Методы исследования экстраверсии-интроверсии и нейротизма

Психодиагностика взрослых

Большинство психодиагностических инструментов рассчитаны именно на взрослых. Перечисленные выше популярные опросники специально адаптированы для людей младше 18 лет. Какие задачи профдиагностика решает у взрослых? В основном они касаются профессиональной деятельности человека: подходит ли соискатель на должность, какую работу он может выполнять лучше всего?
Также отметим, что психодиагностические методики требуются и в клинической психиатрии и судебной экспертизе: есть ли у человека психические расстройства, не находится ли он в группе риска, требуется ли лечение? Психодиагностика важна при приеме на и , в силовые структуры. Например, достаточно ли человек стрессоустойчив, чтобы служить в и службе безопасности.

Поведение

Экстравертам и интровертам присуща разница в поведении. Согласно одному исследованию, экстраверты склонны носить более декоративную одежду, в то время как интроверты предпочитают практичную, удобную одежду. Экстраверты чаще любят более оживлённую, традиционную и энергичную музыку, чем интроверты. Особенности характера также влияют на то, как люди организуют своё рабочее пространство. В целом, экстраверты больше украшают свои офисы, держат свои двери открытыми, держат рядом несколько запасных стульев и более склонны ставить тарелки с конфетами на свой рабочий стол. Им свойственны попытки пригласить других сотрудников и поощрение взаимодействия. Интроверты, наоборот, меньше украшают и стараются изолировать своё рабочее пространство от социального взаимодействия.

Люди сложны и уникальны, и, так как интроверсия-экстраверсия представляет собой непрерывное пространство измерений, люди могут иметь совокупность характеристик обоих типов. Человек, который ведёт себя как интроверт в одной ситуации, может вести себя как экстраверт в другой, и люди могут изучать поведение «противоположного типа» в некоторых ситуациях. Теория Юнга основывается на том, что если первичная функция человека экстраверсивна, то вторичная всегда интроверсивна (и наоборот).

Вы предпочитаете получать знания путём наблюдений

Есть люди, которые смело прыгают прямо на незнакомую территорию и активно учатся. Экстраверты могут не всегда быть уверенными в том, что они делают. Однако они все равно погружаются в эту деятельность и добывают информацию с помощью практического взаимодействия. С другой стороны, интроверты предпочитают получать знания, слушая или наблюдая за другими. Они более терпеливы по своей природе и хотят убедиться в понимании сути задач и процессов. Сначала люди-интроверты будут практиковаться наедине, вдали от общественного мнения. Они хотят затем на людях сделать всё правильно. Вы предпочитаете смотреть, а не участвовать в мероприятиях? Если это так, вы можете оказаться именно интровертом.

Психодиагностика в профориентации

Профориентация «соединяет» возможности человека с потребностями той профессиональной сферы, в которой он планирует работать. Если человек полностью осознает свои сильные и слабые стороны, знает, что он умеет и хочет делать, чему может научиться, в каких условиях ему приятно работать, к тому же, готов работать, то он легко найдет дело жизни.

Если вы хотите пройти профдиагностику для выбора профессии или образования, то это можно сделать в нашем Центре и даже онлайн. Надежные, научно обоснованные методики нашего Центра разработаны лучшими специалистами по психодиагностике и психометрии в России, психологами из МГУ им. М.В. Ломоносова. Выберите методику: Профконсультант (для взрослых): определяет профессиональные навыки и компетенции. Помогает в построении карьеры, отвечает на вопрос «Не пора ли сменить профессию?». Пройти онлайн >> Профкарьера (для студентов и выпускников вузов): рекомендует профессии и должности. Отвечает на вопрос «Что я могу сделать с полученным образованием?». Пройти онлайн >> Профориентатор (для 8-11 классов): определяет интересы, способности и личностные особенности школьника. Помогает определить подходящий ему профиль обучения, варианты профессий и список колледжей/вузов, где их получить. Пройти онлайн >> Профнавигатор (для 5-7 классов): определяет склонности подростка и рекомендует профиль обучения в старших классах и варианты допобразования. Пройти онлайн >> Профстарт (для 2-4 классов): профдиагностика в игровой форме. Определяет интересы, способности и личностные особенности. Помогает определиться с профилем средней школы, кружками и секциями. Профпревью (для 5-8 лет): нейропсихологическая диагностика с профориентационным уклоном. Определяет готовность к школе и способности ребёнка, их соответствие имеющимся интересам и личностным особенностям. Помогает определиться с профилем школы, кружками и секциями.

Пройти онлайн-тест из 20 вопросов

Тест Майерс-Бриггс, наряду с многими другими популярными в мировой практике тестами, включен в курс «Самопознание». Пройдя его, можно получить детальную характеристику своей личности, слабых и сильных сторон, склонностей, чтобы лучше разобраться в себе и использовать эти знания для саморазвития.

Приведенный ниже тест позволит определить, к какому «полюсу» для каждой дихотомии более склонен человек. Тест содержит 20 вопросов: по 5 вопросов для каждого дескриптора. Именно нечетное количество вопросов для каждой шкалы дает возможность получить вашу склонность к тому или иному полюсу (четное количество дало бы возможность получить промежуточный результат: 50 на 50).

Перед началом теста, важно понять следующие вещи:

  1. Никакие вопросы никакого, даже самого подробного, опросника не могут охватить все поведение человека. Данный тест позволяет лишь «очертить рамки» и указывает на уклон, а не на всеобъемлющее доминирование одних свойств над другими.
  2. Независимо от принадлежности к какому-либо типу, каждый человек использует в повседневной жизни оба полюса предпочтений, но в разной мере. К примеру, мы можем быть общительными с хорошими знакомыми, но чаще являться интровертами.
  3. При ответе на вопрос выбирайте тот вариант, который кажется наиболее предпочтительным и комфортным для вас в большинстве жизненных ситуаций. Если оба варианта не нравятся, то выбирайте наименее непривлекательный вариант.
  4. Пройдя тест, вы узнаете не только свой тип личности, но и получите небольшое объяснение результата. Не забудьте ответить на все вопросы, для этого удобнее всего идти по порядку.

Диагностика

Имеется, так называемый, тест на невротизм. Он включает в себя 24 вопроса, на которых нужно ответить «Да» или «Нет». До 11 положительных ответов считается пределом нормы, больше 12 – уже подтверждение наличия невротического состояния. Высокий уровень нейротизма – это когда на большинство предложенных вопросов был дан ответ «да».

Тест Айзенка сможет в лучшей мере передать внутренние переживания человека и его предпочтения. Тест содержит 57 вопросов, которые помогут установить Вам темперамент и стрессоустойчивость

Нейротизм и экстраверсия наиболее часто встречающееся сочетание, что важно при корректировке психоэмоционального фона

ВЫЯВЛЕНИЕ САМООЦЕНКИ

Для того чтобы найти правильный подход к
коррекции того или иного типа межличностного
поведения, создающего конфликтную ситуацию, при
разработке индивидуализированных мер
воспитания и руководства, важно определить такой
ключевой фактор, как самооценка. У лиц с преобладающим стилем межличностных
отношений по типу лидирующе-властного или
независимо-соперничающего (I и II октанты)
самооценка высокая, а реакция на мнение других —
игнорирующая

Прямолинейно-упорствующий и
недоверчиво-подозрительный тип поведения (III и VI)
сочетается с преобладанием критического и
негативного отношения к иным мнениям при
тенденции к завышенной самооценке.
Покорно-застенчивый и зависимо-послушный тип
поведения (V и VI октанты) характеризуется
заниженной самооценкой и избыточным уважением к
мнению других, сотрудничающе-конвенциальный и
ответственно-великодушный — VI и VIII октанты —
отличаются колебаниями самооценки в связи с ее
неустойчивостью («ищущие признания») и
выраженной ориентацией на мнение значимых
окружающих.
При низкой самооценке (преобладание V, VI октантов)
и выраженной внутренней неудовлетворенности
собой (разница по октантам реального и
идеального Я более 4 баллов) реакция на мнение
окружающих позитивная, если это мнение больше
согласуется с субъективным идеалом индивида, чем
с оценкой своего Я. В процессе внутренней
переработки критических замечаний окружающих
при сопоставлении самооценки с идеальным Я у
такой личности под влиянием императивного
нажима формируется безоговорочная
соглашательская реакция, нивелирующая любую
творческую активность и подавляющая
самостоятельность решений.
Напротив, при совпадении актуального и
идеального Я, что чаще наблюдается у лиц с
преобладанием властно-лидирующего или
независимо-доминирующего стиля межличностного
поведения, выявляется полная удовлетворенность
собой (самодостаточность), завышенная самооценка
и критическое отношение к мнению окружающих, что
затрудняет коррекцию извне. Если в варианте с
заниженной самооценкой метод поддержки и
поощрения повышает мотивацию достижения и
готовность к ответственному выполнению указаний
руководства (воспитателя), то у самодостаточных
личностей такой подход мало результативен, в то
время как императивные способы воздействия
наталкиваются на протест и реакции эмансипации.
Особенно это касается импульсивных и ригидных
личностей. Критическое мнение других в этих
случаях должно опосредоваться через внутреннюю
интегративную оценку индивида таким образом,
чтобы оно не ощущалось им как навязанное извне, а
воспринималось как свое собственное,
подмеченное и подсказанное другими в
уважительной форме.
Наиболее распространенным является третий
вариант, когда самооценка не полностью совпадает
с идеалом Я, то есть отсутствует полная
удовлетворенность собой (разница по октантам
актуального и идеального Я в пределах 4 баллов),
когда при достаточно выраженном самоуважении и
позитивной в целом оценке своей личности имеется
тенденция к дальнейшему самосовершенствованию и
известное недовольство собой. В этом случае
реакция на критику окружающих наиболее
адекватная, как это свойственно зрелой
адаптивной личности, уровень достоинства и
гибкости которой может служить мерилом
гармоничных межличностных отношений. Такие
личности осуществляют в коллективах
бесконфликтное противодействие неразумным
формам авторитарно-императивного давления и
способствуют реализации других, более
демократичных методов руководства или
воспитания. Они как бы составляют устойчивое
ядро коллектива, на которое может опереться
организационная лидирующая «верхушка».
Таким образом, применение теста ДМО в социально-психологическом
исследовании малой группы позволяет
дифференцированно подойти к решению сложных
проблем комплектования эффективно
взаимодействующих коллективов и формирования
благоприятного психологического микроклимата.

Психотерапевтическое сопровождение

В работе с людьми, имеющими выраженные проявления интроверсии, психотерапевт преследует определенные цели, чтобы помочь человеку. Для этого используются разные направления арт-терапии, игровая терапия, сказкотерапия, песочная терапия, кинезиотерапия.

Известен эффект от американского метода работы с крайними проявлениями интроверсии – контакт матери и ребенка. Многие ученые считают, что не только нервная система определяет наличие выраженных характеристик интроверсии. Часто ребенок, а потом и взрослый человек, погружается в свой внутренний мир из-за ненужности, отсутствия ощущения поддержки и понимания. У таких людей развивается психологическая защита – уход от реальности в свои переживания, замкнутость, сокращение внешних контактов до минимума.

Американские ученые пришли к выводу, что в этом случае важно установить контакт с человеком, в частности, зрительный. По этому методу нужно несколько часов смотреть глаза в глаза ярко выраженному интроверту и его близкому человеку

Отводить глаза нельзя. Этот метод на сегодняшний день активно применяется для аутистов

Есть видимый эффект от него, дети и подростки начинают обращать внимание на окружающий мир, общаться

В работе с замкнутыми людьми, которые «ушли в себя» и возвращаться не собираются, важно ориентироваться на базовые «коммуникативные» потребности – это быть признанным, самореализоваться. То есть в человеке уже заложена направленность на общение, социализацию, это и нужно использовать в психокоррекции явно выраженных интровертов

Групповая психотерапия

Интроверсия характеризуется тем, что людям, кому она свойственна, сложно приспособиться к внешнему миру. Они не умеют налаживать контакты, из-за этого страдают и закрываются еще больше. Они чувствуют себя уязвимыми, поэтому стремятся к уединению, уходу от большого количества людей. Патология может сыграть с человеком злую шутку – в своем стремлении не быть уязвимым и уединиться от людей, часто интроверты становятся отшельниками, у них очень мало друзей и знакомых, хотя внутри они могут быть очень добрыми, мудрыми, открытыми для узкого круга людей.

В случае формирования отшельничества задача психолога состоит в том, чтобы создать ситуацию доверчивого общения. Лучше всего это сделать в психотерапевтической группе. Здесь у человека формируются навыки формулирования понятных реплик

Это очень важно для флегматичного интроверта, так как таким людям сложно вовремя подобрать нужные фразы, чтобы их поняли

Но таких людей не нужно насильно адаптировать к обществу и принуждать их к общительности и веселости. Доказано, что интроверты имеют вид задумчивого и угрюмого человека.

При необходимой психотерапевтической работе, привитии навыков коммуникативности, такие люди очень важны в любой сложной ситуации:

  • они могут дольше времени потратить на исправление каких-либо ошибок, ведь их психологические механизмы выражаются и через добросовестность;
  • также отличительной их особенностью в групповой работе является педантичность; многие интроверты любят, когда все «разложено по полочкам», поэтому будут стремиться к порядку в трудовой деятельности;
  • они крайне бережливы, не допустят пустых растрат на своем месте пребывания;
  • интроверты сдержанны и умеренны, если помочь им научиться правильно выражать свои негативные эмоции, отработать это помогут методы арт-терапии и индивидуальные консультации.

Эта типологическая характеристика личности открывает перед ней массу возможностей, если человек адаптирован к обществу и ему комфортно в своем автономном состоянии. Но если он испытывает постоянную неприязнь к людям, желание уйти от людей, погрузиться в свои переживания, такое состояние предвещает беду – возникновение невроза. В этом случае необходима помощь квалифицированного специалиста – психолога или психотерапевта.

Автор статьи: Редькина Людмила Леонидовна, психолог

Исследование экстраверсии и интроверсии

Психолог Ганс Айзенк вывел закономерность, согласно которой модель личности может характеризоваться двумя факторами: личностной установкой (экстраверсия/интроверсия) и устойчивостью. Такая система позволяет достаточно точно определить тип темперамента человека и его направленность. При этом экстраверсия/интроверсия может быть разложена на 8 различных моделей.

О личностных установках мы рассказали немного выше, поэтому не будем останавливаться на них еще раз. Гораздо интереснее в этом плане является показатель нейротизма. Как утверждал Айзенк, темперамент во многом зависит именно от стабильности человека. Так, при высоком нейротизме человек отличается неуравновешенностью психических процессов, нестабильностью эмоций и лабильностью вегетативной нервной системы. Индивид с таким типом личности является легковозбудимым, с характерной изменчивостью настроения, мнительностью, медлительностью и нерешительностью. На противоположном полюсе нейротизма располагается характеристика личности с эмоциональной стабильностью, уравновешенностью и решительностью.

Значение понятия

Нейротизм в психологии – это переменная индивидуума, указывающая лабильность и реактивность нервной системы. Еще одно название термина – невротизм (от греч. «neuron» – нерв, жила).

Обычно передается по наследству – от родителей к ребенку. Если проявлению излишних эмоциональных реакций подвержен только один родитель, то вероятность появления данного признака у следующего поколения снижается.

Обратите внимание: предрасположенность к нейротизму может передаваться, но нет гарантии, что этот признак получит развитие. Все будет зависеть от тех условий, в которых живет человек

Впервые понятие было предложено британцем Айзенком, его имя у многих ассоциируется с тестом на выявление интроверсии и экстраверсии. По его мнению, в рамках этой классификации должно быть выделено не два, а целых четыре типы людей: экстраверт, интроверт, нейротик и психотик.

Принадлежность к одной из четырех групп определяется при помощи уже упомянутого теста Айзенка. Далее, при необходимости, пациенту предлагается помощь психолога или психиатра.

Вы интроверт?

Проведите тест на интровертность в тот день, когда будете пребывать в спокойном, расслабленном состоянии. Устройтесь где-нибудь в укромном уголке, так чтобы никто вас не прерывал. Каждое утверждение обдумывайте на предмет его соответствия или несоответствия вашей личности в целом, не учитывая то, что вам хотелось бы видеть в себе, а также то, как вы себя ощущаете время от времени. Ничего не анализируйте и не задумывайтесь глубоко над каждым пунктом. Первое впечатление обычно бывает самым правильным. Для оценки со стороны лучше призвать на помощь приятеля или подругу. Сравните собственные оценки с его или её оценкой. Если мнения не совпадают, обсудите обе точки зрения.

Что это такое психодиагностика

К нашему сознанию с обычной линейкой не подойдешь. Поэтому уже более 100 лет процветает такая наука, как психодиагностика, которая измеряет трудноуловимые черты личности. Психодиагностика (или психологическая диагностика, или психометрия) — это научная дисциплина, изучающая теорию и методику психологических измерений. А что можно измерять в психологии? Да очень многое: знания, способности, взгляды, качества личности. Психодиагностика нужна HR-ам, профориентологам, специалистам во всех областях психологии и, конечно, самим людям, которые хотят разбираться в своих особенностях, сильных и слабых сторонах. Основная задача психометрии — создание измерительных инструментов, той самой «линейки» для сознания. Поэтому тестологи разрабатывают опросники и разнообразные методики оценки личности, а потом проверяют и уточняют их на большой группе людей. Так получаются валидные и надежные тесты. Хотя психодиагностика не исчерпывается тестами, в ней есть место и наблюдениям, беседам и интервью.

Кирилл Кузнецов
Руководитель отдела профориентации ЦТР «Гуманитарные технологии», кандидат психологических наук.Психолог без нормированной методики, которая научно обоснована и выверена на цифрах и статистике, может привнести в консультацию много лишнего, субъективного. Можно не использовать компьютерный или бумажный тест, можно опрашивать человека по выбранной методике, просто времени уйдет гораздо больше.

Методики, разработанные тестологами из МГУ им. М.В. Ломоносова, проверены и валидны.

Психодиагностика личности (характера)

Психодиагностика характера как область научных интересов начала складываться в конце XIX века, когда немецкий психолог и физиолог Вильгельм Вундт впервые в лабораторных условиях измерил восприятие, память, внимание, скорость реагирования и другие индивидуальные особенности человека.

Главный вопрос психодиагностики: чем этот человек отличается от других, какие особенности характера его выделяют? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, исследователям нужно проанализировать характеры множества людей с учетом их пола, возраста, места проживания, самочувствия и т.д. И только на основе анализа массива результатов можно сделать выводы об индивидуальных отличиях одного человека. С момента возникновения науки разработано множество методик, часть из которых вы, возможно, знаете.Тест Роршаха — визуальный психодиагностический тест, который разработан в 1921 году швейцарским психиатром и психологом Германом Роршахом. Тест еще известен под названием «Пятна Роршаха». Он состоит из 10 карточек (изначально карточек было 40, но для публикации Роршах отобрал только 10), где нарисованы кляксы с нечеткими цветами и границами. Роршах изучал открытую в тот момент болезнь шизофрению и заметил, что больные нестандартно интерпретируют рисунки в виде клякс. Тест может определить индивидуальные особенности личности, сильные эмоциональные состояния и диагностировать расстройства личности, отклонения от нормы, хотя полностью доверять его результатам не стоит. Миннесотский многоаспектный личностный опросник (MMPI) — еще один опросник, который распознает клинические расстройства. Он был создан в начале 1940-х годов Старком Хатуэйем и Джоном МакКинли в Университете Миннесоты и предназначался для исследования индивидуальных особенностей и психических состояний личности. MMPI нашел широкое применение в клинической практике. Для его создания разработчики соотносили ответы группы психически здоровых людей и пациентов с четко выявленным синдромом: ипохондрия, депрессия, истерия, психопатия, шизофрения и т.д. Хотя в качестве диагноза результаты этого теста использовать не стоит, так как не всегда высокий показатель по шкале шизофрении указывает на ее наличие.Тест Кеттелла — 16-факторный личностный опросник (или 16 PF), содержит около 190 вопросов, один из самых известных в мире психодиагностических комплексных тестов. Его первые варианты созданы в 1945-50-х гг группой исследователей под руководством Реймонда Кеттелла. Как видно из названия, тест содержит 16 шкал (черт личности) и претендует на комплексную оценку личности. С помощью теста определяются такие качества, как замкнутость/общительность, интеллект, эмоциональная стабильность/нестабильность, практичность/мечтательность, консерватизм/радикализм и т.д. Сегодня опросник используют при приеме на работу, в том числе на и .

Личностный опросник Айзенка разработан психологом Гансом Айзенком в 1963 году, и с тех пор адаптировался и видоизменялся. Тест направлен на диагностику темперамента. В основе методики лежит предположение, что всю совокупность описывающих человека черт можно представить посредством двух главных факторов: экстраверсии/интроверсии и эмоциональной устойчивости/неустойчивости (нейротизма). Пересечение этих двух характеристик позволяет соотнести темперамент человека с одним из 4 типов: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.Big Five («Большая Пятерка») — еще один, и на сегодняшний день самый популярный у HR-специалистов и самый цитируемый в психологических исследованиях тест. «Большая пятерка» — подход к психодиагностике, который оценивает 5 независимых черт личности в виде полярных шкал:
• нейротизм (эмоциональная чувствительность/стабильность)
• экстраверсия/интроверсия
• открытость опыту/консерватизм
• согласие/несогласие
• сознательность/несознательность
Русскоязычной адаптации «Большой Пятерки» в свободном доступе на данный момент не существует. Но в наших методических комплексах «Профнавигатор», «Профориентатор», «Профкарьера» и «Профконсультант» вы найдете все эти 5 шкал и не только. Пройти онлайн >>

Расшифровка понятий: интроверт, экстраверт и амбиверт

Существует несколько базовых характеристик личности, которые делают каждого из нас неповторимым. В их числе понятия интроверсии и экстраверсии, которые были выделены известным психологом Г. Юнгом.

В принятой классификации существует три типа людей: интроверты, экстраверты и амбиверты. Что характеризует каждый из видов и в чем отличие?

Кто такой интроверт

Интроверт

— это человек, который обращен внутрь себя. Данный тип личности погружен в свои эмоции, переживания и размышления.

Интроверсию понимают, как ориентацию человека на самого себя. Это понятие подразумевает превалирование внутреннего мира личности над заинтересованностью окружающей реальностью и другими людьми.

Кто такой экстраверт

Экстраверт

– это человек, который свои интересы направляет во внешний мир, обращается больше к другим людям, чем к себе. Экстраверты – люди коммуникативные, оптимистичные, зависимые от общения.

Экстраверсия – это процесс выражения чувств, эмоций и мыслей наружу. Понятие предполагает направленность внутреннего мира в объективную реальность, выплеск содержания личности во вне.

Кто такой амбиверт

Амбиверт

– это человек, который сочетает в себе качества интро- и экстраверсии. В отдельные моменты личность слушает себя, хочет побыть в одиночестве, поразмышлять.

При других обстоятельствах человек стремится к общению, самовыражению. В психологии считается, что амбиверт – наиболее устойчивый и стабильный тип личности, поскольку ему удается избегать крайностей, присущих двум другим видам.

В чистом состоянии экстраверты и интроверты встречаются не так часто. Обычно можно говорить только о доминирующих чертах личности.

● Примите свою природу интроверта, а не убегайте от неё

Мы все реагируем на социальные ситуации по-разному, и практически невозможно чётко всех нас классифицировать. Экстраверт может пройти через период интроверсии, чтобы предаться размышлениям. Или интроверт может внезапно испытать всплеск экстраверсии и почувствовать необходимость в активном общении. Если вы изучили этот перечень признаков и согласны с ними, вероятность того, что вы интроверт, весьма высока. Вместо того чтобы отказываться от факта, примите его как неотъемлемую часть вашей личности. Прислушивайтесь к себе и более внимательно относитесь к тому, что делает вас «вами».

Текст:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: