Методика вундта или экспериментальная психология сознания

Как повысить точность метода?

Чтобы повысить точность метода интроспекции, нужно учитывать ряд рекомендаций:

При проведении самонаблюдения следует отложить любые дела, попробовать разгрузиться. Нужно заниматься привычной деятельностью, общаться с семьей, друзьями, ходить на работу.
Не стоит пытаться наблюдать за собой в моменты сильных переживаний, при депрессии, апатии, после тревожных событий, которые оказали негативное влияние на состояние человека.
Необходимо везде носить с собой диктофон или записную книжку. Они нужны, чтобы отмечать информацию о проявлениях психики в разные жизненные моменты. Если пытать запоминать данные, отмечать их позднее, представление о них изменится, не сможет считаться точным.
Рекомендуется интересоваться о своем поведении, проявлении эмоций у окружающих. Лучше, если этот будут родственники. Так можно сопоставлять собственные мысли о себе, с мыслями других

Важно, чтобы позиция других не изменила представление.

Рекомендуется заранее прочитать о проявлении разных чувств, эмоций, чтобы было понятно, что и как отмечать. Также нужно задать интересующие вопросы психологу, которому будет предоставлены полученные данные, чтобы не отвлекаться при проведении самонаблюдения.

Развитие метода интроспекции (самонаблюдения)

Долгое время метод интроспекции был не только важнейшим, но и единственным методом психологии. Она основана на двух утверждениях, разработанных представителями интроспективной психологии: во-первых, что процессы сознания «закрыты» для внешнего наблюдения, а во-вторых, что процессы сознания способны быть раскрыты (представлены) субъекту. Из этих утверждений следует, что процессы сознания индивида могут быть изучены только им самим и никем другим.

Идеологом метода интроспекции был философ Дж. Локк (1632-1704), который развил тезис Декарта о непосредственном восприятии мыслей. Локк утверждал, что существует два источника всех знаний: Объекты внешнего мира и деятельность нашего собственного разума. Человек направляет свои внешние органы чувств на внешние объекты и тем самым получает впечатления от внешних объектов, а в основе деятельности разума лежит определенное внутреннее чувство, рефлексия. Локк определил его как «наблюдение, которому разум подчиняет свою деятельность».

В то же время Локк понимал деятельность разума как мышление, сомнение, веру, рассуждение, признание, желание.

Дж

Локк отмечал, что размышление предполагает особое внимание к деятельности своего ума, а также достаточную зрелость предмета. Дети практически не обладают рефлексивностью и заняты в основном восприятием внешнего мира

Однако рефлексия не может быть развита у взрослых, если они не проявляют склонности размышлять о себе и уделять особое внимание своим внутренним процессам. На основании этого определения можно сказать, что Локк верил в возможность дихотомии психики. По его словам, психические процессы происходят на двух уровнях. К процессам первого уровня он относил восприятие, мысли, желания и т.д., а к процессам второго уровня — наблюдение или «созерцание» этих мыслей и образов восприятия.

Другой, не менее важный вывод из высказывания Локка состоит в том, что ученый может проводить психологические исследования только на самом себе, поскольку процессы сознания открываются только самому субъекту. В то же время способность к самоанализу не приходит естественным образом. Чтобы овладеть этим методом, необходимо практиковать его в течение длительного времени.

По сути, Локк, находясь на материалистических позициях, придерживается двух принципов английского материализма XVI-XVII веков, который возник и развивался под влиянием достижений механики и физики, и особенно открытий Ньютона. Первым из принципов, провозглашенных английскими материалистами этого периода, был принцип сенсуализма, чувственного опыта как единственного источника знаний. Второй — принцип автоматизма, согласно которому задача научного познания психических, как и всех природных явлений, состояла в том, чтобы разложить все сложные явления на элементы и объяснить их на основе связей между этими элементами.

Этот взгляд называется сенсуалистическим материализмом. Несмотря на некоторую ограниченность суждений, эта позиция была очень передовой для своего времени, а лежащие в ее основе принципы оказали огромное влияние на развитие психологической науки.

Параллельно с доктриной Локка в науке начала развиваться другая близкая к ней тенденция — ассоциативная. Истоком этой доктрины был все тот же чувственный материализм. Только когда Локк уделил больше внимания первому принципу, представители ассоциативной тенденции строили свои выводы на основе второго принципа. Возникновение и формирование ассоциативной психологии связано с именами Д. Юма и Д. Гартли.

Английский врач Д. Гартли (1705-1757), выступавший против материалистов, тем не менее, заложил основы теории ассоциации, которая по своему духу является материалистической. Он видел причину психических явлений в вибрациях, возникающих в мозге и нервах. По его мнению, нервная система — это система, подчиняющаяся физическим законам.

Метод изучения психологии

В своих исследованиях Вундт использовал метод интроспекции (самонаблюдения), который отвергается современной психологией из-за излишней субъективности. В чём состояла суть метода? Вундт и его коллеги (специально обученные интроспекции) наблюдали за собой в различных ситуациях и составляли отчёт, в котором описывали, что чувствуют и как себя ведут при появлении раздражителей. Вот наглядный пример того, как применялся метод. Испытуемому давали большое красное яблоко. Но он не мог так и написать в отчёте: «Мне дали яблоко. Оно было большим и красным». Ему нужно было копнуть глубже: «Сначала я ощутил красный цвет яблока. Потом почувствовал его круглость и величину. Далее появилось слабое щекотание в языке – видимо, след вкусового ощущения», и т.д.

Так как в те времена психология только зарождалась, Вильгельм Максимилиан решил взять за основу науки химию, которая была уже достаточно изучена и разработана. Именно поэтому его системе присущ элементаризм.

Обоснование логики исследования

Анализ литературы показал, что проблема метода интроспекции постоянно волновала отечественных психологов, но до последнего времени так и оставалась «самой сложной и запутанной» (Ю. Б. Гиппенрейтер, 2000), не решенной с методологической точки зрения (И. С. Роговин, 1969; Б. Г. Ананьев, 2000). Вместе с тем, создавшаяся кризисная ситуация в современной отечественной психологии (А. Н. Ждан, 1999), построенной по образцу естественной науки, ставит задачу поиска новых методов, связанных с гуманитарным подходом. Отмечается, что именно гуманитарные методы позволяют изучать содержание сознания человека (В. М. Аллах-вердов, 2000). Таким образом, на современном этапе развития психологии отчетливо выступает необходимость четкого методологического обоснования метода интроспекции, а также возможностей и способов его применения в изучении и осмыслении качественной неповторимости субъекта.

Вместе с тем приходится констатировать, что широко используемая в психологии стандартизированная интроспекция (в виде различных вопросников, направленных на изучение особенностей восприятия, представлений, эмоциональных явлений, личности) позволяет фиксировать единичные, порой независимые образования психических феноменов и нацелена главным образом на измерение степени выраженности той или иной переменной. Пытаясь объединить полученные с ее помощью разрозненные факты в некое единое представление о человеке, исследователь невольно теряет неповторимость, присущую данному субъекту. Причем, создается впечатление, что заранее предполагается одинаковая возможность осмысленно дифференцировать те или иные качества, ощущения и переживания, а вопрос об адекватности соотнесения вербальных описаний (имеющихся в опросниках) и одними и теми же феноменами внутреннего мира у разных испытуемых остается не решенным (Е. В. Левченко, 1998). Вызывает сомнения возможность в достаточно короткий срок тестирования отрефлексировать все вопросы, даже те, которые являются совершенно не актуальными в данный промежуток времени. Это в свою очередь позволяет говорить о том, что предлагаемые вопросы направлены на стереотипы, сформированные у индивида по отношению к самому себе.

Использование семантического дифференциала (как способа позволяющего сделать интроспекцию направленной, поддержанной, ограниченной, массовой и стандартизованной) может приводить в возникновению «фантомного» самоописания в силу того, что субъекту навязывают «оценку по параметрам», которые возможно не являются значимыми для его «Я — концепции», но по которым грамотный человек в принципе может дать оценку (В. В. Столин, 1985). Это ограничивает субъекта в выборе ответов и способствует концентрации внимания на тех стимулах, которые интересны экспериментатору и в конечном итоге ведет к утрачиванию субъективности как особой человеческой реальности.

На практике практически не учитывается вероятность различной глубины самонаблюдения у испытуемых (Е. В. Левченко, 1998).

Проблема получения сведений о качественной стороне психических процессов, в их подлинном виде, на наш взгляд, может быть решена через использование свободного самоотчета. Уже сейчас можно наблюдать использование выборочной интроспекции с последующим свободным самоотчетом, когда фиксируются лишь определенные параметры, заранее обозначенные в задании психические явления (например, исследование восприятия эмоциональных явлений и саморегуляции психических процессов).

Но на сегодняшний день практически нет исследований, позволяющих понять возможности к самонаблюдению в условиях не включенной, непосредственной, свободной и в тоже время сплошной интроспекции, когда участник исследования совершенно ничем не ограничен в процессе наблюдения за своей внутренней психической реальностью, может свободно проявлять собственную индивидуальную неповторимость. Что позволяет исследовать особенности наблюдения человека за собственной психической реальностью, возможностях осмысленно дифференцировать те или иные психические явления и действия, поддерживать интерес к внутреннему наблюдению в условиях психологического исследования.

Основные идеи функционализма в психологии и методы исследования

Идеи

Основная идея функционализма заключается в следующем: любое состояние психики можно объяснить с точки зрения связей между причиной и следствием, существующих между изучаемым состоянием психики, условиями окружающей действительности, являющимися побудительными причинами, и поведением индивида, являющимся следствием действия побудительных причин.

Внимание функционалистов в первую очередь занимали вопросы того, как личность может эффективно приспособиться к окружающей её действительности, какие психические функции она задействует в этом процессе и что необходимо сделать, какие способы найти, чтобы улучшить приспособляемость. В связи с этим нельзя не упомянуть понятие «рефлекторная дуга«, которое было впервые предложено Дьюи в 1896 году и считающееся столпом функционализма. Рефлекторная дуга включает в себя следующие части со специфическим назначением:

Рефлекторная дуга включает в себя следующие части со специфическим назначением:

В связи с этим нельзя не упомянуть понятие «рефлекторная дуга«, которое было впервые предложено Дьюи в 1896 году и считающееся столпом функционализма. Рефлекторная дуга включает в себя следующие части со специфическим назначением:

  • начало;
  • середина;
  • конец.

Дьюи полагал, что рефлекс является актом координации, целостным и единым, цель которого состоит в приспособлении организма к условиям окружающей реальности. Начало дуги характеризует условия среды, в которых организм вынужден функционировать. Середина дуги символизирует то, как живое существо проводит анализ этих условий и осмысляет их. Конец дуги означает реакцию организма, то есть те действия, которые он совершает исходя из условий среды. Отсюда Дьюи делает вывод, что человеческую психику необходимо рассматривать под тем же углом, что и рефлекс, а именно: какую полезную роль она выполняет для регуляции поведения индивида.

Как известно профессиональным психологам, слово «психология» переводится как «наука о душе», однако, согласно мнению Джеймса, эта наука должна не только думать о том, из чего состоит душа, как она устроена и почему она может меняться, но и о том, в чём её ценность для каждого отдельного человеческого существа, каким целям она служит.

Что касается вопросов сознания, то последователи Джеймса полагали, что необходимо заниматься не проблемами строения сознания, а его ролью в жизни человека и его выживании. Благодаря таким взглядам психология обогатилась гипотезой, провозглашающей ролью сознания помощь личности в выживании и приспособлении к различным ситуациям, которые ставит перед ней жизнь. Каким образом сознание выполняет эту функцию? Тремя следующими способами:

  • повторение привычных способов реагирования на возникающие ситуации;
  • изменение привычек, происходящее вследствие изменения обстоятельств;
  • освоение и закрепление новых паттернов поведения.

Функционалисты выдвинули интересную точку зрения о сущности эмоций, которая нашла своё подтверждение в будущем после проведения психологических исследований. Они предположили, что эмоции являются результатом изменений, произошедших в физиологии индивида, поэтому они никак не могут быть причиной поведения человека, а только следствием.

В рамках функционализма в психологии был сформулирован постулат об идеомоторном акте, который гласил, что любая мысль человека может привести его к действию и результату, если этой мысли не будет активно мешать какая-либо другая мысль.

В структуре личности функционалисты выделяли четыре грани человеческого Я:

  1. Чистое.
  2. Материальное.
  3. Духовное.
  4. Социальное.

Большим вкладом в современную психологию следует считать идею функционалистов касательно самооценки индивида. Они заметили, что степень, с которой человек уважает себя, зависит от двух величин: от того, что личность считает успехом и от его возрастания, а также от уровня её притязаний.

Методы

Несмотря на то что внимание сторонников функционализма было обращено преимущественно на внешние проявления психических процессов в отличие от структуралистов, изучавших внутреннюю сторону психической жизни человека, основным методом изучения для них была интроспекция

Метод интроспекции

Дж. Локк является автором интроспекции. Уже в 19 веке психологи использовали данный метод, утверждая, что процесс самопознания невозможно выявить или определить, кроме того человека, который сам занимается процессом интроспекции.

Преимуществами метода является то, что человек не нуждается в каких-то инструментах и шаблонах. По большому счету человек не нуждается даже в психологе, хотя последний может стать проводником, который поможет более обширно изучить свой внутренний мир. Психолог может быть только проводником, в то время как всю работу выполняет сам человек.

Метод интроспекции хорош тем, что человек нуждается только в одном – в собственной помощи и желании. Следует желать познать самого себя, уделить этому процессу время, не оценивать, когда находится нечто плохое или хорошее.

В то же время у интроспекции также имеются недостатки:

  1. Субъективность. Человек воспринимает внутренний мир таким, каким ему хочется его видеть, то есть могут быть скрыты какие-то аспекты.
  2. Необъективность. Человек может приукрашивать, преувеличивать, не замечать, то есть искажать картину того, что он видит в самом себе.

Взрослые люди, по мнению Локка, совершают два основных действия:

  • Познание окружающего мира.
  • Рефлексия – переработка информации, полученной из окружающего мира.

Дети вообще не могут осуществлять процесс интроспекции, поскольку их психика еще недостаточно сформирована.

Многие психологи не доверяют методу интроспекции из-за его субъективности. Человек может искажать ту реальность, которая существует в его внутреннем мире. При этом причиной неспособности объективно понаблюдать за своими внутренними проявлениями психологи называют необходимость совершать сразу два действия:

  • Выполнять самонаблюдение.
  • Следить за процессом самонаблюдения.

Выделяют такие виды интроспекции:

  1. Аналитический. Составление картины на основе комбинации ощущений, которые возникают в процессе интроспекции.
  2. Систематический. Попытка структурировать, осознать и понять внутренние процессы.
  3. Феноменологический. Описание непосредственности и целостности явлений.

Главным минусом интроспекции психологи называют то, что развитием процесса и его наблюдением может заниматься только один человек. Другие не могут отслеживать, насколько правильно и с использованием причинно-следственных связей используется интроспекция человеком.

Интроспекция позволяет собирать данные о человеке, но не интерпретировать их, не оценивать и не разделять.

интроспективный — это… Что такое интроспективный?

интроспективный
интроспекти́вный

— основанный на интроспекции; и. метод в психологии — самонаблюдение, изучение психических процессов на основании субъективного наблюдения собственного сознания; в научной материалистической психологии служит важным, но подсобным методом, требующим объективного контроля; в идеалистической психологии часто трактуется как основной или единственный метод изучения психических явлений.

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, ,
2009.

интроспективный

[] – интроспективный метод в психологии – самонаблюдение, изучение психических процессов на основании субъективного наблюдения над явлениями собственного сознания; один из подсобных методов психологии, требующий объективного контроля

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК»,
2007.

.

  • интроскопия
  • интрузия

Смотреть что такое «интроспективный» в других словарях:

  • ИНТРОСПЕКТИВНЫЙ — ИНТРОСПЕКТИВНЫЙ, интроспективная, интроспективное (псих.). прил. к интроспекция. Интроспективный метод. || Основанный на интроспекции. Интроспективный анализ. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • Интроспективный — прил. 1. соотн. с сущ. интроспекция, связанный с ним 2. Свойственный интроспекции, характерный для неё. 3. Основанный на интроспекции. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • интроспективный — интроспективный, интроспективная, интроспективное, интроспективные, интроспективного, интроспективной, интроспективного, интроспективных, интроспективному, интроспективной, интроспективному, интроспективным, интроспективный, интроспективную,… …   Формы слов

  • интроспективный — интроспект ивный; кратк. форма вен, вна …   Русский орфографический словарь

  • интроспективный — …   Орфографический словарь русского языка

  • интроспективный

    — ая, ое. Психол. Основанный на интроспекции. И. метод …   Энциклопедический словарь

  • интроспективный — ая, ое.; психол. Основанный на интроспекции. Интроспекти/вный метод …   Словарь многих выражений

  • интроспективный — интро/спект/ивн/ый …   Морфемно-орфографический словарь

  • Антармукха — интроспективный; взгляд, направленный внутрь …   Словарь йоги и веданты

  • Куртуазная литература — (poesie courtoise, hofische Dichtung) совокупность литературных произведений зап. европейского христианского средневековья, объединенных комплексом однородных тематических и стилистических признаков. В основном К. л. отражает психоидеологию… …   Литературная энциклопедия

Вундт и его изучение сознания

Немецкий психолог считает, что главными элементами сознания человека являются его ощущения, чувства и представления. Также он отмечает, что основные процессы психики – это результат творческого синтезирования, который дает возможность сознанию открыть такие процессы, как апперцепция и перцепция.

Что же такое апперцепция? Это процесс, с которым сознание реализует свой потенциал к самоорганизации, он противостоит принципу ассоциации, приводя к осмыслению и расстановке в правильном порядке всех психологических элементов. Проводя разные исследования Вундт наблюдал за реакциями, за восприятием и временем, продолжительностью этого всего. Он предполагал, что измеряя часовые характеристики реакций, можно продемонстрировать три этапа реакций на раздражитель: восприятие его, апперцепцию и проявление вольных мышечных движений. Эти эксперименты и кропотливая работа заложила основы психологии и ориентировалась на экспериментальный общенаучный метод.

Много ученых трактовали психологию как науку об опыте и имели большое желание на этой основе исследовать сознание человека. Метод изучения психологии народов по Вундту стал одним из самых популярных и известных.

Систематическая интроспекция

Между 1901 и 1905 годами в Вюрцбурге под руководством Кюльпе развивалось то, что стало известно как систематическая интроспекция. Кюльпе, который, как и Титченер, находился под влиянием позитивизма Маха, переехал из Лейпцига в Вюрцбург с убеждением, что экспериментальная психология должна также исследовать мышление. Новая экспериментальная психология могла иметь дело с ощущениями, восприятием и реакциями, и Эббингауз в 1885 году добавил к этому списку память. Вундт говорил, что мысль невозможно изучить экспериментально. Позитивист Кюльпе, однако, был уверен, что все, что ему нужно сделать, это найти испытуемых, готовых думать в контролируемых условиях, а затем получить от них вводный отчет о процессах мышления.

Затем последовала блестящая серия работ по ассоциациям (1901), написанная учениками Кюльпе: Майер и Орт о суждении (1901), Марбе о чувстве (1903), Ватт о мышлении (1905), Ач о действии и мышлении (1905). В каждой из этих работ утверждалось, что так называемая классическая интроспекция не соответствует ни одной из вышеперечисленных проблем. Майер и Орт описали цепочку ассоциированных образов в процессе мышления, но не нашли никаких указаний в интроспекции на то, как мышление направляется к своей цели. Марбе отметил, что хотя суждения легко выражаются в терминах образов, интроспекция не дает никаких указаний на то, как и почему они формируются. В исследованиях Орта эмоции «сопротивлялись» интроспективному анализу, поэтому для описания эмоциональной жизни ему пришлось придумать неоднозначный термин «сознательное отношение».

В его предметах чувства, конечно, не проявлялись в виде ощущений или образов. Ватт и Ах независимо друг от друга пришли к последовательным выводам. Чтобы сделать интроспекцию более эффективной, Уатт изобрел технику дробления: он разделил психологические события на последовательные периоды и исследовал каждый из них отдельно, тем самым добиваясь сокращения объема памяти и умозаключений, входящих в интроспективный отчет. Но природа мысли оставалась для него неуловимой, пока он не понял, что целевая направленность мысли задается задачей или инструкцией (он назвал ее задачей, которую субъект принял на себя до начала мыслительного процесса). Ах разработал концепцию детерминированной тенденции как руководящего бессознательного принципа, который направляет сознательные процессы по заранее определенному пути к решению проблемы. Он также разработал процедуру разбиения с хроноскопическим контролем и дал формулировку метода — систематическая экспериментальная интроспекция. Как определяющая, по своей сути бессознательная тенденция, так и направляемые ею сознательные процессы оказались невозможными для испытуемых Аха в терминах классической интроспекции, т.е. на языке ощущений и образов. Для этих смутных, неуловимых содержаний сознания Ач должен был ввести понятие сознания, и его испытуемые научились описывать свое сознание в терминах ненаблюдаемых переживаний сознания.

Представители Вюрцбургской школы считали, что открыли новый вид психического начала с помощью метода интроспекции, но понятие сознания не достигло статуса признанного в терминах ощущения и образа. Вместо этого говорили об открытии Вюрцбургской школой безобразной мысли, и это многими ставилось ей в вину: открытие носит чисто негативный характер, пусть мысли — это не образы, но что это такое? Титченер, однако, считал, что знает ответ на этот вопрос. По мнению Титченера, мысли, о которых говорит Вурцбургер, частично представляют собой сознательные отношения, которые являются смутными, мимолетными паттернами ощущений и образов, частично — значения и суждения, которые должны быть исключены из психологии, поскольку задача их изучения не адекватна описанию.

Интроспекция (психология) — это… Что такое Интроспекция (психология)?

Интроспекцияintrospecto

Интроспекция — метод углубленного исследования и познания человеком моментов собственной активности: отдельных мыслей, образов, чувств, переживаний, актов мышления как деятельности разума, структурирующего сознание, и т. п. Метод, основанный В.Вундтом, используется в структурализме.

История метода

В качестве особого метода интроспекция была обоснована в работах Рене Декарта, который указывал на непосредственный характер познания собственной душевной жизни. Джон Локк разделил человеческий опыт на внутренний, касающийся деятельности нашего разума, и внешний, ориентированный на внешний мир.

После того, как Вильгельм Вундт соединил метод интроспекции с лабораторными и аппаратными методиками, интроспекция стала главным методом исследования психических состояний и содержания сознания человека в зарождающейся экспериментальной психологии конца XIX века. Однако в начале XX века, в связи с изменением и расширением объекта и предмета психологии, появлением новых направлений в психологии интроспекцию объявили методом идеалистическим, субъективным и ненаучным.

Тем не менее, интроспекция всегда присутствовала в исследованиях психологов в форме самонаблюдения, рефлексивного анализа и других приемов изучения внутренней духовной жизни человека.

Варианты метода

  • Аналитическая интроспекция. Разработана в школе Э. Титченера. Характеризуется стремлением полного расчленения чувственного образа на составные «элементы», не редуцирующиеся к параметрам раздражителя.
  • Систематическая интроспекция. Разработана в Вюрцбургской школе. Характеризуется ориентацией на отслеживание основных стадий процесса мышления на основе ретроспективного отчета.
  • Феноменологическая интроспекция. Разработана в гештальтпсихологии. Характеризуется ориентацией на описание психических феноменов в их непосредственности и целостности «наивным испытуемым». Этот метод, находящий свои истоки в методе «внутреннего восприятия», разработанном Ф. Брентано, продуктивно применялся в описательной психологии В. Дильтея, а затем в рамках гуманистической психологии.

Преимущества и недостатки метода

Преимущество метода интроспекции заключается в том, что сам человек может познать себя лучше, касательно множества вопросов, чем бы это сделали другие. В этой связи, интроспекция связана с рефлексией. Однако, главным недостатком метода интроспекции является его необъективность, субъективизм.

Интроспективная психология

Интроспективная психология — обобщённое название ряда несвязанных между собой психологических концепций, исходящих из постулата о неопосредованности и принципиальной непередаваемости субъективного опыта индивида и невозможности объективного исследования психических процессов. При этом «чужое» сознание рассматривается как специально реконструируемое посредством операции переноса: исследователь, зная о связи собственных переживаний с внешними их проявлениями, строит гипотезу о внутренних переживаниях другого человека на основе его внешне наблюдаемого поведения. Таким образом, ведущим психологическим методом при этом подходе оказывается интроспекция, т.е. субъективное описание внутреннего опыта.

Теоретические основания этого методологического направления могут быть найдены в философии XVII века, в трудах Р. Декарта и Дж. Локка.

К данному направлению можно отнести школу В. Вундта, структурную психологию Э. Титченера, психологию акта Ф. Брентано, Вюрцбургскую школу, а также Л. М. Лопатина, Г. И. Челпанова. Философско-психологические идеи Декарта нашли своё развитие в феноменологии Э. Гуссерля.

Развитие и применение

Новый взгляд на предмет интроспекции открыли учёные Э. Берн, Л. Выготский, философ Б. Рассел, и Карен Хорни, американский психоаналитик. Она исследовала формирование личности под воздействием окружающей среды, широко изучала происхождение неврозов. В книге «Самоанализ» Карен относит метод интроспекции к конструктивной части психологии только в том случае, если её цель служит желанию стать душевно богаче и сильнее как ответственная попытка понять и изменить себя. Абстрактный интерес к себе и своим эмоциям, самолюбование и пустое самообвинение Хорни отличает от интроспекции, называя это «бесцельной игрой ума».

Интроспекция в современной психологии возвращается как метод изучения сознания, пусть и субъективный. Особенно ярко он представлен в книгах психотерапевта Ирвина Ялома «Лжец на кушетке», «Проблема Спинозы», «Мама и смысл жизни». Автор книг в художественных образах рассказывает о частной практике. Метод самонаблюдения, на котором отчасти строится его работа с пациентами, основан на фиксации своих чувств и ощущений. Таким способом Ялом развивает чувство осознанности и наблюдения за собой, а так же помогает найти причины тех или иных явлений в психике, которые в повседневной жизни могут быть не замечены.

Термин «интроспекция

дословно означает «взгляд внутрь себя ». Это стратегия, при которой наблюдение за своим состоянием даёт эмпирические данные. Они поддаются вербальному описанию и сравнению с родственными показателями других людей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: