Что такое методы научного исследования
Научно исследовательский проект автора направлен на познание определенного вопроса, темы, области знаний или сферы деятельности. Исследовать, значит, изучать, анализировать закономерности, систематизируя при этом имеющиеся факты. Научное исследование определяется несколькими критериями:
- четко сформулированная цель;
- желание выявить неизвестное;
- систематизация процесса и результатов;
- пояснение и верификация выводов.
Научное исследование разниться с обыденным тем, что применяет определенные методики, выступающие способами достижения целей проекта. Соединить в себе все методики может наука – методология. Суть метода заключается в объекте и субъекте, каким образом совершается деятельность человека, путем каких средств и способов.
Метод классификации
К общенаучным методам теоретического познания следует отнести классификацию. Это такой метод научного исследования, который заключается в разделении и распределении множества объектов на подклассы по конкретным признакам. Основа классификации – логическая цепочка.
Выделяется три вида такого метода познания:
- Искусственные и естественные классификации, которые зависят от степени деления. Существенные классификации могут нести или содержать в себе важную информацию об объекте. Для примера моно привести таблицу периодических элементов. Несущественные или искусственные классификации позволяют понять суть знаний. Для примера можно взять указатель в библиотеке.
- Содержательная и формальная классификация. Первая заключается в ориентированном выделении какого-то порядка в элементах. Вторая ориентирована на раскрытии определенных закономерностей.
- Описательная и сущностная классификация. Первая касается фиксации наличия определенного факта, а вторая раскрытия важных характеристик объекта.
Что такое методы исследования
Методы исследования – это способы достижения цели в научной работе. Наука, занимающаяся изучением данных методов называется “Методология”.
Любая деятельность человека зависит не только от объекта (на что направлена) и действующего лица (субъекта), но и от того, каким образом она осуществляется, какие средства и способы применяются. В этом и заключается суть метода.
В переводе с греческого языка «метод» означает «способ познания». Правильно выбранный метод способствует более быстрому и точному достижению цели, служит особым компасом, который помогает исследователю избежать большинства ошибок, прокладывая свой путь.
Общая информация
Что такое метод в психологии?
Психологическим методом называется система приемов, подходов и практик, которые позволяют специалисту получить необходимый объем информации о личности субъекта, а также воздействовать на некоторые аспекты его поведения.
Метод в психологии базируется как на аналитическом подходе при получении данных и математической обработке, так и на специальных знаниях исследователя, которые в этой области стоят на первом месте.
Для наиболее полной оценки знаний о человеке, полученных при психологическом методе, требуется индивидуальный подход, в результатах очень трудно выделить четкие рамки нормы и патологии.
Поэтому для исследователя огромное значение приобретает всестороннее исследование пациента, основанное на уникальной интерпретации данных.
Нельзя построить заключение, основываясь только на одной методике, что серьезно отличает психологические методы от любых других.
Современная психология имеет множество разветвлений на более узкие области, где психологические методы также приобретают свою специфичность. К таким видам относят:
Психология развития: преобладают генетические методики, исследование окружения и родителей, повозрастные шкалы оценки.
Специальная психология: более узкий раздел психологии развития, изучающий особенности психики детского возраста, использует методики, оценивающие основные функции человека: речь, координацию, движения, методы во многом основаны на неврологическом анализе.
Практическая психология: дисциплина, изучающая применение психологических знаний в повседневной деятельности людей, широко применяет статистические методы как тестирование, опросник, а также индивидуальную беседу в качестве первого источника информации.
Общая психология: изучает основные закономерности развития науки, методы исследования основаны на математическом анализе.
Психология труда: исследует особенности поведения личности в условиях труда, взаимоотношения работников и руководителей. При этом широко используются методы анкетирования, эксперимента, наблюдения.
Инженерная психология: занимается вопросами взаимодействия личности и технических устройств, в ом числе на промышленных предприятиях. В этом разделе чаще применяют методы сравнения и эксперимента, варьируя с различными техническими параметрами и устройствами.
Научная психология разрабатывает фундамент для формирования и использования всех имеющихся методик и включает в себя все имеющиеся методы исследования, однако большое значение в этой области приобретает метод сравнительного мета-анализа, который позволяет уточнить достоверность и значимость как гипотезы, так и метода.
Дифференциальная психология изучает сложные вопросы психологии отдельных этнических групп, народностей, а также проблемы их контакта. Этот раздел опирается на методы исторического анализа, а также тщательного, но порой скрытого наблюдения за поведением этих групп
В данном вопросе при выборе метода важно соблюдать вопросы этики по отношению к различным моделям поведения в этих группах (запрет на общение посторонних с девушками определенных народностей, тактичное обращение с религиозными вопросами и так далее).
Психология управления: является одной из самых молодых отраслей, активно использует психологические методики в сфере управления кадрами, менеджменте, при подборе персонала управляющего кабинета компаний.
Современные методы научного исследования
На сегодня существуют несколько понятий метода научного исследования, однако они незначительно отличаются друг от друга. В переводе с греческого само слово означает «путь или прослеживание», термин на основе этого и рассматривается как способ познания, который помогает достижению поставленной цели при помощи определенной последовательности действий.
Основные теоретические методы научного исследования
- Индукция – движение мысли от частного к общему, зная отдельные факты можно прийти к закону, лежащему в их основе. Ее особенность – то, что полученные сведения, как правило, носят вероятностный характер, а не заведомо истинный.
- Дедукция прямо противоположна, частное вытекает из общего. Эта цепочка умозаключений, в отличие от предыдущей, логична, ее звенья приводят к неопровержимому выводу.
- Аксиоматический, специфика метода – в начале процесса задается набор базовых положений, они не требуют доказательств и принимаются за явные, по сути, являются аксиомой.
- Анализ, в основе – мысленное разложение предмета на части, которые его составляют.
- Синтез объединяет умозаключения, полученные в ходе предыдущего метода исследования, в единое целое.
Основные эмпирические методы научного исследования
- Наблюдение пользуется заслуженной популярностью. Для него характерно восприятие тех или иных явлений в целостности и динамике. Метод относится к практическим.
- Эксперимент носит комплексный характер, он часто используется в педагогике, психологии.
- Анкетирование удобно тем, что за сравнительно короткий промежуток времени помогает собрать солидное количество данных.
- Беседа, интервью. Опросные методы, которые относятся к практическим.
Тестирование
Представленный метод является промежуточным между субъективностью и объективностью исследования. Тестирования также имеют свои подвиды. К примеру, тесты-опросники, которые преимущественно используются для изучения личностных особенностей. Респондент сознательно или несознательно может повлиять на конечный результат.
Тесты-задания используются в изучении интеллекта. Есть еще и проективные методики, предполагающие свободную интерпретацию, что является достаточно опасным для надежности и достоверности данных. Такие приемы часто используют для тестирования детей или для измерения эмоциональных состояний (тест Люшера, Роршаха, ТАТ).
Организационные методы
Организационные методы — это средства для организации процесса научного познания. Можно сказать, что эти методы задают форму. Ананьев выделил сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы.
Сравнительный
Сравнительный метод является наиболее распространенным, он применяется:
- в общей психологии (пример: сравнение мужской и женской части выборки);
- в социальной психологии (сравнение групп);
- в возрастной психологии (сравнение различных возрастов).
Здесь, как правило, используются так называемые поперечные срезы, то есть, разовые обследования испытуемых при помощи различных эмпирических методов (о них пойдет речь далее).
Рис. 2. Классификация методов психологического исследования ( по Б. Г. Ананьеву)
Лонгитюдный
Лонгитюдный метод можно противопоставить методу поперечных срезов. Его главное отличие — продолжительное исследование одних и тех же испытуемых, обнаружение динамики изменений. Этот метод используется в возрастной психологии, поскольку позволяет увидеть индивидуальные особенности развития каждого из испытуемых на протяжении многих лет. Минусами лонгитюдного метода являются технические сложности в организации, большие временные затраты и вероятность влияния на результат побочных факторов в жизни испытуемых.
Комплексный
Исследования с применением комплексного метода, как правило, имеют своей целью решение практических междисциплинарных задач. Комплексный метод делит задачи исследования между представителями различных наук (или подходов в рамках одной науки), позволяя взглянуть на предмет исследования с различных позиций — изучить его комплексно.
Методы познания
Все методы познаний можно разделить на две большие группы: эмпирические и теоретические.
Эмпирические методы — выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей.
Теоретические методы — это выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение скрытых проявлений за видимыми, внутренние связи и отношения.
Эмпирические методы:
-
Наблюдение — исследователь изучает объект в его естественной среде без влияния на происходящие процессы.
-
Измерение — исследователь получает численные характеристики объекта через, за которым наблюдает, и сравнивает его свойства с образцовыми значениями.
-
Эксперимент — исследователь намеренно создает особые условия и далее изучает объект, который помещает в них.
-
Классификация — исследователь объединяет изучаемые объекты в группы по одинаковым свойствам.
-
Систематизация — исследователь объединяет накопленные знания в систему, в которой обозначены взаимосвязи и закономерности.
-
Описание — исследователь фиксирует сведения об объектах и данные в наблюдении с помощью естественного или искусственного языка.
-
Сравнение — исследователь сопоставляет свойства объекта, который изучает, со свойствами других объектов.
Теоретические методы:
-
Исторический метод — исследователь изучает историю во всей ее полноте, обобщает эмпирический материал и устанавливает на этой основе общую историческую закономерность.
-
Восхождение от конкретного к абстрактному — метод, при котором исследователь сперва находит главную связь, а после шаг за шагом наблюдает, как она изменяется в разных условиях и открывает новые связи.
-
Восхождение от абстрактного к конкретному — метод изучения действительности, суть которого в последовательном переходе от абстрактных и односторонних представлений о ней к более конкретному ее воспроизведению в теоретическом мышлении.
-
Формализация — построение абстрактных математических моделей, которые раскрывают сущность изучаемых процессов.
-
Математизация — применение методов и понятий математики в естественных, технических и социально-экономических науках для количественного анализа явлений, которые они исследуют.
Также существуют общенаучные методы познания. Среди них выделяют:
-
Анализ — деление объекта на составляющие и подробное изучение.
-
Синтез — воссоздание целостной картины из отдельных деталей.
-
Аналогия — это прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках.
-
Конкретизация — более глубокое изучение определенных свойств.
-
Абстрагирование — изучение предмета под новым углом (с акцентом на одни свойства и игнорированием других).
-
Индукция — умозаключения, которые направлены от частного к общему.
-
Дедукция — умозаключения, которые направлены от общего к частному.
-
Идеализация — создание образа вымышленного объекта с идеальными свойствами и использование его в качестве особенного примера.
-
Моделирование — создание модели объекта для подробного изучения его свойств, которое невозможно на реальном объекте.
У познания есть два уровня (ступени): чувственный и рациональный. Рассмотрим отдельно каждый из них.
Поможем закрепить новый материал на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart.
Классификация методов психологии по различным критериям
В классификации по уровню научного познания выделяют:
- теоретические методы – проектирование, моделирование. Они позволяют определять проблемы, выдвигать гипотезы, анализировать, сравнивать, обобщать, синтезировать и моделировать;
- эмпирические методы – наблюдение, эксперимент, опрос, беседа, рейтинг, тестирование, анализ результатов деятельности.
Классификация по цели и продолжительности исследования включает в себя методы изучения актуального состояния и динамических изменений во времени (лонгитюдный метод).
Классификация по действию с объектом исследования предусматривает:
- изучение исследуемого объекта (теоретические и эмпирические методы);
- обработку данных (качественные и количественные показатели);
- представление полученных данных в виде таблиц, схем, диаграмм, графиков.
Классификация методов психологии
Самоконтроль — что это такое в психологии, определение
Существует несколько подходов к классификации методов психологического исследования. Все методы психологии кратко описала Б.Г. Ананьева:
- Методы организации исследования. На них строится вся методология. К ним относятся поперечные срезы, комплексное изучение психического явления, сравнительный метод, предполагающий проведение исследования в контрольной и экспериментальной группах, лонгитюдное изучение, основывающееся на констатирующей и контрольной диагностиках.
- Методы сбора эмпирических данных. С их помощью проводят изучение чего-либо, добывают факты. К ним относятся эксперимент и наблюдение, тестирование и опросы, анкетирование и беседа, изучение продуктов деятельности, биографий, моделирование.
Сбор эмпирических данных
- Методы количественной обработки экспериментальных данных. К ним относятся математические и статистические методы.
- Интерпретационные методы. Они позволяют на основе количественных результатов составить описательную характеристику изучаемых явлений.
Гипотетико-дедуктивный метод
Этот метод общенаучного познания заключается в выдвижении определенных абстрактных и теоретических предположений, то есть гипотез. Используется для того, чтобы объяснять причины и взаимосвязи в наблюдаемых процессах или явлениях. Такие умозаключения очень просто и удобно можно дальше раскрывать при помощи дедукции. То есть гипотеза развивается из изначального предположения, которое со временем проверяется опытным путем, а потом уточняется (детализируется) и анализируется исследователем.
Частнонаучные методы – это целая совокупность способов, которая используется для анализа и исследования в определенной науке и с учетом её характерных особенностей. Сюда можно отнести исследования в биологии, физики, химии, механики и т. д.
Подводя итоги статьи, хочется отметить, что абсолютно все вышеперечисленные методы активно используются учеными и исследователями на разных уровнях. При этом надо понимать, что абсолютно все способы научного познания очень широки и актуальны. Каждый из них используется более всего в определенной области. При этом иногда учёные используют целые комплексы различных методов для того, чтобы получить очень точную и комплексную информация.
Классификация методов научного исследования
Все методы научного исследования подразделяются на несколько уровней.
Философские методы
Наиболее известными среди них являются древнейшие методы: диалектический и метафизический. Кроме них к философским методам относятся феноменологический, герменевтический, интуитивный, аналитический, эклектический, догматический, софистический и другие.
Общенаучные методы
Анализ процесса познания позволяет выделить методы, на которых строится не только научное, но и любое повседневное человеческое познание. К ним относятся методы теоретического уровня:
- Анализ – расчленение единого целого на отдельные части, стороны и свойства для дальнейшего их детального изучения.
- Синтез – соединение отдельных частей в единое целое.
- Абстрагирование – мысленное выделение каких-либо существенных свойств рассматриваемого предмета при одновременном отвлечении от ряда других присущих ему признаков.
- Обобщение – установление объединяющего свойства предметов.
- Индукция – способ построения общего вывода на основе известных отдельных фактов.
Примеры методов исследования
Например, изучая свойства определенных жидкостей, выявляют, что им присуще свойство упругости. Опираясь на тот факт, что вода и спирт – это жидкости, делают заключение, что все жидкости обладают свойством упругости.
Дедукция – способ построения частного вывода, опираясь на общее суждение.
Например, известно два факта: 1) все металлы обладают свойством электропроводности; 2) медь – металл. Можно сделать вывод о том, что медь обладает свойством электропроводности.
Аналогия – такой метод познания, при котором знание ряда общих признаков для объектов позволяет сделать вывод об их сходстве и по другим признакам.
Например, науке известно, что свету присущи такие свойства как интерференция и дифракция. Кроме этого ранее были установлено, что звук обладает этими же свойствами и связано этого с его волновой природой. На основе этой аналогии был сделан вывод о волновой природе света (по аналогии со звуком).
Моделирование – создание модели (копии) объекта изучения с целью его исследования.
Помимо методов теоретического уровня, выделяют методы эмпирического уровня.
Анализ данных эмпирического исследования
Эмпирическое исследование направлено на получение эмпирических данных – данных, полученных путем опыта, практики.
Анализ таких данных происходит в несколько этапов:
- Описание данных. На этом этапе описываются обобщенные результаты с помощью показателей и графиков.
- Сравнение. Происходит выявление сходств и различий двух выборок.
- Изучение зависимостей. Установление взаимозависимостей (корреляционный, регрессионный анализ).
- Уменьшение объема. Изучение всех переменных при наличии их в большом количестве, выявление наиболее информативных.
- Группировка.
Итоги любого проведенного исследования – анализ и интерпретация данных – оформляются на бумаге. Спектр таких исследовательских работ достаточно широк: контрольные работы, рефераты, доклады, курсовые работы, тезисы, дипломные работы, диссертации, монографии, учебники и т.д. Лишь после всестороннего изучения и оценки полученных выводов, результаты исследований используются на практике.
Основные виды и формы знаний
Знание — результат познания действительности, содержание сознания.
Виды знаний:
-
Житейское — носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Это важнейшая ориентировочная основа повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Приводит к констатации фактов и их описанию.
-
Научное — понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем. Осуществляет предвидение разных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы).
-
Практическое — овладение вещами, преобразование мира.
-
Художественное — целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии.
-
Рациональное — отражение реальности в логических понятиях и категориях. Связано с рациональным мышлением.
-
Иррациональное — противоречит рациональному мышлению. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномальные, которые не подчиняются законам логики и науки.
-
Личностное — зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности.
Формы знаний, которые выделяют по отношению к научному знанию:
- Донаучное — прототип, предпосылки научного знания.
- Ненаучное — разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами.
- Паранаучное — внешне похоже на научное, но несовместимо с научным знанием.
- Лженаучное — сознательно использующее домыслы и предрассудки.
- Антинаучное — утопичное и сознательно искажающее представление о действительности.
Основные методы практической психологии
Перцепция — что это в психологии, определение
Практическая психология
Особенностью практической психологии является то, что ее цель не просто изучение каких-то особенностей личности или группы, а их коррекция и оптимизация. Специфика методов практической психологии отличается от методов общей психологии.
Краткая характеристика
В практической науке используются следующие психологические методы:
- Клиническая и личностностно-ориентированная психотерапия. Клиническая психотерапия – это медико-психологическое воздействие психолога на личностные особенности человека, страдающего психическим расстройством, имеющего психосоматические проявления или подверженного наркотической зависимости. Личностно-ориентированная психотерапия – это методика в психологии, задача которой в том, чтобы помочь человеку изменить его отношение к самому себе или своему окружению.
- Гипноз. Он делает возможным воздействие на сознание человека с целью его конструктивного изменения.
- Психодрама – это изучение внутреннего мира человека. Ее применение позволяет выявить актуальные проблемы клиента и найти способы их решения.
- Телесная терапия расширяет сферу сознания человека через телесные ощущения и учит его решать конфликты между разумом и телом.
- Арт-терапия – это способ коррекции эмоциональной сферы личности. Занятия творчеством с квалифицированным специалистом заставляют человека заняться рефлексией, помогают актуализировать свои негативные эмоции, страхи и преодолеть их. Арт-терапевтические техники используются при коррекции психических нарушений, в работе с депрессией и неврозом.
- Песочная терапия. Игра в большой песочнице используется в качестве средства, помогающего детям научиться устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать. Кроме того, песочная терапия способствует нормализации эмоционального фона ребенка.
- Цветотерапия – это технология работы с внутренним миром человека. Одним из вариантов цветотерапии является раскрашивание мандал.
- Сказкотерапия – это технология психологической диагностики и коррекции, применяемая в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Она помогает понять мотивы поступков ребенка, выявить его отношение к сверстникам, взрослым, диагностировать психологический климат в семье.
Сказкотерапия
- Правополушарное рисование. Эту технологию принято относить к способам актуализации творческого потенциала личности. Занятия таким видом рисования помогают справиться с депрессией, негативными чувствами, обрести личностный ресурс.
- Тренинг – это обучающий прием. Технология тренингов используется в психологии управления при работе с персоналом с целью повышения производительности труда, освоения эффективных технологий продаж.
Дополнительная информация. Инструментарий практической психологии постоянно расширяется, так как его применение должно соответствовать современным запросам социума.
Опрос как основной метод практической психологии
Опросный метод – это в психологии процесс целенаправленного сбора информации посредством общения экспериментатора с респондентом.
Экспериментатор может использовать один из следующих видов опроса:
- Интервью – устный вариант опроса, где психолог задает вопросы человеку или группе с целью получения информации об изучаемом объекте;
- Анкетирование – письменная форма сбора информации об изучаемом объекте.
Консультация как метод практической психологии
Консультация – это форма взаимодействия психолога и клиента, где специалист помогает человеку найти решение сложных жизненных ситуаций. Совместно с клиентом психолог определяет проблему и риски, помогает родителям устранить ошибки в воспитании детей, обучает руководителей эффективным управленческим приемам.
Таким образом, существует огромное количество методов психологического исследования
Сегодня появляется много новых интересных методик психокоррекционной работы, поэтому практикующие специалисты должны уделять большое внимание самообразованию и повышению своей квалификации
Появляются новые методы практической психологии
↑ Научное познание. Особенности научного познания
Наука направлена на изучение окружающего мира, действительности, исследование природных процессов и явлений, выявление закономерностей. Целью научного познания является объективная истина, те. истина, которая не зависит от интересов и воли познающего.
Научное познание— особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
Особенности научного познания:
- стремление к получению достоверных знаний;
- строгая доказанность научных фактов;
- рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью;
- проверяемость;
- большая система научных знаний, которая изложена в определенных терминах, понятиях, теориях и гипотезах;
- отражение существенных свойства и объективных законов;
- формирование в ходе профессиональной деятельности ученых, осуществляемой с помощью специфических методов;
- использование специальных материальных средств, таких как приборы, инструменты и другое научное оборудование.
Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен, может изучать всё в человеческом мире — будь то деятельность сознания, психика или же хозяйственная деятельность человека. Однако всё, что наука делает своим предметом, она исследует со стороны закономерностей и причин.
Научное познание имеет свои уровни, формы и методы.
Методы и исследования прикладной психологии
Прикладная психология направлена на проведение исследований с определенной группой людей, методы которой позволяют переменить психическое состояние и поведение человека.
Внушение
Процесс, вклинивания в подсознание человека указаний, взглядов, принципов, убеждений и определенных формул без осознанного им контроля. Внушение бывает косвенное и прямое. Цель метода состоит в том, чтобы достичь нужного состояния или мнения. Способ которым данная цель будет достигнута значения не имеет
Важно лишь достижение необходимого эффекта
Собственно по этой причине при внушении свободно используют эмоциональные закрепления в памяти признаков объектов при коррекции поведения, сбивание с толку, отвлечение интереса, интонации, замечания и даже отключения сознания (гипноз, наркотические вещества, содержащие алкоголь напитки).
Существуют следующие виды внушений:
- прямое (влияние на человека при помощи слов — распоряжение, приказания, инструкция),
- косвенное (скрытое, промежуточное влияние),
- умышленное,
- неумышленное,
- позитивное,
- негативное.
Приемы внушения также различны:
- Приемы прямого внушения – рекомендация, приказ, инструкция, команда.
- Приемы косвенного внушения – неодобрение, похвала, намек.
- Приемы скрытого внушения – позволение применять различные варианты, обман выбора, общеизвестная истина, банальность.
Вначале внушение неосознанно применялось людьми, чьи навыки и умения общаться сформировались в значительной степени. На сегодняшний день данная метода широко используется и играет немалую роль в психотерапии и гипнотерапии. Зачастую метод применяют во время гипноза или же при нахождении человека в состоянии транса. Внушение неотъемлемая часть жизни человека начиная с раннего возраста, такой метод применим в период воспитания, становления политических убеждений, просмотре рекламных роликов, во взаимоотношениях, религиозных взглядах и т. д.
Подкрепление
Это моментальная реакция, как правило, положительная или отрицательная, человека, проводящего исследование или окружающих условий на действия исследуемого. Реакция должна быть действительно молниеносной, только в этом случае участник эксперимента сможет связать ее со своим действием. В том случае, если реакция положительна, то впоследствии поступки и действия должны быть схожи с предыдущими. В случае отрицательного эффекта действовать необходимо наоборот.
Виды подкрепления в психологии:
- позитивное (фиксирует верное поведение/поступок),
- отрицательное (предупреждает неверное поведение/поступок),
- сознательное,
- бессознательное,
- стихийное (выходит ненароком: ожог, удар током и т. п.)
- сознательное (дисциплина, воспитание, дрессировка)
- одноразовое,
- регулярное,
- прямое,
- косвенное,
- базовое,
- целое (полное),
- частичное.
Подкрепление – немалая доля для жизненного пути человека. Так же как и внушение, оно с нами, с самого раннего возраста в период воспитания и приобретения жизненного опыта.
Психологическая консультация
Беседа психолога с пациентом, помогающая последнему решить сложные вопросы, сложившиеся в его жизни. В этом случае специалисту требуется начать работу тут же безотлагательно, так как какие-либо подготовительные мероприятия в данном случае не требуются и клиенту они не нужны. Во время такой беседы психолог может понять проблему и наметить этапы на пути к успеху в решении проблемы. Обычно люди обращаются к специалисту со следующими проблемами:
- Отношения – измена, ревностное отношение к супругу или супруге, трудности, возникающие при общении с людьми, воспитание детей.
- Проблемы частного характера – неудача, невезение, проблемы со здоровьем, самоорганизация.
- Трудовая деятельность – сокращения и увольнения, отсутствие терпимости к критике, невысокий уровень доходов.
Консультация психолога включает в себя следующие этапы:
- договор,
- запрос,
- план действий,
- настрой на работу,
- исполнение заказа,
- задание на дом,
- окончание работы.
Психологическая консультация так же как и другие методики психологических исследований включает в себя как теорию, так и практику. В настоящий момент имеется большое количество вариантов и видов консультирования. Встреча и беседа с психологом зачастую помогает решить не только жизненные проблемы, но и помогает выйти из сложившихся сложных обстоятельств.