Методика способность самоуправления (тест ссу) н. м. пейсахов

Процедура проведения

Перед началом опроса испытуемому дают специальный бланк, на котором он должен делать определенные пометки, по мере прочтения. Предварительно дается соответствующая инструкция, содержащая информацию о том, что должен делать испытуемый. Контрольное время испытания 25-30 минут. В процессе ответов на вопросы экспериментатор контролирует время работы испытуемого и, если испытуемый отвечает медленно, предупреждает его об этом. Испытание проводится индивидуально в спокойной, деловой обстановке.

Инструкция

Перед вами вопросы, которые помогут выяснить особенности вашего характера, вашей личности. Не существует «верных» и «неверных» ответов, так как каждый прав по отношению к своим собственным взглядам. Старайтесь отвечать искренне и точно. В начале Вы должны ответить на четыре вопроса, которые даны в качестве образца и посмотреть не нуждаетесь ли Вы в дополнительных разъяснениях. Вы должны зачеркнуть соответствующие Вашему ответу квадратик на специальном бланке для ответа. Существует три возможных ответа на каждый вопрос.

Пример:

1. Я люблю смотреть командные игры:
а) да в) иногда с) нет

2. Я предпочитаю людей:
а) сдержанных в) затрудняюсь ответить с) быстро устанавливающих дружеские контакты.

3. Деньги не могут принести счастья:
а) да в) не знаю с) нет

4. Женщина находится в таком же отношении к ребенку, как кошка к:
а) котенку в) собаке с) мальчику.

На последний вопрос есть правильный ответ: котенок. Но таких вопросов очень мало. Если Вам что-нибудь неясно, обратитесь к экспериментатору за разъяснениями. Не начинайте без сигнала экспериментатора.

Отвечая помните следующих четыре правила:

  1. У Вас времени на обдумывание нет. Давайте первый, естественный ответ, который Вам придет в голову. Конечно, вопросы сформулированы слишком кратко и неподробно, чтобы Вы могли выбрать то, что бы хотелось. Например, первый вопрос в примерах спрашивает Вас о «командных играх». Вы, возможно, больше любите футбол, чем баскетбол. Но Вас спрашивают о «средней игре», о той ситуации, которая в среднем соответствует этому случаю. Дайте самый точный ответ, который Вы можете. Вы должны закончить отвечать не позднее, чем за полчаса.
  2. Старайтесь не увлекаться средними, неопределенными ответами, за исключением тех случаев, когда. Вы действительно не можете выбрать крайний случай. Возможно, это будет в одном из четырех – пяти вопросов.
  3. Не пропускайте вопросов. Отвечайте хоть как-нибудь на все вопросы подряд. Некоторые вопросы могут не очень подходить к Вам, но дайте все же лучшее, что Вы можете предложить в данном случае. Некоторые вопросы могут показаться слишком личные, но помните, что результаты не разглашаются и не – могут быть получены без специального «ключа». Ответы на каждый отдельный вопрос не просматриваются.
  4. Отвечайте так честно, как возможно, то что верно для Вас. Но пишите того, что как Вы думаете, правильнее было бы сказать, чтобы произвести впечатление на экспериментатора.

ВЫЯВЛЕНИЕ САМООЦЕНКИ

Для того чтобы найти правильный подход к
коррекции того или иного типа межличностного
поведения, создающего конфликтную ситуацию, при
разработке индивидуализированных мер
воспитания и руководства, важно определить такой
ключевой фактор, как самооценка. У лиц с преобладающим стилем межличностных
отношений по типу лидирующе-властного или
независимо-соперничающего (I и II октанты)
самооценка высокая, а реакция на мнение других —
игнорирующая

Прямолинейно-упорствующий и
недоверчиво-подозрительный тип поведения (III и VI)
сочетается с преобладанием критического и
негативного отношения к иным мнениям при
тенденции к завышенной самооценке.
Покорно-застенчивый и зависимо-послушный тип
поведения (V и VI октанты) характеризуется
заниженной самооценкой и избыточным уважением к
мнению других, сотрудничающе-конвенциальный и
ответственно-великодушный — VI и VIII октанты —
отличаются колебаниями самооценки в связи с ее
неустойчивостью («ищущие признания») и
выраженной ориентацией на мнение значимых
окружающих.
При низкой самооценке (преобладание V, VI октантов)
и выраженной внутренней неудовлетворенности
собой (разница по октантам реального и
идеального Я более 4 баллов) реакция на мнение
окружающих позитивная, если это мнение больше
согласуется с субъективным идеалом индивида, чем
с оценкой своего Я. В процессе внутренней
переработки критических замечаний окружающих
при сопоставлении самооценки с идеальным Я у
такой личности под влиянием императивного
нажима формируется безоговорочная
соглашательская реакция, нивелирующая любую
творческую активность и подавляющая
самостоятельность решений.
Напротив, при совпадении актуального и
идеального Я, что чаще наблюдается у лиц с
преобладанием властно-лидирующего или
независимо-доминирующего стиля межличностного
поведения
, выявляется полная удовлетворенность
собой (самодостаточность), завышенная самооценка
и критическое отношение к мнению окружающих, что
затрудняет коррекцию извне. Если в варианте с
заниженной самооценкой метод поддержки и
поощрения повышает мотивацию достижения и
готовность к ответственному выполнению указаний
руководства (воспитателя), то у самодостаточных
личностей такой подход мало результативен, в то
время как императивные способы воздействия
наталкиваются на протест и реакции эмансипации.
Особенно это касается импульсивных и ригидных
личностей. Критическое мнение других в этих
случаях должно опосредоваться через внутреннюю
интегративную оценку индивида таким образом,
чтобы оно не ощущалось им как навязанное извне, а
воспринималось как свое собственное,
подмеченное и подсказанное другими в
уважительной форме.
Наиболее распространенным является третий
вариант, когда самооценка не полностью совпадает
с идеалом Я, то есть отсутствует полная
удовлетворенность собой (разница по октантам
актуального и идеального Я в пределах 4 баллов),
когда при достаточно выраженном самоуважении и
позитивной в целом оценке своей личности имеется
тенденция к дальнейшему самосовершенствованию и
известное недовольство собой. В этом случае
реакция на критику окружающих наиболее
адекватная, как это свойственно зрелой
адаптивной личности, уровень достоинства и
гибкости которой может служить мерилом
гармоничных межличностных отношений. Такие
личности осуществляют в коллективах
бесконфликтное противодействие неразумным
формам авторитарно-императивного давления и
способствуют реализации других, более
демократичных методов руководства или
воспитания. Они как бы составляют устойчивое
ядро коллектива, на которое может опереться
организационная лидирующая «верхушка».
Таким образом, применение теста ДМО в социально-психологическом
исследовании малой группы позволяет
дифференцированно подойти к решению сложных
проблем комплектования эффективно
взаимодействующих коллективов и формирования
благоприятного психологического микроклимата.

Пример анализа результатов опросника Рокича

На рис. 3 приведены средние значения терминальных ценностей подростков экспериментальной (спортсмены) и контрольной (не спортсмены) групп.

Структура терминальных ценностей подростков обеих групп носит сходный характер: наиболее значимы ценности здоровье, любовь, друзья и семья; наименее значимы – красота, творчество, счастье других.

Подростки из обеих подгрупп в большей степени ориентируются на здоровье, любовь, семью и друзей. Не столь важным является ориентация на красоту природы и искусства, творчество и счастье других.

Надеюсь, эта статья поможет вам написать работу по психологии самостоятельно. Если понадобится помощь, обращайтесь (все виды работ по психологии; статистические расчеты). Заказать

ИЗУЧЕНИЕ МАЛОЙ ГРУППЫ

Для изучения структуры малой группы, будь то
рабочий коллектив, класс или команда, в
социальной психологии нередко используется
процедура социометрии, впервые предложенная Дж.
Морено. Однако при исследовании
социометрических структур отдельные члены
группы, приобретая определенный статус,
воспринимаются как некая абстракция, безликая
единица

Высвеченная социометрией структура
группы отвечает лишь на вопрос: какова эта
структура, кто оказался в какой роли, в то
время как очень важно понять, почему
именно так сложилась структура отношений и какие
личности ее сформировали. Именно на эти вопросы
позволяют дать ответ результаты тестирования
ДМО.
После того как испытуемый оценит себя и свое
идеальное Я, предлагается оценить таким же
образом всех членов группы

Испытуемый должен
обозначить среди них того, кого считает
фактическим лидером, затем — наилучшего для
сотрудничества и наихудшего для сотрудничества
члена группы, наилучшего для приятельских
отношений и наименее подходящего для этой роли.
Такое исследование проходит каждый член группы,
оценивая себя и свой идеал, затем —
конъюнктивные (притягивающие) и дизъюнктивные
(разделяющие, отталкивающие) выборы как в плане
сотрудничества, так и в плане дружеских
отношений, а также выделяя наиболее сильную,
инициативную, лидирующую личность в группе.
Анализ полученных данных позволяет сделать
выводы о сложившейся структуре отношений, о
взаимных притяжениях и отталкиваниях.

Список № 1

Теперь можно перечислить непосредственно те понятия, которые включает в себя методика «Ценностей ориентации» Рокича. Первый список – термальный. Он включает в себя следующие понятия:

  • Активная жизнедеятельность.
  • Мудрость.
  • Здоровье.
  • Увлекательная работа.
  • Искусство и природа.
  • Любовь и близость.
  • Финансовый достаток.
  • Наличие преданных друзей.
  • Уважение и признание других людей.
  • Возможность учиться.
  • Саморазвитие.
  • Возможность жить продуктивно («на полную» использовать перспективы и возможности).
  • Развлечения и досуг.
  • Независимость и свобода.
  • Счастье в личной жизни.
  • Возможность заниматься творчеством.
  • Самоуверенность.
  • Счастье других людей.

Итак, это 18 ценностей, которые включает в себя терминальный список. На карточках, обычно, в скобочках указывается более широкое их определение, но и так можно понять, что подразумевается.

Валидизация

Адаптация опрсоника проводилась в соответствии с общими правилами технологии создания и адаптации методик (Бодалев А.А., Столин В.В., 1987) и включала перевод методики, получение тестовых норм, проверку психометрических показателей (валидность и надежность теста).

Перевод осуществлялся параллельно специалистами-филологами и психологами, владеющими немецким языком. Обратный перевод был сделан студентом-психологом Свободного Университета (Берлин) Э. Вирцба, стажировавшимся в отделении неврозов и психотерапии Института им. В.М. Бехтерева.

Первоначальная редакция русского варианта гиссенского личностного опросника, апробированного на репрезентативной выборке (студенты, педагоги, менеджеры и пр., n = 426), не удовлетворяла критериям валидности и достоверности. Пункты недостоверных шкал в измененной формулировке вошли во вторую редакцию русского варианта Гиссенского теста, представленную в данных методических рекомендациях.

Выборка для стандартизации 2-й редакции ГТ состояла из 173 человек в возрасте от 18 до 57 лет. Средний возраст — 30,5 лет. По социальному составу выборка была разнородной. Основные группы испытуемых: студенты разных курсов технических вузов Санкт-Петербурга и врачи, проходившие стажировку в ГИДУВе; мужчин и женщин было примерно поровну (82 женщины и 91 мужчина).

Из чего состоит тестирование на управленческий потенциал

Тесты на управленческий потенциал «Лидеры России» состоит из нескольких последовательных блоков задач. Каждый из них оценивает конкретные качества, причем для каждого блока правила решения также различаются. Например, одни блоки ограничены по времени, а другие – нет. В 2019-2020 году в PiF было 6 таких блоков:

Блоки в тесте на управленческий потенциал
Название блока Кол-во задач Время
Обработка информации 31 20 минут: от 30 до 60 сек на вопрос
Анализ идей 9 25 минут
Взаимодействие с другими 9 20 минут
Управленческие практики 11 25 минут
Установки и предпочтения 55 без ограничений
Лидерский стиль 10 без ограничений

Взаимодействие с другими

Эта часть оценивает коммуникационные навыки кандидата и его способность решать конфликты с подчиненными, коллегами, руководством. Вопросы представлены в формате ситуационного тестирования. В условии участнику дается гипотетический сценарий, связанный с общением и коммуникацией. Рабочая ситуация, описанная в сценарии, требует немедленного решения. Вместо вариантов ответов – 5 действий, каждое из которых требуется оценить по эффективности. Одну оценку можно использовать несколько раз.

Онлайн-пример ситуационного теста:

Управленческие практики

Это первое задание, оценивающее управленческие навыки конкурсанта. По формату оно аналогично предыдущему, различаются лишь сами сценарии.

Установки и предпочтения

Этот раздел отличается от предыдущих, поскольку представляет собой психологический опросник, причем время на его прохождение не ограничено. Здесь используется модель ипсативного тестирования или вопросов вынужденного выбора. Из трех заявлений конкурсанту требуется выбрать то, которое описывает его наиболее, а также наименее точно. Так оцениваются только те качества, которые выбирает кандидат. Само тестирование построено на модели Big5 – пяти главных факторов личности, определяющих восприятие человека.

Совет:

В опросниках нет правильных и неправильных ответов, но, чтобы пройти в полуфинал, нужно соответствовать портрету «идеального лидера», а для этого важно понимать, как человека характеризует то или иное заявление в опроснике

Лидерский стиль

Пример схожего теста:

Задачи лидерского стиля построены на тех же принципах, что и в предыдущем блоке. Время также не ограничено, да и вопросов гораздо меньше – в «Лидерах России 2019-2020» их было всего 10.

Анализ идей

Очередной блок задач по работе с текстом. Участники выбирают из 5 утверждений то, которое соответствует или наоборот, не соответствует главной мысли текста. Время ограничено для всего блока, как в заданиях на пространственный интеллект. Участнику придется самостоятельно контролировать таймер, и планировать свое время.

Данные задачи напрямую связаны с вербальными способностями, примеры таких вопросов вы найдете у нас в личном кабинете в разделе Вербальные тесты (блок 2).

Блок обработки информации

Как уже говорилось выше в оценке потенциала вы встретите уже знакомые типы вопросов: числовые, вербальные, логические. Расскажем немного подробнее и приведем примеры.

Вербальный интеллект

Задания типа «верно-не верно». Участник определяет, следует ли приведенное утверждение из текста или нет. Такой формат проще полноценного вербального анализа, поскольку используется одно утверждение, а слова из вопроса, как правило, содержаться в тексте в том же виде.

Числовой интеллект

Стандартные числовые задания, как в начале дистанционного этапа. Анализ графиков, таблиц, поиск процентов составление пропорций и т.д.

Пространственный интеллект

В «Лидерах России 2019-2020» поменялось название этого блока, но смысл остался прежним. Это по-прежнему те же логические задачи на продолжение последовательностей графических элементов. Сложность – как в тестировании способностей, но задач при этом гораздо меньше.

Клиническая значимость

Области применения ГТ благодаря его компактности и структуре могут быть весьма разнообразны. Особенности конструкции ГТ, позволяющие учитывать личностные, интрапсихические и социально-психологические переменные, дают возможность не только исследовать соответствующие характеристики, но и устанавливать связи между внутри- и межличностными переменными, соотносить личностные признаки с межличностным взаимодействием, социальным поведением, социальными установками и реакциями личности.

Основное отличие ГТ от других психологических тестов заключается в том, что он в значительной степени учитывает социальные установки и реакции личности, что делает его пригодным не только для исследования личности, но и для анализа социальных отношений, в особенности межличностных отношений в малых группах.

В индивидуальной диагностике наличие трех вариантов методики расширяет диапазон ее применения по сравнению с классическими личностными тестами. ГТ позволяет получить психологический автопортрет, отражающий комплекс качеств, представление о которых может в значительной степени способствовать решению дифференциально-диагностических задач (различные формы неврозов, неврозы и психопатии и пр.). В руководстве по применению ГТ авторы приводят типичные профили больных неврозами, язвенной болезнью желудка и ДПК, делинквентных подростков и др. Наряду с этим ГТ может быть использован для получения информации о том, каким испытуемый хотел бы видеть себя (идеальное «Я»)

Сопоставление реального и идеального образов «Я» имеет важное значение для психологической диагностики, поскольку степень сходства или различия двух параметров позволяет диагностировать такую важнейшую личностную характеристику как самооценка и, косвенным образом, «индекс невротичности». Возможно также использование ГТ для получения независимых характеристик испытуемого со стороны членов его семьи, лечащего врача и других лиц его окружения

Сопоставление самохарактеристик с независимыми характеристиками в значительной степени способствует объективизации самооценки испытуемого.

Групповая диагностика с помощью ГТ может проводиться по двум различным направлениям. Первое направление — диагностика межличностного взаимодействия, основанная на рассмотрении взаимоотношений между членами группы, частями группы и разными группами. Так, например, ГТ предоставляет важную информацию для анализа взаимоотношений врачей и пациентов в отделении, отношений между супругами, между пациентами психотерапевтической группы. Второе направление групповой диагностики — это анализ типичных свойств коллективов и групп по сравнению с нормой или контрольной группой. Групповая диагностика позволяет дополнить представления об интрапсихических особенностях пациента представлениями об особенностях межличностного взаимодействия, иными словами, включить межличностный, поведенческий аспект в контекст реализации диагностических задач.

ГТ также может быть полезен в исследованиях, направленных на контроль за эффективностью психотерапии. Особенностью структуры ГТ является то обстоятельство, что наряду с постоянными во времени личностными свойствами, авторы включили переменные, которые связаны с ожидаемыми изменениями при проведении психотерапии. Однако в этих исследованиях возможны методические затруднения, связанные с тем, что в отличие от MMPI и подобных опросников ГТ не имеет предпочтительных направлений в отдельных шкалах, которые определенным образом диагностируют неврозы: изменения влево и вправо в равной степени могут отражать усиление и ослабление невротических тенденций, оценка изменений при таком методе зависит от исходных позиций по отдельным шкалам. Усреднение же показателей в этом случае приведет к нивелировке как изначально имеющихся различий, так и возникающих изменений, представленных в самохарактеристиках обследуемых пациентов. Рекомендуется в случае разных клинических групп и различной по форме и длительности психотерапии разрабатывать релевантные выборке специальные шкалы на базе всех 40 пунктов опросника.

Наряду с областью клинико-психологических исследований ГТ может быть использован при проведении социально-психологических исследований, так как возможность изучения с помощью ГТ психологических автопортретов, независимых характеристик и образов идеального «Я», ауто- и гетеростереотипов, представлений о профессии (образа профессии), групповых эталонов (идеалов) и т. п. делает особенно широким спектр его применений в этой области исследований.

Сложность

Поскольку первая часть PiF состоит из тестов способностей, главная ее сложность – таймер. Хотя вопросы в Pif легче, чем в первой части дистанционного этапа, они по-прежнему представляют сложность для неподготовленных участников.

Ситуационные тест-сценарии также вызывают трудности у некоторых конкурсантов. Проект «Лидеры России» создан для отбора людей с определенным стилем управления. Однако этот идеальный портрет лидера не всегда совпадает с выработанными годами установками участников. К тому же необходимо учитывать специфику работы управленцем в некоторых сферах в РФ

Поэтому для прохождения этого этапа важно знать критерии оценки и понимать механику работы тест-сценариев

Результаты и выводы.

Исследование уровня готовности к выпуску проходит 2 раза: до изучения программы и после.

Методики выявления ожидаемых результатов, диагностики и оценки.

  • Модифицированная методика цветовых метафор И.Л. Соломина.
  • Методика изучения выхода из трудных жизненных ситуаций Р.С. Немова.
  • Тест «Способность самоуправления» Н.М. Пейсахова.
  • Методика выявления копинг-поведения Э. Хэйма (адаптирована Л.И. Вассерманом).
  • Методика измерения самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн (модификация Прихожан).
  • Методика изучения уровня субъективного контроля (УСК) Р.С. Немова.

Анализируя результативность изменений всех критериев можно сделать вывод о росте уровня социальной адаптации и возрастании психологической готовности к самостоятельной жизни в результате изучения программы (см. Приложение).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: