Личный пример
Любое обучение или воспитание начинается с общения. Чем больше вы будете говорить с ребенком, тем лучше. Рассказывайте малышу о своих друзьях детства, как и где вы познакомились, во что вы играли, чем любили заниматься. Покажите ребенку, что дружить — это здорово!
Если в вашей семье всегда рады гостям. К маме часто приходят подруги, посидеть за чашечкой чая. Папа, традиционно, раз в месяц отправляется с друзьями на рыбалку. И вы, с удовольствием, вместе с семьей и друзьями проводите уик-энд. Малыш, как правило, в этом случае будет активно идти на контакт с людьми, не испытывая при этом сложностей и не удобств.
Когда гости для семьи – большая редкость. У мамы, из-за сильной занятости, подруги перевелись. Папа, в силу чрезмерной профессиональной конкуренции, ограничил себя в общении с друзьями и приятелями. Не стоит ждать от ребенка виртуозного умения общаться, а тем более дружить.
Fotolia
Помните, если ваш непоседа молниеносно знакомиться, и вы затрудняетесь вспомнить по именам тех, кого он называет друзьями. Не спешите критиковать кроху и, уж тем более его друзей
Для маленьких детей очень важно, как мама относится к его друзьям. Выражайте положительные эмоции по отношению к ним. Почаще заводите разговор о коллегах по песочнице и товарищах по спортивной секции
Ребенок должен иметь возможность приглашать друзей домой
Почаще заводите разговор о коллегах по песочнице и товарищах по спортивной секции. Ребенок должен иметь возможность приглашать друзей домой.
Уважайте выбор малыша, его решения, учите быть самостоятельным. Это укрепит его уверенность в себе, в своих силах и поможет ребенку обходиться без проблем в общении. Даже, если кто-то откажется с ним дружить, он достаточно легко найдет себе место в другой компании.
Если ребенку не интересны сверстники
Некоторым детям нравится играть в одиночку, и их не следует заставлять проводить все время с другими. Но, возможно, ребенок очень взрослый для своего возраста. Тогда может случиться так, что с ровесниками он имеет мало общего из-за других интересов. В этом случае стоит попробовать связаться с детьми старшего возраста. Может случиться так, что они чувствуют себя более комфортно в роли защитника и «учителя» младшего ребенка – тогда нужно поискать друга помладше.
Кроме того, родители не должны недооценивать роль своего образца для подражания, потому что: у общительных мам и пап растут дети с широким кругозором.
Можно делать следующее:
Показать ребенку, что дружба ценна
Для этого можно самостоятельно поддерживать много контактов с друзьями и родственниками. Тогда ребенок должен понять, что общение – это удовольствие, а не неприятность. Если мама закатывает глаза, когда звонит подруга, она посылаете двойное сообщение, которое её ребенок еще не может понять. Все, что он понимает, это то, что кто-то действует маме на нервы.
Регулярно приглашать друзей и попробовать себя в роли ведущего
Если у ребенка есть товарищи по играм, родитель, как хороший хозяин, должны выказывать им столько же внимания, сколько и одному из своих друзей. Детям понравится, если родители друга будут относиться к ним вежливо и приготовят напитки, лёгкий перекус или наполнят детский бассейн специально по этому случаю. Но затем следует снова отойти в сторону и оставить детей наедине.
Интересоваться друзьями ребенка, не задавая вопросов
Если ребенок играл с другим у него в гостях, можно аккуратно выяснить, как они провели время, не нападая на него. Вечернее время во время укладывания, когда малыш может рассказать о своих повседневных переживаниях перед сном, особенно подходит для таких разговоров. Таким образом, у ребенка разовьется чувство, что о дружбе стоит говорить.
Вот как родители могут поддержать своего ребенка с начальными трудностями
Сначала дать ребенку время и спокойно подождать. Дети обычно сами узнают, как лучше всего общаться с другими. Тот факт, что некоторые дети сначала долго смотрят, прежде чем осмелятся сделать первые шаги, не должен сразу беспокоить взрослых. Предложения с благими намерениями, такие как «А теперь иди и спроси, можешь ли ты с ним поиграть!» иногда имеют противоположный эффект, потому что так ребенок осознает, что он не оправдывает родительских ожиданий от установления контакта.
Если ребенок очень застенчив, не стоит перегружать его сразу компанией сразу нескольких детей. Тогда лучше создавать ситуации, в которых он играет вместе только с одним другом. Можно пригласить в свой дом возможного товарища по играм, к которому ребенок проявил интерес или с которым, по родительскому мнению, он сможет ладить (например, драг имеет те же интересы).
Как «хозяин детской» ребенок имеет явное преимущество дома и будет чувствовать себя в большей безопасности. Однако, если есть опасения, что малыш будет защищать свои игрушки и не захочет делиться, лучше вместе навестить друга. Пока родители разговаривают с его мамой и папой в гостиной, дети могут исчезнуть в детской одни (чужие игрушки часто имеют почти «волшебное» притяжение). Но для первоначального контакта имеет смысл выбрать детей одного с ребёнком возраста.
Родители должны поощрять игровые способности своих потомков. В дошкольном возрасте друзья в основном определяются игрой (поэтому дети с хорошими игровыми идеями быстро становятся популярными). Реально развить у ребенка фантазийные способности, играя с ним самостоятельно. Необязательно сидеть в детской часами. Идеи и предложения для веселых игр, в которые ребенок может поиграть один или позже с другом, можно легко найти в интернете.
Найти друзей: пусть ребенок сам выбирает
Некоторые родители признают это открыто: им бы хотелось видеть конкретных детей друзьями своего ребёнка, в то время как они надеются, что других он будет избегать.
Не хочется, чтобы малыш дружил с кем-то, кто ругается или за очень короткое время погружает каждую детскую комнату в хаос.
Нужно учиться как можно более свободно смотреть на друзей ребенка его глазами. Что ему так нравится в этом друге? Может быть, этот маленький неряха фонтанирует отличными игровыми идеями, а его беззаботность сказывается на другом, может быть, более серьезном и застенчивом ребенке?
«Хороший мальчик», которого родители хотели бы видеть в своём доме, потому что он всегда так вежливо здоровается, послушно себя ведёт и аккуратно снимает уличную обувь у входной двери, может быть слишком спокойным для их сына или дочки. С ним может быть не интересно играть.
Родителям порой трудно не мешать детям выбирать друзей. Нужно избавиться от мысли, что взрослые лучше всех знают, какие друзья хороши для их ребенка, а какие нет. Пока нет тревожных признаков – например, насилия, подавления других, требующих немедленного и недвусмысленного вмешательства, следует в основном воздерживаться от комментариев. Дети должны сами решать, кто им нравится, с кем они хотят играть, а с кем нет, исходя из собственных симпатий. Это единственный способ развить свои социальные навыки и научиться строить надежные детские дружеские отношения.
Конечно, родители могут относиться к одному другу с большим энтузиазмом, чем к другому – это их право. Но комментарии лучше придержать. Негативные высказывания о семье друга тоже должны быть табу, ведь даже мелочи ребенок мог рассматривать это как оскорбление своего товарища по играм.
Возможно, родителям придётся проявить терпимость, если новый друг ребенка имеет другое социальное происхождение, религию, нацию или культуру. Дети часто справляются с этим совершенно естественно и беспристрастно. Не стоит воспринимать такую дружбу как угрозу, а скорее как духовную обогащение. Ведь малыш может получить большую пользу от такого друга, так же как он или она могут многому научиться у него.
Как подружиться с одноклассниками?
Если у вашего чада есть какие-то проблемы (он заикается, принимает лекарство по времени), надо в обязательном порядке дать знать об этом педагогу. Наличие различных заболеваний может послужить поводом насмешек со стороны одноклассников.
Нужно постараться сделать так, чтобы ребенок соответствовал общим требованиям, установленным в школе. Если на урок физкультуры надо приходить в шортах черного цвета, то не стоит покупать малышу красные
Если учитель и не обратит на это внимание, то одноклассники будут дразнить малыша.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: почему ребенку нравится черный цвет: что говорит психология?
Однако не стоит исполнять все капризы ребенка – например, если он просит купить такую куртку «как у Гриши из 5 “А” класса».
Памятка родителям:
- Посоветовать малышу вести себя иначе. При сложившемся стереотипе любой поступок можно предугадать. Когда ребенок в обычной ситуации поведет себя неожиданно, то сможет удивить своих одноклассников и тем самым приблизиться к решению возникшей проблемы.
- Предоставить ребенку возможность общения с одноклассниками за пределами школы. Можно пригласить их в гости, устроить праздник. Постарайтесь привлечь малыша к школьным мероприятиям и поездкам. Не торопитесь сразу по окончанию уроков забирать чадо домой. Так вы лишите его возможности подружиться со сверстниками.
- Не стоит лично “разбираться” с одноклассниками, которые обижают вашего ребенка. Будет лучше, если вы расскажите об этом классному руководителю и психологу. Не следует сразу же вставать на защиту малыша, если у него возник конфликт с одноклассниками. Пусть подросток переживет все стадии конфликта – так он научится самостоятельно справляться с подобными проблемами. Однако если вы видите, что малышу не обойтись без вашей помощи, не оставайтесь в стороне. К таким ситуациям можно отнести постоянные издевательства и травлю ребенка со стороны сверстников.
ИНТЕРЕСНО: когда младенцы при нормальном развитии начинают улыбаться?
Родителям важно воспитать ребенка дружным
Следует обращать внимание, как малыш общается с окружающими. Если он делает это неправильно, надо объяснить крохе, какие ошибке он допускает
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что делать, когда ребенок ворует деньги у родителей?
друзей(приятелей) много, да друга нет
Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук. . М. И. Михельсон . 1896—1912 .
Смотреть что такое «друзей(приятелей) много, да друга нет» в других словарях:
Друзей-то много, да друга нет. — Друзей то (приятелей) много, да друга нет. См. ДРУГ НЕДРУГ … В.И. Даль. Пословицы русского народа
приятелей много, да друга нет — друзей (приятелей) много, да друга нет Ср. Rien n est plus commun que ce nom (d ami), Rien n est plus rare que la chose. La Fontaine. Parole de Socrate. 4, 17. Ср. Vulgare amici nomen, sed rara est fides. Ср. ώ φίλοι, ουδεις φίλος. О друзья,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
ДРУГ — НЕДРУГ — Счет дружбы не портит. Счет дружбе не помеха. Чаще счет, дольше (крепче) дружба. Стал бы кормить и волка, коли б траву ел. Враг хочет голову снять, а Бог и волоса не дает. Друг другу терем ставит, а недруг недругу гроб ладит. Полюбил его, как… … В.И. Даль. Пословицы русского народа
ДРУГ — и другой, ·в·знач. такой же, равный, другой я, другой ты; ближний, всякий человек другому. Не пожелай другу, чего себе не желаешь. Любите друг друга, снисходите друг другу или друг ко другу, один другого или к другому. Друг по друге, а Бог по… … Толковый словарь Даля
Пушкин, Александр Сергеевич — — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца «из… … Большая биографическая энциклопедия
Державин, Гавриил Романович — — знаменитый поэт, государственный человек и общественный деятель второй половины прошлого и первой четверти нынешнего столетия (р. 3 июля 1743, ум. 8 июля 1816). Предок его, татарский мурза Багрим, в ХV столетии, в княжение Василия… … Большая биографическая энциклопедия
Достоевский, Федор Михайлови — писатель, родился 30 октября 1821 г. в Москве, умер 29 января 1881 г., в Петербурге. Отец его, Михаил Андреевич, женатый на дочери купца, Марье Федоровне Нечаевой, занимал место штаб лекаря в Мариинской больнице для бедных. Занятый в больнице и… … Большая биографическая энциклопедия
Лопухин, Иван Владимирович — родился 24 февраля 1756 года, в селе Воскресенском (Ретяжи тож), Кромского уезда Орловской губернии. Имение это приобрел отец Л., Владимир Иванович (1703 1797 гг.), в царствование имп. Анны Иоанновны на деньги, вырученные от продажи изумрудов,… … Большая биографическая энциклопедия
Белинский, Виссарион Григорьевич — — родился 30 мая 1811 года в недавно присоединенном к России Свеаборге, где его отец, Григорий Никифорович, служил младшим лекарем флотского экипажа. Фамилию свою Григорий Никифорович получил при поступлении в семинарию от своего учебного… … Большая биографическая энциклопедия
Островский, Александр Николаевич — драматический писатель, начальник репертуара Императорского Московского театра и директор Московского театрального училища. А. Н. Островский родился в Москве 31 го января 1823 г. Отец его, Николай Федорович, происходил из духовного звания, и по… … Большая биографическая энциклопедия
Почему так важно ребёнку уметь знакомиться.
Детство – нелегкая пора для многих детей, когда дело касается знакомства. Если ребёнок умеет заводить знакомства, ему значительно легче не только в своем возрасте, но и в дальнейшем. Новый знакомые могут помочь, стать друзьями или быть просто отличными людьми, с которыми хочется поговорить. Дети часто чувствуют себя подавлено и расстроено, потому что с ними никто не дружит или не общается. Но чаще всего причина в том, что ребенок своим неумением заводить знакомства отталкивает других детей от себя. Родителям стоит научить ребенка заводить знакомства правильно. Это поможет, если в школе придется столкнуться с хулиганами: знакомые всегда заступятся за вашего ребёнка и смогут дать отпор хулигану.
Что же нужно делать, чтобы стать настоящим другом для своих детей?
- Поддержка.
На этапе взросления, когда дети еще не могут адекватно оценивать различные ситуации и поступки, им нужна ваша поддержка и точка зрения. Например, если вашу дочку или сына кто-то толкнул, не надо отмахиваться словами: «Ты сам виноват» или «Ты сама виновата». Разберитесь в ситуации и объясните, что другой ребенок поступил не правильно, возможно он не знает хороших манер и не умеет себя вести. В следующий раз, вспомнив ваши слова, ребенок не будет обижаться на такие мелочи.
Если ваш малыш сам виноват в ситуации, к примеру, гуляя по парку, он случайно залез в клумбу и вытоптал цветы, не ругайте строго. Скорее всего, он сам не понял еще, что поступил плохо и это не очень красиво выглядит в глазах окружающих. Расскажите ему о том, как расстроятся сотрудники парка. Ведь они каждый день стараются поддерживать красоту для нас и тратят очень много сил и времени, высаживая цветы и ухаживая за ними. Малыш запомнит это и не будет больше так делать.
Так же не стоит сильно ругать сына, если он, например, упал и громко плачет на глазах у прохожих. Он конечно будущий мужчина, но прежде всего он ребенок. Лучше поддержите его смешной историей из своего детства о ваших неудачных падениях и расскажите, что в этом нет ничего страшного.
- Научитесь слышать и слушать.
Как ни странно, но уметь выслушивать детей и просто слышать – это два разных понятия. Вы можете часами сидеть рядом со своим чадом и слушать, что он вам говорит, но так и не понять о чем шла речь. Старайтесь интересоваться и вслушиваться в рассказ своего ребенка, задавать вопросы. Так ребенок будет понимать, что к нему прислушиваются, им интересуются, и будет более уверенным в себе. Даже если у вас не очень много времени старайтесь выслушать своего ребенка до конца
Возможно, он хочет поделиться какой-то важной информацией с вами. Особенно важной для него, потому что время, которое вы уделите ребенку для него очень ценно
- Советуйтесь с ребенком.
Чтобы, окончательно завоевать доверие и уважение своего дитя, очень важно показать как его мнение важно для вас. Спрашивая совет даже по незначительным вопросам, вы даете ребенку уверенность в своей значимости. Он понимает, что к нему прислушиваются и считаются с его мнением
Например, посоветуйтесь, что приготовить на ужин или как бы он хотел провести ближайшие выходные
Он понимает, что к нему прислушиваются и считаются с его мнением. Например, посоветуйтесь, что приготовить на ужин или как бы он хотел провести ближайшие выходные.
- Все делайте вместе.
Что любят делать лучшие друзья? Да все что угодно, лишь бы вместе! Если вы ограничены во времени и у вас нет лишнего часа, чтобы поиграть с ребенком или придумывать развивающие занятия, просто пусть он делает, то же что и вы.
Например, идя на кухню готовить обед, возьмите его с собой. Так у вас появится дополнительное время для общения, а малыш сможет научиться чему-то новому. Даже банальный просмотр мультиков или кино вместе с родителями, для детей приносит неимоверную радость и счастье.
- Всегда сдерживайте обещания.
Помимо того, что вы хотите стать настоящим другом своему ребенку, не забывайте о том, что вы все-таки мама. И дабы не подрывать родительский авторитет старайтесь всегда сдерживать свое слово. Например, обещая ребенку, что вы поедете на День Рождение в парк аттракционов сделайте все возможное, чтобы так и было. А лучше сразу не давать обещание, которое на ваш взгляд трудновыполнимо. Ведь горечь и обида от того, что вы не сдержали обещание, даже по веской причине, запомнится ребенку очень надолго, и он перестанет доверять вашим словам.
Быть родителем и одновременно совмещать дружбу с ребенком под силу не каждому. Как сохранить доверительные отношения и оставаться при этом строгим родителем, смотрите видео
А самое главное всегда относитесь с уважением к своим детям, проявляйте терпение, старайтесь как можно больше разговаривать с ними и обсуждать вместе различные темы. Тогда у вас появится лучший друг, настоящий помощник и любящий, заботливый ребенок в одном лице.
Если друг подает плохой пример
Причин, по которым не нравятся друзья ребенка, может быть множество. Пожалуй, самая распространенная — связана с опасениями, что сверстники научат дорогую деточку чему-то плохому. Эти страхи нередко взращивают воспитатели и учителя: «Ваш сын все глупости за Ивановым повторяет» или «Она как связалась с Машей, совсем учебу забросила».
Бывает, что родители сами предпочитают переложить ответственность за какую-то коллективную шалость на чужого ребенка, рассуждая, что «уж мой-то никогда б до такого не додумался».
Что делать в этих ситуациях?
- Бесполезно критиковать тех, к кому уже привязался ребенок. Зато можно воспитывать определенные ценности, не упоминая конкретного человека. Фраза «У нас в семье так не принято!» эффективнее, чем «Понабрался всяких гадостей у своего приятеля».
- На самом деле, зачинщиком проказ может быть абсолютно любой, в том числе наш собственный, тихий и послушный ребенок. Так что спешить с выводами не стоит. Кроме того, ответственность за неблаговидные поступки всегда лежит не только на лидере, но и на его последователях.
- Когда родители запрещают общаться с неподходящим другом, они тем самым подчеркивают зависимость своего чада от сверстников. А наша задача всеми силами внушить ребенку мысль, что у него есть своя голова на плечах. Он может общаться с кем хочет, но при этом свободен делать то, что считает нужным, а не то, чего от него ждут другие. Если друг настоящий, он непременно будет уважать его мнение.
- Воспитывать в ребенке лидерские качества, которые помогут противостоять чужому влиянию, и даже повести друзей за собой. Учить детку чувствовать чужие манипуляции и противостоять им.
Как проявляются проблемы в общении
Трудности в общении – это частый момент в процессе воспитания детей. Проблем может быть несколько:
Излишняя агрессия. Ребенок может быть слишком груб, навязчив. Драка и резкие выражения — приемлемые для него понятия. Родителям нельзя оставлять всё как есть, иначе у сына или дочери возникнет риск больших проблем в сфере коммуникации в будущем.
Ложь
Иногда дети врут, чтобы привлечь к себе внимание. Причём внимание они получают и в виде наказания за ложь
А иногда дети врут, потому хотят испытать, как далеко им можно зайти. То есть это своеобразный опыт, которые проводит ребенок.
Гиперактивность. Такие дети невнимательны, они не слушают родителей и учителей, отвлекаются и недоделывают начатое. Им сложно усидеть на одном месте. Такая гиперактивность влияет на психическое и физическое здоровье малыша.
Отказ от еды – это тоже своеобразная коммуникативная трудность. Ребенок таким образом бунтует, пытается обратить на себя внимание. Если сразу не начать решать эту проблему, то может возникнуть серьезное положение.
Как научить ребенка заводить знакомства?
Вряд ли вы когда-нибудь видели ребенка, который при знакомстве с новыми людьми представляется как взрослый и пожимает другим руки. Дети знакомятся, присоединяясь к группе играющих детей. Некоторые дети не знают, как это делается, поэтому предпочитают играть одни. Другие предпринимают попытки вступить в игру, но делают это таким способом, что быстро начинают раздражать остальных детей. В этой статье вы найдете рекомендации, как помочь ребенку научиться знакомиться.
Исследования показывают, что всех детей можно разбить на три группы по тому способу, который они используют, чтобы присоединиться к группе играющих сверстников. Первая группа детей следует т.н. пяти правилам этикета и легко входит в игру. Вторая группа не знает этих правил и не делает попыток присоединиться к игре. Наконец, третья группа нарушает правила этикета.
В таблице ниже описаны эти три способа.
Познакомьте вашего ребенка с пятью правилами этикета, которые приведены в левом столбце таблицы. Расскажите ему о том, как дети нарушают эти правила. Ваша задача научить ребенка применять правила этикета на практике.
1. Найдите место (детскую площадку, школьный двор), где играют дети возраста как ваш ребенок или чуть младше. Более старших по возрасту детей выбирать не надо, т.к. они не будут относиться к вашему ребенку на равных.
2. Пусть ваш сын или дочь сначала на небольшом расстоянии наблюдает за игрой, чтобы определить нравится ли ему игра, выяснить правила игры, кто выигрывает/проигрывает в игре. Наблюдая за игрой, ваш ребенок также покажет другим детям свою заинтересованность. Иногда ребятишки сами приглашают новичка присоединиться к игре.
3. Следить за игрой следует молча. Допускается только высказывать комплименты играющим по поводу игры.
4. Объясните ребенку, что надо дождаться паузы в игре, прежде чем попросить разрешения присоединиться. Подскажите ему заранее слова, с которыми можно обратиться к детям.
5. Научите ребенка без обид принимать отказ. Отказ — не повод огорчаться, это повод искать другую компанию детей.
6. Похвалите малыша вне зависимости от того, увенчались его попытки присоединиться к игре успехом или нет.
Как научить дружить
Нет пошаговой инструкции, как научить ребенка дружить. Но есть личный пример и разговоры по душам. Дети, как губка, впитывают все, что слышат от нас
Поэтому важно обсуждать с ними сказки, мультфильмы. Рассказывать на примере героев, что дружба – это взаимовыручка, доверие, доброта и верность. Расширить круг общения ребенка, можно записав его в кружок или секцию
Дети в начальной школе дружат по интересам
Расширить круг общения ребенка, можно записав его в кружок или секцию. Дети в начальной школе дружат по интересам.
Говорите с ребенком о дружбе. Рассказывайте, что она важна.
Вместе дайте ей определение, например:
- комфортно молчать вместе;
- помощь придет в трудную минуту;
- тебя ценят вместе с недостатками;
- тебе скажут правду, пусть и горькую;
- тебя прощают.
Учите школьника разбираться в людях. Но не давите и не запрещайте дружбу с «плохишами». Оставляйте ребенку право выбора.
Категорический запрет настроит сына или дочь против вас.
Тонкости общения со сверстниками
Прививать уважение к другим можно уже с раннего возраста. Объясняйте малышу, что отбирать чужие игрушки или драться нехорошо. В конфликтных ситуациях поддерживайте и защищайте своего ребенка. В старшем возрасте это поможет ему отстаивать свои права.
Виноват ваш малыш – извинитесь перед «пострадавшей» стороной. А все «разборки» с ним проведите без свидетелей.
Детям младшего возраста помогайте общаться – предлагайте совместные игры, обмен игрушками. Но не командуйте – это никому не нравится, особенно детям. Лишь направляйте и решайте конфликты.
Что делать в конфликтной ситуации
Жить дружно у детишек получается не всегда. И дело тут не в ужасном поведении Васи или Маши. Они еще не до конца усвоили все понятия о правильном поведении, они этому только учатся.
Ссоры и споры учат управлять эмоциями, своими действиями. Родителям нужно научить детей правильно вести себя в конфликтных ситуациях.
Объясните, что каждый имеет право на:
- выражение эмоций;
- уважение;
- отстаивание своих права, но без агрессии.
Объясните ребенку, что этот «билль о правах» работает в обе стороны. Не приучайте малыша терпеть и поступаться своими правами.
Для маленьких детей главным арбитром остается взрослый. Он объясняет обеим сторонам, в чем они неправы, помогает помириться.
В чем польза разновозрастного общения
Детям полезно общение не только со сверстниками. Научиться дружить и понимать ближнего позволяет разновозрастное общение. Общаясь и с теми, кто постарше, и с младшими ребенок учится чуткости, внимательности.
Старшие учатся сопереживать малышам, помогать им. Младшие подражают старшим, примеряют их роли.