Андрей бильжо: внушаемость общества пропорциональна его невежеству

Методы борьбы

Если особа сильно поддается внушаемости, это доставляет ей и ею окружению массу проблем. Часто чужое ненужное мнение создает барьер в отношениях между близкими или друзьями. Способы борьбы с чувством внушаемости:

  • работайте над повышением самооценки;
  • активное развивайте навыки абстрактного мышления;
  • учитесь оперировать фактами;
  • умейте проверять преподнесенную информацию;
  • научитесь обрабатывать информацию, анализировать и извлекать только полезные данные;
  • участвуйте в тренингах по развитию критического мышления.

Высокая степень внушаемости не позволяет жить своей жизнью. Все эмоции, взгляды, понятия притупляются, отодвигаются на второй план. Такой индивид поддается стрессам, которые ведут к полной абстракции и безвольности. Если ему на пути попадается личность с хорошими помыслами, позволяющая поверить в свои силы, тогда внушаемость станет верным попутчиком.

Коротко о главном

Люди живут в обществе, поэтому отнюдь не удивительно, что на каждого из нас в течение жизни воздействуют разные факторы. Внушение в психологии – это внедрение в сознание человека идей, убеждений и мнений, которые принадлежат другому индивиду или даже группе людей. Причем эти идеи обязательно должны оказать влияние на дальнейшую жизнь человека и его поступки.

Рекомендуем: Застенчивость: определение понятия

Получается, что понятие внушаемости – это отражение таких черт характера человека, которые склоняют его подчиняться влиянию окружающей среды: СМИ, людей, группировок и пр. При этом не каждый индивид понимает, что он является внушаемым, он может принимать идеи группы за свои собственные и следовать им. Внушаемые люди обычно несколько отличаются от общей массы. У них есть определенные черты:

  • Робость.
  • Зависимость от других.
  • Доверчивость.
  • Повышенная впечатлительность.
  • Излишняя эмоциональность.
  • Тревожность.
  • Низкая самооценка.
  • Слабо развитая логика.
  • Медленное протекание психических процессов.
  • Неуверенность в себе.

Стоит отметить, что внушаемость в той или иной степени присуща абсолютно всем людям. Если бы этого не было, то у нас вряд ли бы мог накапливаться социальный опыт.

Согласитесь, например, что процесс воспитания – это тоже пример внушаемости: родители ежедневно рассказывают своим детям о том, как можно себя вести, а как нет, что такое хорошо и что такое плохо и т.п. Обучение – опять же процесс внушения, закладывание учителем в головы учеников какой-то информации. Можно привести еще массу подобных примеров.

Рекомендуем: Как развить силу воли?

Внушаемость в пределах нормы никак не мешает человеку жить, а вот если степень этой характеристики повышена, то человек становится податливым и готов поверить в любую информацию. Такими индивидами часто пользуются манипуляторы, заставляя их делать что-то на пользу себе.

Факторы и причины

Внушаемые люди могут и не подозревать, что подвергаются влиянию. Существуют ситуации, при которых они становятся жертвой навязчивости. На внушаемость влияют факторы:

степень важности информации;
усталость и дефицит времени;
стресс и давление со стороны;
неопределенность в выборе;
психологическая неустойчивость;
алкогольная или наркотическая зависимость.

Быстро поддаются внушению дети и пожилые люди. Во время болезни или стрессовой ситуации людям легко внушить конкретные действия. Когда человек понимает результат влияния, его самооценка падает. Внушаемость зависит от таких категорий:

  • обстоятельства;
  • жизненный опыт;
  • уровень образования;
  • возраст.

Внушению можно поддаться как под действием гипноза, так и из-за низкой самооценки. Перестать поддаваться внушению трудно, но возможно.

Методы борьбы

Если особа сильно поддается внушаемости, это доставляет ей и ею окружению массу проблем. Часто чужое ненужное мнение создает барьер в отношениях между близкими или друзьями. Способы борьбы с чувством внушаемости:

  • работайте над повышением самооценки;
  • активное развивайте навыки абстрактного мышления;
  • учитесь оперировать фактами;
  • умейте проверять преподнесенную информацию;
  • научитесь обрабатывать информацию, анализировать и извлекать только полезные данные;
  • участвуйте в тренингах по развитию критического мышления.

Высокая степень внушаемости не позволяет жить своей жизнью. Все эмоции, взгляды, понятия притупляются, отодвигаются на второй план. Такой индивид поддается стрессам, которые ведут к полной абстракции и безвольности. Если ему на пути попадается личность с хорошими помыслами, позволяющая поверить в свои силы, тогда внушаемость станет верным попутчиком.

Показатели внушаемости

Показатели внушаемости:

  • робость, зависимость, доверчивость;
  • впечатлительность, наличие комплекса неполноценности;
  • тревожность, эмоциональность, низкая самооценка;
  • подвержены влиянию гипноза;
  • неуверенность в собственных силах и утверждениях;
  • медлительность мышления;
  • наличие расстройств психики;
  • склонность к подражанию.

Внушаемые личности не умеют сопоставлять факты и рассуждать, не имеют своего мнения. Постоянно переживают за свое поведение, испытывают тревогу, когда нужно сделать самостоятельный выбор, сомневаются в правильности своих действий. Они всегда находятся в поиске личности, желательно авторитетной и статусной, которая подскажет и поможет, внушит правильность выбора.

Внутригрупповая внушаемость

Выделяют не только индивидуальную внушаемость, но и внутригрупповую – когда человек поддается идеям и взглядам той группы, в которой он находится. Человек постоянно входит в какую-то группу:

  • Группы в детском садике или школе.
  • Группа друзей.
  • Семья.
  • Коллектив, в котором он работает.
  • Социум.
  • Кружок, где человек занимается саморазвитием.

Внушаемость внутригруппового характера является безусловной, то есть человек полностью перенимает те идеи и взгляды, которые бытуют в группе. Здесь речь идет об общественном мнении, от которого многие люди пытаются избавиться. С другой стороны, возникает вопрос: зачем человеку дана внутригрупповая внушаемость? Психологи дают ответ: благодаря внушаемости (податливости и подчинению) человек позволяет себе стать частью той группы, в которой он находится. Иначе он бы не смог влиться в тот коллектив, где все участники должны подчиняться групповым правилам и идеям, независимо от личного желания.

Желание человека быть в коллективе, частью какой-то группы, пользоваться уважением и привилегиями заставляет его быть внушаемым, то есть поддаваться влиянию и диктовать ему, что думать и как себя вести.

Групповая внушаемость

Кроме индивидуальной выделяют групповую внушаемость. Так называемый эффект толпы. Когда группа людей подвержена влиянию одного человека, индивид не может контролировать свои эмоции и мысли. Он думает и действует так же, как и люди в его группе. Само принятие информации происходит как под гипнозом. Это неосознанная и неконтролированная внушаемость. Личность может неосознанно воспринимать информацию, только для того, чтобы быть в этой группе. Это не всегда негативное влияние. Категории таких групп сопровождают людей всю жизнь:

  • группы в детском саду или школе;
  • группа друзей;
  • коллектив;
  • кружки и секции.

Желание быть в группе становится выше собственных принципов и жизненных позиций. Индивид не может быть один и потому должен принимать правила группы и подчинятся им.

Внушаемость у детей. Внушаемость

Внушаемость — степень восприимчивости к внушению , определяемая субъективной готовностью подвергнуться и подчиниться внушающему воздействию.

Описание

Является индивидуальной особенностью личности, зависит от ряда характерологических особенностей (например, у истеричных лиц выше, чем у психастеников), от возраста (выше у детей), некоторых болезненных состояний (повышенная внушаемость типична для алкоголиков ).

Внушаемость зависит от психологического состояния личности в тот или иной момент, ее эмоциональности, степени усталости и т. п. В значительной мере взаимосвязана с конформностью , то есть с тенденцией подчинять свое поведение влиянию других людей (такое «групповое давление» больше обусловлено факторами социальными).

Различная степень внушаемости и ее характер определяют выбор психотерапевтических методик — гипнотерапии, рациональной психотерапии. Внушаемость относительно гипнотического воздействия — гипнабельность. Существуют специальные тесты суггестивности.

Тест С. Н. Астахова (1962)

Лёгкое надавливание на веки в области надбровных дуг после соответствующего воздействия у лиц с повышенной внушаемостью и гипнабельностью вызывает смыкание век.

Проба П. И. Буля (1955)

Обследуемому дают в руки подвешенный на нитке металлический груз, к которому то подносят, то убирают от него выпиленный из дерева подковоподобный, специально покрашенный «магнит».

Больному внушают, чтобы он обратил внимание на якобы имеющие место отклонения в положении груза под влиянием «магнита». У внушаемых лиц груз действительно начинает качаться в заданном направлении вследствие возникновения идеомоторных движений

Групповая внушаемость

Кроме индивидуальной выделяют групповую внушаемость. Так называемый эффект толпы. Когда группа людей подвержена влиянию одного человека, индивид не может контролировать свои эмоции и мысли. Он думает и действует так же, как и люди в его группе. Само принятие информации происходит как под гипнозом. Это неосознанная и неконтролированная внушаемость. Личность может неосознанно воспринимать информацию, только для того, чтобы быть в этой группе. Это не всегда негативное влияние. Категории таких групп сопровождают людей всю жизнь:

  • группы в детском саду или школе;
  • группа друзей;
  • коллектив;
  • кружки и секции.

Желание быть в группе становится выше собственных принципов и жизненных позиций. Индивид не может быть один и потому должен принимать правила группы и подчинятся им.

Групповая внушаемость

Кроме индивидуальной выделяют групповую внушаемость. Так называемый эффект толпы. Когда группа людей подвержена влиянию одного человека, индивид не может контролировать свои эмоции и мысли. Он думает и действует так же, как и люди в его группе. Само принятие информации происходит как под гипнозом. Это неосознанная и неконтролированная внушаемость. Личность может неосознанно воспринимать информацию, только для того, чтобы быть в этой группе. Это не всегда негативное влияние. Категории таких групп сопровождают людей всю жизнь:

  • группы в детском саду или школе;
  • группа друзей;
  • коллектив;
  • кружки и секции.

Желание быть в группе становится выше собственных принципов и жизненных позиций. Индивид не может быть один и потому должен принимать правила группы и подчинятся им.

Заблуждения

Многие люди поддаются влиянию и внушению, но и абсолютно не внушаемых людей не существует. Те люди, которые утверждают, что полностью живут только своими мыслями, как бы защищаются от мира. Хотят сами себе доказать, что не смотрят ни на кого и не слушают никого. Но это не так. Любая информация, поступающая к нам, уже влияние, чье-то мнение, которому иногда стоит следовать, а не просто воспринимать.

К последствиям внушения можно отнести и элементарные правила поведения, устоявшиеся в обществе требования. Учителя в школе дают знания — это тоже внушение и требование обработки их и восприятия. Каждая личность потом уже учится извлекать из поступившей информации нужное для себя. Это подтверждает тот факт, что внушаемость — не такое и плохое качество, как кажется. Необходимо получать от информации пользу.

Состояние повышенной внушаемости

Гипноз — состояние повышенной внушаемости. Многие люди уверены, что они умны и сильны духом, потому гипноз им не страшен. Они путают внушаемость с доверчивостью.

Гипноз — состояние человека, которое характеризуется повышенной внушаемостью

Доверчивость — это понятие простодушия и легковерности. Таких людей легко обмануть, переубедить. Гипноз отвергает мнение, что только глупый и неразвитый, доверчивый, может впасть в состояние гипноза. Наоборот, гипноз увеличивает уровень внушаемости. Чем умнее личность, чем более развито у нее мышление, тем выше внушаемость. Гипноз не ставит перед собой задачу обмануть. Он создает ситуацию, в которой легко внушить какие-либо идеи. Психологи доказали, что самые внушаемые личности очень умны и талантливы. Они легко получают информации с новыми идеями и взглядами. Могут быстро сделать их своими, переделать их под себя.

Как повысить внушаемость. Высокая внушаемость. Хорошо это или плохо?

Обычно внушаемость ассоциируется с гипнозом и в таком случае под внушаемостью понимается степень подверженности гипнотическому воздействию. Чем выше внушаемость тем проще и быстрей человек погружается в гипнотическое состояние и более легко воспринимает внушение от гипнотизирующего.

Но сегодня мы поговорим о внушаемости в повседневной жизни и будем понимать под ней характеристику личности, состоящую в подсознательной готовности менять свои убеждения под влиянием других людей. Причем не только при непосредственном контакте, но и через средства массовой информации (книги, газеты, журналы, сайты, радио, телевидение и прочее).

Рис. Высокая внушаемость. Хорошо это или плохо?

Принято считать, что высокая внушаемость это плохо. Но так ли это на самом деле? Давайте разберемся. С одной стороны высокая внушаемость подразумевает некую податливость, изначальную готовность человека изменить свое мнение или взять на веру любую информацию. Этим могут воспользоваться не чистые на руку люди и это конечно же плохо. Именно по этой причине подавляющее большинство людей утверждают, что они абсолютно не внушаемы. Но как показывает практика это не так. Абсолютно не внушаемых людей нет. А утверждения о не внушаемости — всего лишь защитный механизм психики.

С другой стороны высокая внушаемость, при грамотном подходе, способствует саморазвитию человека. Например, искоренению вредных идей и взглядов, самостоятельному выходу из заблуждений и так далее. Если смотреть с этой точки зрения, то высокая внушаемость представляется очень даже полезной.

В общем, если сделать промежуточный вывод, то получается, что высокая внушаемость, как и любое другое явление имеет свои плюсы и минусы. И об этом хотелось бы поговорить более подробно.

Негативные аспекты высокой внушаемости

  • человек легко меняет свое мнение и порой может показаться, что своего мнения у такого человека вообще нет
  • люди с высокой внушаемостью чаще других попадаются в хитроумные сети мошенников
  • из-за того, что человек часто меняет свое мнение на противоположное, возможны различного рода конфликты

Позитивные аспекты высокой внушаемости

  • люди с высокой внушаемостью, как правило, более талантливы
  • внушаемые люди легче воспринимают новую информацию, они обладают пластичной психикой
  • высоко внушаемые люди более обучаемы

Заблуждения о внушаемости

Внушаемость одно и тоже, что гипнабельность . Несмотря на то, что эти понятия очень близки и тесно коррелируют друг с другом, внушаемость и гипнабельность разные вещи. Если кратко, гипнабельность — степень подверженности индивидуума гипнотическому воздействию. Внушаемость — некритичное принятие чужой точки зрения и готовность изменить собственное мнение под влиянием внешних факторов (другие люди, СМИ и прочее). Гипнабельность имеет прямую зависимость от внушаемости. Чем выше внушаемость, тем выше гипнабельность. Именно поэтому данные понятия часто путают, принимая одно за другое.

Есть абсолютно не внушаемые люди . Как было сказано ранее, высокая внушаемость не воспринимается как преимущество. Подсознательно защищаясь, некоторые люди утверждают, что они абсолютно не внушаемы. Запомните, это не так! Абсолютно не внушаемых людей не существует. Внушаемость обусловлена эволюцией и нужна для того, чтобы человек мог принимать новую информацию от других людей (под «принимать информацию» мы имеем ввиду следовать ей, а не просто воспринимать органами чувств). Когда в детстве Вас воспитывали родители или те, кто их заменял — они проводили акт внушения. Они внушали Вам, что одно делать хорошо, а другое плохо. Если Вы чистите зубы, здороваетесь со знакомыми, говорите в конце концов — это означает, что Вы в определенной мере внушаемы!

Надеемся, что теперь когда Вам зададут вопрос о внушаемости, Вы ответите, что это не хорошо и не плохо. Все в той или иной степени внушаемы. Но те, кто грамотно относятся к делу могут извлечь из внушаемости огромную пользу, другие же получат только вред. Уверены, что Вы относитесь к первым!

Основные признаки

Повышенная или чрезмерная внушаемость проявляется не только в состоянии транса, но и в поведении личности в привычных условиях. Готовность к подчинению влияет на личные и профессиональные качества личности. Она является идеальным подчиненным, работником, который может следовать за лидером и не оспаривать его авторитет. Она просто принимает чужие идеи – повышенная индивидуальная внушаемость сочетается с заниженной самооценкой, тогда мужчине или женщине трудно поверить в собственные силы.

Советы для таких людей – руководство к действию. Внушаемые и слабые люди быстро соглашаются и редко начинают споры. Они спокойные и закомплексованные. Такие люди зависимы от настроения окружающих, они заражаются общим настроением, вне зависимости от личностных предпочтений. Мера внушаемости подкрепляется дополнительными неблагоприятными условиями: на фоне повышенной тревожности и частых стрессов увеличивается готовность к подчинению. Доверчивость и апатичность внушаемой личности – помощники гипнабельности, определяют общее влияние гипноза.

Что такое внушаемость?

Внушаемость имеет четкое понятие. Что это такое? Под внушаемостью понимается качество характера, когда человек готов подчиниться влиянию окружающей среды: людям, группам, газетам, рекламе и т. д. Внушаемые люди легко перенимают чужие идеи и воспринимают их как свои. Они обращаются к другим людям, чтобы получить советы, которым будут следовать, даже если они изначально хотели поступить по-другому.

Внушаемых людей можно распознать по тому, что они легко заражаются чужим настроением, привычками, склонны к подражанию.

Часто внушаемыми людьми становятся личности с такими качествами:

  • Неуверенные в себе.
  • Робкие.
  • Зависимые.
  • Доверчивые.
  • С повышенной впечатлительностью.
  • С комплексом неполноценности.
  • Тревожные.
  • Эмоциональные.
  • С низкой самооценкой.
  • Гипнабельные (склонные к гипнозу).
  • Со слабо развитым логическим и рациональным мышлением.
  • С низкими интеллектуальными знаниями.
  • С медлительностью мыслительных процессов.
  • С психическими расстройствами: истерия, неврастения, психастения, эгоцентризм, фобии, навязчивые состояния.

Внушаемость противоположна критичности, когда человек рассуждает, сопоставляет, находит доказательства и только потом соглашается или опровергает какую-то идею.

Склонность к внушаемости наблюдается абсолютно у всех людей. В некоторой степени эта черта помогает человеку эволюционировать и быстро развиваться. Если бы не внушаемость, тогда ему пришлось бы заново изобретать колесо. Только степень внушаемости отличается у разных людей, а так – все внушаемы.

Принципы воспитания, которыми пользуются родители, основаны на внушаемости. Это связано с тем, что ребенок полностью доверяет собственным родителям, поэтому верит во все, что те ему говорят.

Человек внушаемый является податливым и готовым к уверованию любой информации. Этим могут пользоваться манипуляторы. Они могут воспользоваться тем, что человек верит во все, что ему говорится, соответственно, на него легко повлиять и заставить что-либо сделать.

Помимо этого внушаемые люди часто являются людьми, легко обучаемыми. То есть они готовы к восприятию информации, особенно если она является новой.

Факторы и причины

Внушаемые люди могут и не подозревать, что подвергаются влиянию. Существуют ситуации, при которых они становятся жертвой навязчивости. На внушаемость влияют факторы:

степень важности информации;
усталость и дефицит времени;
стресс и давление со стороны;
неопределенность в выборе;
психологическая неустойчивость;
алкогольная или наркотическая зависимость.

Быстро поддаются внушению дети и пожилые люди. Во время болезни или стрессовой ситуации людям легко внушить конкретные действия. Когда человек понимает результат влияния, его самооценка падает. Внушаемость зависит от таких категорий:

  • обстоятельства;
  • жизненный опыт;
  • уровень образования;
  • возраст.

Внушению можно поддаться как под действием гипноза, так и из-за низкой самооценки. Перестать поддаваться внушению трудно, но возможно.

Положительное и отрицательное внушение

От того, в каком ключе высказывается мысль, зависит характер внушения.

Отрицательное внушение высказывается с частицей “не”:

  • не обманывай;
  • не кури;
  • не пей;
  • не болей;
  • не будь таким…

Подобные фразы формируют отрицательное видение мира, себя самого. Они становятся основой для появления страхов, ограничений, недоверия к людям. Родители, учителя часто используют отрицательные внушения по отношению к детям, желая заставить отказаться их от каких-либо действий.

Позитивные внушения, наоборот, формируют позитивное мировоззрение, способствует укреплению веры в собственные силы и возможности. Звучат положительные внушения, как противоположность отрицательным:

  • будь смелым;
  • действуй;
  • учись;
  • говори правду.

Негативные внушения не дают нужного эффекта, действуют наоборот.

Дети не выполняют данную им установку, а делают то, что противоречит ей.

Этому есть несколько причин:

  1. детям не объясняется, почему именно они не должны выполнять определенное действие;
  2. нет альтернативы — известно, что делать нельзя, но неизвестно, что можно;
  3. фразы о неправильных действиях становятся дополнительным внушением.

Чтобы добиться нужного эффекта, стоит делать акцент на то, что нужно делать, стараться избегать фраз о том, чего делать не нужно

Так удается сфокусировать внимание на правильном

Внушаемость

Внушаемость — это степень принятия внушений человеком. Дети, а также слабые и менее интеллектуальные взрослые больше склонны к внушению. У некоторых людей сопротивление внушению может быть большим — они не так легко внушаемы.

Внушаемость может быть измерена путем проведения эксперимента. Мы даем ряд внушений человеку и выясняем, сколько из внушений он принял.

Если В.В. — количество выданных внушений, П.В. — количество внушений, принятых субъектом, то C — коэффициент внушаемости можно рассчитать по следующей формуле:

С = П.В. / В.В.

Если мы дадим 20 внушений ребенку, а он примет 12, коэффициент внушаемости будет 12/20 или 0,6.

Внушаемость зависит от ряда факторов:

Возраст. Дети более внушаемы, чем подростки, а подростки более внушаемы, чем взрослые. Внушаемость снижается с возрастом, опытом и зрелостью.

Дети более внушаемы, потому что:

  • им не хватает опыта;
  • им не хватает разума;
  • им не хватает способности к критике новых идей;
  • они знают о своей несостоятельности;
  • они не получают удовлетворительного ответа на свои вопросы;
  • они смотрят на старших, как на высших существ.

Интеллект. Чем выше уровень интеллекта, тем меньше внушаемость. Слабо развитые дети легко внушаемы. Дети с превосходными способностями начинают сомневаться и спорить.

Придумайте сказку или историю о привидениях и расскажите умному ребенку. Он поставит под сомнение существование фей и возможность полета. Более глупый ребенок примет все, что ему скажут.

  • Пол. Мальчики считаются менее внушаемыми, чем девочки.
  • Знания. Чем больше объем знаний, тем меньше внушаемость. Люди знания — просвещенные люди, и у них есть критическое отношение, которое вызывает сопротивление внушению. Следовательно, внушаемость обратно пропорциональна количеству знаний.
  • Вера. Лица, сформировавшие убеждение по какому-либо вопросу, сопротивляются внешнему внушению по этому вопросу. Трудно внушить коммунисту проголосовать за либерала. Гораздо легче внушить обычному жителю деревни (у которого нет никаких убеждений) голосовать за кого угодно.
  • Интерес. Если внушение относится к области интересов, оно обычно очень сильно. Предложите абитуриенту любой краткий метод подготовки к экзамену и он примет его с готовностью. Человек с хроническим заболеванием принимает всевозможные советы от «целителей».

Безработный человек отвечает на все объявления и принимает любые предложения кого-либо относительно возможности трудоустройства.

  • Темперамент. Некоторые люди внушаемы по своей природе. Они принимают без критики все, что им говорят.  Такие доверчивые люди усваивают урок очень поздно.
  • Эмоции. Внушение встречает сопротивление при логическом мышлении, но оно сработает гладко в измененном эмоциональном состоянии. Возбудите сначала эмоции человека, а потом внушите. Это хорошо работает.
  • Физиологическое состояние. Подсказка лучше работает в состоянии усталости, сонливости, нервного напряжения, интоксикации и психической депрессии. Она встречает сопротивление в состоянии бодрости и физической свежести.

Внушение отлично работает в состоянии гипнотического транса, а также в состоянии алкогольного опьянения. Алкоголь парализует центральную нервную систему и блокирует критическое суждение и психическое равновесие. В состоянии низкой способности различения внушение не встречает никакого сопротивления.

  • Тип личности. Интроверты менее внушаемы, поскольку у них есть твердые убеждения. Экстраверты по своей природе, связанной с зависимостью от других, более склонны принимать чужие внушения.
  • Источник предложения. Сила внушения зависит от человека, который внушает. Для детей — родители, старшие товарищи и учителя являются авторитетами и, следовательно, сильным источником внушения.

Начальник, политический лидер, ученый являются авторитетами, и их слово является общепринятой доктриной. Внушения от великих людей также имеют большой эффект. Даже слова учителя или тексты книг оказывают сильное влияние на детей.

Внушаемость зависит от источника внушения и наиболее сильна, когда это:

  • великий или авторитетный человек;
  • популярный человек;
  • большая группа;
  • напечатанный текст или мотивированная реклама.

Факторы и причины

Внушаемые люди могут и не подозревать, что подвергаются влиянию. Существуют ситуации, при которых они становятся жертвой навязчивости. На внушаемость влияют факторы:

степень важности информации;
усталость и дефицит времени;
стресс и давление со стороны;
неопределенность в выборе;
психологическая неустойчивость;
алкогольная или наркотическая зависимость.

Быстро поддаются внушению дети и пожилые люди. Во время болезни или стрессовой ситуации людям легко внушить конкретные действия. Когда человек понимает результат влияния, его самооценка падает. Внушаемость зависит от таких категорий:

  • обстоятельства;
  • жизненный опыт;
  • уровень образования;
  • возраст.

Внушению можно поддаться как под действием гипноза, так и из-за низкой самооценки. Перестать поддаваться внушению трудно, но возможно.

Обстоятельства и факторы

Принято считать, что внушаемые люди обычно легкообучаемы и с готовностью воспринимают любые сведения, особенно если эта информация является новой. Интересно при этом, что в разных обстоятельствах один и тот же индивид может быть менее или более внушаемым. На это влияет ряд факторов.

К примеру, неосведомленность о чем-то, усталость, стресс, конформность, определяемая как внушаемость, утомление, воздействие наркотиков или алкоголя и пр. Если говорить о возрастных характеристиках, то более внушаемыми являются дети и пожилые люди, а вот обычное взрослое население склонно к внушаемости чаще всего в момент болезни.

Рекомендуем: Осмысленность восприятия — это

Примечателен тот факт, что внушаемый человек в процессе восприятия информации извне становится еще более внушаемым, – получается, чем больше ему чего-то внушать, тем это свойство его характера больше укрепляется. И даже если людьми осознаются негативные последствия внушаемости, они начинают думать, что ничего не достойны в жизни, ни к чему не способны и таким образом формируют в себе еще больший комплекс неполноценности, который опять же делает их более конформными.

Отметим, что в разных ситуациях поведение человека в плане внушаемости может отличаться, прежде всего из-за уровня осознанности и понимания или непонимания того, что происходит. Труднее всего отдельному человеку противостоять группе. Если на него начинают давить сразу несколько людей, то склонность к противостоянию снижается в разы, а внушаемость увеличивается в геометрической прогрессии.

Синонимом внушаемости является такое определение, как суггестивность. Так вот, она может зависеть в определенном плане еще и от пола человека.

В психологии принято считать, что мужчины обладают более сильными психологическими барьерами, а женщины в свою очередь (особенно в ситуации тревожности) очень склонны к внушаемости. Их обычно гораздо легче, чем сильный пол, склонить на свою сторону, обмануть или убедить в чем-то.

Опасности

Внушаемые и слабые люди могут быть опасными для себя и окружающих. Самовнушение и постороннее внушение одинаково опасны. Личность склонна принимать неправильные суждения как проверенные факты. У нее нет личного мнения, или она не может его отстоять.

Опасно самовнушение для людей с низкой самооценкой. Они лучше воспринимают негативную информацию, которая подтверждает их несостоятельность. Различают два вида внушаемости: первичную, связанную с самовнушением, и вторичную, основанную на низкой самооценке и отсутствующей мотивации.

Опасность самовнушения или внушения состоит и в том, что личность не приходит к выводам самостоятельно, поэтому не может на них опираться в сложный момент. Внушенные убеждения только кажутся ей обоснованными, но их нельзя использовать себе во благо. Подсознание не различает случайное самовнушение или внушение гипнотизера, поэтому возникают расстройства психики, снижается стрессоустойчивость, проявляется агрессия и апатия.

Самовнушение

Иногда человек получает внушение от себя, от своей внутренней сущности. В этом случае податель и получатель внушения — это одно и то же лицо. Это называется самовнушением.

Больной может сказать себе: «Мне становится все лучше и лучше день ото дня». Политический деятель внушает себе: «Я буду победителем на выборах». Студент внушает себе: «Я обязательно сдам экзамен».

Во всех этих примерах человек мыслит оптимистично и стремится улучшить свои слабые стороны. Он добавляет уверенности себе. Это случаи положительного самовнушения.

В отрицательном самовнушении человек говорит: «Я не смогу сдать экзамен», «У меня плохая память», «Меня не любят другие», «Я не пользуюсь популярностью» и т. д. Таким образом, человек недооценивает себя, и наполняется пессимизмом.

Положительное самовнушение очень полезно. Оно придает уверенности в себе. Индийская армия с позитивным самовнушением «Мы храбрые джаваны» продемонстрировала превосходные качества и совершала подвиги в  военных конфликтах с Китаем и Пакистаном.

Учитель должен способствовать положительному самовнушению в классе. Это вселяет в учеников оптимизм, уверенность в себе и позитивное отношение к жизни.

Отрицательное самовнушение опасно. Оно может привести виновного человека к ощущению совершения глубокого греха и преступления, слабого человека к апатии и депрессии, отстающего ученика к повторным неудачам и так далее.

Психологи и педагоги Востока и Запада всегда пользовались позитивным самовнушением во всех необычных ситуациях и состояниях психического расстройства.

Известный индийский философ Патанджали подчеркивает важность позитивного самовнушения для поддержания крепкого психического здоровья. Он говорит, что всякий раз, когда человек чувствует слабость, пусть он скажет себе: «Я сильный»

При болезни пусть скажет: «Я здоров».

Таким образом, он будет контролировать свои тревожные мысли. Их можно контролировать с помощью противоположных позитивных мыслей, пропускаемых через себя.

Методы борьбы

Если особа сильно поддается внушаемости, это доставляет ей и ею окружению массу проблем. Часто чужое ненужное мнение создает барьер в отношениях между близкими или друзьями. Способы борьбы с чувством внушаемости:

  • работайте над повышением самооценки;
  • активное развивайте навыки абстрактного мышления;
  • учитесь оперировать фактами;
  • умейте проверять преподнесенную информацию;
  • научитесь обрабатывать информацию, анализировать и извлекать только полезные данные;
  • участвуйте в тренингах по развитию критического мышления.

Высокая степень внушаемости не позволяет жить своей жизнью. Все эмоции, взгляды, понятия притупляются, отодвигаются на второй план. Такой индивид поддается стрессам, которые ведут к полной абстракции и безвольности. Если ему на пути попадается личность с хорошими помыслами, позволяющая поверить в свои силы, тогда внушаемость станет верным попутчиком.

Основные признаки

Повышенная или чрезмерная внушаемость проявляется не только в состоянии транса, но и в поведении личности в привычных условиях. Готовность к подчинению влияет на личные и профессиональные качества личности. Она является идеальным подчиненным, работником, который может следовать за лидером и не оспаривать его авторитет. Она просто принимает чужие идеи – повышенная индивидуальная внушаемость сочетается с заниженной самооценкой, тогда мужчине или женщине трудно поверить в собственные силы.

Советы для таких людей – руководство к действию. Внушаемые и слабые люди быстро соглашаются и редко начинают споры. Они спокойные и закомплексованные. Такие люди зависимы от настроения окружающих, они заражаются общим настроением, вне зависимости от личностных предпочтений. Мера внушаемости подкрепляется дополнительными неблагоприятными условиями: на фоне повышенной тревожности и частых стрессов увеличивается готовность к подчинению. Доверчивость и апатичность внушаемой личности – помощники гипнабельности, определяют общее влияние гипноза.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: