Введение
Ситуация, сложившаяся в последние полгода во всем мире, потребовала решения многих проблем, связанных с разработкой и новой вакцины, и новых лекарств, помогающих профилактике и лечению COVID-19. Перед биологами и вирусологами стояли сложные задачи, направленные на изучение природы вируса и его возможных мутаций. Но наряду с этими вопросами, все более остро вставала и необходимость понимания психологических реакций людей на депривацию жизненного пространства, сужение их временной перспективы и тесно связанные с этим нарушения эмоционального благополучия, психологической стабильности и укорененности.
Не менее актуальной становится и изучение реакции не только на изменения реального жизненного мира, но и на необходимость формирования иных форм деятельности и общения в пространстве интернета
Предположения, иногда чисто умозрительные, о наступлении новой эпохи цифрового общества и важности цифровой информационной социализации на наших глазах оборачиваются обыденной реальностью. И эта реальность начинает вытеснять прежние представления о жизни, о пространственно-временном континууме и связи между разными параметрами психологического хронотопа (Балашова, Марцинковская, 2017)
Аналогично предсказания близости экологической катастрофы (Марцинковская, Преображенская, 2020), неоднократно упоминавшейся в последнее время, также воплотились в реальность в виде опасного нового вируса, который, конечно, связан и с ухудшением экологии, и с изменением климата. Ведь многие тяжелые последствия появляющихся форм гриппа и пневмонии сопровождаются осложнениями, связанными именно со старыми, уже имеющимися у людей болезнями.
Компоненты и содержание опросника
1. Фрустрация пространства
Ограничили ли вы реальные контакты с людьми в период коронавируса?
Стали ли вы более осторожными в период коронавируса? Считаете ли вы уход на карантин и вынужденную удаленную работу людей эффективным средством защиты от коронавируса?
2. Степень опасности
Как вы считаете, как скоро в вашей стране победят эпидемию коронавируса?
Как вы считаете, является ли коронавирус смертельной опасностью для населения вашей страны?
Испытываете ли вы панику из-за ситуации с коронавирусом? Считаете ли вы проблему с пандемией коронавируса реальной угрозой для всего человечества?
Запаслись ли вы необходимой провизией в ситуации карантина из-за коронавируса?
3. Способы защиты
Соблюдаете ли вы эти меры защиты у себя в семье?
Считаете ли вы Интернет в ситуации карантина из-за коронавируса продуктивным средством социализации людей?
Считаете ли вы ношение медицинской маски, обильное мытье и дезинфекцию рук обязательными мерами защиты от коронавируса?
4. Информация
Следите ли вы за новой информацией о распространении коронавируса? Если да, то какой источник информации предпочитаете?
Распространяете ли вы новую информацию о коронавирусе и способах защиты среди своих родных, друзей, знакомых? Если да, то с помощью каких источников?
5. Будущее и интернет
Считаете ли вы, что наше будущее изменится в сторону развития новых технологий во всех областях?
Считаете ли вы, что в будущем будут стремительно развиваться на разных интернет-серверах новые онлайн-развлечения, общение?
6. Эмоциональное состояние
Комфортно ли вы себя чувствуете на вынужденной удаленной работе дома или вы испытываете дискомфорт?
Чувствуете ли вы раздражение из-за ситуации с коронавирусом?
7. Фрустрация времени
Изменился ли ваш распорядок дня в ситуации с коронавирусом?
8. Будущее и реальность
Изменения в будущем для человечества будут (подчеркните нужный вариант): а) позитивными; б) негативными; в) амбивалентными.
Для чего можно использовать самодиагностику?
Внимательный читатель спросит: «Если всё так плохо, зачем же ты пишешь этот пост?» И будет во многом прав.
Но есть одна сфера, где самодиагностика может иметь смысл — при предельно аккуратном использовании различные психометрические инструменты могут быть неплохим подспорьем в принятии решения об обращении к специалисту.
Если не пытаться поставить себе диагноз, не заниматься самолечением, а использовать различные шкалы и опросники только для того, чтобы убедить себя обратиться уже наконец к специалисту, то они могут быть весьма полезны.
Да, не нужно их использовать в качестве единственного источника принятия решения о том, что пора бы уже обратиться за помощью: правило «подозреваешь что-то неладное — сходи, проверься» остаётся непреложным, но как средство получения некоей дополнительной мотивации на поход к специалисту самостоятельное применение психометрических инструментов вполне допустимо.
Далее будут рассмотрены основные психометрические инструменты, которые хоть немного пригодны для того, чтобы проверить психическое состояние и создать себе необходимую мотивацию для посещения специалиста.
Скажу сразу, что к сайтам, на которые приведены ссылки, я не имею никакого отношения (просто включил в пост ссылки для удобства, чтобы вам не надо было их гуглить), они все работали на момент публикации поста, но я не гарантирую, что они не уйдут в небытие в ближайшем будущем.
Критерии отбора опросников, чтобы проверить психическое здоровье
Я постарался отобрать те инструменты, которые, во-первых, имеют хоть какие-то данные, подтверждающие их валидность и надёжность, а, во-вторых, были адаптированы (а не просто переведены) на русский язык.
Дело в том, что адаптация — сложный и важный процесс: недостаточно просто перевести вопросы, поскольку между русскоязычной и англоязычной (например) популяцией существуют серьёзные культуральные и иные различия.
Например, если использовать неадаптированную версию популярного теста MMPI, мы получим неадекватное повышение по шкалам «Достоверности» и «Индивидуалистичности» («Шизофрении»). Поэтому нужно не просто хорошо перевести тест, нужно проверить, а насколько переведённая версия адекватно работает. Это и составляет суть процесса адаптации.
В Сети есть множество переведённых (но не прошедших полную адаптацию) классных опросников (тот же NPI-40), но я намеренно не буду включать эти переводы в список, поскольку их использование сопряжено с высоким риском получения заведомо недостоверных результатов.
Разумеется, приведённый список не является исчерпывающим, и, весьма вероятно, что я забыл включить в него какой-то очень важный инструмент, формально соответствующий критериям отбора.
Как справиться с посттравматическим стрессовым расстройством?
Существуют различные методы лечения посттравматического стрессового расстройства, которые могут помочь изменить ваше отношение к травмирующему событию.
Очень эффективны в лечении посттравматического стрессового расстройства: когнитивно-поведенческая терапия, групповая терапия и экспозиционная терапия, когда пациент постепенно и многократно переживает пугающий опыт в контролируемой среде, что помогает ему справиться с травмой. Также помогают облегчить сопутствующие симптомы, такие как депрессия и беспокойство, лекарственные препараты.
Лечение зависит от тяжести симптомов:
- Если симптомы легкие, предпочтительнее просто наблюдение за пациентом.
- Если симптомы носят хронический характер, требуется психотерапия. Эта форма терапии используется для лечения как состояний психического здоровья – обсессивно-компульсивного расстройства, тревоги и депрессии так и эмоциональных проблем, возникающих в результате посттравматического стрессового расстройства. Для этого вида лечения необходимы квалифицированные специалисты в области психического здоровья.
Некоторые из методов психотерапии:
- Когнитивно-поведенческая терапия. Позволяет человеку адаптироваться к изменениям и распознавать модели мышления, которые приводят к иррациональному и негативному поведению и действиям.
- Экспозиционная терапия. Вызывает у пострадавшего сначала тревогу, подвергая его травмирующим воспоминаниям, ситуациям и объектам, моделируя их. Терапия помогает человеку преодолеть страхи и почувствовать себя комфортно в той же среде, которая раньше вызывала страх и беспокойство .
- Групповая терапия. Популярная и эффективная форма терапии позволяет поделиться своими чувствами, страхами и мыслями с группой людей, которые сами пережили подобную травму в своей жизни. Обмен таким опытом помогает снизить уровень стресса.
- Десенсибилизация движением глаз и повторная обработка. Процесс, в котором пациента заставляют сосредоточиться на нескольких формах отвлекающих факторов, таких как звуки и движения рук, пока он думает о травме.
Групповая терапия
Коморбидные симптомы, такие как депрессия, общее беспокойство и злоупотребление алкоголем или психоактивными веществами, вторичны по отношению к посттравматическому стрессу. Сначала следует лечить посттравматическое стрессовое расстройство, а затем устранять связанные с ним симптомы.
Медитация (не вариант лечения) помогает в признании когнитивных диссонансов и помогает в осознании и преодолении их влияния.
Лекарственная терапия:
- Трициклические и атипичные антидепрессанты и селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС), помогают человеку решить проблемы, связанные с бессонницей, которые возникают из-за посттравматического стрессового расстройства, подавить кошмары, грусть, напряжение.
- Ингибиторы моноаминоксидазы, такие, как изокарбоксазид.
- Нейролептики, в том числе рисперидон, можно использовать для снятия таких симптомов, как воспоминания и бессонница.
Все виды лекарств для лечения посттравматического стрессового расстройства следует принимать только по назначению врача.
Симптомы ПТСР
Стресс в результате травмы нарушает нормальное нервное функционирование. Посттравматическое стрессовое расстройство дает следующие симптомы:
Симптомы настроения
- Перепады настроения – наиболее частый симптом расстройства.
- Полное отсутствие энтузиазма и стремления заниматься хобби и общаться.
- Возможно чувство негатива по отношению к семье, друзьям и незнакомцам.
- Самообвинение за возникновение травмирующего события.
- Развитие негативного взгляда на себя и мир.
- Развитие социальных или специфических фобий.
Перепады настроения
Повторные переживания. Эти симптомы включают воспоминания и переживание жизни в виде снов и кошмаров. Во многих случаях пациент может вспомнить и заново пережить всю сцену или серию событий, которые в первую очередь привели к травме. Состояние может быть вызвано воспоминанием или ассоциацией со словами, событиями и другими подобными вещами, которые имеют отношение к воспоминаниям о травмирующем эпизоде.
Симптомы патологии:
- Навязчивые воспоминания о травмирующем событии;
- Повторяющиеся сны;
- Негативная реакция на напоминания о событии, провоцирующем симптомы.
Избегание или размышление. Пациент может изо всех сил стараться избегать вещей, отдаленно близких к травмирующему инциденту или создать психический блок, не позволяющий вспомнить точные детали события.
Симптомы из этой серии:
- Избегание любых напоминаний о травме – людей, участвовавших в событиях, ситуаций или обстоятельств, связанных с событием.
- Подавление воспоминаний, связанные с событием.
- Постоянные мысли о случившемся, невозможность смириться с произошедшим.
- Страх, вина, депрессия по поводу прошлого инцидента, который привел к травме.
Гипервозбуждение или эмоциональная холодность. Симптомы возбуждения или реактивности могут вызвать те же реакции, которые человек проявил во время травматического опыта. Они могут включать в себя постоянное нахождение на грани ожидания повторения, испуг от малейшего намека на повторение события.
Симптомы:
- Повышенная бдительность;
- Преувеличенный ответ на вероятную угрозу;
- Раздражительность, гнев и эмоциональные всплески;
- Трудности с концентрацией внимания;
- Проблемы со сном;
- Трудности с переживанием эмоций;
- Эмоциональная отстраненность от окружающих и других событий;
- Отказ от деятельности, которая имела значение до травмы;
- Амнезия основных аспектов травмы.
Эмоциональная отстраненность от окружающих
Расстройства шизофренического спектра
Шизофрения — одно из наиболее тяжелых по своим проявлениям и последствиям психических расстройств, выражающееся дезинтеграцией психической деятельности, сочетанием продуктивной (когда психика производит то, чего производить не должна, например, бред и галлюцинации) и негативной (когда психика не производит того, что производить должна — например, присутствует эмоциональная уплощенность, неспособность к принятию решений) симптоматики, поведенческих и когнитивных нарушений.
Шизофрения чаще других психических расстройств приводит к инвалидизации пациентов (до 40% больных).
Иллюстрация — Shawn Coss. Bored Panda. http://tiny.cc/1q4jbz
Несмотря на то, что корень «шизо-» означает «расщепление», шизофрения — это не «раздвоение личности» (это выражение больше соответствует диссоциативному расстройству идентичности, рассмотренному ранее).
Диагностика шизофрении — очень сложная тема, и самодиагностика невозможна здесь от слова «совсем». Как по причине сложности задачи, требующей для решения специальной подготовки и высокой квалификации, так и по причине возникающих в результате развития этого психического расстройства специфических нарушений мышления и восприятия.
Поэтому простых опросников для выявления шизофрении не существует. Есть PANSS, SAPS, SANS, MATRIX, но они, во-первых, не адаптированы для отечественной популяции, а, во-вторых, предполагают заполнение специалистом или при его участии.
Литература
1. Вайнштейн, С. В. (2010). Психологическая интроспекция в XXI веке: исторические тенденции и феномены методологии. Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология, (4), 31-39.
2. Кадочников Д.С. К вопросу об оценке осложнений лечения, возникших по «вине» пациента. Медицинское право: теория и практика. 2018. Т. 4. № 2 (8). С. 64-68.
3. Сандомирский М.Е. Психосоматические и социально-психологические аспекты социомедийной киберхондрии. Nauka-Rastudent.ru. 2015. № 7 (19). С. 28.
4. Молчанова, Е., Авдошина, Т. (2006). Вторичная выгода от болезни и механизмы психологической защиты у пациентов с соматоформными расстройствами и шизофренией. Социальная и клиническая психиатрия, 16 (3), 33-37.
5. Под ред. Ю.А. Александровского, Н.Г. Незнанова. Психиатрия. Национальное руководство. 2018. ISBN: 978-5-9704-4462-7
6. Клиническая психометрика : учебное пособие / под ред. В. А . С олдаткина; ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России. — 2-е изд, доп. — Ростов н/Д: Изд-во РостГМУ, 2018. — 339 с
7. Мосолов С.Н., Ушкалова А.В, и др. (2015). Валидизация Российской версии опросника HCL-32 для выявления пациентов с биполярным аффективным расстройством II типа среди больных, наблюдающихся с диагнозом рекуррентного депрессивного расстройства. Социальная и клиническая психиатрия, 25 (1), 21-30.
8. Ласовская, Т. Ю., Сарычева, Ю. В., Яичников, С. В., Пономаренко, И. В., Жовнер, И. В., Егорова, О. А., Артюшина, М. А., Лермонтов, П. А. (2012). Опросник для диагностики пограничного личностного расстройства: определение надежности частей теста. Journal of Siberian Medical Sciences, (2), 11.
9. Loewy, R. L., Pearson, R., Vinogradov, S., Bearden, C. E., Cannon, T. D. (2011). Psychosis risk screening with the Prodromal Questionnaire — Brief Version (PQ-B). Schizophrenia Research, 129(1), 42–46. doi:10.1016/j.schres.2011.03.029
10. Substance Abuse and Mental Health Services Administration. SAMHSA’s Concept of Trauma and Guidance for a Trauma-Informed Approach. HHS Publication No. (SMA) 14-4884. Rockville, MD: Substance Abuse and Mental Health Services Administration, 2014.
Ситуация пандемии: психологический контекст
Возникшая весной этого года ситуация не имеет аналогов в прошлом. Конечно, в мире неоднократно свирепствовали серьезные болезни, и часто при этом вводился карантин. Например, закрывался въезд в город во время холеры или прекращалось свободное передвижение между странами. Часто также люди уезжали в деревни или в свои поместья, что можно считать аналогами современной самоизоляции.
К сожалению, последствия потерь, которыми сопровождались вспышки серьезных болезней, со временем становились все более разрушительными и многочисленными. Достаточно вспомнить мировую эпидемию испанки, унесшей в начале прошлого века миллионы жизней.
Однако сегодняшняя ситуация серьезно отличается от предыдущих. И это связано, прежде всего, с глобализацией, расширением связей между странами и даже континентами. Теперь переезд человека из одной страны в другую стал естественным, обыденным явлением. Люди едут и на отдых, и на работу и на разные периоды времени – от нескольких дней до нескольких месяцев. Поэтому и распространение инфекций сделалось таким молниеносным и неотвратимым. Но если ситуация изменилась очень быстро, а карантин, «захлопнувший» пространство, стал внезапным и тотальным, то сознание людей не могло измениться столь же мгновенно.
Надо помнить и о том, что были фрустрированы многие повседневные привычки и ритуалы, что особенно тяжело всегда сказывается на психологическом благополучии человека: это и привычная еда, походы в театры, кино, кафе, посиделки с друзьями. Конечно, гораздо труднее было перенести невозможность повидать близких родственников, которые оказались в разных странах. К тому же близкое соседство болезни вызвало у многих испуг или, во всяком случае, опасения по поводу здоровья и даже жизни — и своей, и своих близких. Негативные переживания обусловлены и тревогами, связанными с настильностью экономической ситуации и страхом потери работы (Батлер, 2018).
Естественно, что новая ситуация кризисной транзитивности затронула все сферы психики — и эмоциональную, и когнитивную, и поведенческую. При этом одним из важнейших становится вопрос о том, что детерминирует весь веер реакций на жесткую фрустрацию пространства (Гришина, 2019; Левин, 2001). А реакция может быть совершенно непредсказуемой. Иногда появление барьеров приводит к депрессии и апатии (недаром увеличивается количество суицидов в эти периоды), подчас – к агрессии (достаточно сказать о холерных бунтах), а случается, карантин, напротив, влечет за собой всплеск творческой активности (вспомним Болдинскую осень А.С. Пушкина).
В наше время большое значение для психологического благополучия и адекватного поведения также имеет информационное поле, где находятся современные люди. Ведь сведения, которые человек получает от разных источников (ТВ, интернет, знакомые) оказывают огромное влияние и на понимание, и на переживание ситуации, и на поведение в ней. При этом интернет, в отличие от других источников информации, все более входит в пространство жизни, захватывая новые и новые сферы – общение, обучение и даже развлечения и досуг (Асмолов, Асмолов, 2019; Солдатова, Рассказова, Нестик, 2017).
Поэтому важно понять состояния и траектории поведения людей в ситуации разных изменений, разных видов транзитивности и в разных вариантах интернет коммуникации (Марцинковская, 2019). Детерминанты, определяющие эти индивидуальные стили поведения и состояния, могут быть как социальными, культурными, так и личностными
Если социальные факторы более или менее исследованы, то личностные траектории и стили деятельности в интернете пока изучены мало. И практически совсем вне круга научных интересов оказались переживания людей, включенных в разнообразные стили реальной и сетевой коммуникации и множественные фазы транзитивности.
Необходимость гибкого сочетания этих двух пространств в процессе поиска информации об особенностях заболевания COVID-19, о способах профилактики и поведения в ситуации пандемии — все это является важным параметром как эмоциональной стабильности, так и адекватности поведения. Поэтому, естественно, описанный параметр стал одним из определяющих в нашем опроснике.
Не менее значимым аспектом психологического благополучия выступает и способность сочетать работу, обучение и проведение досуга как в реальном взаимодействии, так и в пространстве интернета. И этот параметр также отражен в опроснике наряду с реакцией на изменения пространственно-временного континуума и представления о будущем после окончания карантина.
Для тех, кто просто пролистал картинки, не читая текста
Прочтите, пожалуйста, нижеследующий текст, он несложный и необременительный.
Eye-stopper
Очень кратко:
1. Самодиагностика — это плохо: неточно, вредно, у некоторых людей может вызывать ухудшение состояния. Связана с киберхондрией и эгерогенией;
2. Если уж использовать самодиагностику, то только как инструмент самомотивации для обращению к специалисту;
3. Для самодиагностики целесообразно выбирать инструменты, имеющие хоть какое-то подтверждение достаточно высоких характеристик валидности и надёжности (большинство предлагаемых «тестов на пограничность» или «тестов на шизофрению» этим свойством не обладает, но об этом — в одном из следующих постов).
Методики
- Для оценки интенсивности переживания психотравмирующих событий применялся «Опросник травматических ситуаций» — Life Experience Questionnaire, LEQ (Norbeck, 1984; Sarason et al, 1978), адаптированный на русский язык Н.В. Тарабриной с коллегами (Тарабрина, 2007). Данная методика представляет собой 38 описаний травматических ситуаций. Испытуемому необходимо отметить те ситуации, которые он переживал в своей жизни, а также оценить их продолжающееся влияние за последний год. По результатам опросника подсчитывался индекс травматичности.
- Для измерения уровня актуального ПБ и оценки выраженности его отдельных компонентов использовалась «Шкала психологического благополучия (ШПБ)» К. Рифф в адаптации Т.Д. Шевеленко- вой и Т.П. Фесенко (2005). Опросник содержит пункты, образующие 6 шкал, ответы по которым оцениваются с помощью классических ключей: «Позитивные отношения с окружающими», «Автономия», «Управление средой», «Личностный рост», «Цели в жизни», «Само- принятие», и 4 шкалы, полученные путем факторизации пунктов опросника Т.Д. Шевеленковой и Т.П. Фесенко: «Баланс аффекта», «Осмысленность жизни», «Человек как открытая система», «Автономия». Бланк методики представляет собой список утверждений, респонденту необходимо выразить степень своего согласия или несогласия с тем или иным утверждением, поставив отметку на шкале, содержащей 6 возможных градаций от «абсолютно согласен» до «абсолютно не согласен».
- Для оценки интенсивности психопатологических симптомов применялся «Опросник выраженности психопатологической симптоматики» — Symptom Check List-90-r-Revised, SCL-90-R (Derogatis et al., 1973) в адаптации Н.В. Тарабриной с коллегами (Тарабрина, 2007). Опросник содержит 90 вопросов, интерпретация происходит по 9 основным шкалам симптоматических расстройств (соматизация, обсессивность-компульсивность, межличностная сензитивность, депрессия, тревожность, враждебность, фобическая тревожность, паранойяльные тенденции, психотизм) и 3 обобщенным шкалам — общий индекс тяжести симптомов, индекс наличного симптоматического дистресса, общее число утвердительных ответов.
- Степень выраженности посттравматической симптоматики определялась по Миссисипской шкале (МШ, гражданский вариант) — Mississippi Scale (civilian version), (Keane et al., 1987, 1988) в адаптации Н.В. Тарабриной с коллегами (Тарабрина, 2007). Методика представляет собой список из 39 утверждений, каждое из которых оценивается по 5-балльной системе Лайкерта с выбором ответов от «совершенно неверно» до «совершенно верно». Итоговый результат выводится путем суммирования баллов и позволяет выявить степень воздействия на индивида перенесенного травматического опыта.
Обработка данных осуществлялась с помощью программного пакета STATISTIKA.
Личностные расстройства
Данная группа расстройств раньше называлась «психопатиями», и до сих пор этот термин можно встретить как в высказываниях специалистов, так и в русскоязычных научных публикациях.
Иллюстрация — Shawn Coss. Bored Panda. http://tiny.cc/1q4jbz
Для большинства личностных расстройств нет доступных онлайн опросников.
Например, в Рунете есть сайты, предлагающие пройти тест «Рейтинговая шкала Занарини», однако есть два «но»: предлагается перевод (а не адаптация, это важно!) теста, и переводы эти не соответствует полной версии оригинальной шкалы (8-10 вопросов вместо 90). В России разработан и апробирован Опросник для диагностики пограничного личностного расстройства за авторством Ласовской Т.Ю., однако его компьютеризированная версия в свободном доступе не представлена
В России разработан и апробирован Опросник для диагностики пограничного личностного расстройства за авторством Ласовской Т.Ю., однако его компьютеризированная версия в свободном доступе не представлена.
В литературе представлены опросники, заполняемые специалистом (например, ДИП-П), но они совсем уж, вообще никак не подходят для самодиагностики ни в каком виде.
Часть I (оценка уровня тревоги)
-
Я испытываю напряжение, мне не по себе
3 — все время
2 — часто
1 — время от времени, иногда
0 — совсем не испытываю -
Я испытываю страх, кажется, будто что-то ужасное может вот-вот случиться
3 — определенно это так, и страх очень велик
2 — да, это так, но страх не очень велик
1 — иногда, но это меня не беспокоит
0 — совсем не испытываю -
Беспокойные мысли крутятся у меня в голове
3 — постоянно
2 — большую часть времени
1 — время от времени и не так часто
0 — только иногда -
Я легко могу сесть и расслабиться
0 — определенно это так
1 — наверное, это так
2 — лишь изредка это так
3 — совсем не могу -
Я испытываю внутреннее напряжение или дрожь
0 — совсем не испытываю
1 — иногда
2 — часто
3 — очень часто -
Я испытываю неусидчивость, мне постоянно нужно двигаться
3 — определенно это так
2 — наверное, это так
1 — лишь в некоторой степени это так
0 — совсем не испытываю -
У меня бывает внезапное чувство паники
3 — очень часто
2 — довольно часто
1 — не так уж часто
0 — совсем не бывает
Подсчитайте количество баллов, сравните со значениями:
- 1-7 баллов – норма
- 8-10 баллов – субклинически выраженное тревожное расстройство
- 10 баллов и выше – клинически выраженное тревожное расстройство
Методы обучения
Изучение каждой дисциплины включает в себя знакомство с теорией, чтение электронных учебников и текстов лекций. Также вы получаете доступ к библиотеке вебинаров и можете записаться на участие в вебинарах онлайн, за прохождение которых вы получите электронный сертификат. В системе дистанционного обучения (СДО) Слушатели выполняют задания, проходят тестирования, при необходимости могут задать вопрос преподавателям. Доступ в СДО вы получите после зачисления. Все вопросы, связанные с организацией обучения, помогут решить сотрудники отдела по организации учебного процесса или поддержка.
Симптомы
- Постоянно повторяющиеся воспоминания о перенесенной психотравмирующей ситуации.
- Навязчивые представления о событиях, связанных с психотравмой.
- Повторяющиеся сновидения, в которых может отражаться пережитое травмирующее событие.
- Нарушения восприятия в виде иллюзий, галлюцинаций и искаженных ощущений, содержание которых имеет связь с пережитым психотравмирующим страданием. Чаще всего эти нарушения восприятия проявляются во время опьянения алкоголем, при засыпании или пробуждении.
- Изменения сознания в виде флэшбэков. Флэшбэк (непроизвольно повторяющееся воспоминание) — постоянное возвращение яркого образного представления, повторяющего наиболее значимое действие (или вещь, событие) перенесенной психической травмы. Это может быть своего рода картинкой (кадром) или сценой, в которой запечатлена пережитая травмирующая ситуация.
Тревога и тревожные состояния
Лучшее определение тревоги, которое мне попадалось, звучит так: «смутное ощущение неопределённой хреновости». Тревога обычно описывается как реакция беспокойства на некую опасность, суть которой не ясна.
Иллюстрация — Shawn Coss. Bored Panda. http://tiny.cc/1q4jbz
Тревожные расстройства — группа психических заболеваний, при которых человек либо испытывает неадекватную, часто аномально высокую тревогу, либо неадекватно на неё реагирует и не может с ней справиться, либо и то, и другое сразу.
Госпитальная шкала тревоги и депрессии (HADS)
Описание инструмента: та же самая шкала, что и в разделе депрессии. Только смотреть нужно на субшкалу тревоги, а не депрессии.Есть ли адаптированная русскоязычная версия: Да;При каких значениях итогового показателя следует задуматься: 11 баллов и выше по субшкале тревоги;Где почитать на русском языке об использовании инструмента: «Клиническая психометрика», 2018;Где можно пройти онлайн бесплатно без СМС:
Шкала самооценки тревоги Шихана
Описание инструмента: данная была создана в 1983 году на основании выборки симптомов тревожных расстройств и панических атак и включает в себя наиболее распространённые проявления этих расстройств, в том числе соматические и вегетативные проявления тревоги. Каждый пункт оценивается по шкале Ликкена. Целью лечения является достижения уровня тревоги менее 20 баллов.Есть ли адаптированная русскоязычная версия: Да;При каких значениях итогового показателя следует задуматься: более 30 баллов — аномальный уровень тревоги, более 80 баллов — высокий уровень тревоги;Где почитать на русском языке об использовании инструмента: «Клиническая психометрика», 2018;Где можно пройти онлайн бесплатно без СМС:
Шкала Либовица для оценки симптомов социальной фобии
Описание инструмента: шкала для самооценки уровня выраженности симптомов социальной фобии. Данная шкала измеряет степень тревоги и тенденции к избеганию, возникающих у субъекта в различного рода социальных ситуациях: ситуациях социального взаимодействия и ситуациях, в которых субъект является объектом внимания со стороны окружающих. 24 вопроса, менее 15 минут на прохождение;Есть ли адаптированная русскоязычная версия: Да;При каких значениях итогового показателя следует задуматься: 65 баллов и более;Где почитать на русском языке об использовании инструмента: «Клиническая психометрика», 2018;:
Лечение
Лечение должно проводиться под наблюдением врача психотерапевта или психиатра. Наиболее эффективно сочетание медикаментозного лечения с психотерапией. Из немедикаментозных методов хорошие результаты показала БОС-терапия.
Кроме этого широко распространены и другие методы терапии ПТСР:
- Физиотерапия.
- Цветотерапия.
- Диетотерапия.
- ЛФК, массаж, рефлексотерапия.
- Терапия изоляцией и путешествиями.
При своевременно оказанной и адекватной по объему помощи прогноз при терапии ПТСР благоприятный, удается полностью восстановить социальную адаптацию пациента, вернуть качество жизни на высокий уровень.
При легкой и средней тяжести состояния лечение проводится в домашних условиях, в тяжелых случаях — потребуется госпитализация в специализированный стационар, где есть возможность обследования и интенсивной терапии.
ПТСР у детей: особенности
Согласно статистике, болезнь у детей выявляют не чаще чем у взрослых, но специалисты в области психотерапии уверяют, что расстройство у детей прогрессирует быстрее. Дети представляют собой группу риска из-за повышенной предрасположенности к посттравматическому синдрому, впечатлительности и чувствительности. Причины развития проблемы у детей – это психологические травмы, неблагополучные социальные условия и индивидуальные особенности развития.
Диагностику патологии обеспечивает детский психиатр. Врач устанавливает, какое психотравмирующее событие произошло, и какие изменения в нервной системе оно спровоцировало. В ходе диагностики оценивается реакция больного на воздействие раздражителей, уточняется наличие воспоминаний, воспроизводимых во сне, в ходе игры или в рассказах. Консультация детского психолога позволит установить тип расстройства, определить схему воздействия и установить прогноз на выздоровление.