Описание
Интеллектуализация считается более сложной формой такого защитного механизма как изоляция, однако если при изоляции человек обычно считает, что не испытывает изолированных им чувств, то при интеллектуализации он признаёт за собой некоторые эмоции (хотя часто недооценивает их силу и значение). Используя эту защиту, человек как бы переводит свои эмоции на абстрактный, интеллектуальный уровень, рассуждая о них как о неких теоретических понятиях, имеющих к нему некоторое отношение. Полноценное переживание при этом отсутствует.
Эта защита чрезвычайно эффективна, так как позволяет снижать зависимость собственного поведения от эмоций без полной потери информации об этих эмоциях. Поведение интеллектуализирующего человека в эмоционально насыщенной ситуации часто воспринимается как взрослое, зрелое, предсказуемое, и одобряется социумом. Это делает данную защиту довольно привлекательной для многих людей.
Однако и у интеллектуализации есть свои минусы. Как и любая защита, интеллектуализация всё ещё искажает восприятие реальности. Как уже упоминалось, интеллектуализирующий человек склонен недооценивать силу и значение своих эмоций. Кроме того, применяя эту защиту, человек теряет возможность полноценного переживания и, как следствие, дать адекватный эмоциональный отклик в ситуациях социального взаимодействия. Если человек имеет склонность использовать эту защиту повсеместно, во всех или почти всех эмоционально насыщенных ситуациях, у него, несомненно, возникают проблемы в близком межличностном взаимодействии, когда он блокирует таким образом проявления любви, нежности, симпатии, не может полноценно обсудить свои обиды, страхи и разочарования.
Что такое рационализация?
Рационализация — это также защитный механизм, в котором человек выстраивает логическое обоснование, чтобы уменьшить тревогу. Разница между интеллектуализацией и рационализацией заключается в том, что в то время как интеллектуализация использует интеллектуальные компоненты, рационализация использует логику для уменьшения беспокойства. В отличие от интеллектуализации, рационализация — это когда человек находит оправдание своим ошибкам, чтобы избежать осуждения и вины.
Люди используют рационализацию в разных ситуациях. Первый — когда они чего-то не достигают. Например, человек, не получивший повышения по службе, сказал бы: «Это не стоило того, потому что это слишком много работы». Здесь человек рационализирует ситуацию, чтобы скрыть свое разочарование. Люди также используют рационализацию, когда хотят убедить себя и других в том, что конкретное событие произошло к лучшему. Например, представьте, что человек подает заявку на высшее образование в колледже, но его выбрали для получения более низкого уровня. Человек может сказать: «Я рад, что это произошло; теперь у меня больше свободы ».
Обратите внимание, как в обеих ситуациях рационализация помогает человеку чувствовать себя лучше. Психологи считают, что рационализация работает на благо человека, когда он скорее обвинит обстоятельства или найдет положительную связь, чтобы уменьшить беспокойство
Рекомендации
- Глен О. Габбард, Долгосрочная психодинамическая психотерапия (Лондон, 2010), с. 35
- Джордж Э. Вайлант, Эго-механизмы защиты: руководство для клиницистов и исследователей (1992), с. 274
- есть медиафайлы по теме защиты . www.psychpage.com . Проверено 11 марта 2008 г.
-
есть медиафайлы по теме защиты . www.psychpage.com . Проверено 11 марта 2008 г.
- Робин Скиннер/Джон Клиз, Жизнь и как в ней выжить (Лондон, 1994), с. 54
- ↑ Зигмунд Фрейд, О метапсихологии (Пингвин, 1987), с. 438
- Зигмунд Фрейд, Case Studies II (Лондон, 1991), с. 390
- Отто Фенихель, Психоаналитическая теория невроза (Лондон, 1946), с. 112
- Анна Фрейд, Эго и механизм защиты (Лондон, 1993), с. 172
- Скиннер/Клиз, Жизнь с. 53
- Скиннер/Клиз, Жизнь с. 54
- А. Бейтман и Дж. Холмс, Введение в психоанализ (Лондон, 1999), с. 92
- Объяснения «Changing Minds» по копинг-поведению получены 18 февраля 2009 г.
Зрелые
Принятие – согласие на реальное положение вещей, признание сложной или неприятной ситуации или процесса без попыток изменить ее или выйти из нее.
Храбрость – способность и готовность решать конфликты, противостоять страху, боли, опасности, неуверенности, отчаянию, препятствиям, превратностям или запугиванию.
Эмоциональная саморегуляция – это способность эмоционально реагировать на жизненные события социально приемлемым образом, сохраняя достаточную гибкость, чтобы допускать спонтанные реакции, но откладывать их в случае необходимости.
Резилентность – способность сохранять в неблагоприятных ситуациях стабильный уровень психологического и физического функционирования, выходить из таких ситуаций без стойких нарушений, успешно адаптируясь к неблагоприятным изменениям.
Прощение.
Благодарность – чувство признательности за сделанное добро, например за оказанное внимание или услугу, а также различные способы выражения этого чувства.
Смирение – состояние, при котором человек, зная свои недостатки, имеет скромную самооценку.
Идентификация– отождествление себя с другим человеком или группой людей.
Милосердие – сострадательное поведение со стороны тех, кто имеет какую-то власть.
Модерация – процесс устранения или уменьшения крайностей и пребывания в разумных пределах.
Терпение.
Уважение.
Толерантность – терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям.
Интеллектуализация: как работает этот механизм психологической защиты
Интеллектуализация в психологии – попытка бессознательно уйти от чувств, абстрагировавшись от фрустрационных факторов. Данный механизм психологической защиты считается более сложной формой изоляции. Различие заключается в том, что человек признает наличие определенных чувств, однако обесценивает их силу или влияние.
Интеллектуализация очень полезна в случае с излишним эмоциональным потенциалом. Она позволяет сохранять логику соображений и не потеряться (например, под воздействием паники).
Чтобы устранить эмоциональные переживания, человек прибегает к помощи интеллектуальных ресурсов. Таким образом он заменяет переживание эмоции размышлением о ней и анализом (например, вместо настоящей любви – беседы о любви).
Другими словами, происходит нейтрализация чувств. Нередко человек с помощью подобного приема стремится оправдать свой «побег» от реальности.
Первичные и вторичные процессы
В Я одновременно осуществляются два процесса. Во-первых, это бессознательный первичный процесс, где мысли организованы не согласованно; чувства могут сменяться, противоречия не вступают друг с другом в конфликт или просто не воспринимаются. Здесь нет логики и линейного времени. Страсть имеет большое значение в этом процессе. В противоположность этому есть сознательный вторичный процесс, где установлены строгие границы, и мысли организованы в целостную системы. Большинство сознательных мыслей возникают именно здесь.
Характеристики
Психоаналитики Кэлвин Холл и Гарднер Линдсей выделяли две основные характеристики защитных механизмов:
- Отрицание или искажение реальности
- Действие на бессознательном уровне
Искажению и отрицанию подвергается восприятие не только внутренней, но и внешней реальности: «„Я“ может защищать себя и незнанием о существовании определенных нужд и инстинктов, и незнанием о существовании внешних объектов». Для психотерапии особенно важна первая характеристика, так как именно она может приводить к социальной дезадаптации и другим проблемам.
Чаще всего люди используют защитные механизмы не по одному, а в комплексе. Кроме того, большинство людей имеют склонность «предпочитать» одни защиты другим, как если бы их применение происходило по привычке.
Теории и классификации
Не существует общепризнанной классификации защитных механизмов психики, хотя многие авторы публиковали свои собственные. Основные претензии к большинству классификаций – это либо недостаточная полнота (критикующий не находит в классификации важный для него психический процесс, который он относит к защитным), либо излишняя полнота (критикующий находит в классификации много психических процессов, которые не относит к защитным или вообще не выделяет как самостоятельные процессы). Это, по всей видимости, связано с тем, что минимизация отрицательных переживаний есть вообще естественная потребность любого живого организма (в частности человека), и с некоторым допущением любой психический процесс можно признать направленным на достижение этой цели. Необходимость в выделении отдельных защитных механизмов связана с практической потребностью психологов в выделении и описании наиболее универсальных из неосознаваемых защитных процессов.
В 1936 году Анна Фрейд перечисляет десять механизмов защиты, которые появляются в работах Зигмунда Фрейда: 1. Вытеснение, 2. Регрессия, 3. Реактивное образование, 4. Изоляция аффекта, 5. Аннулирование, 6. Проекция, 7. Интроекции, 8. Самоповреждение, 9. Обращение к противоположному, 10. Сублимация или смещение.
Анна Фрейд и ее знаменитый отец Зигмунд Фрейд оба изучали механизмы защиты, но Анна потратила больше своего времени и исследований на пять основных механизмов: вытеснение, регрессия, проекция, реактивное образование и сублимация. Все защитные механизмы – это ответ психики на тревогу и то, как сознание и бессознательное справляются со стрессом в социальной ситуации.
Вытеснение – активное, мотивированное устранение чего-либо из сознания.
Регрессия – возврат к ребячливым, детским моделям поведения.
- Проекция – ошибочное восприятие своих внутренних процессов как происходящих извне.
- Реактивное образование – защита от запретных импульсов с помощью выражения в поведении и мыслях противоположных побуждений.
- Сублимация – перенаправление импульсов в социально приемлемую деятельность.
Категоризация Джорджа Вайланта
Американский психиатр Джордж Вайлант предложил собственную четырехуровневую классификацию защитных механизмов:
- Уровень I – патологические защиты (психотическое отрицание, бредовая проекция)
- Уровень II – незрелые защитные механизмы (фантазия, проекция, пассивная агрессия, отыгрывание)
- Уровень III – невротические защиты (интеллектуализация, реактивное образование, диссоциация, вымещение, вытеснение)
- Уровень IV – зрелые защитные механизмы (юмор, сублимация, подавление, альтруизм, антиципация)
Обесценивание
Лишение человека/вещи/чувства/ситуации ценности. Защитный механизм включается либо при самооправдании, либо при невозможности пережить чужой успех, либо чтобы побороть страх перед кем-либо.
Как бороться с клещом? 1. Кусай первым. 2. Размещай мемы про клещей — осмеянный клещ слаб.
Обесценить можно самого себя:
- «если я не добился этого, значит, мне это не нужно — это ерунда»,
- «если у меня не получилось добиться этого, я этого не стою».
Можно другого:
- «да кто он такой, его никто не знает, только кучка таких же идиотов (о человеке, добившемся успеха)»,
- «получил „пять“ на экзамене? наверное, почти все так же сдали — предмет же проходной. Но все равно рад за тебя, поздравляю».
Часто обесценивание является оборотной стороной другого механизма защиты — идеализации.
Изоляция
Если примитивная изоляция – это уход от проблем в мир фантазий, то изоляция из высших защит – это изоляция чувства от проживания этого чувства, изоляция аффекта от интеллекта. Умом я понимаю, что у меня это чувство есть, но выбираю его не чувствовать.
Такого рода изоляция пригождается в тех профессиях, где нужно хладнокровие. Так, хирург “изолирует” свои чувства сострадания и отвращения и может спокойно оперировать пациентов. Генерал “изолирует” чувства ужаса, связанные с войной, и спокойно планирует ход битвы. Полицеские изолируют чувства страха и сопереживания и нейтрально расследуют преступления.
Не путаем изоляцию с диссоциацией. При диссоциации от сознания отключается весь конкретный опыт, при изоляции отключается лишь эмоциональное переживание опыта (а сам опыт видится, помнится, когнитивно осознаётся).
Люди, прибегающие к изоляции, воспринимаются как безэмоциональные или как малоэмоциональные. Они очень любят думать и рассуждать, и очень не любят чувствовать. Такие люди часто относятся к категории обсессивных личностей.
Изоляция считается самой примитивной из “интеллектуальных защит”. Она лежит в основе таких процессов как интеллектуализация, рационализация и морализация.
Во время терапии
Среди интеллектуальных защит против анализа — отказ принять логику эмоций, попытки опровергнуть теорию психоанализа или размышления о собственных проблемах вместо того, чтобы испытывать их и пытаться измениться.
Такая интеллектуализация терапии может быть частью более широкой маниакальной защиты от эмоциональной реальности. Еще одна трудность может заключаться в усвоении новых и незнакомых чувств, когда защита интеллектуализации начинает раскрываться.
В качестве альтернативы терапевт может непреднамеренно отвлечь пациента от чувств к простому разговору о чувствах, производя не эмоциональное, а просто интеллектуальное озарение, навязчивую попытку контролировать через размышление о потерянных чувствах как части личности. Как выразился Юнг , «интеллектуал все еще страдает неврозом, если чувство не развито».
Реактивное образование
Глубинная психология Фрейда выделяет еще и такой механизм, как реактивное образование. Оно реализуется на двух уровнях:
- происходит подавление негативного или неприемлемого импульса;
- на уровне подсознания формируются побуждения противоположного содержания.
Чаще всего подобные механизмы имеют место в общественной жизни. Так, крайне неприличным в социуме считается выраженное половое влечение. Таким образом женщина, имеющая подобную особенность, старается всячески подавить ее в себе. Чтобы заслужить положительный имидж в обществе, она даже может выступать ярым борцом за мораль и нравственность. То же касается и мужчин, которые резко выступают против гомосексуальных отношений, а сами втайне имеют подобные наклонности.
Проекция
В стрессовых ситуациях практически всегда срабатывают защитные механизмы. По Фрейду на втором месте стоит проекция. Ее смысл состоит в том, что индивид старается перенести свои мысли, чувства и жизненные обстоятельства на других людей. Таким образом, он снимает с себя всякую вину и ответственность за собственные неудачи и неприятности. В качестве примера можно привести ученика или студента, который не подготовился к экзамену. Свою плохую оценку он пытается оправдать предвзятым отношением со стороны преподавателя. Если говорить о спортсменах, то в своем поражении они нередко обвиняют низкое качество спортивного снаряжения, игровое поле или нечестное судейство.
В чем разница между интеллектуализацией и рационализацией?
Определения интеллектуализации и рационализации:
Интеллектуализация: Интеллектуализация — это защитный механизм, при котором человек ищет помощи интеллектуальных компонентов, чтобы уменьшить беспокойство.
Рационализация: Рационализация — это когда человек создает логическое обоснование, чтобы уменьшить беспокойство.
Защитный механизм:
Интеллектуализация: Интеллектуализация — это защитный механизм.
Рационализация: Рационализация — это защитный механизм.
Специальность:
Интеллектуализация: Интеллектуализация полагается на интеллектуальные компоненты для уменьшения беспокойства.
Рационализация: Рационализация опирается на логику для уменьшения беспокойства.
Функция:
Интеллектуализация: Интеллектуализация дистанцирует болезненные эмоции, связанные со стрессовым событием.
Рационализация: Рационализация помогает человеку не чувствовать себя виноватым и не осуждать себя.
Ожидания под вопросом
Насколько реалистичны оптимистические ожидания по приближению «умного» будущего? Особенно учитывая как трудности технического характера (связанные, в частности, с невозможностью установки счетчиков поквартирного учета тепловой энергии в многоквартирных домах), так и проблемы мотивации граждан к внедрению «умных» систем учета. Как напоминают специалисты Фонда «Институт экономики города», внедрение интеллектуальных систем учета потребления коммунальных ресурсов в России (не считая систем учета электроэнергии) пока предмет дискуссий и находится под вопросом. Более того, как говорится в обзоре тенденций цифровизации городского хозяйства «Умный город – умное ЖКХ», исполнение требований Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации», подписанного президентом РФ Владимиром Путиным в конце 2018 года, также будет затруднено.
«Сейчас в России насчитывается около 76,2 миллиона точек учета потребления электроэнергии, при этом используются около 300 видов счетчиков разных поколений и производителей, не отвечающих минимальным требованиям к интеллектуальной системе учета», – говорится в исследовании.
По мнению главы «Россетей» Павла Ливинского, интегрировать их в единую систему невозможно. К началу 2020 года сетевые организации установили приблизительно 2,18 миллиона умных приборов учета, что составляет 10,4 % от общего объема. Расходы гарантирующего поставщика на установку новых интеллектуальных счетчиков будут возмещаться за счет сбытовой надбавки, иными словами – за счет тарифа на электроэнергию, оплачиваемого жителями. Это чревато новым витком недовольства граждан и социальной напряженности.
Источники
- Tsivinsky V. No one here gets out alive: the Bluebeard story in therapy and in the culture. // J Anal Psychol — 2019 — Vol64 — N4 — p.485-497; PMID:31418843
- Zerbe KJ. The Secret Life of Secrets: Deleterious Psychosomatic Effects on Patient and Analyst. // J Am Psychoanal Assoc — 2019 — Vol67 — N1 — p.185-214; PMID:30880422
- Höschl C., Horáček J. . // Vnitr Lek — 2016 — Vol62 — N11 Suppl 4 — p.S36-41; PMID:27921424
- Salomonsson B. Infantile defences in parent-infant psychotherapy: The example of gaze avoidance. // Int J Psychoanal — 2016 — Vol97 — N1 — p.65-88; PMID:25988970
- Waldron S. ‘Black holes’: escaping the void. // J Anal Psychol — 2013 — Vol58 — N1 — p.99-117; PMID:23351000
- Kalinowska M. Monuments of memory: defensive mechanisms of the collective psyche and their manifestation in the memorialization process. // J Anal Psychol — 2012 — Vol57 — N4 — p.425-44; PMID:22954041
- Levine HB. The colourless canvas: representation, therapeutic action and the creation of mind. // Int J Psychoanal — 2012 — Vol93 — N3 — p.607-47; PMID:22671252
Отрицание
Отказ признавать травмирующий опыт, негативные эмоции, шокирующую информацию; нежелание признавать свое бедственное положение или тяжелый диагноз.
Разбивший чашку ребенок может, глядя в глаза, утверждать, что он этого не делал, сам веря в это — ситуация настолько травматична, что психика не примиряется с фактом уничтожения ценного предмета. И отрицает этот факт.
Госпитализированный с острым инфарктом пациент лежит под капельницей, опутанный проводами аппаратуры. С ним в палате — другие такие же госпитализированные. Он слышит, как врачи обсуждают его диагноз. Казалось бы, понятно, что с ним произошло.
Но понимания нет. Через какое-то время, когда он уже пошел на поправку, пациент отправляется прогуляться в больничный двор и встречает врача. Тот делает ему замечание: «Вам нельзя выходить на улицу после такого тяжелого инфаркта!»