Копинг-тест лазаруса

Копинг-стратегии в стрессовых ситуациях

Выделяют 8 основных копинг-стратегий в стрессовых ситуациях, которые используют люди. Классификация по Фолкману и Лазарусу:

  1. Составление плана действий, использование анализа ситуации, чтобы ее решить.
  2. Конфронтационный копинг, когда человек наполняется агрессией и направляет ее на тех, кто стал причиной его проблем. Он готов рисковать и проявлять враждебность.
  3. Принятие ответственности на себя за возникновение ситуации и готовность ее самостоятельно устранять.
  4. Поиск поддержки у окружающих людей.
  5. Переоценка ситуации, стремление изменить свое отношение к стрессовому событию, приложение усилий по изменению своего эмоционального настроя.
  6. Попытки совладать со своими эмоциями и контролировать поведение.
  7. Бегство, избегание, попытки игнорировать наличие проблемы.
  8. Дистанцирование, сведение значимости ситуации к минимуму.

Выведите человека на эмоции – и он ваш! Очень легко манипулировать, переубеждать, влиять, провоцировать, занижать самооценку человеку, который эмоционирует. И речь идет как о негативных эмоциях, так и о позитивных. Пока человек испытывает эмоции, на него можно влиять. И неподвластным становится лишь тот, кто спокоен, равнодушен, не испытывает никаких эмоций.

Выведите человека на эмоции – и он ваш! Когда вам оказывают помощь, вы ведь испытываете желание отблагодарить своего помощника? Вы находитесь на эмоциях. И человек, который вам помог, получает от вас то, что ему нужно. Когда мужчина делает женщине подарки, она тоже находится на эмоциях, желая порадовать своего кавалера в ответ. Когда женщина радует мужчину, делает ему массаж или занимается с ним сексом так, как ему хочется, тогда он начинает испытывать к ней ответное желание ее осчастливить.

Все это считается нормальным. Но все это происходит потому, что люди провоцируют друг друга на определенные желания и действия. Вызвать положительные эмоции – значит получить возможность что-то потребовать в ответ. Вызвать отрицательные эмоции – значит, тоже побудить собеседника на конкретные действия. Пока человек находится на эмоциях, им легко управлять и побуждать на действия. Гораздо труднее кого-либо побудить на действия без его желания, если человек спокоен, уравновешен и не испытывает эмоций.

Таким образом, выведите человека на эмоции – и он ваш! Чтобы что-то получить, заставьте людей чувствовать желание это сделать. А это можно сделать только через эмоции. Вызовите у людей эмоции, и они станут легкой добычей для ваших манипуляций.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

История создания и валидизации

Опросник был создан на основе первой методической разработки Folkman & Lazarus (1980) – опросника «Контрольный перечень способов копинга» (Ways of Coping Checklist – WCC), который составляли 68 пунктов-утверждений, сформулированных на основе концептуальных разработок и результатов эмпирических исследований. В дальнейшем содержание и структура опросника подвергались
пересмотру и переоценке. В редакции 1998 года опросник содержит 66 утверждений, объединенных в 8 шкал.

В 2004 году методика была несколько сокращена до 50 пунктов и валидизирована на российской популяции.

В НИПНИ им. Бехетерва методика была перестандартизирована. Уже валидизированный вариант из 50 вопросов был подвергнут переформулированию вопросов, и валидизирован на выборке из 1600 испытуемых — как психически здоровых, так и больных.

Практическая значимость

Методика может быть использована при исследовании особенностей поведения в проблемных и трудных для личности ситуациях, выявлении характерных способов преодоления стресса у разных контингентов испытуемых. Опросник может быть эффективен в решении задач профотбора (в особенности для работы в напряженных условиях), выявлении факторов риска психической дезадаптации в стрессовых условиях. Опросник в комплексе с другими методиками может применяться в целях оценки эффективности психокоррекционных мероприятий и психотерапии. Показанием к применению опросника являются также массовые скрининговые исследования в рамках психогигиенических и психопрофилактических программ.

К относительным противопоказаниям к использованию опросника ССП следует отнести возраст испытуемого младше 14 и старше 60 лет. Применение методики в этих возрастных группах испытуемых снижает уровень обоснованности получаемых результатов тестирования.

Классификация стратегий

Существует несколько классификаций копинг-стратегий. Наиболее известна классификация стратегий копинга Лазаруса. В соавторстве с С. Фолкманом было предложено два типа копинг-стратегий:

  • проблемно-ориентированный;
  • эмоционально-ориентированный.

В первом случае человек во время переживания стресса пытается изменить ситуацию с помощью осмысления проблемы, он ищет информацию о том, как поступить и что делать. Такое осмысление помогает избежать необдуманных поступков и импульсивных действий.

Эмоциональный тип копинг-поведения в стрессовых ситуациях включает в себя мысли, помогающие снизить психологический пресс от напряженного состояния. Мысли помогают чувствовать себя лучше, но не направлены на решение проблемы. Примеры: юмор, употребление алкоголя, транквилизаторов, отрицание ситуации.

Проблемно-ориентированные копинг-стратегии

В работах Лазаруса и Фолкмана существует восемь копинг-стратегий. В ситуации стресса у человека может быть различная стратегия помощи самому себе. К ним относятся:

  1. Планирование действий по решению проблемы, анализ ситуации, различные предпринятые усилия по выходу из проблемы.
  2. Конфронтационный копинг. Попытки решить сложную ситуацию путем конфронтации. Проблема разрешается с помощью враждебности и конфликтности, присутствуют трудности в планировании действий. Человек может не осознавать последствий от неоправданного упорства. Часто конфронтация рассматривается как неадаптивная, но личность показывает упорство в отстаивании собственных интересов, человек активно противостоит трудностям.
  3. Взятие ответственности за проблему на себя. После оценки своей роли происходят попытки исправить напряженную ситуацию.
  4. Самоконтроль. Человек контролирует свои эмоции и действия.
  5. Положительная оценка стрессовой проблемы. В этом случае происходит поиск плюсов сложившейся ситуации.
  6. Обращение к помощи окружающих и близких людей.
  7. Дистанцирование. Стратегия удаления от ситуации, уменьшение ее значимости.
  8. Избегание проблемы, бегство от трудностей.

Лазарус показал, что именно человек оценивает ситуацию как стрессовую или нет. Только он самостоятельно может оценить для себя величину потенциального стрессора. В каждом сложном положении человек сам определяет ресурсы копинга, чтобы справиться со стрессом.

Базисная стратегия и ресурсы

Ричард Лазарус определял механизмы копинга как действия, которые предпринимает индивид в ситуации угрозы, болезни, физического насилия и т.п. Существует теория копинг поведения, в ней выделены основные виды стратегии копинга и ресурсы. Базисная стратегия это:

  • разрешение проблем;
  • избегание;
  • поиск поддержки.

Базисные ресурсы копинга это:

  • Я-концепция;
  • эмпатия;
  • аффилиация;
  • локус контроля;
  • когнитивные ресурсы.

Позитивный характер Я-концепции позволяет человеку быть уверенным, он способен держать напряженную ситуацию под контролем. Эмпатия позволяет принимать точку зрения другого человека и с помощью нее выработать больше вариантов решения. Аффилиация является инструментом межличностных контактов, помогает регулировать эмоциональную и дружескую поддержку.

Механизмы копинга играют компенсаторную функцию, они способствуют совладанию со стрессом без особого вреда для личности.

Совладающее поведение

Под копингом понимается прежде всего адаптация в период стрессового переживания. В психологии — это стремление к разрешению проблемы для хорошего самочувствия.

Теория копинг-поведения — это способность индивида поддерживать баланс между средой и ресурсами. Основное предназначение совладающего поведения — поддержание психологического благополучия человека. Для психического здоровья выбирается нужная стратегия копинг-механизма.

Есть и продуктивное совладающие поведение в стрессе

Важно работать над проблемой, поддерживать связь с другими людьми, сохранять оптимизм

Копинг-стратегии: основные направления

Проблемно-фокусированные стратегии

Согласно этим стратегиям, необходимо выстраивать логику действий в стрессовой ситуации так, чтобы повлиять на саму проблемную ситуацию, то есть первопричину возникновения состояния.

Как использовать эту стратегию? Группа психологов Моос, Шеффер, Перин и Шулер рекомендует 2 варианта действий:

  1. Когнитивные действияВозможность сфокусироваться на ситуации и попробовать изменить способ видения проблемы. То есть посмотреть на ситуацию под другим углом, проанализировать её и найти позитивно-конструктивный выход.Например, возьмем человека, пришедшего на коуч-сессию. Ведь именно такой метод, как коучинг, помогает проработать установки на когнитивном уровне.Часто бывает так, что клиент коучинга не задумывается о множестве моментов, которые так важны для решения проблемы. От этого возникает ощущение, что решения просто нет. Но сопровождаемый правильными вопросами клиент приходит к осознанию того, что ресурсы для преодоления трудностей есть и находятся в его распоряжении.
  2. Поведенческие действияЗдесь необходимо, в обход установок и мыслей, бороться со стрессом путем коррекции своего поведения. Это будет возможно, если сфокусироваться на самой проблеме и пытаться напрямую повлиять на ее решение.Примером применения такой копинг-стратегии послужит персонаж из известного фильма «Рокки 4». Он, несмотря на сильнейший стресс, смерть друга и проигрыш в битве, продолжает активно тренироваться и работать. Эти действия помогают ему избавиться от стресса и одержать победу в итоговом поединке.

Эмоционально-фокусированные копинг-стратегии

Выбирая такую стратегию, мы стремимся всеми силами «потушить пожар страстей», приглушить эмоции.

Как использовать эту стратегию?В этой копинговой стратегии вариантов действий больше: возможность прохождения психотерапии, творчество, запрос поддержки у близких. Или, наоборот, эмоциональная конфронтация с оппонентом – все то, что может помочь избавиться от негативных эмоций, выплеснув или проработав их.

На курсе «5 призм в работе коуча» мы изучаем поведенческие стратегии в трудных ситуациях — копинговые стратегии — в контексте работы с клиентами. Также мы предлагаем вам пройти копинг-тест Лазаруса и посмотреть на собственные стратегии в стрессе.Зарегистрироваться на курс «5 призм в работе коуча» можно по здесь.

Делай как коуч

КУРС

КУРС

КУРС

ДЕЛАЙ КАК КОУЧ

Международная программа CCE ICF (25 часов)​.
Для тех, кто хочет изучить коучинг с нуля.
1-й модуль программы «Коучинг международного уровня» ACSTH (76 часов)

СТАРТ 13 ИЮЛЯ 2022
подробнее о курсе

Думай как коуч

КУРС

КУРС

КУРС

ДУМАЙ КАК КОУЧ

Международная программа CCE ICF (51 час)​.

2-й модуль программы «Коучинг международного уровня» ACSTH (76 часов)

СТАРТ 14 ИЮНЯ
подробнее о курсе

Коучинг международного уровня

КУРС

КУРС

КУРС

КОУЧИНГ МЕЖДУНАРОДНОГО УРОВНЯ

Международная программа обучения коучингу с нуля по стандартам ICF

СТАРТ 13 ИЮЛЯ 2022
подробнее о курсе

5 Prism в работе коуча

КУРС

КУРС

КУРС

5 PRISM В РАБОТЕ КОУЧА

Авторский онлайн-курс по эффективной работе с конфликтами, эмоциями, убеждениями и поведением клиента.

СТАРТ 17 МАЯ 2022
подробнее о курсе

Сопровождение до ACC

КУРС

КУРС

КУРС

СОПРОВОЖДЕНИЕ ДО ACC

Программа CCE ICF

СТАРТ 11 МАЯ 2022
подробнее о курсе

5 Prism Pro

КУРС

КУРС

КУРС

5 PRISM PRO

Второй модуль углубленного изучения метода 5 Prism в работе коуча

СТАРТ 13 АПРЕЛЯ 2023
подробнее о курсе

Сопровождение до PCC

КУРС

КУРС

КУРС

СОПРОВОЖДЕНИЕ ДО PCC

Программа «Профессиональный коуч»

Подготовка к сертификации PCC ICF

СТАРТ 30 МАЯ 2022
подробнее о курсе

Профессиональный ментор-коуч

КУРС

КУРС

КУРС

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МЕНТОР-КОУЧ

Курс специализации для коучей (35 CCUs)

СТАРТ 10 ОКТЯБРЯ 2022
подробнее о курсе

Практический курс бизнес-коучинг

КУРС

КУРС

КУРС

БИЗНЕС-КОУЧИНГ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Получите практические инструменты для работы с бизнесом и предпринимателями

СТАРТ 26 АПРЕЛЯ 2022
подробнее о курсе

Деньги в коучинге и психологии

КУРС

КУРС

КУРС

ДЕНЬГИ В КОУЧИНГЕ И ПСИХОЛОГИИ

Получите пошаговую стратегию, как начать зарабатывать на старте практики

СТАРТ 5 МАЯ 2022
подробнее о курсе

Копинг стратегии у подростков

Копин стратегии и стресс подростков в разные периоды возраста по-разному проявляются и взаимодействуют

С возрастом когнитивные копинги (эмоционально–ориентированные, позитивная переоценка, позитивный внутренний диалог, переключение и управление вниманием, копинг избегания) все более сильно появляются и становятся еще разнообразней. Но существуют также данные, согласно которым, дети с возрастом все реже нуждаются в социальной поддержке, в ситуации со стрессом. Классификаций подростковых копинг стратегий так же много, как и общих классификаций

В основном во многих теориях выделяются такие основные стратегии, как разрешение проблем, поиск поддержки, избегание. Выделяются также три плоскости, которыми происходит реализация стратегий в поведении: когнитивная, поведенческая, эмоциональная сферы

Классификаций подростковых копинг стратегий так же много, как и общих классификаций. В основном во многих теориях выделяются такие основные стратегии, как разрешение проблем, поиск поддержки, избегание. Выделяются также три плоскости, которыми происходит реализация стратегий в поведении: когнитивная, поведенческая, эмоциональная сферы.

Виды копинг-стратегий поведения можно распределить, учтив их уровень адаптивных возможностей.

Жизненные события меняются с огромной быстротой и проблем среди них немало, поэтому и разнообразие решений таких жизненных ситуаций очень большое. Вначале подросткового периода 10-11 лет происходит проявление специфических черт, среди которых основными является направленность на общение со сверстниками, стремление утверждать свою самостоятельность и личностную независимость. Подростки начинают отдаляться от своих родителей, отчуждаются от взрослых. Сильно выражается направленность на противостояния, желание демонстрировать себя, как взрослого человека, отстаивать свои права, независимость. Но наряду с такими героическими порывами к самостоятельности, все же присутствует желание получать от взрослых помощь, ощущать их защиту и поддержку. Самым важным фактором во взрослении ребенка и формировании подростка, как личности является общение со сверстниками и старшими подростками. В этот период – 14-15 лет очень большая восприимчивость сознания, так что, поскольку общение отыграет главную роль и определяет ведущую деятельность, это влияет на всю дальнейшую жизнь подростка, зависимо от того насколько он будет подпадать под влияние этой компании.

Повышенная комформность к правилам и ценностям группы, к которой подросток принадлежит, определяет его стремление к удовлетворению своей потребности в занятии почтенного положения среди сверстников. Подростковый возраст очень бурный, наполнен продуктивным развитием познавательных процессов. Он характеризуется становлением целенаправленности восприятия, устойчивого произвольного внимания, теоретического и творческого мышления, логической памяти и избирательности. Центральным новообразованием личности в этом периоде есть выход сознания на новый уровень, укрепление Я-концепции, в которой выражается стремление понять себя, свою истинную личностную природу, свои способности и особенности, понять свою уникальность, отличие от других.

Копинг стратегии подростков до конца не изученные.

В зависимости от успеваемости подростка у него будет разная копинг стратегия. В тех, у кого хорошая успеваемость характеризуются высокой выраженностью копинг стратегии «разрешение проблем», немного меньше выражена стратегия «поиска социальной поддержки» и не выражено «избегание». У подростков средней успеваемости ведущей копинг стратегией есть «поиск социальной поддержки», «разрешение проблем» на втором месте и наименее выражено «избегание от проблем». А у подростков с наихудшей успеваемостью наиболее выражена и всех троих стратегия «избегания», «поиск социальной поддержки» на втором месте и «разрешение проблем» на последнем. Это объясняется тем, что ученики, которые не успешны, им мешают хорошо учиться внутренние психологические травмы, или особенности их развития, вследствие чего они не научились адекватно реагировать на стрессовую ситуацию, и выбирают наиболее легкий способ решения проблемы – вообще игнорировать ее, убежать и не искать решения

Если в подростковом возрасте сформируется определенная копинг стратегия, она может остаться ведущей на всю жизнь, поэтому очень важно обеспечить ребенку необходимые нормальные условия, в которых он будет развиваться, как взрослая личность

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Теоретические основы

Совладание с жизненными трудностями, как утверждают авторы методики, есть постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия индивида с целью управления специфическими внешними и (или) внутренними требованиями, которые оцениваются им как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы. Задача совладания с негативными жизненными обстоятельствами состоит в том, чтобы либо преодолеть трудности, либо уменьшить их отрицательные последствия, либо избежать этих трудностей, либо вытерпеть их. Можно определить совладающее поведение как целенаправленное социальное поведение, позволяющее справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессом) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, — через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение направлено на активное изменение, преобразование ситуации, поддающейся контролю, или на приспособление к ней, если ситуация не поддаётся контролю

При таком понимании оно важно для социальной адаптации здоровых людей. Его стили и стратегии рассматриваются как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями

Эффективность той или иной стратегии зависит от особенностей актуальной ситуации и имеющихся личностных ресурсов, поэтому говорить об адаптавности/дезадаптивности отдельных копинг-стратегий некорректно. Стратегии, эффективные в одной ситуации, могут быть неэффективными и даже приносить вред – в другой. Вместе с тем выделяют ряд психосоциальных факторов, способствующих адаптации к стрессовым ситуациям относительно независимо от характеристик этих ситуаций. К ним относят комплекс адаптивных индивидуально-типологических (преимущественно когнитивно-стилевых) особенностей (например, копинг-компетентность, оптимизм, самоуважение, интернальный локус контроля, жизнестойкость и т.п.), а также свойства социальной сети и адекватность социальной поддержки.

Ресурсы копинга

Чтобы понять, как именно субъект выбирает стратегию в той или иной ситуации, достаточно понимать поведенческие стили, сформированные из нескольких стратегий. Во время стресса человек использует самую подходящую стратегию, выбор происходит на подсознательном уровне.

Механизмы копинга основываются на следующих ресурсах:

  • эмпатия – способность принимать иную точку зрение и находить с её помощью новые пути выхода из стресса (часто применима для детского возраста);
  • Я-концепция – уверенность в себе и своих силах;
  • аффилиация – уровень социальных потребностей индивида;
  • локус контроля – способность адекватно расценивать своё влияние на причину стресса;
  • конгитивные ресурсы – умственные ресурсы человека, уровень его образованности и воспитанности.

Каждый из этих ресурсов в общей сложности определяет модель поведения человека в стрессовой ситуации.

В процессе развития и становления личности стратегии копинга могут значительно меняться.

Что такое копинг-стратегии?

Копинг-стратегия – это схема поведения индивида в стрессовой ситуации, благодаря которой он пытается как можно быстрее покинуть тревожные обстоятельства. Никому не хочется находиться в ситуации, которая выбивает из колеи, беспокоит или заставляет переживать. У любого человека возникает естественное желание как можно быстрее распрощаться с ситуацией, чтобы она не беспокоила на эмоциональном уровне. У каждого человека вырабатываются свои модели поведения, которые он использует каждый раз, когда попадает в стрессовую ситуацию.

Можно сказать, что копинг-поведение – это привычка, которая срабатывает каждый раз при появлении стрессовой ситуации. Индивид скорее не думает, а реагирует при возникновении стресса, поэтому его поведение к ситуации чаще всего является одинаковым. Порой копинг-стратегия вырабатывается в раннем детстве и используется всю жизнь, не меняясь. Только сознательный подход и понимание неэффективности поведения, которое приводит к негативным результатам, позволяет изменить схему.

В животном мире известны такие копинг-стратегии:

  1. Убегание.
  2. Замирание.
  3. Атака.

В человеческом мире могут происходить те же модели поведения, включая:

  1. Капитуляцию.
  2. Сверхкомпенсацию.
  3. Избегание.

Человек в стрессовой ситуации желает выжить, адаптироваться, что и предполагает использование копинг-механизмов. Насколько успешной будет данная стратегия, зависит от самой ситуации, в которой она применяется. Где-то она может помочь, а где-то оказаться абсолютно неэффективной.

Копинг-поведение имеет такие формы:

  • Когнитивную – игнорирование проблемы, переключение мыслей на более позитивные, принятие ситуации, изучение информации, сравнение прошлых ситуаций, обесценивание нынешней, изменение отношения к ситуации, то есть нахождение положительного в новом.
  • Эмоциональную – перекладывание ответственности, агрессия, подавление эмоций, игнорирование переживаний, уход в себя, самобичевание, попытки успокоиться, сохранение спокойствия и равновесия.
  • Поведенческую – избегание, уход в другое место, смена деятельности, альтруизм (забота о других), переключение на работу, уход в нее с головой, исполнение своих желаний, стремление к сотрудничеству или уединение, желание побыть одному.

Каждый человек выбирает ту модель поведения, которая требует наименьших затрат его усилий и быстро дает желаемый результат – уход от стресса. Нередко человек начинает демонстрировать свое истинное лицо в стрессовой ситуации. Это зависит не столько от отрицательных эмоций, которые у него возникают, сколько от его истинного отношения к людям или обстоятельствам.

Люди нередко обманывают окружающих с целью получения от них желаемого поведения. Если вызвать у человека негативные эмоции, тогда он покажет свое истинное лицо. Стресс «оголяет» человека, делает его беспомощным, незащищенным. Вот почему он начинает действовать так, как ему удобно в той ситуации, где главными являются его истинные желания и чувства, а не то отношение, которое он намеренно проявляет.

Очевидно, что копинг-стратегия может быть пассивной или активной (адекватной или неадекватной, эффективной или неэффективной). Все это необходимо рассматривать, когда ситуация пройдена и человек столкнулся с определенными ее результатами. Эффективным поведением становится то, которое приводит к желаемым результатам с наименьшими потерями. Малоэффективным является поведение, которое позволяет лишь уйти от внутренних переживаний, но не устраняет проблему, усугубляет ее.

Здесь важным вопросом становятся ресурсы, которые имеются у человека. Можно сказать, что у любого человека имеются ресурсы, которые позволяют ему действовать по-разному в стрессовой ситуации. Другими словами, копинг-поведение можно менять в зависимости от стрессовой ситуации, и для этого у человека имеются все ресурсы.

  1. Есть индивиды, которые решают проблему. Они бросают все свои ресурсы на то, чтобы проблему устранить, что и позволит им найти свое успокоение.
  2. Есть индивиды, которые пытаются найти поддержку у окружающих. Они обсуждают свою проблему с другими людьми, слушают их советы, поскольку считают, что сами не смогут справиться. Порой все доходит до того, что проблему просто обсудят, но не решат.
  3. Есть индивиды, которые занимают позицию избегания. Они замыкаются в себе, уединяются, никому не рассказывают о своих проблемах. При пассивной модели они ничего не делают со своей проблемой, порой прибегают к алкоголю, наркотикам и прочим видам зависимостей, чтобы хоть ненадолго отвлечься от стресса.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: