Онлайн тест спилбергера ханина на уровень тревожности

Содержание теста

Опросник состоит из 40 высказываний. Они делятся на две группы по 20 высказываний. Одна группа должна отвечать за выявление TA, вторая — определяет SA.

Оценка, как уже говорилось выше, основана на четырёхбалльной шкале Лайкерта. Она подразумевает четыре варианта ответов на каждое высказывание:

1 2 3 4
Никогда (совсем нет) Почти никогда (в некоторой степени) Часто (в умеренной степени) Почти всегда (очень сильно)

Тест на тревожность в оригинале имеет две формы: X и Y. Форма X направлена на выявление не только степени проявления состояния, но и определение его признаков. Этот вариант позволил диагностировать у пациентов тревожность и беспокоящее состояние при депрессиях.

В форме Y многие высказывания из формы X заменены на новые. Она призвана определить конкретные факторы состояния и черты тревоги. Форма Y имеет более простую структуру. Сегодня она имеет большее распространение. Вариант Y адаптирован для русского языка.

Исследование тревожности (Ч.Д.Спилбергер, адаптация Ю.Л.Ханин)

Шкалы: ситуативная тревожность, личностная тревожность

Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

Причины тревожности

Тревожность является психическим свойством, индивидуальной особенностью психологического характера, которая


выражается склонностью испытывать тревогу. Для понимания сути понятия следует не забывать о связи этой особенности человека с такими свойствами, как полученный по наследству или приобретаемый в процессе жизнедеятельности невротизм, интроверсия. Переживания таких эмоций могут быть разными. Существуют разные факторы влияния. Таким образом, не все зависит от самого человека.

С тревожностью не все так однозначно и просто. Ведь у этого чувства казуальный характер проявления. Оно имеет ряд составляющих элементов и триггеров, взаимодействующих между собой и влияющих на то, как мы интерпретируем тревогу. А это взаимосвязано с тем, какие ключевые причины имеет человек, страдающий тревожностью, страхами и беспокойством:

Способность к обучению.

Человек всю свою жизнь учится на опыте своем и других людей, на поступках и наблюдениях в условиях разнообразных ситуаций, которые угрожают безопасности. Примерами являются потеря стабильного источника дохода, увольнение с работы. Тревожность детей часто формируется в раннем возрасте, когда случаются стрессовые ситуации без возможности найти логическое объяснение происходящим событиям. И то, как проходит детство, влияет на эмоциональное развитие взрослого человека.

Мышление и тревожные мысли

Любая мыслеформа, которая вызывает неудобство, дискомфорт, способна усилить чувства угрозы и опасности. И нет разницы реальность это или вымысел, важная роль отводится только когнитивным процессам человека. Мышление в негативном ключе порождает тревожность.

Предвкушение опасностей, угроз

Ожидая неприятности, опасные для жизнедеятельности события и явления, человек настраивает себя на негатив и это вызывает тревогу и тревожные размышления. У него появляются плохие предчувствия, начиная с легкого волнения и заканчивая тревожностью.

Ощущение изменений на уровне физиологии

У человека появляется тревожность в случаях обнаружения каких-либо изменений на своем теле, в организме, которым не можем найти объяснения. Здесь могут быть, как положительные эффекты, так и отрицательные. Плюс в том, что такая тревожность помогает предотвратить серьезные проблемы со здоровьем. Но есть и минус – может способствовать тому, что человек начинает «топить» свои проблемы в алкоголе и т.д. И последствия этих действий могут быть плачевными.

Тревожность способна приносить нам пользу и вредить. Сталкиваясь с ней, мы уже подготовлены к реакции в направлении поиска выхода из сложившейся ситуации. Обычно это происходит при неблагоприятных обстоятельствах. Но в случае с повышенной тревожностью люди могут столкнуться со следующим:

  • трудностями запоминания;
  • раздражительностью;
  • хронической усталостью;
  • нарушениями сна;
  • депрессивными состояниями;
  • заболеваниями сосудов и сердца;
  • снижением защитных функций организма и т.п.

Что такое личностная тревожность

Повышенный уровень способности беспокоиться и тревожиться без оснований является личностной тревожностью. Она иногда имеет связь с состоянием гормонального фона человека, а также с привычной моделью поведения личности. Это ощущение можно назвать страхом.

Ее уровень измеряют с помощью теста Кеттелла. В нем с личностной тревожностью ассоциируются обеспокоенность, чувствительность, склонность к истерикам, изменчивость настроения, неуверенность, а также предрасположенность к предугадыванию, самоосуждению, депрессии и т.д.

А противоположные чувства, которые используются в тестировании – беззаботность, надменность, жизнелюбие, оптимизм, уверенность, а также невозмутимость и спокойствие.

Тест№2

Инструкция. Отметьте, насколько часты для вас состояния, перечисленные ниже по следующей шкале:

  • 4 балла — «очень часто»;
  • 3 балла – «часто»;
  • 2 балла – «иногда»;
  • 1 балл – «редко»;
  • 0 баллов – «никогда».

Контрольные фразы:

  1. Я волнуюсь без повода.
  2. Мне хочется, чтобы меня поддерживали, подбадривали.
  3. Я боюсь выглядеть глупо.
  4. Я беспокоюсь о своем будущем.
  5. Мои друзья и коллеги выглядят лучше меня.
  6. Многие вокруг не понимают меня.
  7. Я не умею красиво говорить, боюсь вести беседы.
  8. От меня требуют очень многого.
  9. Чувствую себя зажатым, скованным.
  10. Мне кажется, что со мной может случиться неприятность.
  11. Меня беспокоит мнение окружающих обо мне.
  12. Мне кажется, что люди говорят обо мне за моей спиной.
  13. Я не чувствую себя в полной безопасности.
  14. Мне некому открыть свои чувства и мысли.
  15. Мои достижения и успехи никого не интересуют.

Обработка результатов. Подсчитайте итоговый балл и сверьтесь с таблицей результатов.

Меньше 10 баллов 11-30 баллов Выше 30 баллов
У вас высокий уровень самооценки. Вы уверены в себе, не нуждаетесь в похвале окружающих и не заботитесь об их мнении о вас У вас здоровая самооценка. Вы интересуетесь мнением окружающих о вас, но не сильно страдаете, если оно не совпадает с вашими ожиданиями Вашей самооценке нужен «ремонт». Критику и мнение близких вы принимаете близко к сердцу, часто страшитесь будущего, сомневаетесь в своих способностях, тяжело принимаете решения, страшитесь новизны

STAI: клиническая значимость

Большинство из известных методов оценки уровня тревожности позволяет оценить только или личностную тревожность, или текущее состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственным способом, позволяющим дифференцировано тревожность и как личностное свойство, и как состояние, является методика, предложенная Спилбергером.

Измерение тревожности как свойства личности имеет важное значение – ведь это свойство во многом обуславливает поведение человека. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности

У индивидуума существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности – так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля.

Понятие тревожности

Склонность переживать сильную напряжённость по незначительным поводам называют тревожностью. Это психологическое своеобразие темперамента личности имеет индивидуальные черты у каждого человека. Рассматриваемое явление также можно определить следующим образом — ситуативное состояние эмоциональной напряжённости, активно влияющее на поведение и самочувствие.

Психологи склоняются к мнению, что тревожность имеет частично приобретённую, частично врождённую природу. Такая особенность темперамента формируется благодаря сочетанию:

  • генетических характеристик;
  • внутренних конфликтов оценочного характера;
  • неправильных действий родителей, воспитателей, педагогов.

Ряд исследователей считает, что причина формирования психологической характеристики кроется в ранее пережитых отношениях, с неблагоприятным опытом.

Согласно методике Спилбергер различает два вида тревожности:

  1. Тревога-состояние (A — state) или ситуационная тревожность – это эмоциональное состояние, возникшее под влиянием сложившихся обстоятельств. Носит временный характер и является реакцией психики на стресс. Такое состояние способствует активным действиям, если не превышает определенный порог, за которым начинается паника или апатия.
  2. Тревога-черта (A — trait) или личностная тревожность – это индивидуальная черта характера. Высокая тревожность характеризуется почти постоянным чувством опасности, неблагополучия, ожидания неприятностей. Сопровождается низкой самооценкой, негативным отношением к окружающим и миру в целом. Как правило, реальная ситуация не настолько опасна, как ее воспринимает человек.

Классификация состояний тревожности

Затяжная тревожность многогранна. Состояния могут различается по многим критериям. Их классификация необходима для того, чтобы в дальнейшем подобрать подходящую методику для определения уровня тревожности.

По происхождению

Выделяется личностная тревожность, когда человек предрасположен к хроническому беспокойству в силу характера, темперамента, особенностей состояния здоровья, наследственности. Она может обостряться тогда, когда другие люди чувствуют себя нормально. Такой человек предпочитает держаться особняком, не участвовать в шумных мероприятиях, тем самым обостряя своё состояние.

Ситуативная тревожность, которая часто называется реактивной. Она обусловлена различными ситуациями из окружающего мира, провоцирующими её:

  • многочисленные опасности современного мира — войны, катастрофы, экономические кризисы, природные катаклизмы, сообщения об угрозах их возникновения оказывают своё негативное действие;
  • плохие отношения с окружающими людьми, с которыми приходится общаться постоянно и испытывать отрицательные эмоции;
  • коммуникации с большим количеством людей в постоянном режиме накладывают негативный отпечаток на личность, приводит к стрессам;
  • печальный опыт, полученный ранее, может преследовать человека всю жизнь.

По возрасту

Одно из наиболее важных разделений тревожных расстройств проводится с учётом особенностей развития нервной системы в конкретном возрасте. Отчёт начинается с самого рождения, потому что даже младенцам часто свойственна тревожность. Причины её появления различны: состояние здоровья, общая атмосфера в семье, условия проживания. До достижения 7 лет такая тревожность именуется детской.

Затем настаёт черёд школьной тревожности, источником которой выступают события, происходящие во время учебы. Особенно тяжело приходится младшим школьникам, которые испытывают давление с 3-х сторон:

  • родителей;
  • учителей;
  • одноклассников.

Чрезмерная тревожность может закончиться неврозом или постоянным страхом школы.

Подростки также страдают от повышенной тревожности, это связано с:

  • гормональной перестройкой организма;
  • частой сменой настроения;
  • необходимостью определения своего места в круге сверстников.

Взрослая тревожность может сопровождать человека в течение всей жизни. Это объясняется многими факторами:

  • особенностями мужской и женской психологии;
  • сложными жизненными периодами (кризис среднего возраста, климакс, старение);
  • опасными профессиями и деятельностью, требующей повышенного напряжения.

Методики выявления тревожности

Тесты — самая распространённая форма диагностики. Объясняется это простотой их составления, легкостью прохождения, возможностью быстро проанализировать результат. Среди них есть тесты с утвердительными или вопросительными предложениями. Они эффективны при использовании в комплексе с другими методиками.

Шкалы Кондаша

Методика Кондаша подразумевает под собой совокупность шкал, которые направлены на выявление потенциальной тревоги в разных ситуациях у школьников. Проверять другие категории населения по ней бесполезно. Шкала объединяет 3 направления вопросов:

  • школьные проблемы во всём их многообразии;
  • отношение школьника к себе;
  • коммуникация с окружающими.

Перечисляются ситуации, которые характерны для подростков. Каждую из них он должен оценить количеством баллов, которые в конце суммируются, определяется тип тревожности. Необходимо строго следовать приложенным к шкале инструкциям.

Назначение опросника

Тест был разработан Чарльзом Спилбергером в первой половине 80-х годов XX века. Методика была адаптирована для русскоязычного использования Ю. Л. Ханиным.

Чарльз Дональд Спилбергер — доктор философии, клинический психолог, известный своими работами по изучению беспокоящих состояний. При разработке теста развил теорию известного британского психолога Рэймонда Кеттела.

В её основе было заложено чёткое разграничение хронических (постоянных) и временных тревожных состояний. Спилбергер составил детальную опись состояний тревожности.

Многие из своих концепций по тревожности психолог позднее перенёс на проблемы проявления гнева. В этой теме Спилбергер добился максимальных успехов и стал признанным авторитетом.

Помимо шкалы тревоги (STAI), Спилбергером были составлены ещё несколько тестов:

  • STAS — шкала состояния гнева,
  • STAXI — оценка выражения гнева,
  • STAIC — оценка состояния тревоги у детей.

Чарльз Дональд работал над передовым психологическим проектом совместно с психологами Р. Л. Горсач и Р. Е. Люшен. Вместе они сформулировали перечень вопросов, с помощью которых человек мог самостоятельно определить степень проявления различных типов беспокоящих состояний.

https://youtube.com/watch?v=2JXiXain6S8

Методика с выявлением нескольких типов тревоги одновременно стала передовой и новаторской. Ранее такой подход не использовался. Различные анкеты, которые были введены в оборот до теста Спилбергера, были нацелены на оценку одного, конкретного вида беспокоящего состояния.

Юрий Львович Ханин — профессор, доктор психологических наук. Один из ведущих спортивных психологов. Внёс серьёзный вклад в изучение проблем влияния тревожности, стресса, эмоций в спортивных достижениях. Адаптировал методику Спилбергера для русскоязычного населения для использования в профессиональном спорте.

Применение адаптации не ограничилось спортом, тест получил широкое распространение в других сферах.

Диагностика уровня тревожности

Диагностика уровня тревожности подразумевает проведение различных психологических тестов и заполнение опросников:

Опросник Лаврентьевой, Титаренко

Родителям предлагается выбрать из 20 признаков те, которые имеются у ребенка:

  • быстрая утомляемость при работе;
  • трудности с концентрацией внимания;
  • чрезмерное беспокойство при новом задании;
  • напряженность и скованность при выполнении задания;
  • частое смущение;
  • разговоры о напряженных ситуациях;
  • частая гиперемия лица;
  • жалобы на страшные сны;
  • холодность и влажность рук;
  • часто расстройство стула;
  • высокая потливость при волнении;
  • плохой аппетит;
  • беспокойный сон, трудности с засыпанием;
  • повышенная пугливость, множество страхов;
  • постоянное беспокойство;
  • неспособность сдержать слезы;
  • непереносимость ожидания;
  • боязнь новых дел;
  • неуверенность в своих силах;
  • боязнь трудностей.

Количество положительных ответов позволяет определить уровень тревожности: 15 – 20 баллов говорит о высокой тревожности, 7 – 14 – о тревожности среднего уровня и 1 – 6 баллов – ребенок с низкой тревожностью.

Тест тревожности по Тэммпл, Амен и Дорки

Ребенку предлагают просмотреть некоторые жизненные ситуации, обозначенные на картинках в определенной последовательности (всего рисунков 14). Он должен ответить одной эмоцией (радостью или грустью) на каждую картинку:

  • ты играешь с маленьким ребенком, какое у тебя лицо (грустное или веселое);
  • ты идешь с мамой и младшим братиком (он в коляске) на прогулку;
  • на тебя нападает старший, какое у тебя лицо;
  • ты самостоятельно одеваешься, тебе радостно или грустно;
  • ты играешь с детьми старше тебя, тебе весело или грустно;
  • ты ложишься спать один, а родители заняты, тебе весело или грустно;
  • ты самостоятельно умываешься, какое лицо у тебя при этом;
  • тебя ругает мама, тебе грустно или весело;
  • родители играют с младшим, не обращая на тебя внимания;
  • у тебя ровесник хочет отобрать игрушку, это смешно или грустно;
  • мама заставила собрать разбросанные игрушки, это весело или грустно;
  • ровесники уходят по домам, тебе весело или грустно;
  • вы всей семьей на фотографии, тебе грустно или весело;
  • ты ешь один, это грустно или весело.

После просмотра рисунков заполняется специальная таблица и высчитывается уровень тревожности. Помимо выражения лица ребенок должен сопровождать каждый рисунок своим комментарием. Уровень тревожности рассчитывается по формуле: УТ (тревожность) = (количество отрицательных эмоций / 14)* 100.

При УТ 50% и выше говорят о высокой тревожности, УТ, равный 20 – 50% о средней тревожности и УТ меньше 20% — о низкой тревожности.

Тест тревожности Филипса

У детей школьного возраста тревожность определяют по Филипсу. Этим занимается школьный психолог, который тестирует сразу группу школьников (класс). Опросник Филипса состоит из 58 вопросов, ответы на которые позволяют оценить:

  • уровень тревожности всего класса;
  • выраженность переживаний по поводу стресса в обществе;
  • тревожность по поводу возможных успехов и положительных оценок;
  • страх по поводу самовыражения;
  • страх по поводу проверок знаний;
  • страх по поводу мнения одноклассников и учителей;
  • уровень сопротивляемости стрессовым ситуациям;
  • страх по поводу отношений с педагогами.

Вопросы под определенными номерами соответствуют перечисленным выше критериям. Каждый положительный ответ считается как один балл и суммируется по группам, выявляя уровень тревожности в данном коллективе.

Шкала тревожности Спилберга-Ханина

По этой шкале, опросник которой состоит из 40 вопросов, предлагается определить уровень тревожности самостоятельно. Первые 20 вопросов дают оценку по поводу ситуативной тревожности, вторая половина вопросов позволяет оценить личностную тревожность.

Результаты и рекомендации

Обработка результатов здесь не займет много времени. Итоги проведенного теста, по уровню самооценки можно анализировать отдельно по каждой конкретной шкале. Или как среднее арифметическое всех показателей.

Например, если для исследования применялось четыре шкалы, то общую сумму балов нужно разделить на четыре, если шесть шкал – то общую сумму делим на шесть и т. д.

Шкалу здоровья, как правило не оценивают, это проверочная шкала.

По ней психолог определяет на сколько правильно испытуемый понял принцип теста. Но при проверке себя, я счел нужным проанализировать и шкалу здоровья.

Ключи для уровня самооценки (черточка)

  • повышенный уровень оценки конкретной личности в рамках от 50 баллов до 75, такой показатель является реалистичным и адекватным;
  • баллы ваши — от 75 до 100 – это завышенный показатель, он говорит об умеренных, но отклонениях в личности, чуть завышенных притязаниях, нечувствительности к своим ошибкам;
  • баллы до 50 – весьма заниженная самооценка, в наборе с нею — проблемы с восприятием себя, уверенностью, возможно, нужна помощь специалиста и коррекция.

Ключи по притязаниям (крестики):

  • итоговые баллы от 60 до 90 – притязания на реалистичном, достижимом уровне;
  • баллы от 90 до 100 – отсутствие критичности, завышенные ожидания и притязания;
  • баллы до 60 – слишком низкая степень притязаний, возможно — проблемы с развитием личности и уверенностью в себе.

Суть методики

Установление степени проявления беспокоящих состояний очень важно, т. к

оно во многом определяет поведение человека. Тревожность присуща всем людям. Но для каждого индивида характерен свой оптимальный, желательный уровень.

Такие состояния называются полезными. Задание позволяет человеку самостоятельно выяснить уровень тревожности, на основе этих данных выстроить оптимальный самоконтроль и самовостриятие.

Шкала тревоги Спилбергера (STAI) — адаптированный метод самостоятельного определения уровня беспокойности как в данный момент, так и в долгосрочной перспективе.

В основе метода психодиагностики лежат:

  • перечень из 40 высказываний, разбитый на два блока;
  • четырёхбалльная шкала Лайкерта;
  • бланк оценки и обработки данных.

STAI измеряет два типа тревожности:

  1. Реактивный (ситуативный) — SA. S-беспокойство по Спилбергеру. Проявляется в форме страха, нервозности, дискомфорта. SA характерная для психологических расстройств, патологий и заболеваний. Реактивное беспокойство выражается в чувствах от предполагаемых, временных угроз.
  2. Личностный — TA. Т-тревога в классификации автора теста. Проявляется в чувствах стресса, беспокойства, дискомфорта. Беспокоящее состояние, с которым человек сталкивается каждый день. Ощущения и чувства в типичных ситуациях.

Преимущества теста STAI:

  • приспособлен для использования в различных социально-экономических ситуациях;
  • требуемый уровень для самооценки — шесть классов образования;
  • подходит для оценки как взрослых всех возрастов, так и детей с 12 лет;
  • адаптирован как для клинического, так и для любого другого медицинского использования;
  • активно применяется при исследовании различных тревожных и депрессивных состояний.

Методика 20. Тест на исследование тревожности (Опросник Спилбергера)

Под тревожностью понимается особое эмоциональное состояние, часто возникающее у человека и выражающееся в повышенной эмоциональной напряженности, сопровождающейся страхами, беспокойством, опасениями, препятствующими нормальной деятельности или общению с людьми

Тревожность — важное персональное качество человека, довольно устойчивое. Доказано существование двух качественно различных разновидностей тревожности: личностной и ситуационной

Под личностной тревожностью понимается индивидуальная черта личности человека, отражающая его предрасположенность к эмоционально отрицательным реакциям на различные жизненные ситуации, несущие в себе угрозу для его Я (самооценки, уровня притязаний, отношения к себе и т.п.). Личностная тревожность — это стабильная склонность человека реагировать на подобные социальные ситуации повышением тревоги и беспокойства.

Ситуационная тревожность определяется как временное, устойчивое только в определенных жизненных ситуациях состояние тревожности, порождаемое такими ситуациями и, как правило, не возникающее в иных ситуациях. Это состояние возникает как привычная эмоциональная и поведенческая реакция на подобного рода ситуации. Ими, например, могут быть переговоры с официальными лицами, разговоры по телефону, экзаменационные испытания, общение с незнакомыми людьми противоположного пола или иного, чем данный человек, возраста.

У каждого конкретного человека личностная и ситуационная тревожность развиты в различной степени, так что каждого, имея в виду его тревожность, можно охарактеризовать по двум показателям: личностной и ситуационной тревожности.

Представленная далее методика, разработанная Спилберге- ром, предназначена для одновременной оценки двух названных видов тревожности. Она включает в себя две шкалы, каждая из которых отдельно оценивает личностную или ситуационную тревожность. Ниже, в таблице 20, даются описания этих шкал.

Перед началом исследования испытуемые получают следующую инструкцию:

«Прочтите внимательно каждое из приведенных ниже суждений и зачеркните в соответствующей графе справа ту или иную цифру в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над ответами на предложенные суждения не нужно долго думать, поскольку правильных или неправильных ответов нет».

П р и м е ч а н и е: Справа в таблице в соответствующих тем или иным ответам столбцах указано количество баллов, которое получает испытуемый за избранный им ответ.

Оценка результатов

При помощи ключа к данной методике, представленного в таблице 21, определяется количество баллов, полученных испытуемым за избранные им ответы на суждения приведенных выше шкал. Общее количество баллов, набранных по всем вопросам шкалы, делится на 20, и итоговый показатель рассматривается как индекс уровня развития соответствующего вида тревожности у данного испытуемого.

Выводы об уровне развития

3,5-4,0 балла — очень высокая тревожность.

3,0-3,4 балла — высокая тревожность.

2,0-2,9 балла — средняя тревожность.

1,5-1,9 балла — низкая тревожность.

0,0-1,4 балла — очень низкая тревожность.

Что такое тревожность

Тревожность – это ощущение взволнованности, озабоченности, беспокойства, которое не имеет направленности на какой-либо объект и появляется, когда угрожает опасность значимым для конкретной личности ценностям. Например — достоинству, престижу, уважению, физической безопасности. У каждого персональные критерии оценки своего Я, поэтому и поводы для тревоги у всех свои.

В определенных пределах тревожность является естественным откликом психики на негативные обстоятельства, условия. Когда ситуация нормализуется, подобный дискомфорт сменяется ровным эмоциональным состоянием. Подобная взволнованность не порождает психологических расстройств, а, напротив, активизирует механизмы самосохранения индивидуума. Поэтому ее можно назвать полезной.

Тревожность может быть невротической. Ее особенностью является — неадекватная реакция на опасность, которая преувеличена или выдумана. Субъективное восприятие реальности не всегда соответствует действительному положению дел. В результате появляется склонность к необоснованным переживаниям и беспокойству. Следствием становятся страхи, фобии, паники, внутренние конфликты, неврозы и другие патологические состояния психики.

Состояние тревоги сопровождается чувством дискомфорта, которое может быть кратковременным, затяжным и практически постоянным. Такое самочувствие часто определяет поведение человека в той или иной ситуации. Люди с нормальным уровнем тревожности более эффективны в решении насущных задач, уравновешены и жизнерадостны, чем те, у кого уровень тревожности высокий.

Суть методики тестирования и уровня тревожности

У каждого человека есть, так называемый, предел полезной тревожности. Это тревожность, которая необходима для организма. Важным для человека является оценивать своё состояние, чтобы развивать самоконтроль. Такую тревогу можно назвать ситуативной, тоесть общей. Этот тип характеризуется эмоциями, переживаемые лично человеком. Это обычная реакция человека на стресс, когда он переживает отрицательные эмоции.

Помимо определения общего уровня, тест Спилбергера — Ханина ещё определяет личностную тревогу. Это тоже является индивидуальным для каждого человека. Только личностная тревога, является чертой характера, которая определяет насколько человек склонен к состоянию стресса или к тому, что он будет испытывать отрицательные эмоции.

Личности, у которых высокий уровень тревоги не могут спокойно реагировать на множество ситуаций, так как могут воспринимать их как угрозу для себя, для своего окружения. Так что если вы знаете о своём уровне тревоги, это поможет вам принять меры по предотвращению таких ситуаций или помогут их избежать. Вы поймёте, что вам необходимо развивать в себе чувство уверенности и работать над собой. Знание своих проблем уже шаг к их решению и верному подходу к их решению.

В случае с ситуативной тревогой всё намного сложнее, так как чувство беспокойства не зависит от вас и оно крайне непостоянно, а значит предугадать и избежать его будет очень трудно. Ситуативная тревога появляется только тогда, когда вы уже попали в стресс. Чувство стресса пройдёт только после того, как вы покинете ситуацию конфликта или субъект, который причиняет вам дискомфорт.

Удачного вам тестирования!

Разница между тревогой, тревожностью и страхом

3 близких, но не равнозначных понятия — тревога, страх и тревожность — различают по причинам возникновения, развитию, способам борьбы с ними.

Тревога — кратковременное состояние, длящееся ровно столько, сколько продолжается событие, заставляющее её испытывать — сдача экзамена, хирургическая операция, опасная поездка. Она связана с беспокойством, волнением за себя, близких людей. Тревоги может и не быть, если человек попадает в подобную ситуацию неоднократно: он уже привык и не испытывает волнительных эмоций.

Если состояние не проходит в течение длительного времени, появляется независимо от внешних обстоятельств, существенно нарушает внутреннее состояние человека, то следует говорить о тревожности. Она может быть постоянной или периодической, иметь разные формы проявления, но всегда требует детальной диагностики и лечения. Если этого не сделать вовремя, то могут возникнуть опасные последствия вплоть до затяжной депрессии.

Страх — самая негативная эмоция, которая выражается в боязни конкретных вещей, она парализует все действия человека, не даёт ему спокойно жить.

Методика тревожности Спилбергера

Шкала теста тревожности Спилбергера включает в себя две подшкалы. Одна оценивает ситуативную тревожность, твое состояние в данный отрезок времени. Другая направлена на оценку личностной тревожности, обычного твоего состояния.

Инструкция

Перед шкалами теста находится инструкция, в которой говорится, что следует внимательно прочитать ниже предложенные выражения. Далее ты зачеркиваешь цифру в графе, которая наиболее точно соответствует твоему состоянию в этот момент.

Не следует задумываться длительное время. В методике нет неправильных и правильных ответов. Если ты проходишь технику тревожности Спилбергера онлайн, то перед проведением теста тебе нужно указать свою половую принадлежность.

Суждение

Оценка уровня тревожности производится следующим образом:

  • За каждый ответ «Нет. Это не так» дается по 1 баллу.
  • За каждый ответ «Скорей всего так» дается по 2 балла.
  • За каждый ответ «Верно» дается по 3 балла.
  • За каждый ответ «Совершенно верно» дается по 4 балла.

Вопросы методики

Для выполнения теста тебе необходимо дать ответ на каждые 20 вопросов.

Оценка ситуативной тревожности

Даем быстрый и правдивый ответ на вопросы:

  • Я спокойна.
  • Мне не угрожает ничего.
  • Я чувствую себя свободной.
  • Я напряжена.
  • Мне характерно сожаление.
  • Я расстроена.
  • Меня волнуют возможные проблемы.
  • Я чувствую себя отдохнувшей.
  • Меня волнует тревога.
  • Я удовлетворена.
  • Я уверена.
  • Мне неспокойно на душе.
  • Я нервничаю.
  • Я взвинчена.
  • Я раскована.
  • Я довольна.
  • Меня волнует забота.
  • Мне не по себе.
  • Мне радостно.
  • Мне приятно.

Молодец, движемся дальше.

Оценка личностной тревожности

Чтобы оценить уровень своей личностной тревожности, тебе нужно дать ответы на следующие вопросы:

  • Я ощущаю удовольствие.
  • Я устаю быстро.
  • Я могут быстро заплакать.
  • Мне хотелось бы быть такой же счастливой, как и другие.
  • У меня бывает проигрыш, когда я принимаю решения медленно.
  • Я бодра.
  • Я собрана и спокойна.
  • Возможные трудности меня тревожат.
  • Мне свойственно переживание по пустякам.
  • Бывает, что я в полной мере счастлива.
  • Мне свойственно все принимать близко к сердцу.
  • Я не вполне уверенна в себе.
  • Я в безопасности.
  • Мне свойственно избегать трудностей и опасности.
  • У меня была хандра.
  • Я могу быть довольной.
  • Пустяки меня волнуют и отвлекают.
  • Я могу сильно переживать, переживания не дают мне забыть о них.
  • Я уравновешена.
  • Когда я размышляю о своих заботах, то начинаю беспокоиться.

Интерпретация результатов

Разъяснение теста производится также в двух шкалах. Интерпретация тревожности ситуативного типа:

  • Менее 35 баллов говорит о наличии низкой степени.
  • 35- 44 балла – является свидетельством умеренного уровня.
  • 45 — 60 баллов – является свидетельством высокого уровня.
  • Более 60 баллов – является пограничным состоянием со стрессом, нервозностью.

Интерпретация личностной тревожности:

  • Менее 35 баллов говорит о низкой степени;
  • 35 -44 балла – говорит о умеренной степени;
  • 45 -60 баллов – говорит о высокой степени;
  • Выше 60 баллов – погранично тревожное состояние.

Люди с высокой степенью ситуативной тревожности воспринимают угрозы для себя в более обширном диапазоне ситуаций. Они выражено реагируют на это. Если же техника показала высокую личностную тревожность, то человеку свойственна напряженность в различных ситуациях.

В таком случае есть необходимость в формировании уверенности, поднятии самооценки

Человеку важно сместить упор с категоричности на позадачное планирование, на более конкретное осмысление своей деятельности

Низко тревожным личностям необходимо пробудить активность, подчеркнуть мотив своей деятельности, отследить и сделать акцент на ответственности за выполнение задач.

Методика Спилбергера проста в использовании вместе с тем эффективна. Она дает возможность оценить такие важные качества, как индивидуальную переносимость стрессовой ситуации. При необходимости можно провести коррекцию, избежать нервные и эмоциональные срывы, не допустить развитие психосоматики.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: