Копинг-стратегии подростков с разным типом психического развития

Компоненты и содержание опросника

1. Фрустрация пространства

Ограничили ли вы реальные контакты с людьми в период коронавируса?

Стали ли вы более осторожными в период коронавируса? Считаете ли вы уход на карантин и вынужденную удаленную работу людей эффективным средством защиты от коронавируса?

2. Степень опасности

Как вы считаете, как скоро в вашей стране победят эпидемию коронавируса?

Как вы считаете, является ли коронавирус смертельной опасностью для населения вашей страны?

Испытываете ли вы панику из-за ситуации с коронавирусом? Считаете ли вы проблему с пандемией коронавируса реальной угрозой для всего человечества?

Запаслись ли вы необходимой провизией в ситуации карантина из-за коронавируса?

3. Способы защиты

Соблюдаете ли вы эти меры защиты у себя в семье?

Считаете ли вы Интернет в ситуации карантина из-за коронавируса продуктивным средством социализации людей?

Считаете ли вы ношение медицинской маски, обильное мытье и дезинфекцию рук обязательными мерами защиты от коронавируса?

4. Информация

Следите ли вы за новой информацией о распространении коронавируса? Если да, то какой источник информации предпочитаете?

Распространяете ли вы новую информацию о коронавирусе и способах защиты среди своих родных, друзей, знакомых? Если да, то с помощью каких источников?

5. Будущее и интернет

Считаете ли вы, что наше будущее изменится в сторону развития новых технологий во всех областях?

Считаете ли вы, что в будущем будут стремительно развиваться на разных интернет-серверах новые онлайн-развлечения, общение?

6. Эмоциональное состояние

Комфортно ли вы себя чувствуете на вынужденной удаленной работе дома или вы испытываете дискомфорт?

Чувствуете ли вы раздражение из-за ситуации с коронавирусом?

7. Фрустрация времени

Изменился ли ваш распорядок дня в ситуации с коронавирусом?

8. Будущее и реальность

Изменения в будущем для человечества будут (подчеркните нужный вариант): а) позитивными; б) негативными; в) амбивалентными.

Диагностика стресса.

Направления психодиагностики, отбор конкретных методик и условия их применения зависят, прежде всего, от концептуальной основы деятельности специалиста, проводящего диагностику, от направленности его работы, полученного запроса, цели проведения диагностики, от конкретной ситуации.

Сложности, существующие в области изучения стрессового поведения, отразились и на подходах к классификации методов психодиагностики стресса. Из множества представленных в науке и практике методик, предлагаемых специалистами по работе в области стресса, можно выделить, в соответствии с целью и предметом исследования, несколько классов:

Ситуация пандемии: психологический контекст

Возникшая весной этого года ситуация не имеет аналогов в прошлом. Конечно, в мире неоднократно свирепствовали серьезные болезни, и часто при этом вводился карантин. Например, закрывался въезд в город во время холеры или прекращалось свободное передвижение между странами. Часто также люди уезжали в деревни или в свои поместья, что можно считать аналогами современной самоизоляции.

К сожалению, последствия потерь, которыми сопровождались вспышки серьезных болезней, со временем становились все более разрушительными и многочисленными. Достаточно вспомнить мировую эпидемию испанки, унесшей в начале прошлого века миллионы жизней.

Однако сегодняшняя ситуация серьезно отличается от предыдущих. И это связано, прежде всего, с глобализацией, расширением связей между странами и даже континентами. Теперь переезд человека из одной страны в другую стал естественным, обыденным явлением. Люди едут и на отдых, и на работу и на разные периоды времени – от нескольких дней до нескольких месяцев. Поэтому и распространение инфекций сделалось таким молниеносным и неотвратимым. Но если ситуация изменилась очень быстро, а карантин, «захлопнувший» пространство, стал внезапным и тотальным, то сознание людей не могло измениться столь же мгновенно.

Надо помнить и о том, что были фрустрированы многие повседневные привычки и ритуалы, что особенно тяжело всегда сказывается на психологическом благополучии человека: это и привычная еда, походы в театры, кино, кафе, посиделки с друзьями. Конечно, гораздо труднее было перенести невозможность повидать близких родственников, которые оказались в разных странах. К тому же близкое соседство болезни вызвало у многих испуг или, во всяком случае, опасения по поводу здоровья и даже жизни — и своей, и своих близких. Негативные переживания обусловлены и тревогами, связанными с настильностью экономической ситуации и страхом потери работы (Батлер, 2018).

Естественно, что новая ситуация кризисной транзитивности затронула все сферы психики — и эмоциональную, и когнитивную, и поведенческую. При этом одним из важнейших становится вопрос о том, что детерминирует весь веер реакций на жесткую фрустрацию пространства (Гришина, 2019; Левин, 2001). А реакция может быть совершенно непредсказуемой. Иногда появление барьеров приводит к депрессии и апатии (недаром увеличивается количество суицидов в эти периоды), подчас – к агрессии (достаточно сказать о холерных бунтах), а случается, карантин, напротив, влечет за собой всплеск творческой активности (вспомним Болдинскую осень А.С. Пушкина).

В наше время большое значение для психологического благополучия и адекватного поведения также имеет информационное поле, где находятся современные люди. Ведь сведения, которые человек получает от разных источников (ТВ, интернет, знакомые) оказывают огромное влияние и на понимание, и на переживание ситуации, и на поведение в ней. При этом интернет, в отличие от других источников информации, все более входит в пространство жизни, захватывая новые и новые сферы – общение, обучение и даже развлечения и досуг (Асмолов, Асмолов, 2019; Солдатова, Рассказова, Нестик, 2017).

Поэтому важно понять состояния и траектории поведения людей в ситуации разных изменений, разных видов транзитивности и в разных вариантах интернет коммуникации (Марцинковская, 2019). Детерминанты, определяющие эти индивидуальные стили поведения и состояния, могут быть как социальными, культурными, так и личностными

Если социальные факторы более или менее исследованы, то личностные траектории и стили деятельности в интернете пока изучены мало. И практически совсем вне круга научных интересов оказались переживания людей, включенных в разнообразные стили реальной и сетевой коммуникации и множественные фазы транзитивности.

Необходимость гибкого сочетания этих двух пространств в процессе поиска информации об особенностях заболевания COVID-19, о способах профилактики и поведения в ситуации пандемии — все это является важным параметром как эмоциональной стабильности, так и адекватности поведения. Поэтому, естественно, описанный параметр стал одним из определяющих в нашем опроснике.

Не менее значимым аспектом психологического благополучия выступает и способность сочетать работу, обучение и проведение досуга как в реальном взаимодействии, так и в пространстве интернета. И этот параметр также отражен в опроснике наряду с реакцией на изменения пространственно-временного континуума и представления о будущем после окончания карантина.

(ниже приводится вариант теста профессионального выгорания для врачей)

Инструкция: Ниже приведен список утверждений, характеризующий чувства и переживания, которые могут возникать в связи с вашей работой. Прочитайте пожалуйста, каждое из утверждений и оцените, насколько оно соответствует Вашим личным переживаниям. Если у Вас они не возникают никогда, то подчеркните оценку «0». Если такие переживания возникают, оцените, как часто это случается; «1» — очень редко; «2» — редко; «3» — иногда; «4» — часто; «5» — очень часто; «6» -всегда.

Утверждения

Никогда

Очень редко

Редко

Иногда

Часто

Очень часто

Всегда

1

Я чувствую себя эмоционально опустошенным(ой).

1

2

3

4

5

6

2

К концу рабочего дня я чувствую себя, как выжатый лимон.

1

2

3

4

5

6

3

Я чувствую себя усталым(ой), когда встаю утром  и должен(на) идти на работу.

1

2

3

4

5

6

4

Я хорошо понимаю, что чувствуют мои пациенты и коллеги, и использую это для более успешного лечения.

1

2

3

4

5

6

5

Я общаюсь с моими   пациентами только формально, без лишних эмоций, и стремлюсь  свести время общение с ними до минимума.

1

2

3

4

5

6

6

Я чувствую себя энергичным(ой) и эмоционально приподнятым(ой).

1

2

3

4

5

6

7

Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях с больными и их родственниками.

1

2

3

4

5

6

8

Я чувствую угнетенность и апатию.

1

2

3

4

5

6

9

Я могу позитивно влиять на самочувствие и настроение  больных (пациентов).

1

2

3

4

5

б

10

В последнее время я стал(а) более черствым(ой) (бесчувственным) по отношению к больным.

1

2

3

4

5

6

11

Как правило, окружающие меня люди слишком много требуют от меня. Они скорее утомляют, чем радуют меня.

1

2

3

4

5

6

12

У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.

1

2

3

4

5

6

13

Я испытываю все больше жизненных разочарований.

1

2

3

4

5

6

14

Я чувствую равнодушие и потерю интереса  ко многому, что радовало меня раньше.

1

2

3

4

5

6

15

Бывает, мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими больными.

1

2

3

4

5

6

16

Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и от всех.

1

2

3

4

5

6

17

Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и оптимизма в отношениях  с моими коллегами и в отношениях с моими больными.

1

2

3

4

5

6

18

Я легко общаюсь с больными и их родственниками  независимо от их социального статуса и характера..

1

2

3

4

5

6

19

Я много успеваю сделать за день.

1

2

3

4

5

6

20

Я чувствую себя на пределе своих возможностей.

1

2

3

4

5

6

21

Я многого еще смогу достичь в своей жизни.

1

2

3

4

5

6

22

Больные, как правило, — неблагодарные люди.

1

2

3

4

5

6

Содержательные характеристик шкал теста профессионального выгорания К. Маслач и С. Джексона

«Психоэмоциональное истощение» — процесс исчерпания эмоциональных, физических, энергетических ресурсов профессионала, работающего с людьми. Истощение проявляется в хроническом эмоциональном и физическом утомлении, равнодушии и холодности по отношению к окружающим с признаками депрессии и раздражительности.

«Деперсонализация» (личностное отдаление) — специфическая форма социальной дезадаптации профессионала, работающего с людьми. Личностное отдаление проявляется в уменьшении количества контактов с окружающими, повышении раздражительности и нетерпимости в ситуациях общения, негативизме по отношению к другим людям.

«Редукция личных достижений» (профессиональная мотивация) – снижение чувства компетентности в своей работе, недовольство собой, уменьшение ценности своей деятельности, негативное самовосприятие в профессиональной сфере. Возникновение чувства вины за собственные негативные проявления или чувства, снижение профессиональной и личной самооценки, появление чувства собственной несостоятельности, безразличия к работе. Снижение уровня рабочей мотивации и энтузиазма по отношению к работе альтруистического содержания. Состояние мотивационной сферы оценивается таким показателем, как продуктивность профессиональной деятельности, оптимизм и заинтересованность в работе, самооценка профессиональной компетентности и степени успешности в работе с людьми.

Методики, позволяющие выявить ресурсы стрессоустойчивости человека.

Психологи выделяют два вида ресурсов — внешние и внутренние (личностные). Применение методик данного класса — часть профилактической работы с клиентом, которому необходимо знать о наличии этих ресурсов для того, чтобы использовать их в возможной трудной ситуации и поддерживать удовлетворительное качество жизни.

5.1. Специалисты в области стресса уверены, что одним из важнейших внешних ресурсов стрессоустойчивости является социальная поддержка. Для диагностики социальной поддержки может быть использована многомерная шкала восприятия социальной поддержки MSPSS С. Зимета, а также опросник В А. Ананьева «Источники социально-психологической поддержки». Шкала Зимета позволяет определить уровень поддержки, которую оказывают семья, друзья и «значимые другие».

Опросник «Потери и приобретения персональных ресурсов» (ОППР) Н. Водопьяновой и М. Штейна позволяет исследовать наличие или потери материальных и нематериальных; внешних и внутренних ресурсов.

В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что стрессоустойчивость связана с конкретными внутренними, психологическими ресурсами. Именно эти ресурсы определяют специфику восприятия и переживания стресса. Ресурс стрессоустойчивости — индивидуальные свойства и способности личности, обеспечивающие ее психологическую устойчивость к стрессорам . Однако Н. Е. Водопьянова отмечает, что методики, направленные на измерение характерных особенностей личности и выявление предрасположенности к преодолению стресса, не предопределяют того, как человек справляется с реальными стрессовыми ситуациями. Кроме того, наличие внешней поддержки также оказывает влияние на наше переживание стрессов.

К значимым личностным ресурсам относят такие особенности личности, как интернальный локус контроля, уверенность в себе, высокая мотивация достижения, наличие веры в собственные силы, оптимизм, эго-защитное поведение, отсутствие склонности к поведению по типу А, отсутствие иррациональных установок и т. д. Для диагностики данных качеств в психологии существует традиционный набор методик, хорошо известных каждому практическому психологу.

Многие исследователи отмечают также, что важным фактором стрессоустойчивости являются образ жизни и качество жизни, влияющие на развитие и сохранение ресурсов. В связи с этим целесообразно упомянуть о таких методиках, как «Анализ стиля жизни» (Бостонский тест на стрессоустойчивость), тест «Здоровое поведение», опросник качества жизни ВОЗКЖ-ЮО, разработанный Всемирной организацией здравоохранения, и др.

5.2. Диагностика копинг-поведения в стрессовых ситуациях. Центральный аспект современных теорий стресса — концептуализация процессов преодолевающего поведения как стабилизирующего фактора, помогающего человеку адаптироваться в трудных ситуациях. В настоящее время концепция преодолевающего поведения получила широкое признание среди психологов различных направлений, что привело к разработке надежного диагностического инструментария, позволяющего измерить как сам процесс копинга, так и его результат. Для этого используются следующие методики:

  1. диагностика предпочитаемых копинг-стратегий (Э. Хейм, в адаптации JI. И. Вассермана);
  2. опросник «Копинг-стратегии» Р. Лазаруса;
  3. опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (SACS) С. Хобфолла;
  4. опросник SVF120 «Преодоление трудных жизненных ситуаций» В. Янке и Г. Эрдманна (адаптация Н. Е. Водопьяновой);
  5. опросник «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (С. Норман, Д. Эндлер, Д. Джеймс, М. Паркер, в адаптации Т. Л. Крюковой и др.).

Информация, полученная в результате диагностических исследований, может явиться надежным фундаментом для осознания наших взаимоотношений со стрессом и выработки эффективных стратегий совладания с ним.

источник

Ключи к психодиагностической методике выявления уровня профессионального выгорания К. Маслач и С. Джексона

Опросник имеет три шкалы: «эмоциональное истощение» (9 утверждений), «деперсонализация» (5 утверждений), «редукция личных достижений» (8 утверждений).

Ответы испытуемого оцениваются: 0 баллов – «никогда», 1 балл – «очень редко», 2 балла – «редко», 3 балла – «иногда», 4 балла – «часто», 5 баллов – «очень часто», 6 баллов – «каждый день».

«Эмоциональное истощение» — ответы по пунктам 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20.

 «Деперсонализация» — ответы по пунктам 5, 10, 11, 15, 22.

«Редукция личных достижений» — ответы по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21.

Чем больше сумма баллов по первой и второй шкале в отдельности, тем больше у обследуемого

выражены различные стороны «выгорания».

Чем меньше сумма баллов по третьей шкале, тем меньше профессиональное «выгорание».

Диагностика профессиональных стрессоров.

В настоящее время проблема стрессов на рабочем месте актуальна для большинства работающих людей. Знание факторов стрессогенности в деятельности персонала и руководителей является целью организационной диагностики. Н. Водопьянова считает, что «организационная диагностика стресса — необходимая составляющая стресс-менеджмента». Стресс на работе может быть связан как с особенностями организационной культуры, так и с профессиональными стресс-факторами методики данного класса можно разбить на несколько групп:

4.1. Методики, направленные на определение уровня стресса и факторов стресса в профессиональной деятельности.

В эту подгруппу можно включить такие методики, как:

  1. шкала оценки стрессогенности профессионально трудных ситуаций (ПТС) на рабочем месте Н. Водопьяновой, Е. Старченковой;
  2. тест на профессиональный стресс Ю. В. Щербатых;
  3. опросник «Причины деятельностного стресса»;
  4. тест-вопросник «Причины стресса в вашей работе»;
  5. тест на определение профессионального стресса Т. Д. Азарных, И. М. Тыртышникова;
  6. оценка уровня деятельностной стрессогенности.

В настоящее время получила широкое распространение и такая овая методика, как «Методика интегральной диагностики и кор- скцин профессионального стресса (ИДИКС) А. Б. Леоновой».

Система ИДИКС предназначена для диагностики профессио- ального стресса, ориентирована на получение интегрированной ценки уровня переживаемого стресса и подбор комплекса опти- зационных мер, адекватных специфике каждого конкретного учая. ИДИКС предназначен для работы с людьми старше 17 лет. Стандартное время работы с системой составляет 20-30 мин. Ограничений по работе с системой не выявлено.

4.2

Для сохранения профессионального здоровья особую важность приобретает диагностика симптомов эмоционального выгорания

В настоящее время не существует единой модели выгорания, признанной всеми специалистами. К. Маслач рассматривает выгорание как ответную реакцию организма на профессиональные стрессы и предлагает трехкомпонентную модель: эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция персональных достижений .

Научное исследование факторов СЭВ стало возможным благодаря использованию таких традиционных методик, как:

  1. методика диагностики профессионального выгорания К. Маслач — С . Джексон, адаптация И. Е. Водопьяновой;
  2. методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко;
  3. опросник определения психического «выгорания» А. А. Рукавишникова и др.

4.3. Результатом высокой стрессогенности деятельности может быть ухудшение психофизиологических параметров и снижение общей энергетики организма. Выявить данные показатели можно при помощи таких методик, как:

  1. опросник ДО PC «Дифференцированная оценка состояний сниженной работоспособности (утомление, монотония, пресыщение, стресс) А. Леоновой, С. Величковской;
  2. опросник «Ваш индекс психоэнергетической опустошенности»;
  3. опросник диагностики психофизиологической дезадаптации О. И. Родиной и др.

4.4. Особая группа методик посвящена диагностике проблем, связанных с управлением временем в профессиональной деятельности. Наиболее известны в этой подгруппе следующие методики:

  1. тест «Профессиональная компетентность во времени» JI. В. Куликова;
  2. опросник «Тайм-синдром менеджера» Н. Водопьяновой;
  3. опросник «Дефицит времени в управленческой деятельности» Н. Водопьяновой.

Методики, позволяющие выявить ресурсы стрессоустойчивости человека.

Психологи выделяют два вида ресурсов — внешние и внутренние (личностные). Применение методик данного класса — часть профилактической работы с клиентом, которому необходимо знать о наличии этих ресурсов для того, чтобы использовать их в возможной трудной ситуации и поддерживать удовлетворительное качество жизни.

5.1. Специалисты в области стресса уверены, что одним из важнейших внешних ресурсов стрессоустойчивости является социальная поддержка. Для диагностики социальной поддержки может быть использована многомерная шкала восприятия социальной поддержки MSPSS С. Зимета, а также опросник В А. Ананьева «Источники социально-психологической поддержки». Шкала Зимета позволяет определить уровень поддержки, которую оказывают семья, друзья и «значимые другие».

Опросник «Потери и приобретения персональных ресурсов» (ОППР) Н. Водопьяновой и М. Штейна позволяет исследовать наличие или потери материальных и нематериальных; внешних и внутренних ресурсов.

В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что стрессоустойчивость связана с конкретными внутренними, психологическими ресурсами. Именно эти ресурсы определяют специфику восприятия и переживания стресса. Ресурс стрессоустойчивости — индивидуальные свойства и способности личности, обеспечивающие ее психологическую устойчивость к стрессорам . Однако Н. Е. Водопьянова отмечает, что методики, направленные на измерение характерных особенностей личности и выявление предрасположенности к преодолению стресса, не предопределяют того, как человек справляется с реальными стрессовыми ситуациями. Кроме того, наличие внешней поддержки также оказывает влияние на наше переживание стрессов.

К значимым личностным ресурсам относят такие особенности личности, как интернальный локус контроля, уверенность в себе, высокая мотивация достижения, наличие веры в собственные силы, оптимизм, эго-защитное поведение, отсутствие склонности к поведению по типу А, отсутствие иррациональных установок и т. д. Для диагностики данных качеств в психологии существует традиционный набор методик, хорошо известных каждому практическому психологу.

Многие исследователи отмечают также, что важным фактором стрессоустойчивости являются образ жизни и качество жизни, влияющие на развитие и сохранение ресурсов. В связи с этим целесообразно упомянуть о таких методиках, как «Анализ стиля жизни» (Бостонский тест на стрессоустойчивость), тест «Здоровое поведение», опросник качества жизни ВОЗКЖ-ЮО, разработанный Всемирной организацией здравоохранения, и др.

5.2. Диагностика копинг-поведения в стрессовых ситуациях.
Центральный аспект современных теорий стресса — концептуализация процессов преодолевающего поведения как стабилизирующего фактора, помогающего человеку адаптироваться в трудных ситуациях. В настоящее время концепция преодолевающего поведения получила широкое признание среди психологов различных направлений, что привело к разработке надежного диагностического инструментария, позволяющего измерить как сам процесс копинга, так и его результат. Для этого используются следующие методики:

  1. диагностика предпочитаемых копинг-стратегий (Э. Хейм, в адаптации JI. И. Вассермана);
  2. опросник «Копинг-стратегии» Р. Лазаруса;
  3. опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (SACS) С. Хобфолла;
  4. опросник SVF120 «Преодоление трудных жизненных ситуаций» В. Янке и Г. Эрдманна (адаптация Н. Е. Водопьяновой);
  5. опросник «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (С. Норман, Д. Эндлер, Д. Джеймс, М. Паркер, в адаптации Т. Л. Крюковой и др.).

Информация, полученная в результате диагностических исследований, может явиться надежным фундаментом для осознания наших взаимоотношений со стрессом и выработки эффективных стратегий совладания с ним.

Нормативные значения тесты профессионального выгорания

Компонент

Крайне низкие

Низкие значения

Средние значения

Высокие значения

Крайне высокие

«Психоэмоциональное истощение»

0 -10

11 — 20

21 — 30

31 — 40

41 — 54

«Деперсонализация» (личностное отдаление)

0 — 5

6 — 11

12 — 17

18 — 23

24 – 30

«Редукция личных достижений» (профессиональная мотивация)

39 – 48

0 — 8

29 – 38

9 — 18

19 – 28

9 – 18

29 — 38

0 – 8

39 — 48

Психическое выгорание

0 — 23

24 — 49

50 — 75

76 — 101

102 — 132

Для подсчета индекса «психического выгорания» значения по всем трём компонентам («психоэмоциональное истощение», «деперсонализация», «редукция личных достижений») ссумируются. Однако по третьему компоненту «Редукция личных достижений» при определении итогового индекса используются его обратные значения (в таблице они указаны жирным шрифтом).

Методики на определение актуального уровня стресса, выраженности нервно-психической напряженности и тревожности.

К этой группе методик можно отнести:

  1. опросник Т. А. Иванченко, М. А. Иванченко, Т. П. Иванченко «Инвентаризация симптомов стресса»;
  2. методику для выявления подверженности стрессу Т. А. Немчина и Дж. Тейлора;
  3. шкалу психологического стресса PSM-25 Лемура-Тесье-Филлиона;
  4. тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона;
  5. комплексную оценку проявлений стресса Ю. В. Щербатых;
  6. тест «Степень напряженности» И. А. Литвинцева;
  7. методику экспресс-диагностики уровня психоэмоционального напряжения (ПЭН) и его источников О. С. Копниной, Е. А. Суслова, Е. В.Заикина и др.

Поскольку стресс сопровождается переживанием тревоги и нервно-психического напряжения, в эту же группу можно отнести блок методик, направленных на диагностику тревожности:

  1. опросник Т. А. Немчина «Определение нервно-психического напряжения»;
  2. шкала самооценки тревоги В. Цунга;
  3. шкала ситуативной тревожности Ч. Д. Спилбергера;
  4. опросник иерархической структуры актуальных страхов (ОАС) Ю. В. Щербатых.

Диагностика стресса.

Направления психодиагностики, отбор конкретных методик и условия их применения зависят, прежде всего, от концептуальной основы деятельности специалиста, проводящего диагностику, от направленности его работы, полученного запроса, цели проведения диагностики, от конкретной ситуации.

Сложности, существующие в области изучения стрессового поведения, отразились и на подходах к классификации методов психодиагностики стресса. Из множества представленных в науке и практике методик, предлагаемых специалистами по работе в области стресса, можно выделить, в соответствии с целью и предметом исследования, несколько классов:

Накопленный стресс.

Возможно за прошлый год по шкале стресса Вы набрали немного баллов.

Если Вы в тот год Вы не предпринимали никаких усилий для снятия стресса и психологической реабилитации. Если Вы последние 3 года мало отдыхали, есть повод думать, что у Вас Синдром Накопленного Стресса.

Итак, если за предыдущий год вы набрали более 300 баллов по шкале стресса или Вы подозреваете у себя синдром накопленной усталости, Вам нужно предпринять меры по самовосстановлению и накоплению сил.

Комплекс мероприятий по быстрому выходу из стресса:

Возьмите срочный отпуск не менее 30 дней и посетите санаторий, дом отдыха или поезжайте в деревню.

Исключите из информационного рациона телевизор, особенно новости и Интернет. Разве что блог психолога счастья посещайте пару раз в неделю.

Приобретите аудио-курс психолога счастья по укреплению энергетики «Исцеление Души».

Закажите онлайн-сеанс с психологом счастья по Skype.

Примите решение быть счастливым и наслаждаться жизнью.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: