Леонтьев Д. Тест СЖО (1966) — Стр 2
Корреляционный анализ шкал методики СЖО с опросником уровня субъективного контроля (УСК) (Бажин, Голын- кина, Эткинд,1984) и самоактуализационным тестом (CAT)(Гозман, Кроз,1987) показал, что большинство субшкал ведут себя сходным образом. Так, все шесть показателей (общий и 5 субшкал) значимо коррелируют с общей интернальнос- тью и с интернальностью в области достижений, а также (кроме третьей субшкалы) — с интернальностью в области семейных отношений. Отмечены также значимые корреляции пятой субшкалы СЖО с интернальностью в производственной сфере и по отношению к здоровью-болезни (все корреляции положительные).
Со шкалами методикиCATбыли отмечены следующие значимые корреляции (также все положительные): со шкалами опоры и познавательных потребностей — все шесть показателей; со шкалами компетентности во времени, самоуважения и представления о природе человека — все, кроме первой субшкалы; со шкалой ценностных ориентаций — все, кроме общего показателя, и со шкалой спонтанности — третья, четвертая и пятая субшкалы. С остальными шкаламиCATзначимых корреляций обнаружено не было. Вкачестве испытуемых выступали студенты московских вузов общей численностью 24 человека, мужчины и женщины.
Литература:
Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд A.M. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал, 1984, т.5, №3. С. 152-162.
Гозман Л.Я., Кроз М.В. Измерение уровня самоактуализации личности // Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.С. Социально-пси- хологические методы исследования супружеских отношений. — М., 1987. С. 91-114.
Леонтьев Д.А., Калашников М. О., Калашникова О.Э. Факторная структура теста смысложизненных ориентаций // Психологический журнал, 1993, т. 14, №1. С. 150-155.
Муздыбаев К. Удовлетворенность жизнью, ощущение счастья, переживание смысла собственного бытия // Рабочий класс СССР на рубеже 80-х годов. М., 1981. С. 181-198.
Пантилеев С.Р., Столин В.В. Методика исследования самоотношения // Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики. М., 1989. — С. 166—172.
Снеткова М.В. Локус контроля в структуре жизненной позиции. Дипломная работа. М., 1988.
Франки В. Человеке поисках смысла. М., 1990.
Crumbaugh J.S. Cross-validation of Purpose-in-Life Test based on Frankl’s concept // J. of Individual Psychology, vol. 24, 1968, May. P. 74-81.
Crumbaugh J.S. The Seeking of Noetic Goals Test (SONG): a complementary scale to the Purpose in Life Test (PIL) // J. of Clinical Psychology, vol. 33, 1977, N3. P. 900-907.
Crumbaugh J.S., Maholick L. T. An experimental study in existentialism: The psychometric approach to Frankl’s concept of noogenic neurosis // J. of Clinical Psychology, vol. 20, 1964, №2. P. 200-207.
Crumbaugh J.S., Maholick L. T. Manual of Instructions for the Purpose in Life Test. Munster (Indiana), 1981.
Frankl V. The unheard cry for meaning. N.Y., 1978.
Shek D., Hong E., Cheung M. The Purpose in Life Questionnaire in a Chinese Context //The Journal of Psychology, v. 121, 1987, №1. P. 77-83.
КЛЮЧИ ШКАЛ ТЕСТА СЖО
Для подсчета баллов необходимо перевести отмеченные испытуемым позиции на симметричной шкале 3 2 10 12 3 b оценки по восходящей или нисходящей асимметричной шкале по следующему правилу:
Ввосходящую шкалу 1 2 3 4 5 6 7переводятся пункты1,3, 4, 8, 9,11,12,16, 17.
Внисходящую шкалу 7 6 5 4 3 2 1переводятся пункты2,5, 6, 7, 10, 13, 14, 15, 18,19,20.
Вот пример перевода ответов на первые пять пунктов теста в оценки по асимметричным шкалам:
И. 3
После этого суммируются баллы асимметричных шкал, соответствующие позициям, отмеченным испытуемым.
Общий показатель ОЖ — все 20 пунктов теста;
Субшкала 1 (Цели) —пп. 3, 4, 10, 16, 17, 18.
Субшкала 2 (Процесс)— пп. 1, 2, 4, 5, 7, 9.
Субшкала 3 (Результат)— пп. 8, 9, 10, 12, 20.
Субшкала 4 (Локус контроля-Я)— пп. 1, 15, 16, 19.
Субшкала 5 (Локус контроля-жизнь)— пп.7, 10, 11, 14, 18,19.
Нормы, необходимые для оценки результатов, приведены в таблице 2.
Научное издание
Д.А.Леонтьев Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)
Корректор Н.А.Степина Компьютерная верстка Д.В.Чекалин
Подписано в печать 20.01.2006. Формат 60×90/16. Гарнитура Times. Печать ризо. Усл.печ.л. 1. Тираж 500.
Тест смысложизненных ориентаций (СЖО).
-
Загальна лікарська підготовка. Відповіді на тести | Тесты с ответами | 2008 | Украина | docx | 0.11 Мб
Задача1 Задача 2 Задача 3 Задача Задача 5 Задача Задача 7 Задача 8 Задача 9 Задача 10 Задача11 Задача12 Задача13 Задача14 Задача15 Задача16 Задача17 Задача18 Задача19 Задача20 Задача21 Задача22
-
Тесты с ответами по эндокринологии | Тесты с ответами | 2016 | docx | 0.1 Мб
-
Ответы на тест к экзамену по дисциплине «Финансовая информатика» | Тесты с ответами | 2016 | Россия | docx | 0.12 Мб
Программа, на основе которой машина преобразует вводимые в нее команды на машинный язык, называется: транслятор. Транслятор, который переводит каждую команду программы с одновременным её выполнением
-
Международное право в схемах и определениях Саидов А.Х. | М.: — 349 с. | Учебное пособие | 2004 | djvu | 6.98 Мб
Учебное пособие подготовлено в соответствии с программой курса «Международное право» и дает наглядное представление об основных понятиях и категориях данного учебного курса. В нем схематично
-
Разработка технологии сбивных мучных изделий Шелест Тамара Николаевна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук. Воронеж — 2007 | Диссертация | 2007 | Россия | docx/pdf | 11.75 Мб
Специальность 05.18.01 — Технология обработки, хранения и переработки злаковых, бобовых культур, крупяных продуктов, плодоовощной продукции и виноградарства. Имеющиеся в настоящее время в пищевой
-
Вычислительные машины, сети и телекоммуникационные А.П. Пятибратов, Л.П. Гудыно, А.А. Кириченко | | Учебник | 2009 | pdf | 4.74 Мб
Излагаются принципы построения, архитектура, функциональная и структурная организация, основные устройства и звенья вычислительных машин, сетей и телекоммуникационных систем. Рассматриваются их
-
Взаимосвязь полоролевой идентичности и невротичности в юношеском возрасте Коваленко Марина Валентиновна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук | Диссертация | 2002 | docx/pdf | 4.19 Мб
— педагогическая психология. Ставрополь 2002 Введение 5 Глава 1. Проблема идентичности, половой и полоролевой идентичности в психологии 14 § 1. Категории пола, идентичности, половой идентичности в
-
Акмеологическая продуктивность инновационной позиции преподавателя в развитии творческой готовности студентов к профессиональной деятельности Паутова Людмила Евгеньевна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук | Диссертация | 2004 | docx/pdf | 10.45 Мб
Специальность: 19,00.13 — Психология развития, акмеология (психологические науки). Психология — Отраслевая (прикладная) психология — Педагогическая психология взрослых — Психология педагогических
-
Внешние и внутренние детерминанты личности в процессе ее социализации Шамионов Раиль Мунирович | Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук | Диссертация | 2002 | docx/pdf | 10.44 Мб
Специальность: 19.00.05 — Социальная психология. Саратов, 2002 ВВЕДЕНИЕ 4 РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 18 Глава 1.1. ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
-
Государственная собственность: механизм обеспечения эффективного использования Атабиев Аслан Хакимович | Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук | Диссертация | 2005 | Россия | docx/pdf | 11 Мб
08.00.01 — экономическая теория 08.00.10 — финансы, денежное обращение и кредит. Москва — 2005 Введение Глава 1. Концептуальные основы стратегии развития отношений государственной собственности в
Интерпретация субшкал теста смысложизненных ориентаций:
1. Цели в жизни. Баллы по этой шкале характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Низкие баллы по этой шкале даже при общем высоком уровне ОЖ будут присущи человеку, живущему сегодняшним или вчерашним днем. Вместе с тем высокие баллы по этой шкале могут характеризовать не только целеустремленного человека, но и прожектёра, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Эти два случая несложно различить, учитывая показатели по другим шкалам СЖО.
2. Процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни. Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать гедониста, живущего сегодняшним днем. Низкие баллы по этой шкале — признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность в будущее.
3. Результативность жизни, или удовлетворенность самореализацией. Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать человека, который доживает свою жизнь, у которого все в прошлом, но прошлое способно придать смысл остатку жизни. Низкие баллы — неудовлетворенность прожитой частью жизни.
4. Локус контроля-Я (Я — хозяин жизни). Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Низкие баллы — неверие в свои силы контролировать события собственной жизни.
5. Локус контроля-жизнь, или управляемость жизни. При высоких баллах — убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Низкие баллы — фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.
Скачать тест смысложизненных ориентаций
(компьютерный вариант)
Внимание! Использование психодиагностических методик неспециалистами может привести к недостоверным результатам и нанести прямой или косвенный ущерб испытуемому. На ту же тему:
На ту же тему:
Обработка теста смысложизненных ориентаций в Excel
Литература
- Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. Методическое руководство по новой методике психологической диагностики личности с широкой областью применения. Предназначается для профессиональных психологов-исследователей и практиков. — М.: Смысл, 2006.
- Осин Е.Н., Рассказова Е.И. Краткая версия теста жизнестойкости: психометрические характеристики и применение в организационном контексте. Вестник Московского университета. Серия №14. Психология. 2013. № 2, С. 147-165
- Осин Е.Н. Факторная структура краткой версии Теста жизнестойкости. Организационная психология. 2013. Т. 3. №3. С. 42–60
- Алфимова М. В., Голимбет В. Е. Русскоязычная версия краткой шкалы жизнестойкости. Социальная и клиническая психиатрия 2012, т. 22, № 4, С. 10-15
Теоретические основы
Тест смысложизненных ориентации является адаптированной версией теста «Цель в жизни» (Purpose-in-Life Test, PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Методика была разработана авторами на основе теории стремления к смыслу и логотерапии Виктора Франкла и преследовала цель эмпирической валидизации ряда представлений этой теории, в частности представлений об экзистенциальном вакууме и ноогенных неврозах. Суть этих представлений заключается в том, что неудача в поиске человеком смысла своей жизни (экзистенциальная фрустрация) и вытекающее из нее ощущение утраты смысла (экзистенциальный вакуум) являются причиной особого класса душевных заболеваний — ноогенных неврозов, которые отличаются от ранее описанных видов неврозов. Первоначально авторы стремились показать, что а) методика измеряет именно степень «экзистенциального вакуума» в терминах Франкла; б) последний характерен для психически больных и в) он не тождествен просто психической патологии. «Цель в жизни», которую диагностирует методика, авторы определяют как переживание индивидом онтологической значимости жизни.
Адаптации и модификации методики
Адаптация теста осмысленности жизни на русском языке была впервые выполнена К.Муздыбаевым (ИСЭП АН СССР, г.Ленинград). К.Муздыбаев воспроизвел без изменений форму теста Крамбо, заменив при переводе некоторые пункты другими. Согласованность отдельных пунктов с суммарным баллом оказалась довольно высокой (корреляция от 0,37 до 0,71), хотя нельзя исключить предположение о сильном влиянии на ответы фактора социальной желательности. В основном исследовании
К.Муздыбаева, которое по своим задачам носило социологический характер, участвовали 540 рабочих трех промышленных предприятий г.Ленинграда. Среди полученных в этом исследовании результатов следует назвать следующие. Уровень удовлетворенности смыслом жизни оказался ниже удовлетворенности жизнью в целом, определявшейся на основании прямых вопросов. Показатель осмысленности жизни у мужчин оказался значимо выше, чем у женщин, у женатых (замужних) — выше, чем у холостых (незамужних) и разведенных; наличие детей также коррелировало с осмысленностью жизни. Была выявлена характерная возрастная динамика осмысленности жизни, максимумы которой приходятся на возрастные группы 25—30 и старше 50 лет, а минимумы — на группу до 25 лет и низкое плато, охватывающее возрастные группы от 30 до 50.
Другая русскоязычная версия теста осмысленности жизни (ОЖ) была разработана и адаптирована Д.А.Леонтьевым (факультет психологии МГУ) в 1986—88 гг. Версия К.Муздыбаева была взята за основу и видоизменена по следующим трем параметрам: были изменены и упрощены формулировки ряда пунктов с сохранением общего их смысла; вместо общего начала предложения с двумя вариантами окончания формулировалась пара целостных альтернативных предложений с одинаковым началом; асимметричная шкала градации ответа от 1 до 7 была заменена симметричной шкалой — 3 2 1 0 1 2 3. Последнее было сделано с целью уменьшения «прозрачности» методики и устранения позиционных эффектов, хотя процедура подсчета суммарного балла при этом несколько усложнилась. Параллельно была переведена на русский язык и шкала поиска смысложизненных целей. Единственное изменение по сравнению с оригинальной версией методики заключалась в том, что семиступенчатый квантификатор был заменен пятиступенчатым («никогда — редко — иногда — часто — постоянно»), поскольку в русском языке не удалось подобрать адекватного набора из семи частотных обозначений.
Теоретические основы
Англоязычное понятие Hardiness
Д.А. Леонтьев предложил переводить как жизнестойкость
. Понятие жизнестойкости, с одной стороны, опирается на понятийный аппарат экзистенциально-гуманистической психологии, с другой — на прикладную психологию.
Изначальным вопросом, приведшим к созданию теории жизнестойкости, был «какие психологические факторы способствуют успешному совладанию со стрессом и снижению (или даже предупреждению) внутреннего напряжения?».
Было высказано предположение, что данным фактором является то, что в последствии назвали жизнестойкостью — некая экзистенциальная отвага, позволяющая личности в меньшей степени зависеть от ситуативных переживаний, преодолевать постоянную базовую тревогу, актуализирующуюся в ситуации неопределённости и необходимости выбора.
Жизнестойкость
(hardiness) представляет собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром. Это диспозиция, включающая в себя три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска
. Выраженность этих компонентов и жизнестойкости в целом препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания (hardy coping) со стрессами и восприятия их как менее значимых.
Вовлеченность
(commitment) определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности». Человек с развитым компонентом вовлеченности получает удовольствие от собственной деятельности. В противоположность этому, отсутствие подобной убежденности порождает чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни. «Если вы чувствуете уверенность в себе и в том, что мир великодушен, вам присуща вовлеченность».
Контроль
(control) представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Противоположность этому — ощущение собственной беспомощности. Человек с сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь.
Принятие риска
(challenge) — убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, — неважно, позитивного или негативного. Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности обедняющим жизнь личности
В основе принятия риска лежит идея развития через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование.
Таким образом, жизнестойкость представляет собой личностную характеристику, формирующуюся в детском и подростковом возрасте, хотя теоретически её развитие возможно и в более позднем возрасте.
Мадди предупреждает, что понятие жизнестойкости не следует смешивать с близкими по смыслу понятиями, такими как оптимизм, чувство связности, самоэффективность, устойчивость, религиозность
и т.д.
Свежие записи
- Особенности психологии как науки и ее задачи
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
- Психиатрия — Билеты с ответами
- Психология профессионализма. 2011/12
Интерпретация результатов
Тест жизнестойкости
представляет собой адаптацию опросника
Hardiness
Survey,
разработанного американским психологом
Сальваторе Мадди. Личностная переменная
жизнестойкости (hardiness)
характеризует меру способности личности
выдерживать стрессовую ситуацию,
сохраняя внутреннюю сбалансированность
и не снижая успешность деятельности.
Жизнестойкость
(hardiness)
представляет собой систему убеждений
о себе, мире, отношениях с ним. Это
диспозиция, включающая в себя три
сравнительно автономных компонента:
вовлеченность, контроль, принятие риска.
Выраженность этих компонентов и
жизнестойкости в целом препятствует
возникновению внутреннего напряжения
в стрессовых ситуациях за счет стойкого
совладания со стрессами и восприятия
их как менее значимых.
Вовлеченность
(commitment)
определяется как «убежденность в том,
что вовлеченность в происходящее дает
максимальный шанс найти стоящее и
интересное для личности» (Maddi,
1998b).
Человек с развитым компонентом
вовлеченности получает удовольствие
от собственной деятельности. В
противоположность этому, отсутствие
подобной убежденности порождает чувство
отвергнутости, ощущение себя «вне»
жизни.
Контроль
(control)
представляет собой убежденность в том,
что борьба позволяет влиять на результат
происходящего. Противоположность этому
– ощущение собственной беспомощности.
Человек с сильно развитым компонентом
контроля ощущает, что сам выбирает
собственную деятельность, свой путь.
Принятие риска
(challenge)
– убежденность в том, что все то, что
случается, способствует развитию за
счет знаний, извлекаемых из опыта,
неважно, позитивного или негативного.
Человек, рассматривающий жизнь как
способ приобретения опыта, готов
действовать в отсутствие надежных
гарантий успеха, на свой страх и риск,
считая стремление к простому комфорту
и безопасности обедняющим жизнь личности.
В основе принятия риска лежит идея
развития через активное усвоение знаний
из опыта и последующее их использование. Средние и
стандартные отклонения субшкал.
Средние и
стандартные отклонения субшкал.
(в адаптации Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой)
Диагностическая цель:
оценка способности и готовности человека активно и гибко действовать в ситуации стресса и трудностей, степень его уязвимости к переживаниям стресса и депрессивности.
Тест жизнестойкости представляет собой адаптацию опросника Hardiness Survey, разработанного американским психологом Сальваторе Мадди. Адаптирована и издана эта методика была в 2006 году Д.А. Леонтьевым
и Е.И. Рассказовой. Личностная переменная hardiness (Д.А. Леонтьев в 2000 году предложил обозначать эту характеристику на русском языке как жизнестойкость) характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности.
Жизнестойкость (hardiness) представляет собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром. Это диспозиция, включающая в себя три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. Выраженность этих компонентов и жизнестойкости в целом препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания (hardy coping) со стрессами и восприятия их как менее значимых (отличие от сходных конструктов будет обосновано ниже).
Как отмечают Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова,компоненты жизнестойкости развиваются в детстве и отчасти в подростковом возрасте, хотя их можно развивать и позднее. Их развитие решающим образом зависит от отношений родителей с ребенком
В частности, для развития компонента участия принципиально важно принятие и поддержка, любовь и одобрение со стороны родителей. Для развития компонента контроля важна поддержка инициативы ребенка, его стремления справляться с задачами все возрастающей сложности на грани своих возможностей
Для развития принятия риска важно богатство впечатлений, изменчивость и неоднородность среды.
Выраженность всех трех компонентов жизнестойкости необходима для сохранения здоровья и оптимального уровня работоспособности и активности в стрессогенных условиях.
Контингент:
опросник предназначен для людей от 18 лет и старше, без ограничений по образовательным, социальным и профессиональным признакам.