Содержание теста
Протокол детского теста начинается с указания основных данных тестируемого:
- имя ребёнка;
- возраст;
- дата проведения опроса.
Стимульные материалы теста — картинки двух групп, для девочек и мальчиков. Для каждой группы представляется по 14 картинок. На картинках для мальчиков нарисован мальчик. Соответственно карточки для девочек содержат изображения девочки.
https://youtube.com/watch?v=RfcETXap54A
У детей на карточках не прорисованы лица, изображён лишь контур. Каждая картинка с основным сюжетом дополнена ещё двумя изображениями, где точно скопирован контур лица ребёнка с главного сюжетной картинки.
Но на дополнительных изображениях лицо прорисовано. На одной картинке — лицо улыбается, вторая демонстрирует расстройство и грусть.
Содержание теста для девочек:
Номер картинки | Описание картинки | Ответ |
1 | Девочка играет с младшим ребёнком. Её реакция? | Радость/расстройство |
2 | Девочка идёт с мамой, которая катит коляску. Из коляски смотрит малыш. Какое лицо у девочки? | Расстроенное/радостное |
3 | Мальчик замахивается на девочку. Какое лицо у неё? | Весёлое/грустное |
4 | Малышка надевает ботиночки, сидя на скамейке. Её эмоции? | Печаль/радость |
5 | Девочка играет в песочнице со взрослым. Какое у лица выражение? | Весёлое/печальное |
6 | Девочка ложится спать, родители смотрят телевизор. Чувства ребёнка? | Расстройство/радость |
7 | Девочка моет руки в раковине. Её реакция? | Веселье/грусть |
8 | Мама ругает девочку. Реакция? | Печаль/радость |
9 | Папа играет с младшей сестрой, не реагирует на девочку. Что она чувствует? | Веселье/печаль |
10 | Мальчик отбирает куклу у девочки. Её реакция? | Грусть/радость |
11 | Мама говорит девочке убрать игрушки. Что чувствует дочка при уборке? | Веселье/печаль |
12 | Ребята не обращают внимания на девочку. Какое лицо у неё? | Расстройство/радость |
13 | Девочка стоит рядом с мамой и папой. Что она чувствует? | Веселье/грусть |
14 | Девочка ест. Её эмоции? | Грусть/радость |
Аналогично выглядит опросник для мальчиков, только на картинках девочка заменена мальчиком.
Профилактика негативных последствий высокой тревожности у ребёнка дошкольного возраста
Советы психолога помогут родителям избежать развития повышенной тревожности у дошкольников:
- Организовывайте общение с ребёнком в спокойной и доброжелательной атмосфере.
- Исключите критику поведения и характера ребёнка.
- Стимулируйте у малыша развитие самостоятельности и инициативности.
- Привлекайте кроху к разнообразному общению, а также к выполнению простых поручений.
- Не подрывайте авторитет значимых для ребёнка людей.
- Соблюдайте последовательность в действиях.
- Не запрещайте ребёнку без причин то, что разрешали ранее.
- Не требуйте от ребёнка того, что он не в силах выполнить.
- Хвалите в случае успеха, помогайте и поддерживайте, когда ребёнок сталкивается с трудностями.
- Доверяйте малышу, будьте с ним честными и любите его таким, какой он есть.
Важно наладить позитивную коммуникацию с ребёнком, особенно в период адаптации к детскому саду или школе. А взаимодействие родителей и воспитателя ДОУ, их терпение и внимательность помогут ребёнку с повышенным чувством тревожности успокоиться, снять напряжение, преодолеть застенчивость
Сложности при диагностике
Определение степени проявления тревожности у дошкольников и школьников младших классов осложнено возрастными особенностями. Ребёнок плохо понимает и не контролирует процессы, которые происходят в его психическом и эмоциональном мире. Он неспособен самостоятельно вычленить отклонения от нормы в восприятии действительности.
Первичный способ диагностики тревожности — выявление особенностей в поведении. По поведенческим признакам можно вычленить наличие беспокоящих состояний.
Признаки тревожности ребёнка:
- суетливость;
- двигательное беспокойство;
- повторяющиеся движения — сосание пальцев, закручивание волос, обгрызание ногтей;
- нарушения сна;
- скованность;
- панический страх нового, любых перемен;
- неуверенность в себе;
- отказ от новых видов деятельности;
- серьёзность;
- нежелание выделяться и стремление к тишине;
- частые страхи без повода;
- заниженная самооценка.
По первичным признакам взрослые люди способны определить отклонения в эмоциональном состоянии малыша, но для точной диагностики тревожности, оценки степени её проявления нужно использовать специальные методики.
Как проводится диагностика?
Диагностировать уровень тревожность у дошкольника можно, обратившись к самой известной методике – тесту Тэммпл-Амен-Дорки. Смысл теста в том, чтобы узнать поведенческие реакции ребёнка на 14 предложенных ситуаций, и изображённых на картинках:
- Игра ребёнка с малышом более младшего возраста. Весёлый он или грустный в это время?
- Ребёнок идёт вместе с мамой, везущей в коляске младенца. Старший ребёнок в это время радостный или нет?
- Один ребёнок проявляет агрессию по отношению к другому – бежит и замахивается на него.
- Ребёнок сам надевает носки и ботинки. Доставляет ли это занятие ему позитивные эмоции?
- Ребёнок играет со старшими детьми. Ему в это время радостно или грустно?
- Родители смотрят телевизор, а ребёнок в это время нужно спать. Радость или печаль?
- Ребёнок умывается самостоятельно. Какое лицо у него во время умывания?
- Ребёнка ругает папа или мама. Какое лицо у ребёнка при этом?
- Папа играет с новорождённым и в это время не обращает внимания на старшего ребёнка. Он в это время весел или грустен?
- Один ребёнок у другого пытается отнять игрушку. Это увлекательная игра или конфликт? Грустно или весело?
- Мама заставляет ребёнка собрать разбросанные по комнате игрушки. Что ребёнок при этом чувствует?
- Сверстники уходят от ребёнка. Это печально или радостно?
- Семейный портрет: ребёнок с родителями. Счастливое ли выражение лица у ребёнка?
- Ребёнок обедает в одиночестве. Он грустный или весёлый?
Ответы ребёнка нужно занести в таблицу, о то, что испытывает ребёнок относительно каждого высказывания — радость или грусть.
Как предотвратить, исправить ситуацию
Методика адекватной терапии должна разрабатываться специалистов. Чаще всего психологи рекомендуют коррекционные игры, специальные упражнения по релаксации, десенсибилизации. Отлично помогают рисование, чтение сказок. У детей школьного возраста терапия базируется на выявлении и исключении причины тревожности. Иногда требуется длительный срок для восстановления эмоционального баланса.
Предотвратить проблемы можно, выполняя простые советы психологов. Ничего сложного в профилактике нет, необходимо:
- доверять ребенку, учить его самостоятельности;
- не ставить перед маленьким человеком завышенных требований;
- не скупиться на похвалу;
- правильно организовать учебный, воспитательный процесс.
Важно проконтролировать адаптивные способности у детей, попадающих в новый коллектив (детский сад, первые классы школы), научиться своевременно выявлять первые признаки тревожности
Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера)
Вводные замечания
Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обусловливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельной личности
У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.
Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.
Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.
Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценить или только личностную, или состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером. На русском языке его шкала была адаптирована Ю. Л. Ханиным.
Шкала ситуативной тревожности (СТ)
Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.
Источник
Причины беспокоящих состояний у детей
Состояние тревожности — характерное явление для многих малышей. Оно формируется как психическая реакция организма на любую неопределённость, неизвестность будущего. Для дошкольника, изучающего и узнающего этот мир, факторов неизвестности очень много, поэтому вероятность развития тревожности высока.
Большую роль в формировании беспокоящих состояний у детей играют взрослые, особенно родители. Малыши во всём зависят от мамы и папы. Степень уверенности зависит от поведения и позиции взрослых.
Факторы, повышающие вероятность развития тревожности:
- критика и упрёки;
- сравнение с детьми;
- отсутствие поддержки;
- нестабильность в повседневной жизни;
- непонимание происходящих событий;
- низкая степень вовлечённости родителей в повседневную жизнь малыша;
- совершение действий, вызывающих страх, тревогу, негативные эмоции;
- недостаток любви, внимания.
Почему дети беспокоятся
Тревожность может наблюдаться и у детей дошкольного возрастаТревожность – повышенная склонность опасаться и беспокоиться – бывает ситуативной и постоянной. Если в первом случае тревожность оправдана, так как помогает избежать какой-либо опасной ситуации, то тревожность, которая сопровождает человека часто и беспричинно превращается уже в проблему.
Тревожность может наблюдаться и у детей дошкольного возраста.
Ребёнок с повышенной тревожностью отличается:
- постоянной подавленностью
- насторожённостью
- сложностью в установлении контактов
- враждебным восприятием к миру
- мрачным взглядом на окружающее
- заниженной самооценкой.
Повышенный уровень тревожности у маленьких детей может возникнуть вследствие:
- Наследственных особенностей нервной системы и характера.
- Родовых травм, инфекций и других заболеваний, перенесённых в раннем возрасте.
- Болезней, перенесённых матерью во время беременности.
- Поражений нервной системы плода и ребёнка до, во время и после родов.
- Внешних обстоятельств (гиперопеки, отторжения родителей и пр.).
Среди причин повышенной тревожности у детей дошкольного возраста можно выделить:
- Бесконтрольный просмотр ТВ. По утверждению психологов и психотерапевтов, маленькие дети чаще всего боятся какого-нибудь пугающего персонажа из мультфильма.
- Сильный испуг (встреча с животным, нападение злодея, происшествие на воде, пожар или наводнение, военные действия и т. п.). Пережив такое, дошкольники могут вести себя неадекватно.
- Неблагоприятная атмосфера в семье (ссоры, крики, конфликты и пр.). У детей из таких семей могут возникать психосоматические симптомы (учащённое сердцебиение, проблемы с дыханием и пр.), приводящие к разного рода заболеваниям.
«Полезно знать. Напряжённый социально-психологический климат в семье порождает повышенную тревожность ребёнка. Дети, которые чувствуют, что их не любят, вырастают тревожными, беспокойными, неуверенными в себе людьми».
- Недружелюбная атмосфера в ДОУ. Иногда причиной детской тревожности может стать поведение воспитателя в детском саду: угрозы, наказания и т. д. Ребёнок, постоянно слышащий крик, не может нормально развиваться, так как его нервная система находится в напряжении, что и проявляется в эмоциональной неуравновешенности.
- Насмешки сверстников. Малыши чувствуют униженными, если сверстникам удаётся потешаться над ними.
- Тревожное поведение взрослых. Дети берут пример с того, как ведут себя близкие взрослые.
- Слишком высокие требования взрослых, которые малыш не в силах выполнить.
- Авторитарность родителей. Властность родителей порождает страх.
- Разность во взглядах воспитания в семье. Сложно соответствовать, когда один родитель запрещает, а другой разрешает. Тогда возникает беспокойство, что один из родителей не одобрит поведение, какой-либо поступок.
- Ожидание неприятностей. Дети боятся родителей, когда знают, что он них ничего хорошего нельзя ждать (в случаях с пьянством, приступами жестокости, а то и просто плохим настроением взрослых).
Основные методики
Для определения наличия беспокоящих состояний у малышей дошкольного и младшего школьного возраста разработано большое количество всевозможных методик:
- «Лесенка». Способ направлен на определение уровня самооценки дошкольника, как он видит отношение к себе сверстников, родителей, взрослых. Отношение ребёнка очень сильно взаимосвязано с беспокоящими состояниями, которые его преследуют. Для проведения нужны: лист бумаги, картон, карандаш, ножницы. На листе рисуется лесенка с семью ступеньками. Ступени одинаковые, кроме третьей, она шире. На картоне рисуют и выстригают фигурку человека. Ребёнка просят ставить фигурку на конкретную ступеньку. Фигурки обозначает самого ребёнка, учителя, воспитателя, других хороших и плохих ребят. По месту размещения фигурки на ступеньку определяется уровень самооценки. Методика используется при диагностике тревожности. Она позволяет определить влияние на беспокоящие состояния самооценки, взаимоотношений с окружающими людьми.
- Тест «Страхи в домиках». На листе рисуются два домика. Ребёнку задают задачу, нужно «страшные» и «нестрашные» страхи распределить по домикам. Читается 29 страхов. Малыш распределяет их по домикам. На основе сортировки определяются объект, вызывающие страх и тревогу у ребёнка.
- Выбери нужное лицо. Дошкольнику предлагают посмотреть на 14 картинок, изображающих различные ситуации из детской жизни. На картинках представлен малыш с лицом, которое не прорисовано. Тестируемому ребёнку нужно выбрать «весёлое» или «грустное» лицо, которое ассоциируется у него с ситуацией на картинке. По реакции малыша к конкретным ситуациям определяется наличие тревожности, источники её развития.
- «Рисунок человека». Необходимые материалы: лист бумаги и карандаш. Ребёнку даётся задание нарисовать человека без уточнений, комментариев и разъяснений. Когда фигурка нарисована, у ребёнка спрашивают, кого он нарисовал. Проводится анализ рисунка, по ярким деталям определяется наличие тревожности у малыша.
«Барашек в бутылке». Методика направлена на диагностику психологического самоощущения малыша в семье. Материалы: два листа бумаги и карандаш. На одном листе ребёнок рисует барашка в бутылке. На втором листе — нужно записать о том, как чувствует себя барашек, о чём мечтает, что его тревожит. Если ребёнок не умеет писать, его просят ответить на эти высказывания о барашке. По рисунку и ответам определяется состояние малыша, наличие тревожности, особенности её выражения.
«Нарисуй свой страх». Ребёнка просят на листе нарисовать свои страхи. После завершения задания, малыша просят прокомментировать рисунок. На основе рисунка и ответов определяются объекты тревожности ребёнка.
«Несуществующее животное». Ребёнка просят нарисовать несуществующее животное, дать ему имя. Малыша просят рассказать о животном, что он любит, его страхи и тревоги. По рисунку и ответам формируется представление о беспокоящих состояниях.
- «Кактус». Тест на определение эмоционального состояния малыша, наличия агрессивности, её направленности. Ребёнка просят нарисовать кактус. После завершения рисунка с малышом проводят беседу, направленную на уточнение деталей рисунка. На основе рисунка и ответов составляется эмоциональный портрет малыша.
- «Паровозик».
Особенностью методик для малышей является оформление в виде понятных и естественных для детей проявлений — игра, рисование, составление сложного объекта из простых деталей и т. д.
В некоторых случаях они используются и для подростков.
Что такое тревожность?
Тревожность в дошкольном возрасте ещё не является устойчивым свойством личности ребёнка и вполне поддаётся коррекции
По детскому личику так легко понять, весел малыш или расстроен, спокоен или подавлен. Да и фигура его внимательному наблюдателю способна очень о многом рассказать.
То ли он, гордо расправив плечи, делится своими открытиями, то ли, понуро их опустив, играет в угрюмую молчанку. Если вы часто замечаете, что ваш дошколёнок не весел, безразличен к любимым играм, он с большим трудом идёт на контакт и очень редко улыбается, не оставляйте подобное поведение малыша без внимания.
Беспокойство, тревога, страх. Именно эти состояния (сменяющие одно другое и переходящие друг в друга) и принято считать тревожностью.
Изучали её многие психологи, и каждый определение тревожности трактовал по-своему. Суть же всех определений и трактовок такова.
Тревожность – это сложное сплетение чувств, индивидуальная психологическая особенность, выявляющаяся в склонности человека впадать в состояние беспокойства, испытывать тревогу и страх в различных ситуациях, и даже в тех, которые никак не располагают к возникновению подобных эмоций.
Психологи выделяют два вида тревожности: ситуативную и личностную
Возрастные этапы формирования страхов
Учеными доказано, что возникновение страхов зависит от возраста детей, а также уровня психического развития. Появление отклонений в особенностях развития, является следствием эмоциональной чувствительности и мнительности детей. Свое влияние оказывают и родители, которые могут с беспокойством и чрезмерной опекой вызвать страх перед воображаемыми или реальными раздражителями. Особенно это касается девочек.
С рождения страх проявляется на уровне инстинктов. Под действием окружающего мира он может трансформироваться с восприятием «своего» и «чужого», «плохого» и «злого» и т.д. Взрослея, дети становятся менее зависимыми от инстинктов, и их страхи становятся более реальными, имеющими под собой определенную основу.
Страхи у новорожденных
У новорожденных определение страхов затруднено особенностями развития. Ученные уверены, что выявлять определенные признаки можно только с семимесячного возраста. Сами же разновидности тревожности чаще связаны с защитным механизмом, проявляющимся на инстинктивном уровне:
- страх приближения большого предмета;
- страх громких звуков;
- боязнь яркого света.
В течение первого года жизни эти страхи исчезают. У ребенка развивается чувство привязанности к матери, и он уже боится ее упускать из виду. Такое явление является следствием зарождения эмоциональной привязанности к матери. При нормальном течении жизни новорожденный постепенно перерастает такую проблему, все чаще отпуская близкого человека от себя.
Ребенок боится чужих людей
С 8 месяцев развивается боязнь незнакомых людей. Она связана с пониманием принципов «свое» и «чужое». Замечая незнакомцев, ребенок находит признаки отличия их от матери или отца. Признаками появившихся проблем могут являться:
- плохой сон;
- капризность;
- легковозбудимость;
- беспокойство;
- неустойчивость настроения.
Это влияет на формирование личностных качеств, адаптивные функции и установление характера
Важно устроить ребенку максимально благоприятные условия жизни, избавить его от стрессов, длительных поездок, переездов и т.д
2-3 год жизни
Со второго года дети меньше испытывают неосознанную боязнь. Они начинают активно познавать мир, получая первый жизненный опыт. Появление страхов может являться следствием этих процессов. Дети в этом возрасте могут бояться:
- резких звуков;
- боли;
- высоты;
- остаться в одиночестве.
На третьем году жизни дети начинают активнее воспринимать информацию от родителей. У них развивается чувство ответственности за собственные поступки. У трехлеток появляется боязнь наказания.
Нередко влияют и случаи агрессии со стороны животных, которые также могут стать причиной расстройств. Особенно это касается собак
В этот период важно, чтобы дети научились выражать свои мысли, делиться переживаниями со своими родителями. Задача же взрослых связана с оказанием своевременной помощи своему, даже если некоторые страхи имеют воображаемый характер
3-5 год жизни
Начиная с трех лет количество страхов у детей начинает увеличиваться. Жизнь в современном мире имеет свои преимущества и недостатки, трезво оценивать которые мозговая деятельность детей не в состоянии. В период с 3 до 5 лет зарождение страхов напрямую связано с окружающим миром и действиями родителей, которые бывают излишне обеспокоены или же принципиальны. Чаще всего дети этого возраста боятся:
- боли;
- воды;
- замкнутого пространства;
- одиночества;
- транспорта;
- персонажей из книг, фильмов и т.д.
С 5-6 лет ребенок начинает понимать, что он взрослеет, как и окружающие его близкие люди. Он может бояться как собственной смерти, так и потери своих близких. Осознание пространства и времени и необратимости последствий этих процессов может стать причиной появления страха смерти.
Страхи у старших дошкольников
Возникновение страхов у детей старшего дошкольного возраста часто питает силы из-за осознания социальной роли под действием ситуации в семье. Различные конфликты, болезни, вынужденная смена детского сада и др., усиливают ощущение страха, делают его более острым и непредсказуемым.
Старшие дошкольники также могут ощущать первые «плоды» от определения роли в обществе. Первые налаживания контактов со сверстниками, эмоциональная привязанность и чувства отвращения к агрессивным детям, формируют восприятие мира. Некоторые родители не контролируют свободное время своих детей, разрешая им играть в компьютерные игры, смотреть фильмы со сценами насилия и т.д. Это также может стать причиной зарождения страхов.
Анализ результатов тест тревожности дорки амен
Определение уровня тревожности ребенка.
Описание теста
Экспериментальный материал состоит из 14 рисунков размером 8,5*11 см. Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни младшего школьника ситуацию.
Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом – печальное.
Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, учитель дает инструкцию.
Инструкция к тесту
- Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами».
- Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».
- Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
- Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка? Он (она) одевается».
- Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».
- Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать».
- Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной».
- Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
- Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?».
- Агрессивное нападение. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
- Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки».
- Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
- Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».
- Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) ест».
Во избежание персеверативных выборов у ребенка в инструкции чередуются определения лица. Дополнительные вопросы ребенку не задаются.
Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка можно зафиксировать в специальном протоколе.
Анализ результатов теста
Количественный анализ
На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):
В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:
- высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);
- средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);
- низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).
Качественный анализ
Каждый ответ ребенка анализируется отдельно. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают Рисунки №4 («Одевание»), №6 («Укладывание спать в одиночестве»), №14 («Еда в одиночестве»). Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего будут обладать наивысшим индексом тревожности ИТ; дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рисунках №2 («Ребенок и мать с младенцем»), №7 («Умывание»), №9 («Игнорирование») и №11 («Собирание игрушек»), с большей вероятностью будут обладать высоким или средним индексом тревожности ИТ.
Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок («Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»). Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок-взрослый («Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями»), и в ситуациях, моделирующих повседневные действия («Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве»).
Источник
Причины повышенной тревожности
Основной корень тревожности у детей и подростков – это отношение к ним со стороны родителей. Вызвать данное состояние может гиперопека, когда каждый шаг ребенка контролируется и исправляется. Но и недостаточное уделение времени малышу тоже провоцирует тревожность. Чаще всего такой хронический стресс возникает у детей, чьи родители заняты активным построением карьеры: они каждый раз по-разному реагируют на успехи ребенка, то отталкивая его от себя, то приближая. В результате у ребенка возникает внутренний конфликт, в основе которого – непонимание, как относиться к родителям, боязнь, что родительская любовь может быть непостоянной.
Другими причинами тревожности становятся:
- тревожность у родителей (например, из-за увольнения, постоянной нехватки денег, развода);
- переезд;
- смена школы или детского сада;
- разными требованиями от родителей и воспитателей (учителей). Например, родители учат, что нужно постоять за себя, а воспитатели – что нужно терпеть или жаловаться им;
- завышенными требованиями к ребенку: желанием его отдать в «достойную» школу, на максимальное количество кружков, требования одних положительных оценок, контроль выполнения всех уроков;
- неадекватыми, противоречащими морали ребенка, требованиями: «сдать» товарища, скрыть увиденное, соврать.
Конечно, в первую очередь тревожность у детей проявится в том случае, если у них есть определенные особенности нервной системы. Но если раздражитель довольно силен, то даже здоровый ребенок, которого любят в семье (или, наоборот, очень ценят друзья и воспитатели), может стать тревожным.
Тревожность у детей дошкольного возраста чаще развивается у мальчиков: они боятся наказания. У девочек ухудшение их психического самочувствия, в основном, наблюдается позже – ближе к подростковому возрасту. У них это связано с взаимоотношениями со сверстниками, учителями, мальчиками из старших классов.
Профилактика
Что делать, если родители заметили повышенную тревожность у своего крохи? Если в последнее время в жизни ребенка не было ярких травмирующих ситуаций, то снизить уровень тревоги своего малыша самостоятельно родителям под силу. Если же ребенок пережил какой-либо стресс, то мы рекомендуем незамедлительно обратиться к психологу, который поможет определить причины и составит программу коррекции тревожности у дошкольника.
В качестве профилактики психологи рекомендуют родителям быть ближе и терпимее к своим детям; поощрять их и не сравнивать с другими, не ставить перед ребенком невыполнимых задач, не завышать требования
Важно развивать инициативность ребенка. Пускай он сам решает, какую одежду надеть, какой мультфильм посмотреть всей семьёй или какую сказку прочитать на ночь
Помните, что большие свершения начинаются с маленьких побед.
Важно также обращать внимание на физиологическую составляющую, то есть на здоровье малыша. Зачастую тревожность наблюдается у детей, которые сильно устают и мало отдыхают, мало спят и не имеют полноценный разнообразный досуг. Поэтому профилактика тревожности заключается также в упорядочении расписания всей семьи в целом и распорядка дня ребенка в частности
Поэтому профилактика тревожности заключается также в упорядочении расписания всей семьи в целом и распорядка дня ребенка в частности.