Лечение олигофрении. степени и формы олигофрении

Классификация и степени умственной отсталости

В зависимости от степени выраженности сниженного интеллекта и ограничения психических функций выделяют четыре степени умственной отсталости:

  • Легкая (дебильность)
  • Умеренная (не сильно выраженная имбецильность)
  • Тяжелая (выраженная имбецильность)
  • Глубокая (идиотия).

В современной классификации болезней (МКБ-10) умственная отсталость шифруется в разделах F 70 — F 79.

У детей

Диагноз олигофрении обычно выставляется в детском возрасте, при тяжелых формах — в первые годы жизни, при легких — в первых классах школы, где обнаруживается неспособность усваивать школьный материал.

Диагноз

Выставить диагноз умственной отсталости может только врач психиатр, осмотревший пациента, собравший анамнез и оценивший психические функции. Уровень интеллекта, оцененный по специальным шкалам (например IQ ниже 70), может лишь предполагать олигофрению.

Как понять что человек умственно отсталый

Неспециалисту такой вывод сделать сложно. Предположить умственную отсталость можно в случаях неусвоения школьной программы, непонимания переносного смысла поговорок и выражений, неспособности к обучению, сниженного словарного запаса, грубых ошибок при письме.

Аутизм и умственная отсталость

У этих расстройств общее то, что они начинаются в раннем детском возрасте. Аутизм  отличается преимущественным нарушением общения и взаимодействия со сверстниками, при относительно сохраненном интеллекте, памяти и внимании. При умственной отсталости нарушены все психические функции.

Деменция и умственная отсталость

При деменции  также наблюдается снижение интеллекта и других психических функций. Но при деменции это снижение наблюдается у до этого психически здоровых и нормально развитых людей. То есть деменция это приобретенное слабоумие, а умственная отсталость — врожденная.

Шизофрения и умственная отсталость

Это два разных заболевания, которые иногда могут совмещаться. Сочетание психических расстройств, вызванных шизофреническим процессом и умственной отсталостью называю пропфшизофренией. Это относительно редко встречающееся заболевание обнаруживается в детском возрасте. Характерны не сильно выраженные продуктивные симптомы (бред, галлюцинации) и грубые эмоционально-волевые и интеллектуальные нарушения.

Симптомы олигофрении, клиника олигофрении, умственной отсталости

Какие существуют симптомы олигофрении, признаки олигофрении? Общий симптом олигофрении – это тотальное недоразвитие психики и отсутствие прогредиентности. Динамика клинических проявлений может отмечаться при энзимопатиях. Однако впоследствии уровень интеллектуального недоразвития стабилизируется. Наиболее выраженный признак олигофрении – это недоразвития сложных функций мышления: образования понятий, обобщения, установления причинно-следственных отношений. Снижены функции памяти (плохая память). Речь бедная, с грамматическими и фонетическими погрешностями, отличается редким использованием предлогов, союзов, прилагательных. Эмоционально-волевая сфера больных характеризуется недоразвитостью высших эмоций, преобладанием примитивных эмоций, инстинктов, а также повышенной внушаемостью и слабостью побудительных мотивов.

В зависимости от темперамента неврологи, невропатологи, рефлексологи, рефлексотерапевты Саратова различают заторможенных и возбудимых больных. Заторможенные больные – это торпидные больных. Возбудимые больные – это эретические больные. Недоразвитие психической сферы у пациентов часто сочетается с недоразвитием или нарушением их физических качеств. Такие дети неловкие в движениях, диспластичные. У детей могут наблюдаться аномалии строения черепа, малые стигмы дисэмбриогенеза,  физические пороки развития, нарушения органов слуха и зрения.

У детей на первом году жизни отсутствуют или ослабляются реакции на звук, цвет, игрушки, отсутствует реакция оживления (комплекс оживления) при виде мамы, не выражены гуление и лепет, задерживается становление моторных функций. У детей наблюдается задержка психомоторного развития  (ЗПР, ЗПМР), задержка речевого развития (ЗРР), задержка психоречевого развития (ЗПРР), нарушения речи, дислалия, общее недоразвитие речи (ОНР). Дети поздно и с трудом начинают говорить и ходить. Особенно задерживается формирование фразовой речи. Отсутствует этап любознательных вопросов. Игры подражательные, манипулятивные, с бедным содержанием. Контакт с детьми непродуктивный. Больные плохо овладевают навыками самообслуживания.

Наиболее полно проявляется интеллектуальная недостаточность у детей при попытке овладеть школьными навыками. При декомпенсации олигофрении могут проявляться церебростенические (церебрастенический синдром), неврозоподобные (детский невроз), гипердинамические (синдром дефицита внимания и гиперактивности), психопатоподобные расстройства, а также психозы.

Обучение

Ребятишки, которым диагностирована имбецильность, обучаются в домашних условиях, или посещают занятия в коррекционной школе. Дефекты их речи нуждаются в коррекции и постоянных занятиях с логопедом.

Педагоги, обучая таких детей, должны требовать неукоснительного выполнения данного задания. Не следует на первых этапах обучения поручать им слишком сложные задачи. Только после полного освоения какого-то приема, можно усложнять последующие задания

Для занятий важно выбрать такие учебные задачи, которые бы нравились детям, вызывали у них желание самостоятельно справиться с ними, заслужить похвалу

Диагностика

Диагностические критерии МКБ-10

Общие диагностические указания F7x.x в МКБ-10:

  • A. Умственная отсталость — состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллекта, то есть когнитивных, речевых, моторных и специальных способностей.
  • B. Отсталость может развиваться с любым другим психическим или соматическим расстройством или возникать без него.
  • C. Адаптивное поведение всегда нарушено, но в защищённых социальных условиях, где обеспечивается поддержка, эти нарушения у больных с лёгкой степенью умственной отсталости могут совсем не иметь явного характера.
  • D. Измерение коэффициентов умственного развития должно проводиться с учётом кросс-культуральных особенностей.
  • E. Четвёртый знак используется для определения выраженности поведенческих нарушений, если они не обусловлены сопутствующим (психическим) расстройством.

Указания на нарушения поведения

  • F7x.0 — отсутствие или слабая выраженность нарушений поведения
  • F7x.1 — со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения
  • F7x.8 — с другими нарушениями поведения
  • F7x.9 — без указания на нарушения поведения.

Указания на причину

Пятым знаком обозначается причина (если она известна), приводящая к умственной отсталости:

  • F7x.x1 — …обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией (например: пренатальные инфекции, такие как токсоплазмоз, краснуха, сифилис; постнатальные инфекции, такие как энцефалит,абсцесс мозга; интоксикации, такие как желтуха, токсикоз беременных, отравление свинцом)
  • F7x.x2 — …обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом (например: постнатальная травма или гипоксия; механическая травма или гипоксия (асфиксия) при родах)
  • F7x.x3 — …обусловленная фенилкетонурией
  • F7x.x4 — …связанная с хромосомными нарушениями (например: синдром Дауна, синдром Клайнфельтера).
  • F7x.x5 — …обусловленная гипертиреозом
  • F7x.x6 — …обусловленная гипотиреозом
  • F7x.x7 — …связанная с недоношенностью
  • F7x.x8 — …обусловленная другими уточнёнными причинами (например: врождённая аномалия головного мозга, краниосиностоз, микроцефалия, гипертелоризм и т. д.)
  • F7x.x9 — …обусловленная неуточнёнными причинами

Дифференциальный диагноз

Трудности в диагностике умственной отсталости могут возникнуть при необходимости отграничения от рано начавшейся шизофрении. В отличие от олигофренов, у больных шизофренией задержка развития носит частичный, диссоциированный характер; наряду с этим в клинической картине обнаруживается ряд свойственных эндогенному процессу проявлений — аутизм, патологическое фантазирование, кататонические симптомы.

Умственную отсталость отличают также от деменции — приобретённого слабоумия, при котором, как правило, выявляются элементы имевшихся знаний, большее разнообразие эмоциональных проявлений, относительно богатая лексика, сохранившаяся склонность к абстрактным построениям.

Лечение умственной отсталости

Умственная отсталость — хроническое заболевание, поэтому терапевтические мероприятия должны быть системными и последовательными. Чем раньше начинается терапия, тем больше шансов на сохранение психики и компенсацию нарушенных функций.

Методы лечения умственной отсталости:

  • Психолого-коррекционная работа.
  • Воспитательная и педагогическая работа.
  • Психотерапия.
  • Психотерапия и психообразование для родителей.
  • Физиотерапия.
  • Медикаментозное лечение.
  • ЛФК, массаж, диетотерапия.

В лечебном процессе должны участвовать врач психиатр, психолог, дефектолог или логопед, реабилитолог, массажист, невролог.

Лечение умственной отсталости в Клинике РОСА:

  • Работаем круглосуточно.
  • Собственный стационар. Возможность совместного нахождения с родителем во время лечения.
  • Опытные и деликатные специалисты. Детский психиатр, психиатр, невролог, психотерапевт, психолог, реабилитолог.
  • Сочетание психологической и медицинской помощи.

Классификация умственной отсталости

Существуют
разные подходы к классификации состояний умственной отсталости. Наиболее
распространенной клинической классификацией является разделение умственной
отсталости по степени интеллектуального дефекта. Традиционно выделялось три
степени умственной отсталости: дебильность, имбецильность и идиотия. В
Международной Классификации Болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) умственная
отсталость представлена в отдельной рубрике (F7) и
подразделяется по тяжести на четыре степени: легкую (F70), умеренную
(F71), тяжелую (F72) и глубокую
(F73). Другая клиническая классификация
предполагает подразделение состояний умственной отсталости (независимо от
глубины психического недоразвития) на стеническую, дисфорическую, астеническую
и атоническую формы (Д.Н. Исаев). Кроме того, выделяют «ядерные» формы
умственной отсталости (Н.И. Озерецкий), для которых свойственна тотальность
психического недоразвития, затрагивающая всю психику в целом, и атипичные
формы, для которых свойственна неравномерная структура психического дефекта с признаками
парциального психического недоразвития.

По
этиопатогенезу состояния умственной отсталости разделяют на три основные группы
(Г.Е. Сухарева):

1.состояния, обусловленные наследственными
(генными и хромосомными) заболеваниями
. К этой группе
относят: синдромы Дауна, Клайнфелтера, Тернера, Мартина-Белл, истинную
микроцефалию, энзимопатические формы, связанные с наследственными обменными
нарушениями (фенилкетонурия, галактозурия и пр.), наследственные неврологические
и нервно-мышечные заболевания с умственной отсталостью.

2.состояния, вызванные действием различных
вредностей во время внутриутробного развития (эмбриопатии и фетопатии).
Сюда относят
состояния, вызванные внутриутробными инфекциями (вирусы краснухи, гриппа,
паратита, цитомегаловирус, возбудители сифилиса, токсоплазмоза и пр.),
интоксикациями (например, алкогольной), гемолитической болезнью плода и пр.

3.состояния, вызванные действием различных
вредностей во время родов или в первые месяцы и годы жизни.
Выделяют
умственную отсталость, связанную с родовой травмой и асфиксией в родах, с
черепно-мозговыми травмами и нейроинфекциями, перенесенными в раннем детстве.

Во многих
случаях достоверно выявить этиологические причины умственной отсталости не представляется
возможным, поэтому такие состояния обозначают как недифференцированные
формы. В свою очередь дифференцированные формы умственной отсталости представляют
собой нозологически самостоятельные заболевания с установленной этиопатогенезом
и характерной клиникой. Часто при дифференцированных формах умственная
отсталость является лишь одним из симптомов в ряду других тяжелых проявлений
этих заболеваний.

Причины умственной отсталости

Причинами олигофрении могут стать множество факторов, связанных с нарушением развития и созревания головного мозга. В большинстве случаев, причиной развития болезни служит совокупность внешних и внутренних факторов.

Большое влияние оказывают воздействия, нарушающие процесс эмбриогенеза в период беременности. Нервная ткань является наиболее чувствительной к различным тератогенным воздействиям (инфекционные заболевания матери, вредные зависимости, нерациональный прием лекарственных препаратов), вследствие развивается антенатальная олигофрения. Возбудителями инфекционных заболеваний, которые могут вызвать умственную отсталость, чаще всего являются краснуха, цитомегаловирус, токсоплазма, трепонема, ВИЧ, вирус простого герпеса. Пренатальное заражение вирусом Зика приводит к врожденной микроцефалии, ассоциированой с тяжелой степенью умственной отсталости. Воздействие наркотических и токсичных веществ на организм матери, также может стать причиной умственной отсталости у ребенка, фетальный алкогольный синдром является наиболее распространенным. Применение некоторых противосудорожных препаратов, химиотерапевтические препараты, облучение, свинец и др. Тяжелая недостаточность питания во время беременности может нарушить развитие головного мозга плода, что приводит к умственной отсталости.

Умственная отсталость в перинатальном и раннем постнатальном периоде развивается на фоне гипоксии, нейроинфекций, черепно-мозговых травм, некоторых соматических заболеваний. Осложнения, связанные с недоношенностью, перивентрикулярной лейкомаляцией, тазовым предлежанием, родоразрешением посредством высокого наложения щипцов, многоплодной беременностью, предлежанием плаценты, преэклампсией — могут увеличить риск возникновения расстройства. Высокий риск присутствует у маленьких для гестационного возраста младенцев (очень низкий или крайне низкий вес при рождении), в зависимости от срока беременности и ее течения.

Внешняя депривация (отсутствие физической, эмоциональной и когнитивной поддержки, необходимой для социальной адаптации) в раннем детстве — наиболее распространенная причина умственной отсталости. Вирусные и бактериальные энцефалиты, менингиты, отравления токсичными веществами (свинец, ртуть).

Исследования показывают, что генетические факторы играют важную роль, в развитии болезни, даже когнитивных нарушений легкой степени (врожденное нарушение обмена веществ, синдром Дауна, Тернера, Клайнфельтера). Дефицит сенсорной стимуляции в раннем возрасте также может стать одной из причин.

Тяжелой степенью расстройство может возникать в любых социально-экономических группах. Средняя степень умственной отсталости, требующая ограниченной поддержки, встречается, чаще всего, в низших социально-экономических группах.

Многообразие факторов и неспецифичность умственной отсталости, затрудняют оценку причинно-следственных связей в патогенезе расстройства. Истинные причины развития некоторых форм умственной отсталости не установлены (недифференцированные). К дифференцированным, относятся формы с установленной этиологией и характерной симптоматикой.

Тестирование

Для оценки уровня интеллекта детей с задержкой умственного развития обычно используются адаптированные тесты: шкала интеллекта Станфорд-Бине и тест Векслера (WISC — для детей от 6 до 16 лет, WPPSI — для детей от 2½ до 7 лет 7 месяцев). Данные тесты критикуются за ненадёжность результатов при IQ ниже 50, а также недостаточную чувствительность к индивидуальным творческим ответам и обнаружению парциальных сильных сторон интеллекта, тем не менее при сочетании с тестами для определения социальной компетенции они могут дать довольно достоверную глобальную картину умственного развития.

Органические поражения мозга выявляются гештальт-тестом Бендер (англ. Bender-Gestalt Test) и тестом на зрительную ретенцию Бентона (англ. Benton Visual Retention Test; BVRT). Гештальт-тест Бендер заключается в копировании 9 геометрических фигур с карт или диапозитивов, при этом гештальтпсихология используется для интерпретации результатов. Тест на зрительную ретенцию Бентона заключается в репродукции предъявляемых пациенту геометрических фигур. При органическом поражении мозга наблюдаются типичные ошибки.

Для оценки уровня социального приспособления используется Шкала Адаптивного Поведения Вайнленда (англ. Vineland Adaptive Behavior Scale) или Шкала Социальной Зрелости Вайнленда (англ. Vineland Social Maturity Scale). Шкала Социальной Зрелости Вайнленда рекомендуется в МКБ-10 для северо-американской иевропейской социо-культурной среды. Шкала Адаптивного Поведения использует данные интервью с родителями или опекунами, и показывает картину адаптации в следующих сферах: социализация, общение, моторика, дезадаптивное поведение и навыки повседневной жизни.

Степени олигофрении

Олигофрения имеет несколько стадий, которые отличаются по характеру проявления и различному уровню умственных способностей, страдающих от нее людей. Всего наблюдается три стадии: легкая, средняя, тяжелая.

Легкая олигофрения или олигофрения дебильность

Эта стадия также носит определение «дебильность». В случае ее проявления у ребенка, у него намного позже, по сравнению со сверстниками, начинается развитие познавательных функций, моторики и артикуляции. Наблюдаются дефекты речи. Стадия дебильности характерна для возрастного периода от 8 до 12 лет.

Подобные дети должны обучаться в специализированных заведениях. При этом изучается программа, которая соответствует четырем классам средней школы. За это время они могут освоить механическое чтение, навыки письма и счета. Эти люди могут обслужить себя, совершать простые покупки, а также они в состоянии помогать по хозяйству.

Бывают случаи, хоть и не слишком часто, что олигофрены, несмотря на низкий общий уровень развития, могут быть одарены одной развитой способностью. Ею могут быть художественные таланты, память или способность производить сложные математические расчеты.

Уровень интеллекта таких больных находится в пределах 50-69 баллов. Это позволяет им освоить какие-либо простые профессии.

Средняя степень

Определяется, как имбецильность. Человек может нормально ориентироваться в знакомой обстановке, самостоятельно удовлетворять все потребности организма. Наблюдается распущенность в сексуальном поведении и повышенный уровень полового влечения. Поведение зачастую носит агрессивный характер.

Люди, находящиеся в подобном состоянии, вполне понимают, что им говорят и даже могут заучить несколько несложных фраз и даже научиться считать элементарные примеры. Они также могут научиться ухаживать за собой и даже выполнять простые действия, если имеется специально оборудованное рабочее место.

Имбецилы очень привязаны к своим близким и очень ярко реагируют как на похвалу, так и на порицание. У них сильно заторможено мышление, из-за чего полностью отсутствует инициатива. Они теряются в новой обстановке и с большим трудом приспосабливаются к новым обстоятельствам.

Имеет две формы: невыраженную и выраженную. Первая соответствует психологическому возрасту до 9 лет и интеллектуальному уровню в пределах от 35 до 49 баллов. Вторая же соответствует возрасту до 6 лет и коэффициенту умственного развития от 20 до 34 баллов.

Тяжелая степень олигофрении

Она носит название «идиотия». Представляет собой самую тяжелую степень этого заболевания. Она характеризуется очень грубыми нарушениями интеллектуального развития, которое соответствуют психологическому возрасту от 1 до 3 лет. При этом уровень интеллектуального развития находится ниже 30 баллов.

Эти больные являются глубокими инвалидами, нуждающимися в серьезном уходе. Мышление и речь у них находятся в зачаточном состоянии. Все эмоции ограничиваются удовольствием от удовлетворения физиологических нужд. Если это не удается, то эти эмоции сменяются неудовольствием, сопровождаемым злобой и агрессией.

Такие люди не подлежат никакому обучению. В лучшем случае они могут понимать только отдельные слова, он чаще всего не происходит даже этого. Они не способны узнавать близких родственников. Тяжелые последствия, вызванные настолько глубокими отклонениями развития, приводят к тому, что они очень редко доживают до 30 лет. И то только при условии правильного ухода за ними, потому что совершенно не в состоянии ухаживать даже за собой.

Прогноз и профилактика

Прогноз расстройства зависит от причин развития, степени недоразвитости психики, выраженности симптомов, психо-эмоциональных особенностей человека. При умственной отсталости легкой степени, возможна хорошая социальная адаптация, многие люди способны ухаживать за собой, однако не могут жить самостоятельно и ограничены в профессиональных навыках. При тяжелой степени прогноз для социальной адаптации неблагоприятный, за человеком нужен постоянный уход и контроль.

Как правило, расстройство не имеет тенденции к прогрессированию. Иногда, на фоне воздействия внутренних и внешних факторов, возможно отметить положительную или отрицательную динамику. В формировании интеллекта участвует совокупность биологических и социальных факторов. Если предположительной причиной недоразвития психики становятся: семейное и социальное неблагополучие, вынужденное ограничение социальных взаимоотношений, «педагогическая запущенность» — возможна компенсация отставания. При своевременном лечении и коррекции расстройства, большинство, с легкой степенью умственной отсталости, способны к труду. После проведенных мероприятий по лечению, отмечается редукция двигательной расторможенности, импульсивности, негативизма, астенических состояний и др.

Отрицательная динамика течения расстройства возможна при сопутствующих поражениях головного мозга, наличии неблагоприятных внешних воздействий (социальное окружение, зависимости, травмы), психогении и др. Декомпенсация может проявляться цереброастеническими и психопатоподобными состояниями, психозами (с помрачением сознания, галлюцинаторно-бредовыми, аффективными).

Профилактика олигофрении заключается в тщательном комплексном обследовании матери в пренатальный период для выявления хромосомных патологий и других факторов риска:

  • Регулярное посещение акушера-гинеколога
  • Своевременная постановка на учет в женской консультации (до 12 недели беременности);
  • Выявление хронических заболеваний в анамнезе, генетической предрасположенности к их возникновению;
  • Перенесенные инфекционные заболевания, травмы;
  • Наличие вредных привычек;
  • Проведение УЗИ-диагностики, для выявления аномалий плода и др.

Устранение внешних вредных воздействий, которые могут повлиять на развитие плода и ребёнка, также является очень важным (улучшение экологической обстановки, исключение вредных привычек, ведение здорового образа жизни, рациональное питание, ограничение контакта с бытовой химией). Профилактика осложнений во время родов, обучение правильному уходу за ребёнком для снижения риска возникновения инфекционных и соматических заболеваний.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: