С чего начать и как научить ребенка играть самостоятельно: 7 эффективных советов

Начинаем с нуля

Приучать ребенка к умению самостоятельно играть необходимо с самого раннего детства. Что для этого нужно? В общем – немного. Главное – уделять малышу как можно больше внимания, стараться, чтобы он чаще был рядом с мамой или папой. Элементарная истина: постигать окружающий мир малыш начинает, подражая действиям самых близких ему взрослых людей – родителей. Ребенок видит, что мама с папой занимаются какими-то делами и пытается эти дела копировать. То есть, играть. Это заложено в природе любого малыша. А отсюда – вывод: если кроха не будет видеть родительских действий, то как же он научится им подражать?

Здесь необходимо учитывать несколько важных нюансов.

  1. Самые первые попытки играть малыш предпринимает, наблюдая за домашними делами родителей. Например, за тем, как мама готовит еду или папа что-нибудь мастерит по хозяйству. Поэтому любимые игрушки ребенка на этом этапе – кухонная утварь или папины хозяйственные инструменты. Всякие кубики, машинки, куклы и зверушки пока для ребенка интереса не представляют.
  2. Повзрослев, малыш делает первые попытки мыслить абстрактно, и постепенно начинает играть не с самими предметами, а их заместителями. Например, он уже вполне способен представить, что обычная палочка – это ложка, крышечка – тарелка, песок – крупа, из которой варят кашу и т. д.
  3. Примерно с двух лет малыш начинает постигать азы ролевой игры. Скажем, девочка уже вполне способна вообразить себя мамой, а куклу или зверушку – своей дочкой, а мальчик – представить себя шофером и с увлечением катать игрушечный грузовичок.

Пройдя все эти «ступени», примерно к трем годам малыш уже может какое-то время (в зависимости от своего характера и самочувствия) играть самостоятельно и не ходит за мамой по пятам с утра до вечера. Обязанность родителей – помочь ребенку в преодолении этих «ступенек». Они должны объяснять малышу назначение того или иного предмета, показывать, как им пользоваться, учить, какие слова нужно говорить в той или иной ситуации – то есть, какое-то время играть вместе с ребенком.

Разумеется, при этом маме и папе нужно помнить: для ребенка игра – это не игра, это не понарошку, а самое настоящее серьезное и реальное действие. То есть, кукла или плюшевый медвежонок для малыша – вполне живые, а игрушечный грузовичок ничем не отличается от настоящего. И не надо кроху в этом разубеждать: наоборот, следует ему это внушать на полном серьезе. Таким способом родители смогут, во-первых, по-настоящему увлечь своего малыша игрой. А во-вторых, научать его любви, заботе и ласке, которые кроха, повзрослев, перенесет на живых людей.

И еще один нюанс. Бывают случаи, когда ребенок, несмотря на все старания родителей, так и не начинает играть самостоятельно – ни в год, ни в два, ни в три, ни в пять. Это случается нечасто, но все же на всякий случай к этому нужно быть готовым. Как поступать родителям в такой ситуации? Обратиться к детскому врачу или детскому психологу. Возможно, у малыша какие-то отклонения в психике или – особенности в психологическом развитии.

Чем занять ребенка с 2 лет

В два года дети обычно знают основные цвета и различают предметы по величине. Словарный запас растет и активно пополняется с каждым днем. У ребенка лучше развита координация движений, и он точнее строит башни из кубиков, легче нанизывает на шнурок крупные бусинки. Игрушки могут быть более детальными.

Время, которое ребенок может проводить в одиночестве, увеличивается до часа.

Что понадобится: матрешкаЦена: 549 РВремя игры: 20—30 минут

Матрешка формирует первые математические навыки и наглядно показывает, что такое «больше» и «меньше». Ребенок учится различать фигуры по величине и развивает мелкую моторику, так как сначала раскрывает матрешку вращательными движениями, а потом совмещает рисунок на двух частях.

Если показать, что с матрешкой можно играть по-разному, в дальнейшем ребенок будет сам придумывать игры, а значит — увлекаться на более длительный период. Например, можно дать мячик и выстроить матрешки в ряд — получится боулинг.

Что понадобится: прищепкиЦена: 20 штук — 189 РВремя игры: 15 минут

Обычные листы бумаги проминаются под прищепками — лучше наклеить трафареты на картон

Прищепки для белья можно использовать в качестве тренажера для развития координации движений и силы пальчиков. Прежде чем играть, ребенку нужно будет научиться пользоваться прищепкой: дети часто либо захватывают прищепку всей ладонью, либо нажимают на нее посередине.

С прищепками можно придумать игры разной степени сложности. Сначала попробуйте просто прикреплять прищепки к бумаге. Например, пусть ребенок сделает солнце из заранее вырезанного круга и прищепок-лучиков или нацепит прищепки-иголки на тело ежика. В интернете можно скачать и другие шаблоны: игра поможет ребенку узнать больше об окружающем мире и разовьет воображение.

Другой вариант игры — прицепить прищепки на край коробки: пусть ребенок снимает их и складывает в отдельную тару, а потом прикрепляет назад. Чтобы игра заняла надолго, предложите сортировать прищепки по цветам и размерам или прикреплять их к веревке — это не так-то просто.

Можно добавить в игру элементы счета. Например, договориться с ребенком, что каждый цвет прищепки означает какое-то число от 1 до 5, а потом предложить прикреплять их кругу, по краю которого нарисовано разное количество кружочков или звездочек. Правда, потом родителям нужно будет проверить, правильно ли ребенок справился с заданием: иначе толку от упражнения будет мало.

Типичные ошибки родителей

Сами того не желая, родители мешают ребенку развивать фантазию и стремление к самостоятельной игре.

Перечислим основные ошибки:

Игрушек слишком много. Дефицитные советские времена давно прошли. На прилавках магазинов сотни тысяч игрушек на любой возраст, вкус и цвет. Родители часто скупают все, что видят или нравится, дабы привнести разнообразие. Вместо того, чтобы вызвать интерес, каждая новая игрушка вводит в ступор ребенка и тормозит его фантазию. Зачем разговаривать за игрушку, если она уже говорит? Зачем придумывать конкретные роли для куклы, если в арсенале есть и кукла-мама, и кукла-врач, и кукла-балерина и тд.

Игрушки куплены для родителей. Некоторые родители реализовывают свои детские мечты. В далеком детстве не купили лошадку? Купили своему ребенку лошадку. Мама хотела Барби-русалку? Купили ее. Папа мечтал об управляемом вертолете? Под предлогом подарка на день рождения сына купил вертолет. При этом интересы ребенка не учитываются. Игрушки покупаются, исходя из интересов родителей. А где гарантии, что ребенок хочет то же самое?

Перенасыщенное расписание. Сейчас популярно отдавать детей чуть ли не с рождения во все возможные “развивашки”. По максимуму делать упор на развитие интеллекта. Хорошо, что на работу не ссылают. Родители на столько перенасыщают будни ребенка занятиями, что на простые детские утехи не остается ни времени, ни сил. Игра — это творческий процесс, требующий времени и вдохновения. Где их взять, когда день расписан родителями по минутам?

Отсутствие эмоциональной поддержки. Дети хотят внимания от родителей. При его недостатке они с большей вероятностью предпочтут ходить за родителями и “помогать” с их делами, нежели играть самостоятельно.

2) Выбираем игрушки

Залогом того, захочет малыш играть сам или нет, является верно подобранные игрушки. К сожалению, когда многие мамы заходят в детские магазины и видят изобилие, которого не было в их детстве, то начинают скупать все, что только возможно. Чаще всего малыши в возрасте 3-4 лет уже имеют богатый набор развлечений и даже не знают, что попросить у дедушки Мороза на Новый год. Верным решением будет выдавать на пару недель определенный комплект игрушек. Все остальные лучше уберите на антресоли или в дальний шкаф. Потом можно выдать ребенку «новую» партию, а те, в которые он играл, опять спрятать. Постарайтесь, чтобы игрушки были разносторонними. Пусть будет несколько машин, обруч, домик со сказочными персонажами, коляска и конструктор. Не больше 10 наименований, этого достаточно для малыша, чтобы он мог сделать выбор и решить, с чем играть сегодня.

Дети часто любят заниматься вовсе не игрушками, а такими предметами, как бутылки, ветки, песок, листики, камушки и кастрюли. Разрешите чаду захватить с прогулки природный материал. Он дома сделает из него то, что захочет. Выдайте пустую коробку, и пусть он творит.

Выбирая игрушки, не стремитесь брать многофункциональные варианты

Лучше, если вы остановите свое внимание на простой кукле, которая не умеет говорить и «ходить в туалет». С такими «навороченными» развлечениями ребенку быстро становится не интересно, так как нет места для фантазии. Ну, как можно придумать, что кукла сейчас ест кашку из песка с рябиной, когда ее надо напичкать специальной игрушечной смесью? Все уже готово и придумано за ребенка изготовителем

Ну, как можно придумать, что кукла сейчас ест кашку из песка с рябиной, когда ее надо напичкать специальной игрушечной смесью? Все уже готово и придумано за ребенка изготовителем.

Старайтесь приобретать игрушки из натуральных материалов и соответствующие реальности. Следите, чтобы, например, фигурки животных совпадали по своему естественному в природе цвету. А то, вполне вероятно, что малыш будет рассказывать всем о существовании розового волка.

Должны ли дети играть самостоятельно?

Тем, у кого есть помощники: бабушки, не сильно загруженные заботливые мужья, няни и т.д., могут удивиться: «А в чем дело? Зачем такие сложности? Пусть детками занимаются взрослые. И есть с кем баловаться, и малышата под присмотром»

И вот тут, дорогие мои, очень важно понять цель такой «автономии» и в год, и когда кроха постарше

Почему даже при наличии целого штата дедушек и бабушек, нянь и гувернанток, мам и пап, нужна крепышу независимость. Давайте вместе подумаем, чем отличается самостоятельная деятельность карапуза от коллективной? Есть варианты ответов?

А вот, к какому выводу я пришла:

  1. Контроль. Подумайте, сейчас, когда ваш малютка играет, вам кажется, что без вас он не справится, потому что не умеет? А когда пойдет в школу? А поступит в универ? А женится? Смотрите, рано или поздно, но вам придется отпустить руку и снизить контроль. Когда? И как начать? Может быть, это стоит делать по чуть-чуть. И начинать такое постепенное «вхождение» в жизнь стоит с нежного возраста, пока ваш ребенок играет в игрушки?
  2. Польза. Больше всего на свете все родители желают счастья своему крохе. Но как вы видите его счастье? В том, что он не играет самостоятельно? В том, что он постоянно будет под присмотром и сам ничего не будет делать? Да, с ним ничего не случится плохого (берем общие параметры ситуации)! Но ведь, и хорошего не случится!!! Все, что он будет делать и чем заниматься, все будет взято из чужого сценария. Кто-то, как марионетку, его будет водить за ниточки, указывая что и когда делать. В этом вы видите счастье своего маленького?
  3. Становление характера. Выходят на прогулку мамочки, и о чем они говорят? О ДОСТИЖЕНИЯХ своих «Достижений»! О том, как маленькие их детки, забавляясь игрушками, что-то сами придумали, как-то вышли из проблемной для них ситуации и т.д. Почему это достойно того, чтобы о нем хвастаться? Потому что все мы понимаем, что в этом рост личности, развитие талантов и способностей!

Поверьте, вопрос не в избавлении от ребенка, а в том, чтобы развивать его. Но когда дети начинают играть самостоятельно, с какого возраста и в какие забавы?

Танцы в 2 года

Танец развивает координацию движений, логику, укрепляет позвоночник и тренирует вестибулярный аппарат. Важны не какие-то конкретные движения, а удовольствие, физическая активность и раскрепощение.
Включайте ритмичную мелодию и показывайте как кружиться, хлопать в ладоши, прыгать и приседать. Затем учите качать головой в ритм и ходить под музыку вперед и назад. Пофантазируйте и добавьте в танец косынки, яркие ленточки и надувные шары. Возьмите с собой танцевать игрушки – попляшите с мишкой и куклой.

Это важно!

При обучении танцам прислушивайтесь к своему малышу: предлагайте различные движения и развивайте те, что у него получаются лучше всего. Удовольствие от танца прививает ребенку любовь к движению и помогает выплеснуть накопившуюся энергию. Это положительно сказывается на его психофизиологическом развитии.

Как понять, что пришло время

Когда на самом деле нужно и можно давать ребенку свободу? С какого возраста он готов принимать самостоятельные решение и может поиграть хотя бы несколько минут сам? Что ни говорите, а каждый малыш рождается со своим характером. Кто-то терпеть не может, когда к нему лезут, а другие ни сходят с рук матери.

Еще одна моя подруга уже в полгода высыпала перед дочкой стакан сухой фасоли вперемешку с мелочью, и та спокойно и методично отделяла предметы в две разные кучки. Что было странным для меня, малышка даже не пыталась засунуть их в нос или использовать как-то иначе. У меня возникли опасения и вопросы, на что ее мама возразила: «Ну, во-первых, я вижу что она делает, а, во-вторых, она не дурочка, она знает что этого делать не нужно». Такому доверию можно только поразиться.

Обращайте внимание на желания своего ребенка, доверяйте ему и содействуйте, если это не вредит малышу. Если в 4 года он старается сам завязать шнурки, а вы хотите поскорее выбраться на улицу и уже запарились в верхней одежде – просто расстегнитесь, а не кидайтесь на него с упреками и не делайте работу за него, потому что так быстрее

Это первые шаги к самостоятельности.

Все игрушки малыша должны быть в доступности для него. Постарайтесь сделать так, чтобы если он захочет взять куклу или машинку, то он смог бы сделать это сам, не обращаясь за помощью к взрослым. Не ждите от ребенка невозможного. Если ему ничего не удается сделать самому, то и приучить его самостоятельно играть не выйдет. Развитие должно происходить полноценно.

В 5 лет вы уже можете спросить ребенка чем он хочет заняться, куда пойти на прогулке. Ставьте перед ним выбор и хвалите за любое решение. Не так давно я писала статью о том, как научиться делать выбор взрослому человеку. Представляете, насколько сложным это может быть для ребенка? Потихоньку приучайте его к этому, поощряйте за самостоятельные решения и всегда выполняйте его условия, если предварительно спросили о желании. Не ждите «правильного» ответа.

Если вы хотите научить вашего малыша самостоятельности, то я могу посоветовать вам отличнейшую книгу, которую не так давно сама закончила читать. Называется она «Самостоятельный ребенок, или Как стать «ленивой мамой» Анны Быковой. Отличное произведение, в котором легко и просто рассказывается о воспитании малышей с рождения и до школы.

В ней вы узнаете о полноценном и всестороннем развитии в детях самостоятельности. Не только относительно игр, хотя и этой теме посвящена отдельная глава, но и многим другим важным аспектам.

Кстати, у этой же писательница есть книга «Развивающие занятия «ленивой мамы», в которой вы найдете целую подборку игр для малышей, которые не потребуют от вас много усилий, а также размышления о том как мотивировать себя заниматься с ребенком, что лучше придумать и чем его занять. Надо отметить, что в книге вы не найдете каких-то дорогих игрушек: песок, вода и многое другое, что есть у каждого под рукой.

Учим самостоятельности

Дайте ему внимание

Побудьте с ним рядом. Почитайте, поиграйте, уделите столько внимания, чтобы он им «насытился». Когда ребенок вдоволь наиграется с родителями, тогда ему легче будет остаться одному, хотя бы для начала на несколько минут.

Начните играть вместе

Подготовьте все для игры, начните ее совместно, затем предложите ребенку подсказать, что будет происходить дальше. Проявите заинтересованность, внимательно послушайте, посидите рядом, пока ребенок играет, а потом ненадолго займитесь своим делом, в пределах видимости. Потом подойдите, подробно расспросите ребенка о том, что случилось в ваше отсутствие, порадуйтесь, похвалите. Поиграйте вместе и, дождавшись удобного момента, опять отойдите.

Дети копируют поведение родителей

Присядьте с книгой и предложите ребенку тоже посидеть недалеко от вас, с его книжкой с картинками или раскраской. Пусть он видит вас, понимает, что вам интересно сидеть и читать. Можно предложить ему игру на кухне. Дайте ему фасоль, небьющиеся чашки, контейнеры с яркой окраской – пусть тоже готовит обед для своих игрушек, пока вы готовите свой. Он будет с вами, но играть самостоятельно. И обязательно похвалите его за это, скажите, что он стал совсем большим.

Обеспечьте безопасность

Ребенок всегда уверен, что родители смогут защитить от любых неприятностей. Поэтому, дети часто боятся играть в другой комнате. Так что, если вы им это предлагаете, то в той комнате не должно быть ничего, что может стать опасным для него. А если вы каждые несколько минут туда заходите, чтобы проверить, все ли с ребенком в порядке, то он скоро придет к мысли, что там точно ему что-то угрожает. И самостоятельной такую игру уже нельзя назвать. Поэтому, если вы сильно беспокоитесь, то лучше пусть он играет в одной комнате с вами, но без вашего непосредственного участия.

Развивайте творческие навыки

Попросите ребенка, чтобы он придумал историю с его любимыми игрушками, и дайте ему на это 5-10 минут. Покажите, как двигается стрелка часов или поставьте песочные часы. Затем подойдите и выслушайте ее. Можно историю записать в тетрадь, а потом почитать всей семье. Это развивает фантазию, и дети могут составить небольшие рассказы, которых хватит на целую книгу.

Не допускайте «тревожный контроль»

Многие родители выходят из комнаты незаметно для ребенка, а он, обнаружив, что остался в одиночестве, плачет и бежит искать родителей, а в дальнейшем постоянно следит, чтобы вы не исчезли. Лучше предупреждайте всякий раз, что выходите из комнаты ненадолго. И не обманывайте. Если ребенок будет вам доверять, то не будет включать «тревожный контроль» и беспокоиться, что вы не вернетесь. Через какое-то время, он сможет оставаться один более длительное время, и станет более независимым.

Самостоятельность и одиночество – это разные вещи

Навыки самостоятельности могут проявиться только после полноценного общения с другими людьми. Игры с детьми, совместные занятия с взрослыми, занимают воображение ребенка и учат его, чем можно заняться без их присутствия. Он использует диалоги, чтобы разговаривать с игрушками, проявлять терпение, получать удовольствие от своих фантазий и времени с самим собой. Он будет использовать моменты, когда вы занимаетесь своими делами, чтобы разыгрывать разные роли, когда общался с другими взрослыми и детьми.

Не прерывайте его

Если ребенок чем-то занимается, не прерывайте его, чтобы предложить другую, более интересную, на ваш взгляд игру или занятие

Часто моменты, когда, как вам кажется, ребенок просто сидит и ничем не занимается, он что-то придумывает или занимается развитием какого-либо навыка, важного для него, хотя и непонятного для вас. Поэтому, лучше просто наблюдать, чтобы у него все было хорошо, а когда он захочет – сам к вам обратится

Используйте обучающие моменты

Обучение может происходить в любом месте. Расспрашивайте ребенка, чему он научился, что узнал, пусть покажет вам. Дети любят чувствовать себя большими и умелыми, им нравится проявлять свою осведомленность. Поощряйте и хвалите его за малейшие успехи, за то, что он самостоятельно что-то узнал и усвоил.

Время, проведенное в просмотре мультфильмов или игре с гаджетами, самостоятельной игрой не считается. Для развития нужна полноценная игра, в которой задействуется все тело.опубликовано econet.ru

Подписывайтесь на наш youtube канал!

https://youtube.com/watch?v=BUa6EHlu6t8

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! econet

3) Учим ребенка играть

Принести и вручить очередную партию игрушек недостаточно, надо сначала организовать совместную игру с сыном или дочкой. Придумайте простенький сюжет, расскажите, что новый паровозик, поедет развозить зверушек по разным местам. Для этого придется построить дорогу, соорудить кукольную больницу из книг, склеить из коробки домик для медвежонка, нарисовать лес, в который пойдет за ягодами зайчишка. Накидав чаду идей и увидев, что он принял условия игры и начал увлеченно возиться, вы можете удалиться. Не каждый ребенок, да и взрослый, сразу поймет, как собирать конструктор, как стыкуются детали между собой. Придется подключиться папе и показать принцип работы. Задача родителей — дать направление и подсказать, что можно сделать с новой игрушкой. А дальше уже малыш будет справляться сам.

Игра и ее значение

Важным элементом развития ребенка, его психологического и физического созревания, является игра. Ее функция кроется не столько в результате, сколько в самом процессе. Малыш сам придумывает правила, сочиняет сюжет, ищет применение знакомым вещам – строит поезд из стульев, собирает новую модель из конструктора или просто играет в дочки-матери. Все это служит мощным толчком в развитии нервной системы, а также воспитывает элементарные навыки, которые принесут пользу во взрослой жизни.

Играть можно не только с другими детьми или выполнять правила, придуманные мамой

Важно, чтобы ребенок смог попадать в волшебный мир игры самостоятельно, ведь так он учится многому – преодолевать препятствия, развивать мышление, фантазию, искать различные способы решения. Какая игра наиболее комфортна в каждом возрасте? Как приучить малыша быть самодостаточным, не терять интерес к своим действиям на протяжении длительного периода?

Помогите ребёнку найти хобби

Сидение в четырёх стенах, садик и прогулки — тупиковый путь. Будьте проактивным родителем — помогите ребёнку выбрать хобби, которое его всецело захватит. Сейчас в любом крупном городе можно найти десятки детских клубов, кружков и секций. Пусть опыт будет максимально разнообразным — водите ребёнка в океанариум, научные клубы, мастерские, кулинарные школы, показывайте мультики про разные профессии (например, «Щенячий патруль» — там есть пожарный, пилот, строитель и много других профессий). Глядишь, ребёнок и сам заявит, что твёрдо решил стать инженером, или химиком, или потянет вас в какой-нибудь конструкторский кружок.

Причины нежелания малыша играть одному

Многие родители сталкиваются с ситуацией, когда ребенок 2-3 лет отказывается играть самостоятельно, не умеет и не хочет занять себя, требует постоянного внимания.

Такая проблема возникает, если малыш испытывает дефицит внимания со стороны родных. Занятая своими делами мама практически не общается с малышом, хотя он постоянно при ней. Попытки оставить ребенка наедине с игрушками приводят к конфликтам, так как он воспринимает это как еще один шаг к отдалению.

Важно ликвидировать дефицит тепла, прежде чем приучать малыша играть самостоятельно. Хотя бы на полчаса в день ребенок должен получать маму «в безраздельное пользование» – ему требуется телесный контакт («обнимашки», почесывание спинки, игровой массаж «рельсы-рельсы» и т.д.)

Ощущение любви и внимания дает малышу ресурс для самостоятельного познания мира.

Нежелание самостоятельно играть наблюдается и в семьях, где дети много времени проводят за просмотром мультфильмов и компьютерными игрушками. Ребенок младшего возраста быстро привыкает потреблять визуальную информацию, при этом умение фантазировать не развивается. А самостоятельная игра базируется на фантазии, умении создавать свой мир.

Еще одна причина отказа ребенка играть самому – чрезмерное количество игрушек, в том числе тематических, специализированных.

Как заинтересовать малыша игрой

Как известно, запретный плод — сладок. Используйте этот принцип следующим образом. До того, как познакомить ребенка с шахматами периодически доставайте игру, расставляйте фигурки, можете даже сыграть несколько партий с членом семьи или друзьями на глазах у малыша.

На его вопросы и просьбы поиграть отвечайте, что это для детей постарше и, что он обязательно сможет поиграть в нее, но позже, когда подрастет. После этого убирайте игру подальше, чтобы ребенок не смог ее достать сам.

Через некоторое время (от 2 недель до двух месяцев) торжественно сообщите ребенку, что он уже подрос и готов приобщиться к этой великой игре.

Но первое знакомство должно быть непродолжительным (не более 10 минут). Дайте ребенку возможность потрогать фигуры, доску, позадавать вам вопросы, но приступать к обучению правилам игры нужно на следующем занятии, которое тоже должно быть непродолжительным (не более 10-15 минут).

Таким образом, ваш ребенок будет с нетерпением ждать первого знакомства с шахматами и каждого последующего занятия. Помните, что все люди и особенно дети ценят то, что в дефиците.

Также вы можете заинтересовать ребенка, дав ему посмотреть мультик про шахматы, например «Фиксики».

Безопасное место для игры и творчества

Для игры у ребенка должно быть место, где он главный. Если не своя комната, то пространство со столиком, стульчиком, полочками для игрушек и мягкой мебелью. При этом родители должны проговаривать ребенку, что творческие задачи с бумагой, клеем, пластилином он может делать только за этим столиком. Так ребенок приучается к порядку.

Для хранения игрушек подходит открытый стеллаж — чтобы ребенок мог без труда взять с полки машинку, куклу или зверушку и так же легко положить обратно. 

  • С 10 месяцев ребенка можно приучать к порядку, чтобы он брал их с полок и сам возвращал на место. Для начала нужно показать ему пример и делать это вместе, а через год ребенок научится убирать игрушки сам. Если будет забывать — можно ему напомнить. 
  • В год ребенку достаточно пяти игрушек, двухлетке и старше — десяти. Их можно менять: например, оставить десять в зоне досягаемости, а остальные убрать. Через месяц можно достать спрятанные игрушки, и ребенок будет радоваться им, как новым. Главное — не трогать игрушки, с которыми ребенок играет постоянно, спит, путешествует — они всегда должны быть в зоне видимости. Эти игрушки успокаивают ребенка: без них он станет тревожным, будет с трудом засыпать, будет искать их и плакать. 
  • В два с половиной — три года ребенок стремится сам одеваться, шнуровать обувь, относить посуду в мойку, собирать игрушки. Пусть он это делает — тогда он усвоит, что никто не будет делать что-то за него и что играть тоже можно без взрослых. 

Поначалу ребенок может тратить больше времени на рутинные задачи, которые легко даются взрослым, поэтому лучше закладывать на деятельность ребенка дополнительное время: выходите из дома — начните собираться на полчаса раньше обычного, чтобы ребенок сам оделся и обулся.

В идеале у ребенка должна быть возможность по максимуму делать всё самому. Чтобы он сам включил свет в ванне, выключатель должен быть на уровне его глаз. Чтобы мог сесть на унитаз без помощи родителей, можно поставить детскую табуретку: в Икее такие стоят 250 рублей, а родительское время — бесценно. Нужно повесить полотенце для рук пониже, чтобы ребенок до него дотянулся. Шапку, шарф, перчатки и курточку — тоже. Ложки и вилки должны лежать в ящике, из которого ребенок сам сможет их взять. 

Переосмыслить роль родителя

Уже на первых уроках мы с мужем услышали много важных вещей, которые перевернули в нашем сознании представления о родительстве. А как только начали применять рекомендации педагогов на практике, изменилась и доченька: например, стала меньше капризничать и теперь сама принимает решения, а потом уже их исполняет.

Мы поняли, что если хотим научить ребёнка самостоятельности и заложить в него основы гармоничной личности, нужно начать с себя. Ребёнок «зеркалит» нас, а значит, в первую очередь нужно приводить свою жизнь и отношения с окружающими в порядок.

Вот ещё несколько важных принципов:

К ребёнку стоит относиться как к личности, давая право принимать решения в рамках общей стратегии семьи.
Нужно подготовить домашнее пространство так, чтобы в нём ребёнок мог получить богатый сенсорный опыт и с каждым днём становиться самостоятельнее.
Важно не упускать окна возможностей на каждом этапе развития ребёнка, а максимально продуктивно их использовать.
Нужно быть внимательным в общении с ребёнком и следить за собой.
Задача родителя — давать ребёнку возможность двигаться в своём темпе, выбирать занятия самому и поддерживать самостоятельность.
База позитивной социализации закладывается в детстве.
Важно развить у ребёнка внутреннюю дисциплину.
Нельзя забывать включать ребёнка в жизнь семьи и ухаживать вместе за средой, обращать его внимание на красоту реального мира.

Я начала больше понимать себя и других, вижу последствия упущенных возможностей. Ещё раз убедилась в том, что не бывает плохих детей. Очень и очень многое зависит от родителя и его подходу к воспитанию, развитию ребёнка.

После этого урока мне ещё больше захотелось стать лучше, сделать всё возможное, чтобы у моей доченьки было счастливое детство, наполненное открытиями и радостью семейных отношений.

Чем занять ребенка с года

К году у ребенка развивается моторная координация: он пытается доносить ложку ко рту и умеет пить из поильника, делает первые шаги, показывает жестами свои желания и говорит первые слоги. Активно познает окружающий мир, легко обучается и осваивает новые навыки. Выполняет просьбу взрослого показать мишку, мячик или другую игрушку, знает, какие звуки издает кошка, а какие — птичка.

Ребенок не только нанизывает кольца на пирамидку и строит небольшие башни, но и проявляет интерес к бытовым вещам. Ему интересно, почему в коробку из-под обуви можно положить мячик, а в спичечный коробок — нет. В год дети часто увлекаются предметами быта вроде пластиковых бутылок и пустых коробок. Главное, чтобы игрушки были крепкими и крупными: в этом возрасте дети могут проглотить мелкую деталь или засунуть ее в нос, ухо.

Если постепенно приучать ребенка к самостоятельной игре, в год он, как правило, может играть в одиночестве около получаса.

Что понадобится: магнитная рыбалкаЦена: 650 РВремя игры: 10—15 минут

Магнитная рыбалка развивает мелкую моторику, координацию движений, ловкость, усидчивость, глазомер. А разнообразные детали помогают узнать больше об окружающем мире: кроме классического варианта с рыбами в магазинах продают игрушки-рыбалки с жуками, бабочками и птичками.

Если обычная рыбалка наскучит, попробуйте придумать дополнительные правила: например, попросить ребенка вылавливать рыб одного цвета или формы.

Что понадобится: сенсорная коробкаЦена: бесплатноВремя игры: 20 минут

Наполнить коробку можно не только игрушками, но и другими интересными предметами, которые найдутся дома: тем интереснее будет ребенку

До трех лет ребенок активно познает мир через тактильные ощущения — разнообразить их поможет сенсорная коробка. Чтобы ее сделать, достаточно взять картонную коробку, например из-под обуви, и положить внутрь разные предметы: фигурки животных, цифры, буквы, резиновые шарики, пряжу, стаканчики, губки и щетки

Важно подобрать предметы так, чтобы они отличались по цвету и форме, а главное — на ощупь

Сначала ребенку будет интересно просто перебирать, складывать и перекладывать содержимое, а позже можно показать, как сортировать предметы, к примеру, по цвету или размеру. Чтобы игра не наскучила, содержимое коробки надо периодически менять.

В год ребенка не стоит оставлять одного с коробкой, наполненной крупами, бобовыми или орехами: дети могут ими подавиться, засунуть мелкие детали в нос или ухо. Также стоит избегать длинных лент и веревок, которые ребенок может обмотать вокруг шеи и перекрыть дыхательные пути.

Игры для одного ребенка

Используйте самые разнообразные инструменты для самостоятельных игр. Вот вам список идей для этого:

Музыкальные инструменты. Есть немало игровых вариантов барабанов, пианино и других инструментов. Малыш с удовольствием будет жать на клавиши, дудеть или стучать на них. Он может часами этим заниматься и с интересом наблюдать, какие звуки он издает. Конечно, это вряд ли вам понравиться, поэтому запас терпения и наушники вам в помощь.
Дайте ему почувствовать себя значимым. Делегируйте ему простые задания, которые он может сам сделать. Попросите его сложить фрукты в корзину или насыпать кошке корм

Малыш будет ощущать свою важность и становится более самостоятельным. Главное – не поручайте задание в качестве наказания и не критикуйте его.
Приучайте малыша к самостоятельной активности

Для этого вам понадобится самокат, ролики или велосипед. Конечно, они должны быть детскими и соответствовать возрасту. Когда ребенок освоит новое занятие, позвольте ему проявлять самостоятельность. Дайте ему самому исследовать новые места. Для этого выбирайте безопасную территорию.
Компьютерные игры. Без интернета и новых технологий сейчас никуда. Поэтому пусть осваивает компьютер под вашим присмотром и с пользой. Дети быстро схватывают, как обращаться с техникой. Выбирайте только те игры, которые подходят для детей. Сначала сами покажите ребенку, что нужно делать и научите его. Но не стоит уделять много времени такому занятию. 15-20 минут в день будет достаточно. Иначе риск возникновения проблем со зрением и позвоночником в разы увеличится.
Используйте различные наборы для детей. Это могут быть конструкторы, разрисовки, плетение, пазлы и много чего другого. Сейчас есть масса вариантов таких игрушек, и вы точно найдете несколько для своего малыша. Чтобы не прогадать с выбором, ориентируйтесь на возраст вашего чада.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: