Проективные методики в психологии. статья на тему

Основы проективной диагностики, цель

Проективный метод основан на создании особых ситуаций, в которых существует множество вариаций. В методиках этого типа применяют стимулы. Испытуемый самостоятельно развивает их и дополняет.

Например, ему может быть предложено завершить то или иное предложение, дополнить рисунок. При этом ответ на вопрос не является правильным или неправильным, а лишь позволяет специалисту оценить аспекты личности испытуемого.

В зависимости от того, как человек отвечает, врач выявляет возможные проблемы и может определить способ дальнейшей работы с пациентом. Для самого же испытуемого конечная цель проективной диагностики скрыта, поэтому он не может осознанно достигать желаемого результата.

АСТРО-ПСИХО-ГРАФО-ЛОГИЯ – Тест Часы

Графический тест «Часы» (психология о вашей энергии)

Часто мы ничего не делаем
не потому, что нам так уж лениво,

а потому, что
показатели жизненной энергии на нуле. О том, как ее поднять, я
уже писала здесь, а вот как разобраться в себе, стоит
ли сейчас приниматься за какую-то очень важную работу или
немного повременить, скажет следующий графологический
тест
.

Тест основан на аналогии
своей жизненной энергии с часами, как олицетворением времени,
рационального его использования. Время не останавливается и иногда
стоит поспешить, чтобы все шансы и счастливые возможности не прошли мимо вас.

Тест прост, надо
нарисовать на листе бумаги часы – будильник.

Как рисовать ваше дело,
можно сухо – схематично, 

а можно и со всеми
подробностями, включая фон.

Сделали? Итак…

Цифры.

Если акцент сделан именно
на цифрах, они тщательно прорисованы, а, может, даже отмечена
каждая черточка-минута – вы  везде спешите и нигде не успеваете.
Суматоха, суета сопровождают вас везде. Отсюда тревога и нервное состояние, вам
не хватает упорядоченности вашей жизни. Возможно, если вы будете писать планы
на следующий день,

он сложится намного
спокойнее?

Стрелки.

Без стрелок часы просто
невозможны. Но куда они направлены?

Если вверх, то  с
энергией для свершений и физическим здоровьем все отлично,

вам часто приходят новые
идеи и вы не боитесь их внедрять в жизнь.

А вот стрелки,
направленные вниз – повод для беспокойства,  энергии
мало, силы растрачиваются нерационально, все уходит в
“песок” неразумных телодвижений и пустых дел.

Если же стрелочки близко к
шести, то стоит подумать об отпуске или хотя бы продолжительных выходных. Вам
необходима “подзарядка”!

Кнопка звонка.

Если этот элемент выполнен
с сильным нажимом, резкой штриховкой, то можно задуматься о нежелании
заниматься тем делом, которым вы сейчас заняты. Это может быть нелюбимая
работа, тягостные отношения, творческий застой.  Жизнь только одна, может,
стоит задуматься, стоит ли ее тратить на то, что вам так не нравится?

Окружающий фон.

Уделение внимания
“необязательному” фону говорит о внимании к деталям, чувствительности
в общении с другими людьми. Именно окружающие люди являются стимулом для вас,
они подзаряжают, вносят свежие идеи, вдохновляют вас к свершениям. Вам
хочется светить и вести за собой? Почему бы нет?

Ведь, для вашей жизненной
энергии, это как глоток чистого воздуха.

Общая характеристика проективных методов

Проективные методы занимают важнейшее место в современной психодиагностике. Различные проективные методики (тест чернильных пятен Роршаха, Тематический апперцепционный тест (ТАТ), методика незаконченных предложений Сакса-Леви, всевозможные рисуночные тесты и т.д.) широко используются психологами как в научных исследованиях, так и для решения задач в психологической практике. Их применение в области психодиагностики личностных качеств носит сугубо эвристический характер. Но, как уже отмечалось, проективные методы и методики востребованы не только в психологии личности, они хорошо зарекомендовали себя в социально-психологических, политических, социологических, маркетинговых исследованиях и используются для изучения глубинных закономерностей отношения людей к тем или иным социальным объектам, их представлений о различных областях действительности, особенностей социальных установок и многого другого.

Следует отметить, что в таких исследованиях используется лишь набор методических приемов, характерных для проективного подхода. «Гипотеза проекции», которая в психодиагностике предполагает возможность «считывания» в речевой и визуальной продукции человека его личностных характеристик, в социальных исследованиях трансформируется в гипотезу проекции в метафорических рассказах, коллажах, рисунках эмоциональных паттернов отношения к определенным социальным объектам; личностный компонент проекции здесь «выносится за скобки». Появление и развитие проективных методов связано с рядом теоретических направлений, каждое из которых повлияло на понимание проективного процесса и интерпретацию данных.

Фактически сформировалась особая область психологических исследований, которая выходит за рамки психодиагностики и имеет общепсихологическое значение — проективная психология (Бурлачук, 1997; Соколова, 1980; Проективная психология, 2000). В настоящее время он представляет собой весьма специфический подход, основанный на целом наборе методологических допущений (теоретическая основа проективного метода рассматривается ниже).

Е. Т. Соколова (1980) определяет проективные методики как особую технику клинического и экспериментального исследования тех черт личности, которые менее всего поддаются прямому наблюдению или опросу. По мнению Л. Ф. Бурлачука (1997), проективные методики — это техники опосредованного изучения личности путем создания специфической пластичной (слабоструктурированной) стимульной ситуации, которая актуализируется в перцептивных тенденциях, установках, настроениях и других личностных характеристиках.

Сейчас принято говорить о нескольких отличительных особенностях проективных методик:

1) использование слабо структурированного стимульного материала, создающего ситуацию неопределенности;
2) нейтральные, косвенные по отношению к личности задачи.
3) особое доброжелательно-нейтральное отношение психолога к тестируемому;
4) изучение не только отдельных психологических функций (как в традиционных психометрических процедурах), но и своеобразного «режима личности в ее отношениях к социальной среде» (Е. Т. Соколова).

Как правило, проективные процедуры работают с качественными данными, но в некоторых случаях используются стандартизированные психометрические показатели. Во время сбора данных психолог дает достаточно общие инструкции исследуемому человеку, прося его сделать рисунок, закончить предложения, составить рассказ по картинке и т.д.

В случае с рисунком, после завершения работы, испытуемого просят ответить на ряд вопросов о значении того, что изображено на рисунке. Все данные тщательно записываются, а психолог наблюдает за реакциями, выражением тела и ходом выполнения задания.

Примеры проективных методов

Методика Роршаха (тест «Чернильных пятен»)

Эта методика создана швейцарским психиатром Г. Роршахом в 1921 году и в настоящее время, по общему признанию, является самым популярным проективным тестом. Он представляет собой 10 карточек с пятнами, похожими на те, что получаются, если на лист бумаги капнуть чернилами, а потом сложить его так, чтобы пятно отпечаталось симметрично. Отсюда и другое название этой методики.

Человеку, проходящему обследование, предлагается рассмотреть эти пятна и сказать, на что они похожи. По сравнению, например, с тестами-опросниками в сотню вопросов это кажется простым до банальности. Но психологу, чтобы интерпретировать результат, придется изрядно потрудиться и использовать все свои знания и опыт

Ведь учитывается не только сам ответ, но и то, в каком положении держал лист диагностируемый, на какие детали он обращал внимание и т. д

В соответствии с классической методикой Роршаха каждый ответ, даже односложный, оценивается психологом по 5 критериям:

  1. Популярность или оригинальность – насколько часто у испытуемых встречается подобная интерпретация картинки. Так, если какое-то пятно у 9 из 10 диагностируемых ассоциируется с бабочкой, а у одного – с черепом, то его ответ явно оригинальный.
  2. Содержание. Этот критерий связан с категорией, к которой принадлежит увиденный в пятне объект: люди, животные, птицы, растения, фантастические существа и т. д.
  3. Локализация. Определение области, которую рассматривал испытуемый на карточке – все пятно целиком или какие-то его детали.
  4. Детерминанты. Что играет ключевую роль в выборе объекта сходства – форма, цвет или все вместе.
  5. Уровень формы – это оценка степени сходства пятна с объектом, названным испытуемым.

Выяснив эти критерии, психолог переходит к самой сложной части – интерпретации результатов. Она основана на глубоком знании человеческой психики и связи ответов с процессами, происходящими во внутреннем мире.

Сонди-тест

Szondi-test – проективная методика, опубликованная в 1939 году тоже швейцарским психоаналитиком Леопольдом Сонди.

Материал, с которым работает испытуемый, представляет собой 6 серий фотографий по 8 портретов в каждой. На портретах лица людей, больных различными психическими заболеваниями (садизм, истерия, шизофрения, депрессия и т. д.). Клиенту предлагается в каждой серии выбрать по два наиболее и наименее привлекательных образа.

Л. Сонди и его сторонники считают, что если диагностируемый выбрал 4 и больше портрета с одним и тем же заболеванием, то у него есть склонность к этому психическому отклонению

Причем не важно, положительный это выбор или отрицательный

Российский психолог О. Н. Кузнецов на основе теста Сонди создал методику, позволяющую определять склонность людей к определенному типу межличностных конфликтов.

Социальный интеллект Дж. Гилфорда

Эта правдивая психодиагностическая методика разработана известным психологом и считается стандартизованной измерительной методикой. Ее используют профессионалы. Она тоже трудоемкая в интерпретации результатов, но ее можно пройти онлайн. Выводы по вашей личности представлены во всплывающем окне.

Методика состоит из 4 субтестов, которые содержат картинки и обычные вопросы. В результате их прохождения вы получите данные о своем поведении в обществе, понимании других людей, подстройке или самостоятельности во взаимоотношениях. На главной страничке теста вы увидите ссылки на все 4 субтеста.

Пройти тест →

Классификация проективных методик

Попыток хоть как-то классифицировать разнообразные проективные приемы диагностики было много. Проблема не только в количестве тестов, но и в их разнообразии: от анализа результатов деятельности до цветового теста М. Люшера. Среди многочисленных классификаций наиболее понятной можно считать ту, что составлена Л. Франклом. Она включает 8 видов методик:

  1. Экспрессивные, основанные на проявлении эмоций в деятельности (экспрессии). К этому виду относятся рисуночные методики, когда человек делает изображение на заданную тему, например, тест «Несуществующее животное».
  2. Импрессивные методики предполагают выбор объекта из стимульного материала (карточек или картинок разного содержания). Характер выбора свидетельствует о том или ином психическом состоянии. В качестве примера можно привести цветовой личностный тест М. Люшера, основанный на выборе цвета из нескольких предложенных.
  3. Конститутивные методики, в которых испытуемым предлагается наделить смыслом абстрактные изображения. Например, тест пятен Роршаха.
  4. Интерпретативные – разнообразные тесты, основанные на том, что испытуемый интерпретирует (объясняет) те или иные ситуации, изображенные на картинках.
  5. Конструктивные – это своеобразные конструкторы, наборы деталей и фигурок, из которых испытуемые создают осмысленные сценки, а потом рассказывают о них. Чаще всего этот вид методик используется в работе с детьми.
  6. Катартические, призванные вызвать у диагностируемого состояние катарсиса, что позволяет раскрыть его внутренние психические особенности. Своеобразие этих методик еще и в том, что сам человек, проходя через процедуру психодиагностики, начинает осознавать свои проблемы и пути преодоления их. Примером может служить метод психодрамы.
  7. Рефрактивные. Оценка особенностей и состояния индивида делается психологом на основании непроизвольных оговорок, опечаток, ошибок при письме или неправильно построенных речевых конструкций. Например, для анализа психологических проблем подростков часто используются их сочинения.
  8. Аддиктивные методики. Аддикция – это зависимость человека от какой-то деятельности или типа поведения. Самые известные – курение, наркомания, алкоголизм. В это понятие включаются и простые привычки (например, покусывание нижней губы) и навязчивые потребности. Практически у всех людей есть проявления аддиктивного поведения, и они могут многое рассказать психологу о нас.

Подобное многообразие методик предоставляет психологам большой выбор и почти неограниченные возможности изучения человеческой личности. Правда, в проективных методиках есть и свои подводные камни, и главный из них – сложность интерпретации и неизбежная субъективность выводов.

Обработка результатов

Работа над полученными данными в результате проведённого теста начинается с задания № 1. Для этого рассчитывается вегетативный коэффициент (ВК) по следующей формуле: ВК = (18 — номер позиции красного цвета — номер синего) / (18 — номер синего цвета — позиция зелёного.) Именно вегетативный коэффициент является индикатором энергетики — характеристикой энергетического баланса организма, его способности потреблять или сохранять энергию.

Значения ВК при правильном выполнении первого задания должны варьироваться в пределах от 0,2 до 5 баллов. Индикатор энергетики интерпретируется следующим образом:

  1. 0 — 0,5 — хроническая перегрузка, быстрая утомляемость, плохая работоспособность.
  2. 0,51 — 0,91 — компенсированное состояние усталости. Самовосстановление с оптимальными показателями происходит за счёт периодического снижения активности. Необходимо оптимизировать ритм и варианты деятельности.
  3. 0,92 — 1,9 — оптимальная производительность. Ребёнка характеризуют его сила, здоровая активность и готовность использовать энергию. Образ жизни позволяет ему восстанавливать потребляемую энергию.
  4. Свыше 2.0 — перевозбуждение. Чаще всего это результат, показывающий жизнедеятельность на пределе возможностей, что приводит к быстрой утомляемости. Необходима нормализация ритма активности, работы и отдыха. Иногда требуется снижение стресса.

Затем рассчитывается показатель общего отклонения от аутогенного стандарта. Определённая последовательность цветов (34251607) — аутогенный стандарт. Он является показателем психического благополучия.

Для расчёта общего отклонения (ОО) сначала рассчитывается разница между фактически занятым пространством и нормативным местоположением цвета. Различия затем суммируются (абсолютные значения без знака). Значение ОО варьируется от 0 до 32 и отражает стабильный эмоциональный фон, то есть доминантное настроение.

Числовые значения ОО интерпретируются следующим образом:

  • за 20 — преобладание негативных эмоций (плохого настроения и неприятных переживаний), есть проблемы, которые ребёнок не может решить самостоятельно;
  • 10—18 — эмоциональное состояние в норме;
  • менее 10 — преобладание положительных эмоций.

Второе и третье задание по существу расшифровывают эмоциональную сферу и информируют исследователя о возможных проблемах адаптации. Задача № 2 характеризует социальные эмоции. Здесь необходимо учитывать степень дифференциации чувств: обычно дети окрашивают позитивные эмоции основными цветами, негативные — коричневым и чёрным. Небольшая или недостаточная дифференциация указывает на искажение определённых блоков личных отношений.

В ответах на вопрос № 3 показывается эмоциональное отношение исследуемого к школьной деятельности, учителям и одноклассникам. Понятно, что если возникнут проблемы в каком-либо районе, школьник раскрашивает дома из теста в коричневый или чёрный цвет.

При анализе рекомендуется отмечать строки объектов, отмеченные одинаковым цветом. Цепочки ассоциаций достаточно прозрачны, чтобы понять эмоциональное отношение к школе. Дети с плохой эмоциональной дифференциацией могут быть амбивалентны в эмоциональной оценке деятельности. По результатам третьего упражнения выделяют три группы детей по характеру отношений к школе (позитивному, двойственному и негативному).

В конце исследования заполняется сводная таблица. Вегетативный коэффициент, данные родительских опросов и бланки с анализом медицинской статистики характеризуют физиологический компонент адаптации ребёнка к школе в целом.

Общая характеристика проективных методик

Первоначально понятие «проекция» в психологии было введено З. Фрейдом и использовалось для обозначения одного из видов психологических защит. Человек, защищаясь от разрушительной силы собственных асоциальных желаний и неблаговидных, запретных мыслей, переносит их (проецирует) на других людей.

В психодиагностике же понятие проекции рассматривается более широко – как способность человека отражать свой внутренний мир (опыт, желания, эмоции и т. д.) в своем поведении, взглядах на окружающее и продуктах деятельности.

Проективные методики отличаются от других психодиагностических тестов целым рядом особенностей:

  • они позволяют изучить и дать развернутую характеристику личности в целом, а не отдельным ее качествам и свойствам;
  • эти методики основаны на ассоциативном мышлении и опыте человека;
  • в процессе выполнения задания испытуемому предоставляется полная свобода выбора ответа;
  • методики часто связаны с решением испытуемым творческих задач;
  • это неформализованные методы, поэтому они не дают точных оценок качеств личности, например, в баллах; психолог интерпретирует полученные результаты на основании своих знаний и опыта.

Поэтому ряд психологов отказывается от данных методик, результаты которых представляются слишком расплывчатыми. И в то же время такая особенность проективных тестов привлекает к ним не слишком опытных психодиагностов кажущейся простотой. К сожалению, нередко интерпретируя полученные данные, эти «недопсихологи» оказываются далеки от истины. Не владея техникой, опытом и достаточным объемом качественных знаний, они наносят вред своему клиенту и вызывают скептическое отношение к возможности использовать данные приемы в качестве диагностики психических состояний личности.

Но на самом деле проективные методики очень информативны, их валидность (способность оценивать особенности психики человека) проверена многолетними исследованиями. И поэтому с начала XX века было разработано множество различных тестов, в которых используется принцип проекции.

Особенности применения

Проективные методики широко применяются в разных областях: опросы, картинки и другие способы оказались очень эффективными при проведении судебно-психиатрических экспертиз. Проективные методы часто применяют при консультировании не отдельного пациента, а целой группы людей, их часто применяют в центрах занятости или при кадровых перестановках.

В процессе работы специалист должен учитывать возраст пациента и его эмоциональные особенности

Также психолог обращает внимание на умственные данные испытуемого, его социальный статус, семейное положение и множество других факторов

Для взрослых

Если проводится диагностика взрослого человека, то он намеренно пытается выбирать наиболее хорошие ответы. То есть пациент пытается предугадать поведение психолога. Благодаря проективным тестам человеку невозможно определить лучший ответ, так как его не существует. В процессе работы врач может диагностировать фобии, фрустрации и другие отклонения.

Для детей

Проективные методики, используемые в психологии, применимы для детей. В этом случае используют изображения и другие типы графических методик. Также психолог может предложить пациенту нарисовать любое животное, которое придет в голову ребенку. С такими пациентами намного проще работать, так как они ведут себя максимально искренне.

Для диагностики группы

При работе с большой группой людей применимы все варианты диагностики. Например, можно использовать графические изображения, проводить опросы. При этом работа осуществляется по принципу спортивной команды, рабочего или ученического коллектива. Пациенты могут рисовать все вместе. Подобные методы позволяют уменьшить агрессивность при работе с другими людьми.

Вопросы для уровня энергии

Можно условно выделить две формы энергии человека: физиологическую и свободную. Физиологическая энергия получается в результате усвоения пищи. Свободная энергия – это энергия Космоса, проходящая через тело человека. Вместе эти два вида энергии формируют энергетическую оболочку человека.

Влияние энергетики на человека во многом определяет его повседневную жизнь. Если энергетика позитивная, то жизнь человека в основном протекает в гармоничном русле, он положительно влияет на окружающих.

Ответь на наши вопросы и узнай, какой энергетикой обладаешь ты, и как это влияет на твою жизнь?

Предназначение тестирования

Эмоции являются особым механизмом отражения объективной реальности личности. Предпочтение человеком определённых стимульных положительных или отрицательных чувств отражает его опыт, может служить критерием личностного развития и основой для корректирующей работы. Методику «Домики» Ореховой можно использовать для диагностики:

  • степени дифференциации эмоциональной сферы ребёнка;
  • субъективной системы эмоциональной ценности;
  • ориентации деятельности, в том числе уровня эстетических и когнитивных потребностей;
  • активности предпочтений;
  • личных условий и альтернативы личностного развития с рекомендациями по коррекции;
  • определённых блоков личности.

Таким образом, с помощью методики можно распознать наличие или отсутствие дифференциации, амбивалентности и инверсии эмоций, а также их сочетания у детей разных возрастов и полов. При этом рассматривается формирование эмоционального отношения к разным видам деятельности и на этой основе прогнозируются трудности развития эмоциональной сферы.

Поговорим о маразме тест «Рисование часов»

Врачи советуют не спешить сразу утверждать, что у бабушки или дедушки деменция, если они забыли ключ дома когда куда то отправились. Не забываете. что это могут быть признаки естественного старения. Но, наблюдайте за своими стариками. Если признаки станут более заметными не доводите до того, когда станет поздно и когда уже ваша жизнь превратится в кошмар.

После проведения диагностики, больному назначат лекарства, которые и будут поддерживать когнитивные функции, но родным не стоит ограничиваться только лекарствами, необходимо общаться с больным, стимулировать его когнитивные функции играми, творчеством. Не бросайте своих близких, не обвиняйте в забывчивости, а помогите как можете, пока это в ваших силах.

Часто для определения заболевания проводят тест «рисование часов» Тест можно провести самостоятельно как себе так и своему родственнику.

Ошибки при выполнении этого теста достаточно точно указывают на причину деменции, говорит эксперт. Для какого-то заболевания характерно размещение чисел за пределами циферблата, для какого-то – зеркально перевернутое изображение и т.д. Пациенты с одним и тем же диагнозом обычно рисуют одинаковые часы.

Итак, больному задается задание нарисовать часы и указать какое то время. Например: «Нарисуйте, пожалуйста, круглые часы с цифрами на циферблате и укажите стрелками время без пятнадцати два»

Результат теста оценивается по 10 — балльной шкале:

  • 10 баллов — норма, нарисован круг, цифры в правильных местах, стрелки показывают заданное время;
  • 9 баллов — незначительные неточности расположения стрелок;
  • 8 баллов — ошибки в расположении стрелок более заметны (одна из стрелок отклоняется больше, чем на час);
  • 7 баллов — обе стрелки показывают неправильное время;
  • 6 баллов — стрелки не показывают время (время обведено кружком);
  • 5 баллов — неправильное расположение чисел на циферблате (цифры следуют в обратном порядке, то есть против часовой стрелки, либо расстояние между ними неодинаковое);
  • 4 балла — утрачена целостность часов, часть чисел отсутствует или расположена вне круга;
  • 3 балла — циферблат и числа более не связаны друг с другом;
  • 2 балла — пациент предпринимает попытки выполнить задание, но безуспешно;
  • 1 балл — пациент не делает попытки выполнить инструкцию врача.

Если результат менее 9 баллов, следует говорить о наличии выраженных нарушений памяти.

Проективная методика «Мое настроение» (авторская разработка)

Цель: выявление актуального (или
типичного) для ребенка эмоционального состояния,
осознание его.

Материалы: бумага, карандаши или
восковые мелки.

Инструкция. Закройте глаза и
вспомните то состояние, которое возникает у вас
чаще всего
(вариант: которое возникло у вас
сейчас, в данный момент). Подумайте, с каким
явлением природы, окружающего мира можно
соединить ваше внутреннее состояние. Может быть,
оно похоже на спокойную гладь лесного озера или
на бушующий океан.

А может быть, на медленно текущую реку, плавно
несущую свои воды, или бурно клокочущий водопад.
Или ваше обычное состояние похоже на ясную,
солнечную погоду или на хмурый, дождливый день.
Рассмотрите внимательно ту картинку, которая
возникла перед вашим внутренним взором.
Действительно ли это ваше обычное эмоциональное
состояние? А теперь откройте глаза.

Возьмите лист бумаги, карандаши или мелки и
нарисуйте то природное явление, которое
соответствует вашему
обычному внутреннему
состоянию.

Вопросы для анализа

• Трудно ли было представить явление природы,
соответствующее вашему внутреннему состоянию?

• Это состояние является для вас постоянным
или оно возникает в определенные моменты?

• Ваше обычное внутреннее состояние помогает
или мешает вам в жизни?

• Вы хотели бы его изменить? Если да, то что
хотелось бы чувствовать? (Можно предложить
нарисовать желаемое состояние.)

Светлана ПАНЧЕНКО,
кандидат психологических наук,
педагог-психолог МОУ Гимназия № 6,
г. Тихорецк,
Московская область

Приложение 1

Приложение 2

Обзор основных методик

Пятна Роршаха

Проективный метод исследования личности, опубликованный в 1921 году швейцарским психиатром и психологом Германом Роршахом.

Человеку дается 10 картинок пятен. После этого его просят описать, что он видит. Далее специалист интерпретирует результаты ответов и делает вывод о психическом состоянии испытуемого.

Подробнее о методике в этой статье: Психологический тест Роршаха: интерпретация результатов.

Рисунок «Человек под дождем»

В этом методе психодиагностики отсутствуют ограничения в выборе ответа и оценке ответов испытуемых как «правильных» и «ошибочных».

Тест поможет диагностировать личностные резервы и особенности защитных механизмов человека и его способности преодолевать сложные жизненные ситуации.

С помощью этого теста можно отслеживать адаптацию человека в новом коллективе.

Рекомендуется выполнять эту методику детям старше 9 лет, а также взрослым. Рисовать можно любыми инструментами:

  • простым карандашом;
  • красками;
  • фломастерами;
  • цветными карандашами;
  • мелками и т.д.

3 важных шага, которые должна пройти каждая женщина

Аника Снаговская

Автор и ведущая женских тренингов по гармонизации женской энергии. Мастер по снятию ограничивающих убеждений и мастер расстановок.

Топ-3 полезных материала, которые помогут лучше познать себя

И начать новую, счастливую для себя жизнь.

Видео-урок с медитацией: 5 состояний женственности
Видео-урок + медитация: Как отпустить прошлые отношения
Аудио запись: Нейро-аффирмация «Любовь к себе»

Заберите Ваши подарки!

Что надо делать? Нарисовать два рисунка:

  • На одном – просто человек
  • На втором – человек под дождем

Подробнее о методике и анализ результатов теста в статье: Тест «Человек под дождем»: интерпретация и примеры.

Конструктивный рисунок человека из геометрических форм

Психографический тест Либина – это диагностическая система, сочетающая любое изображение человеческой фигуры с бессознательным семантическим (смысловым) определением значения геометрических форм рисунка.

Тест используется для психологической диагностики личности, черт характера, межличностных отношений и характеристик нервной системы. Проанализировав его результаты, можно сказать, что существует 8 типов личности.

Эта методика обеспечивает интерпретацию на семи уровнях, но есть также онлайн-версия теста. Но там уже применяются только два уровня из семи.

Как пройти тест? Нарисуйте человеческую фигуру из десяти элементов на четверти листа формата А4, используя треугольники, круги и квадраты.

Подробнее о том, как проходить тест и интерпретировать результаты в статье: Психогеометрия: как определить характер по рисункам из геометрических фигур.

Проективная методика «Рисунок дерева»

Тест «Рисунок дерева» основала женщина-психолог из США Ф. Гудинаф. Она занималась проблемами детской психики. После нее Карен Маховер сделала систему критериев, которые помогают по этому тесту оценить особенности личности.  

Эта методика нацелена на выявление особенностей личности. В психодиагностике рисунок дерева рассматривается как автопортрет. Потому что в этом рисунке можно увидеть:

  • отношение к себе;
  • уровень самооценки человека;
  • взаимоотношения с окружающими;
  • качества личности.

Как пройти тест? Необходимо выбрать любой инструмент для рисования и нарисовать дерево на листе.

Интерпретацию значений рисунков можно найти в статье: Проективный тест «Дерево»: анализ и расшифровка от психолога.

Деловые игры для школьников

Какими способами ваш ребенок привык договариваться и высказывать свое мнение? Каждого человека можно характеризировать своими уникальными поведенческими шаблонами, которые «активируются» в соответственной ситуации. К примеру, одни люди слишком агрессивно реагируют на замечания, другие извлекают из критики пользу, третьи привыкли контролировать абсолютно все в своей жизни, а некоторые – наоборот, привыкли быть спокойными и уступчивыми.

Наш центр профориентации поможет вашему ребенку узнать:

  • Насколько в нем раскрыт потенциал лидера
  • Насколько он коммуникабелен
  • Какую роль он занимает в социуме
  • Как его оценивают окружающие
  • Что можно изменить

Каждая из этих особенностей очень важна, а особенно когда предстоит выбор профессии. Профессиональная ориентация при этом практически решает, насколько счастливым и реализованным в жизни будет ваш ребенок.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: