Правила проведения
Оценку состояния школьников проводит психолог. В кабинете не должны присутствовать посторонние люди, а также учителя и классный руководитель.
Тестирование по методике Филипса может выполняться в нескольких формах:
- зачитывание высказываний группе школьников;
- раздача бланков с высказываниями группе для индивидуального письменного заполнения;
- зачитывание высказываний одному ребёнку, который письменно фиксирует ответы.
Оптимальный вариант проведения методической оценки — одиночное заполнение бланка школьником при зачитывании пунктов опросника психологом. Прочтение вслух некоторых высказываний из SAQ может привести к нежелательной реакции детей в группе.
Так, вопросы о месте ребёнка в классе, одежде, волнении у доски, высмеивании могут спровоцировать «смешки» в отношении какого-либо ученика, что негативно повлияет на его состояние.
В качестве примера такой ситуации может служить высказывание: «Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?» В ответ «активист» класса с задних рядов выкрикивает: «Иванов всегда нелепо выглядит!».
Весь класс смехом реагирует на шутку авторитетного мальчика. Объект шуток в этом момент испытывает серьёзное психологическое давление, а процедура тестирования лишь ухудшает его положение и состояние.
Перед началом тестирования детям объясняется цель его проведения: «Сейчас вы ответите на вопросы о том, как вы себя чувствуете в школе. Отвечать нужно правдиво и честно. В тесте нет хороших или плохих ответов. Каждый ответ верный. Не нужно долго думать над вопросом».
В качестве бланка тестирования можно использовать обычный лист бумаги. На нём каждый школьник пишет свою фамилию и имя, возраст, класс. Каждое высказывание обозначается номером. Напротив номера высказывания ставится ответ:
- «плюс» — ребёнок согласен («да»);
- «минус» — не согласен («нет»).
Термины «тревога», «тревожность», «страх»
Тревожность и тревога это различные состояния. Тревожностью называют личную психологическую особенность, при наличии которой человек испытывает повышенное беспокойство и дискомфорт в разных жизненных ситуациях, даже и тогда, когда ситуация к возникновению тревоги не предрасполагает.
Под тревогой подразумевают однократное чувство дискомфорта и беспокойства. Например, волнение ребенка перед сдачей экзамена или накануне выступления на концерте, празднике. То есть тревога имеет место не всегда, иногда ребенок перед серьезным жизненным этапом может сохранять спокойствие.
Тревога лишь эпизодическое явление, а тревожность – устойчивое состояние. При наличии тревожности ребенок беспокоится постоянно и в любых, даже незначительных ситуациях (оторванная пуговица, ответ у доски, разговор с незнакомым взрослым). Тревожность сопровождает ребенка/взрослого почти всегда и не связана с определенным видом деятельности.
Страх – это самая опасная человеческая эмоция, которая основана на боязни чего-то конкретного. Это может быть страх высоты, глубины, темноты и так далее. Согласно утверждению К. Изарда – тревога есть совокупность негативных эмоций, в которой одной из них является страх. Страх может развиться в любом возрасте, а в детском особенно часто. Детские страхи делятся на категории по возрасту:
- 1 год – 3 года (ночные страхи);
- 3 – 5 лет (страх темноты, одиночества);
- 5 – 7 лет (страх смерти);
- 7 – 11 лет (страх «плохого» ребенка).
Интерпретация
Подсчёт баллов осуществляется в целом за все 40 высказываний и по каждой субшкале в отдельности. Сумма баллов формирует результат первичной оценки. Она с помощью специальной шкалы переводится в итоговую оценку.
Шкала представляет собой значение от 0 до 10. Цифры обозначают степень проявления тревожности: 0 — это идеал, 10 — максимальное отклонение при явной клинической картине.
Каждой цифре шкалы соответствует показатель баллов. При оценке осуществляется градация по половому признаку — мальчики и девочки оцениваются по своей градации. Проводится также разделение на возрастные группы по годам:
- от 10 до 11;
- 12;
- от 13 до 14;
- от 15 до 16.
Группы тревожности, по которым проводится оценка:
- Общая — включает уровень развития тревожных состояний у школьника.
- Школьная — показывает степень возникновения чувства тревоги в различных школьных ситуациях.
- Межличностная — определяет тревогу при общении с одноклассниками, учителями, другими людьми.
- Самооценочная — тревога во время анализа школьником отношения к самому себе.
- Магическая — направлена на выявление тревожных состояний, имеющих индивидуальный, личностный характер.
Для каждой группы беспокоящих состояний предусмотрена своя шкала оценки. Шкала по общей группе является основной. Остальные группы носят уточняющий характер.
Специфика методики
Филлипс — психотерапевт из Великобритании, автор нескольких трудов, посвящённых психологическим и педагогическим проблемам стресса, беспокоящих состояний у школьников, учителей и родителей.
Он не только сформулировал понятие школьной тревожности, но и выделил отдельные её разновидности, которые отличаются исходя из источника формирования беспокоящих состояний. На основе сформулированной методологии были составлены тест и шкала оценки тревожных состояний.
Назначение
- Определение уровня школьной тревожности.
- Разграничение источников возникновения беспокоящих ситуаций.
- Изучение характера переживания тревоги в различных школьных ситуациях.
В рассматриваемой методологии Филлипса школьная тревожность занимает центральное место. Состояние имеет тесную привязку к школе, т. к. пространство обучения является источником его формирования.
По методологии Филлипса школьная тревожность (ШТ) — психологическое состояние ребёнка, выражающееся в переживании неприятных эмоций неопределённости, ожидания наступления нежелательных событий из-за незначительных поводов в школьной жизни, при взаимоотношении со сверстниками и учителями.
ШТ важна для оценки из-за высокой степени своего влияния на состояние ребёнка. Её наличие проявляется в следующих аспектах:
- физическое, психологическое и эмоциональное состояние,
- уровень успеваемости,
- характер общения со сверстниками и учителями,
- поведение в учебном заведении и за его пределами.
Факторы формирования тревожности
- Коммуникация со сверстниками в классе, другими детьми в школе.
- Взаимодействие со взрослыми людьми — учителями.
- Успешность деятельности в школе. Деятельность может быть учебной, творческой, спортивной и т. д.
- Самовыражение, позиционирование своего «Я» в окружении «Я» других детей.
- Социальная роль в коллективе.
Возрастная группа
Методика тревожности Филлипса зарекомендовала себя благодаря простоте проведения, проверки и обработки.
По своим функциональным возможностям она предназначена для оценки беспокоящих состояний детей младшего и среднего школьного возраста. Оптимальная возрастная группа для диагностики — дети от 7 до 14 лет.
Проблема школьной тревожности
Пожалуй, никто не станет отрицать тот факт, что школьная тревожность является довольно распространённой проблемой среди учеников средних и младших классов. С ней сталкивается каждый практикующий школьный психолог. Это эмоциональное состояние несёт повышенную опасность для всех сфер жизни ребёнка: психики, здоровья, взаимодействия с окружающими, усвоения учебного материала, поведения как в стенах школы, так и дома. Поэтому необходимо выявить состояние тревожности у ученика на ранней стадии и работать с ним в дальнейшем.
Чем поможет тестирование
Тест Филлипса позволяет выявить не только общий уровень тревожности ученика, но и отдельные сферы, которые приводят его в смятение. К слову, самыми распространёнными проблемами учеников младшего и среднего школьного возраста являются: волнение, страх самовыражения, боязнь контрольных и тестов, ожидание плохого отношения к себе, ощущение неполноценности, а также трудности в общении с преподавателями.
Как снизить уровень тревожности
В том случае, когда тест Филлипса определил выходящую за рамки нормы степень тревожности ученика, нужно скорее начать взаимодействовать с ним и постараться взять под контроль его эмоции и привить положительное отношение к собственной личности.
Вот основные направления работы:
Причины
Важно выявить причины тревоги, постараться проработать и устранить их, а также поднять самооценку ребёнка, дать ему почувствовать уверенность в самом себе.
Обучение. Необходимо научить ученика контролировать собственное поведение как в школе, так и за её пределами, а также сформировать в нём волевые черты и постараться понять его ценности и взгляды.
Время
Для начала требуется предоставить ребёнку возможность справляться с эмоциональными перегрузками и научить рационально распределять своё время между учёбой, дополнительными занятиями и отдыхом.
Удачного вам тестирования!
Результаты теста
Определение результатов теста происходит исход из ответов на вопросы, а именно с тем, что не сходятся с ключом теста. Такие ответы есть первыми признаками тревожности, для понятия полной картины нужно проверить весь тест. Ответы школьников проходят проверку по восьми факторам (синдромам):
- Процент общей тревожности;
- Социальный стресс школьника;
- Боязнь к самовыражению;
- Страх перед проверкой знаний;
- Боязнь не оправдать ожидания круга общения;
- Страх разговоров, и каких либо связей с учителями;
- Низкий уровень стрессоустойчивости школьника;
- Предполагаемая невозможность достичь высот.
Ключ к тесту
- Первому синдрому отвечают такие номера вопросов: (2, 4, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47,48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58).
- Второму: (5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42,44).
- Третьему: (27, 31, 34, 37, 40, 45).
- Четвертому: (2, 7, 12, 16, 21, 26).
- Пятому: (3, 8, 13, 17, 22).
- Шестому: (2, 6, 11, 32, 35, 41, 44,47).
- Седьмому: (9, 14, 18, 23, 28).
- Восьмому: (1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43).
По общим результатам теста можно сделать вывод. Если отклонение от ключа 50% и выше, то ребенок имеет повышенную тревожность. Если отметка пересекла рубеж в 75% — это говорит о том, что школьник склонен к высокой тревожности. Выводы делаются индивидуально. Каждому вышесказанному фактору отвечают определенные вопросы
При ответе на вопросы не так, как в ключе нужно обратить внимание на фактор. Таким образом, когда будет известен фактор (синдром) дальнейшая работа с ребенком будет намного продуктивней и проще
Согласно методике Спилбергер различает два вида тревожности:
- Тревога-состояние (A — state) или ситуационная тревожность – это эмоциональное состояние, возникшее под влиянием сложившихся обстоятельств. Носит временный характер и является реакцией психики на стресс. Такое состояние способствует активным действиям, если не превышает определенный порог, за которым начинается паника или апатия.
- Тревога-черта (A — trait) или личностная тревожность – это индивидуальная черта характера. Высокая тревожность характеризуется почти постоянным чувством опасности, неблагополучия, ожидания неприятностей. Сопровождается низкой самооценкой, негативным отношением к окружающим и миру в целом. Как правило, реальная ситуация не настолько опасна, как ее воспринимает человек.
Критика метода
В 2016 году коллектив Новосибирского педагогического университета выпустил монографию, в которой детально разбирался SAQ с учётом современных тенденций в школьной психологии.
Новосибирские педагоги разобрали каждое высказывание из теста, сопоставили группы с выделенными типами ШТ. Была также проведена практическая работа по выявлению и анализу ШТ у детей 5 классов.
Итог исследования оказался неутешительным. Авторы научной работы указали на несоответствие результатов тестирования реальному состоянию детей. Педагоги отметили диагностическую несостоятельность методики.
Несмотря на неутешительность результатов исследований педагогов Новосибирска, тест представляет ценность для быстрой, простой и доступной диагностики состояния школьников, а также определения источников развития ШТ.
Что представляет собой тест Филлипса
Тест Филипса – это перечень 58 вопросов, ответить на них можно только «да» или «нет». Существует две вариации теста. Первый вариант – это когда школьникам читают вопросы. Второй вариант – тест проходит в письменной форме. Тест школьной тревожности относиться к одной из методик психодиагностики. Тест получил большое распространение, из-за своей практичности и удобства в подведении итогов.
Целью теста является определения уровня школьной тревожности. Школьная тревожность – это способность индивида переживать тревогу, связанную со школьной жизнью, отношениями с одноклассниками, страх перед неудачами, боязнь пробовать что-то новое из-за возможного осуждения.
На школьную тревожность может влиять много факторов, которые впоследствии могут вызвать снижение интеллектуальной деятельности, беспокойство ребенка, постоянные перепады настроения и многое другое.
Обработка и интерпретация результатов
При анализе ответов подчёркиваются номера тех вопросов, которые не совпадают с ключом: например, если в качестве ответа на вопрос №41 испытуемый поставил «-», а в ключе значится «+», то тот фактор, к которому относится это задание и будет показателем характера тревожности (в рассматриваемом примере — равнодушное отношение к успеху).
Ключи к вопроснику:
1 — | 7 — | 13 — | 19 — | 25 + | 31 — | 37 — | 43 + | 49 — | 55 — |
2 — | 8 — | 14 — | 20 + | 26 — | 32 — | 38 + | 44 + | 50 — | 56 — |
3 — | 9 — | 15 — | 21 — | 27 — | 33 — | 39 + | 45 — | 51 — | 57 — |
4 — | 10 — | 16 — | 22 + | 28 — | 34 — | 40 — | 46 — | 52 — | 58 — |
5 — | 11 + | 17 — | 23 — | 29 — | 35 + | 41 + | 47 — | 53 — | |
6 — | 12 — | 18 — | 24 + | 30 + | 36 + | 42 — | 48 — | 54 — |
Затем подсчитывается общее число несовпадающих ответов. Если таковых больше половины, то есть все основания говорить о повышенном уровне тревожности ребёнка. Когда не сходится свыше 2/3 (75%), то можно с уверенностью утверждать, что школьник испытывает сильную тревожность.
Распределение ответов, соответствующих тревожным синдромам:
Факторы | Номера вопросов |
Общая школьная тревожность | 2,3,7, 12, 16,21,23,26,28,46,47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58; сумма = 22 |
Пребывание в ситуации социального стресса | 5, 10, 15,20,24,30,33,36, 39,42, 44; сумма = 11 |
Отсутствие потребности в достижении успеха | 1,3,6, 11, 17, 19,25,29,32,35,38, 41, 43; сумма = 13 |
Страх любого самовыражения | 27,31,34, 37, 40, 45; сумма = 6 |
Боязнь быть вызванным на уроке | 2,7, 12, 16, 21, 26; сумма = 6 |
Страх не оправдать ожидания близких и значимых людей | 3, 8, 13, 17, 22; сумма = 5 |
Низкая способность физиологически противостоять стрессу | 9, 14, 18, 23, 28; сумма = 5 |
Трудности в отношениях с учителями | 2,6, 11,32,35,41,44,47; сумма = 8 |
Анализ совпадений внутри каждой группы позволяет определить эмоциональный фон ребёнка, а также количество тех или иных факторов, вызывающих тревогу. Данные заносятся в протокол, где указывается количество несовпадений по отдельным синдромам, определяется общее число тревожных факторов по каждому испытуемому, а затем подсчитывается количество детей в классе (если тест проводится в группе), у которых выявлена:
- низкая тревожность — менее 50% несовпадений;
- повышенная — от 50 до 75%;
-
высокая — более 75%.
Обычно для работы с детьми, у которых показатели варьируются от 50 до 75%, используются:
ролевые игры, помогающие продемонстрировать, что учитель такой же человек, как и все, бояться которого нет оснований;
беседы, чтобы убедить школьника в следующем: для достижения успеха в любом деле важно самому быть заинтересованным в нём;
ситуации успеха: ребёнку предлагается задание, с которым он точно справится, чтобы о его достижении стало известно близким и одноклассникам — это помогает культивировать уверенность в своих силах.
Если у обучающегося в ответах получилось много несовпадений (свыше 75%), то коррекционная программа должна разрабатываться детским психологом совместно с учителем и родителями. В этом случае ребёнку необходима профессиональная помощь.
Методика Филлипса позволяет вовремя диагностировать уровень школьной тревожности и определить факторы, которые её вызывают. В дальнейшем это поможет спланировать коррекционную работу с ребёнком, чтобы предотвратить расстройства психики и серьёзные проблемы в выстраивании отношений с окружающими.
Что представляет собой тест Филлипса
Тест Филипса – это перечень 58 вопросов, ответить на них можно только «да» или «нет». Существует две вариации теста. Первый вариант – это когда школьникам читают вопросы. Второй вариант – тест проходит в письменной форме. Тест школьной тревожности относиться к одной из методик психодиагностики. Тест получил большое распространение, из-за своей практичности и удобства в подведении итогов.
Целью теста является определения уровня школьной тревожности. Школьная тревожность – это способность индивида переживать тревогу, связанную со школьной жизнью, отношениями с одноклассниками, страх перед неудачами, боязнь пробовать что-то новое из-за возможного осуждения.
На школьную тревожность может влиять много факторов, которые впоследствии могут вызвать снижение интеллектуальной деятельности, беспокойство ребенка, постоянные перепады настроения и многое другое.
Описание методики определения уровня школьной тревожности Филлипса
Британский психотерапевт Адам Филлипс в середине ХХ века, проведя несколько десятков наблюдений за школьниками разного возраста в классных коллективах, выдвинул теорию о том, что для формирования раскрепощённой и всесторонне развитой личности необходимо вовремя диагностировать тревожность и снизить её уровень. Состояние психики, при котором человек испытывает сильное волнение по незначительным поводам, наносит существенный урон самооценке и оказывает влияние на все стороны эмоционально-личностного развития. Особую актуальность тест приобретает для ребят младшего школьного возраста и учащихся 5–8 классов, ведь для адекватной социализации в кругу сверстников детям нужно принять и понять себя.
Школьная тревожность препятствует успешному обучению
В качестве стимульного материала автор предложил использовать вопросник, состоящий из 58 пунктов, требующих однозначного ответа: «да» или «нет». По итогам проведённого исследования с помощью методики Филлипса можно сделать вывод о степени тревожности ребёнка и характере её проявлений. Что касается последнего показателя, то тест помогает выявить следующие аспекты:
- эмоции малыша, которые связаны с разными формами участия в школьной и классной жизни в частности;
- стресс социального характера — состояние, которое связано с выстраиванием взаимосвязей со сверстниками;
- индифферентное отношение к личному успеху;
- боязнь показать свои умения и навыки на уроке, необходимости выступить перед всеми;
- ожидание негативной оценки со стороны окружающих;
- неспособность противостоять стрессу, что проявляется в нестандартной реакции на любые раздражающие факторы;
- неумение и нежелание строить отношения со взрослыми.
Основные положения теории Спилбергера о тревожности
- Состояние тревоги — это врожденное качество личности реагировать на опасные ситуации. Тревога вызывает неприятные эмоции, которые имеют большой спектр чувств от небольшого раздражения до полной дезорганизованности.
- Чем большую опасность или значимость представляет ситуация, тем дольше по времени и интенсивнее переживания.
- Люди с повышенной тревожностью воспринимают возможные неудачи и угрозы острее и трагичнее.
- Состояния тревоги изменяют поведение человека и мобилизуют внутренние резервы. При повторении стрессовых ситуаций вырабатываются стереотипы мышления и поведения, характерные для конкретной личности.
Назначение опросника
Тест был разработан Чарльзом Спилбергером в первой половине 80-х годов XX века. Методика была адаптирована для русскоязычного использования Ю. Л. Ханиным.
Чарльз Дональд Спилбергер — доктор философии, клинический психолог, известный своими работами по изучению беспокоящих состояний. При разработке теста развил теорию известного британского психолога Рэймонда Кеттела.
В её основе было заложено чёткое разграничение хронических (постоянных) и временных тревожных состояний. Спилбергер составил детальную опись состояний тревожности.
Многие из своих концепций по тревожности психолог позднее перенёс на проблемы проявления гнева. В этой теме Спилбергер добился максимальных успехов и стал признанным авторитетом.
Помимо шкалы тревоги (STAI), Спилбергером были составлены ещё несколько тестов:
- STAS — шкала состояния гнева,
- STAXI — оценка выражения гнева,
- STAIC — оценка состояния тревоги у детей.
Чарльз Дональд работал над передовым психологическим проектом совместно с психологами Р. Л. Горсач и Р. Е. Люшен. Вместе они сформулировали перечень вопросов, с помощью которых человек мог самостоятельно определить степень проявления различных типов беспокоящих состояний.
https://youtube.com/watch?v=2JXiXain6S8
Методика с выявлением нескольких типов тревоги одновременно стала передовой и новаторской. Ранее такой подход не использовался. Различные анкеты, которые были введены в оборот до теста Спилбергера, были нацелены на оценку одного, конкретного вида беспокоящего состояния.
Юрий Львович Ханин — профессор, доктор психологических наук. Один из ведущих спортивных психологов. Внёс серьёзный вклад в изучение проблем влияния тревожности, стресса, эмоций в спортивных достижениях. Адаптировал методику Спилбергера для русскоязычного населения для использования в профессиональном спорте.
Применение адаптации не ограничилось спортом, тест получил широкое распространение в других сферах.
Диагностика уровня тревожности
Диагностика уровня тревожности подразумевает проведение различных психологических тестов и заполнение опросников:
Опросник Лаврентьевой, Титаренко
Родителям предлагается выбрать из 20 признаков те, которые имеются у ребенка:
- быстрая утомляемость при работе;
- трудности с концентрацией внимания;
- чрезмерное беспокойство при новом задании;
- напряженность и скованность при выполнении задания;
- частое смущение;
- разговоры о напряженных ситуациях;
- частая гиперемия лица;
- жалобы на страшные сны;
- холодность и влажность рук;
- часто расстройство стула;
- высокая потливость при волнении;
- плохой аппетит;
- беспокойный сон, трудности с засыпанием;
- повышенная пугливость, множество страхов;
- постоянное беспокойство;
- неспособность сдержать слезы;
- непереносимость ожидания;
- боязнь новых дел;
- неуверенность в своих силах;
- боязнь трудностей.
Количество положительных ответов позволяет определить уровень тревожности: 15 – 20 баллов говорит о высокой тревожности, 7 – 14 – о тревожности среднего уровня и 1 – 6 баллов – ребенок с низкой тревожностью.
Тест тревожности по Тэммпл, Амен и Дорки
Ребенку предлагают просмотреть некоторые жизненные ситуации, обозначенные на картинках в определенной последовательности (всего рисунков 14). Он должен ответить одной эмоцией (радостью или грустью) на каждую картинку:
- ты играешь с маленьким ребенком, какое у тебя лицо (грустное или веселое);
- ты идешь с мамой и младшим братиком (он в коляске) на прогулку;
- на тебя нападает старший, какое у тебя лицо;
- ты самостоятельно одеваешься, тебе радостно или грустно;
- ты играешь с детьми старше тебя, тебе весело или грустно;
- ты ложишься спать один, а родители заняты, тебе весело или грустно;
- ты самостоятельно умываешься, какое лицо у тебя при этом;
- тебя ругает мама, тебе грустно или весело;
- родители играют с младшим, не обращая на тебя внимания;
- у тебя ровесник хочет отобрать игрушку, это смешно или грустно;
- мама заставила собрать разбросанные игрушки, это весело или грустно;
- ровесники уходят по домам, тебе весело или грустно;
- вы всей семьей на фотографии, тебе грустно или весело;
- ты ешь один, это грустно или весело.
После просмотра рисунков заполняется специальная таблица и высчитывается уровень тревожности. Помимо выражения лица ребенок должен сопровождать каждый рисунок своим комментарием. Уровень тревожности рассчитывается по формуле: УТ (тревожность) = (количество отрицательных эмоций / 14)* 100.
При УТ 50% и выше говорят о высокой тревожности, УТ, равный 20 – 50% о средней тревожности и УТ меньше 20% — о низкой тревожности.
Тест тревожности Филипса
У детей школьного возраста тревожность определяют по Филипсу. Этим занимается школьный психолог, который тестирует сразу группу школьников (класс). Опросник Филипса состоит из 58 вопросов, ответы на которые позволяют оценить:
- уровень тревожности всего класса;
- выраженность переживаний по поводу стресса в обществе;
- тревожность по поводу возможных успехов и положительных оценок;
- страх по поводу самовыражения;
- страх по поводу проверок знаний;
- страх по поводу мнения одноклассников и учителей;
- уровень сопротивляемости стрессовым ситуациям;
- страх по поводу отношений с педагогами.
Вопросы под определенными номерами соответствуют перечисленным выше критериям. Каждый положительный ответ считается как один балл и суммируется по группам, выявляя уровень тревожности в данном коллективе.
Шкала тревожности Спилберга-Ханина
По этой шкале, опросник которой состоит из 40 вопросов, предлагается определить уровень тревожности самостоятельно. Первые 20 вопросов дают оценку по поводу ситуативной тревожности, вторая половина вопросов позволяет оценить личностную тревожность.
Правила проведения
Оценку состояния школьников проводит психолог. В кабинете не должны присутствовать посторонние люди, а также учителя и классный руководитель.
Тестирование по методике Филипса может выполняться в нескольких формах:
- зачитывание высказываний группе школьников,
- раздача бланков с высказываниями группе для индивидуального письменного заполнения,
- зачитывание высказываний одному ребёнку, который письменно фиксирует ответы.
Оптимальный вариант проведения методической оценки — одиночное заполнение бланка школьником при зачитывании пунктов опросника психологом. Прочтение вслух некоторых высказываний из SAQ может привести к нежелательной реакции детей в группе.
Так, вопросы о месте ребёнка в классе, одежде, волнении у доски, высмеивании могут спровоцировать «смешки» в отношении какого-либо ученика, что негативно повлияет на его состояние.
В качестве примера такой ситуации может служить высказывание: «Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?» В ответ «активист» класса с задних рядов выкрикивает: «Иванов всегда нелепо выглядит!».
Весь класс смехом реагирует на шутку авторитетного мальчика. Объект шуток в этом момент испытывает серьёзное психологическое давление, а процедура тестирования лишь ухудшает его положение и состояние.
Перед началом тестирования детям объясняется цель его проведения: «Сейчас вы ответите на вопросы о том, как вы себя чувствуете в школе. Отвечать нужно правдиво и честно. В тесте нет хороших или плохих ответов. Каждый ответ верный. Не нужно долго думать над вопросом».
В качестве бланка тестирования можно использовать обычный лист бумаги. На нём каждый школьник пишет свою фамилию и имя, возраст, класс. Каждое высказывание обозначается номером. Напротив номера высказывания ставится ответ:
- «плюс» — ребёнок согласен («да»),
- «минус» — не согласен («нет»).
Структура опросника
Механизмом применения методологии является тест оценки уровня школьной тревожности Б. Н. Филлипса (School Anxiety Questionnaire или SAQ). Тест представляет собой специально составленный опросник, состоящий из 58 высказываний. Каждое подразумевает однозначные ответы — «да» или «нет».
Все высказывания в опроснике подразделяются на 8 групп. Каждая направлена на оценку уровня конкретного типа ШТ.
Состав опросника по типам ШТ:
- 22 высказывания нацелены на оценку общей тревожности,
- 11 — оценивают социальный стресс,
- 13 — про невозможность достижения успеха,
- 6 — отражают страх самовыражения,
- 6 — проверка знаний,
- 5 — устойчивость к стрессам,
- 5 — ожидания окружающих,
- 8 — отношения со взрослыми людьми.
Из-за дисбаланса в распределении количества высказываний по типам сопоставление различных разновидностей ШТ по результатам тестирования считается некорректным. Тест уровня школьной тревожности Филлипса позволяет решить следующие задачи:
- Определить степень общей тревожности.
- Выявить источники формирования беспокоящих состояний.
- Оценить уровень проявления конкретного типа ШТ.
Какой тест наиболее информативен в диагностике школьной тревожности?
Существуют несколько достаточно хороших и несложных опросников, помогающих определить уровень тревоги у ребенка. Наибольшей популярностью у школьных психологов пользуется методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса.
Эта методика позволяет отследить проявления тревожности сразу по нескольким факторам.
Факторы тревожности, выделяемые опросником
- уровень общей тревожности, связанной со школой;
- наличие социального стресса (боязни общения со сверстниками);
- фрустрация в достижении успеха;
- боязнь самовыражения, непринятие себя;
- боязнь ситуации проверки знаний, умений, навыков;
- страх обмануть ожидания окружающих;
- проблемы и страхи в отношениях с педагогами и другими взрослыми, работающими в школе.
Процедура и тонкости диагностики с помощью опросника Филлипса
Опросник состоит из 58 вопросов. В инструкции указано, что их можно как предлагать для заполнения в виде бланков, так и зачитывать самому
Обязательно обратите внимание на сдедующие условия применения методики
Также, если у ребенка высокий уровень тревожности, он постесняется обратиться к вам даже не поняв инструкцию или смысл какого-либо вопроса теста.
Автором методики, как можно догадаться из названия, является Биман Н. Филлипс. Этот человек был математиком и физиком, который во второй половине своей карьеры педагога занялся изучением психологии.
Работая в Техасском университете, в его обязанности входило составление программ для школьных психологов. В основе этих программ лежали его собственные исследования, посвященные особенностям переживания стресса школьниками, студентами и преподавателями.
Особенности и ограничения методики
Ведь, согласитесь, американский школьник и русский школьник – это два совершенно разных ученика.
А, значит, и проявления тревожности, у них должны отличаться.
Также при зачитывании вопросов вы должны убедиться в том, что ребенок правильно понимает их смысл, а также готов отвечать честно, не стесняется сказать вам правду.
Сами вопросы, как и ключ к интерпретации данных вы без труда сможете найти в интернете, достаточно просто вбить в поисковике запрос «школьная тревожность Филлипса».
Рекомендации по использованию методики Филлипса: на что обратить внимание
Справедливости ради, необходимо сказать, что идеальных опросников не существует. В любом из них обязательно есть недостатки.
Главным из которых является риторический вопрос: кто и как интерпретирует утверждение тот, кто заполняет опросник. Ведь, имея совершенно разный жизненный опыт, уровень интеллекта и общего кругозора, любой человек при ответе на вопрос может иметь в виду совсем другое, чем подразумевает задание.
- Диагностика ребенка не должна проводится только с помощью теста-опросника.
- Результаты, полученные с помощью него, должны быть подтверждены рисуночными тестами или другими арт-терапевтическими методиками, наблюдением, беседами с родителями детей.
Только применяя какой-то опросник вместе с другими методиками, можно с доверием относится к результатам, полученным с его помощью.
А на сегодня все!
Наверное, после прочтения этой статьи, в вас поселилась нотка сомнения, а стоит ли вообще доверять психологическим тестам
На это я могу сказать, что самое важное – это все же родительская интуиция, знание особенностей своего ребенка
По каким факторам можно понять, что у ребенка высокий уровень школьной тревожности?
Я представлю вам полную характеристику признаков, а точнее сфер проявления, по которым вы сможете понять, есть ли синдром школьной тревожности у вашего ребенка. Однако, это не означает, что только все перечисленные признаки должны совпадать. Иногда даже несколько из них могут быть выражены очень ярко.
Проблемы и страхи в отношениях с учителями
В школе таких детей привлекает возможность неформального общения со сверстниками, участие в кружковой и творческой деятельности.
Социальный стресс
Здесь, напротив, контакты с учителями не вызывают тревоги. Но ребенок не имеет друзей среди сверстников, он не умеет контактировать с ними или вовсе становится объектом насмешек.
Низкая стрессоустойчивость
Также этот ребенок будет слишком сильно переживать даже такие изменения окружающей среды, как резкое похолодание, духота в непроветриваемом классе, слишком яркий свет из окна.
Общая тревожность
Этот вид включает в себя все вышеперечисленное. Именно он наиболее труден для коррекции, так как приходится заниматься «сразу всем».
Но это не означает, что школьнику нельзя помочь. Напротив, именно эти дети более других нуждаются в профессиональной помощи специалистов.
Методики выявления тревожности
Тесты — самая распространённая форма диагностики. Объясняется это простотой их составления, легкостью прохождения, возможностью быстро проанализировать результат. Среди них есть тесты с утвердительными или вопросительными предложениями. Они эффективны при использовании в комплексе с другими методиками.
Шкалы Кондаша
Методика Кондаша подразумевает под собой совокупность шкал, которые направлены на выявление потенциальной тревоги в разных ситуациях у школьников. Проверять другие категории населения по ней бесполезно. Шкала объединяет 3 направления вопросов:
- школьные проблемы во всём их многообразии;
- отношение школьника к себе;
- коммуникация с окружающими.
Перечисляются ситуации, которые характерны для подростков. Каждую из них он должен оценить количеством баллов, которые в конце суммируются, определяется тип тревожности. Необходимо строго следовать приложенным к шкале инструкциям.