Что такое мораль? основные понятия

Этапы нравственного развития

Уровень 1. Предварительно условная мораль

Дети от 4 до 10 лет находятся на этом уровне, который характеризуется действиями в соответствии с внешним контролем. Суждение основано исключительно на собственных потребностях и восприятии человека.

а) Ориентация на наказание и послушание

Правила соблюдаются, чтобы получить награду и избежать наказания, квалифицируя действие как хорошее или плохое в соответствии с физическими последствиями. Здесь не автономия, а гетерономия, то есть внешние причины определяют, что нужно делать, а что не делать..

Справедливо только послушание норме, избежание наказания и не причинение вреда людям или вещам..

б) наивный гедонизм

Это относится к цели и обмену, где ребенок все еще сосредоточен на материале. Добра и зла определяется на основе индивидуальных потребностей, которые удовлетворяют, признавая, что другие могут также иметь личные интересы и потребности. Фраза, которая представляет этот этап: «Я уважаю тебя, если ты меня уважаешь».

Правильнее всего поступать так, как если бы кто-то извлекал выгоду, действовать в соответствии со своими интересами, а другим делать то же самое..

Уровень 2. Обычная мораль

Это происходит в результате начала подросткового периода, стадии, в которой действует в соответствии с «социально принятым».

а) Ориентация на хорошего ребенка

Ожидания, отношения и соблюдение межличностных отношений. Эта стадия начинает проявляться в предподростковом или юношеском возрасте, стадии, когда ребенок начинает ставить себя на место другого и оценивать поступки так, как они помогают или одобрены другими.

Они преследуют свои личные интересы, но не причиняя вреда другим, ожидая большего от себя и от других.

Мы движимы тем, что хотим понравиться и быть любимыми другими, оправдывая ожидания людей. «Если ты сделаешь что-то для меня, я сделаю что-то для тебя» — это фраза, которая будет отражать этот этап.

Правильный поступок — жить в соответствии с тем, что другие ожидают от себя, заботиться о других, быть хорошим человеком и поддерживать отношения доверия, лояльности, уважения и благодарности..

б) Социальная забота и осведомленность

Общественный строй и совесть. Здесь люди верны законам, уважают авторитет и социальные нормы. Необходимо действовать справедливо для правильного функционирования институтов, чтобы избежать распада системы и выполнения обязательств.

Здесь начинается моральная автономия, где правила соблюдаются ответственным образом, но потому что они знают, что они предполагают общее благо, совершая себя лично. Законы должны соблюдаться за исключением случаев, когда они противоречат другим установленным социальным обязанностям.

Справедливо выполнять обязанности, ранее принятые перед группой. Кольберг считает, что большинство взрослых остаются на этом стадионе.

Уровень 3. Пост-общепринятая мораль

Перспектива превосходит общество, абстрактный подход и что выходит за рамки социальных норм. Немногие взрослые достигают этого уровня.

а) Ориентация общественного договора

Предыдущие права и общественный договор. Люди думают рационально, ценят волю большинства и социальное обеспечение. Законы, которые ущемляют права человека или достоинство, считаются несправедливыми, но послушание по-прежнему считается лучшим для общества.

Понятно, что все люди имеют право на жизнь и свободу, и что эти права выше социальных институтов.

Над общественным договором стоят такие ценности и права, как жизнь и свобода.

Справедливо осознавать разнообразие ценностей и мнений и уважать правила, обеспечивающие объективность социального контракта..

б) Мораль универсальных этических принципов

Человек различает добро и зло по своим критериям. Индивидуальное сознание включает абстрактные понятия, такие как справедливость, человеческое достоинство и равенство.

«Не делай с другим то, что я хочу для меня» — это фраза, которая будет определять этот этап. Мартин Лютер Кинг и Ганди являются примерами людей, которые достигли этого уровня нравственного развития, живут, чтобы достичь справедливости и бороться за равенство и человеческое достоинство.

Справедливо следовать универсальным этическим принципам, основанным на разуме. Этические принципы, по которым определяются конкретные законы и соглашения.

Основные категории

Мораль всегда включает ряд категорий, понятия о которых становятся основополагающими в жизни той или иной группы людей:

  • добро;
  • зло;
  • справедливость;
  • долг;
  • достоинство.

Рис. 2. Категории морали

Добро

Добро — это главная ценность, которая отождествляется с нравственным совершенством. Это залог целостности и гармонии как каждой отдельной личности, так и социума. Добро по своей сути созидательно.

Зло

Зло — это все, что нарушает гармонию и целостность общества, а также то, что негативно меняет внутренний мир личности и окружающий порядок.

Долг

Определение долга — одно из основополагающих в формировании общества.
Например, родив ребенка, человек обязан заботиться о нем до достижения совершеннолетия. Но по факту он делает это намного дольше, считая это своим долгом.

Справедливость

Мораль рассматривает справедливость как соразмерность в распределении выгод и тягот в жизни членов общества. Она определяет, насколько совершенен способ ведения совместной деятельности.
Рис. 3. Категории моралиСправедливость предусматривает награду за добро и наказание за зло.

Достоинство

Относится к числу наивысших моральных категорий, которая определяет, как личность относится сама к себе, а также восприятие ее окружающими. Осознание собственного достоинства человеком, дает ему основы самопознания и контроля над своими действиями. Достоинство определяет уровень ответственности личности за свои поступки перед самим собой. Оно заставляет ее совершать поступки во имя добра и вести себя соответственно нормам своей нравственности .

Как формируется мораль?

Мораль человека в большей степени зависит от него самого. Только сама личность ответственна за то, что с ней происходит. От того, насколько она готова следовать установленным в обществе порядкам зависит, будет ли человек успешен, принимаем другими. Развитие морали, нравственных понятий происходит в родительской семье. Именно те первые люди, с которыми начинает взаимодействовать ребенок на первых порах своей жизни, и накладывают серьезный отпечаток на его дальнейшую судьбу. Итак, на формирование морали оказывает существенное влияние ближайшее окружение, в котором растет человек. Если ребенок растет в неблагополучной семье, то у него с малых лет складывается неправильное представление о том, как устроен мир и формируется искаженное восприятие самого себя в социуме. Став взрослой, такая личность начнет испытывать колоссальные трудности в общении с другими людьми и будет ощущать на себе недовольство с их стороны. В случае воспитания ребенка в благополучной среднестатистической семье он начинает впитывать в себя ценности своего ближайшего окружения, и этот процесс происходит естественным образом.

Осознание необходимости следовать общественным предписаниям происходит за счет наличия у человека такого понятия как совесть. Совесть формируется с раннего детства под влиянием общества, а также индивидуального внутреннего чувства.

Какие виды воспитания, напротив, не работают?

  • Нравоучения, противоречащие личному примеру. Если родители настойчиво рассказывают ребенку о том, как же плохо врать, ругаться и пить алкоголь, а сами регулярно обманывают, конфликтуют и напиваются, такое воспитание не даст положительного результата. Все способы воспитания должны идти в комплексе и не противоречить друг другу.
  • Навязывание норм через постоянные наказания и скандалы. Ребенок будет стремиться не столько соблюдать нравственные принципы потому, что они правильны и хороши, сколько стремиться избежать наказаний. Для этого он будет врать и скрывать свои плохие поступки.
  • Искусство без анализа. Просто показать малышу мультфильм о добре и зле или прочитать книгу недостаточно – он может понять произведение по-своему. Стоит поговорить с ним о смысле увиденного или услышанного, убедиться, что он понял все правильно.

Чем мораль отличается от закона?

Практически все стороны нашей жизни подчинены законодательству. Основные законы одинаковы во всех странах: запрещено воровать, мошенничать, убивать, применять насилие и обман, чтобы завладеть чужим имуществом. Значит наше поведение подчинено законам. И нормы морали управляют нашим поведением. Каково же отличие морали от законов?

1. Добровольность. Соблюдение моральных норм зависит от личных качеств и воспитания каждого человека, от его мнения. А соблюдение законов – обязанность каждого проживающего в том или ином государстве.

2. Обязательность. Есть категории людей, которых нельзя осудить и наказать по закону: например, дети. А со стороны нравственности и морали за плохое деяние осуждение получит каждый совершивший его.

3. Наказание. Нарушение законов приводит к административному или уголовному наказанию, а несоблюдение нравственных норм наказывается порицанием общества.

4. Всеохватность. Независимо от статуса, занимаемого положения в обществе моральные правила распространяются на всех: от политиков и бизнесменов до рядовых граждан.

Мораль обладает двумя признаками: устойчивость и изменчивость. Некоторые нормы сохраняются в общество очень долгое время, передаются из поколения в поколение, пока не появятся другие ценности. Есть нормы, которые меняются, приспосабливаются к изменениям в обществе и постепенно становятся общепринятыми.

Вседозволенность

Моральные принципы и вседозволенность – это вещи кардинально противоположные. В античные времена нравственность не просто отличалась от ныне существующей.

Правильней сказать – её не было вообще. Полное её отсутствие рано или поздно приводит общество к гибели. Только благодаря постепенно складывающимся нравственным ценностям человеческое общество смогло пройти через аморальную античную эпоху.

Вседозволенность перерастает в хаос, который уничтожает цивилизацию. Правила морали должны быть в человеке всегда. Это позволяет не превращаться в диких животных, а оставаться существами разумными.

В современном мире распространение получило вульгарно упрощенное восприятие мира. Людей бросает в крайности. Результатом таких перепадов становится распространение кардинально противоположных настроений в людях и в обществе.

Например, богатство – бедность, анархия – диктатура, переедание – голодовка и т.д.

Что такое мораль человека. Понятие морали простыми словами — кратко

Большинство людей склонны поступать нравственно и следовать общественным установкам. Мораль часто требует, чтобы люди жертвовали своими собственными краткосрочными интересами на благо общества. Люди или организации, которые безразличны к добру и злу, считаются неморальными, те, кто совершают злые поступки, считаются аморальными.

 Мораль не является постоянной для всех людей на все времена, она меняется. Мораль описывает конкретные ценности определенной группы в определенный момент времени

Исторически мораль была тесно связана с религиозными традициями, но сегодня ее значение не менее важно и для светского мира. Например, предприятия и государственные учреждения имеют собственные кодексы этики, которым должны следовать сотрудники

Мораль и этика

Мораль — это принципы, которыми руководствуется человек в своем поведении в обществе. И хотя мораль может меняться со временем, она остается стандартом поведения, который мы используем, чтобы судить о правильном и неправильном.

Мораль и этика связаны с различением «хорошего» и «плохого» или «правильного» и «неправильного». Специалисты относят вопрос морали к личному, в то время как этика относится к поведению в определенном сообществе.

Мораль и религия

Союз морали и религии, как правило, превращается в путаницу в самые мирные времена и в господство одного над другим во времена кризиса. Были этапы, когда религия впитывала мораль, которая тем самым становилась простым ее проявлением, полностью подчиняясь ее диктату. В другие времена отношения меняются, и мораль, как правило, возводится в абсолютное равновесие, так что религия становится простым следствием ее.

Моральное поведение

Моральное поведение определяется как действия человека, который с пониманием относится к влиянию, которое эти действия оказывают на других.

О тех, кого считают морально хорошими, говорят, что они добродетельны, придерживаются высоких этических стандартов, в то время как о тех, кого считают морально плохими, думают как о злых, грешных или даже преступных. 

Исследования показали, что у людей есть врожденное чувство морали. Конечно, родители и общество в целом, безусловно, могут воспитывать и развивать мораль и этику в детях.

Проблема происхождения ценностей

Важный вопрос, касающийся моральных ценностей: каково происхождение ценностей? Существует две  позиции, которые пытаются ответить на этот вопрос:

Субъективизм

Ценности — это человеческое творение, то есть происхождение ценностей, таких как справедливость или честность, зависит от оценок, предпочтений или даже от таких чувств, как симпатия или желание.

Объективизм

Ценности существуют сами по себе, независимо от того, знают ли люди он них, ценят или применяют их на практике отдельные лица и общества.Это означает, что люди могут и должны открывать эти ценности и превращать их в объективные моральные требования, то есть независимо от конкретных мнений, и поэтому они могут быть универсальным руководством к моральному поведению человека.

Сочинение про Мораль

Понятие и сущность морали.

Главной составляющей нашей жизни, с которой сталкивается любой из нас каждый день является мораль. Сущностью морали является поведение людей в обществе, способность оценивать поступки и намерения.

Как она формируется?

В большинстве случаев всё зависит от самого себя. По поступкам, поведению и характеру можно сразу узнать о человеке. Формирование морали происходит в обществе и нужно быть внимательнее, чтоб не попасть под влияние других людей. Вот если ребёнок воспитывается в неблагополучной семье, то можно сказать что с таким воспитанием с него ничего хорошего не выйдет.

Нормы морали.

Благодаря моральным нормам оценивается поведение человека в обществе. В нём говорится что можно или наоборот нужно делать, не со стороны правил закона, а со стороны этики. Существует семь видов нормы морали.

Благоразумие. Понятие этого вида учит, что сначала нужно думать, потом делать.

Вежливость. В любом общение ценят основу дипломатии.

Воздержание. Воздержаться от чего-либо, например вовремя поста.

Смирение. Возможность вовремя остановиться.

Справедливость. Даёт развить уважение к другим.

Стойкость. Умение ждать и терпеть.

Трудолюбие. Любовь к своему роду деятельности.

Основные функции морали.

Регулирующая. Одна из главных функций, которая включает в себя основу морали (правила, нормы). Она отвечает за мысли, которые будут воплощать желанную цель.

Оценивающая. По ней оценивают отношение человека за его поступки.

Воспитывающая. Вся суть данной морали состоит в том, чтобы «научиться быть человеком». Ещё она учит тому, чтобы делав любое дело, не причинить никому вреда.

Принципы морали.

В любом обществе существуют свои законы и правила. И у каждого человека есть свои личные принципы, личное мнение через которое он будет готов даже перешагнуть, чтобы дойти до цели и доказать ёё. К примеру, такое высказывание как «око за око» в наше время уже неактуально. Наоборот современное правило, его ещё называют «золотое правило» абсолютно не изменилось: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». За основу современного правила можно взять ключевое — принцип гуманизма. Вот такими понятиями как гуманностью, сочувствием, осознанием возможно охарактеризовать основы и общепризнанные мерки морали.

Мораль нашего времени просит от человека саморазвития и собственными стараниями добиться успеха. Ключевым тут нужно выделить, что упор ставиться не на том, чтобы ублажать самого себя, а именно на развитии самого себя и то что окружает современного человека. Нужно найти себя в этом мире и понять в чём же смысл жизни.

Мораль в жизни человека выступает за права отношений и за правила поведения в обществе, к которому мы обращаемся, не зная, правильно ли мы поступаем или нет.

Стремление быть полезным

Морально-нравственный облик предполагает, что мы делаем что-то, что принесет нечто приятное окружающим. Индивид не может жить только для себя, руководствуясь во всем исключительно личными мотивами. В противном случае начинают утрачиваться какие-то духовные стремления, исчезает вообще потребность действовать бескорыстно. Стремление быть полезным можно назвать крайне значительной характеристикой, помогающей занять достойное место в этом мире. Если человек хочет радовать окружающих и делает это искренне, то вскоре обнаруживает, что сам процесс доставляет ему радость. Если мы приносим пользу тем, кто находится рядом, то и сами, безусловно, становимся намного счастливее.

Функции морали

Мало у кого из людей действительно возникает вопрос, зачем нужна мораль? Это понятие состоит из многих важных компонентов и оберегает совесть человека от нежелательных поступков. За последствия своего морального выбора личность отвечает не только перед обществом, но и перед самой собой.

Оценочная функция связана с тем, как другие люди или сам человек определяет совершенные им поступки.

В случае, когда происходит самооценивание, личность обыкновенно склонная оправдывать собственные действия какими – либо обстоятельствами. Выносить поступки на общественный суд гораздо сложнее, ведь социум порой неумолим при оценке других.

Регулятивная функция помогает установить в обществе нормы, которые станут законами, предназначенными для всеобщего соблюдения. Правила поведения в обществе усваиваются индивидом на подсознательном уровне. Именно поэтому, попадая в место, где находится большое количество людей, большинство из нас спустя какое – то время начинает безошибочно следовать негласным законам, принятым именно в данном социуме.

Подобный контроль помогает достичь состояния «чистой совести» и социального одобрения. Если индивид не ведет себя подобающим образом, то обязательно получает в качестве обратной реакции осуждение со стороны других людей.

Интегрирующая функция помогает поддерживать состояние гармонии внутри самого человека. Совершая те или иные поступки, личность, так или иначе, анализирует свои действия, «проверяет» их на честность и порядочность.

Воспитательная функция заключается в том, чтобы человеку иметь возможность научиться понимать и принимать нужды окружающих людей, учитывать их потребности, особенности и желания. Если индивид достигает состояния такой внутренней широты сознания, то можно сказать, что он способен заботиться о других, а не только о самом себе. Мораль часто связывают с чувством долга.

Мораль. Нормы и функции морали.

Мораль – это общепринятые представления о добре и зле, правильном и неправильном, плохом и хорошем . Согласно этим представлениям возникают моральные нормы поведения человека. Синоним морали – нравственность. Изучением морали занимается отдельная наука – этика.

Мораль имеет свои характерные черты.

  1. Всеобщность моральных норм (то есть на всех действует одинаково, независимо от социального положения).
  2. Добровольность (никто не принуждает соблюдать моральные нормы, так как этим занимаются такие нравственные принципы как совесть, общественное мнение, карма и другие личные убеждения).
  3. Всеохватность (то есть моральные правила действуют во всех сферах деятельности – и в политике, и в творчестве, и в бизнесе и т.д.).

Философы выделяют пять функций морали:

  1. Оценочная функция разделяет поступки на хорошие и плохие по шкале добро/зло.
  2. Регулятивная функция разрабатывает правила и нормы морали.
  3. Воспитательная функция занимается формированием системы моральных ценностей.
  4. Контролирующая функция следит за выполнением норм и правил.
  5. Интегрирующая функция поддерживает состояние гармонии внутри самого человека при совершении тех или иных поступков.

Для обществознания ключевыми являются первые три функции, так как именно они играют основную социальную роль морали.

Норм морали было написано много за всю историю человечества, но основные из них появляются в большинстве религий и учений.

  1. Благоразумие. Это способность руководствоваться разумом, а не порывом, то есть думать, прежде чем делать.
  2. Воздержание. Касается не только брачных отношений, но и еды, развлечений и прочих удовольствий. Издревле обилие материальных ценностей считается тормозом для развития духовных ценностей. Наш великий пост – одно из проявлений этой моральной нормы.
  3. Справедливость. Принцип «не рой яму другому, сам попадешь», который направлен на развитие уважения к другим людям.
  4. Стойкость. Умение переносить неудачи (как говорится, что нас не убивает, делает нас сильнее).
  5. Трудолюбие. Труд всегда поощрялся в обществе, поэтому эта норма закономерна.
  6. Смирение. Смирение – это умение вовремя остановиться. Это родственница благоразумия с упором на саморазвитие и самосозерцание.
  7. Вежливость. Вежливые люди всегда ценились, так как худой мир, как известно, лучше доброй ссоры; а вежливость – основа дипломатии.

Моральные принципы – это моральные нормы более частного или конкретного характера. Принципы морали в разные времена в разных сообществах были разными, соответственно разным было и понимание добра и зла.

Например, принцип «око за око» (или принцип талиона) в современной морали далеко не в почете. А вот « золотое правило морали» (или принцип золотой середины Аристотеля) совершенно не изменился и по-прежнему остается моральным руководством: поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой (в Библии: «возлюби ближнего своего»).

Из всех принципов, которыми руководствуется современное учение о морали, можно вывести один главный – принцип гуманизма. Именно гуманностью, состраданием, пониманием можно охарактеризовать все остальные как принципы, так и нормы морали.

Мораль затрагивает все виды человеческой деятельности и, с точки зрения добра и зла, дает понимание того, каким принципам следовать в политике, в делах, в обществе, в творчестве и т.д.

Источник

Мораль, этика, нравственность

Раздел ЕГЭ: 1.1.3. Мораль | Раздел ОГЭ: 2.5. Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность

Содержание (быстрый переход):

ПОНЯТИЕ ОБ ЭТИКЕ и МОРАЛИ

Мораль выступает в качестве регулятора поведения человека в обществе. Понятие морали становится актуальным при оценке поступков индивида по отношению к природе и другим живым существам. Мoрaль ставит ограничения на свободу действий индивида, поскольку он всегда должен учитывать мнение других людей и общества, в котором живёт.

Мораль — традиционно сложившаяся система норм и правил поведения, которая определяется общественно принятыми понятиями о добре и зле, хорошем и плохом.

Этика — идеология, изучающая понятия морали и нравственности. Существует и другое определение: этика — обобщённые нормы поведения и морали для определённой общественной группы или профессии.

В процессе формирования понятие морали прошло несколько ступеней.

  • Табу — религиозный запрет, налагающийся на совершение какого-либо действия.
  • Обычай — повторение каких-либо действий, основанное на поведении предков или сложившейся социальной группы.
  • Традиция — комплекс обрядов, привычек и действий, передающихся в течение нескольких поколений.
  • Моральные нормы — устоявшиеся представления о поведении личности.

ФУНКЦИИ МОРАЛИ

  • Регулятивная. Мораль выступает в качестве нравственного координатора поведения человека.
  • Воспитательная. Мoраль служит средством воспитания, предоставляя понятия об идеальном поведении.
  • Коммуникативная. Морaль обеспечивает комфортное общение людей.
  • Ценностно-ориентационная. Мoраль служит ориентиром для человека.
  • Познавательная. Морaль помогает человеку постигать мир путём различия понятий добра и зла.
  • Мотивационная. Соблюдение моральных принципов стимулирует человека к самосовершенствованию и саморазвитию.
  • Гуманизирующая. Принципы морали основываются на человеколюбии, что содействует налаживанию отношений между людьми.

ПОДХОДЫ К ПРОИСХОЖДЕНИЮ МОРАЛИ

Существует несколько точек зрения, трактующих наличие морали.

  • Натуралистический подход. Наличие морали объясняется естественной природой человека. Возникновение морали связано с биологическим развитием человека.
  • Теологический подход. Мораль была дарована человеку высшими силами, Богом.
  • Социологический подход. Появление морали связано с процессом исторического развития общества и напрямую зависит от изменения социально-экономических потребностей людей.
  • Культурологический подход. Мораль выступает в качестве культурной составляющей, регулирующей социальное поведение людей, и не связана с политической, экономической и другими составляющими.

НРАВСТВЕННОСТЬ

Нравственность — ряд правил, соблюдение которых определяет поведение человека. Также под нравственностью понимается совокупность духовных и душевных качеств, которые необходимы человеку для комфортного нахождения в обществе, и соответствующее поведение, отвечающее этим правилам.

Таким образом, мораль обобщает в себе высокие идеалы общества, а нравственность определяет повседневную жизнь.

Этапы формирования нравственности. Формирование нравственности происходит с изменением мыслей человека о себе и своих поступках.

  • Конвенциональный этап. (Что обо мне подумают другие люди?)
  • Элементарный этап. (Что со мной будут делать?)
  • Автономный этап. (Что я буду думать сам о себе?)

Вы смотрели конспект по обществознанию на тему «Мораль, этика, нравственность». 

  • Вернуться к Списку конспектов по Обществознанию.
  • Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по обществознанию.
  • Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по обществознанию.

Нормы и принципы морали

Из всего разнообразия норм морали принято выдвигать на первый план всего семь, которые становятся самыми распространенными и актуальными в современном мире (их влияние прослеживается и в религиозных учениях):

  1. Здравомыслие, или рассудительность, то есть способность личности мыслить благоразумно, не поддаваясь эмоциям и минутным порывам.
  2. Аскетизм, или воздержание, распространяющееся не только на половые отношения между людьми, но и на ограничения в пище, развлечениях и иных удовольствиях, потому что переизбыток материальных ценностей отвлекает от совершенствования духовных.
  3. Справедливость, или беспристрастность, проявляющаяся в оценке других людей, в том числе в уважении к ним, их потребностям и интересам. На все поступки, которые человек совершил по отношению к окружающим, в определенное время должен появиться соизмеримый отклик: возмездие или награда.
  4. Упрямство, или непоколебимость, означает умение преодолевать трудности, вынося из этого опыт. Им можно делиться с другими, помогая двигаться вперед, несмотря на преграды, возникающие на жизненном пути.
  5. Трудолюбие, или усидчивость, качество, которое помогает личности реализовывать себя в каком-либо деле, связанном не только с личной выгодой, но и с общественной пользой. Этот моральный принцип ценился с самого зарождения человечества и имеет большое значение в социуме по сей день.
  6. Смирение, или покорность, выражает умение человека вовремя остановиться, не успев наломать дров.
  7. Вежливость, или деликатность — основа дипломатии, конструктивных взаимоотношений и выгодных сделок.

Кроме вышеперечисленных норм морали, существуют нравственные принципы, способствующие определению единых, схожих форм взаимодействия между людьми в обществе. Это критерии поведения:

  1. гуманизм — высшей ценностью признается человек, его достоинство и самоценность;
  2. коллективизм — осознанное стремление индивида всеми силами способствовать общей пользе;
  3. альтруизм — готовность безвозмездно и бескорыстно помогать окружающим;
  4. милосердие — проявление добродушия, доброжелательности, сострадания и человеколюбия;
  5. добровольный отказ от крайнего индивидуализма и проявлений эгоизма;
  6. принцип золотой середины — чувство меры во всем: в делах, поступках, эмоциях;
  7. принцип талиона, или «око за око» — необходимость возмещения убытков одному индивиду за счет другого, если утрата у первого произошла по вине второго. При этом необходимо настраиваться на поиск позитива и конструктивных методов выхода из кризисных или конфликтных ситуаций.

Моральная норма обязывает человека совершать определенные поступки или предписывает, как он должен вести себя в схожих ситуациях; моральный принцип показывает общее направление усилий, которые необходимо приложить во время деятельности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: