Процедура изучения стиля отношения родителей к детям
Для организации теста с использованием методики ПАРИ необходимо подготовить:
- стимульный материал (список вопросов) в достаточном количестве;
- бланки для ответов;
- ручки;
- часы или секундомер.
Диагностику можно проводить индивидуально или в небольших группах. Стандартное время на прохождение тестирования — 20 минут. Родителям раздаются опросники и бланки, на которых они записывают имя, фамилию, пол, возраст, место работы, количество детей и сколько им лет.
Не запрещается проводить тестирование родителей в групповой форме
Рекомендуется сопровождать подготовку взрослых к тестированию подобной инструкцией: «Перед вами список из 115 утверждений, касающихся различных аспектов семейной жизни. На отдельном бланке нужно выразить своё согласие или несогласие с каждым из них, поставив отметку рядом с номером того или иного высказывания, соответствующую вашему мнению: А — абсолютно согласен; а — скорее согласен, чем не согласен; б — скорее не согласен, чем согласен; Б — абсолютно не согласен. Не следует тратить слишком много времени на размышления — первая спонтанная реакция будет наиболее ценной для исследователя. Старайтесь отвечать честно, потому что только в этом случае можно будет составить правдоподобный портрет вас (как родителя) и дать необходимые рекомендации».
Следует обратить внимание испытуемых на то, что в опроснике встречаются похожие утверждения. Предвосхищая недоумение, нужно разъяснить: сформулированы они так, чтобы выявить мельчайшие нюансы детско-родительских отношений, поэтому читать текст следует внимательно
Описание шкал опросника «Взаимодействие родитель—ребенок»
1. Нетребовательность — требовательность родителя. Данные этой шкалы показывают тот уровень требовательности родителя, который проявляется во взаимодействии родителя с ребенком. Чем выше показания по этой шкале, тем более требователен родитель, тем больше ожидает он высокого уровня ответственности от ребенка.
2. Мягкость—строгость родителя. По результатам этой шкалы можно судить о суровости, строгости мер, применяемых к ребенку, о жесткости правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми, о степени принуждения детей к чему-либо.
3. Автономность—контроль по отношению к ребенку. Чем выше показатели по этой шкале, тем более выражено контролирующее поведение по отношению к ребенку. Высокий контроль может проявляться в мелочной опеке, навязчивости, стремлении ограничивать; низкий контроль может приводить к полной автономии ребенка, к вседозволенности, которая может быть следствием либо безразличного отношения к ребенку, либо любования. Возможно также, что низкий контроль связан с проявлением доверия к ребенку или стремлением родителя привить ему самостоятельность.
4. Эмоциональная дистанция — эмоциональная близость ребенка к родителю
Следует обратить особое внимание, что эта шкала отражает представление родителя о близости к нему ребенка. Такая трактовка этой шкалы вызвана зеркальной формой опросника, по которой дети оценивают свою близость к родителям, свое желание делиться самым сокровенным и важным с родителями
Сравнивая данные родителя и данные ребенка, можно судить о точности представлений родителя, о переоценке или недооценке близости к нему ребенка.
5. Отвержение — принятие ребенка родителем. Эта шкала отражает базовое отношение родителя к ребенку, его принятие или отвержение личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка. Принятие ребенка как личности является важным условием благоприятного развития ребенка, его самооценки. Поведение родителей может восприниматься ребенком как принимающее или отвергающее.
6. Отсутствие сотрудничества — сотрудничество. Наличие сотрудничества между родителями и детьми как нельзя лучше отражает характер взаимодействия. Сотрудничество является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признания его прав и достоинств. Оно отражает равенство и партнерство в отношениях родителей и детей. Отсутствие такового может быть результатом нарушенных отношений, авторитарного, безразличного или попустительского стиля воспитания.
7. Тревожность за ребенка.
8. Непоследовательность — последовательность родителя.Последовательность родителя является важным параметром взаимодействия, в этой шкале отражается, насколько последователен и постоянен родитель в своих требованиях, в своем отношении к ребенку, в применении наказаний и поощрений и т.д. Непоследовательность родителя может быть следствием эмоциональной неуравновешенности, воспитательной неуверенности, отвергающего отношения к ребенку и т.п.
9. Воспитательная конфронтация в семье.
10. Удовлетворенность отношениями ребенка с родителем. По данным 10-й шкалы можно судить об общей степени удовлетворенности отношениями между родителями и детьми — как с той, так и с другой стороны. Низкая степень удовлетворенности может свидетельствовать о нарушениях в структуре родительско-детских отношений, возможных конфликтах или об обеспокоенности сложившейся семейной ситуацией.
Для интерпретации данных опросника ВРР можно пользоваться результатами процентильной стандартизации, представленными в таблице 1.
Шкалы опросника | ||||||||||
процентили | ||||||||||
10,5 | ||||||||||
12,5 | ||||||||||
14,5 | 16,5 | |||||||||
15,5 | 17,5 | |||||||||
19,5 | ||||||||||
21,5 |
В ходе исследования также применялась проективная методика «Родительское сочинение». Методика представляет одну из наиболее информативных и достаточно надежных техник, позволяющих продиагностировать особенности родительской позиции, выявить особенности восприятия и переживания матерью характера отношений и взаимодействия с ребёнком. Кроме того, методика «Родительское сочинение» позволяет выявить личностные особенности самого родителя (матери).
Базовой темой родительского сочинения являлась тема открытого типа «Я и мой ребёнок». Тема сочинения задавалась в открытой форме, без конкретизации того содержания, которое должно быть представлено. Матерям предлагалось написать всё, что они хотят, считают важным и нужным. Время написания сочинения не ограничивается.
Основные параметры анализа сочинения.
Значимыми для интерпретации сочинения и информативными являются особенности принятия задания, объём сочинения, язык и стиль повествования, подчеркивания в тексте, рисунки в тексте.
Ключ к опроснику ВРР для родителей дошкольников и младших школьников
Баллы | Баллы | Баллы | Баллы | Баллы | Сумма по шкале номер | |||||
13* | 1. | |||||||||
14* | 38* | 50* | 2. | |||||||
3* | 39* | 3. (делим на 2) | ||||||||
4* | 52* | |||||||||
41* | 4. | |||||||||
6* | 18* | 54* | 5.
(делим на 2) |
|||||||
7* | 19* | 31* | 43* | |||||||
6. | ||||||||||
7. | ||||||||||
10* | 22* | 34* | 46* | 58* | 8. | |||||
9. | ||||||||||
48* | 10. |
Шкалы опросника ВРР для родителей дошкольников и младших школьников:
1) нетребовательность — требовательность;
2) мягкость — строгость;
3) автономность — контроль;
4) эмоциональная дистанция — близость;
5) отвержение — принятие;
6) отсутствие сотрудничества — сотрудничество;
7) тревожность за ребенка;
непоследовательность — последовательность;
9) воспитательная конфронтация в семье;
10) удовлетворенность отношениями с ребенком.
НЕГАТИВНОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРОШЛОМУ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРПРЕТИРОВАНО КАК СВИДЕТЕЛЬСТВО НЕРАЗРЕШЕННОГО АКТУАЛЬНОГО КОНФЛИКТА, ХРОНИЧЕСКОЙ ФРУСТРАЦИИ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАВМЫ
Описание качеств ребенка и его предпочтений занимает важное место в родительском сочинении. Спектр описываемых качеств достаточно разнообразен и включает физические особенности и внешность («небольшого роста и с длинными светлыми волосами»), формально-биографические сведения (когда и где родился, сколько лет), перечисление знаний, умений, навыков («знает буквы», «умеет плавать», «занимается танцами»), достижений ребенка, особенности поведения и деятельности с конкретными примерами («очень активный, всегда куда-то лезет»), общения с родными («ласковый, все замечает»), выполнения требований родителей («не убирает за собой игрушки»), описание интеллектуальных («умный», «сообразительный», «очень способный»), морально-волевых («добрая», «настойчивая», «целеустремленная») и эмоционально-волевых качеств («чуткая», «заботливая», «взрывается») и, наконец, особенности полоролевой идентичности («она вся томная и женственная»)
Методика изучения родительских установок
Методика изучения родительских установок (Parental Attitude Research Instrument — РARI) предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Авторы — американские психологи Е.С. Шефер и Р.К. Белл, в России методика адаптирована Т.В. Нещерет.
Опросник PARI включает 115 утверждений о семейной жизни и воспитании детей. В него заложены 23 шкалы, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье, в каждой из шкал по 5 вопросов. Из них 8 шкал описывают отношение к семейной роли и 15 касаются родительско-детских отношений. В свою очередь эти 15 шкал делятся на следующие 3 группы:
- 1 — оптимальный эмоциональный контакт,
- 2 — излишняя эмоциональная дистанция с ребенком,
- 3 — излишняя концентрация на ребенке.
Есть шкалы, связанные между собой. Суждения расположены в определенной последовательности, и отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия:
- А – активное согласие
- а — частичное согласие
- б – частичное несогласие
- Б – полное несогласие.
Подсчет и обработка результатов опросника ВРР
Подсчитывается общее количество баллов по каждой шкале, при этом учитывается — прямые это или обратные утверждения. Обратные утверждения переводятся в баллы таким образом:
Ответы: 1—2 — 3 — 4—5.
Баллы: 5 — 4 — 3 — 2—1.
В бланках-ключах обратные вопросы обозначены звездочками. Поскольку шкалы 3 и 5 содержат по 10 утверждений, а не по 5, как в остальных, то арифметическая сумма баллов по этим шкалам делится на 2. Суммарная оценка проставляется в последнем столбце регистрационного бланка. Каждая строка бланка для ответов принадлежит одной шкале (см. ключ).
Например, к 1-й шкале относятся утверждения: 1, 13, 25, 37, 49; к 10-й шкале: 12, 24, 36, 48, 60; к 3-й шкале: 3, 4, 15, 16, 27, 28, 39, 40, 51, 52; и т.д.
Свежие записи
- Особенности психологии как науки и ее задачи
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
- Психиатрия — Билеты с ответами
- Психология профессионализма. 2011/12
Интерпретация результатов
Отношение к семейной роли
Описывается с помощью 8 признаков, их номера 3, 5, 7, 11, 13, 17, 19, 23:
- ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно семье (3);
- ощущение самопожертвования в роли матери ( 5 );
- семейные конфликты (7);
- сверхавторитет родителей (11);
- неудовлетворенность ролью хозяйки дома (13);
- «безучастность» мужа, его невключенность в дела семьи (17);
- доминирование матери (19);
- зависимость и несамостоятельность матери (23).
Отношение родителей к ребенку
1. Оптимальный эмоциональный контакт (состоит из 4 признаков, их номера 1, 14, 15, 21);
- побуждение словесных проявлений, вербализаций (1);
- партнерские отношения (14);
- развитие активности ребенка (15);
- уравнительные отношения между родителями и ребенком (21).
2. Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком (состоит из 3 признаков, их номера 8, 9, 16):
- раздражительность, вспыльчивость (8);
- суровость, излишняя строгость (9);
- уклонение от контакта с ребенком (16).
3. Излишняя концентрация на ребенке (описывается 8 признаками, их номера 2, 4, 6, 10, 12, 18, 20, 22):
- чрезмерная забота, установление отношений зависимости (2);
- преодоление сопротивления, подавление воли (4);
- создание безопасности, опасение обидеть (6);
- исключение внесемейных влияний (10);
- подавление агрессивности (12);
- подавление сексуальности (18);
- чрезмерное вмешательство в мир ребенка (20);
- стремление ускорить развитие ребенка (20).
Каждый признак измеряется с помощью 5 суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности и смыслового содержания. Вся методика состоит из 115 суждений. Сумма цифровой значимости определяет выраженность признака:
- 20 — максимальная оценка признака;
- 18, 19, 20 — высокие оценки;
- 8, 7, 6 — низкие оценки;
- 5 — минимальная оценка признака.
Для психолога, работающего в производственном коллективе, пожалуй, больший интерес представляет блок шкал, направленных на выявление отношений родителей к семейной роли. Методика позволяет оценить специфику внутрисемейных отношений, особенности организации семейной жизни.
В семье можно вычленить отдельные аспекты отношений:
- хозяйственно-бытовые, организация быта семьи (в методике это шкалы 3, 13, 19, 23);
- межсупружеские, связанные с моральной, эмоциональной поддержкой, организацией досуга, созданием среды для развития личности, собственной и партнера (в методике это шкала 17);
- отношения, обеспечивающие воспитание детей, педагогические (в методике шкалы 5, 11).
Посмотрев на цифровые данные, можно составить предварительный портрет семьи. Очень важна шкала 7 (семейные конфликты). Высокие показатели по этой шкале могут свидетельствовать о конфликтности, переносе семейного конфликта на производственные отношения.
Психологическая помощь направляется на разрешение семейных конфликтов и улучшение отношений в производственном коллективе. Высокие оценки по шкале 3 свидетельствуют
о приоритете семейных проблем над производственными, о вторичности интересов «дела», обратное можно сказать о шкале 13. Для лиц, имеющих высокие оценки по этому признаку, характерны зависимость от семьи, низкая согласованность в распределении хозяйственных функций. О плохой интегрированности семьи свидетельствуют оценки по шкалам 17, 19, 23.
Анализ отношения к семейной роли поможет психологу лучше понять специфику семейных отношений обследуемого, оказать ему психологическую помощь.
Родительско-детские отношения являются основным предметом анализом в методике. Основной вывод, который можно сделать сразу, — это оценить родительско-детский контакт с точки зрения его оптимальности. Для этого сравниваются средние оценки по первым 3 группам шкал: оптимальный контакт, эмоциональная дистанция, концентрация.
Специальный интерес представляет анализ отдельных шкал, что часто является ключом к пониманию особенностей неудавшихся отношений между родителями и ребенком, зоны напряжений в этих отношениях. Методика может оказать помощь в подготовке и проведении психодиагностической беседы.
Соответствие сочинения заданной теме – важный показатель принятия задачи. Уход и отступление от темы сочинения могут свидетельствовать о скрытом отвержении ребёнка и актуализации защитных механизмов.
Соотношение трёх планов сочинения. Материнское сочинение задаёт три основных плана описания – план «Ребёнок», план «Родитель (мать)» и план «Наши отношения». Тема « Я и мой ребёнок» требует от матери сосредоточения на всех трёх планах. Информативным о характере родительской позиции матери будет баланс этих планов.
Можно выделить четыре варианта соотношения планов родительского сочинения:
1) Преобладание плана «Ребёнок» или плана «Родитель»соответственно теме сочинения. В этом случае можно говорить об адекватной центрации автора сочинения на проблемах развития ребёнка или на проблемах воспитания и родительства.
2) Неадекватное теме сочинения доминирование плана «Ребёнок»или плана «Родитель». В подобной центрации проявляются ограниченность родительской позиции. В первом случае это фиксация родителя на ребёнке и его проблемах без должного осознания собственных воспитательных методов воздействия и своей роли в генезисе проблем развития ребёнка, а часто и стремление родителя полностью переложить вину и ответственность за них на плечи самого ребёнка. Во втором случае быстрый отход от проблем ребёнка к обсуждению родителем своих собственных качеств, особенностей поведения, чувств и переживаний, выходящих за пределы детско-родительских отношений, является свидетельством неразрешённых личностных проблем самой матери, её воспитательной неуверенности.
3) Развёрнутое позитивное описание плана «Наши отношения». Более или менее развёрнутое обсуждение взаимоотношений матери с ребёнком является показателем осознания матерью двухстороннего диалогического характера процесса воспитания. Степень развёрнутости плана «Наши отношения» выступает индикатором меры сенситивности матери к всестороннему конструктивному анализу проблем и развития ребёнка.
4) Доминирование плана «Наши отношения» при фактическиполной редукции планов «Ребёнок» и «Родитель». Может расцениваться либо как показатель высокого уровня конфликтности отношений и беспомощности матери в попытках их разрешения. Описание отношений носит негативный характер, изобилует примерами конфликтов, ссор, непослушания ребёнка. Либо – как показатель высокой эмоциональной зависимости матери от ребёнка по типу симбиотической привязанности.
Проведение диагностики стиля родительских отношений
Диагностика может быть как индивидуальной, так и групповой. Рекомендуемое время работы взрослых с бланками — 20 минут. Проводится тестирование по следующему алгоритму:
Экспериментатор выдаёт опросник и бланк для ответов.
Затем инструктирует испытуемого: «Перед вами 115 утверждений. Задача такова: отметить на бланке один наиболее подходящий, на ваш взгляд, вариант ответа
«А» означает «абсолютно согласен», «а» — «больше согласен, чем не согласен», «б» — «больше не согласен, чем согласен», «Б — совершенно не согласен»».
Организатор должен обратить внимание тестируемого на то, что обдумывать ответы долго не стоит. Также следует предвосхитить замечания испытуемого о схожести некоторых вопросов (цель таких заданий — установить мельчайшие разногласия в воспитании детей).
После завершения работы участника диагностики и по прошествии отведённого времени экспериментатор забирает бланк для дальнейшего анализа.
Обработка результатов
Результаты тестирования заносятся в специальную таблицу, в строках которой располагаются номера 5 вопросов, «измеряющих» тот или иной аспект (признак) родительского отношения к ребенку (шкалы методики).
Аспекты — признаки (шкалы)
Опросник объединяет следующие шкалы:
- Вербализация
- Чрезмерная забота
- Зависимость от семьи
- Подавление воли
- Ощущение самопожертвования
- Опасение обидеть
- Семейные конфликты
- Раздражительность
- Излишняя строгость
- Исключение внутрисемейных влияний
- Сверхавторитет родителей
- Подавление агрессивности
- Неудовлетворенность ролью хозяйки
- Партнерские отношения
- Развитие активности ребенка
- Уклонение от конфликта
- Безучастность мужа
- Подавление сексуальности
- Доминирование матери
- Чрезвычайное вмешательство в мир ребенка
- Уравненные отношения
- Стремление ускорить развитие ребенка
- Несамостоятельность матери
А — 4 балла; а — 3 балла; б — 2 балла; Б — 1 балл.
№ признака | Признаки | № вопросов | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
Отношение к семейной роли | ||||||
3 | Зависимость от семьи | 3 | 26 | 49 | 72 | 95 |
5 | Ощущение самопожертвования | 5 | 28 | 51 | 74 | 97 |
7 | Семейные конфликты | 7 | 30 | 53 | 76 | 99 |
11 | Сверхавторитет родителей | 11 | 34 | 57 | 80 | 103 |
13 | Неудовлетворенность ролью хозяйки | 13 | 36 | 59 | 82 | 105 |
17 | Безучастность мужа | 17 | 40 | 63 | 86 | 109 |
19 | Доминирование матери | 19 | 42 | 65 | 88 | 111 |
23 | Несамостоятельность матери | 23 | 46 | 69 | 92 | 115 |
Отношение родителей к ребенку | ||||||
Оптимальный эмоциональный контакт | ||||||
1 | Вербализация | 1 | 24 | 47 | 70 | 93 |
14 | Партнерские отношения | 14 | 37 | 60 | 83 | 106 |
15 | Развитие активности ребенка | 15 | 38 | 61 | 84 | 107 |
21 | Уравненные отношения | 21 | 44 | 67 | 90 | 113 |
Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком | ||||||
8 | Раздражительность | 8 | 31 | 54 | 77 | 100 |
9 | Излишняя строгость | 9 | 32 | 55 | 78 | 101 |
16 | Уклонение от контакта | 16 | 39 | 62 | 85 | 108 |
Излишняя концентрация на ребенке | ||||||
2 | Чрезмерная забота | 2 | 25 | 48 | 71 | 94 |
4 | Подавление воли | 4 | 27 | 50 | 73 | 96 |
6 | Опасение обидеть | 6 | 29 | 52 | 75 | 98 |
10 | Исключение внутрисемейных влияний | 10 | 33 | 56 | 79 | 102 |
12 | Подавление агрессивности | 12 | 35 | 58 | 81 | 104 |
18 | Подавление сексуальности | 18 | 41 | 64 | 87 | 110 |
20 | Чрезвычайное вмешательство в мир ребенка | 20 | 43 | 66 | 89 | 112 |
22 | Стремление ускорить развитие ребенка | 22 | 45 | 68 | 91 | 114 |
Диагностика детей и подростков
МЕТОДИКА «ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ» — РОДИТЕЛЬ ГЛАЗАМИ ПОДРОСТКА Назначение:
- 1— если подобное поведение не встречается у Вашего отца (матери) никогда;
- 2— если подобное поведение встречается у Вашего отца (матери) редко;
- 3 — если подобное поведение встречается у Вашего отца (матери) иногда;
- 4— если подобное поведение встречается у Вашего отца (матери) часто;
- 5— если подобное поведение встречается у Вашего отца (матери) всегда.
№№109-116Необходимыезамечания
При групповом проведении опросника баллы ответов и слова пояснения (1 — никогда, … , 5 — всегда) лучше выписать на доске.
При групповом проведении опросника психолог говорит подросткам, что те, кто неживетстемилиинымродителем, могут не заполнять на него опросник.
Психологу нужно обратить внимание подростка на то, что вопросы 109 — 116 касаются нееголичныхпристрастий («мне нравится кататься на велосипеде»), а его отношений с родителем («мне нравится, когда она …» «мне нравится, что ею характер « и т.д.)
Иногда подросткам бывает грамматически сложно выбрать ответ. «Вот если «Я ни в чем не хочу изменять наши отношения» и я согласен, то это «всегда» или «никогда»?» Можно предложить следующий способ выбора верного ответа: подставляемковсемувопросуфразу «так бывает всегда, никогда, иногда…» При такой формулировке вопроса проще понять грамматическую логику происходящего.
Заполнение опросника на двух родителей в среднем темпе занимает около 45-50 минут
Для младших подростков время немного увеличивается. При наличии ограничения по времени (например, проведение во время школьного урока) целесообразно ориентироватьподростковвовремени заполнения: «чтобы не спешить в конце урока сейчас надо заполнять примерно четвертую колонку», «по времени сейчас нужно переходить ко второму бланку».
Часть вопросов носит неконкретный характер (например, «по-разному реагирует на одни и те же события»). Периодически подростки просят прокомментировать какой-то вопрос («Например, ты принес из школы «двойку». Если она в хорошем настроении, то скажет: «Ничего, бывает», а если в плохом — будет ругаться. Событие одно и то же, а ведет она себя по-разному»). Перед проведением методики психологу стоит просмотреть вопросы и продумать возможные примеры-объяснения.
- 1— если подобное поведение не встречается у Вашего отца (матери) никогда;
- 2— если подобное поведение встречается у Вашего отца (матери) редко;
- 3 — если подобное поведение встречается у Вашего отца (матери) иногда;
- 4— если подобное поведение встречается у Вашего отца (матери) часто;
- 5— если подобное поведение встречается у Вашего отца (матери) всегда.
№№109-116ОПРОСНИК ДРОП
Шкала | Мать | Отец |
1. Принятие | 24-28 | 22-27 |
2. Эмпатия | 21-25 | 19-24 |
3.Эмоциональная дистанция (высокие значения соответствуют малой эм. дистанции) | 17-23 | 18-22 |
4. Сотрудничество | 22-27 | 21-26 |
5. Принятие решений (высокие значения соответствуют демократичной схеме, низкие – давлению со стороны родителя) | 18-22 | 16-21 |
6. Конфликтность | 6-9 | 6-10 |
7. Поощрение автономности | 21-26 | 21-26 |
8. Требовательность | 18-22 | 17-22 |
9. Мониторинг | 19-25 | 15-21 |
10. Контроль | 16-23 | 12-19 |
11. Авторитарность | 12-18 | 11-18 |
12. Оказание поощрений | 9-13 | 9-12 |
13. Реализация наказаний | 4-8 | 4-9 |
14. Непоследовательность родителя | 13-19 | 13-19 |
15. Неуверенность родителя | 12-17 | 11-19 |
16. Удовлетворение потребностей ребенка | 21-27 | 19-23 |
17. Неадекватность образа ребенка | 13-17 | 14-19 |
18. Враждебность по отношению к супругу | 5-9 | 6-11 |
19. Доброжелательность к супругу | 9-14 | 9-13 |
20 Удовлетворенность отношениями | 20-27 | 18-26 |
№ | № | № | № | № | № | |||||||||||
1 | 19 | 37 | 55 | 73 | 91 | |||||||||||
2 | 20 | 38 | 56 | 74 | 92 | |||||||||||
3 | 21 | 39 | 57 | 75 | 93 | |||||||||||
4 | 22 | 40 | 58 | 76 | 94 | |||||||||||
5 | 23 | 41 | 59 | 77 | 95 | |||||||||||
6 | 24 | 42 | 60 | 78 | 96 | |||||||||||
7 | 25 | 43 | 61 | 79 | 97 | |||||||||||
8 | 26 | 44 | 62 | 80 | 98 | |||||||||||
9 | 27 | 45 | 63 | 81 | 99 | |||||||||||
10 | 28 | 46 | 64 | 82 | 100 | |||||||||||
11 | 29 | 47 | 65 | 83 | 101 | |||||||||||
12 | 30 | 48 | 66 | 84 | 102 | |||||||||||
13 | 31 | 49 | 67 | 85 | 103 | |||||||||||
14 | 32 | 50 | 68 | 86 | 104 | |||||||||||
15 | 33 | 51 | 69 | 87 | 105 | |||||||||||
16 | 34 | 52 | 70 | 88 | 106 | |||||||||||
17 | 35 | 53 | 71 | 89 | 107 | |||||||||||
18 | 36 | 54 | 72 | 90 | 108 |
Тест “Рисунок семьи”НазначениеОписание теста Инструкция к тесту Инструкция:1. Оценка общей структуры2. Определение наиболее привлекательного персонажа3. Ребенок о себе4. Дополнительные персонажи5. Родительская пара 6. Идентификация7. Отказ от изображения того или иного члена семьи 1
Комплект методик для диагностики семейных и детско-родительских отношений
Интерпретация результатов
Отношение к семейной роли
Описывается с помощью 8 признаков, их номера 3, 5, 7, 11, 13, 17, 19, 23:
- ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно семье (3);
- ощущение самопожертвования в роли матери ( 5 );
- семейные конфликты (7);
- сверхавторитет родителей (11);
- неудовлетворенность ролью хозяйки дома (13);
- «безучастность» мужа, его невключенность в дела семьи (17);
- доминирование матери (19);
- зависимость и несамостоятельность матери (23).
Отношение родителей к ребенку
1. Оптимальный эмоциональный контакт (состоит из 4 признаков, их номера 1, 14, 15, 21);
- побуждение словесных проявлений, вербализаций (1);
- партнерские отношения (14);
- развитие активности ребенка (15);
- уравнительные отношения между родителями и ребенком (21).
2. Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком (состоит из 3 признаков, их номера 8, 9, 16):
- раздражительность, вспыльчивость (8);
- суровость, излишняя строгость (9);
- уклонение от контакта с ребенком (16).
3. Излишняя концентрация на ребенке (описывается 8 признаками, их номера 2, 4, 6, 10, 12, 18, 20, 22):
- чрезмерная забота, установление отношений зависимости (2);
- преодоление сопротивления, подавление воли (4);
- создание безопасности, опасение обидеть (6);
- исключение внесемейных влияний (10);
- подавление агрессивности (12);
- подавление сексуальности (18);
- чрезмерное вмешательство в мир ребенка (20);
- стремление ускорить развитие ребенка (20).
Каждый признак измеряется с помощью 5 суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности и смыслового содержания. Вся методика состоит из 115 суждений. Сумма цифровой значимости определяет выраженность признака:
- 20 — максимальная оценка признака;
- 18, 19, 20 — высокие оценки;
- 8, 7, 6 — низкие оценки;
- 5 — минимальная оценка признака.
Для психолога, работающего в производственном коллективе, пожалуй, больший интерес представляет блок шкал, направленных на выявление отношений родителей к семейной роли. Методика позволяет оценить специфику внутрисемейных отношений, особенности организации семейной жизни.
В семье можно вычленить отдельные аспекты отношений:
- хозяйственно-бытовые, организация быта семьи (в методике это шкалы 3, 13, 19, 23);
- межсупружеские, связанные с моральной, эмоциональной поддержкой, организацией досуга, созданием среды для развития личности, собственной и партнера (в методике это шкала 17);
- отношения, обеспечивающие воспитание детей, педагогические (в методике шкалы 5, 11).
Посмотрев на цифровые данные, можно составить предварительный портрет семьи. Очень важна шкала 7 (семейные конфликты). Высокие показатели по этой шкале могут свидетельствовать о конфликтности, переносе семейного конфликта на производственные отношения.
Психологическая помощь направляется на разрешение семейных конфликтов и улучшение отношений в производственном коллективе. Высокие оценки по шкале 3 свидетельствуют о приоритете семейных проблем над производственными, о вторичности интересов «дела», обратное можно сказать о шкале 13. Для лиц, имеющих высокие оценки по этому признаку, характерны зависимость от семьи, низкая согласованность в распределении хозяйственных функций. О плохой интегрированности семьи свидетельствуют оценки по шкалам 17, 19, 23.
Анализ отношения к семейной роли поможет психологу лучше понять специфику семейных отношений обследуемого, оказать ему психологическую помощь.
Родительско-детские отношения являются основным предметом анализом в методике. Основной вывод, который можно сделать сразу, — это оценить родительско-детский контакт с точки зрения его оптимальности. Для этого сравниваются средние оценки по первым 3 группам шкал: оптимальный контакт, эмоциональная дистанция, концентрация.
Специальный интерес представляет анализ отдельных шкал, что часто является ключом к пониманию особенностей неудавшихся отношений между родителями и ребенком, зоны напряжений в этих отношениях. Методика может оказать помощь в подготовке и проведении психодиагностической беседы.
Источник