Сокращенный многофакторный опросник для исследования личности

Теоретические основы методики Кеттелла

Виды данных, использованных для составления опросника

Чтобы разработать собственный опросник, Кеттеллу было необходимо накопить и использовать в своей работе информацию о личностных характеристиках человека и методах, с помощью которых эти характеристики могут быть измерены. Кеттелл выделял следующие источники данных:

  1. L-данные. Эта информация извлекалась из данных, полученных путём наблюдения за действиями индивида, которые он совершал в своей повседневной жизни. Обычно L-данные извлекают из мнений квалифицированных психологов-экспертов, которые могли фиксировать поведение людей в определённых экспериментальных ситуациях, и формализуют их. Плюсом такого вида данных является то, что с их помощью можно установить измеримые поведенческие признаки. Но нельзя забывать о недостатках L-данных, на которые указывают критики метода Кеттелла, например, на то, что всегда существует риск искажения восприятия человека, даже если он считается признанным экспертом; в зависимости от наличествующих отношений между наблюдающим и наблюдаемым оценка действий может диаметрально различаться.
  2. Q-данные. Их источники – это опросники и иные методы для самооценки. Преимущество Q-данных заключается в том, что их легко и просто получить, поэтому они занимают главенствующее положение в исследованиях личностных характеристик. Недостатком подобных данных являются искажения, зависящие, в первую очередь, от самооценки человека, проходящего тест, и, как правило, имеющие мотивационное либо познавательное основание.
  3. T-данные. Их получают во время проведения психологических экспериментов, проходящих в заданных организаторами эксперимента условиях. Такие данные считаются наиболее объективными из всех видов данных, рассмотренных нами.

Этапы разработки методики опросника

При составлении опросника на первом этапе Кеттелл использовал труды психологов Одберта и Олпорта, занимавшихся тем, что они находили в английском языке слова, с помощью которых можно было описать отличительные черты характера и поведения личности. Поскольку таких слов было очень много (4,5 тысячи), то неудивительно, что Кеттелл решил уменьшить их число до разумного значения и использовал факторный анализ для решения этой задачи. Он разбил определения черт характера и поведения человека на группы исходя из их синонимичности, а затем выбирал какое-либо одно слово, которое, по его мнению, наиболее полно отражало сущность целой группы слов.

С помощью применения этого метода Кеттелл уменьшил число характеристик до 171 слова. Затем, заручившись помощью психологов-экспертов, Кеттеллу удалось осуществить взаимную корреляцию их оценок, на основе которой он смог отобрать тридцать шесть коррелирующих плеяд слов, являющихся биполярными или антонимами, например, «радостный — печальный».

В дальнейшем Кеттелл провёл несколько дополнительных исследований, установивших, что количество биполярных пар можно сократить до шестнадцати факторов. Значение полученных знаний очень велико, поскольку они способствовали подтверждению следующих психологических теорий: теория самоконтроля и теория интроверсии и экстраверсии.

Так как шестнадцать факторов были выделены только с помощью L-данных, то они являлись малопригодными для использования их на практике. Дело в том, что осуществить измерение личностных особенностей большого количества людей, применяя только L-данные, не представляется возможным, потому что экономически нецелесообразно обучать значительное число экспертов работе с испытуемыми.

Для кого разработан опросник САН

Разработан названный тест ведущими сотрудниками Московского университета им. Сеченова еще в 1973 году. Принимали участие в его создании Доскин В. А., Лавреньева Н.А., Шарай В. Б. и другие исследователи.

Опросник САН, точнее обработанная информация, собранная опросником, помогает специалистам определить некоторые личностные особенности человека:

  • психоэмоциональную реакцию индивидуума на нагрузку;
  • личные биоритмы;
  • особенности эмоционального состояния здорового психически человека без влияния стресса.

Кроме того, применяется опросник для определения состояния психически больных людей в конкретный период времени. То есть опросник применяется повсюду, где точно нужно установить состояние психоэмоционального здоровья конкретной личности в период нагрузки.

Часто он применяется для исследований подросткового периода. Для этого опрашивают около 100 человек подростков и подсчитывают общие результаты.

Подсчет баллов и интерпретация полученных данных

Суммируются значимые ответы,
приведенные в ключе. За каждый ответ, совпадающий
со значимым, начисляется один балл. Полученные по
каждой шкале баллы откладываются на
соответствующих радиусах схемы. Интерпретация
находится в прямой зависимости от количества
значимых ответов по восьми шкалам.3—4 балла. Показатели в пределах нормы —
гармоничная личность.5 баллов. Заостренные — акцентуированные
черты. 6 баллов. Выраженные избыточно —
дезадаптирующие свойства.
Сильно выраженные тенденции (если показатели выше
4 баллов
), компенсированные полярными
свойствами (то есть, антитенденциями), являются
свидетельством значительной эмоциональной
напряженности и признаком наличия внутреннего
конфликта. Если показатели ниже 4 баллов, то
это говорит о сбалансированности
разнонаправленных свойств.
Если большинство показателей от 0 до 2 баллов,
то это указывает на плохое самопонимание или
неоткровенность при обследовании.
Социально-психологические аспекты (лидерство,
компромиссность, зависимость, конфликтность и
т.д.) проявляются как акцентуированный или
дезадаптирующий стиль межличностного поведения
при выраженных показателях (более 4 баллов) по
соседствующим типологическим свойствам.
Если по шкале «ложь» (неискренность) получено более
3 баллов
, то данные недостоверны.
Если по шкале «аггравация» получено более 3
баллов
, то черты характера подчеркиваются.
(Вообще же аггравация — это преувеличение
тяжести симптомов реально существующего
заболевания или болезненности состояния. В
данном опроснике — это преувеличение, излишнее
подчеркивание той или иной черты характера.)

Обработка данных, подсчёт результатов и их интерпретация

Для подведения итогов используйте модернизированную шкалу, в которой самый негативный ответ («я несчастлив») оценивается в 1 балл, а самый позитивный («я счастлив») в 7 баллов. Ответ «+2», соответственно, будет стоить 6 баллов, ответ «+1» — 5, «0» — 4 и т. д. При этом помните, что в некоторых вопросах самый негативный вариант расположен не справа, а слева, поэтому готовьте ключ внимательно.

Для того чтобы оценить самочувствие учащегося, просуммируйте его баллы, полученные за ответы на вопросы 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26. Оценка активности производится по вопросам 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28. Оставшиеся десять вопросов помогают оценить текущее настроение подростка.

Сумму, полученную в каждой категории, разделите на 10. Таким образом, максимальный показатель в каждой категории составляет 7, минимальный — 1.
Валерий Доскин писал, что балл выше четырёх свидетельствует о благоприятном самочувствии испытуемого

Если балл ниже четырёх, то на это следует обратить внимание. Если балл ниже 2,5, имеет смысл провести с учеником отдельную беседу

Возможно, ребёнок нуждается в срочной психологической помощи

Однако важно помнить, что категории нельзя оценивать в отрыве друг от друга. Пусть низкие показатели в категории «самочувствие» не вызывают у вас особой тревоги, если в категории «настроение» у подростка выше четырёх

Такая ситуация означает лишь то, что испытуемый чувствует физическую усталость, но его психологическое состояние находится на вполне приемлемом уровне.

Эта методика — надёжный и проверенный способ быстро и эффективно оценить психологическое состояние учащихся.

Процедура проведения

Инструкция

Необходимо соотнести свое состояние со шкалой 3 2 1 0 1 2 3 каждой пары признаков. Например, между парой утверждений «Самочувствие хорошее» и «Самочувствие плохое» расположены цифры 3 2 1 0 1 2 3. Цифра «0» соответствует среднему самочувствию, которое обследуемый не может отнести ни к плохому, ни к хорошему. Находящаяся слева от «0» единица отражает самочувствие — выше среднего, а цифра три — соответствует прекрасному самочувствию. Те же цифры в этой строке, стоящие справа от цифры «0», аналогичным образом характеризуют самочувствие исследуемого, если оно ниже среднего. Таким образом, последовательно рассматривается и оценивается каждая строка данного опросника.

В каждом случае, в отношении каждой пары утверждений Вы осуществляете свой выбор, отмечая необходимое значение шкалы «3 2 1 0 1 2 3».

Условия опроса: применение

В развернутой характеристике по результатам опроса, психолог должен описать, при каких условиях проводилось исследование: после стресса, физического напряжения или в спокойной обстановке. Тот кто тестирует, должен учитывать насколько давно отдыхал человек.

Если опросник САН дается человеку в конце рабочего дня, то, само собой, тест покажет низкие баллы по активности и самочувствию (ниже 4). При этом настроение может быть хорошим, но может также быть угнетенным. Однако все снова зависит от особенностей личности. У многих активность сохраняется хорошей и в конце дня, когда применяется опросник САН.

Интерпретация результатов тестирования, чтобы быть объективной, должна проводиться только специалистом. Это следует учитывать. Кроме того, методика не предназначена диагностировать никаких отклонений, а проводится только для профилактики стрессов и изучения личности.

Источник



Описание методики Кеттелла

В чём состоит смысл фактора, что входит в это понятие? Кеттелл понимал под фактором совокупность нескольких поверхностных качеств индивида, которые возможно объединить под одним общим знаменателем. Опросник был опубликован его создателем в 1949 году. Первоначально он включал в себя форму А и форму В, которые позднее были дополнены следующими тестами:

  • Форма С и форма D, появившиеся в 1956 году;
  • Форма Е и форма F, увидевшие свет в 1961 году;
  • подростковый опросник на четырнадцать факторов;
  • детский тест на двенадцать факторов;
  • сокращённый вариант для взрослых, рассчитанный на 13 факторов.

Для того чтобы верно интерпретировать полученные результаты, используется несколько алгоритмов подсчёта:

  • специальные,
  • сокращённые,
  • упрощённые.

Обработка результатов

Обработка результатов проводится в несколько этапов:

1. С помощью ключа подсчитываются «сырые» баллы по каждой шкале:

Цифра, соответствующая выбору, определяет количество баллов, полученных за каждый ответ. При этом баллы за ответы на вопросы со знаком «+» суммируются со своим знаком, а на вопросы со знаком «–» — с обратным знаком.

Ключ

Шкала «+» «–» Σ
Ио 2; 4; 11; 12; 13; 15; 16; 17;, 19; 20; 22; 25; 27; 29; 31; 32; 34; 36; 37; 39; 42; 44 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 30, 33, 35, 38, 40, 41, 43
Ид 12; 15; 27; 32; 36; 37 1; 5; 6; 14; 26; 43
Ин 2; 4; 20; 31; 42; 44 7; 24; 33; 38; 40; 41
Ис 2; 16; 20; 32; 37 7; 14; 26; 28; 41
Ип 19; 22; 25; 31; 42 1; 9; 10; 24; 30
Им 4; 27 6; 38
Из 13; 34 3; 23

2.«Сырые» баллы переводятся (Σ) в стены.

Таблица перевода «сырых» баллов в стандартные оценки

Стены «Сырые» баллы
Ио интервал Ид интервал Ин интервал Ис интервал Ип интервал Им интервал Из интервал
от до от до от до от до от до от до от до
1 -132 -14 -36 -11 -36 -8 -30 12 -30 -5 -12 -7 -12 -6
2 -13 -3 -10 -7 -7 -4 -11 -8 -4 -1 -6 -5 -5 -4
3 -2 -6 -3 -3 -7 -5 3 -4 -3 -3 -2
4 10 21 -2 1 1 4 -4 -1 4 7 -2 -1 -1
5 22 32 2 5 5 7 3 8 11 1 1 2
6 33 44 6 9 8 11 4 6 12 15 2 4 3 4
7 45 56 10 14 12 15 7 10 16 19 5 6 5 6
8 57 68 15 18 16 19 11 13 20 23 7 8 7 8
9 69 79 19 22 20 23 14 17 24 27 9 10 9 10
10 80 132 23 36 24 36 18 30 28 30 11 12 11 12

3. Полученные оценки в стенах заносятся в таблицу:

Обработка результатов

При обработке эти цифры перекодируются следующим образом: индекс 3, соответствующий неудовлетворительному самочувствию, низкой активности и плохому настроению, принимается за 1 балл; следующий за ним индекс 2 – за 2; индекс 1 – за 3 балла и так до индекса 3 с противоположной стороны шкалы, который соответственно принимается за 7 баллов (учтите, что полюса шкалы постоянно меняются). Итак, положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные низкие.

7 6 5 4 3 2 1
Чувствую себя сильным 3 2 1 0 1 2 3 Чувствую себя слабым
1 2 3 4 5 6 7
Пассивный 3 2 1 0 1 2 3 Активный

Производится расчет суммы баллов согласно ключа к тесту.

  • Самочувствие сумма баллов за вопросы: 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.
  • Активность сумма баллов за вопросы: 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.
  • Настроение сумма баллов за вопросы: 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.

Методика САН: что это?

Тест проверяет, насколько функционален человек на данный момент, может ли он адекватно принимать решения, быстро реагировать, физически работать? Или же ему крайне необходим отдых.

В опроснике три десятка полярных вопросов. Каждое состояние: самочувствие, активность, и «боевое» либо угнетенное настроение определяется по 10 критериям.

Испытуемый сам определяет свое состояние на данный момент и отвечает — бодр и активен он или же пассивен, работоспособен или устал, считает ли себя счастливым или несчастным и т. д. Психолог записывает все ответы, а затем дает развернутую интерпретацию.

Когда и как применяется тестирование Сан?

Опросник сан был разработан коллективом авторов в 1973 году с целью оценки самочувствия, активности человека и его настроения. Поскольку данные 3 составляющие способны непосредственно влиять на работоспособность человека, подскажут момент необходимого отдыха для зарядки энергией и бодростью на ближайшее время, необходимо оценить степень каждой из них.

Методика сан представлена в виде опросника, где необходимо определить с помощью оценки степень своего психологического и физического состояния. Предлагается 30 пар слов, которые характеризуют настрой человека на протяжении дня и имеют противоположные значения.

Тест для диагностики самочувствия, активности и настроения (САН)

2016-01-11 16:56 Когда понадобится: для количественной оценки текущего психического состояния сотрудника по трем шкалам: самочувствие, активность, настроение.

Вам предлагается описать свое состояние в данный момент с помощью таблицы, состоящей из 30 пар полярных признаков. Выберите в каждой паре ту характеристику, которая наиболее точно описывает Ваше состояние, и отметьте цифру, которая соответствует степени выраженности данной характеристики.

Тестовое задание

1 Самочувствие хорошее 3 2 1 1 2 3 Самочувствие плохое
2 Чувствую себя сильным 3 2 1 1 2 3 Чувствую себя слабым
3 Пассивный 3 2 1 1 2 3 Активный
4 Малоподвижный 3 2 1 1 2 3 Подвижный
5 Веселый 3 2 1 1 2 3 Грустный
6 Хорошее настроение 3 2 1 1 2 3 Плохое настроение
7 Работоспособный 3 2 1 1 2 3 Разбитый
8 Полный сил 3 2 1 1 2 3 Обессиленный
9 Медлительный 3 2 1 1 2 3 Быстрый
10 Бездеятельный 3 2 1 1 2 3 Деятельный
11 Счастливый 3 2 1 1 2 3 Несчастный
12 Жизнерадостный 3 2 1 1 2 3 Мрачный
13 Напряженный 3 2 1 1 2 3 Расслабленный
14 Здоровый 3 2 1 1 2 3 Больной
15 Безучастный 3 2 1 1 2 3 Увлеченный
16 Равнодушный 3 2 1 1 2 3 Взволнованный
17 Восторженный 3 2 1 1 2 3 Унылый
18 Радостный 3 2 1 1 2 3 Печальный
19 Отдохнувший 3 2 1 1 2 3 Усталый
20 Свежий 3 2 1 1 2 3 Изнуренный
21 Сонливый 3 2 1 1 2 3 Возбужденный
22 Желание отдохнуть 3 2 1 1 2 3 Желание работать
23 Спокойный 3 2 1 1 2 3 Озабоченный
24 Оптимистичный 3 2 1 1 2 3 Пессимистичный
25 Выносливый 3 2 1 1 2 3 Утомленный
26 Бодрый 3 2 1 1 2 3 Вялый
27 Соображать трудно 3 2 1 1 2 3 Соображать легко
28 Рассеянный 3 2 1 1 2 3 Внимательный
29 Полный надежд 3 2 1 1 2 3 Разочарованный
30 Довольный 3 2 1 1 2 3 Недовольный

Спасибо за ответы!

Описание

Тест для диагностики самочувствия, активности и настроения (САН) состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемого просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень выраженности той или иной характеристики своего состояния.

Ключ к тесту

При подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в 1 балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары – в 7 баллов. При этом нужно учитывать, что полюса шкал постоянно меняются, но положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные – низкие. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории, и подсчитывается количество баллов по каждой из них.

Самочувствие – сумма баллов по шкалам 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.

Активность – сумма баллов по шкалам 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.

Настроение – сумма баллов по шкалам 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.

Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4.

Интерпретация результата

Оценки, превышающие 4 балла, свидетельствуют о благоприятном состоянии испытуемого, ниже 4 – о неблагоприятном состоянии. Нормальные оценки состояния располагаются в диапазоне 5,0–5,5 балла. Следует учесть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных показателей, но и их соотношение.

Источник

Конец первого столбца


  1. Иногда, хотя и очень недолго, я чувствовал ненависть к моим родителям.


а) Да в) Не знаю с) Нет

  1. Я бы скорее раскрыл бы свои сокровенные мысли:


а) моим друзьям в) Не знаю с) В своем дневнике

  1. Я думаю, что противоположным по значению словом по отношению к противоположности слова «неточный» будет:


а) Небрежный в) Тщательный с) Приблизительный

  1. Я всегда полон энергии, когда мне это необходимо


а) Да в) Трудно сказать с) Нет

  1. Меня больше раздражают люди, которые:


а) Своими непристойными шутками вгоняют других в краску

в) Не знаю

с) Опаздывают на условленную встречу и заставляют меня волноваться

  1. Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать;


а) Верно в) Не знаю с) Неверно

  1. Я думаю, что…


а) Некоторые виды работ не возможно выполнить так же тщательно, как другие

в) Затрудняюсь сказать

с) Любую работу следует делать тщательно, если Вы вообще за нее взялись

  1. Мне всегда приходится бороться со своей робостью.


а) Да в) Возможно с) Нет

  1. Мои друзья чаще:


а) Спрашивают моего совета

б) Делают то и другое наполовину

с) Дают мне советы

  1. Если приятель обманывает меня в мелочах, я скорее предпочитаю сделать вид, что не заметил этого, чем разоблачать его.


а) Да в) Иногда с) Нет

  1. Мне нравится друг, который…


а) Имеет действие и практические интересы

в) Не знаю

с) Серьезно обдумывает взгляды на жизнь

  1. Я раздражаюсь, когда слышу, что другие высказывают идеи, противоположные тем, в которые я твердо верю.


а) Верно в) Затрудняюсь ответить с) Неверно

  1. Меня волнуют мои прошлые поступки ошибки.


а) Верно в) Не знаю с) Неверно

  1. Если бы я одинаково хорошо умел и то и другое, я предпочел:


а) Играть в шахматы в) Затрудняюсь сказать с) Играть в городки

  1. Мне нравятся общительные кампанейские люди.


а) Да в) Не знаю с) Нет

  1. Я настолько осторожен и практичен, что со мной случаются меньше неприятностей, неожиданностей, чем с другими людьми


а) Да в) Трудно сказать с) Нет

  1. Я могу забыть о своих заботах и обязанностях, когда мне это необходимо.


а) Да в) Иногда с) Нет



Конец второго столбца в бланке ответов


  1. Мне трудно признать, что я не прав.


а) Да в) Иногда с) Нет

  1. На заводе было бы интересно:


а) Работать с машинами и механизмами и участвовать в основном производстве

в) Трудно сказать

с) Беседовать с другими и принимать их на работу

  1. Какое слово не связано с другими двумя:


а) Кошка в) Близко с) Солнце

То, что в некоторой степени отвлекает меня, мое внимание:


а) Раздражает меня в) Нечто среднее с) Не беспокоит

  1. Если бы у меня было много денег, я:


а) Я позаботился бы о том, чтобы не вызвать к себе зависть

в) Не знаю

с) Жил бы не стесняя себя ни в чем

  1. Худшее наказание для меня:


а) Тяжелая работа в) Не знаю с) Быть запертым в одиночестве

  1. Люди должны больше, чем они делают сейчас, требовать соблюдения законов морали


а) Да в) Иногда с) Нет

  1. Мне говорили, что ребенком я был скорее:


а) Спокойным и любил остаться один

в) Не знаю

с) Жизнерадостный и всегда активный

  1. Мне нравится практическая повседневная работа с различными установками и машинами


а) Да в) Трудно сказать с) Нет

44.Я думаю, что большинство свидетелей говорят правду, даже если это затрудняет их.


а) Да в) Трудно сказать с) Нет

  1. Если бы я беседовал с незнакомым человеком, я скорее:


а) Обсуждал бы с ним политические и общественные взгляды

в) Не знаю

с) Хотел бы услышать от него несколько новых анекдотов

  1. Я стараюсь смеяться над шутками не так громко, как это делает большинство людей


а) Верно в) Не знаю с) Нет

  1. Я никогда не чувствую себя таким несчастным, что хочу плакать.


а) Верно в) Не знаю с) Нет

  1. В музыке я наслаждаюсь:


а) Маршами в исполнении военных оркестров

в) Не знаю

с) Типичное соло

  1. Я быстрее предпочел провести два летних месяца


а) В деревне одним или с двумя друзьями

в) Не знаю

с) Возглавляя группу в туристических лагерях

  1. Усилия, затраченные на составление предварительных планов


а) Никогда не лишне в) Трудно сказать с) Не стоит этого

  1. Необдуманные поступки и высказывания моих приятелей не обижают меня и не делают несчастным.


а) Верно в) Иногда с) Неверно

Методологические основы ИТО Л. Н. Собчик

Индивидуальный личностный опросник ставит своей целью изучение основных свойств личности человека, таких как экстраверсия (коммуникабельность, активность), интроверсия (закрытость, пассивность), ригидность (соревновательные качества, упорство), эмотивность (демонстративность, неустойчивость), тревожность (осторожность, повышенное чувство ответственности), сенситивность (вдумчивость, чувствительность), спонтанность (предприимчиовсть, раскрепощённость) и агрессивность (наступательность, стеничность). Кроме того, посредством ИТО выявляется также стиль общения человека и его деловые качества, которых в опроснике всего представлено восемь – это зависимость, лидерство, нонконформизм, конформность, компромиссность, конфликтность, индивидуалистичность и коммуникабельность

Кроме того, посредством ИТО выявляется также стиль общения человека и его деловые качества, которых в опроснике всего представлено восемь – это зависимость, лидерство, нонконформизм, конформность, компромиссность, конфликтность, индивидуалистичность и коммуникабельность.

Как уже было упомянуто, ИТО основывается на авторской теории ведущих тенденций. Согласно этой теории, модель личности можно сравнить с деревом, имеющим корни, уходящие в почву (генетический фактор); ствол (характер), формирующийся по мере взаимодействия врождённых особенностей личности и окружающей реальности; и крону (высший уровень личности), куда входят интересы, ценностная иерархия, профессиональная и социальная активность и т.д.

Также в теории Л. Н. Собчик структура личности представляет собой замкнутую саморегулирующуюся систему, где врождённые качества проходят через всё личностное древо от самых корней до его кроны. Различные типы индивидуально-личностных свойств и связанных с ними стилей поведения являются основой ИТО, в котором отражены основные закономерности происходящего в личности процесса саморегуляции.

Методика САН: что это?

Тест проверяет, насколько функционален человек на данный момент, может ли он адекватно принимать решения, быстро реагировать, физически работать? Или же ему крайне необходим отдых.

В опроснике три десятка полярных вопросов. Каждое состояние: самочувствие, активность, и «боевое» либо угнетенное настроение определяется по 10 критериям.

Испытуемый сам определяет свое состояние на данный момент и отвечает — бодр и активен он или же пассивен, работоспособен или устал, считает ли себя счастливым или несчастным и т. д. Психолог записывает все ответы, а затем дает развернутую интерпретацию.

Интерпретация результатов опросника Кеттелла

Первичные факторы

Как говорилось в предыдущей главе, стены по всем шестнадцати факторам распределяются по биполярной шкале. Крайние значения на этой шкале — это один и десять. Если значение стена лежит в промежутке от одного до пяти с половиной, значит, фактору присваивается знак минус, а если значение стена находится в промежутке от пяти с половиной до десяти, то знак плюс. Когда специалисты интерпретируют первичные факторы, то они первым делом смотрят на их пиковые значения, т.е. находящиеся в самых верхних и самых нижних границах рассматриваемого диапазона.

В опроснике Кеттелла измеряются следующие факторы:

  1. Фактор А. Благодаря ему исследователи получают сведения об уровне замкнутости или, наоборот, общительности человека.
  2. Фактор В. С его помощью психологи измеряют уровень оперативности мышления индивида и общий уровень эрудиции, присущий ему.
  3. Фактор С. Он определяет способность личности быть уравновешенной в эмоциональном плане в стрессовых и фрустрирующих ситуациях.
  4. Фактор Е. Описывает уровень доминантности либо способности испытуемого подчиняться внешней воле.
  5. Фактор F. Определяет, является ли тестируемый сдержанным или экспрессивным человеком.
  6. Фактор G.Показывает, склонен ли в своём поведении индивид придерживаться социальных правил.
  7. Фактор H. Измеряет активность личности, проявляемую ею во взаимодействии с другими людьми. Иными словами, можно ли её назвать смелой или застенчивой.
  8. Фактор I. С его помощью возможно почерпнуть массу информации о развитии чувственной сферы человека, есть ли в индивиде романтический настрой или же он рассудительный, логичный и жёсткий.
  9. Фактор L. Измеряет уровень доверчивости испытуемого к людям.
  10. Фактор М. Человек с развитым фактором М имеет подвижное воображение и часто мечтает. Противоположностью ему является практичный, здравомыслящий и уравновешенный индивид.
  11. Фактор N. Демонстрирует то, как человек проявляет своё отношение к окружающим его людям, или, иными словами, что в нём более развито, дипломатичность или прямолинейность.
  12. Фактор О. Измеряет уровень спокойствия и тревожности испытуемого.

Вторичные факторы

  1. Q1. Если у человека низкие оценки данного фактора, то он обычно следует догме, чем новаторским правилам, больше полагается на традиции и принятые ритуалы, чем личность, обладающая высокими оценками по этому фактору.
  2. Q2. Показывает уровень конформизма в поведении личности.
  3. Q3. Лица, имеющие высокие показатели, имеют железную волю, отлично контролируют свои эмоции и поведение и, в целом, обладают превосходным самоконтролем.
  4. Q4. Характеризует степень расслабленности либо напряжённости, присутствующей в поведении индивида.

Интерпретация сочетаний факторов

Для толкования сочетаний факторов исследователи объединяют несколько родственных факторов в группу и на основе данных, полученных при интерпретации такой группы, вырабатывают заключение о психологических особенностях какой-либо из граней человеческой натуры.

Существуют следующие группы факторов:

  • коммуникативные факторы, объединяющие в себе такие черты характера, как дипломатичность, смелость, доминантность, общительность и самостоятельность. Изучив указанные свойства личности, психологи могут с достаточно высокой степенью точности судить, насколько развита у конкретного человека сфера взаимоотношений с людьми, как он проявляет себя в общении с членами социума и есть ли у него способности общаться;
  • к интеллектуальным факторам относятся восприимчивость к чему-либо новому, дипломатичность, интеллектуальность и мечтательность. С его помощью учёные определяют возможности интеллекта испытуемого, какой вид мышления преобладает в его деятельности (абстрактный или образный), как он обдумывает проблемные и сложные ситуации, склонен ли индивид погружаться во внутренние переживания или его фокус обращён вовне его;
  • эмоциональные факторы представлены чувствительностью, напряжённостью, беспечностью, устойчивостью в эмоциональном плане. Эти факторы характеризуют возможности индивида чувствовать или не чувствовать ситуации, связанные с эмоциями, способность его нервной системы справляться с потрясениями, восприятие личностью происходящего вокруг него на эмоциональном или рассудочно-логическом уровне;
  • последняя группа факторов — регуляторная. Она представлена всего лишь двумя свойствами: нормативность и самодисциплина. Прежде всего, они описывают, насколько человек способен идти к желаемому вопреки всему, есть ли у него такие черты, как организованность, настойчивость и самообладание.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: