Картинка №10: паук, краб, омар
Самая последняя картинка в тесте – самая яркая. По своей
структуре она напоминает картинку №8, но по сложности – картинку №9.
Большинство людей видят в ней что-то приятное. Но, те, тестируемые, которым не
понравилась Картинка №9 на этой могут почувствовать те же эмоции. Такая реакция
может говорить о наличие проблем с подобными, совместимыми или синхронными
раздражителями.
Большинство видят в этих кляксах паука, змею, гусеницу,
омара, краба или морду кролика.
- Паук – символизирует страх, запутанности или говорит о том, что тестируемый оказался в неудобном положение из-за собственной лжи. Паук так же символизирует женскую силу и властную мать.
- Гусеница – говорит о перспективах развития и осознание того, что личность постоянно эволюционирует и меняется.
- Морда кролика – говорит о позитивном мышление и символизирует плодородие.
- Змея – символизирует опасность. Человек, который видит на этой картинки змей может чувствовать, что его предают, обманывают, а также бояться неизвестного. Кроме этого, змей можно рассматривать, как фаллический символ и касаются запрещенного или неприемлемого секса.
- Краб – символизирует склонность тестируемого к зацикливанию на определенных людях, вещах. Так же это может говорить о назойливости человека.
- Лобстер – символизирует, что тестируемый боится быть раненым другими людьми или нанести себе вред. Так же это может символизировать настойчивость, силу и умение справляться с проблемами.
Третья карточка
На ней мы видим пятно из черных и красных чернил. Восприятие ее говорит об отношении человека к другим в рамках взаимодействия. Респонденты чаще всего видят образ двух людей, человека, смотрящегося в зеркало, моль или бабочку. Если человек замечает двух обедающих, то он ведет активную общественную жизнь. Если пятно напоминает двух людей, моющих руки, это свидетельствует об ощущении своей нечистоты, незащищенности или же о параноидальном страхе. В случае если респондент увидел в нем двух людей, которые играют в игру, нередко отмечается то, что в социальных взаимодействиях он занимает позицию соперника. Если же испытуемый замечает человека, который смотрит на свое отражение в зеркале, возможно, он невнимателен к окружающим, эгоцентричен, неспособен разбираться в людях.
Интерпретация результатов по карточкам
Карточка 1
На этой карточке изображено черно-белое пятно. Чаще всего пациенты видят в ней летучую мышь, бабочку или моль. Карточка помогает определить тип личности.
Вариант | С чем ассоциируется пятно? | Ощущение | Расшифровка |
1 | Летучая мышь | Неприятность | Боязнь внешнего мира и скрытые внутриличностные проблемы |
2 | Бабочка | Позитив | Способность расти, меняться и преодолевать трудности |
3 | Моль | Опустошенность | Уязвимость и неспособность устоять перед проблемами |
4 | Мотылек | Нет | Одиночество и ощущение заброшенности |
5 | Голова кошки | Неопределенность | Боязнь внешнего мира |
Карточка 2
Изображена клякса черно-красного цвета. Больше всего ассоциаций с чем-то сексуальным. Помогает отразить эмоциональное состояние человека.
Вариант | С чем ассоциируется пятно? | Расшифровка |
1 | Люди в движении | Наличие тесных взаимоотношений с окружающими |
2 | Отображение человека в зеркале | Эгоцентризм, нарциссизм, неспособность воспринимать критику |
3 | Собака | Человек верный друг |
4 | Слон | Раздумья |
5 | Медведи | Скрытая агрессия и неповиновение |
Карточка 3
Также изображено черно-красное пятно. И в этой кляксе видят чаще всего двух людей. Эта карточка помогает понять социальное взаимодействие человека.
Вариант | С чем ассоциируется пятно? | Расшифровка |
1 | Два обедающих человека | В социуме человек очень активен и быстро может адаптироваться |
2 | Образ двух кукол | Пациент удален от общества. А также возможны: скудная эмоциональность, шизоидные черты |
3 | Два человека, моющие руки | Параноидальный страх и навязчивые фобии |
4 | Человек, смотрящий в зеркало | Эгоцентризм и невнимательность к окружающим |
5 | Играющие между собой люди | Непостоянность в своих решениях, тесные социальные взаимосвязи |
Карточка 4
Нарисовано черно-белое пятно. Обследуемые чаще называют ассоциации с большим животным, монстром, норой зверя. Интерпретация этой карточки позволит узнать о том, как человек относится к авторитетам, ценностям.
Вариант | С чем ассоциируется пятно? | Расшифровка |
1 | Большой монстр | Неполноценность и преклонение перед авторитетом |
2 | Шкура животного | Внутреннее противоречие, внутриличностные конфликты |
3 | Мех или ковер из шкуры | Страх перед авторитетами |
Карточка 5
На карточке изображено серое пятно. Чаще всего пациенты говорят о летучей мыши или моли. Эта картинка позволяет выяснить личные черты человека.
Вариант | С чем ассоциируется пятно? | Расшифровка |
1 | Вызывает другие ассоциации, чем 1 картинка | Предыдущие карточки вызвали у человека сильный дискомфорт внутри |
2 | Такие же ассоциации, как с 1 картинкой | Глубокие и личные проблемы |
Карточка 6
На картинке изображено серое. По этому пятну психолог понимает, насколько человек близок с другими людьми.
Вариант | С чем ассоциируется пятно? | Расшифровка |
1 | Шкура животного | Не желание взаимодействовать с другими |
2 | Нора | Душевная пустота и изолированность от социума |
3 | Страхи и ответы сексуального характера | Скрытая депрессия |
4 | Половой акт | Страхи сексуального характера |
Карточка 7
Светло-серое пятно, которое ассоциируется у большинства с женщинами, детьми, женским началом. Карточка помогает определить отношение с женским полом.
Вариант | С чем ассоциируется пятно? | Расшифровка |
1 | Сложно сказать | Сложные отношения с женским полом. У женщин – конфликт с мамой |
2 | Голова женщины или дети | Обострение материнского инстинкта, необходимость в заботе |
3 | Головы, которые хотят поцеловаться | Желание стать любимым и завести отношения |
4 | Женские половые органы | Сложности в половой жизни |
Карточка 8
Яркая разноцветная клякса. Одна из самых сложных картинок в тесте. Если человеку сложно сказать, что изображено, значит, он с трудом выражает свои эмоции.
Вариант | С чем ассоциируется пятно? | Расшифровка |
1 | Сложно сказать | У пациента сложная жизненная ситуация |
2 | Четвероногое животное | Расслабленность, эмоциональное спокойствие |
3 | Несколько образов | Мелочность |
Карточка 9
Тоже изображены многоцветные пятна. Расшифровка ассоциации позволяет понять, как пациент справляется с отсутствием определенности в каких-либо ситуациях.
Вариант | С чем ассоциируется пятно? | Расшифровка |
1 | Неопределенная форма зла | Плохо справляется с неопределенностями. Его легко вывести из себя |
2 | Человек | Организованность и хорошее планирование времени |
Карточка 10
В этой кляксе самое большое количество цветов. Чаще всего человек ассоциирует ее с пауком, крабом, змеей и т.д.
Вариант | С чем ассоциируется пятно? | Расшифровка |
1 | Неопределенные или негативные ощущения | 9 карточка вызвала большие трудности у человека |
2 | Несколько образов | Развитое абстрактное мышление, целостность человеческой натуры |
3 | Крабы и лобстеры | Склонность к привязанности к вещам, терпеливость |
4 | Пауки | Вовлеченность в сложную ситуацию |
5 | Гусеница | Рост и развитие человека |
Свежие записи
- Особенности психологии как науки и ее задачи
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
- Психиатрия — Билеты с ответами
- Психология профессионализма. 2011/12
Пятно 1
Первое пятно открывает тест и показывает, как человек воспринимает новую для него информацию. Здесь же можно увидеть, как испытуемый способен работать над незнакомыми ранее заданиями. То есть, как умеет справляться со стрессом. Большинство людей видят в нем морду большого зверя, моль (бабочку) или летучую мышь. Например, образ летучей мыши может обозначать страх или рождение чего-то нового. Бабочка означает перерождение, способность совершенствоваться, расти и развиваться. Морда крупного животного является символом борьбы и опасений перед надвигающимися обстоятельствами.
Пробуждение Роршаха
В 1975 году Уолтер расследовал похищение шестилетней девочки по имени Блэйр Роше (Blaire Roche). Похитители считали, что Блэйр дочь миллиардера, однако девочка была дочерью обычного водителя автобуса. Роршах, вспоминая своё несчастное детство, пришёл к родителям девочки и пообещал вернуть её в целости и сохранности. Роршах стал искать зацепки по барам и кабакам, Уолтеру пришлось уложить в больницу четырнадцать человек, прежде чем он узнал, что мужчина по имени Джеральд Грайс (Gerald Grice) похитил девочку и держит её в заброшенном ателье в Бруклине. В своём журнале Роршах называет этот район Бруклина плохим и сумеречным районом, где не горят огни. Уолтер добрался до ателье, света в нём не горело, на заднем дворе две немецкие овчарки боролись за кость. Роршах пробрался внутрь через парадный вход и увидел возле печи нижнее бельё девочки, а на столе лежали разделочный нож и недавно использованная доска. Выйдя на задний двор, Уолтер присмотрелся и к своему ужасу понял, что та кость, за которую боролись овчарки, была бедренной костью той похищенной девочки. В порыве ярости Уолтер взял разделочный нож и, выйдя на улицу, убил собак. Согласно журналу Роршаха, маньяк вернулся в магазин в 10:45 и подозвал собак Фреда и Барни, однако отклика не последовало. Уолтер швырнул собаку в спину Джеральду, чем сбил его с ног, а затем пристегнул наручниками к батарее. Роршах облил убийцу керосином, зажёг спичку и сжёг психа заживо, вместе с ним сгорело и всё ателье. Роршах смотрел на то, как горело здание в течение часа, чтобы убедиться, что никто оттуда не выйдет. В тот день Уолтер навсегда ушёл в историю и Роршах пробудился.
Тест Роршаха: что это?
Тест Роршаха — одна из самых известных и популярных проективных рисуночных методик, которая была разработана психиатром из Швейцарии Г. Роршахом. Первое упоминание об этой методике было в 1921 году. Тогда Роршах выпустил книгу «Психодиагностика».
Тест состоит из 10 карточек (наполовину цветных, наполовину черно-белых) с симметричными изображениями, которые созданы чернильными кляксами. Психолог показывает карты в определенном порядке и спрашивает, что это могло быть. Участник теста должен подробно описать то, что он видит на изображении, где он это видит и почему пятно вызывает такую ассоциацию. Картинку можно вращать, наклонять или переворачивать. Срок сдачи теста не ограничен.
Бытует мнение, что изображение, которое человек видит, свидетельствует об индивидуально-психологических особенностях и характеристиках личности. Таким образом, согласно ответам, можно судить о психике, понимать прошлое и даже частично предсказывать будущее поведение.
Важно, что кляксы на карточках не похожи на что-либо конкретное. Это вызывает ассоциативное мышление
Если не получается описать картинку, это может означать наличие определенных психологических проблем.
Ответы оцениваются по 5 категориям:
Локализация (анализируется все изображение или детали);
Детерминанты (на что обращается внимание: форма, цвет и т.д.);
Уровень формы (адекватность отражения формы изображения в ответе);
Содержание (ответ касается: людей / животных / предметов / фантастических образов и т.д.);
Оригинальность — популярность (ответ редкий или встречается более чем у 30% обследуемых).
Пробуждение Роршаха
В 1975 году Уолтер расследовал похищение шестилетней девочки по имени Блэйр Роше (Blaire Roche). Похитители считали, что Блэйр дочь миллиардера, однако девочка была дочерью обычного водителя автобуса. Роршах, вспоминая своё несчастное детство, пришёл к родителям девочки и пообещал вернуть её в целости и сохранности. Роршах стал искать зацепки по барам и кабакам, Уолтеру пришлось уложить в больницу четырнадцать человек, прежде чем он узнал, что мужчина по имени Джеральд Грайс (Gerald Grice) похитил девочку и держит её в заброшенном ателье в Бруклине. В своём журнале Роршах называет этот район Бруклина плохим и сумеречным районом, где не горят огни. Уолтер добрался до ателье, света в нём не горело, на заднем дворе две немецкие овчарки боролись за кость. Роршах пробрался внутрь через парадный вход и увидел возле печи нижнее бельё девочки, а на столе лежали разделочный нож и недавно использованная доска. Выйдя на задний двор, Уолтер присмотрелся и к своему ужасу понял, что та кость, за которую боролись овчарки, была бедренной костью той похищенной девочки. В порыве ярости Уолтер взял разделочный нож и, выйдя на улицу, убил собак. Согласно журналу Роршаха, маньяк вернулся в магазин в 10:45 и подозвал собак Фреда и Барни, однако отклика не последовало. Уолтер швырнул собаку в спину Джеральду, чем сбил его с ног, а затем пристегнул наручниками к батарее. Роршах облил убийцу керосином, зажёг спичку и сжёг психа заживо, вместе с ним сгорело и всё ателье. Роршах смотрел на то, как горело здание в течение часа, чтобы убедиться, что никто оттуда не выйдет. В тот день Уолтер навсегда ушёл в историю и Роршах пробудился.
Проверь себя
Если вы заметили за собой некие странности и со страхом предположили, что это могут быть первые симптомы шизофрении, то можно для начала пройти специальные тесты онлайн. Таковых на просторах интернета имеется множество!
Вопросов в таких тестах может быть разное количество. К примеру, тест, предлагаемый Тюменским институтом социальной психологии, содержит 20 вопросов.
Пройти тест на шизофрению из 36 вопросов можно на портале МГПЭЦ.
А один разработчик даже выпустил мобильное приложение на склонность к этому психическому заболеванию, которое можно установить на свой гаджет. В нем предлагается ответить «да» или «нет» на целых 53 вопроса. Занимает это всего пару минут. Но этот тест скорее носит развлекательный характер, так как проходить его можно много раз, подключая родственников, знакомых и коллег.
Ролик с «вогнутой маской» и пятна Роршаха тоже найдутся в интернете. Но если первый даст мгновенный результат профану, то правильно трактовать видение чернильных пятен может только психиатр или психолог.
Конечно, когда все валится из рук, тяжело организоваться и мыслить, мучает бессонница и непонятная тревога, депрессия, можно пройти тест на шизофрению онлайн. Но следует понимать, что он не дает точного диагноза. Поэтому все же лучше обратиться к специалистам «по болезням души». И не бойтесь: скорее всего, у вас не начало развиваться тяжелое психическое расстройство, а вы просто устали, и всего лишь нужно отдохнуть!
Картинка №4: Ковер, кожа, шкура животного
Эта картинка называется «отцовской». Большинство людей видят на ней большую фигуру (чаще всего мужскую). Ответы на восприятие этих пятен отражает отношение тестируемого к авторитету, воспитание человека. Так же люди видят в этих пятнах шкуру животного или крупное животное (монстра).
- Шкура животного – символизирует дискомфорт связанный с темой отца, но в тоже время это может говорить о том, что тестируемый не имеет проблем с неполноценностью и авторитетностью.
- Монстр или крупное животное – символизирует чувство страха, неполноценности перед отцом, представителями власти или авторитетами.
Родители
Роршахи состояли в общине маленького города Арбон на севере Швейцарии. Предки Германа не покидали её на протяжении нескольких столетий. Его отец Ульрих стал первым, кто нарушил традицию. В 1882 году он взял в жены Филиппину Виденкеллер и спустя два года покинул родной город.
Сначала они поехали в Цюрих. Но после рождения Германа (в 1884 году) семья Роршахов перебралась в город Шаффхаузен. Ульрих трудился художником-декоратором, но работа не приносила ему удовлетворения. Поэтому Роршах-старший продолжил учёбу в школе прикладного искусства. Он был одарённым рисовальщиком и нередко очаровывал детей изображёнными на бумаге историями. В 1886 году Ульриха взяли учителем живописи в училище и школу Шаффхаузена. Он был остроумным собеседником, заботливым мужем и добрым человеком. Теми же качествами обладала и его жена Филиппина.
Об авторе теста Роршаха
Герман Роршах родился 8 ноября 1884 года в Цюрихе (Швейцария). Он был старшим сыном неудачливого художника, вынужденного зарабатывать на жизнь уроками рисования в школе. Германа с детства восхищали цветовые пятна (по всей вероятности, результат творческих усилий его отца и собственной любви мальчика к живописи), а школьные друзья прозвали его Кляксой. Когда Герману было двенадцать, умерла его мать, а когда юноше исполнилось восемнадцать, скончался и отец. С отличием окончив среднюю школу, Роршах решил изучать медицину. В 1912 году он получил диплом доктора медицины Цюрихского университета, после чего работал в ряде психиатрических лечебниц. В 1911 году, еще во время учебы в университете, Роршах провел ряд любопытных экспериментов с целью проверить, отличаются ли одаренные художественными талантами школьники более развитым воображением при интерпретации обычных чернильных пятен. Это исследование оказало огромное влияние не только на дальнейшую карьеру ученого, но и на развитие психологии как науки в целом. Надо сказать, Роршах не был первым, кто использовал в своих исследованиях цветовые пятна, но в его эксперименте они впервые применялись в рамках аналитического подхода. Результаты первого эксперимента ученого со временем были утрачены, но на протяжении следующих десяти лет Роршах проводил масштабное исследование и разработал системную методику, позволяющую психологам определять типы личности людей с помощью обычных чернильных пятен. Благодаря работе в психиатрической клинике исследователь имел свободный доступ к ее пациентам. Таким образом, Роршах проводил изучение как психически больных людей, так и эмоционально здоровых, что позволило ему разработать систематический тест с применением чернильных пятен, с помощью которого можно анализировать личностные характеристики человека, определять тип его личности и в случае необходимости корректировать его.
В 1921 году Роршах представил итоги своего масштабного труда миру, опубликовав книгу под названием «Психодиагностика». В ней автор изложил свою теорию о личностных характеристиках людей. Одно из главных положений состоит в том, что в личности каждого человека представлены такие качества, как интроверсия и экстраверсия — иными словами, что нас мотивируют как внешние, так и внутренние факторы. По мнению ученого, тест с чернильными пятнами позволяет оценить относительное соотношение этих свойств и выявить любое психическое отклонение либо, напротив, сильные стороны личности. Психологическое научное сообщество практически не обратило внимания на первое издание книги Роршаха, поскольку в те времена господствовало мнение, что невозможно ни измерить, ни протестировать, из чего состоит личность человека. Однако со временем коллеги начали понимать пользу теста Роршаха, и в 1922 году психиатр обсудил возможности усовершенствования своей методики на собрании Психоаналитического общества. К несчастью, 1 апреля 1922 года, промучившись неделю сильнейшими болями в животе, Герман Роршах попал в больницу с подозрением на аппендицит, а 2 апреля умер от перитонита. Ему было всего тридцать семь лет, и он так и не увидел огромного успеха изобретенного им психологического инструмента.
Малоизвестные секреты, скрытые в всемирно известных памятниках
Об авторе теста Роршаха
Герман Роршах родился 8 ноября 1884 года в Цюрихе (Швейцария). Он был старшим сыном неудачливого художника, вынужденного зарабатывать на жизнь уроками рисования в школе. Германа с детства восхищали цветовые пятна (по всей вероятности, результат творческих усилий его отца и собственной любви мальчика к живописи), а школьные друзья прозвали его Кляксой. Когда Герману было двенадцать, умерла его мать, а когда юноше исполнилось восемнадцать, скончался и отец. С отличием окончив среднюю школу, Роршах решил изучать медицину. В 1912 году он получил диплом доктора медицины Цюрихского университета, после чего работал в ряде психиатрических лечебниц. В 1911 году, еще во время учебы в университете, Роршах провел ряд любопытных экспериментов с целью проверить, отличаются ли одаренные художественными талантами школьники более развитым воображением при интерпретации обычных чернильных пятен. Это исследование оказало огромное влияние не только на дальнейшую карьеру ученого, но и на развитие психологии как науки в целом. Надо сказать, Роршах не был первым, кто использовал в своих исследованиях цветовые пятна, но в его эксперименте они впервые применялись в рамках аналитического подхода. Результаты первого эксперимента ученого со временем были утрачены, но на протяжении следующих десяти лет Роршах проводил масштабное исследование и разработал системную методику, позволяющую психологам определять типы личности людей с помощью обычных чернильных пятен. Благодаря работе в психиатрической клинике исследователь имел свободный доступ к ее пациентам. Таким образом, Роршах проводил изучение как психически больных людей, так и эмоционально здоровых, что позволило ему разработать систематический тест с применением чернильных пятен, с помощью которого можно анализировать личностные характеристики человека, определять тип его личности и в случае необходимости корректировать его.
В 1921 году Роршах представил итоги своего масштабного труда миру, опубликовав книгу под названием «Психодиагностика». В ней автор изложил свою теорию о личностных характеристиках людей. Одно из главных положений состоит в том, что в личности каждого человека представлены такие качества, как интроверсия и экстраверсия — иными словами, что нас мотивируют как внешние, так и внутренние факторы. По мнению ученого, тест с чернильными пятнами позволяет оценить относительное соотношение этих свойств и выявить любое психическое отклонение либо, напротив, сильные стороны личности. Психологическое научное сообщество практически не обратило внимания на первое издание книги Роршаха, поскольку в те времена господствовало мнение, что невозможно ни измерить, ни протестировать, из чего состоит личность человека. Однако со временем коллеги начали понимать пользу теста Роршаха, и в 1922 году психиатр обсудил возможности усовершенствования своей методики на собрании Психоаналитического общества. К несчастью, 1 апреля 1922 года, промучившись неделю сильнейшими болями в животе, Герман Роршах попал в больницу с подозрением на аппендицит, а 2 апреля умер от перитонита. Ему было всего тридцать семь лет, и он так и не увидел огромного успеха изобретенного им психологического инструмента.
Как проводится тест Роршаха
Для теста понадобится десять карточек или картинок с изображением чернильных пятен. Пять из них – черные, две – красные и чёрные, три – разноцветные. Тот, кто проводит тест, показывает карточки с пятнами в строго определённом порядке, спрашивая тестируемого, что это может быть. Когда тот, кого тестируют, ответит на все вопросы и просмотрит все карточки, исследователь начинает показ заново.
Тест Роршаха
Участник эксперимента снова смотрит все карточки и описывает всё, что он видит. Карточки разрешается отдалять, приближать, переворачивать. За тестируемым записываются все слова и действия, а также фиксируется продолжительность ответов.
Если испытуемый не показывает никакую реакцию, не может описать картинку, или изображение ни с чем не ассоциируется, то это значит, что изображаемый объект заблокирован в подсознании. Либо же то, что изображено, связано именно с той темой, которую пациенту сейчас не хотелось бы обсуждать.
После, результаты подсчитываются, и на основе определённой математической схемы интерпретируется конечный результат.
Картинка №4: Ковер, кожа, шкура животного
Эта картинка называется «отцовской». Большинство людей видят
на ней большую фигуру (чаще всего мужскую). Ответы на восприятие этих пятен
отражает отношение тестируемого к авторитету, воспитание человека. Так же люди
видят в этих пятнах шкуру животного или крупное животное (монстра).
- Шкура животного – символизирует дискомфорт связанный с темой отца, но в тоже время это может говорить о том, что тестируемый не имеет проблем с неполноценностью и авторитетностью.
- Монстр или крупное животное – символизирует чувство страха, неполноценности перед отцом, представителями власти или авторитетами.
Родители
Роршахи состояли в общине маленького города Арбон на севере Швейцарии. Предки Германа не покидали её на протяжении нескольких столетий. Его отец Ульрих стал первым, кто нарушил традицию. В 1882 году он взял в жены Филиппину Виденкеллер и спустя два года покинул родной город.
Сначала они поехали в Цюрих. Но после рождения Германа (в 1884 году) семья Роршахов перебралась в город Шаффхаузен. Ульрих трудился художником-декоратором, но работа не приносила ему удовлетворения. Поэтому Роршах-старший продолжил учёбу в школе прикладного искусства. Он был одарённым рисовальщиком и нередко очаровывал детей изображёнными на бумаге историями. В 1886 году Ульриха взяли учителем живописи в училище и школу Шаффхаузена. Он был остроумным собеседником, заботливым мужем и добрым человеком. Теми же качествами обладала и его жена Филиппина.