Рисованный апперцептивный тест (рат)

Специфика метода

Проективные методики основаны на выявлении различных проекций в данных эксперимента с последующей их интерпретацией. Понятие проекции для обозначения метода исследования ввел Л. Франк. Проективный метод характеризуется созданием экспериментальной ситуации, допускающей множественность возможных интерпретаций при восприятии её испытуемыми. Наиболее существенным признаком проективных методик является использование в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т. д. Так, испытуемым предлагается интерпретировать содержание сюжетных картинок, завершать незаконченные предложения, давать толкование неопределенных очертаний и т. п. В этой группе методик ответы на задания также не могут быть правильными или неправильными; возможен широкий диапазон разнообразных решений. При этом предполагается, что характер ответов обследуемого определяется особенностями его личности, которые «проецируются» в его ответах. Цель проективных методик относительно замаскирована, что уменьшает возможность испытуемого давать такие ответы, которые позволяют произвести желательное о себе впечатление. За каждой такой интерпретацией вырисовывается уникальная система личностных смыслов и особенностей когнитивного стиля субъекта. Метод обеспечивается совокупностью проективных методик (называемых также проективными тестами), среди которых различают: ассоциативные (например, Тест Роршаха, тест Хольцмана, в которых испытуемые создают образы по стимулам — пятнам; тест завершения неоконченных предложений); интерпретационные (например, тематический апперцепционный текст, в котором требуется истолковать социальную ситуацию, изображенную на картине); экспрессивные (психодрама, тест рисунка человека, тест рисунка несуществующего животного М. З. Дукаревич. Совокупность использования проективных методик называется проективной психологией.

Процедура проведения методики «Рисованный апперцептивный тест» (РАТ).

Испытуемому (или группе обследуемых лиц) дается задание последовательно, согласно нумерации, рассматривать каждую картинку, при этом постараться дать волю фантазии и сочинить по каждой из них небольшой рассказ, в котором будут отражены ответы на следующие вопросы

  1. Что происходит в данный момент?
  2. Кто эти люди?
  3. О чем они думают и что чувствуют?
  4. Что привело к этой ситуации и чем она закончится?

Высказывается также просьба не использовать известные сюжеты, взятые из книг, театральных постановок или кинофильмов, а придумывать свое. Подчеркивается, что объектом внимания экспериментатора является воображение испытуемого, умение выдумывать, богатство фантазии. Обычно испытуемому дается двойной тетрадный лист, на котором чаще всего свободно размещаются восемь коротеньких рассказов, содержащих ответы на все поставленные вопросы; чтобы у обследуемого не было ощущения ограничения, можно дать два таких листа. Время также не ограничивается, однако экспериментатор поторапливает испытуемых, чтобы получить более непосредственные ответы. Помимо анализа сюжетов, их содержательной стороны, экспериментатору предоставляется возможность проанализировать почерк испытуемого, стиль письма, манеру изложения, культуру языка, словарный запас, что также имеет большое значение для оценки личности в целом.

Общая характеристика проективных методов

Проективные методы занимают важнейшее место в современной психодиагностике. Различные проективные методики (тест чернильных пятен Роршаха, Тематический апперцепционный тест (ТАТ), методика незаконченных предложений Сакса-Леви, всевозможные рисуночные тесты и т.д.) широко используются психологами как в научных исследованиях, так и для решения задач в психологической практике. Их применение в области психодиагностики личностных качеств носит сугубо эвристический характер. Но, как уже отмечалось, проективные методы и методики востребованы не только в психологии личности, они хорошо зарекомендовали себя в социально-психологических, политических, социологических, маркетинговых исследованиях и используются для изучения глубинных закономерностей отношения людей к тем или иным социальным объектам, их представлений о различных областях действительности, особенностей социальных установок и многого другого.

Следует отметить, что в таких исследованиях используется лишь набор методических приемов, характерных для проективного подхода. «Гипотеза проекции», которая в психодиагностике предполагает возможность «считывания» в речевой и визуальной продукции человека его личностных характеристик, в социальных исследованиях трансформируется в гипотезу проекции в метафорических рассказах, коллажах, рисунках эмоциональных паттернов отношения к определенным социальным объектам; личностный компонент проекции здесь «выносится за скобки». Появление и развитие проективных методов связано с рядом теоретических направлений, каждое из которых повлияло на понимание проективного процесса и интерпретацию данных.

Фактически сформировалась особая область психологических исследований, которая выходит за рамки психодиагностики и имеет общепсихологическое значение — проективная психология (Бурлачук, 1997; Соколова, 1980; Проективная психология, 2000). В настоящее время он представляет собой весьма специфический подход, основанный на целом наборе методологических допущений (теоретическая основа проективного метода рассматривается ниже).

Е. Т. Соколова (1980) определяет проективные методики как особую технику клинического и экспериментального исследования тех черт личности, которые менее всего поддаются прямому наблюдению или опросу. По мнению Л. Ф. Бурлачука (1997), проективные методики — это техники опосредованного изучения личности путем создания специфической пластичной (слабоструктурированной) стимульной ситуации, которая актуализируется в перцептивных тенденциях, установках, настроениях и других личностных характеристиках.

Сейчас принято говорить о нескольких отличительных особенностях проективных методик:

1) использование слабо структурированного стимульного материала, создающего ситуацию неопределенности;
2) нейтральные, косвенные по отношению к личности задачи.
3) особое доброжелательно-нейтральное отношение психолога к тестируемому;
4) изучение не только отдельных психологических функций (как в традиционных психометрических процедурах), но и своеобразного «режима личности в ее отношениях к социальной среде» (Е. Т. Соколова).

Как правило, проективные процедуры работают с качественными данными, но в некоторых случаях используются стандартизированные психометрические показатели. Во время сбора данных психолог дает достаточно общие инструкции исследуемому человеку, прося его сделать рисунок, закончить предложения, составить рассказ по картинке и т.д.

В случае с рисунком, после завершения работы, испытуемого просят ответить на ряд вопросов о значении того, что изображено на рисунке. Все данные тщательно записываются, а психолог наблюдает за реакциями, выражением тела и ходом выполнения задания.

Интерпретация результатов

Г.Линдзи выделяет ряд базовых допущений, на которых строится интерпретация ТАТ. Они носят достаточно общий характер и практически не зависят от используемой схемы интерпретации. Первичное допущение состоит в том, что завершая или структурируя незавершенную или неструктурированную ситуацию, индивид проявляет в этом свои стремления, диспозиции и конфликты. Следующие 5 допущений связаны с определением наиболее диагностически информативных рассказов или их фрагментов.

Сочиняя историю, рассказчик обычно идентифицируется с одним из действующих лиц, и желания, стремления и конфликты этого персонажа могут отражать желания, стремления и конфликты рассказчика.
Иногда диспозиции, стремления и конфликты рассказчика представлены в неявной или символической форме.
Рассказы обладают неодинаковой значимостью для диагностики импульсов и конфликтов

В одних может содержаться много важного диагностического материала, а в других — очень мало, или он может вообще отсутствовать.
Темы, которые прямо вытекают из стимульного материала, скорее всего, менее значимы, чем темы, прямо не обусловленные стимульным материалом.
Повторяющиеся темы с наибольшей вероятностью отражают импульсы и конфликты рассказчика.. И, наконец, ещё 4 допущения связаны с выводами из проективного содержания рассказов, касающимися других аспектов поведения

И, наконец, ещё 4 допущения связаны с выводами из проективного содержания рассказов, касающимися других аспектов поведения.

  1. Рассказы могут отражать не только устойчивые диспозиции и конфликты, но и актуальные, связанные с текущей ситуацией.
  2. Рассказы могут отражать события из прошлого опыта субъекта, в которых он не участвовал, но был их свидетелем, читал о них и т. п. Вместе с тем сам выбор этих событий для рассказа связан с его импульсами и конфликтами.
  3. В рассказах могут отражаться, наряду с индивидуальными, групповые и социокультурные установки.
  4. Диспозиции и конфликты, которые могут быть выведены из рассказов, не обязательно проявляются в поведении или отражаются в сознании рассказчика.

В подавляющем большинстве схем обработки и интерпретации результатов ТАТ интерпретации предшествует вычленение и систематизация диагностически значимых показателей на основании формализованных критериев. В. Э. Рэнге называет эту стадию обработки симптомологическим анализом. На основе данных симптомологического анализа делается следующий шаг — синдромологический анализ по Рэнге, который заключается в выделении устойчивых сочетаний диагностических показателей и позволяет перейти к формулировке диагностических выводов, которая представляет собой третий этап интерпретации результатов. Синдромологический анализ, в отличие от симптомологического, в очень слабой мере поддается какой-либо формализации. Вместе с тем он неизбежно опирается на формализованные данные симптомологического анализа.

Литература

  1. Анастази А. Психологическое тестирование: пер. с англ. / А. Анастази, С.Урбина. СПб.: Питер, 2001. — 688 с.
  2. Беллак Л., Абт Л. Э., Оллпорт Г. У. и др. Проективная психология. — М., 2000. — 528 с. — ISBN ISBN 5-04-006467-5.
  3. Бурлачук Л. Ф. Введение в проективную психологию / Бурлачук Л. Ф.. — Киев: Ника-Центр, 1997. — 128 с.
  4. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство / А.Л. Венгер. М.:Изд-во ВЛАДОСС-ПРЕСС, 2003 . — 160 с.
  5. Микляева А.В. Применение проективной методики «Школа зверей» в работе школьного психолога / А.В .Микляева // Психологическая служба. — Минск, 2004. № 3. — С.78-76.
  6. Музыченко Г. Ф. Проективная методика «несуществуюущее животное». — М., 2012. — 560 с. — ISBN ISBN 978-5-9268-1269-2.
  7. Петрайтене М.В. Возможности использования проективных методов в изучении личности дошкольников. Дисс. <…> канд. псих. наук. ВГПУ. Воронеж, 2002. 278 с.
  8. Проективная психология. Антология. — М., 2010. — 416 с. — ISBN ISBN 978-5-903182-56-5.
  9. Савенко Ю.С. Проективные методы в изучении бессознательного / Ю.С. Савенко // Бессознательное. Природа; Функции. Методы исследования: — Тбилиси, 1978. Т.З. — С.632-637.
  10. Соколова Е.Т. К теоретическому обоснованию проективного метода исследования личности / Е.Т. Соколова // Бессознательное. • Природа. Функции. Методы исследования. Тбилиси, 1978. — Т.З. — С.611-622.
  11. Соколова Е.Т. Из истории проективного метода / Е.Т. Соколова // Общая;психодиагностика / под ред. А.А.Бодалева, Столина В.В. СПб., 2000. -С.51-70.
  12. Станишевская М.М. Применение проективных методик при диагностикетипов реакций личности / М.М.Станишевская, В.В. Гульдан, М.Т. Владимирская // Вопросы диагностики психического развития. -Таллин, 1974. С.158-159.
  13. Султанова З.В. Проективный подход в биографическом исследовании личности. Дисс. <…> канд. псих. наук. РГПУ им. А.И. Герцена. СПб., 2007. 203 с.

Процесс тестирования

Тестируемому предлагаются чёрно-белые рисунки, на большинстве которых изображены люди в бытовых ситуациях. На большинстве рисунков ТАТ изображены человеческие фигуры, чувства и действия ко­торых выражены с различной степенью ясности.

ТАТ содержит 30 картин, некоторые были нарисованы специально по указанию психологов, другие являлись репродукциями раз­личных картин, иллюстраций или фотографий. Кроме того, испытуемому предъявляется также белый лист, на котором он может вызвать путём воображения любую картину, какую захочет. Из этой серии в 31 рисунок каждому испытуемому обычно предъявляется последовательно 20. Из них 10 предлагаются всем, остальные подбираются в зависимости от пола и возраста испытуемого. Эта дифференциация определя­ется возможностью наибольшей идентифи­кации испытуемым себя с изображенным на рисунке персона­жем, так как такая идентификация легче, если рисунок вклю­чает персонажи, близкие испытуемому по полу и возрасту.

Исследование обычно проводится в два сеанса, разделенные од­ним или несколькими днями, в каждом из которых предъявля­ются последовательно в определенном порядке 10 рисунков. До­пускается, однако, модификация процедуры ТАТ. Некоторые психологи считают, что в клинических условиях более удобно проводить исследование целиком в один раз с 15-минутным пе­рерывом, другие же используют часть рисунков и проводят ис­следование за 1 ч.

Испытуемому предлагается придумать исто­рию по каждой картине, в которой нашла бы отражение изоб­раженная ситуация, было бы рассказано, что думают и чувст­вуют персонажи картины, чего они хотят, что привело к ситуа­ции, изображенной на картине, и чем это закончится. Ответы за­писываются дословно с фиксацией пауз, интонаций, восклица­ний, мимических и других выразительных движений (могут быть привлечены стенография, магнитофон, реже запись пору­чается самому испытуемому). Так как испытуемый не знает о значении своих ответов, касающихся, казалось бы, посторон­них для него объектов, ожидается, что он раскроет определен­ные аспекты своей личности более свободно и с меньшим соз­нательным контролем, чем при прямом расспросе.

Интерпретация протоколов ТАТ не должна проводиться «в вакууме», этот материал следует рас­смотреть по отношению к известным фактам жизни личности, которую исследуют. Большое значение придается подготовке и искусству психолога. Помимо знания психологии личности и клиники, он должен иметь значительный опыт работы с ме­тодом, желательно использование этого метода в условиях, когда возможно сопоставление результатов по ТАТ с подроб­ными данными об этих же испытуемых, полученными другими средствами.

Структура и требования ТАТ

Полный тест представляет набор из нескольких (от 6 до 30) черно-белых картинок ситуационного типа, которые поочередно предъявляются респонденту. Для теста подобраны специальные картинки, где изображены ситуации соответствуют двум основным требованиям. При достаточно четких и ярких изображений предметов и действующих лиц сами по себе композиции этих ситуаций есть в то же время объективно неопределенными, что не допускают однозначного толкования. При восприятии таких картин у испытуемого создается своеобразная иллюзия совершенной ясности картины: четкие изображения сразу определяют сферу действий респондента, его среда и направления реакции, но в то же время неопределенность композиции (что исключает однозначное и одинаковое решение) заставляет его толковать картины по-своему. Испытуемый в каждое толкование вкладывает свои знания, свой индивидуальный опыт, свой способ действия и свои оценки.

В отношении каждой из предлагаемых картин он должен в свободном рассказе:

  1. описать то, что, по его мнению, происходит на картине (то есть в данный момент),
  2. рассказать, что, по его мнению, способствовало возникновению данной ситуации (которую породило)
  3. предсказать, что произойдет в дальнейшем;
  4. рассказать о чувствах и переживаниях изображенных лиц;
  5. описать мысли людей.

Описание методики «Рисованный апперцептивный тест» (РАТ).

PAT — это более компактный модифицированный вариант тематического апперцептивного теста (ТАТ) Г. Мюррея. Он отнимает меньше времени на обследование и более приспособлен к условиям работы практического психолога. И главное — для него разработан совершенно новый стимульный материал .

Оригинальный тест Мюррея представляет собой набор из 30 чернобелых таблиц, одна из них пустая (только белый фон), на остальных изображены картины с нерезко структурированными ситуациями, дающими повод для построения разных предположений относительно той конфликтной ситуации, в которой оказались изображенные на них «герои», об их роли в сложившихся обстоятельствах, об их взаимоотношениях и намерениях. Это фотографии с картин американских художников. Картинки делятся на 10 мужских (предназначенных только для обследования мужчин), 10 женских и 10 общих, всего 20 в каждом комплекте. Кроме того, имеется детский набор картинок (тест КАТ). Это один из наиболее глубинных личностных тестов.

Отсутствие жестко структурированного стимульного материала создает почву для вольной трактовки сюжета испытуемым, которому предлагается по каждой картинке сочинить рассказ, используя собственный жизненный опыт и субъективные представления. Проекция личных переживаний и идентификация с кем-либо из героев сочиненного рассказа позволяет определить сферу конфликта (внутреннего или внешнего), соотношение эмоциональных реакций и рационального отношения к ситуации, фон настроения, позицию личности (активную, агрессивную, пассивную или страдательную), последовательность суждений, умение планировать свою деятельность, уровень невротизации, наличие отклонений от нормы, трудности социальной адаптации, суицидальные тенденции, патологические проявления и многое другое. Большим достоинством методики является невербальный характер предъявляемого материала, расширяющего количество степеней выбора для испытуемого при создании сюжетов и провоцирующего к раскрытию глубинных, интимных личностных переживаний.

Анализ устного творчества испытуемого, в процессе которого он согласно инструкции сочиняет сюжет к каждой картинке, позволяет выявить идентификацию (неосознаваемое отождествление) испытуемого с кем-либо из «героев» сюжета и проекцию (перенесение в сюжет) его собственных переживаний; они отражаются в приписывании «герою» мыслей и чувств, не вытекающих непосредственно из того, что изображено на самой картинке.

Особенности ТАТ

От других тестов ТАТ отличается тем, что основывается на проявлениях индивидуальных особенностей динамического строя личности и, имея в качестве основы довольно определенные стимулы, дает в то же время неограниченную свободу выбора направления действия. Например, в отличие от теста Роршаха, работающий по схеме «неопределенный раздражитель (пятно) — определенный образ» (где именно сама неопределенность стимула толкает на его организацию) схему ТАТ можно выразить как «определенный стимул — свободный ответ». Ответ по ТАТ именно свободная и не ограничена никакими ограничениями. В тесте Роршаха ответ всегда ограничена рамками образа, и процесс ответной реакции по сути заканчивается описанием созданного образа. В ТАТ, наоборот, ясный изначально образ вызывает ничем не ограничен цепь ассоциаций.

Установлено, что такое свободно направлено ассоциирования лучшим образом проявляет и особенности поведения и систему поступков, по которым в обычной жизни мы чаще всего судим о характерных (в основном коммуникативных и динамических) чертах личности, о ее свойствах и особенностях.

Материал, полученный в результате интерпретации картин, может быть обработан с различными принципами и допускает постановку различных экспериментальных задач Так, Томкинс специально разработал систему, где в баллах исчисляются все возможные соотношения показателей и каждому соотношению заранее дана оценка. Слабым местом такого подхода является то, что критерий той или иной оценки может появиться сам по себе весьма произвольным или, наоборот, если он жесток, то может выполнить роль «прокрустово ложе» для ценного индивидуально-разнообразного материала. Например, когда нормы принимается рассказ в 300 слов и отклонение считается ненормальным, то могут пройти незамеченными такие ценные качества личности, как лаконичность и точность суждений Другой принцип Мюррей обосновал как принцип «поиска заданного». Например, в экспериментальном материале ищут проявление парных качеств агрессивности или склонности к обороне, маниакальности или депрессии, оптимизма или пессимизма и тому подобное.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: