Расстройства памяти. причины и лечение

Лечение

Многие люди не обращаются за медицинской помощью, так как не осознают свою проблему. Самостоятельно распознать легкие формы заболеваний с широким спектром отклонений невозможно. Часто они маскируются под усталость, лень, эмоциональное выгорание, а также различные симптомы, затрудняющие повседневную жизнь. 

Для полноценной социальной адаптации и улучшения качества жизни необходима помощь специалистов. Лечением патологий занимаются неврологи, психиатры и психотерапевты. Иногда для коррекции состояния достаточно методов психотерапии и аутотренинга.

В тяжелых случаях, особенно во время кризисов, пациент нуждается в госпитализации и медикаментозной терапии. Препараты подбираются строго индивидуально. Прогноз более благоприятный для тех, кто проходит лечение. 

МР у людей проявляется по-разному из-за многообразия психических особенностей. Всё зависит от типа и тяжести функциональных нарушений. Человек может быть в полной мере самостоятельным или нуждаться в постоянной поддержке.

Многие расстройства успешно поддаются коррекции. Занявшись ментальным здоровьем, можно снова испытать удовольствие от жизни, ощутить радость.

Обсессивно-компульсивное расстройство

Данный тип расстройства характеризуется повышенной осторожностью, склонностью к сомнениям, стремлением держать все под контролем, навязчивыми размышлениями. Люди, страдающие подобного рода личностным нарушением, стремятся к совершенству во всем, что в значительной степени препятствует завершению самой задачи

Они обладают чрезмерной добросовестностью, скрупулезностью, слишком педантичны и требовательны к себе и к окружающим.

Такие пациенты убеждены в том, что только их образ жизни и понятия являются правильными, поэтому требуют от окружающих соответствовать их представлениям. Зачастую у данных индивидов формируются навязчивые мысли и своеобразные ритуалы, выражающиеся в постоянной необходимости пересчитывать предметы, многократно проверять выключена ли бытовая техника, закрыты ли входные двери.

Финансовая сторона жизни для таких людей играет особую роль. Они чрезмерно бережливы в расходах, чего требуют и от других, деньги воспринимаются, как нечто, что необходимо откладывать на случай всемирной катастрофы.

В период компенсации личности с данным диагнозом отличаются надежностью, педантичностью, корректностью в общении. Во время декомпенсации их беспокоит нарастающее чувство тревоги, по причине которого пациент становится раздражительным, пребывает в мрачном состоянии, имеет ипохондрические наклонности.

3.Симптомы и диагностика

Одно лишь перечисление терминов, обозначающих различные варианты и клинические формы расстройств памяти, заняло бы несколько страниц. Каждый из таких феноменов, как гипермнезия (болезненное, апродуктивное обострение памяти одновременно с ускорением темпа мышления и неустойчивостью внимания), гипомнезия (снижение основных функций), дисмнезия (неустойчивость, нестабильность работы памяти), амнезия (полное выпадение какого-либо участка в хронологии пережитых событий), парамнезия (ложные воспоминания) – имеет массу существенно различающихся вариантов, каждый из которых обладает собственной клинической и диагностической значимостью. Так, в парамнестических нарушениях выделяют псевдореминисценции, конфабуляции, криптомнезии, симптомы дежа вю, дежа антандю, дежа фаит и т.п. (соотв. «уже виденное», «уже слышанное», «уже сделанное» и другие аналогичные, равно как и противоположные феномены, напр., жаме вю – восприятие привычных объектов как «незнакомых», «никогда раньше не виденных»). Амнезия может быть ретроградной, конградной, антероградной (в зависимости от того, какой именно период выпадает из памяти), а по происхождению – истерической, атрофической, аффективной (т.н. «физиологический» или «патологический» аффект, имеющий значение в судебно-экспертной практике), и т.д.

Однако важны, разумеется, не сами по себе названия патологических феноменов. Напротив, специальная терминология, чаще всего употребляемая «подготовленными» (благодаря интернету) пациентами в неверном или расплывчатом значении, может очень затруднять постановку правильного диагноза и отнимать время на конкретизацию. Гораздо разумнее будет заранее продумать жалобы «на память», которые затем будут предъявляться на приеме: что именно забывается, как давно замечаются такие трудности, от каких факторов предположительно зависят, постепенно прогрессируют или периодически обостряются, и т.п. Например, широко распространенный феномен «верчения на языке» (когда человек мучительно вспоминает и не может припомнить нужное слово, заведомо ему известное и даже звучавшее совсем недавно, а потом вдруг это слово спонтанно «всплывает» в памяти, когда нужды в нем уже нет) многие первичные пациенты вообще считают обычным и нормальным явлением. Между тем, это не норма, а именно симптом, достаточно типичный для сосудистой патологии головного мозга и потому подлежащий обязательному упоминанию в разговоре с врачом-невропатологом (если человек первично обращается именно к этому специалисту).

По результатам тщательного клинического интервью, анализа жалоб и анамнестических сведений, стандартного неврологического осмотра – назначается инструментальное обследование (как правило, ЭЭГ, допплерография, МСКТ-ангиография, МРТ), лабораторные клинические анализы, а также, по мере необходимости, консультации профильных специалистов (психиатра, эндокринолога и т.д.). Следует заметить, что развитой методологией диагностики нарушений памяти располагает отечественная медицинская психология (прежде всего, нейропсихология как один из разделов), и экспериментально-психологическое обследование нередко оказывается более точным и информативным в сравнении с результатами, полученными при применении сложной аппаратуры.

Деятельность ВОЗ

В Плане действий ВОЗ по психическому здоровью на 2013–2020 гг., одобренном Всемирной ассамблеей здравоохранения в 2013 году, психическому здоровью отводится важная роль в обеспечении лучшего здоровья для всех. План включает четыре основные цели:

  • повышение эффективности управления и руководства в области психического здоровья;
  • предоставление всеобъемлющих, комплексных услуг по лечению и социальной защите пациентов с психическими расстройствами;
  • реализация стратегий повышения эффективности и профилактики; и
  • укрепление информационных систем, сбора данных и научных исследований.

Программа действий ВОЗ по ликвидации пробелов в области психического здоровья, реализация которой началась в 2008 году, использует основанные на фактических данных технические руководства, инструменты и учебные материалы для повышения качества услуг,
предоставляемых в странах, особенно в условиях нехватки ресурсов. В основе ее работы лежит комплекс приоритизированных условий, а усилия по укреплению потенциала направлены в первую очередь на неспециализированные медицинские учреждения. Применяется
комплексный подход, повышающий приоритет психического здоровья на всех уровнях медицинских услуг.

Библиография

  1. GBD 2017 Disease and Injury Incidence and Prevalence Collaborators. (2018). Global, regional, and national incidence, prevalence, and years lived with disability for 354 diseases and injuries for 195 countries and territories, 1990–2017: a systematic analysis for the Global Burden of Disease Study 2017. The Lancet. DOI:https://doi.org/10.1016/S0140-6736(18)32279-7
  2. Wang et al., (2007). Use of mental health services for anxiety, mood, and substance disorders in 17 countries in the WHO world mental health surveys. The Lancet.

Классификация видов памяти

Человеческая память до конца не изучена. Но сейчас можно с уверенностью сказать, как работает её механизм:

  1. Запоминание;
  2. Сохранение;
  3. Воспроизведение при узнавании;
  4. Забывание.

Существуют два вида запоминания информации: произвольное и непроизвольное. Произвольное запоминание — это специальное. К нему можно отнести зубрёжку стихов, исторических дат, математических формул. В этом случае большую роль играет мотивация. Непроизвольное запоминание довольно непредсказуемо. Ребёнок запоминает то, что увидел, услышал, потрогал. Какая-то информация попадает в раздел долговременной памяти, а другая уничтожается, потому что не нужна, ребёнок ей не пользуется. При запоминании материал определяется особенным устройством головного мозга – энграммами.

Существуют два вида сохранения информации: динамическое и статическое. Динамическое сохранение относится к кратковременной памяти, статическое – к долговременной. Последний вид важен для учёбы ребёнка. Потому что ему нужно запомнить важный материал на уроках, потом вернутся к нему на экзаменах, дополнить при выполнении домашнего задания.

Забывать ненужную информацию так же необходимо, как запоминать важную. Забывание – это процедура уничтожения нейронных связей. Она нужна психике малыша, чтобы избежать перегрузки.

По мере напряжения психических процессов память делится на: эмоциональную, двигательную, образную и словесно-логическую. Первый вид памяти, который начинает развиваться у ребёнка, – это двигательная. С её помощью младенец учится управлять своим телом. Дальше возникает эмоциональная память. Благодаря ней малыш начинает узнавать родителей по лицу и голосу. Незнакомцам кроха улыбаться не станет. Образная память появляется ещё позже. К ней относится запоминание вкуса, осязаний, образов. Кроме этого, формируются ассоциации, с помощью которых процесс запоминания проходит легче. Самой последней развивается словесно-логическая память. Она помогает ребёнку формулировать свои мысли и превращать их в слова.

У детской памяти есть свои особенности. Например, у девочек быстрее и лучше развивается зрительная память и долговременная. А у мальчиков – двигательная. К тому же мальчишки лучше запоминают числа.

Тревожное расстройство

Данный вид патологии сопровождается постоянным чувством тревоги, неприятными предчувствиями, пониженной самооценкой. Такие люди стараются избегать любых контактов с людьми, считая себя социально неполноценными и личностно непривлекательными. Они слишком застенчивы, нерешительны, зачастую ведут затворнический образ жизни.

Личности с тревожным расстройством патологически бояться критики в свою сторону, они отличаются гиперчувствительностью к любым негативным оценкам, в связи, с чем пытаются уклониться от социальной и профессиональной деятельности.

Как правило, люди с этим диагнозом неплохо адаптируются в обществе, поскольку в большинстве случаев окружение с пониманием относится к проблеме такого человека.

Что такое Расстройство памяти и внимания —

Память — процесс накопления, удержания и воспроизведения информации. Выделяются дисмнезии: гипермнезия, гипомнезия, амнезии, явления вытеснения и парамнезии: конфабуляции, псевдореминисценции, эхомнезии, палимпсесты

Внимание — направленность и степень сосредоточенности на объекте и деятельности. К патологии внимания относятся неустойчивость, замедленность переключения, недостаточная концентрация, дефицит внимания

История вопроса, норма и эволюция

Процесс памяти интересует всех в связи с интересом к способности к обучению и переобучению. Она состоит из явлений накопления, удержания и восприятия новой информации. Эти свойства памяти характерны для всей живой и неживой природы. Память аккумулирована в культуре в предметном мире, на носителях информации, в частности, книгах и компьютерах. Единицей измерения памяти является один бит (8 бит=1 байт), который может содержать информацию 2-х видов: «да»(1) и «нет»(0). Персональные компьютеры начала 21 века содержат информацию, равную 20 Гбайт (1 Гбайт=2^30 байт). В биологическом смысле память делится на кратковременную и долговременную. Долговременная память фиксирована в структуре ДНК, а кратковременная — в структуре РНК. Мозговая организация памяти связана с кругом Папеца. В круг Папеца входит активирующее воздействие ретикулярной формации, миндалин и септума на обратную связь между корой, гиппокампом, гипоталамусом и таламусом. Соответственно, расстройства внимания в основном связаны с ретикулярной формацией, расстройства памяти — с корой, гиппокампом. Нейроналъный «след» в качестве морфологического субстрата представлен аксон-аксонными связями, а также связями между телами нейронов, число которых увеличивается в результате обучения. Нейроморфологический и нейрофункциональный оттиск образа называют энграммой, она может образовываться экстремально в результате мгновенного запечатления (импринтинга). Это явление впервые открыто К. Lorenz, который отметил, что только что родившиеся гусята запечатлевают первый увиденный образ как родительский. У млекопитающих быстрому запечатлению образа ребенка как родного способствует окситоцин, который вырабатывается в результате сжатия шейки матки в последнюю стадию родов. Выделяется сенсорная память, связанная с запечатлением визуальных, тактильных, ольфакторных и аудиальных образов. Кратковременная память транслируется в долговременную, этому способствуют процессы повторения, эмоциональной значимости запоминаемого, а также позиции запоминаемого среди других явлений. Воспроизведению способствует такой психологический феномен, как трансфер, суть которого выражается в том, что воспроизводимое ассоциируется с аналогичным явлением или событием в прошлом. Это означает, что разнообразие форм обучения в детстве способствует более свободному воспроизведению информации в зрелом и позднем возрасте. В биологии также выделяются видовая память, которая существует благодаря передаче отдельных генокомплексов в ходе эволюции, а также генокультуральная память, выраженная мемами — единицами связи между генетическими структурами и результатами их культурального воплощения. Существует особая эйдетическая память, которая позволяет воспроизводить целостно воображаемые ранее образы. Бессознательная память содержит скрытую информацию, которая воспроизводится после преодоления сопротивления и других форм психологической защиты

Считается, что внимание зависит от интереса, навыков внимания и темперамента. Оно обладает устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью и объемом

Нарушение памяти у детей

У детей постановка диагноза затруднена еще сильнее. Это связано с тем, что нарушения памяти могут проявляться вследствие врожденных заболеваний или могут быть приобретены уже в течение жизни. У детей выделяют две основные формы потери памяти — это гипомнезия (проблемы с запоминанием и последующим воспроизведением информации) и амнезия (полная потеря какого-либо участка памяти). Кроме заболеваний сферы интеллекта, к нарушению памяти у детей могут привести психические заболевания, отравления, а также коматозные состояния.

Чаще всего у детей диагностируют нарушение памяти на фоне астении или неблагоприятного психологического климата. Признаками патологии в данном случае выступают отсутствие усидчивости, проблемы с фиксацией внимания, изменения поведения.

Как правило, дети с нарушениями памяти плохо справляются со школьной программой. У них достаточно часто затруднена социальная адаптация.

Проблемы с памятью в детском возрасте могут быть связаны с нарушениями зрения — ведь большую часть информации человек получает с помощью зрения, а визуальное восприятие очень развито именно в детском возрасте. В таком случае у ребенка появляются следующие симптомы: снижение объема памяти, низкая скорость запоминания, быстрое забывание. Так происходит из-за того, что образы, полученные незрительным путем, практически не окрашены эмоционально. Поэтому такой ребенок будет показывать более низкие результаты по сравнению со зрячим. Адаптация заключается в упоре на развитие словесно-логического компонента, увеличение объема кратковременной памяти, развития двигательных навыков.

1.Общие сведения

Выражения «плохая память», «нарушения памяти», «память слабеет» неспециалисту кажутся интуитивно понятными и самоочевидными. В действительности же такие обороты не несут практически никакой диагностической информации, пока не будут уточнены и конкретизированы. «Забываю», «не запоминаю», «не могу вспомнить», «вертится на языке», «путаю даты и события», «вспоминаю то, чего не было» – это нарушения совершенно разных функций и разных аспектов такого сложного феномена, как человеческая память. В науках психоневрологического ряда выделяют множество четко разграниченных видов памяти (кратковременная, долговременная, произвольная, ассоциативная, вкусовая, музыкальная, символьная и т.д.), ее функциональных характеристик (объем, прочность и пр.) и отдельных режимов: фиксация (запоминание), ретенция (удержание), актуализация (извлечение из фонда долговременной памяти), репродукция (воспроизведение), распознавание, удаление информации (утративших всякую актуальность образов и сведений, ненужных подробностей и т.п.). Соответственно, любая из этих функций, как и любая их комбинация, при различных внешних и внутренних условиях жизнедеятельности организма может обостряться, ослабевать, срабатывать ошибочно или вовсе, как говорят на профессиональном сленге, «выпадать», т.е. отключаться полностью.

О том, как именно организована память человека и как она функционирует (в норме и патологии), на сегодняшний день известно далеко не все. Однако в неврологии, психологии, психиатрии, нейрофизиологии достигнуты значительные успехи в этом направлении; вскрыты, описаны и объяснены многие ключевые тенденции и закономерности работы памяти (закон Рибо, феномен Зейгарник, «параллелограмм развития памяти» Леонтьева и пр.). Плодотворные мультидисциплинарные исследования продолжаются по всему миру. Вместе с тем, жалобы на нарушения памяти остаются наиболее распространенными и часто звучащими на первичном приеме у психоневрологов (невропатологов) – наряду со столь же многоаспектными и обманчиво-очевидными симптомами, как головная боль, головокружение, предобморочное состояние и т.п.

Основные виды памяти

В психологии под памятью имеют виду ряд способностей, которые фиксируют полученный опыт, удерживают его в активном состоянии, для воспроизведения в будущем. В процессе задействованы механизмы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания.

Развитие памяти влияет на становления личности ребенка.

Информация поступает к дошкольнику через органы чувств:

  • зрительные — запоминание видимых образов;
  • слуховые — все, что дошкольник воспринял через органы слуха;
  • вкусовые — воспоминания о вкусовых качествах съеденных продуктов;
  • обонятельные — запоминание различных ароматов;
  • тактильные — ощущения, которые были полученные вовремя контакта с предметом.

Важно! Каждый из вышеперечисленных видов необходимо развивать отдельно, путем задействования соответствующих органов чувств. По продолжительности детскую память разделяют на 2 типа:. По продолжительности детскую память разделяют на 2 типа:

По продолжительности детскую память разделяют на 2 типа:

  1. Кратковременная. Информация задерживается в мозге на короткий период, через некоторое время исчезает. Может длиться всего 20-30 секунд.
  2. Долговременная. Полученный опыт сохраняются на протяжении длительного срока. Бывает механическим или смысловым.

Память дошкольника может быть, как непроизвольной (информация сохраняется сама по себе), так и произвольной (чтобы что-то запомнить, необходимо приложить усилия).

Виды памяти

Какая память преобладает у дошкольном возрасте

Каждый этап развития памяти в дошкольном возрасте, имеет свои особенности:

  • У детей от 0 до года быстро развивается моторная память. Проявляется в виде условных рефлексов. В этот период малыш наблюдает за действиями своих родителей, и пытается повторить их. Запоминание будет эффективным, если обучение сопровождается яркими эмоциями.
  • От года до двух лет развивается Центральная Неравная Система. В этом возрасте преобладает образное запоминание. Малыш узнает лицо мамы и папы, делает первые шаги.
  • В 2-4 года припадает на быстрое развитие механической памяти у детей. Ребенок начинает запоминать слова и логически мыслить.
  • У дошкольников 4-6 лет лидирует непроизвольное запоминание. Они обычно усваивают ту информацию, которая кажется им интересной.

Со временем у малышей укрепляются механизмы запоминания, и улучшается качество мышления. Дети становятся более способными к обучению.

Специфика особенностей запоминания в дошкольном возрасте

Механическая память

У дошкольников хорошо развита механическая память. Они без особого усилия запоминают, а затем воспроизводят то, что увидели или услышали. Главное чтобы информация вызывала интерес. Иногда ее называют «зубрежкой», смысловая часть материала отходит на второй план. Словесный запас быстро усовершенствуется и увеличивается.

Зачем необходимо развивать память дошкольников

Крохе совсем не обязательно все знать и помнить. Но, все же благодаря хорошей памяти, ему будет легче учиться, и жить

Развитие памяти у детей дошкольного возраста улучшает работу таких процессов как: внимание, мышление, воображение. Чем старше ребенок становиться, тем процессы запоминания работают лучше. Все это и за того, что ребенок совершенствует технику усвоения новой информации

Все это и за того, что ребенок совершенствует технику усвоения новой информации.

Важно! Тренировать память нужно самого раннего возраста, это даст возможность в будущем применять полученные навыки и умения

Какие виды памяти можно развивать

На протяжении своей жизни человек использует разные виды памяти. В левом и правом полушариях словно «кирпичиками» откладываются приобретенные разнообразные знания. Чтобы извлечь нужную информацию, нужны иногда немалые усилия. С помощью забывания нервная система разгружается, это считается нормальным процессом.

Под плохой памятью и хорошей подразумеваются порой совершенно разные вещи

Для одних важно помнить бытовые мелочи, для других людей и события, третьих интересует объем информации перед экзаменом или важной презентацией. Поэтому важно знать, какую память требуется развивать для решения проблем

Условно принято различать два вида:

  1. Естественная память. Она такая, как есть, и заложена самой природой. Ею пользуются все без исключения.
  2. Искусственная. Ее надо тренировать и развивать на протяжении всей жизни.

Встречаются люди с феноменальной памятью. Другие ничего не могут удержать в голове дольше минуты. Специалисты уверены, что способность запоминать можно тренировать и развивать, как и собственное тело. Если серьезно к этому относиться, то можно добиться значительных успехов.

Особенности памяти

Причины ухудшения памяти и повышенной забывчивости:

  • возрастные изменения;
  • болезнь Альцгеймера и некоторые другие заболевания;
  • нехватка воды в организме;
  • рассеянность;
  • плохой сон.

Развитие памяти положительно влияет на способности человека. Для взрослых этот процесс проходит труднее, так как регулярные тренировки не нужны в однообразной трудовой деятельности и быту.

Полезные качества для улучшения процесса запоминания:

  • внимательность и наблюдательность;
  • интерес к жизни, положительный настрой;
  • организованность в быту;
  • использование образного мышления;
  • изучение иностранных языков;
  • чтение книг;
  • запоминание стихов и цитат;
  • интеллектуальные игры;
  • физические нагрузки;
  • правильное питание;
  • умение правильно выражать свои воспоминания;
  • размышления перед сном о прошедшем дне, перечисление задач на следующий.

Если следовать советам и рекомендациям специалистов и знать особенности человеческой памяти, то возможно ее всестороннее развитие. Развитая память ценится и помогает достичь высокого положения в обществе

Это также важно для успешной трудовой деятельности во всех сферах

Медицинское лечение проблем с памятью

Если вы чувствуете, что ваша забывчивость всё-таки переходит рамки невинной рассеянности, а также подозреваете по каким-то причинам развитие патологических нарушений, таких как болезнь Альцгеймера или Паркинсона, будет весьма разумно обратиться за консультацией к лечащему врачу. При необходимости он направит вас на обследование к более узким специалистам:

  • невропатологу, неврологу;
  • психиатру, психотерапевту;
  • гериатру (в случае если речь идёт о пациенте пожилого и престарелого возраста).

Людям в преклонном возрасте будет полезно проходить регулярные осмотры вне зависимости от наличия симптомов, для профилактики тяжёлых заболеваний. В современном мире разработаны передовые системы диагностики и лечения ослабления функций памяти. Помните, что хорошая работа мозга – это залог продуктивности человека на протяжении всей жизни. Когнитивные тренажеры Викиум помогут поддерживать работу мозга на высоком уровне.

Симптомы

Расстройство личности характеризуется сменой периодов социальных компенсаций и декомпенсаций.

Компенсация проявляется временной адаптацией индивида в социуме. В этот период у человека не возникает проблем при общении с окружающими людьми, личностные отклонения малозаметны. Во время декомпенсации патологические особенности личности приобретают ярко выраженный характер, что способствует значительному нарушению адаптационных возможностей социального взаимодействия.

Этот период может занимать как короткий временной промежуток, так и продолжаться на протяжении длительного времени.

Личностные расстройства в период обострения могут сопровождаться такими симптомами, как:

  • искажение восприятия реальности;
  • чувство опустошенности и бессмысленности существования;
  • гипертрофированная реакция на внешние раздражения;
  • неспособность к установлению взаимоотношений с окружающими людьми;
  • асоциальность;
  • депрессивное состояние;
  • чувство собственной ненужности, повышенная тревожность, агрессия.

Диагноз «Расстройство личности» может быть поставлен только при наличии триады критериев психопатии Ганнушкина-Кербикова, которая включает в себя – тотальность личностных нарушений, степень выраженности патологии, а также относительную стабильность состояния индивида.

2.Причины

К внешним причинам усиления или ослабления тех или иных функций памяти относятся ситуационные, мотивационные, эмоциональные, экологические факторы (напряженная работа над какой-либо задачей, опасность, творческий подъем, житейские сложности, переутомление, депривация сна, изменения состава воздуха, дефицит или избыток определенных веществ в питьевой воде, зашумленность и мн.др). К внутренним причинам можно отнести бесчисленные заболевания, в клиническую картину которых входят нарушения памяти: психические расстройства, органические поражения головного мозга, врожденные аномалии, атрофические процессы, нарушения мозгового кровообращения, возрастные изменения, опухоли, воспаления, черепно-мозговые травмы, эпилепсия, шейный остеохондроз, анемия, эндокринные заболевания, гастроэнтерологическая патология и т.д., а также случайные или добровольные интоксикации (алкоголь и другие нейротропные яды, курение, прием определенных групп медикаментов, работа на вредных производствах).

Диагностика

Первичным методом диагностики является сбор анамнеза. Доктор производит оценку когнитивных функций, уточняет наличие травм или нейроинфекций и наличие сопутствующих органических заболеваний.

При необходимости назначают инструментальные методы исследования — МРТ головного мозга, УЗИ сонных артерий, биопсия спинномозговой жидкости, ЭЭГ, консультация офтальмолога (для оценки состояния глазного дна).

Параллельно производится оценка основных видов памяти:

  1. Механическая. Оценивается способность пациента к запоминанию и воспроизведению информации.
  2. Смысловая. Больному предлагают расшифровать смысл известной поговорки или пересказать отрывок из книги или статьи.
  3. Опосредованная. При нарушениях опосредованной памяти пациенту необходимо запомнить материал используя промежуточный символ.
  4. Образная. Показывают картинки и пациента просят назвать предмет, который изображен.

Причины ДРИ

Патогенез болезни запускается диссоциацией сознания – защитным механизмом психики, проявляется ощущением отстраненности от происходящего. Обычно люди говорят: все происходило как будто не со мной. Зарождается чувство, что смотришь на собственную жизнь как посторонний наблюдатель. Порой процесс настолько силен, что возникает ощущение выхода из собственного тела.

В норме диссоциация помогает людям оценить происходящие события трезвым взглядом. Является защитной реакцией психики на травмирующие обстоятельства. Помогает индивиду преодолеть избыточные, непереносимые эмоции. Подобный механизм особо присущ эмоционально холодным, хладнокровным индивидам и проявляется в ситуациях, требующих эмоциональной вовлеченности.

Стоит повторить, что диссоциация в норме является довольно полезным защитным механизмом психики, позволяющим купировать сильное эмоциональное напряжение. Патология начинается в результате повышенной активизации процесса. Индивид испытывает настолько сильный стресс, заставляющий собственное целостное Эго расщепиться. Поэтому диссоциация носит название «расщепление».

Целостность Эго, заставляющая человека воспринимать внешние обстоятельства, переживания и откликаться на них фиксированным способом, дезинтегрируется. То есть теряется единство, слаженность деятельности сознания. Психика пытается отвергнуть реальность происходящего, «говорит», что все это случилось с кем-то другим, блокирует воспоминания об устрашающем событии, создает новую тождественность, способную преодолеть эмоциональный тайфун. Ее также называют альтер-личностью, идентичность, эго-состояние.

Патогенез

Головной мозг принято разделять на отделы, которые отвечают за регуляцию основных функций организма.

Кора мозга также теоретически состоит из разных отделов, которые между собой взаимодействуют при помощи нервных импульсов и связей.

Нарушение нейронального взаимодействия между отделами коры головного мозга считается основным звеном в патогенезе расстройства памяти.

Повреждение гиппокампа приводит к утрате долговременной памяти, что способствует развитию полной дезориентации в личности. Если патологический очаг локализуется в стволовых отделах мозга или в ретикулярной формации, выпадает способность к запоминанию и воспроизведению информации.

Проявления проблем с памятью

Память человека подразделяется на два вида: краткосрочная и долговременная. В кратковременной памяти неосознанно откладывается информация о произошедших событиях. Долговременная же память хранит в себе чётко обработанные и проанализированные воспоминания из прошлого.

Проблемы с памятью бывают разных характеров:

  • временные или транзисторные – выпадение из памяти названий предметов, имён людей, дат важных событий, которые потом возвращаются;
  • постоянные или перманентные – человек забывает информацию о назначенной им же встрече, которая и по прошествии времени не всплывает в сознании, либо возвращается с очень большим трудом.

Патологическую забывчивость называют амнезией. Основные её признаки:

  • сложности в подборе слов и формулировании мыслей;
  • регулярная потеря и длительный поиск вещей, которым человек самостоятельно определил в своё время места хранения;
  • сложности ориентации в пространстве, вплоть до невозможности повторить свой регулярный маршрут, забывание адресов;
  • потеря ощущения времени (день недели, число, месяц, год);
  • неоднократное повторение одной и той же информации собеседнику при повествовании;
  • забывчивость в повседневных делах;
  • значительные трудности с усвоением новой информации.

К признакам снижения внимания, что также характеризует несовершенство функционирования памяти, относят следующие проявления:

  • невнимательность;
  • замедленность восприятия;
  • проблемы с концентрацией.

Профилактика снижения памяти

В случае, когда серьёзных патологий у человека не обнаружено, а память всё же оставляет желать лучшего, резонно будет воспользоваться рядом профилактических средств:

  • восполнение уровня витаминов группы В (преимущественно В1 и В12);
  • отлаживание графика сна, который должен составлять не менее 7 часов и приходиться на тёмное время суток;
  • естественное насыщение крови кислородом во время прогулок на свежем воздухе и физических упражнений;
  • развитие новых навыков и получение дополнительных знаний.

Также существует ряд техник для тренировки памяти. К ним относятся:

  • упражнения на запоминание (номера телефонов, даты важных событий, стихотворения);
  • «встряска мозга» (попробуйте устроить себе «квест» при котором с утра, встав с кровати, вы выполните ряд повседневных дел с закрытыми глазами);
  • подробное описание предмета с большим количеством мелких деталей;
  • восстановление в памяти событий прожитого дня в мельчайших подробностях;
  • выстраивание ассоциативного ряда.

Что известно о заболевании

Некоторым изначально покажется данная болезнь неизвестной. Однако упомянув, что расстройство более известно как раздвоение личности или множественная личность, ситуация немного прояснится.

Действительно, ДРИ проявляется разделением сознания больного. Проще говоря, в нем как будто уживается сразу несколько человек.

Недуг считается довольно редким, хотя с 1980-х годов отмечается значительный прирост его носителей. Официально болезнь носит название «диссоциативное расстройство идентичности»  согласно DSM-5, звучащее корректнее, нежели ранее принятое расстройство множественной личности. Раздвоение или множественная личность скорее являются бытовыми названиями.

Интересно, что некоторые люди не считают раздвоение сознания патологией. Например, писательница Трудди Чейз, страдающая данным заболеванием, признает наличие нескольких собственных личностей, родившихся после перенесенного насилия. Женщина утверждает, что все идентичности взаимодействуют достаточно слаженно. Трудди отвергает патологический характер своего поведения, считая естественным состоянием сознания.

Не только обыватели не согласны с официальностью расстройства. Даже некоторые психиатры придерживаются мнения ложности существующего диагноза.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: