Сензитивность развития.
Сенситивные
периоды развития
– это периоды повышенной восприимчивости
психических функций к внешним воздействиям,
особенно к воздействию обучения и
воспитания. Данные периоды ограничены
во времени, и если в сензитивный период
развитию определенного качества не
уделялось должного внимания, то потом
процесс его развития будет более долгим.
4.Кумулятивность
психического развития.
Эта
закономерность развития состоит в том,
что результаты развития предшествующего
возрастного периода включаются в
последующий, но с определенными
изменениями. Например, в процессе
развития мышления сначала развивается
наглядно-действенное, затем наглядно-образное
и наконец словесно-логическое мышление.
Такой процесс свидетельствует о
качественном преобразовании психического
развития.
5.Дивергентность
– конвергентность. Это
две противоречивые, но взаимосвязанные
тенденции. Дивергентность заключается
в повышении разнообразия в процессе
психического развития, конвергентность
– в усилении избирательности.
6. Закон
метаморфозы.
Детское развитие есть цепь качественных
преобразований: растущий ребенок имеет
психику, качественно отличающуюся от
взрослой.
7. Закон
развития высших психических функций.
Уже в детстве, по
мнению Выготского, начинают складываться
собственно-человеческая психика
Что значит «развитие»
Слово «развитие» обозначает довольно объемное понятие. Это:
- движение от низшего к высшему;
- переход от одного качественного состояния к более совершенному;
- поступательное движение от старого к новому.
То есть развитие — это процесс закономерный, неизбежный, обозначает прогрессивные изменения чего-либо. Наука считает, что развитие происходит на почве возникающих противоречий между новыми и устаревающими формами, способами существования чего-либо.
Синонимом слова «развитие» является слово «прогресс». Оба эти слова обозначают успех в чем-либо, достигнутый по сравнению с прошлым.
Противоположное значение имеет слово «регресс» — это движение назад, возвращение от достигнутого высокого уровня к прежнему, более низкому, то есть это упадок в развитии.
Все маленькие дети…
.. .требуют к себе внимания и не терпят, когда на них не обращают внимания! Некоторые из них будут ныть до тех пор, пока родители 25 часов в сутки и 8 дней в неделю не будут всецело посвящать лишь заботе о них. …с неохотой расстаются с родителями. В первые три года жизни маленький ребенок предпочитает играть только возле матери и не любит терять ее надолго из виду. В большинстве случаев у детей возникают временные проблемы с незнакомой няней. Такой момент, как запирание ребенка в комнате или расставание с мамой на время ее похода по магазинам, причиняет ему большую психическую травму. …в большинстве своем чрезвычайно шумные и неусидчивые, отличаются отсутствием здравого смысла и чувства опасности. Они импульсивны и непредсказуемы, что может быть характерно и для вполне разумного ребенка. Все маленькие дети нуждаются в родительской защите! .. .проявляют неуважение к чужой собственности. Их пухленькие ручки как магнитом тянет ко всему, что они видят. Вазы разбиваются, а в шкафах «наводится порядок». Эти десять активных маленьких пальчиков обладают изумительной способностью все разбивать и оставлять липкие следы на всем, до чего они дотрагивались. .. .в основном упрямы и своевольны; некоторые очень агрессивны, другие могут и послушаться. …не понимают, какой ужасный беспорядок они устраивают. Малыш, который настолько аккуратен, что даже сам собирает свои игрушки, скорее исключение, чем правило. .. .некоторые из них пассивны, несамостоятельны и вполне довольны, когда их балуют и ими руководят. .. .являются страстными «скалолазами». В раннем возрасте они организовывают экспедицию по подъему на вершину дивана и, справившись с этой задачей, принимаются покорять полки, столы и все, что оказывается рядом. Другие дети более благоразумны и проявляют естественный страх перед падениями. …хорошо едят, хотя и не ту пищу, о которой заботливые родители читали в справочных пособиях. Одни поглощают пищу с крайней серьезностью, не отрывая глаз от тарелки, пока с ее дна почти полностью не соскребут вилкой рисунок. Для других еда представляется интересной и забавной игрой, что доставляет массу огорчений родителям, твердо решивших приучить своего ребенка к идеально сбалансированному питанию с самых первых дней. …быстро справляются с едой, как правило, в возрасте одного года. Одни едят однообразную пищу, другие же едят все, что попадается на глаза. Некоторые предпочитают питаться по часам, а некоторые любят перекусывать. .. .некоторые продолжают спать днем вплоть до трех лет. Остальные отказываются делать это уже в 1,5 года, и никакие старания родителей не могут вернуть дневной сон. Большинство малышей ложится спать около восьми часов вечера, однако есть и такие, которые утихомириваются только к полуночи. Одни с трудом просыпаются по утрам, не желая вставать с кровати; другие просыпаются неумолимо рано и будят весь дом. …испытывают страхи. Собаки, громкие звуки, новая обстановка и незнакомые объекты причиняют страх в большинстве случаев. …проявляют массу привычек, действующих на нервы родителей. …демонстрируют поведение, резко меняющееся изо дня в день. Некоторые родители утверждают, что иногда их дети ведут себя, как шизофреники, так как их поведение совершенно невозможно контролировать. Черные дни обычно списывают на режущиеся зубы, недостаток сна или на то, что ребенок «съел что-то не то». Такие оправдания можно принять, однако родителям никогда не приходит в голову, что у взрослых тоже случаются хорошие и плохие дни, но они не винят в этом режущиеся у них зубы. Даже профессиональные наездники позволяют своим подопечным скакунам иногда отдыхать от скачек.
Т. Л. Чернова
3.Отечественная теория психического развития
Современные представления о соотношении биологического и социального,
принятые в отечественной психологии, в основном, базируются на положениях
Л.С. Выготского.
Л.С. Выготский подчеркивал единство наследственных и социальных моментов
в процессе развития. Наследственность присутствует в развитии всех психических
функций ребенка, но имеет как бы разный удельный вес. Элементарные функции
(начиная с ощущений и восприятия) больше обусловлены наследственно,
чем высшие (произвольная память, логическое мышление, речь).
Выготский сформулировал ЗАКОНЫ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ:
1) детское развития имеет сложную организацию во времени: ритм развития
не совпадает с ритмом времени. Ритм развития меняется в разные возрастные
периоды;
2) неравномерность (в развитии ребенка стабильные периоды сменяются
критическими периодами);
3) сензитивность (в развитии ребенка есть наиболее чувствительные периоды,
когда психика способна воспринимать внешние воздействия; 1-3 г — речь,
дошкольник — память, 3-4 г — исправление дефектов речи);
4) компенсация (проявляется в способности психики компенсировать недостаток
одних функций за счет развития других; например у слепых людей обостряются
другие качества — слух, тактильные ощущения, обоняние)
Выготский выделил 2 уровня (зоны) психического развития:
1) Зона актуального развития (ЗАР) — те ЗУН, действия,
которые есть в психике ребенка на сегодняшний день; то, что ребенок
может делать самостоятельно.
2) Зона ближайшего развития (ЗБР) — задачи, которые сегодня
ребенок может выполнить при помощи взрослого, а завтра — самостоятельно.
Маркова выделяла третий уровень развития — уровень саморазвития (самообучаемость).ОБУЧЕНИЕ должно опираться
на ЗБР. Обучение, по Л.С. Выготскому, ведет за собой развитие «тянет»
его за собой. Но оно не должно, в то же время, отрываться от развития
ребенка. Значительный отрыв, искусственное забегание вперед без учета
возможностей ребенка приведет в лучшем случае к натаскиванию, но не
будет иметь развивающего эффекта.
Проблема движущих сил психического развития в отечественной психологии
Определение 2
Движущие силы – это факторы, определяющие поступательное развитие ребенка и являющиеся его причинами.
К ним, прежде всего, относятся потребности ребенка, его мотивация, внешние стимулы общения и деятельности, а также те цели и задачи, которые ставят взрослые в воспитании и обучении.
Каждый ребенок развивается в определенных условиях, его окружают те или иные предметы материальной и духовной культуры, конкретные люди с их взаимоотношениями – всё это составляющие условия психического развития.
Рисунок 1. Движущие силы психического развития ребенка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Таким образом, к условиям развития относятся внешние и внутренние постоянно действующие факторы. Они направляют ход развития, формируют динамику и определяют конечные результаты.
Условия оказывают влияние на психическое развитие ребенка и на его индивидуальные особенности.
Психологическое пространство с элементами определенного качества является областью психического развития – это психофизическая область, психосоциальная, когнитивная.
К биологическим факторам относятся наследственные и врожденные свойства организма. Организм человека обладает свойством в ряду поколений повторять сходные типы обмена веществ и в целом индивидуального развития – это наследственность. Ребенок, прежде всего, по наследству получает человеческие особенности строения нервной системы, органов чувств, головного мозга. Врожденность – это тоже биологический фактор. Однако не всё то, с чем ребенок рождается, является наследственным.
Таким образом, рождение ребенка с присущими ему человеческими особенностями строения, определяет биологический фактор, хотя при рождении люди имеют биологические различия. Однако нормальный ребенок способен обучиться всему, его биологические особенности являются природной основой.
Сущностью являются социально-значимые факторы – это социальная среда, обучение, воспитание, социализация. Социальная среда – это общественная ситуация, окружающая человека, материальные и духовные условия, необходимые для его существования.
На развитие психики ребенка свое влияние оказывает и природная среда – это климатические и природные условия, хотя их влияние косвенное.
Для психического развития ребенка важна его жизнь в обществе людей. Что касается воспитания и обучения, то они рассматриваются как целенаправленный процесс, при котором социальные институты оказывают свое влияние и через них ребенок усваивает нормы и правила общества.
Если рассматривать воспитание и обучение как спонтанный процесс, тогда ребенок усваивает эти нормы через наблюдение за межличностными отношениями окружающих его людей. Оба эти понятия нельзя отделить от понятия «социализация», через которую происходит усвоение всех установок, обычаев, мнений, жизненных ценностей, ролей и ожиданий, принятых в конкретной социальной группе.
Психологи сегодня ищут ответ о соотношении биологического и социального в развитии, что предопределяет процесс развития ребенка наследственность или окружающая среда.Поиск ответа привел к теории конвергенции этих факторов. Основоположником данной теории стал В. Штерн, который считал, что оба фактора в равной мере отвечают за психическое развитие.
Замечание 2
Таким образом, психическое развитие по В. Штерну, является результатом конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни ребенка.
Возникновение факторного подхода
Уже в ХХ веке было собрано достаточное количество фактов, которые в дальнейшем поддались конвергенции. Они говорят о том, что наследственность оказывает большое влияние на развитие ребенка. Помимо этого ученым удалось выяснить, что на становление человека с малых лет влияет и среда обитания. Вильям Штерн является основоположником теории двух факторов, согласно которой психическое развитие чада является результатом наследственности и условий внешней среды.
Согласно Штерну, развитие обусловлено Х единицей наследственности, а также Y единицей среды. Психолог Анна Анастази считала, что поведенческие особенности зависят одновременно от наследства и от средовых факторов. В связи с этим необходимо было выявить, какой процент наследственных и какой процент средовых факторов способствуют индивидуальному развитию поведения ребенка.
Чтобы лучше понять суть теории, можно рассмотреть пример на растениях. Из зерна, которое было помещено в почву, может вырасти как пшеница, так и совершенно другое растение, что можно отнести к наследственности. Однако если это зерно окажется в неблагоприятных условиях, оно не сможет прорасти. Таким образом, наследственный фактор предопределяет, что именно вырастет из этого зерна, а от среды зависит реализация плана. По мнению Штерна, именно наследственность является основным фактором в развитии, а среда выступает индикатором, проявляющим определенные свойства.
Основные положения теории Штерна
В первом положении Штерн обозначил наличие нескольких врожденных целей, которые подразумевают потребность и механизма, способного эту потребность удовлетворить. Первой целью является самосохранение, а второй — желание саморазвиваться в физическом и духовном плане. Это желание приводит к возникновению новых способностей, а самосохранение помогает достичь развития.
Второе положение говорит о развитии способностей. Согласно Штерну, у человека есть способности и задатки. Если задатки являются наследственным фактором, то способности всегда зависят от задатков человека. Окружающая среда может влиять на развитие задатков, способствуя их торможению или проявлению.
Психическое развитие принадлежит к третьему положению, в котором говорится о темпах, определяющих наследственность. При этом указывается, что внешняя среда особо не изменяет его. Однако если родители не будут уделять ребенку достаточно внимания, то это может привести к торможению развития и неполному раскрытию способностей.
В четвертом положении говорится о том, что стадии развития полностью предопределены унаследованными факторами. Так, например, дошкольник любит играть и слушать сказки независимо от того, какая у него культура и в какую историческую эпоху он растет.
Согласно теории Штерна, наследственность является основным фактором в развитии, а среда может лишь способствовать проявлению каких-либо задатков
Таким образом, можно сделать вывод, что наследственность оказывает большее внимание на становление личности. Научиться понимать лучше собственные эмоции, эмоции собственного ребенка поможет курс «Эмоциональный интеллект»
Первый урок бесплатно!
ТЕМА 2. Движущие силы и источники психического развития
1. Оральная стадия (0– 1: 5) эротическое влечение связано с пищевой функцией, с удовлетворением потребности в пище, эрогенная зона – рот, губы, язык. Фазы: а) орально-инкорпоративная фаза (0: 1– 0: 6 месяцев) характеризуется аутоэротизмом (отсутствием нужды во внешних объектах для удовлетворения сексуального влечения) и глобальным нарциссизмом, т. е. полной обращенностью либидо ребенка на самого себя. Ребенок не отделяет себя от матери. Доминирует принцип удовольствия. Процессы инкорпорации (питания) представляют собой прообраз или модель процессов: интроекции (вкладывание, перенос из вне во внутрь, интериоризация как преобразование внешнего во внутреннее) и идентификации. б) орально-садистическая фаза (0: 6– 0: 12) характеризуется началом отлучения ребенка от груди, увеличиваются интервалы между кормлениями, матерью осуществляется регуляция пищевого поведения ребенка, навязывая нормы и препятствуя получению наслаждения: 1) ребенок уже не получает беспрепятственного удовольствия, впервые сталкиваясь с принципом реальности; 2) мать начинает оставлять ребенка одного. Оральный характер: 1 а) оральный оптимизм – доверчивость, часто чрезмерная, когда человек – потенциальная жертва обмана; беззаботность, безответственность, уверенность в том, что всегда найдется «добрый дядя» , который решит все проблемы. 1 б) орального пессимизма – враждебности, недоверия, жадности, неудовлетворенности, требовательности. 2. Анальная стадия (1 -3 года): эрогенная зона – анус, ребенок начинает получать удовольствие от процесса смены напряжения облегчением, связанным с выделительной функцией. Однако на пути получения удовольствия встает социальный барьер. Впервые в жизни ребенка возникает долженствование как задача управления жизненными функциями. Психологическое значение этого события в том, что ребенок впервые становится объектом и субъектом социальных требований. На анальной стадии ребенок впервые соотносит два принципа: удовольствия и реальности. «Эго» приобретает функцию регуляции отношений ребенка с внешним миром. Возникает тестирование реальности в форме изучения возможностей удовлетворения своего желания. Фазы: а) анально-садистическая фаза (1 -1: 5) характеризуется противостоянием ребенка и взрослого. Ребенок получает удовольствие от напряжения и боли, что может способствовать развитию садомазохистских наклонностей, и от сопротивления взрослому. б) анально-ретентивная (удержание) фаза (1: 5 -3) характеризуется тем, что ребенок начинает произвольно регулировать свои функции, приобретая контроль над окружением в форме удержания – отпускания. Анальный характер: 2 а) анально-удерживающий (упрямство, упорство, бережливость, склонность к накопительству, экономность, коллекционирование); 2 б) анально-выталкивающий (тенденция к противостоянию, упрямство, негативизм). Психодинамическая теория Зигмунда Фрейда
Проблема условий и движущих сил в развитии ребенка в зарубежной психологии
Зарубежные психологи в развитии ребенка выделяют генетический, социальный факторы и обстоятельства жизни.
Представители биогенетического направления считают, что развитие идет по законам биологического созревания организма, где генетические предпосылки являются определяющими, а такие факторы как воспитание и обучение они считают внешними факторами, которые могут или ускорить или затормозить процесс выявления природных психических качеств. Сторонниками этого направления являются В. Прейер, К. Бюллер, С. Холл.
Представителями социогенетического направления являются Э. Дюркгейм, Г. Тард, П. Жане, считающие, что психическое развитие является результатом влияния общества и социальной среды. В человеке, по их мнению, главным является опыт, зависящий от социальной среды.
В зарубежной психологии выделяется эпигенетическое направление, представители которого считают, что психическое развитие является результатом влияния и генетического и социального факторов.
Впервые о значении этих факторов говорил В. Штерн, предложивший принцип конвергенции, т.е. соединение социальной и биологической линий развития. Только здоровый взрослый человек, считал Э. Эриксон, может удовлетворять свои способности в личностном развитии и отвечать требованиям общества.
Развитие будет продуктивным в том случае, если развивающиеся в человеке качества усиливают его чувство самоидентичности. Если чувство самоидентичности ослабляется, значит, развитие деструктивно.
Что касается концепции Пиаже, то он исходит из активности детей, значительная часть которой приходится на игры, рассматриваемые ученым как необходимый компонент работы ребенка по исследованию окружающих объектов. Это значит, что навыки мыслительной деятельности приобретаются естественным образом.
В своем умственном развитии, считает Пиаже, человек проходит четыре периода:
- чувственно-двигательный (с момента рождения до 2-х лет);
- дооператорный (от 2 до 7-ми лет);
- период конкретного мышления (от 7 до 11-ти лет);
- период формального логическо-абстрактного мышления (от 11 до 18 и далее лет).
Каждый ребенок с некоторыми индивидуальными различиями, проходит все эти периоды.
Концепция Валлона предполагает, что природа человека социальна уже изначально – не родившийся ещё ребенок уже несет в себе социальное начало, поэтому общество является для него органической реальностью.
По мнению Рубинштейна, воспитание и обучение не надстраиваются только над ним, а включаются в самый процесс развития. Являясь главнейшими формами организации активности, обучение и воспитание строятся с учетом наследственных данных, задатков, с учетом достигнутого уровня психического развития.
Проблема движущих сил, условий и источников психического развития в зарубежной психологии
Движущие силы психического развития — это факторы, которые определяют поступательное развитие ребенка, являются его причинами, содержат энергию, стимулируют источники развития, направляют его в нужное русло. Условия — это те внутренние и внешние, постоянно действующие факторы, которые, хотя и не являются движущими силами развития, тем не менее, влияют на него, направляют ход развития, формируют его динамику и определяют конечные результаты.
Отличительной особенностью зарубежных подходов к драйверам развития является анализ на основе небольшого количества факторов развития в рамках базового теоретического подхода, при этом другие факторы развития не рассматриваются или рассматриваются как следствие основных факторов. Сложные концепции или теории онтогенеза, выходящие за рамки базовой концепции, практически не существуют.
Наиболее ярким примером таких теорий является конструктивный подход к пониманию психического развития ребенка в концепции интеллектуального развития Ж. Пиаже, который основан на клиническом методе изучения содержания и формы мышления ребенка. На основе своей теории Ж. Пиаже определил стадии интеллектуального развития ребенка и ввел понятия «эгоцентрический язык» и «эгоцентрическое мышление». Теория Ж.Пиаже подверглась теоретической и экспериментальной критике в зарубежной и отечественной психологии (Дж.Брунер, М.Дональдсон, Д.Б.Эльконин, П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец, Л.Ф.Обухова).
Второй особенностью зарубежных концепций является также то, что зарубежные теории учитывают, прежде всего, развитие личности, в то время как отечественные психологи исходят из акцента на социальном (культурно-историческом) в противовес индивидуальному.
Первый достаточно хорошо прослеживается в теориях биогенетического подхода к закономерностям психического развития ребенка в работах Ст. Холла (см. концепцию рекапитуляции вопрос 6), который в свое время критиковали Л.С. Выготский и С.Л. Рубинштейн.
Большую роль у зарубежных авторов играет проблема понимания биологического и экспериментального обучения как движущей силы психического развития. Первая группа теорий включает в себя:
- Теория преформизма, рассматривающая биологическое созревание как процесс, определяющий последовательность и содержание стадий развития;
- K. Теория трех стадий Бюлера в рамках гуманистической психологии;
- теории нормативного подхода к развитию психики ребенка: закон затухания темпов психического развития (А.Гезелл, А.Бине, Л.Термен);
- современные варианты теорий биологического созревания (Н. Хомский, Д. Хебб).
Роль обучения в психическом развитии рассматривается в зарубежной психологии как процесс адаптации организма к среде; теории второй группы включают:
- классический ассоциативизм (Д. Локк, Д. Гартли) о роли среды и опыта в развитии и теория «чистого листа»;
- Теории бихевиоризма и необихевиоризма (Д. Уотсон, Э. Торндайк, К. Халл, Б. Скиннер), рассматривающие законы обучения и развития и роль среды;
- Теории социального обучения (Н. Миллер, Д. Доллард, Р. Сирс, А. Бандура, Р. Уолтерс, Д. Гевиртц, В. Бронфенбреннер).
Отдельно от основных теорий следует рассмотреть проблему движущих сил психологического развития ребенка в психоанализе (З. Фрейд) и его этапы психосексуального развития, неофрейдистскую концепцию психоанализа детства (М. Кляйн, А. Фрейд, Д. Винникотт, М. Малер) и стадийную теорию психосоциального развития в эпигенетической концепции Э. Эриксона.
Наиболее близкими к позиции отечественных психологов в определении движущих сил развития ребенка в зарубежной психологии являются представители социокультурного подхода в изучении развития ребенка (У. Бронфенбреннер, П. Балтес); среди них — концепция психического развития ребенка А. Валлона.