7 советов психолога, как научить ребенка ответственности

Возраст – не помеха воспитанию ответственности

Есть ли строго установленные возрастные сроки, когда нужно начинать активно воспитывать это качество? Да – с тех самых пор, когда ребенок уже в состоянии осознанно проанализировать связь между своим поступком и его последствием. Воспитывать ответственность у детей нужно с двух лет. До этого времени они только ощущают реакцию (причем всегда новую для них и внезапную!) на тот или иной свой поступок, инстинктивно отсеивая положительную и отрицательную – для своего комфорта.

Но взрослый не может требовать от ребенка такого возраста слишком многого. Самосознание малыша еще очень хрупкое. Если проводить ту же аналогию с цветком – ему нужны свет и питательная среда для развития осознанной оценки действий. Источник такой подпитки воспитания – в семье, в расстановке родителями правильных акцентов, в их терпеливом разъяснении: что хорошо, а что – неприемлемо. Не криком, а примером: личным, литературным, мультипликационным.

Получив информацию, ребенок, как и любой исследователь (а мы все познаём смысл жизни и свое место в ней), проводит провокационные эксперименты. Возраст маленьких провокаторов – 2,5–3,5 года. Проходят через него все дети, вне зависимости от характера и семейной обстановки. Пример:

  • Говорят, что нельзя тянуть кошку за хвост – ей будет больно. Потяну. Что будет на самом деле?
  • Сказано, что нельзя черкать в книжке. Почеркаю. Что изменится?
  • Мне запрещают болтать ногами в маршрутке, чтобы не испачкать соседа, а вот я задену его ногой. Посмотрим – можно или нельзя?
  • Я каждый день собирал игрушки, а теперь не стану. Какая разница?

Не думайте, что ребенок делает это назло, что он совершенный эгоист и просто невозможный «непослушайка», не поддающийся воспитанию. НЕТ! Он пытается на практике понять: «Все ли так, как мне говорят? Действительно ли это поведение ответственное, а то – нет». Если вы выйдете из себя – малыш забьется в угол или ощетинится, как ёжик, потеряет всяческий интерес делать что-то разумное. Ваша задача – четко обозначить границу между «хочу», «приемлемо», «необходимо», «общепринято». Не грубостью, а корректными действиями, жизненными примерами, пояснениями:

  • Кошка поцарапала или укусила. «И ей было плохо, и тебе страшно, да к тому же еще и больно». Сюсюкать в этом случае с ребенком не стоит. Успокоить – нужно, и твердо пояснить, что виноват в этом он сам, животное защищалось.
  • Почеркал любимую книжку. «Теперь её невозможно читать, вещь испорчена. А такой больше нет в магазине!» (Не вздумайте бежать за новой!) Причина порождает следствие.
  • Испачкал брюки, юбку, пальто, обувь другого человека. «Видишь, они грязные. И правильно дядя или тетя возмущаются. Тебе же не нравится, когда пачкают тебя. Твое и его/её настроение испорчено, и мне было очень-очень стыдно. Я ведь люблю тебя, а ты меня так подвел/подвела. А если бы они заставили меня сейчас стирать эти вещи или покупать новые? Вот что бы мы делали?».
  • «Разбросал игрушки, а теперь не можешь найти солдатика/куколку? Наступил, сломал её. А вот если бы все лежало на своих местах – такого бы никогда не случилось».

Ребенку нужно давать поручение, пусть и в игровой форме. Например: «Назначаешься ОТВЕТСТВЕННЫМ за мытье чашки», «ты сегодня ОТВЕЧАЕШЬ за поливку цветов». Ребенок старается – скажите: «Вот видишь, насколько она стала чище», «Цветочки благодарны тебе, они поели. Водичка для них – еда». Не сделал качественно – не ругайте! Без ошибок невозможно. Тактично подскажите и покажите, как нужно. Например: «Как ты считаешь, если здесь чуточку поправить, будет хуже или лучше?». Маленькому человеку необходим выбор, осознание правильности своего поступка даже в таких мелочах.

Ответственность в более старшем (5-6 летнем) возрасте уже вправе опираться на понятие «должен». Простейший пример: дал слово – держи.

Неизменный помощник в воспитании ответственности – сказкотерапия. Почитайте сыну или дочери книжки: «Честное слово», «Сказка о честном дровосеке», «Маленький принц», «Огурцы»…

Когда начинать развивать ответственность у ребёнка

Маленькие дети инфантильны по своей природе и не умеют быть ответственными. До трёхлетнего возраста малыши вообще не оценивают последствия своих действий. Да, ребёнок говорит маме: «Я сам», но это не означает, что он осознаёт конечные результаты своего поступка. Но это желание делать всё самому и формирует самостоятельность, которая, как мы знаем, является основой ответственности.

В дошкольном и младшем школьном возрасте дети становятся более самостоятельными и начинают принимать осознанные решения. Конечно, инфантильность ещё никуда не пропала, поэтому сложно требовать от семилетнего школьника качественной уборки или ответственного подхода к выполнению домашнего задания. Как научить ребенка ответственности в 8 лет? Только давая поручения и разрешая ошибаться.

Следует понимать, что каждый ребёнок является индивидуальностью. Даже если вы будете всё правильно делать, это не значит, что в подростковом возрасте ваш сын или дочь станет максимально ответственным человеком. Многое зависит от темперамента, уровня интеллекта, социального окружения. Но воспитывать самостоятельность нужно, и мы расскажем, как это можно сделать, на конкретных примерах.

Методики формирования качества

Подражательство

Только взрослый человек может выступить эффективным образцом для подражания вашей кровинки. Если вы хотите воспитать его ответственным человеком, будьте добры, станьте такими же!

Дошкольник должен выполнять систематические действия за родителем, например, каждую субботу поливать цветы, совместно чистить ковер по вторникам или гулять с собакой ежедневно.

Не решайте за детей

Если мама или папа не разрешают наследнику помогать по дому, делать минимальные покупки и готовить — горе в семье! Таким образом вы блокируете любые зачатки самостоятельности и ответственности только потому, что не доверяете собственному малышу.

Помощники

Не забывайте подпитывать личные знания в вопросе воспитания ответственности. Не беда, если не знаете всех тонкостей и нюансов. Хочу поделиться дельными примерами литературы, что поможет вам воспитать достойного, ответственного человека:

«Дети с небес» Д.Грей — расскажет вам, как начать сотрудничать с ребенком, а не «деспотировать» его личность;
«Мастера пеленания. Отцовство как детская игра» М.Камрад, Я.Мушарбах, Й.Фиринг — опыт и размышления о том, что же это такое на самом деле — быть отцом.

«Мужчины с Марса, Женщины с Венеры» Д.Грей — эта книга помогает лучше понять себя и партнера выстраивая прекрасные отношения с детьми;
«Воспитание ответственности. Мама и малыш» Ю

Василькина — поведает о методах развития важного навыка.

Воспитывайте и поощряйте силу

Что имеется в виду? Я хочу сказать о необходимой помощи вашего сына или дочки старикам или меньшим деткам. Не отказывайте, если малявка хочет помочь бабушке приготовить пирог, не вмешивайтесь, если старший сын тянется с рукой помощи к младшему, в процессе складывания игрушек. Так вы укрепите семейные узы и воспитаете в чаде сразу два важных качества — умение заботиться о близких и ответственно относиться не только к себе, но и к родным сердцу людям.

На этом точка!

Что такое ответственность и зачем ее развивать

Для сведения родителям! Ответственность – это понимание последствий, которые может повлечь любое действие, сказанное слово, принятое решение, сделанный выбор. Ответственность следует из умения владеть собой и своей жизнью.

По оценкам психологов, ответственный человек:

  • Успешно выполняет свои социальные функции и профессиональные обязанности;
  • Не ищет оправданий и виноватых в своих неудачах;
  • Выполняет договоренности и обещания;
  • Верен своему слову;
  • Может самостоятельно принимать решения;
  • Думает о последствиях.
  • Является инициатором изменений в своей жизни и готов нести ответственность за последствия этих перемен.

Учиться ответственности – значит развиваться как личность, обрести свободу мыслей и поступков, действовать без оглядки на то, что скажут люди. Ответственными не рождаются, это качество приобретают в процессе жизни. Если родители хотят вырастить самостоятельную, инициативную и ответственную личность, нужно начинать с самого детства воспитание ответственности.

Возраст ответственности или как не упустить момент

К сведению родителей! У детей до 6 лет не завершен процесс формирования самосознания. Они не способны прогнозировать последствия всех своих поступков, поэтому развитие отвественности у дошкольников еще только начинается. Постепенно малыши узнают о правилах взрослого общества, что становится основой ответственного отношения к жизни в будущем.

Как идет воспитание чувства ответственности в разные возрастные периоды:

От 0 до 2 лет — малыши еще не умеют связывать свои поступки с наступившими последствиями. Они ориентируются на положительную или отрицательную реакцию окружающих и со временем запоминают, как поступать нельзя. Настоящей ответственности, например, за порядок в комнате, пока нет и требовать ее бессмысленно.
От 2 до 3,5 лет — на этот возрастной период обычно приходится «кризис 3-х лет». Поведение детей меняется: они капризничают, бунтуют, отказываются от привычных дел. Зная запреты, они, тем не менее, нарушают правила, испытывая взрослых в семье на прочность. Не пугайтесь! Это не значит, что время упущено, и малыш вырастет безответственным. Просто четко обозначьте границы дозволенного и не отступайте от установленных правил, даже когда ваше чадо пытается добиться желаемого при помощи крика. Если нельзя есть сладкое перед обедом сегодня, значит всегда нельзя. Кризис закончится, и вы увидите, как изменился и повзрослел ваш малыш.
От 3,5 до 5 лет — возраст, направленный на формирование ответственности детей. Признавайте самостоятельность малыша в некоторых вопросах. Например, зонами ответственности могут быть: уборка игрушек, выбор одежды утром по погоде, помощь маме в различных делах, кормление питомца, уход за цветком.
От 5 до 7 лет — дошкольник постепенно становится все более ответственным за свои действия. Он уже понимает, какие поступки вызовут одобрение

Нужно расширять обязанности, давать посильные поручения по дому, на даче, объяснять важность бережного отношения к природе, чужим вещам. Воспитание ответственности младших школьников проявляется в инициативности, способности к самостоятельным общественным начинаниям, предприимчивости, активности

Инициативные ребята говорят: «Мне интересно», «Я хочу попробовать», «Это я сделаю по-другому, вот так», «Смотри, что у меня получилось!».

Воспитание ответственности младших школьников проявляется в инициативности, способности к самостоятельным общественным начинаниям, предприимчивости, активности. Инициативные ребята говорят: «Мне интересно», «Я хочу попробовать», «Это я сделаю по-другому, вот так», «Смотри, что у меня получилось!».

Важно! Не упустите момент появления инициативности

В детском саду не всегда уделяется внимание развитию чувства ответственности. Поэтому в семье нужно всячески поощрять желание ребенка быть активным, инициативным, поддерживать, давать возможность исследовать новое. Инициативность – залог будущего умения добиваться поставленных целей и отстаивать свои права

Инициативность – залог будущего умения добиваться поставленных целей и отстаивать свои права

Важно разговаривать с детьми – внимательно выслушать, дать совет, скорректировать, направить энергию в нужное русло

Обучение жизненным навыкам

О том, что формирование ответственности связано не с волшебными фокусами в голове ребенка, а с приучением к самым обычным бытовым привычкам, говорят многие специалисты, например, психотерапевт Карен Раскин, автор книги «The 9 Key Techniques for Raising Respectful Children Who Make Responsible Choices» («9 ключевых методов воспитания вежливых детей, которые принимают ответственные решения» — прим.ред.):

  • Выделяйте маленькие зоны, в которых малыш может действовать самостоятельно, постоянно совершенствуя свой навык.

  • Не нагружайте его гигантским списком дел, вещи должны быть понятные и логичные. Даже двухлетка может помыть руки перед едой, вытереть бумажной салфеткой разлитое молоко, собрать шишки, которые вывалились из карманов его курточки и попытаться отлепить свой пластилин от папиного кошелька.

  • Время от времени позволяйте ребенку помогать вам в быту, пусть это пахнет генеральной уборкой и переводом продуктов, дело того стоит.

Понятие ответственности

Ответственность – черта характера человека, которая отвечает за серьезность его отношения к жизненным обстоятельствам, имеющимся обязанностям и жизни в целом. Любой родитель стремится воспитать в своем ребенке чувство ответственности, справедливо полагая, что только ответственный человек по праву может считаться самодостаточным.

Понятие ответственности тесно связано с нормами поведения в обществе. Нравится вам или нет, но человек вынужден контактировать с ним ежедневно и не всегда общение с окружающими приносит удовольствие, ведь собеседник может попасться грубый и невоспитанный. В данном случае ответственность тоже имеет место быть: каждый участник взаимодействия отвечает за его результат. Если кто-то совершит неприглядный поступок, противоречащий нормам общественной морали, то будет в итоге отвечать и перед людьми, и перед собственной совестью.

Понятие ответственности состоит из нескольких факторов:

  • Личная ответственность. Данный тип подразумевает под собой реализацию собственный потребностей и стремлений. Человек в этом случае сам решает, за что именно он будет отвечать, что можно отнести к его основным задачам. Личная ответственность проявляется и тогда, когда человек берет на себя определенную роль в обществе и ставит перед собой конкретную цель, которую планирует достичь в установленный срок. В итоге он берет на себя ответственность за результат своих действий, которые могут как ухудшить, так и улучшить ситуацию в целом. Человек дает слово, в первую очередь самому себе, и должен оставаться ему верным, а иначе рискует испортить свою репутацию.
  • Коллективная ответственность. В данном случае речь идет о человеке, как части общественной системы. Общая цель объединяет определенную группу людей, в которой каждая личность имеет свои обязанности и права. В этих условиях индивидуальность отдельно взятой личности как бы теряется, поскольку главную роль играет непосредственно эффективность приложенных усилий для реализации коллективной задачи.

Человек достаточно рано начинает взаимодействовать с социумом, еще в раннем детстве и яркий тому пример – детский сад. С юного возраста людям говорят о невозможности жить вне общества, но редко когда упоминают о списке ограничений, которые буквально сковывают личность в ее желании проявить свою индивидуальность.

Становясь полноценным членом общества, человек вынужден жить по его правилам, уважать и ценить установленную мораль, ему приходится всегда действовать с оглядкой на окружающих, а также подстраиваться под требования коллектива. Ответственность в данном случае выражается в умении занять достойное место в социуме и при этом не потерять свою уникальность.

Как помочь ребенку?

Можно долго рассуждать о том, каким лучше быть. Ответственным или справедливым, честным или не очень. Просто запомните одно. Ответственный и справедливый ребенок таким рождается, он не способен кардинально измениться. Вы можете немного помочь ему, чтобы его искренние желания по достоинству оценивались окружающими.

Расскажите ребенку о том, что Ваня-Даша-Света-Петя тоже могут вымыть пол вместе с ним и не следует делать общую работу самому. Напомните о том, что рабство уже давно искоренено. И что некоторые дети просто пользуются его излишним чувством ответственности. Скажите ему, что тот час, который ребенок потратил на уборку класса в одиночестве, можно было потратить на более приятные моменты: почитать книгу в осеннем теплом парке, посмотреть любимый фильм, съесть мороженное, в конце концов.Если ваш ребенок хочет быть лучшим и стремится выучить больше, чем задавали, не отбирайте у него такой возможности. Просто посоветуйте ему не слишком активно выступать на уроке, достаточно будет рассказать то, что задали, чтобы одноклассники не считали его выскочкой. А выученное ребенку не повредит, пускай использует свои знания в своих целях.

Те родители, которые считают, что чрезмерно высокое чувство ответственности и справедливости ребенка становится обузой для них, должны научиться использовать эти чувства с пользой для себя, но с минимальным ущербом и ущемлением прав ребенка. Расценивайте это с такой стороны: если вы попросили вымыть посуду, то можете быть уверены, что ваше поручение будет выполнено. Ничего плохого в труде нет, да и польза для семьи огромная. Если вы попросили забрать из сада младшего брата или сестру, то и это ваше поручение выполнится безо всяких оговорок. Не вините себя в том, что ваш ребенок слишком ответственно относится ко всему, что его просят или заставляют делать. Расскажите ему о том, что многие люди просто будут пользоваться его обязательностью. Повзрослев, ваше чадо научится различать корыстных и бескорыстных людей, научится расставлять приоритеты. А сейчас вы просто должны ему немного помочь в этом.

Будучи настойчивым, ответственным и справедливым ваш ребенок, при правильном воспитании, может достичь лидерских высот в том коллективе, в котором проводит свое время. Но для того, чтобы стать настоящим лидером одних только этих качеств порой не достаточно. Расскажите ему об основных качествах лидера, подумайте вместе какими он уже обладает и чего еще можно добиться или научиться. Говорите с ребенком, помогайте ему развиваться. Оберните высокое чувство справедливости и ответственности в полезное для ребенка русло. Будьте тверды и настойчивы. Поверьте, он вас поймет.

«Неудобная» самостоятельность

Самостоятельности не бывает без ответственности, ведь это способность принимать решения, реализовывать их и отвечать за последствия. Эти качества необходимы взрослому человеку как для личного счастья, так и для профессионального успеха, однако их наличие у ребенка может оказаться «неудобным» для взрослых.

Если вы хотите воспитать ребенка самостоятельным и ответственным, вам придется привыкнуть к тому, что ребенок не всегда будет вас слушаться, не всегда будет соглашаться с вашим мнением и порой будет совершать ошибки. Увы, люди лучше всего обучаются на своих ошибках, на личном опыте.

Трудно вырабатывать ответственность у ребёнка, если:

  • Если вы постоянно требуете больше того, что ребёнок способен сделать, – это убивает чувство ответственности буквально на корню. Так, малыш пока не способен долго заниматься одним и тем же. Можно разнообразить ту работу, которую вы поручаете ему, или, поблагодарив, отпустить играть. Вы можете поручить навести порядок в своём уголке (или своей комнате), но учитывайте, что “порядок” в понятии взрослого – это одно, а у детей – совсем иное. Куча игрушек за дверью и более-менее чистая середина комнаты – это тоже порядок.
  • Если вы не проверяете, не контролируете. Сам себя контролировать он пока не может.
  • Если забываете поощрять (благодарить, награждать, отмечать, хвалить).
  • Если никогда не советуетесь с ребёнком. Не надо думать, что “он такое насоветует!”.

Изначально дети хотят быть хорошими и очень гордятся, когда им доверяют и спрашивают их мнения.

Давайте помнить, что, даже если родители не задумываются о своих приоритетах, они бессознательно передают их детям своими словами и действиями. Как всё настоящее, настоящая ответственность не насаждается извне, с помощью угроз и наград, она бережно взращивается, она идёт изнутри, от сердца маленького человека. И подкрепляется нашим ежедневным примером.

Смотри по сторонам

Что случилось. Мальчик гулял по улице и от нечего делать подобрал бутылку и бросил ее. Бутылка случайно попала в глаз девочке, которая проходила мимо. Это привело к травме — девочка долго лечила зрение, но восстановить полностью его не удалось.

Родители девочки пошли в суд и потребовали взыскать с родителей подростка расходы на лечение — 4389 Р, компенсацию морального вреда — 500 000 Р, судебные расходы на оплату услуг двух представителей — 30 500 Р. Всего 534 889 Р.

Что решил суд. Суд взыскал с родителей несовершеннолетнего метателя бутылок 303 365 Р: размер расходов на лечение уменьшился до 3365 Р — только эту сумму удалось подтвердить чеками, а компенсация морального вреда — до 300 000 Р. Кроме того, родители мальчика должны покрыть 19 500 Р судебных расходов и заплатить 700 Р государственной пошлины.

Почему так. Суд установил, что мальчик нанес вред здоровью другого ребенка. Также суд учел характер причиненных девочке нравственных и физических страданий, тяжесть травмы, длительность лечения, требования разумности и справедливости.

Кроме того, суд принял во внимание материальное положение родителей мальчика, у которых на иждивении двое несовершеннолетних детей, поэтому снизил размер компенсации морального вреда

Как привить ответственность детям

Скажу сразу, – если не начать с себя, то ничего не получится. Если родители сами безответственны и не собраны, то они никогда не смогут привить, а уж тем более потребовать от детей того же самого.

Научиться предвидеть последствия своих поступков не так-то просто, потому что маленькие дети (до 7 лет, по крайней мере), живут одним днем и не думают о будущем. Думать за них должны родители. И учить детей начинать думать на шаг или два вперед должны тоже они. Не научат в 3 года или 5 лет, в 7-9 лет будет уже поздно. Крохе с пеленок нужно прививать личную ответственность. Когда ребенок пойдет в садик, а потом в школу, его уже там будут учить коллективной и гражданской ответственности, а начиная с подросткового возраста –приучать еще и к юридической ответственности за свои действия.

Но давайте рассмотрим все по порядку.

    1. Прежде чем ребенок поймет, что значит быть ответственным, его нужно научить быть организованным. Не в смысле ходить парами в детском саду или вставать в восемь утра, что тоже должно иметь место. Его необходимо приучить убирать за собой свои игрушки и вообще свои вещи на места. Ребенок должен следовать распорядку дня и выполнять все вовремя.
    2. Некоторые родители почему-то думают, что в три года ребенок не может быть самостоятельным. В целом и общем – да, ему нужна еще помощь взрослых. Но самостоятельно заправлять свою постель, одеваться, кушать и выбирать, чем он хочет заняться в свободное время – этому родители вполне могут его научить.
    3. Не стоит стоять над душой у малыша, когда он одевается на прогулку, не надо и самим его одевать, чтобы ускорить процесс. Просто поставьте ему определенные временные рамки, и если он не уложится в них, то отмените прогулку. Один-два раза таких «строгостей», и ребенок поймет, что его действия (вернее, бездействие) ему же самому на пользу не идут.
    4. Не делайте за ребенка то, что он способен сделать сам. Не собирайте ему рюкзачок для прогулки или в детский сад. Пусть он самостоятельно это сделает. Просто подскажите ему, что он должен туда положить. Не завязывайте ему шнурки на ботинках. Дайте понять, что если он сам не завяжет – ему же хуже: споткнется и упадет, а оно ему надо?
    5. Ребенок просит включить ему мультфильмы или включает их сам, но игрушки убирать не желает. Откажите ему в удовольствии до тех пор, пока он не выполнит свои обязанности. Пока он мал и подчиняется воле родителей, его легко приучить к такому ходу вещей, когда удовольствия получают только после дела. Да, да, все та же русская пословица!

Если малыш что-то делает назло родителям, проверяя их реакцию, или капризничает, добиваясь желанного – не идите у него на поводу. Порвал штанишки, игнорируя предупреждение не лезть через ограду? Не ругайтесь, но дома предложите ему самому зашить дыру или пусть ходит так, но отметьте, что детки в садике будут над ним смеяться. Прочтите вместе рассказ Н. Носова «Заплатка». Надо сказать, что рассказы этого писателя весьма поучительны и разъясняют детям многие вещи доступным языком, в том числе и что такое ответственность за свои поступки. Поэтому нелишним будет приобрести его книгу для домашней библиотеки. Не стоит ругать малыша за то, что у него что-то не получается, он ведь еще только учится. Поэтому всегда старайтесь быть рядом и прийти ему на помощь и делом, и словом. Подбадривайте его, поддерживая в нем инициативу. Хочет помыть посуду – пожалуйста! Вынести мусор – отлично! И не страшно, что тарелки не совсем чистые, а ведро слишком тяжелое, с мамой или папой эта работа будет в удовольствие

Учите детей взаимодействовать с другими людьми, обращайте их внимание на безопасность не только личную, но и окружающих. Сколько раз наблюдала в песочнице, как ребенок яростно начинает копать песок, совершенно не заботясь, что он разлетается во все стороны, а мама при этом спокойно следит за его действиями

А ведь он не один там находится! Песок может запросто попасть в лицо и глаза других деток.

Ответственность начинается с малого: с заботы о попугайчике или хомячке, с вежливого обращения к старшим, с трепетного отношения к младшим и уважения к старикам, с элементарных правил поведения в обществе и правил безопасности.

Почему дети должны выполнять домашние обязанности?

Даже если вашему ребенку всего несколько лет, у него все равно должны быть незначительные домашние задачи. Таким образом, вы предоставляете ему возможность стать ответственным за какое-либо дело

Когда вы начинаете уделять этому вопросу внимание еще с раннего возраста, ребенок знакомится с тем, что такое чувство выполненного долга. А подобный опыт полезен во многих отношениях

Дети также смогут привыкнуть к выполнению обязательной рутины, что очень пригодится им в дальнейшем.

Работа по дому подготовит ребенка к взрослой жизни, когда ему придется заботиться уже о самом себе или собственной семье. Гораздо лучше, если он будет учиться домашним обязанностям постепенно по мере его взросления, чем пытаться впихнуть в себя все эти знания непосредственно в момент, когда покинет родительский дом и начнет самостоятельную жизнь.

Как воспитать ответственность у ребенка 12–15 лет

Позвольте ему самостоятельно:

  • выбирать будущую профессию;
  • решать, во сколько вставать по утрам, чтобы успеть вовремя в школу;
  • менять или не менять свою внешность;
  • самостоятельно стирать свою одежду и белье;
  • при необходимости готовить обед для всей семьи;
  • следить за наличием отдельных продуктов, докупать их;
  • помогать в уборке всего дома;
  • планировать свои каникулы.

Ответственность появляется из мелких повседневных вопросов, которые подросток вправе решить сам — без помощи и непрошенной подсказки взрослых.

Как бы ни было сложно, ради будущего нужно дать ему эту свободу и позволить в чем-то набить свои шишки. Ведь дети, выращенные в тепличных условиях, рано или поздно все равно выйдут в самостоятельную жизнь. Но лучше, чтобы это произошло вовремя, пока ошибки еще простительны и рядом есть надежное родительское плечо.

Какие обязанности уместны в том или ином возрасте


Дел по дому очень много, поэтому легко можно найти задачу, соответствующую возрасту вашего ребенка. Например, малыши могут помогать вам собирать грязную одежду перед стиркой или самостоятельно убирать свои игрушки после игр. Чем старше становятся дети, тем с более объемными и ответственными задачами они могут справляться.

Ребенок в возрасте шести лет уже может подметать пол и убирать посуду со стола (начинать можно с пластиковых предметов, если вы боитесь, что он разобьет стеклянные). В восемь лет ему можно доверить пылесос и обязанность очищать с его помощью полы от мусора. Вы должны интуитивно понимать, с какими обязанностями ребенок уже может справляться самостоятельно, при этом вам следует забыть о своем перфекционизме. Уроки, которые дети извлекут из выполнения дел по дому, стоят нескольких пропущенных пятен на посуде или оставленных пыльных участков после уборки пылесосом.

Как правильно привить ребенку самостоятельность?

Даже взрослые люди не всегда могут похвастаться сформированной до конца самостоятельностью. Виноваты в этом 2 крайности, которые уходят корнями в детство. В одних семьях, часто обеспеченных,  ребенка освобождают от домашних дел. Все его свободное время уходит на подготовку уроков.

А в социально неблагополучных ячейках общества, наоборот, дети часто вырастают ответственными. Они сами принимают решения, обслуживают себя, учатся рассчитывать только на собственные силы. Педагоги советуют избегать радикальных методов, руководствоваться рассудком.

Перед тем как воспитать самостоятельность у ребенка, мамы и папы должны осознать: это качество заложено в человеке от рождения. Сначала малыш учится держать голову, требовать материнское присутствие криком, потом знакомится с миром через разбитые коленки и обрисованные обои. Но родители должны помочь крохе, чтобы самостоятельность укладывалась в рамки социального поведения, а не во вседозволенность.

Старшее поколение обязано взять на себя обязанности:

До 1 года больше времени проводить с малышом. На то эти золотые месяцы и называются декретными, работа подождет! Кроха при помощи мамы активно исследует окружающее пространство, узнает запах маминых духов и печеного яблока, пробует на вкус лимон и сахар, изучает на ощупь предметы. Чем интереснее действительность, которую ему разрешают постигнуть, тем больше у крохи развивается интеллект, появляется интерес и чувство самостоятельности. Сюда же относят желание самому держать ложку, пить из чашки.

К 3 – 4 годам разрешить малышу себя обслуживать

Заваривать чай и готовить блинчики любимым родителям еще рано: важно помнить о технике безопасности. Но вместе со старшими можно готовить несложные блюда, мыть за собой посуду, выбирать одежду для прогулки или похода в детский сад

Формирование самостоятельности при воспитании детей – базовое качество, которому малыши сами могут поучить родителей. Нужно чаще спрашивать у крохи совет, давать выбор из 2-3 понятий, не торопить, забыть о негативной оценке. Хвалить нужно, если малыш все сделал правильно. Если его «работа» оставляет желать другого результата, проще сказать: давай попробуем еще раз?

Подарить свой «уголок» можно к 4 – 5 годам. Ребенок должен знать, что у него есть своя зона, где игрушки лежат в ими придуманном порядке, шкафчик заставлен только его книгами, а на столе лежат любимые карандаши и краски. Убирать, сортировать и перекладывать разрешено только малышу.  Кстати, можно выделить и уголок с «ненужными» обоями, или приклеить на стену планку из моющихся материалов. Пусть ребенок пишет, рисует на них, а во время генеральной уборки приводит в порядок свой «кабинет».

Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста, в 5 – 7 лет, требует возложения на сына или дочь определенных обязанностей. Поливка домашних цветов, уход за рыбками или попугаем становятся индикаторами его готовности к «взрослости». Если птица вылетит, а цветок превратится в «засохший, безуханный», как у Пушкина, стоит указать на это ребенку. Причину такого следствия он должен найти в своем поведении.

Распорядок дня составлять лучше с родителями, постепенно сын или дочь научатся сами расписывать список дел. Обязательными пунктами станут пункты из серии «надо»: выполнение уроков, занятия в кружках или домашние уроки с бабушкой или репетитором.

Блок «хочу» тоже должен присутствовать. Это встречи с друзьями, прогулки в парке, просмотр мультфильмов и т.д. Помощь родителям и домашние обязанности тоже лучше прописать – на красивом плакате или в формате «Эксель».

Родителям тоже не помешает такое планирование недели, где в выходные дни вся семья найдет время для общего просмотра фильма в кинотеатре или для похода на пикник. Здесь старшее поколение точно найдет варианты, как воспитать в ребенке ту самую самостоятельность: во время разбивки палатки, ловли рыбы или приготовления супа.

Для каждого возраста — своя зона ответственности

Даже дошкольник может самостоятельно выбрать себе прическу или решить, что надеть на прогулку. Но без помощи мамы ему не обойтись. По-настоящему широким круг прав и обязанностей становится с началом подросткового возраста. Это время, когда ребенок начинает подготовку к взрослой жизни, становится все более ответственным и самостоятельным.

Проблемы с ответственностью в это время могут появиться, если ребенок рос в обстановке гиперконтроля и жесткой критики. Привыкнув, что абсолютно все за него решают взрослые, он не будет даже пытаться проявить самостоятельность. Другой крайностью бывает гиперопека, которая тоже по сути является формой контроля. Если родители стараются устранить все преграды и трудности на пути ребенка, у него нет ни малейших шансов сформировать ответственность.

В норме уже в 3–5 лет малыш может решать, какую одежду ему надеть (учитывая погоду и нормы приличия), какую еду выбрать из предложенной, с кем дружить. Примерно с 6 лет стоит позволить ему выбирать кружок или секцию, прическу, книги для чтения. Так постепенно формируется привычка принимать решения и отвечать за них.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: