Определение понятия
Когнитивный диссонанс – что это такое в психологии? Простыми словами — это психическое состояние, при котором человек испытывает дискомфорт, связанный с внутренним противоречием. Название образовано от двух латинских слов: cognitiо, что переводится как «познание, знание», и dissonantia, что в переводе означает «несоответствие». Таким образом, когнитивный диссонанс – это конфликт, который возникает между реальностью и знаниями (опытом, убеждениями, ценностями) человека. Это то, что не укладывается в систему представлений о мире, людях, устройстве вещей.
Когнитивный диссонанс бывает разным. Например, если человек смотрит на зеленый квадрат, а ему говорят, что это красный круг, то в сознании субъекта возникает внутренняя рассогласованность. Или диссонанс возникает в ситуации, когда друг рассказывает всему миру секрет приятеля. Такое поведение не соответствует его представлениям о дружбе.
В некоторых случаях когнитивная рассогласованность принимает форму моральных дилемм. Например, когда врачу нужно спасать жизнь террористу или когда психолог узнает от клиента, что тот уже спланировал чье-то убийство. С одной стороны врач давал клятву Гиппократу, а психолог обязан хранить тайну клиента. С другой стороны, оба пациента опасны для общества, а их действия не укладываются в систему ценностей и морали специалистов.
В состоянии когнитивного диссонанса человек испытывает дискомфорт. Он проявляется тревогой, напряжением. Человеку кажется, что он совершенно не контролирует свою жизнь, находится в опасности. В некоторых случаях когнитивный диссонанс трансформируется в затяжной внутренний конфликт, например, когда человек каждый день идет против самого себя, родных, друзей, общества («Не таким меня мама растила», «Не об этом я мечтал», «Не так я себе представлял свою жизнь»).
Что такое когнитивный диссонанс?
Наша психика работает таким образом, чтобы защищать от стрессов, потрясений и все её механизмы призваны создавать внутреннюю гармонию любыми средствами. Когнитивный диссонанс — это тот самый дисбаланс, который нарушает внутреннее согласие. Понятие когнитивный диссонанс простыми словами – это ощущение дисгармонии, которое возникает, если в сознании соединяются противоречивые убеждения, реакции, взаимоисключающая информация.
Казалось бы, при чём здесь когнитивный диссонанс? Теперь представьте продолжение ситуации – приятный интеллигентный мужчина начинает хамить девушке, которая задела его своей сумочкой и делает это, не стесняясь в выражениях. В то же время маргинал вежливо спрашивает, какой автобус подъезжает к остановке. Что происходит с вашими эмоциями в первый момент? Естественная реакция – это удивление, замешательство и попытки осознать происходящее. Именно так выглядит когнитивный диссонанс в психологии на самом простом примере.
Мы часто сталкиваемся с внутренним противоречием, особенно когда наши поступки идут вразрез с общепринятыми нормами поведения: юношеский максимализм, религиозные взгляды, культурные особенности или же наоборот, общество диктует жёсткие правила поведения, которые вызывают дискомфорт (дисциплина, дресс-код, правила поведения в обществе). Часто этот вопрос затрагивает курильщиков, алкоголиков, наркоманов в периоды просветлений, да и обычных людей он подстерегает в самые неожиданные моменты.
Появление такого феномена можно избежать. Главный инструмент, помогающий оградить себя от нежелательной реакции психики – игнорирование проблемы и любой информации, относящейся к ней. Если же состояние диссонанса уже возникло, то его можно нейтрализовать, изменив свою систему убеждений. Получается, можно найти оправдание, и закрыть глаза на неприятную информацию. Впрочем, такая политика порождает внутреннее напряжение, приводящее к невротическим состояниям.
Как использовать когнитивный диссонанс в дизайне и маркетинге
Прежде чем соотнести когнитивный диссонанс и маркетинг, важно понять, что, столкнувшись с когнитивным диссонансом, люди хотят сделать что-то, чтобы уменьшить внутренний конфликт, который они чувствуют. Вернемся к примеру с пончиком
Кафе может ввести в меню действительно низкокалорийный продукт или сделать акцент на том, что в нем содержатся натуральные и полезные ингредиенты, чтобы уменьшить вину сидящего на диете.
Задача маркетолога — уменьшить диссонанс пользователей. Если вы уверяете, что ваш продукт прост в использовании, но при этом на сайте трудно ориентироваться, посетители начнут сомневаться в обещанной простоте продукта.
Общая информация
Когнитивный диссонанс , это нормальное состояние организма, которое являет собой ответную реакцию на что-то, что противоречит установленному мнению и стереотипам. Он не рассматривается, как патологический процесс и не является проявлением психического расстройства. С ним часто сталкиваются люди, которые активно познают окружающий мир, любят рассуждать и много читать.
Само понятие когнитивного диссонанса было разработано Леоном Фестингером в 1957 году. Американский психолог выдвинул две гипотезы, которые легли в основу идеи о развитии внутренних конфликтов.
- Человек, испытывающий когнитивный диссонанс, чувствует сильный дискомфорт, он стремится нормализовать свое состояние.
- Если личность ощущает сильнейшее неподобство при столкновении с конфликтной для себя ситуацией, то стремится впредь избегать обстоятельства, которые могут провоцировать этот дискомфорт.
Диссонанс в значительной степени влияет на действие, поведение и мышление каждого индивидуума. Он укрепляет идеи того, что от знаний и мировоззрение напрямую зависит, как будет действовать тот или иной человек в конкретной ситуации. Информация, который человек может оперировать влияет на его поведение, принятие решений, психическое состояние.
У человека по мере взросления формируется свое отношение к правилам, понятиям, ситуациям, закрепляются стереотипы, которые обусловлены влиянием людей и определенных факторов.
- Родители обучают ребенка в соответствии со своими взглядами на жизнь, собственными представлениями об обществе и мире. Так, например, в религиозной семье малыша приучают к единой вере. Когда он вырастает, может столкнуться с другими религиями, при этом ощутит когнитивный диссонанс, определенный дискомфорт.
- Общество. Законодательство страны, политическая обстановка, менталитет , все это влияет на формирование определенных установок. Причем, некоторые из них человеком осознаются, другие – нет. Когда кто-то оказывается в другой стране, которая сильно отличается от привычных мест, имеет другие обычаи, нормы, он сталкивается с диссонансом. То, что для него считалось приемлемым, тут таким не является и наоборот.
- Друзья и любовные отношения. Близкие люди способны оказывать серьезное влияние на восприятие человеком общества, мира и даже менять их радикальным способом. Такие действия также порождают возникновения когнитивного диссонанса. Человек ради любимого способен изменить своим взглядам и мировоззрению, чтоб его точка зрения совпадала с мнением избранника.
- Воспитатели и учителя. Люди, которые за пределами дома влияют на взросление детей, навязывают им свое видение окружающего.
- Коллектив. Все могут иметь различные точки зрения, чем влиять на мнение окружающих.
- Внутренние и внешние факторы. На изменение взглядов может повлиять трагедия или серьезный провал в любой сфере жизни, а также мнение кумиров и посторонних людей.
Изворотливый ум курильщика
Фестингер часто приводит пример с курильщиком для иллюстрации возникновения когнитивного диссонанса и попыток его устранения. Курящий человек узнаёт какую-то новую информацию о вредных последствиях курения. Например, о том, что это увеличивает риск раковых заболеваний или возможность возникновения бронхиальной астмы. Если после этого он бросит курить, то никакого диссонанса не возникнет.
Но если он не сможет или не захочет отказываться от своей вредной привычки, то ему придется как-то объяснить себе ситуацию, чтобы не находиться в состоянии психического дискомфорта. Он может убедить себя, что не является злостным курильщиком, поэтому данная информация к нему не относится. Другой вариант: он найдет положительный пример (мой дядя всегда курил и дожил до девяноста лет) и спроецирует его на себя. Третий вариант: курильщик будет уверять, что для него это полезно, ведь от сигарет он худеет. Таких вариантов может быть множество, насколько хватит изворотливости ума.
Стремясь избавиться от неприятного состояния, человек часто обманывает себя. Но это не единственная опасность когнитивного диссонанса. Эту психологическую ловушку часто используют манипуляторы, чтобы добиться от человека выполнения желаемых действий. Например, они убеждают жертву в ее щедрости, а потом просят сделать благотворительный или иной взнос. Или создают у человека иллюзию его компетентности и навязывают ему выполнение каких-либо финансовых операций — естественно, не в его пользу. Человеку трудно отказаться от лестных представлений о себе и, чтобы соответствовать им, иногда он готов действовать себе в ущерб.
Многочисленные психологические эксперименты демонстрируют, что зачастую люди готовы отказаться даже от очевидного, чтобы не противоречить коллективу. Например, когда все остальные испытуемые (заранее договорившись) утверждают, глядя на красный кубик, что он синий, то и тот, кто прежде был твердо уверен, что кубик красный, склонен, тем не менее, согласиться с большинством.
ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ КОГНИТИВНОГО ДИССОНАНСА
- Изменить поведение
- Убедить себя в обратном
- Фильтровать поступающую информацию
Поделиться ссылкой
Эмоциональный диссонанс
Изменение социального благополучия вызвано не когнитивным, а «эмоциональным диссонансом». Он механизм его выражения.
Снижение эмоционального диссонанса – это защитная реакция человека на плохое (депрессивное) состояние. Уменьшая диссонанс, они:
- начинают более трезво оценивать условия своего существования,
- стремятся более критически и осмысленно относиться к своим действиям, поступкам,
- пытаются улучшить себя или изменить сложившиеся обстоятельства, тем самым подготавливая условия для улучшения своего благополучия, а затем и всей своей жизни и работы.
Все это еще раз говорит о том, что социальное благополучие является важным условием любого контроля и самоконтроля над системой развития общества и людей в нем.
Нейрофизиологическое объяснение теории когнитивного диссонанса
В 50-х годах прошлого века, когда Л. Фестингер разработал теорию, методов наблюдения за живым работающим мозгом не существовало. Но с тех пор они появились, и удалось выявить те зоны мозга, которые отвечают за возникновение данного состояния.
Главную роль в развитии напряжения, сопряженного с нестыковками между убеждения, верованиями, поведением и т.д. играет поясная извилина (цингулярная кора).
Если объяснять простыми словами, то суть работы этой области коры больших полушарий можно представить так.
- Поясная извилина постоянно отслеживает результат наших действий.
- И сопоставляет ожидаемые результаты поведения с фактическими.
- Если наша деятельность выливается в те результаты, которые мы планировали получить, поясная извилина проявляет небольшую активность.
- Но как только что-то идет не так, активность в этой зоне коры больших полушарий возрастает. И поясная извилина начинает настойчиво требовать от ассоциативной лобной коры, отвечающей за принятие решений, подкорректировать программу поведения.
В состоянии когнитивного дискомфорта поясная извилина сильно возбуждена. И ее активность тем выше, чем сильнее диссонанс.
Для человека такая активность мозга связана с сильным беспокойством. И он вынужден что-то предпринимать, чтобы его устранить.
Конечно, самый простой ход в такой ситуации – это отвергнуть новую информацию и нагрузить свои привычные убеждения, манеру поведения, верования дополнительными объяснениями. Часто мы так и поступаем.
При наличии достаточной мотивации
мы можем позволить своей лобной ассоциативной коре изменить наше поведение в более продуктивную сторону и избавить нас от невроза, депрессии и просто улучшить качество жизни.
Для этого необходимо считать вновь поступающие сведения, например, доводы психотерапевта, правдивыми. Признать свои ошибки и начать действовать по новому алгоритму.
Как ведет себя человек в состоянии когнитивного диссонанса
Иногда человек, ощущающий диссонанс, осознает, что между его знаниями и поведением существует несоответствие, но при этом отказывается что-то менять. Однако гораздо чаще человек старается рационализировать противоречие. К примеру, он может пить кофе литрами и при этом осознавать, что для его здоровья это вредно. И он будет находить себе оправдания: и кофе вкусный, и спать от него меньше хочется, и работоспособность после нескольких чашечек повышается. В результате он сам себя убеждает, что все хорошо. Противоречия нет.
Однако если сердце у кофемана начнет пошаливать, его убеждения перестанут быть согласованными. Вместе с проблемами со здоровьем придет и психологический дискомфорт. Возникает противоречие в убеждениях, которое вскоре перерастает в когнитивный диссонанс. Это состояние и побуждает человека к каким-либо переменам, в нашем случае – к тому, чтобы сократить количество потребляемого кофе.
Теория Фестингера
Словосочетание, которое, мы часто используем при несоответствии ожиданий и действительности, ввел в обиход американский психолог и специалист в области психологии регуляции мышления Леон Фестингер.
Широко известно исследование, в котором он со своими студентами наблюдал за поведением людей, принадлежащих к секте «Хранители Космоса». Адепты были уверены, что вот-вот наступит конец света. Ради этого они бросили семью, работу, жилье и стали ждать Судного дня и спасения от инопланетян.
Когда же назначенный день наступил без каких-либо последствий, верующие этому ловко нашли объяснение. Их молитвы продлили время существования мира!
Анализируя подобные истории, Фестингер сделал вывод, что ради своего покоя мозг стремится объяснить происходящее всеми правдами и неправдами. Дискомфорт и напряжение, которое возникает в состоянии неопределенности, он и назвал когнитивным диссонансом.
https://youtube.com/watch?v=Wi37VYnpQxM
Теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера
Когнитивный диссонанс — это термин, впервые определенный Леоном Фестингером, американским социальным психологом. Первоначальная версия была создана в 1957 году и стала результатом наблюдения за поведением людей, переживших землетрясение в Индии в 1934 году.
Исследователь заметил, что среди жителей окрестных деревень, которые почувствовали потрясения, но не пострадали, ходили слухи о грядущих бедствиях. В свою очередь, люди в эпицентре землятресения повторяли между собой информацию о государственной помощи. Её ожидали в ближайшее время. Конечно же, ни одно из этих сведений не подтверждали ни правительство, ни ученые, ни даже сейсмологи.
По славам Фестингера, такое поведение людей оправдывало страх, который испытывали жители деревень. В случае с первой группой слухи сделали страх реальностью и придали ему реальное измерение. Несмотря на отсутствие реальной угрозы, жители хотели найти подтверждение страху и своим опасениям.
Вторая группа также испытала феномен когнитивного диссонанса, но в несколько иной форме. В их случае это было основано на частичном изменении нынешней ситуации и сосредоточении исключительно на помощи, которая должна была прийти.
Когнитивный диссонанс личности
Фестингер создал свою теорию когнитивного диссонанса, наблюдая за реакциями двух разных социальных групп, находящихся всего в нескольких километрах друг от друга. По его словам, люди подстраивают образ окружающего мира под то, как они себя чувствуют и чего боятся.
Люди из окрестных деревень, чувствуя землетрясение, но не видя нанесенного им ущерба, испытывали чувство когнитивного диссонанса. Так они придумали теорию о надвигающихся катастрофах. Чтобы доказать, что это действительно произойдет, они искали сигналы, которые могли бы это доказать. Придавая большое значение, казалось бы, незначительным сигналам, они адаптировали окружающий мир к созданной ими теории, тем самым сделав ее реальной.
Классическое исследование когнитивного диссонанса
1. Испытуемых делят на две группы. Первой группе не сообщают о том, что ей предстоит делать; второй группе говорят, что занятие будет на редкость интересным и увлекательным.
2. Далее участники эксперимента выполняют ряд рутинных, невероятно скучных, однообразных заданий. например, первые полчаса они одной рукой поочередно перекладывают двенадцать ложек с подноса и обратно, следующие полчаса они снова одной рукой поворачивают фишки на доске на четверть оборота. По окончании цикла — повернув все сорок восемь фишек в одну сторону — они должны вернуть их в прежнее положение.
3. После завершения эксперимента испытуемых опрашивают, насколько интересно им было выполнять эти задания.
4. Здесь стоит отпустить примерно треть участников — это контрольная группа. Прежде чем распустить ее, люди обсуждают, что можно сделать для усовершенствования проекта будущих исследований.
5. Всем остальным предоставляется право самим стать экспериментаторами. Мм нужно будет рассказать следующей группе участников о задачах, которые тем предстоит выполнить, в исключительно позитивном свете. Половине группы за это обещают заплатить по одному доллару, а второй половине — по двадцать.
6
Затем испытуемых опрашивают еще раз, прося составить рейтинг четырех разных частей эксперимента и оценить: показались ли им выполняемые задания интересными и увлекательными (по шкале от -5 до +5 баллов); помог ли эксперимент больше узнать о собственных навыках (по шкале от 0 до 10 баллов); считают ли они, что эксперимент оценивает что-то действительно важное (по шкале от 0 до 10 баллов); хотелось бы им в будущем принять участие в подобном исследовании (по шкале от -5 до +5 баллов)
Когнитивный диссонанс как реакция на угрозу Я-концепции
Непосредственное переживание угрозы Я чаще всего описывается при помощи теории когнитивного диссонанса. По классическому определению Л. Фестингера, когнитивный диссонанс – это несоответствие между двумя когнитивными элементами (когнициями) – мыслями, опытом, информацией и т.д. – при котором отрицание одного элемента вытекает из существования другого, и связанное с этим несоответствием ощущение дискомфорта.
Параллельно с Фестингером Брем (Brehm, 1956) проводил исследования по психологии принятия решений. Брем предполагал, что при выборе из нескольких возможностей индивид будет испытывать когнитивный диссонанс, так как ему всегда желательно иметь в запасе больше одной альтернативы. В результате своих экспериментов Брем обнаружил паттерн редукции диссонанса: когда выбор из ряда возможностей уже осуществлен, он начинает казаться индивиду более правильным и предпочтительным, чем раньше, а отвергнутые возможности он стремиться обесценить.
Аронсон (Aronson, 1992) так объясняет лежащий в основе этого феномена когнитивный процесс:
“Принятие решения продуцирует диссонанс: когниции, касающиеся негативных аспектов выбранного объекта, диссонируют с фактом его выбора, а когниции, касающиеся позитивных аспектов невыбранного объекта, диссонируют с фактом его отвержения. Чтобы уменьшить диссонанс, люди подчеркивают позитивные атрибуты выбранного объекта, игнорируя негативные,.. и подчеркивают негативные атрибуты отвергнутого, забывая о его позитивных качествах.”
Брем, таким образом, нашел эмпирическое подтверждение существования процесса защитного механизма рационализации, который используется для разрешения противоречия между двумя когнициями. В качестве примера защиты подобного рода Г. Олпорт (Allport, 1938) приводит рассуждения человека, который допускает, что он “медлительный”, но тут же добавляет: “Но надежный.“ Он признает в себе качество, обладающее негативной нагрузкой, и с тем, чтобы ослабить эту угрозу своему самоуважению, добавляет к “медлительности“ позитивный атрибут – “надежность“. Другой человек, юноша довольно хрупкого телосложения, говорит о том, что ему надоело, как ему в пример ставят парней, у которых “кровь с молоком” и комментирует это так: “Я решил для себя, что это за кровь с молоком – это кровь, которая никогда не течет через мозг.“ В этом примере молодой человек ощущает угрозу своему Я, так как не обладает социально одобряемыми качествами атлета. Чтобы редуцировать диссонанс, он обесценивает то, чего не имеет. Олпорт добавляет: “Тот, кто решает, что ему не нужно того, чего у него нет, прибегает к рационализации типа “виноград зелен”, а тот, кто делает достоинством свой недостаток, фактически утверждает, что “лимон сладок“.
Долгое время использование теории диссонанса применительно к Я-концепции было просто заимствованием более общей модели, описывающей когнитивное функционирование индивида. Однако в начале 80-х годов Steele и Liu продемонстрировали, что феномен диссонанса базируется не на потребности в общем соответствии между двумя когнициями вне зависимости от того, связаны они с Я-концепцией или нет, как то утверждает классическая теория Фестингера, а на стремлении к конгруэнтности между (1) представлением о себе и (2) другой когницией или действием (Steele & Liu, 1983, 1981).
Таким образом, “диссонанс тесно связан с Я-концепцией в том смысле, что он возникает из несоответствия между Я-концепцией и угрозой Я” (Neilands, 1993). Эта точка зрения получила название позиции “неодиссонанса” (Thibodeau & Aronson, 1992).
Информация к размышлению и выводы
Итак, когнитивный диссонанс – это специфический вариант конфликта, возникающий в ситуации выбора и решаемый через изменение мировоззрения (убеждений) личности или наоборот поступков. Напоследок хочу познакомить вас с несколькими интересными фактами по теме.
- Теория когнитивного диссонанса принадлежит американскому психологу Леону Фестингеру. Если вам интересно более углубленное и научное объяснение феномена когнитивного диссонанса, то можно обратиться к авторскому первоисточнику («Теория когнитивного диссонанса» / «A theory of cognitive dissonance»).
- Экспериментально доказано, что алкоголь предупреждает и устраняет ощущение внутреннего дисбаланса. Именно отсюда вытекает присказка, что «нужно выпить» в трудной ситуации. Однако, уважаемый читатель, следует понимать, что выпивка не решит проблему (вместе с трезвостью диссонанс вернется). Но этот факт объясняет многие истории опущения людей на социальное дно. При определенных свойствах психики и внешних обстоятельствах человек с внутренним конфликтом может погрязнуть в аддиктивном (зависимом) поведении, которое разрушает личность.
- Экспериментально также была доказана фраза «Что у трезвого в голове, то у пьяного на языке». Некоторые люди используют алкоголь как средство для того, чтобы быть собой и не испытывать внутреннего дискомфорта, а потом сказать: «Я был пьян».
- Когнитивный диссонанс – явление неоднозначное. Так, у сектантов или участников каких-либо малых групп его может вызвать привычное в общепринятом понимании поведение. Например, по закону криминальной группировки нельзя оставлять свидетелей, но один из ее участников нарушил этот принцип. После чего испытывает внутреннее противоречие.
- Размер когнитивного диссонанса может отличаться и не всегда однозначно понимается разными людьми. Например, срыв с диеты (всего одна конфетка) способен вызвать реальный дисбаланс у девушки, но фразу «это же всего конфетка, дурью не страдай» со стороны.
- Через многочисленные когнитивные диссонансы происходит изменение личности (регресс либо прогресс). Чем чаще человек меняет свои убеждения в соответствие своим поступкам, тем проще повторять эти поступки снова и снова. Этот факт одинаково верен как в отношении «падения» личности, так и в плане перевоспитания. Например, с каждой ситуацией проще врать, но также отпетому лгуну говорить правду, если он поймет, что она приносит больше положительных лично для него результатов.
- Иногда в когнитивном диссонансе участвует три компонента: убеждения, знания и реальное поведение. Пример: я знаю, что курить вредно, но продолжаю, хотя и хочу бросить.
- Нередко после возникновения когнитивного диссонанса речь идет уже не о рациональности поведения, а о манипуляциях для его логического объяснения.
- Как правило, аргументы человек придумывает не только в пользу выбранного варианта, но и против отвергнутых.
Таким образом, когнитивный диссонанс – это внутреннее противоречие мотивов, потребностей, поступков и убеждений. В основном возникает в ситуации выбора. Устраняется с помощью взвешиваний всех «за» и «против» для каждого варианта и убеждения себя в собственной правоте (если выбор уже сделан) либо изменения условий, вызывающих рассогласованность когнитивной сферы личности.
И напоследок еще кое-что. Помните, в начале статьи я обещала сказать, опасен ли когнитивный диссонанс? В определенной степени да. А чем опасен? Внутренней тревогой, напряжением, раздражительностью, депрессией, апатией, агрессией и другими негативные психологическими состояниями. Они в свою очередь могут вызвать ухудшение взаимоотношений с семьей, на работе, в любви; формирование вредных привычек; деградацию личности и так далее (накапливать как снежный ком дополнительные проблемы, включая психосоматические). Потому бороться с этим состоянием нужно. А как? Правильно! Менять себя или окружающую среду. Ну, а этот вопрос требует детального изучения конкретного случая.
Психологического здоровья вам и отсутствия когнитивных диссонансов! Благодарю за уделенное внимание