Классификация
Широко используются проективные методики современными психологами, они не только помогают собрать сведения о личности пациента, часто применяются для проверки теорий. Многие годы проводятся специальные тематические международные конгрессы. Проективные методики исследования личности складывались десятилетиями, под влиянием различных психологических школ.
Классификация впервые была сделана еще в прошлом веке, она до сих пор остается наиболее применяемой. Какие же существуют проективные методики?
- Импрессивные — необходимо выбрать из нескольких объектов те, которые имеют наиболее приятную окраску. Это могут быть круги, квадраты и т. п.
- Экспрессивные нужно выполнить рисунок, тема может быть как заданной, так и свободной. Результаты позволяют выявить аффективную сторону субъекта.
- Катартические — организуется специальная игра (небольшой спектакль), в рамках представления участники переживают некий катарсис. Он не только имеет положительное влияние на психику, но и позволяет обнаружить скрытые проблемы.
- Интерпретативные целью является истолкование некоего события. Субъект рассматривает картинки, с изображением ряда ситуаций. Их истолкование может быть разным. В итоге должен получиться последовательный рассказ, в котором раскрываются причины, ощущения героев, развязка. Этот проективный тест позволяет заглянуть во внутренний мир, понять чувства испытуемого.
Проекция
Впервые это понятие появилось у З. Фрейда. Он считал, что неврозы возникают если человек не может справиться с возбуждением, в результате чего оно переносится (проецируется) в окружающий мир. Классическое понимание интерпретирует проекцию как защитный механизм. Однозначного определения этого термина до сих пор не найдено, ведь считается, что проекция существует и там, где конфликт отсутствует. Именно она отвечает за индивидуальное истолкование явлений. Такая проекция именуется «атрибутивной». Существуют еще «симилятивная» и «комплементарная», обладающие собственными характеристиками.
Теория проекции в психологии является самостоятельной и не зависит проективных методик. Существующие концепции, тем не менее, широко применяются в диагностике.
Обзор основных методик
Пятна Роршаха
Проективный метод исследования личности, опубликованный в 1921 году швейцарским психиатром и психологом Германом Роршахом.
Человеку дается 10 картинок пятен. После этого его просят описать, что он видит. Далее специалист интерпретирует результаты ответов и делает вывод о психическом состоянии испытуемого.
Подробнее о методике в этой статье: Психологический тест Роршаха: интерпретация результатов.
Рисунок «Человек под дождем»
В этом методе психодиагностики отсутствуют ограничения в выборе ответа и оценке ответов испытуемых как «правильных» и «ошибочных».
Тест поможет диагностировать личностные резервы и особенности защитных механизмов человека и его способности преодолевать сложные жизненные ситуации.
С помощью этого теста можно отслеживать адаптацию человека в новом коллективе.
Рекомендуется выполнять эту методику детям старше 9 лет, а также взрослым. Рисовать можно любыми инструментами:
- простым карандашом;
- красками;
- фломастерами;
- цветными карандашами;
- мелками и т.д.
3 важных шага, которые должна пройти каждая женщина
Аника Снаговская
Автор и ведущая женских тренингов по гармонизации женской энергии. Мастер по снятию ограничивающих убеждений и мастер расстановок.
✕
Топ-3 полезных материала, которые помогут лучше познать себя
И начать новую, счастливую для себя жизнь.
Видео-урок с медитацией: 5 состояний женственности
Видео-урок + медитация: Как отпустить прошлые отношения
Аудио запись: Нейро-аффирмация «Любовь к себе»
Заберите Ваши подарки!
Что надо делать? Нарисовать два рисунка:
- На одном – просто человек
- На втором – человек под дождем
Подробнее о методике и анализ результатов теста в статье: Тест «Человек под дождем»: интерпретация и примеры.
Конструктивный рисунок человека из геометрических форм
Психографический тест Либина – это диагностическая система, сочетающая любое изображение человеческой фигуры с бессознательным семантическим (смысловым) определением значения геометрических форм рисунка.
Тест используется для психологической диагностики личности, черт характера, межличностных отношений и характеристик нервной системы. Проанализировав его результаты, можно сказать, что существует 8 типов личности.
Эта методика обеспечивает интерпретацию на семи уровнях, но есть также онлайн-версия теста. Но там уже применяются только два уровня из семи.
Как пройти тест? Нарисуйте человеческую фигуру из десяти элементов на четверти листа формата А4, используя треугольники, круги и квадраты.
Подробнее о том, как проходить тест и интерпретировать результаты в статье: Психогеометрия: как определить характер по рисункам из геометрических фигур.
Проективная методика «Рисунок дерева»
Тест «Рисунок дерева» основала женщина-психолог из США Ф. Гудинаф. Она занималась проблемами детской психики. После нее Карен Маховер сделала систему критериев, которые помогают по этому тесту оценить особенности личности.
Эта методика нацелена на выявление особенностей личности. В психодиагностике рисунок дерева рассматривается как автопортрет. Потому что в этом рисунке можно увидеть:
- отношение к себе;
- уровень самооценки человека;
- взаимоотношения с окружающими;
- качества личности.
Как пройти тест? Необходимо выбрать любой инструмент для рисования и нарисовать дерево на листе.
Интерпретацию значений рисунков можно найти в статье: Проективный тест «Дерево»: анализ и расшифровка от психолога.
Классификация по принципу использования
Проективная психология, как отдельное направление, зародилась в 19 веке. К началу 20 века, благодаря многочисленным ассоциативным экспериментам К. Г. Юнга, она стала широко применяться при общей клинической диагностике. Появились отдельные направления. Классификация методик:
Интерпретационные. Испытуемому показывают ряд сюжетных картинок, к каждой из которых ему нужно подобрать объяснение. Сюжеты могут быть комичными и нелогичными
Важно, чтобы пациент не пытался оценивать действия или эмоциональное состояние персонажей на рисунках. Он должен называть первую ассоциацию, которая приходит на ум.
Методики конструирования
Эти виды тестирования требуют от испытуемого выполнить некоторые действия. Например, выбрать изображения из ряда предложенных или собрать из отдельных деталей заданную фигуру.
Завершение предложений. Исследование с помощью набора фраз или короткого рассказа. Испытуемый прослушивает текст и предлагает свой вариант окончания истории.
Методики импрессии. Тест строится на череде предпочтений. Из предложенных карточек пациенту нужно выбрать самый привлекательный вариант. Потом — следующий по привлекательности, пока не останется последняя карточка.
Проективные изобразительные методики. Графические тесты, в которых испытуемому предлагается нарисовать конкретный сюжет. Результат оценивается по готовой инструкции.
При комплексной диагностике психолог использует несколько видов тестов для получения более полной картины личности. Часто результаты получаются противоречивыми. Из-за этого составление портрета личности становится затруднительным, требует дополнительного исследования.
Проективные методы.
Проективные методы — это группа специфических методик, направленных для измерения личности. Эти методики направлены на раскрытие содержания внутреннего мира личности.
Специфические особенности методик.
Карл Юнг открыл первым феномен, лежащий в основе проективных методик. Можно посредством косвенного воздействия на значимые области переживания испытуемого вызывать изменения в экспериментальной деятельности.
Выполняя что-либо, любой человек проявляет свое отношение к этому. Его высказывания, восприятие, двигательные акты являются проекцией его личности.
Термин «проекция» впервые применен Лоренсом Франком для обозначения группы методик в 1939 году.
Он описал основные принципы проективной диагностики.
В 1896 году Фрейд ввел термин «проекция» — приписывание другим людям социально неприемлимых влечений и желаний, в которых человек отказывает себе.
В начале 20 века Фрейд использует «проекцию» в другом смысле — символический перенос во вне — внутреннего мира человека. Наблюдая процесс экстериоризации тревожности, страха.
Проекция потом стала пониматься как нормальный естественный психический процесс, участвующий в восприятии здорового человека.
Преимущества и недостатки
К достоинствам проективных опросов можно отнести возможности, которые не могут обеспечить другие виды диагностики:
- снижение уровня тревожности пациента;
- возможность провести диагностику маленьких детей, еще не умеющих читать, писать;
- возможность выявить скрытые мотивы личности.
Проведение проективного тестирования не признается некоторыми специалистами. Недостатки:
- отсутствие стандартизированных шкал оценки результатов;
- условия проведения опроса часто неконтролируемы;
- при расшифровке на результат может повлиять предвзятое отношение специалиста к испытуемому.
Помимо диагностики, проективные методики могут стать частью арт-терапии. Графические методики оказывают на пациентов с тревожным расстройством психотерапевтический эффект, снижая уровень нервного напряжения.
Основы проективной диагностики, цель
Проективный метод основан на создании особых ситуаций, в которых существует множество вариаций. В методиках этого типа применяют стимулы. Испытуемый самостоятельно развивает их и дополняет.
Например, ему может быть предложено завершить то или иное предложение, дополнить рисунок. При этом ответ на вопрос не является правильным или неправильным, а лишь позволяет специалисту оценить аспекты личности испытуемого.
В зависимости от того, как человек отвечает, врач выявляет возможные проблемы и может определить способ дальнейшей работы с пациентом. Для самого же испытуемого конечная цель проективной диагностики скрыта, поэтому он не может осознанно достигать желаемого результата.
Классификация по принципу использования
Проективные методики в психологии являются относительно новыми и очень разнообразными. Наиболее развернутую классификацию представил Л. Франклон. Он выделил 8 типов методик.
Вид методики
Описание
Экспрессивная
Методика помогает изучить эмоциональность человека. Рассматривается его деятельность. Для данного направления используют рисуночную методику. В этом случае тест подразумевает, что испытуемый создаст изображение. Например, специалист может попросить нарисовать несуществующее животное.
Импрессивная
Для этой методики обычно используют карточки или картинки. Они представляют собой объекты так называемого стимульного материала. Данные тесты позволяют оценить психическое состояние человека. К данной методике относится тест М. Люшера.
Конструктивная
В ходе тест испытуемому предлагают наделить смыслом то или иное изображение. Например, к данному типу методики можно отнести тест Роршаха.
Интерпретативная
Испытуемому также предлагают посмотреть на изображения. Он должен объяснить смысл картинок и то, что на них происходит.
Конструктивная
В данных методиках используют фигурки, картинки и даже конструктор, из которого пациенту предлагают создать логичные сценки. После создания таких объектов человек должен описать их.
Катартическая
В этом случае специалист пытается вызвать у пациента состояние катарсиса. Это позволяет в полной мере раскрыть его особенности психики
Благодаря таким методам человек сам начинает осознавать свои проблемы и определить их источник.
Рефрактивная
Специалист обращает внимание на то, какие оговорки или опечатки делает пациент. Такие методы часто используются при работе с подростками.
Аддиктивная
Аддикция представляет собой то, насколько человек зависит от определенной деятельности или поведения
Такие методы применяются при работе с наркоманами, алкоголиками и людьми с другими зависимостями. Врач оценивает, какие еще более простые привычки есть у человека. Например, он может покусывать губу, грызть ногти и прочее.
Благодаря такому разнообразию типов методик у психологов есть огромный арсенал различных тестов. Тем не менее, проективные методики некоторые считают довольно противоречивыми.
Тематический апперцептивный тест (ТАТ)
Позволяет выявить некоторые характеристики личности, благодаря свободному полету фантазии в условиях ослабления защитных механизмов. Задача данного теста — получить от субъекта связный рассказ, на основе ряда изображений. Это 20 картинок, которые должны соответствовать полу и возрасту человека.
Основания, на которых стоится методика:
- Оканчивая или приводя в определенный порядок беспорядочную информацию, человек невольно рассказывает о собственных стремлениях.
- Создавая историю, испытуемый обычно соотносит себя с одним из ее героев. Поэтому желания, конфликты персонажа с большой долей вероятности иллюстрируют его собственные. Иногда они могут выражаться в скрытой форме.
- Получившиеся истории имеют разную диагностическую ценность. Материала может быть как очень много, так и мало, он может отсутствовать полностью.
- Темы, которые напрямую не связаны со стимульным материалом, скорее всего, наиболее важны для тестируемого.
- Повтор тематики, скорей всего, отражает его собственные конфликты.
Психолог, обрабатывая результаты, должен сначала выявить героя в каждой истории. Затем надо посмотреть на его характер, желания, привычки. Так проявляются потребности — а это главн,ое для получения индивидуального портрета. Г. Мюррей выделил различные виды потребностей (агрессия, социальная реализация, автономия, защита и т. д.).
Потребности оцениваются по пятибалльной шкале, затем выявляются сильнейшие. Это служит основанием для характеристики личности.
Достоинства и недостатки
Достоинства и недостатки проективных методик неоднозначны, и их можно рассматривать лишь с привязкой к конкретной ситуации исследования.
Но если обобщить, то к числу минусов данной категории методов можно отнести:
- Ненадежность ввиду особенностей подхода специалиста. Специалист, работающий по проективной методике, может проявить некомпетентность на стадии «расшифровки» полученного материала. Стоит учитывать и субъективный взгляд каждого отдельно взятого профессионала, мнение которого может коренным образом отличаться от мнения коллег.
- Неконтролируемость процесса. Очень сложно отследить и проконтролировать условия проведения тестов.
- Нестандартизированность методики. Не существует универсальной или стандартной схемы подсчета показателей.
Плюсы проективных методик:
- Возможность применения при работе с малышами.
- Возможность применения при работе с людьми (в частности с детьми), у которых наблюдаются нарушению речевой функции.
- Снижение контроля.
- Проективные методы позволяют индивиду максимально раскрыться.
- Возможность «выйти» на бессознательный уровень и отследить глубинные мотивы индивида.
- Терапевтический эффект.