Тест на межличностную зависимость (любовную, от партнера, в детско-родительских отношениях). методика р. гиршфильда, адаптация о.п. макушиной

Зачем нужен тест на совместимость

Многие люди задают себе вопрос, а стоит ли вообще проходить этот тест, какой смысл тратить столько времени на ответы на вопросы. Если вы хотите построить долгосрочные и серьезные отношения, тест на совместимость поможет вам найти тех, кто подходит вам так же оптимально, как и вы им. И вас не будут ждать сильные разочарования, когда закончится фаза первой влюбленности.

Такой тест на совместимость предлагает сайт знакомств eDarling.ru. В Европе сайт существует давно и гордится своими успехами — счастливыми парами, которые нашли друг друга благодаря сайту и счастливы вместе. Тест был разработан в сотрудничестве со специалистами в области отношений и опирается на результаты исследований современной психологии личности.

Найдите свободное время и запланируйте примерно двадцать пять минут на ответы. Тест на совместимость заполняется в рамках регистрации, он содержит около 200 вопросов, после чего вам будут предложены кандидаты для знакомства, которые подходят по характеру именно вам, и вы сможете увидеть их и свои результаты теста по пяти основным факторам личности.

Вам может быть интересно:

► Новый психологический портрет: узнайте себя лучше! ► Пять факторов личности: Эмоциональность

Основная часть. Упражнение «Совместное творчество» (20 мин)

Инструкция: Родитель и ребенок превращаются в строителей. Заранее изготавливаете из бумаги кирпичи (вырезать прямоугольники). Родителю и ребенку необходимо построить дом из кирпичей. При этом на каждом кирпиче необходимо написать либо нарисовать то, что необходимо для крепкого надежного дома. При этом под домом подразумевается семья

Например: послушание, помощь, любовь, забота, внимание и т. д

Кирпичи приклеиваются на ватман.

Упражнение «Каракули» (10мин) .

Цель: сплочение членов семьи и участников группы.

Инструкция: на стол кладется полуватман, участники располагаются вокруг стола. Каждый берет себе один фломастер (цвета не должны повторяться). Далее участники быстро рисуют на листе каракули – беспорядочные, непрерывные линии. Затем каждый, по очереди, пытается, исходя из собственных представлений, дорисовать созданные каракули. Путешествие рисунка из рук в руки продолжается до тех пор, пока каждый не решит, что ему больше нечего к нему дорисовывать.

Обсуждение упражнения.

1. Что участники группы видят на рисунке?

2. Можно ли увидеть какие-либо сюжеты или образы, отражающие настроение участников или взаимоотношения в семье?

Тест на то, что отношения себя исчерпали

Простым тестом тут выступает совестное времяпрепровождение. Попробуйте предложить партнеру сделать что-то вместе в свободное время. Энтузиазм с противоположной стороны — это хороший знак. Просьба перенести совместный отдых на другой раз — признак того, что ваша вторая половинка занята и устала. А вот категорический отказ расслабляться вместе или постоянные отговорки на протяжении многих недель являются тревожным сигналом.

В отношения входит не только любовь, но и быт. Попробуйте поговорить о серьезных бытовых делах с вашим парнем или девушкой. Обсудите покупку чего-либо, ремонт квартиры и проч. Нежелание говорить, насмешки и уход от темы косвенно подтверждают, что вы не нужны своему избраннику. В нормальных отношениях строительство собственного быта должно восприниматься положительно.

Не стоит проверять любовь на прочность часто. Многие признаки холодности в ваш адрес могут быть надуманными. Разбирайтесь в чувствах, анализируйте поведения партнера и пытайтесь рассмотреть ситуацию всесторонне. Это единственный путь к точному определению проблемы.

Раздражение, как признак конца отношений

Влюбленные люди имеют привычку идеализировать своего избранника. Когда чувства проходят, создается обратный эффект. Предметами раздражений и споров становятся:

  • Походы в магазин;
  • Вынос мусора;
  • Расположение вещей в шкафу;
  • Общение с друзьями;
  • Работа и многое другое.

Если вы понимаете, что большая часть отраслей жизни второй половинки вас раздражает, значит, теплые чувства похолодели. Тоже может быть и в обратном порядке, если вы раздражаете возлюбленного. Частью этой проблемы может стать недоверие. При захождении совместной жизни в тупик складывается иллюзия постоянного вранья. Люди начинают подозревать друг друга, как в изменах, так и в экономических или бытовых махинациях. В итоге, жизнь превращается в детективный сериал.

Как быть и что делать?

Расставания являются банальным процессом в отношений. Не стоит бояться разрыва, если отношения закончились. Искусственное сохранение любви навредит вам обоим.

Но нет необходимости и рушить все сразу. Многие люди не перестают любить друг друга даже после сильных скандалов и измен. Попытайтесь разобраться в происходящем. Побудьте какое-то время в одиночестве. Сделайте попытку вернуть все назад. Только в случае неудачи можно думать о разрыве.

Понять что отношения исчерпали себя можно по-разному. Но главное — это уметь прислушиваться к своим чувствам. Все зависит от вас и вашего партнера, а не от тестов, психологов и друзей. Определяйте для себя приоритеты, подбирайте наиболее приемлемые решения. Комплексный подход позволит найти оптимальный выход из любой душевной ситуации.

Долгие и безоблачные отношения – это живая мечта многих женщин. Но в жизни не всегда события развиваются согласно задуманному сценарию, а отношения оказываются короткими, хоть и яркими.

Но как понять, что отношения исчерпали себя? Как не хвататься за тонкую соломинку сохранения того, что уже разрушено? Последовать старому бабушкиному совету «стерпится — слюбится» или попытаться «реанимировать» былую страсть?

Основная часть. Упражнение «Коллаж семьи» (30мин) .

Цель: Сплочение членов семьи.

Инструкция : родитель и ребенок совместно выполняют коллаж своей семьи, используя вырезки из журналов

Обсуждение упражнения (10 мин) .

Каждая семья представляет свой коллаж. Остальные члены группы могут задавать уточняющие вопросы.

Упражнение «Репортер» (20 мин) .

Цель: «Исследование межличностных отношений в семье».

Инструкция : ребенок выходит в центр круга. Мама в роли репортера: « Представь себе, что сейчас по телевизору выступает твоя мама и ей репортер задает вопросы о ее ребенке, то есть о тебе. Но сейчас ты будешь выступать в роли своей мамы и попробуешь ответить на вопросы о тебе, так, как бы отвечала твоя мама. Для ввода в роль ребенку задаются вопросы об имени (он должен представиться именем мамы), о профессии, возрасте. Затем репортер спрашивает ребенка непосредственно о нем самом.

Примерный перечень вопросов: «Скажите, у Вас есть ребенок, как зовут, сколько ему лет?», « Расскажите, какой у Вас ребенок?», «Чем Вы любите заниматься вместе?», «Представьте, что Вас сейчас смотрит ребенок, что бы Вы ему сказали?». В роли опрашиваемого должен побывать каждый ребенок, если у вас их двое или трое детей. Затем в центр круга вызывается родитель и он отвечает на вопросы о маме из роли ребенка. Перечень вопросов примерно такой же.

Обсуждение упражнения (10 мин ).

ИЗУЧЕНИЕ МАЛОЙ ГРУППЫ

Для изучения структуры малой группы, будь то
рабочий коллектив, класс или команда, в
социальной психологии нередко используется
процедура социометрии, впервые предложенная Дж.
Морено. Однако при исследовании
социометрических структур отдельные члены
группы, приобретая определенный статус,
воспринимаются как некая абстракция, безликая
единица

Высвеченная социометрией структура
группы отвечает лишь на вопрос: какова эта
структура, кто оказался в какой роли, в то
время как очень важно понять, почему
именно так сложилась структура отношений и какие
личности ее сформировали. Именно на эти вопросы
позволяют дать ответ результаты тестирования
ДМО.
После того как испытуемый оценит себя и свое
идеальное Я, предлагается оценить таким же
образом всех членов группы

Испытуемый должен
обозначить среди них того, кого считает
фактическим лидером, затем — наилучшего для
сотрудничества и наихудшего для сотрудничества
члена группы, наилучшего для приятельских
отношений и наименее подходящего для этой роли.
Такое исследование проходит каждый член группы,
оценивая себя и свой идеал, затем —
конъюнктивные (притягивающие) и дизъюнктивные
(разделяющие, отталкивающие) выборы как в плане
сотрудничества, так и в плане дружеских
отношений, а также выделяя наиболее сильную,
инициативную, лидирующую личность в группе.
Анализ полученных данных позволяет сделать
выводы о сложившейся структуре отношений, о
взаимных притяжениях и отталкиваниях.

Анкета «Что мы знаем о своем ребенке?»

Ответьте на предложенные вопросы, имея в виду себя. Дайте  ребенку возможность ответить на предложенные вопросы, сравните ответы и проанализируйте результаты.

Вопросы для размышления.

  1. Что означает имя вашего ребенка?
  2. Что он предпочитает делать в свободное время?
  3. Любимое словесное выражение вашего ребенка?
  4. О чем он чаще всего задает вопросы?
  5. От чего ребенок приходит в восторг?
  6. Чем можно его огорчить?
  7. Легко ли он поддается убеждению?
  8. Что предпочитает читать?
  9. Любимый фильм вашего ребенка?
  10. Любимое блюдо вашего ребенка?
  11. Любимый цвет вашего ребенка?
  12. Что с удовольствием он делает?
  13. Много ли у него друзей?
  14. Охотно ли он посещает школу?
  15. Чему бы вы хотели научиться у вашего ребенка?
  16. Чему ребенок может научить вас, своих родителей?

Чем больше у Вас процент совпадения ответов с мнением  ребёнка, тем более гармоничные у вас отношения. Если у Вас мал процент совпадения, задумайтесь над тем, что необходимо изменить и улучшить.

  1. рефлексия

Обмен чувствами, впечатлениями от занятия (10)

Ритуал прощани

Занятие № 9

Тема: Завершение группы. Подведение итогов.

  1. Разминка.

Любимые игры.

     Инструкция: психолог спрашивает детей о том, в какие игры они хотели бы поиграть со своими родителями. Это могут быть игры, в которые играли на занятиях, так и новые придуманные детьми. Группа играет в предложенные игры (30мин)

  1. Основная часть.

Упражнение «Ассоциации» (3-5 минут)

 Наша цель воспитать счастливого ребенка. Кто может воспитать счастливого ребенка. Кто такой счастливый ребенок? Кто такой эффективный родитель? На эти вопросы мы ответим, поработав в группах.

 Инструкция: группа делится на 2 команды.

 1 команда: Напишите свои ассоциации, когда вы слышите слово «счастливый ребёнок».

 2 команда: Напишите свои ассоциации, когда вы слышите слово «эффективный родитель»

 Обсуждение.

Самые важные учителя для детей – родители. Родительский дом – это первая школа для ребенка. Семья оказывает огромное влияние на то, что малыш будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Сколько бы человек не прожил, он время от времени обращается к опыту из детства, к жизни в семье: «чему меня учили отец и мать».

     Упражнение «Если бы » (все участники сидят в кругу).

     Инструкция: тренер обращается сначала ко всем взрослым и просит их немного пофантазировать: что было бы, если бы они на миг стали детьми – дочками и сыновьями, а их дети, которые присутствуют на занятии, стали бы их родителями. Затем тренер передает мяч по кругу и просит взрослых по очереди сказать буквально по одному предложению, чтобы они хотели сделать в этой ситуации или иметь и т.д. Если сидящий рядом ребенок хочет спросить маму о чем – либо, он может это сделать. Мама отвечает одним предложением.

     Затем тренер просит детей ответить на вопрос, что было бы, если бы они стали мамами и папами (10 мин)

  1. Диагностическая часть.

Родители заполняют анкету участника тренинга и оценивают по 5-ти  бальной шкале свои взаимоотношения с детьми. Родители совместно с детьми рисуют молча на одном листе (30мин)

     Завершение группы. Подведение итогов (10 мин)

Заключительное слово ведущего.

 Сегодня мы с вами завершаем наши занятия. Вместе мы прошли какой-то отрезок пути, успели привыкнуть друг к другу, подружиться. Каждая  семья уникальна по-своему и мне хотелось бы как-то по-особенному отметить вклад каждой диады в наш групповой процесс.

Награждение участников грамотами и фотографиями .

Обмен чувствами, впечатлениями от данного цикла занятий (10 мин)

Прощание.

Подготовила педагог-психолог                                               Т.А. Моторо

Список литературы:

1.Ананенко,  М.Г. Реабилитационная работа с семьёй: методическое пособие/ М.Г. Ананьев Минск. Белстан. 2011 — 69 с.

2.Богданович О.Н. Будущим творцам семейного счастья: Мозырь ООО ИД «Белый ветер», 2009 г.

3. Грецов, А.Г. Тренинг общения для подростков. СПб.: Питер, 2008.- 160с.:ил.

4.Гринберг С.Н., Савельева Е.В., Вараева Н.В., Лобанова М.Ю. Приёмная семья: психологическое сопровождение и тренинги. – СПб.:Речь,2007. – 352с.

5. Маглыш В.А. Организация и содержание работы с кандидатами в усыновители, 2005

6.Мартынова, В.В.Социально-педагогическая работа с семьёй:пособие для социальных педагогов учреждений образования,
 специалистов органов управления образованием/В.В. Мартынова, А.Н. Ходосок. – Минск: Нац. ин-т образования, 2010. – 216с.

7.Педагогика и психология семейного воспитания/М. П. Осиповой. – Минск: ИВЦ Минфина, — 2008. –  360с.

Проведение диагностики стиля родительских отношений

Диагностика может быть как индивидуальной, так и групповой. Рекомендуемое время работы взрослых с бланками — 20 минут. Проводится тестирование по следующему алгоритму:

Экспериментатор выдаёт опросник и бланк для ответов.
Затем инструктирует испытуемого: «Перед вами 115 утверждений. Задача такова: отметить на бланке один наиболее подходящий, на ваш взгляд, вариант ответа

«А» означает «абсолютно согласен», «а» — «больше согласен, чем не согласен», «б» — «больше не согласен, чем согласен», «Б — совершенно не согласен»».
Организатор должен обратить внимание тестируемого на то, что обдумывать ответы долго не стоит. Также следует предвосхитить замечания испытуемого о схожести некоторых вопросов (цель таких заданий — установить мельчайшие разногласия в воспитании детей).
После завершения работы участника диагностики и по прошествии отведённого времени экспериментатор забирает бланк для дальнейшего анализа.

Завершение группы.

Подведение итогов занятия. Обмен чувствами, впечатлениями от занятия.

Занятие № 2. (совместно дети с родителями) «Кинетический рисунок семьи»

Р. Бернс. С. Кауфман нарисовать всех членов своей семьи, включая себя самого, занятых каким-либо делом.

Тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бернса и С. Кауфмана дает информацию о субъективной семейной ситуации ребенка. Он помогает выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка, показывает, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них. Используя тест КРС, следует иметь в виду, что каждый рисунок является творческой деятельностью, не только отражающей восприятие своей семьи, но и позволяющей ребенку анализировать, переосмыслять семейные отношения. Поэтому рисунок семьи не только отражает настоящее и прошлое, но также направлен на будущее: при рисовании ребенок интерпретирует ситуацию, по-своему решает проблему актуальных семейных отношений.

Тест КРС состоит из 2 частей: рисование своей семьи и беседы после рисования.

Для выполнения теста ребенку дается стандартный лист бумаги для рисования, карандаш и ластик.

Инструкция : «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы каждый занимался каким-нибудь делом». На все уточняющие вопросы следует отвечать без каких-либо указаний, например: «Можешь рисовать, как хочешь». Во время рисования следует записывать все спонтанные высказывания ребенка, отмечать его мимику, жесты, а также фиксировать последовательность рисования.

После того, как рисунок закончен, ответьте письменно на вопросы:

1) кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи;

2) где работают или учатся члены семьи;

3) как в семье распределяются домашние обязанности;

4) каковы взаимоотношения ребенка с остальными членами семьи.

Когда все закончите, пришлите мне рисунки с описанием на почту.

ОЦЕНКА УЧИТЕЛЮ

При попытке выявить оценку учащимися своих
учителей в эксперименте, проведенном в одной
из московских школ, было обнаружено следующее.
В целом образ идеального учителя у большинства
учащихся характеризовался высоким альтруизмом,
ответственно-великодушным стилем
межличностного поведения в сочетании с чертами
лидерства и способностью к сопереживанию (VIII, VII и
I октанты). Обычно такими оценками учащиеся
удостаивали наиболее опытных педагогов с
большим стажем работы.
Учителя, использующие императивно-дидактический
стиль, наделялись большей агрессивностью (III
октант); формально хорошо выполняющие свою
работу, но несколько дистантные по стилю
поведения учителя получали оценку с
преобладанием II октанта (сноб, нарцисс,
самодостаточная личность).
Женщина-педагог чаще идеализировалась учениками
мужского пола, в то время как мужчина-педагог
чаще ученицами-девочками. По данным ДМО, это
проявлялось преобладанием баллов VIII октанта
(великодушие, альтруизм) при оценке личности
обожаемого педагога.
Образ малоуважаемого, низко оцениваемого в
профессиональном плане учителя отражался в
психограмме ДМО пустыми (незаштрихованными) VIII и
VII октантами, что свидетельствовало о
констатации отсутствия у него альтруизма и
способности к сопереживанию в мнении учащихся.
Итак, применение ДМО при дифференцированном
выборе воспитательных мер удобно из-за простоты
и лаконичности. Однако, учитывая незащищенность
методики перед лицом мотивационных искажений и
субъективизма самооценки, следует использовать
в дополнение к нему ИТО, метод цветовых выборов,
тест Сонди и другие психодиагностические
методики.
На сегодняшний день с уверенностью можно
сказать, что тест ДМО является весьма
эффективным инструментом психодиагностического
исследования, нашедшим свое применение в самых
различных сферах прикладной психологии, в том
числе в повседневной работе школьного психолога.

ОПРОСНИК

Опросник методики представлен в виде 128
характеристик. Испытуемый должен на
регистрационной сетке (см. с. 7) зачеркивать
крестом номера, соответствующие тем чертам,
которые он у себя находит, оставляя
незачеркнутыми остальные номера. При этом
испытуемому предлагается придерживаться
следующей инструкции: Перед вами опросник, содержащий различные
характеристики. Следует внимательно прочесть
каждую и подумать, соответствует ли она вашему
представлению о себе
. Если да, то перечеркните
крестом соответствующую порядковому номеру
характеристики цифру в сетке регистрационного
листа. Если нет, то не делайте никаких пометок на
регистрационном листе. Постарайтесь проявить
максимальную внимательность и откровенность,
чтобы избежать повторного обследования. Итак,
какой вы человек?
На следующем этапе исследования испытуемый
заполняет этот же опросник относительно своего
идеала (идеальный человек тот, который…).

Я — ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ:

1. Умеет нравиться
2. Производит впечатление на окружающих
3. Умеет распоряжаться, приказывать
4. Умеет настоять на своем
5. Обладает чувством достоинства
6. Независимый
7. Способен сам позаботиться о себе
8. Может проявить безразличие
9. Способен быть суровым
10. Строгий, но справедливый
11. Может быть искренним
12. Критичен к другим
13. Любит поплакаться
14. Часто печален
15. Способен проявлять недоверие
16. Часто разочаровывается
17. Способен быть критичным к себе
18. Способен признать свою неправоту
19. Охотно подчиняется
20. Покладистый
21. Благодарный
22. Восхищающийся и склонный к подражанию
23. Уважительный
24. Ищущий одобрения
25. Способный к сотрудничеству, взаимопомощи
26. Стремится ужиться с другими
27. Доброжелательный
28. Внимательный и ласковый
29. Деликатный
30. Ободряющий
31. Отзывчивый к призывам о помощи
32. Бескорыстный
33. Способен вызывать восхищение
34. Пользуется у других уважением
35. Обладает талантом руководителя
36. Любит ответственность
37. Уверен в себе
38. Самоуверен и напорист
39. Деловитый, практичный
40. Соперничающий
41. Стойкий и крутой, где надо
42. Неумолимый, но беспристрастный
43. Раздражительный
44. Открытый и прямолинейный
45. Не терпит, чтобы им командовали
46. Скептичен
47. На него трудно произвести впечатление
48. Обидчивый, щепетильный
49. Легко смущается
50. Неуверенный в себе
51. Уступчивый
52. Скромный
53. Часто прибегает к помощи других
54. Очень почитает авторитеты
55. Охотно принимает советы
56. Доверчив и стремится радовать других
57. Всегда любезен в обхождении
58. Дорожит мнением окружающих
59. Общительный и уживчивый
60. Добросердечный
61. Добрый, вселяющий уверенность
62. Нежный и мягкосердечный
63. Любит заботиться о других
64. Щедрый
65. Любит давать советы
66. Производит впечатление значительности
67. Начальственно-повелительный
68. Властный
69. Хвастливый
70. Надменный и самодовольный
71. Думает только о себе
72. Хитрый
73. Нетерпим к ошибкам других
74. Расчетливый
75. Откровенный
76. Часто недружелюбен
77. Озлоблен
78. Жалобщик
79. Ревнивый
80. Долго помнит обиды
81. Самобичующий
82. Застенчивый
83. Безынициативный
84. Кроткий
85. Зависимый, несамостоятельный
86. Любит подчиняться
87. Предоставляет другим принимать решения
88. Легко попадает впросак
89. Легко поддается влиянию друзей
90. Готов довериться любому
91. Благорасположен ко всем без разбора
92. Всем симпатизирует
93. Прощает все
94. Переполнен чрезмерным сочувствием
95. Великодушен и терпим к недостаткам
96. Стремится помочь каждому
97. Стремящийся к успеху
98. Ожидает восхищения от каждого
99. Распоряжается другими
100. Деспотичный
101. Относится к окружающим с чувством
превосходства
102. Тщеславный
103. Эгоистичный
104. Холодный, черствый
105. Язвительный, насмешливый
106. Злой, жестокий
101. Часто гневлив
108. Бесчувственный, равнодушный
109. Злопамятный
110. Проникнут духом противоречия
111. Упрямый
112. Недоверчивый и подозрительный
113. Робкий
114. Стыдливый
115. Услужливый
116. Мягкотелый
117. Почти никому не возражает
118. Навязчивый
119. Любит, чтобы его опекали
120. Чрезмерно доверчив
121. Стремится снискать расположение каждого
122. Со всеми соглашается
123. Всегда со всеми дружелюбен
124. Всех любит
125. Слишком снисходителен к окружающим
126. Старается утешить каждого
127. Заботится о других
128. Портит людей чрезмерной добротой

Шаги

Часть 1

Подумайте о том, как вы общаетесь друг с другом

Обратите внимание на частоту ссор с вашей второй половинкой. Ссоры могут быть здоровым и продуктивным способом общения

Однако постоянные ссоры, на которые вы тратите большую часть времени, являются признаком приближающегося конца отношений

Ссоры могут быть здоровым и продуктивным способом общения. Однако постоянные ссоры, на которые вы тратите большую часть времени, являются признаком приближающегося конца отношений.

Обратите внимание на то, как часто вы обсуждаете ваши чувства

Важной частью отношений является выражение ваших чувств и потребностей, а также понимание чувств и потребностей партнера. Если вам кажется, что ваш партнер не разделяет ваших чувств, и вы при этом не понимаете чувств партнера, в таком случае ваши отношения находятся на грани разрыва

Если вам кажется, что ваш партнер не разделяет ваших чувств, и вы при этом не понимаете чувств партнера, в таком случае ваши отношения находятся на грани разрыва

Важной частью отношений является выражение ваших чувств и потребностей, а также понимание чувств и потребностей партнера. Если вам кажется, что ваш партнер не разделяет ваших чувств, и вы при этом не понимаете чувств партнера, в таком случае ваши отношения находятся на грани разрыва

Обратите внимание на то, как вы оба говорите о будущем. Отказываясь говорить о совместном будущем, вы тем самым демонстрируете нежелание быть с вашим партнером в отношениях длительное время

Это также может означать, что вы не представляете партнера в вашей жизни, и поэтому пришло время его отпустить

Отказываясь говорить о совместном будущем, вы тем самым демонстрируете нежелание быть с вашим партнером в отношениях длительное время. Это также может означать, что вы не представляете партнера в вашей жизни, и поэтому пришло время его отпустить.

  • Если вы никогда не говорили о свадьбе или не обсуждали желание иметь детей, в таком случае вы, вероятно, не созданы друг для друга.
  • Задержка с ответом на приглашение на свадьбу вашего друга и неторопливость в составлении планов на отпуск или совместное проведение праздников может свидетельствовать о неуверенности по поводу возможности настолько длительных отношений, так что, скорее всего, пришло время их прекратить.

Основная часть. Упражнение «Неожиданные картинки» (30 минут).

Участники сидят в кругу.

Цель: Повышение групповой сплоченности.

Каждому участнику берет лист бумаги и фломастер.

Инструкция :

1. «Возьмите лист бумаги и подпишите свое имя с обратной стороны. Потом начните рисовать какую-нибудь картинку (участники рисуют в течение 2-х минут).

2. Через 2 минуты перестаньте рисовать и передайте начатый рисунок своему соседу слева. Возьмите тот лист, который передаст вам ваш сосед справа и продолжите рисовать начатую им картину (2минуты).

3. Через 2 минуты снова передайте свой рисунок соседу слева, продолжайте рисовать.

В конце упражнения каждый участник получает ту картину, которую он начал рисовать.

Обсуждение упражнения.

Разминка. Упражнение «Зеркало» (10 мин) .

Инструкция участники становятся лицом друг к другу. Один — «зеркало», второй – человек, стоящий перед ним. Человек показывает разные движения, зеркало должно как можно точнее повторить их. Затем игроки меняются ролями: те, кто был «зеркалом», становится человеком, а человек – «зеркалом».

Упражнение «Построение» (5 мин) .

Инструкция ведущий задает какой- либо признак для построения, участники должны за определенный промежуток времени выполнить его за 1 мин.

-построение в шеренгу по росту;

-по цвету глаз (в начале- темноглазые, в конце- светлоглазые);

-по размеру обуви.

Упражнение «Домик» (15 мин) .

Инструкция участникам дается задание нарисовать свою семью в виде домика и подписать, какая часть дома символизирует какого члена семьи. Например, крыша — папа, фундамент — мама , окошко — ребенок и т.д.

Обсуждение упражнения.

  1. Почему тот или иной член семьи выбран этой частью дома.

Тренер расшифровывает обозначения частей домика: фундамент-это основание дома, тот член семьи, на ком все держится и на кого все давят. Крыша- тот член семьи, который отвечает за безопасность. Стены — несущая конструкция дома, без этого члена семьи все рухнет. Окна- это тот член семьи, ради которого все делается(чаще всего окна- это дети), труба- тот член семьи, который отвечает за эмоциональные отношения в семье. Двери — контакты.

Основная часть. Упражнение «Выслушай другого» (20 мин).

Родители делятся на пары и садятся напротив друг друга.

Инструкция сначала один выражает свое мнение по поводу заданной темы, а второй внимательно слушает, стараясь запомнить сообщаемую информацию. Затем пересказать как можно ближе к тексту. Ключевые слова: «как я понимаю», «другими словами, ты считаешь», «если я тебя правильно поняла». Затем пары меняются местами.

Пример темы для обсуждения: «Трудности и проблемы в воспитании ребенка».

Обсуждение упражнения.

  1. Получилось ли «хорошо» слышать другого (10 мин)

Информационная часть.

Информирование родителей включает рассказ о том, какое может быть слушание – пассивное (безмолвное) и активное (рефлексивное). Активное слушание создает отношения теплоты, родители могут «влезть в шкуру ребенка», у детей появляется желание прислушаться к мнению родителей.

Приемы активного слушания:

  1. Пересказ – изложение своими словами того, что сказал собеседник; уточнение – направлено на выяснение, конкретизацию чего-то («Ты сказал, что это происходит давно, а как давно это происходит»);
  2. Отражение чувств – проговаривание чувств, которые испытывает другой человек («Мне кажется ты обижен»);
  3. Проговаривание подтекста – это проговаривание того, о чем хотел бы сказать собеседник, дальнейшее развитие мыслей собеседника (у фразы: «Мама, а ты не заметила какую уборку я сегодня сделал», подтекст может быть таким: «Ты бы меня похвалила»);
  4. Резюмирование используется в продолжительных беседах («Итак, мы договорились с тобой»).

Правила хорошего слушания:

  1. Слушай внимательно, обращай внимания не только на слова, но и на невербальные проявления собеседника (мимика, жесты, поза).
  2. Проверяй, правильно ли ты понял слова собеседника, используя приемы активного слушания.
  3. Не давай советов.
  4. Не давай оценок (15 мин).

Упражнение: «Слушать чувства»(15 мин).

Инструкция зачитываем какое-то сообщение от имени ребенка, а задача родителя сформулировать в утвердительной форме те чувства, которые они услышали в этом сообщении.

Примеры сообщений.

  1. «Я больше никогда не буду играть с Олей, она плохая.
  2. «У меня завтра контрольная».
  3. «Все дети пошли к морю. Мне не с кем играть».
  4. «Математика очень трудная. Я слишком глупый, чтобы в ней разобраться».

Далее родители, по очереди, называют сообщение, а остальные формулируют чувства.

Основная часть. Информация для родителей.

«Ты – сообщения» часто нарушают процесс общения, так как вызывают у ребенка чувство обиды и горечи, создают впечатление, что прав всегда родитель.

Примеры «Ты — сообщений»: «Ты всегда оставляешь грязь после себя». «Прекрати это делать». «Тебе сто раз нужно повторять одно и тоже и т.д.

«Я – сообщения» являются более эффективным способом в плане влияния на ребенка с целью изменения его поведения, которое родитель не приемлет. Для примера возьмем схему сообщения для родителя, который устал и не желает играть со своим сыном.

«Ты – сообщение».

Родитель устал – « Ты меня утомил» — Реакция ребенка « Я – плохой».

« Я — сообщение».

Родитель устал – «Я очень устал» — Реакция ребенка – Папа устал.

Знакомство родителей с моделью «Я — сообщений».

«Я – сообщение включает в себя 3 основных компонента:

  1. Описание ситуации (когда, если), вызвавшей напряжение.
  2. Точное называние своего чувства в этой ситуации (Я чувствую).
  3. Предпочитаемый вами исход (Мне хотелось бы).

Пример: « Когда я вижу грязь на полу, мне становится очень обидно. Я бы очень хотела, чтобы ты снимал ботинки в коридоре».

Практическая часть.

Упражнение № 1

(Все сидят в кругу). Родители работают со схемами «Я — сообщения» (см. Приложение № 2).

Инструкция один из родителей описывает какой-то факт поведения ребенка, который для него неприемлем, остальные формулируют «Я — сообщения» и затем предъявляют в кругу (15 мин).

Упражнение №2.

Инструкция один из родителей – ребенок, второй – его мама. Проговаривают приготовленное заранее «Ты сообщение» родителю – «ребенку», а задача второго участника в паре переформулировать его в «Я — сообщение».

Затем участники меняются ролями.

Примеры «Ты — сообщения».

«С тобой бесполезно что-то обсуждать, никогда ничего не слушаешь».

«Уроки ты сделать не можешь, комнату убрать свою не можешь. Ты сам вообще что-то можешь?»

«Сколько раз тебе говорить, чтобы ты мыл руки после улицы» (15 мин)

Обсуждение упражнения.

  1. Какие чувства Вы испытывали в роли ребенка, когда Вам предъявлялось «Ты — сообщение». Что хотелось сделать или ответить?
  2. Трудно ли было формулировать «Я — сообщения», если да, то в чем состояла эта трудность? (10 мин)
  1. Информация для родителей.

«Временной» или «постоянный» язык.

Примеры фраз на постоянном языке: «Ты всегда играешь, а не занимаешься». «Все время опаздываешь». «Вечно ты бросаешь вещи, где попало».

Примеры фраз на временном языке: «Сегодня твои вещи лежат не на месте». «Ты играешь уже 1,5 часа, а занимался только 10 минут», «Ты опоздал сегодня на 15 минут» (5 мин).

Упражнение № 1 (все сидят в кругу).

Инструкция: каждый из родителей, по очереди, придумывает или вспоминает фразу на постоянном языке, которую он наиболее часто произносит в отношении своего ребенка или членов семьи, а остальные участники переформулируют ее на временной язык (10мин)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: