Ж.с. сафронова психодиагностика. проективные методики (рисуночные тесты)

Обзор основных методик

Пятна Роршаха

Проективный метод исследования личности, опубликованный в 1921 году швейцарским психиатром и психологом Германом Роршахом.

Человеку дается 10 картинок пятен. После этого его просят описать, что он видит. Далее специалист интерпретирует результаты ответов и делает вывод о психическом состоянии испытуемого.

Подробнее о методике в этой статье: Психологический тест Роршаха: интерпретация результатов.

Рисунок «Человек под дождем»

В этом методе психодиагностики отсутствуют ограничения в выборе ответа и оценке ответов испытуемых как «правильных» и «ошибочных».

Тест поможет диагностировать личностные резервы и особенности защитных механизмов человека и его способности преодолевать сложные жизненные ситуации.

С помощью этого теста можно отслеживать адаптацию человека в новом коллективе.

Рекомендуется выполнять эту методику детям старше 9 лет, а также взрослым. Рисовать можно любыми инструментами:

  • простым карандашом;
  • красками;
  • фломастерами;
  • цветными карандашами;
  • мелками и т.д.

3 важных шага, которые должна пройти каждая женщина

Аника Снаговская

Автор и ведущая женских тренингов по гармонизации женской энергии. Мастер по снятию ограничивающих убеждений и мастер расстановок.

Топ-3 полезных материала, которые помогут лучше познать себя

И начать новую, счастливую для себя жизнь.

Видео-урок с медитацией: 5 состояний женственности
Видео-урок + медитация: Как отпустить прошлые отношения
Аудио запись: Нейро-аффирмация «Любовь к себе»


Заберите Ваши подарки!

Что надо делать? Нарисовать два рисунка:

  • На одном – просто человек
  • На втором – человек под дождем

Подробнее о методике и анализ результатов теста в статье: Тест «Человек под дождем»: интерпретация и примеры.

Конструктивный рисунок человека из геометрических форм

Психографический тест Либина – это диагностическая система, сочетающая любое изображение человеческой фигуры с бессознательным семантическим (смысловым) определением значения геометрических форм рисунка.

Тест используется для психологической диагностики личности, черт характера, межличностных отношений и характеристик нервной системы. Проанализировав его результаты, можно сказать, что существует 8 типов личности.

Эта методика обеспечивает интерпретацию на семи уровнях, но есть также онлайн-версия теста. Но там уже применяются только два уровня из семи.

Как пройти тест? Нарисуйте человеческую фигуру из десяти элементов на четверти листа формата А4, используя треугольники, круги и квадраты.

Подробнее о том, как проходить тест и интерпретировать результаты в статье: Психогеометрия: как определить характер по рисункам из геометрических фигур.

Проективная методика «Рисунок дерева»

Тест «Рисунок дерева» основала женщина-психолог из США Ф. Гудинаф. Она занималась проблемами детской психики. После нее Карен Маховер сделала систему критериев, которые помогают по этому тесту оценить особенности личности.  

Эта методика нацелена на выявление особенностей личности. В психодиагностике рисунок дерева рассматривается как автопортрет. Потому что в этом рисунке можно увидеть:

  • отношение к себе;
  • уровень самооценки человека;
  • взаимоотношения с окружающими;
  • качества личности.

Как пройти тест? Необходимо выбрать любой инструмент для рисования и нарисовать дерево на листе.

Интерпретацию значений рисунков можно найти в статье: Проективный тест «Дерево»: анализ и расшифровка от психолога.

Общая характеристика проективных методик

Первоначально понятие «проекция» в психологии было введено З. Фрейдом и использовалось для обозначения одного из видов психологических защит. Человек, защищаясь от разрушительной силы собственных асоциальных желаний и неблаговидных, запретных мыслей, переносит их (проецирует) на других людей.

В психодиагностике же понятие проекции рассматривается более широко – как способность человека отражать свой внутренний мир (опыт, желания, эмоции и т. д.) в своем поведении, взглядах на окружающее и продуктах деятельности.

Проективные методики отличаются от других психодиагностических тестов целым рядом особенностей:

  • они позволяют изучить и дать развернутую характеристику личности в целом, а не отдельным ее качествам и свойствам;
  • эти методики основаны на ассоциативном мышлении и опыте человека;
  • в процессе выполнения задания испытуемому предоставляется полная свобода выбора ответа;
  • методики часто связаны с решением испытуемым творческих задач;
  • это неформализованные методы, поэтому они не дают точных оценок качеств личности, например, в баллах; психолог интерпретирует полученные результаты на основании своих знаний и опыта.

Поэтому ряд психологов отказывается от данных методик, результаты которых представляются слишком расплывчатыми. И в то же время такая особенность проективных тестов привлекает к ним не слишком опытных психодиагностов кажущейся простотой. К сожалению, нередко интерпретируя полученные данные, эти «недопсихологи» оказываются далеки от истины. Не владея техникой, опытом и достаточным объемом качественных знаний, они наносят вред своему клиенту и вызывают скептическое отношение к возможности использовать данные приемы в качестве диагностики психических состояний личности.

Но на самом деле проективные методики очень информативны, их валидность (способность оценивать особенности психики человека) проверена многолетними исследованиями. И поэтому с начала XX века было разработано множество различных тестов, в которых используется принцип проекции.

Трактовка результата теста

Что первым вы увидели на этой картинке?

Силуэты танцующих людей

Вы – личность, ощущающая себя полностью свободной и пребывающая в уравновешенном эмоциональном состоянии. Вам присущ оптимизм, беззаботность, отсутствие страха перед будущим. Вы живете, играючи, и не верите, что с вами или вашими близкими может случиться что-то плохое. Вы полностью поддерживаете мысль о том, что жизнь дается однажды, и надо прожить ее, извлекая удовольствие из каждого мига.

Это хорошая позиция, если не перегибать палку и не бросаться во все тяжкие ради мимолетных увлечений, о которых завтра, вполне вероятно, вы будете вспоминать с сожалением. Поддержать стабильный эмоциональный фон можно с помощью произношения аффирмаций.

Ножницы

Вы наполнены решимостью до краев, готовы добиться от жизни поставленных целей любой ценой. При виде такой уверенности люди уступают вам дорогу, а обстоятельства зачастую играю на руку.

Проявлять сильные стороны характера – это похвально. Но иногда, заигравшись в лидера, вы способны ломать судьбы тех, кто рядом, ради собственного благополучия. Слегка ослабив хватку, вы способны осчастливить не только самого себя, но и тех, кто вам дорог. Узнайте сильные стороны своего характера с помощью данного теста.

Исписанные листы бумаги

Вы – прагматик до мозга костей. У таких личностей часто наблюдаются резкие перемены настроения и прослеживается нестабильное эмоциональное состояние. Прежде, чем сделать шаг, готовы отмерить не семь, а семьдесят семь раз. Именно поэтому в жизни вы практически не ошибаетесь, но движетесь к целям очень медленно.

Стремительность – не ваша сильная сторона. Вы способны добиться желаемого, но лишь спустя продолжительное время. Учитесь верно распределять усилия: большинство проблем можно решить с легкостью, не прибегая к сложным расчетам и долгим, мучительным размышлениям.

Подобные личности склонны откладывать дела на потом или вовсе впадать в состояние прокрастинации. Проверьте, так ли это, выполнив тест на уровень прокрастинации. Вместе с его результатом, вы получите ценный совет психолога, для улучшения сложившейся ситуации.

Рисуночный тест «Тайны внутреннего мира»

Очень интересный и простой в исполнении психологический тест, который в итоге может дать значительные ответы на многие жизненные вопросы. Для проведения понадобятся ручка (или карандаш), чистый листок и несколько минут свободного времени.

Для начала необходимо разделить лист на четыре равные части. В левом верхнем секторе нужно нарисовать точку, в правом верхнем секторе — прямоугольник, в левой нижней части изображается знак «=», а правая нижняя часть остаётся пустой. Теперь необходимо отбросить все посторонние мысли, успокоиться и приступить к выполнению теста. Для этого требуется дорисовать в первых трёх полях всё, что в первую очередь придёт в голову. Не стоит тратить усилия на шедевральные картины, пусть на одно изображение уходит не более 15 секунд. А в последнем квадрате следует нарисовать плывущую по волнам лодку. Вот и всё, можно приступать к расшифровке.

Ответы на психологический тест «Тайны внутреннего мира»

  1. Левый верхний рисунок рассказывает о взаимодействии с окружающим миром. Если были дорисованы ещё точки или другие мелкие разрозненные детали, значит, речь идёт о коммуникабельной открытой личности. А спирали, круги, овалы указывают на замкнутого отчуждённого человека.
  2. Правый верхний рисунок раскрывает внутреннее «я». Эгоистичные натуры стараются уменьшить площадь соприкосновения рисунка с прямоугольником либо вообще рисуют элементы в стороне от фигуры. Добродушные, общительные люди связывают своё изображение с предложенным. Чаще всего это стена, параллелепипед, кирпич. Альтруисты, как правило, вырисовывают дом.
  3. Третий рисунок отвечает за отношения с противоположным полом. Чем меньше деталей и чем дальше они от линий, тем легче и проще выстраивается нить общения. Неуверенные в себе личности рисуют нагромождённые пирамиды из различных символов и знаков.
  4. Последний рисунок — это любовь. Романтики пририсовывают много лишних деталей: паруса, звёзды, облака, вёсла, люди, животные. Практичные натуры с твёрдым характером и чуждые сентиментальности изображают упрощённую схему без изысков и замысловатостей. Бросающиеся в чувства как в омут с головой страстные мечтатели без сомнений нарисуют бушующее море, на волнах которого раскачивается лодка любви.

Каждый желает взглянуть на себя со стороны, оценить психологию внутреннего мира под другим углом. Определить психологический портрет можно с помощью рисунков. Человек самопроизвольно изложит на бумаге все особенности личности, даже те, в которых самому себе сложно признаться.

Так на чем же основаны проективные методики?

Наши эмоции и чувства рождаются под действием внешних обстоятельств, определяют наши действия и включают психические процессы. А значит, и наши мысли, возникающие чувства и желания начинают проявляться во внешнем мире, влияя на наше поведение, на взаимоотношения с людьми и деятельность, которую мы ведем. Мы наделяем своим внутренним состоянием, мыслями, чувствами и даже чертами характера внешние объекты — в психологии это явление называется проекцией.

У проекции есть важная функция — оберегать нас от собственных негативных чувств, желаний, эмоций. Как? Мы перестаем воспринимать эти проявления как собственные и приписываем их нашему окружению, а значит, у нас пропадает необходимость нести за весь этот негатив ответственность.

Думаю, что многим знакомо выражение «в чужом глазу соринку видишь, а в своем бревна не замечаешь». Здесь как раз разговор о проекции. Мы видим в других лишь то, что в нас уже есть, причем в избытке.

Окружающий мир удивительный и многогранный, так же как и люди, в нем живущие. Один человек в очертании кустарника в сумерках увидит собаку, другому покажется, что это непроходимое препятствие, а третий разглядит многолетнее деревянистое растение. Так проявляет себя ассоциативное мышление.

Рисуночный тест «Выбери фигуру»

На листе изображаются квадрат, треугольник, прямоугольник, круг и зигзаг. Человеку предлагают сначала выбрать одну фигуру, которую он ассоциирует с самим собой, а потом расположить оставшиеся элементы в порядке личного предпочтения. Психологический ответ складывается из двух составляющих: выбранная первой фигура характеризует доминирующие черты личности, остальные детали дополняют образ.

Неисправимые трудоголики на первое место ставят квадрат. Такие люди всегда с упорством и усердием доводят начатое до конца, они обладают прекрасной памятью и чувством ответственности. Идеалисты не упускают из виду никаких деталей и любят «раскладывать всё по полочкам». Несомненно, подобные качества оказываются полезными на работе, но очень мешают в личной жизни. Семейное счастье гарантировано в том случае удастся найти вторую половинку с таким же характером.

Треугольник выбирают истинные лидеры, сильные, смелые, энергичные, уверенные в себе, умеющие трезво оценивать ситуацию и здраво анализировать происходящее. Во всех сферах жизни эти люди право решающего голоса оставляют за собой, не меняют принятых решений и не умеют признавать собственные ошибки. Вся жизнь проходит в соперничестве и борьбе за первое место.

Личности — «прямоугольники» находятся в состоянии постоянного изменения. Они непоследовательны и непредсказуемы, всегда чем-то недовольны и всё время ищут что-то лучшее. Наивность и любознательность порождают не только живой интерес ко всему неизведанному, но и невероятную смелость. Поэтому такие люди редко бывают одиноки.

Выбравшие круг всегда стремятся к гармонии. Стараниями этих филантропов поддерживается дружеская обстановка в рабочем коллективе и благоприятная атмосфера в семейном союзе. Они умеют выслушать и поддержать, очень чувствительны и проницательны. Психология может стать для них делом всей жизни.

Разомкнутый зигзаг — предпочтение креативных творческих натур. Зачастую они бывают экспрессивны и эксцентричны, почти всегда наивны и непрактичны. Отменная интуиция, тонкое чувство юмора и умение со всеми найти общий язык компенсируют недостатки.

Классификация проективных методик

Попыток хоть как-то классифицировать разнообразные проективные приемы диагностики было много. Проблема не только в количестве тестов, но и в их разнообразии: от анализа результатов деятельности до цветового теста М. Люшера. Среди многочисленных классификаций наиболее понятной можно считать ту, что составлена Л. Франклом. Она включает 8 видов методик:

  1. Экспрессивные, основанные на проявлении эмоций в деятельности (экспрессии). К этому виду относятся рисуночные методики, когда человек делает изображение на заданную тему, например, тест «Несуществующее животное».
  2. Импрессивные методики предполагают выбор объекта из стимульного материала (карточек или картинок разного содержания). Характер выбора свидетельствует о том или ином психическом состоянии. В качестве примера можно привести цветовой личностный тест М. Люшера, основанный на выборе цвета из нескольких предложенных.
  3. Конститутивные методики, в которых испытуемым предлагается наделить смыслом абстрактные изображения. Например, тест пятен Роршаха.
  4. Интерпретативные – разнообразные тесты, основанные на том, что испытуемый интерпретирует (объясняет) те или иные ситуации, изображенные на картинках.
  5. Конструктивные – это своеобразные конструкторы, наборы деталей и фигурок, из которых испытуемые создают осмысленные сценки, а потом рассказывают о них. Чаще всего этот вид методик используется в работе с детьми.
  6. Катартические, призванные вызвать у диагностируемого состояние катарсиса, что позволяет раскрыть его внутренние психические особенности. Своеобразие этих методик еще и в том, что сам человек, проходя через процедуру психодиагностики, начинает осознавать свои проблемы и пути преодоления их. Примером может служить метод психодрамы.
  7. Рефрактивные. Оценка особенностей и состояния индивида делается психологом на основании непроизвольных оговорок, опечаток, ошибок при письме или неправильно построенных речевых конструкций. Например, для анализа психологических проблем подростков часто используются их сочинения.
  8. Аддиктивные методики. Аддикция – это зависимость человека от какой-то деятельности или типа поведения. Самые известные – курение, наркомания, алкоголизм. В это понятие включаются и простые привычки (например, покусывание нижней губы) и навязчивые потребности. Практически у всех людей есть проявления аддиктивного поведения, и они могут многое рассказать психологу о нас.

Подобное многообразие методик предоставляет психологам большой выбор и почти неограниченные возможности изучения человеческой личности. Правда, в проективных методиках есть и свои подводные камни, и главный из них – сложность интерпретации и неизбежная субъективность выводов.

Основы проективной диагностики, цель

Проективный метод основан на создании особых ситуаций, в которых существует множество вариаций. В методиках этого типа применяют стимулы. Испытуемый самостоятельно развивает их и дополняет.

Например, ему может быть предложено завершить то или иное предложение, дополнить рисунок. При этом ответ на вопрос не является правильным или неправильным, а лишь позволяет специалисту оценить аспекты личности испытуемого.

В зависимости от того, как человек отвечает, врач выявляет возможные проблемы и может определить способ дальнейшей работы с пациентом. Для самого же испытуемого конечная цель проективной диагностики скрыта, поэтому он не может осознанно достигать желаемого результата.

Общая характеристика проективных методик

Первоначально понятие «проекция» в психологии было введено З. Фрейдом и использовалось для обозначения одного из видов психологических защит. Человек, защищаясь от разрушительной силы собственных асоциальных желаний и неблаговидных, запретных мыслей, переносит их (проецирует) на других людей.

В психодиагностике же понятие проекции рассматривается более широко – как способность человека отражать свой внутренний мир (опыт, желания, эмоции и т. д.) в своем поведении, взглядах на окружающее и продуктах деятельности.

Проективные методики отличаются от других психодиагностических тестов целым рядом особенностей:

  • они позволяют изучить и дать развернутую характеристику личности в целом, а не отдельным ее качествам и свойствам;
  • эти методики основаны на ассоциативном мышлении и опыте человека;
  • в процессе выполнения задания испытуемому предоставляется полная свобода выбора ответа;
  • методики часто связаны с решением испытуемым творческих задач;
  • это неформализованные методы, поэтому они не дают точных оценок качеств личности, например, в баллах; психолог интерпретирует полученные результаты на основании своих знаний и опыта.

Поэтому ряд психологов отказывается от данных методик, результаты которых представляются слишком расплывчатыми. И в то же время такая особенность проективных тестов привлекает к ним не слишком опытных психодиагностов кажущейся простотой. К сожалению, нередко интерпретируя полученные данные, эти «недопсихологи» оказываются далеки от истины. Не владея техникой, опытом и достаточным объемом качественных знаний, они наносят вред своему клиенту и вызывают скептическое отношение к возможности использовать данные приемы в качестве диагностики психических состояний личности.

Но на самом деле проективные методики очень информативны, их валидность (способность оценивать особенности психики человека) проверена многолетними исследованиями. И поэтому с начала XX века было разработано множество различных тестов, в которых используется принцип проекции.

Интерпретация данных, полученных с помощью методик

Интерпретация полученных данных происходит с помощью системы ключей, если это работа с ограниченным количеством стимульного материала (карточки с заданиями, изображениями и т.д.) или посредством прилагающегося к тесту &#171,алфавита&#187,, в котором распространенные знаки (ответы) имеют смысловое выражение.

Для того, чтобы привести результат к общему знаменателю, используются баллы, системы категорий, внутри которых располагаются типы личности и т.д.

Но при этом нельзя говорить об абсолютной достоверности анализа, так как фактор субъективной или недостаточно профессиональной оценки может повлиять на итоговый результат интерпретации даже в том случае, если методика имеет определенный набор стимулов и соответствующие ему ключи и расшифровки.

Негативно отразиться на процессе интерпретации данных может состояние исследователя. Например, специалист, страдающий на момент исследования от повышенной тревожности, будет искать признаки тревожности в ответах своего пациента.

Т.е. во время расшифровки и интерпретации психодиагност будет выполнять вторичную проекцию материала, но уже субъективную.

Также негативно отразиться на процессе интерпретации может предварительное личное знакомство специалиста и испытуемого.

В таком случае специалист стремится распознать в пациенте те черты, которые он распознал в нем во время предшествующего этапа общения.

Проективные методики идеальны для работы с детьми и теми взрослыми, которые не идут на контакт со специалистом в случае применения других методик.

Доброжелательная атмосфера, отсутствие рамок и требований, а также элемент творчества способствует тому, чтобы индивид проявил себя.

Проективные методики , применение и интерпретация:

Достоинства и недостатки

Достоинства и недостатки проективных методик неоднозначны, и их можно рассматривать лишь с привязкой к конкретной ситуации исследования.

Но если обобщить, то к числу минусов данной категории методов можно отнести:

  1. Ненадежность ввиду особенностей подхода специалиста. Специалист, работающий по проективной методике, может проявить некомпетентность на стадии &#171,расшифровки&#187, полученного материала. Стоит учитывать и субъективный взгляд каждого отдельно взятого профессионала, мнение которого может коренным образом отличаться от мнения коллег.

Неконтролируемость процесса. Очень сложно отследить и проконтролировать условия проведения тестов.

Нестандартизированность методики. Не существует универсальной или стандартной схемы подсчета показателей.

Плюсы проективных методик:

  1. Возможность применения при работе с малышами.
  2. Возможность применения при работе с людьми (в частности с детьми), у которых наблюдаются нарушению речевой функции.
  3. Снижение контроля.
  4. Проективные методы позволяют индивиду максимально раскрыться.
  5. Возможность &#171,выйти&#187, на бессознательный уровень и отследить глубинные мотивы индивида.
  6. Терапевтический эффект.

Инструкция

Рисунки показывают ребёнку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребёнку рисунок, психолог даёт инструкцию.

1. Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) играет с малышами»

2. Ребёнок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) гуляет с мамой и малышом».

3. Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»

4. Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка? Он (она) одевается».

5. Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».

6. Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) идёт спать».

7. Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) в ванной».

8. Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное?»

9. Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое?»

10. Агрессивное нападение. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное?»

11. Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) убирает игрушки».

12. Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое?»

13. Ребёнок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».

14. Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) ест».

Во избежание персеверативных выборов у ребёнка в инструкции чередуются определения лица. Дополнительные вопросы ребёнку не задаются.

Выбор ребёнком соответствующего лица и словесные высказывания ребёнка можно зафиксировать в специальном протоколе (бланки должны быть подготовлены заранее). Протоколы каждого ребёнка подвергаются количественному и качественному анализу.

Фэн-шуй личности

В чем вы наиболее эффективны и где брать ресурсы?

У каждого человека свой жизненный путь, и за 5 тыс. лет философия Востока превратилась в целую систему понимания этого пути. Фэн-шуй – это не только перестановка мебели в комнате, эта наука практически безгранична, и вмещает в себе множество правил и схем, практик и теорий. Но цель у нее всего одна – создать такие условия, которые позволяют жить полной и счастливой жизнью.

Наш центр профориентации предлагает уникальную технику Фэн-шуй личности, которая без проблем выявит ваши жизненные направления, поможет увеличить позитивную составляющую жизни, уменьшит негативную. Этот метод очень эффективный, хотя и такой, казалось бы, простой.

Достоинства и недостатки

Достоинства и недостатки проективных методик неоднозначны, и их можно рассматривать лишь с привязкой к конкретной ситуации исследования.

Но если обобщить, то к числу минусов данной категории методов можно отнести:

  1. Ненадежность ввиду особенностей подхода специалиста. Специалист, работающий по проективной методике, может проявить некомпетентность на стадии «расшифровки» полученного материала. Стоит учитывать и субъективный взгляд каждого отдельно взятого профессионала, мнение которого может коренным образом отличаться от мнения коллег.
  2. Неконтролируемость процесса. Очень сложно отследить и проконтролировать условия проведения тестов.
  3. Нестандартизированность методики. Не существует универсальной или стандартной схемы подсчета показателей.

Плюсы проективных методик:

  1. Возможность применения при работе с малышами.
  2. Возможность применения при работе с людьми (в частности с детьми), у которых наблюдаются нарушению речевой функции.
  3. Снижение контроля.
  4. Проективные методы позволяют индивиду максимально раскрыться.
  5. Возможность «выйти» на бессознательный уровень и отследить глубинные мотивы индивида.
  6. Терапевтический эффект.

Особенности использования

Основная особенность данной группы методов , это неограниченное число вариантов ответа.

Задачи, поставленные при применении различных тестов, нельзя охарактеризовать как &#171,структурированные&#187,. А это значит, что во время ответа человек руководствуется только своей фантазией.

При применении проективных методик допустимы лишь краткие инструкции, которые направляют &#171,поток сознания&#187, пациента в нужное русло.

Также к числу особенностей можно отнести неструктурированность и мнгозначность стимульных материалов, используемых для проведения тестов. Не существует единой и &#171,правильной&#187, системы структурирования проективных материалов и любая вариация имеет &#171,право на существование&#187,.

Проективные методики направлены не на измерение отдельной психической функции, а на составление портрета или модуса личности в привязке к ее взаимоотношениям с социумом.

И последняя особенность , это отсутствие возможности подвести процесс анализа полученных данных к общему стандарту.

Отдельные методики не содержат ключей и не подразумевают использование математического прибора для просчета данных.

Тест №4 “Кто вы ?”

На картинке 6 видов  разных деревьев с различной корневой системой. Посмотрите на картинку несколько секунд и выберете ту, которая вам ближе. Что вы за человек? Расшифровка ниже!

Картинка к тесту “Кто вы?”

дерево

Вы уверенный в себе человек

Вы твердо стоите на ногах, но вам не особо важно понимать окружающий мир. При этом вы принимаете его таким, какой он есть

Плюс ко всему вы хороший друг, вы заботитесь о других людях. Также преданный и надежный. Зачастую забываете о себе, но никогда о других!

дерево

Вы решительная натура. Любите участвовать в новых проектах и во всех начинаниях. При этом вы не боитесь проблем, вас не пугает неизвестность. Плюс к этому вы можете участвовать в нескольких проектах, вам нравиться новый опыт и новые знания.

дерево

Вы мечтатель, любите рассуждать на тему, какой смысл жизни. При этом вы чувствительный человек. Также вы любите самостоятельно принимать решения. Не любите советов и навязанных мнений. У вас огромная внутренняя сила, которая помогает вам угадывать верные решения. Но осторожнее в своих мечтах!

дерево

Вы независимый человек. Вам трудно оставаться на одном месте, также вам скучно быть на одной работе. Вы любите путешествовать. Даже если пока у вас нет такой возможности, вы хотите узнавать много нового, обогащать свою жизнь новыми впечатлениями. Также вы любите читать, и по-настоящему расслабляетесь при помощи хорошего кино.

дерево

В вас сочетается оригинальность, уязвленность и сила натуры.  При этом вы невероятно честный человек. Плюс ко всему вы верите в настоящую любовь, готовы искать ее хоть всю жизнь. Очень романтичная натура.

дерево

Вы человек-одиночка. Очень любите, что б все было по-вашему. Вам не нужно общество, друзья. Вы сам себе лучший друг. Наслаждаетесь одиночеством. А также вас вдохновляют успешные люди!

еще Психологические тесты по картинкам – часть 2

Какие бывают тесты?

Критерии классификации тестов:

  1. цель тестирования
  2. форма тестирования.

1. По цели различают тесты:

  • тесты для отбора
  • тесты для распределения
  • тесты для классификации

2. По содержанию:

  • тесты общих способностей: тесты интеллекта
  • тесты креативные

тесты специальных способностей
тесты личности
тесты достижений
критериально-ориентированные тесты

Тесты достижения приравниваются к тестам успешности обучения (насколько хороша учебная программа).

Критериально-ориентированные тесты — это новый вид тестов, появились в 60-е годы 20 века.

Устанавливается соответствие испытуемого некоторому определенному критерию (соответствуют ли они внешне заданному критерию).

3. По форме тесты бывают — индивидуальные и групповые:

  • вербальные и невербальные (по форме, в которой представлены задания)
  • бланковые (тесты карандаш-бумага). По форме представления испытуемому.
  • аппаратурные тесты (с помощью специальные приспособлений)
  • компьютерные
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: