карточек с написанными на них высказываниями, а затем предложить испытуемому выбрать из каждой пары одну карточку, ту, которая кажется ему ближе к истине применительно к его поведению). Затраты времени — не более 15-20 мин.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: