Педагогическое общение: структура, виды, функции, средства, стили. технология управления педагогическим общением

Классификация видов педагогического общения по О. В. Кирилловой

О. В. Кириллова предлагает наиболее полную классификацию педагогического общения:

  • По содержанию: когнитивное, материальное, деятельностное (инструментальное), мотивационное. Когнитивное общение обусловлено обменом продуктами интеллектуальной деятельности, приобретенными знаниями и умениями; материальное общение взаимосвязано с педагогической деятельностью и обменом ее продуктами; инструментальное общение определяет организацию деятельности; мотивационное общение должно стимулировать у обучающихся позитивные мотивы деятельности, процесса обучения, совершенствовать познавательную активность.
  • По типам взаимных контактов: прямое общение обусловлено личными контактами, непосредственным восприятием собеседника, при котором они прямо отвечают на эмоции, чувства, действия друг друга; косвенное общение реализуется через посредников (ими могут быть окружающие люди); при открытом общении собеседники выражают свои точки зрения, учитывают позиции других; при закрытом общении мнения открыто не высказываются; полузакрытое общение осуществляется в одностороннем порядке, предоставлении сведений одной стороной; при тактильно-чувственном взаимодействии общение осуществляется при помощи прикосновений и тактильных контактов.
  • По характеру поведения собеседников общение может носить информационный, примитивно-формальный, манипулятивный, конвенционально деловой, интимно-личностный и эмоционально-чувственный характер.
  • По субъектно-объектной ориентации: групповое предметно-ориентированное, духовно-ориентированное, личностно-ориентированное, формально-ролевое, социально-ориентированное, ориентированное на дело.
  • По средствам общения: эмоционально-чувственное, вербальное, невербальное, деятельностно-инструментальное.
  • По целеполаганию: контактное общение обуславливает возникновение взаимного сотрудничества; координационное общение предопределяет согласование и ориентирование действий в педагогической деятельности, а также дальнейшие изменения с использованием корректирующего общения; информационно-побудительное общение обуславливает обмен замыслами, сведениями, решениями, стимулирует активность партнеров в совместной деятельности по общению, в принятии решений.
  • По характеру действий партнеров выделяют общение, направленное на сотрудничество и взаимодействие, на взаимное понимание, на контроль.

Нужна консультация преподавателя в этой предметной области? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Структура и стили педагогического общения

Структура коммуникации соответствует логике педагогического процесса:

  1. Моделирование предстоящей коммуникации (прогноз). Требуется знание аудитории, вероятных трудностей, динамики работы.
  2. Организация прямой связи (коммуникативная атака). Необходимо знать методы само представления, динамического воздействия, техники быстрого вовлечения класса в работу
  3. Управлять общением. Способность поддерживать инициативу, поддерживать диалог, адаптировать план с учетом фактических условий.

4 Анализ. Он направлен на соотнесение поставленных целей, средств и результатов. Что ты планировал сделать? Как это случилось? Что было достигнуто?

Стили общения:

  1. Авторитарный. Строгое управление, контроль, недоверие. Может использоваться в критических ситуациях, в кемпингах).
  2. Пассивный (либеральный). Учитель не проявляет инициативы и перекладывает ответственность на детей. Может использоваться, когда команда хорошо организована, дети сами умеют руководить мероприятием и в рекреационных ситуациях.
  3. Демократичный. Учитель не только высказывает свое мнение, но и ставит группу в центр; он занимает позицию первого среди равных. Коллективное принятие решений.
  4. Исходя из остроты творческой деятельности. Страсть к общему делу, интерес к общему делу порождает общий поиск.
  5. Связь — расстояние. Расстояние должно существовать в системе учитель-учащийся, но не человек-человек.
  6. Общение — запугивание. Чаще всего используется начинающими учителями.
  7. Общение — флирт. Когда учитель не знает, как установить связь. Снижает требования.

Нет единого стиля общения в чистом виде, и перечисленные вариации не исчерпывают всех стилей общения учителя с учениками. Стиль одного учителя может быть неуместен для другого. Стиль общения показывает индивидуальность учителя.

На разных этапах работы с группой преподаватель должен использовать разные стили общения.

Например, авторитарный стиль общения должен использоваться на ранних стадиях работы с группой, когда она еще не сплочена, или при работе с маленькими детьми, или в опасных ситуациях.

Либеральный стиль эффективен при работе со взрослыми или молодыми людьми или с коллективом на высоком уровне развития. и т.д.

Информационная функция

Информационная функция обеспечивает реальный психологический контакт с учащимися, процесс познания, взаимопонимания, обмен материальными и духовными ценностями; формирует положительную мотивацию успехов в учебной деятельности и самовоспитании, в становлении личности, совместный познавательный поиск решений, обратную информацию об общении, развитие познавательной направленности личности; устраняет психологические барьеры; содействует установлению межличностных отношений в коллективе. Информационная функция предусматривает организацию индивидуального, группового и коллективного общения. Организация индивидуального общения способствует более быстрому познанию личности, воздействию на ее сознание, действие и поступки, поведение, а также на их изменение и коррекцию.

Специфика педагогического общения в дошкольном образовательном учреждении

Навыки взаимодействия в стиле общения

Личность взрослого — родителя, учителя, воспитателя в дошкольном учреждении в период становления личности ребенка является основным фактором его развития.

Проблема педагогического мастерства и коммуникативной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений стоит достаточно остро в связи с многообразием и сложностью задач формирования личности ребенка, обусловленных современным обществом и новыми стандартами теории и практики дошкольного образования.

Педагогическое общение является одним из основных компонентов педагогического мастерства. Педагогическое общение — это профессиональное общение педагога-воспитателя с дошкольниками на занятиях и вне их, направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на иной способ психологической оптимизации учебно-воспитательной деятельности, отношений между педагогом и воспитанником и внутри группы ребенка .

В педагогическом общении в дошкольном образовательном учреждении можно выделить следующие особенности:

Во-первых, это профессиональное общение учителя с ребенком на специально организованных занятиях и вне их, а также с учителями в педагогическом коллективе.

Во-вторых, педагогическое общение в ДОУ имеет определенные функции и (если оно полноценное) направлено на создание благоприятного климата.

В-третьих, общение направлено на психологическую оптимизацию учебного процесса.

В-четвертых, педагогическое общение направлено на психологическую оптимизацию отношений между учителями, воспитателями и детьми и внутри групп детей.

Так, К.М. Левитан, занимаясь проблемой профессионализации личности и деятельности учителя, утверждает, что «оптимальное педагогическое общение — это такое общение учителя с учащимися в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации и творческого характера обучения учащихся, для правильного формирования личности учащихся, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения и управление социально-психологическими процессами в коллективе детей, позволяет максимально использовать личностные качества в процессе обучения».

Многие ученые отмечают, что в работе с дошкольниками, особенно младшего и среднего возраста, наиболее эффективно косвенное воздействие, особенно через игру, игровое общение. Высокая эффективность использования игры в процессе педагогического общения объясняется ее особой ролью для ребенка — в дошкольный период игра имеет статус ведущей деятельности.

Форма и содержание оптимального педагогического общения воспитателя во многом определяются теми задачами, которые он пытается решить в процессе руководства деятельностью дошкольников, как по отношению ко всем детям, так и к каждому отдельному ребенку.

Я. Коломинский, Е. Панько провели исследование, в котором выявили методы и приемы, которые используют воспитатели дошкольных учреждений в процессе педагогического общения.

Учителя — «мастера», как их называют авторы исследования, привлекают своих коллег к оценке деятельности детей гораздо чаще, чем «не-мастера». Они оценивают не только качество исполнения, техническую сторону того или иного предложения и т.д. (его часто оценивают и «почти-мастера», и «не-мастера»), но и результаты самостоятельных попыток детей в творческом поиске, особенно часто и очень успешно.

Как оказалось, «мастер» гораздо чаще «не мастер» в процессе развития выразительной речи, движений, в работе по формированию художественных образов, используемых детьми в качестве стимуляции их творчества, помощи побуждения воспоминаний, запоминания характера того образа, который дети должны воплотить, обращает внимание на общий эмоциональный тон работы, ее содержание. «Не-мастера» почти не используют такие средства воздействия, а гораздо чаще прибегают к демонстрации готового образца для подражания в аналогичных ситуациях

Регулятивная

Предусматривает выбор и применение форм, средств, методов, приемов контроля достижений и недоработок учащихся с целью корректировки их обучения и воспитания. Действенность функции зависит от профессиональных умений учителя применять соответствующие средства, методы, приемы контроля, требования, соответствующие педагогической ситуации. Педагогические требования бывают различными

Важно их соответствие возможностям детей: справедливость требований, педагогически оправданная форма их предъявления (не унижающая достоинства), систематичность контроля после предъявления требований. Их выполнение всегда связано с качеством и объемом выполнения. Поэтому регулирование деятельности и поступков всегда связано с системным применением поощрения и наказания, словесной оценкой (одобрение или осуждение)

Поэтому регулирование деятельности и поступков всегда связано с системным применением поощрения и наказания, словесной оценкой (одобрение или осуждение).

Связь стиля общения с производительностью воспитания

Стиль общения обусловливает эффективность воспитательного влияния. В зависимости от нужного результата стили общения делят на:

  • общение на фоне совместного творчества;
  • общение на основе товарищества и привязанности;
  • общение со стратегией дистанцирования;
  • общение, включающее в себя элементы запугивания;
  • общение, включающее в себя элементы заигрывания.

Высокая эффективность общения достигается только тогда, когда педагог искренне уважает личность ученика и интересы коллектива, понимает их интересы и потребности, умеет правильно оценивать ситуацию и делать выбор между разными стилями общения.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Компоненты педагогического общения

Оптимальное педагогическое общение слагают такие компоненты, как:

  1. Когнитивный компонент. Включает знание: структуры общения, закономерностей общения, особенностей реализации интерактивной, коммуникативной и перцептивной сторон общения; основных психолого-педагогических требований, отнесенных к организации педагогического и межличностного общения; методик исследования межличностных отношений и общения. Учитель обладает определенной информационной властью в области познания предмета общения, что позволяет продумать выход из трудной ситуации со всех сторон, обеспечить снижение ее напряжения и остроты.
  2. Регулятивный компонент. Подразумевает умение организовывать отношения с детьми и их взаимоотношения между собой в процессе совместной деятельности; умение передавать информацию, применяя весь арсенал коммуникативных методов, средств и приемов; понимание эмоционально-психологического состояния; способность объективно оценивать и адекватно воспринимать поведение и личностные качества учащихся; умение педагогически целесообразно и корректно воздействовать на партнеров по общению; способность управлять собственным развитием, поведением и психическим состоянием.
  3. Аффективный компонент. Отражает эмоциональное состояние, которое характеризует переживание и отношение, возникающее между партнерами по общению.
  4. Духовный компонент. Подразумевает совокупность духовного состояния и интеллектуальных способностей. Под духовными способностями понимают способность оценить, понять и отобразить другого в своем творчестве. Это интегральное проявление духовности и интеллекта личности. Духовно богатый преподаватель в процессе общения стремится принимать и понимать людей со всем их духовным содержанием. Духовные способности преподавателя присутствуют в каждой психической функции, а каждая психическая функция является моральной и интеллектуальной. Преподаватель видит, вспоминает, запоминает, принимает решения, мыслит и переживает через сферу духовности. Данное видение помогает постичь сущность педагогического явления.

Требуется консультация по учебной работе? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Типы педагогов

Стиль общения определяет различные типы педагогов:

  • проактивный,
  • реактивный,
  • сверхактивный.

Педагоги проактивного типа инициативны в организации общения, индивидуализируют свое общение с воспитанниками. Они знают чего хотя, и понимают, что в их поведении способствует достижению поставленной цели.

Реактивный тип педагогов характеризуется гибкостью в своих наставлениях и внутренней слабостью. Как правило, они имеют размытые цели и приспособительное поведение.

Сверхактивный тип педагогов отличается склонностью к гипертрофированной оценке своих учеников и выстраиванию нереальных моделей общения. Такой педагог считает, что активный ученик — это хулиган, а пассивный ребенок – лентяй.

Основные функции педагогического общения

В силу своей многоликости педагогическое общение полифункционально. Выделяют следующие функции педагогического общения:

  1. Информативная функция – направлена на осуществление процесса взаимодействия между детьми и педагогом, определенного учебными программами и планами. Суть данной функции заключается в передаче знаний учащимся (воспитанникам), формирование у них необходимых умений и навыков.
  2. Нормативная функция заключается в том, что в процессе педагогического общения, детям передаются нормы права и морали, через усвоение ими нравственного поведения, поступков, взаимоотношений между людьми.
  3. Познавательная функция направлена на формирование и развитие у детей умения аргументировано высказывать собственное мнение, уметь правильно и четко доносить до собеседника свою мысль или идею. В рамках данной функции дети учатся координировать свои знания, у них совершенствуются умения и навыки применения полученных ранее знаний в процессе общения со сверстниками и педагогами.
  4. Коммуникативная функция – направлена на установление межличностного взаимодействия и связей между детьми в группах, коллектива, класса, временных объединениях и т.д., а также установления контактов между детьми и взрослыми.
  5. Регулятивная функция направлена на установление разнообразных средств и форм стимулирования положительных поступков эстетического и нравственного поведения, а также отторжение и устранение негативных проявлений в собственном поведении.
  6. Воспитательная функция педагогического общения заключается в формировании и развитии у детей эффективных способов и форм взаимодействия и сотрудничества. Кроме того, данная функция направлена на выработку у детей культуры общения, уважительного отношения к личности собеседника.
  7. Функция «открытия» ребенка на общение направлена на создание комфортных условий общения детей в рамках образовательной организации. Условия необходимо создавать во всех видах деятельности (трудовой, учебной, игровой, исследовательской и т.д.). Это необходимо для того, чтобы ребенок мог проявить себя в детском коллективе, установиться как личность. Для реализации данной функции педагогами используются специальные операции в процессе педагогического общения:

    • Пластическая поза: направлена на то, чтобы показать ребенку открытость и готовность педагога к общению. Открытая поза предусматривает непринужденное положение тела педагога, небольшой наклон вперед, руки опущены, ладони раскрыты вперед.
    • Подача педагогом любой информации, касающейся детского коллектива с позиции «МЫ». Педагогу необходимо дать понять детям, что все они часть единого коллектива.
    • Установление личного контакта с каждым из детей. Осуществляется с использованием вербального, визуального и тактильного способов.

Вербальный контакт – устанавливается посредством словесного общения с ребенком, в рамках которого, педагог выстраивает доверительные и уважительные взаимоотношения с детьми.

Визуальный контакт – устанавливается глазами. В процессе общения с ребенком педагогу необходимо смотреть на ребенка, показывая свою заинтересованность и эмоции от общения.

Тактильный контакт – устанавливается с использованием жестов, касаний, поглаживаний и т.п. Тем самым педагог показывает свое расположение к ребенку.

Сопереживание

Сопереживание — уподобление эмоционального состояния субъекта состоянию другой личности (или социальной группы). Помогает развивать эмоциональную чувствительность учащихся, осознавать причины и природу эмоциональных состояний других людей и целых коллективов, обеспечивает учителю выявление эмоциональных потребностей учащихся с целью их удовлетворения. Формирует способность стать на позицию, точку зрения другого человека, нормализует отношения в коллективе. В основе сопереживания лежит эмоциональная идентификация, когда индивид как бы ставит себя на место другого человека, и гуманное отношение к личности другого. Умение учителя сопереживать помогает понять внутренний мир ребенка, его личностную позицию для обеспечения гармоничного взаимодействия, как бы исходя от инициативы объекта общения.

Структура

Данный вид коммуникации состоит из нескольких последовательных этапов:

  1. Прогностический. Во время подготовки к осуществлению преподавательской деятельности педагог моделирует предстоящее общение. Он исходит из целей и задач, которые стоят перед ним в каждом конкретном случае. Также влияние оказывает личность самого педагога, особенности аудитории, с которой предстоит взаимодействовать. Построение прогноза позволяет определить стиль поведения, освежить знания в конкретной области, подготовить при необходимости наглядные материалы и т.д.
  2. Начальный. Знакомство с новой аудиторией, построение первичного диалога с ее представителями. В этот момент у сторон формируются первые впечатления, основанные на эмоциональном восприятии оппонента. Этот этап во многом определяет успешность не только содержательной части деятельности, но и ее социально-психологическую основу.

    В первые же мгновения работы с аудиторией преподаватель должен определить, насколько выбранная им модель обучения соответствует обстановке, настроению подопечных.

  3. Управление общением. Это непосредственный процесс взаимодействия, во время которого преподаватель реализует намеченную на прогностическом этапе стратегию. В зависимости от ответной реакции аудитории, опытный педагог может корректировать свое поведение, подстраиваясь под конкретную ситуацию. Он оказывает речевое воздействие на учеников, подбирает и применяет различные средства передачи информации, поддерживает вербальный и невербальный контакт.

Заключительный. Анализ промежуточных результатов общения. Выявление имеющихся проблем с целью корректировки выбранных методов. Определение педагогических задач, которые будут решаться в дальнейшем. Для преподавателя важно уметь объективно оценивать результаты взаимодействия, ощущать обратную связь с аудиторией. В противном случае эффективность коммуникации и самого учебного процесса будет очень низкой.

Что такое педагогическое общение?

Педагогическим общением называется многоуровневое составление диалога, который направлен на передачу и эффективное усвоение материала детьми

Здесь важно учитывать психологические особенности детей, их возрастные критерии, направленность мышления и пр. Частыми становятся наглядно-образные материалы, которые дополняют монолог учителя. Не только слова, но и прочие инструменты позволяют учителю донести нужную информацию до детей

Не только слова, но и прочие инструменты позволяют учителю донести нужную информацию до детей.

Важно понимать, что педагогическое общение – это не столько стиль общения педагога с детьми, сколько стиль общения любого взрослого человека с малышами различных возрастов. Обучением ребенка занимаются не только педагоги, но и родители. Им также важно знать, как общаться со своими детьми, чтобы они быстро усваивали нужные знания

Им также важно знать, как общаться со своими детьми, чтобы они быстро усваивали нужные знания. На вопрос о том, почему у людей кожа бывает разного цвета, можно дать ответ, что цвет кожи передается ребенку от его родителей или определяется той частью света, из которой происходит семья этого человека

Подтверждайте наблюдения своего малыша: «Да, ты прав, у Александра коричневая кожа, как и у его мамочки»

На вопрос о том, почему у людей кожа бывает разного цвета, можно дать ответ, что цвет кожи передается ребенку от его родителей или определяется той частью света, из которой происходит семья этого человека. Подтверждайте наблюдения своего малыша: «Да, ты прав, у Александра коричневая кожа, как и у его мамочки».

С ранних лет учите своих детей принимать непохожесть. Вы можете рассказать ребенку о разных культурах и этнических особенностях, что поможет вам в дальнейшем вести откровенный и честный разговор о подобных предметах. Купите детям книжки, в которых будут представлены изображения детей разных рас. Во многих городах есть национальные рестораны, где ребенок может познакомиться с культурой питания других народов. Можно познакомить ребенка с людьми, которые более подробно расскажут ему о культуре и обычаях своих стран. Вы хотите передать своему ребенку впечатление о том, что мир чрезвычайно разнообразен и многокрасочен, в нем можно попробовать множество вкусных блюд, встретиться с множеством интересных людей и познакомиться с удивительными культурами. Такое отношение не игнорирует различия культур, оно приветствует все культуры!

Стили педагогического общения

Стили педагогического общения основаны на ключевых общепризнанных стилях общения.Стиль педагогического общения тесно связан со стилем обучения. Е.В. Юрченко под стилем обучения понимает индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся .

В настоящее время актуальны стили педагогического общения, отраженные на рисунке ниже.

Стили педагогического общения

Теперь отдельно нужно рассмотреть каждый стиль педагогического общения. Начать следует, несомненно, с авторитарного стиля. Он является одним из наиболее часто используемых в условиях школьного обучения наряду с демократическим.

Авторитарный стиль педагогического общения отличается жестким управлением и всеобъемлющим контролем. Преподаватель не только определяет общие цели работы, но и указывает способы их выполнения, жёстко определяет кто с кем будет работать. Такой подход снижает деятельную мотивацию, поскольку учащийся не знает, какова цель выполняемой им работы в целом. При авторитарном стиле преподаватель осуществляет единоличное руководство коллективом без опоры на актив.

Попустительский стиль обладает рядом особенностей делающих его довольно популярным, но, в тоже время, малоэффективным. Ключевой особенностью попустительского стиля педагогического общения можно назвать самоустранение руководителя из учебного процесса.

Демократический стиль педагогического общения подразумевает прямо участие воспитуемых в обсуждении всего хода работы и её организации

Данный стиль педагогического общения требует от педагога внимание и учёт мнений учащихся, стремления понять их, убедить, а не приказать. Особенностью демократического стиля педагогического общения является диалог с учащимися на равных. Общение на основе увлечённости совместной творческой деятельностью – это стиль, который можно рассматривать как предпосылку успешной совместной учебно-воспитательной деятельности

Увлечённость общим делом – источник дружественности и одновременно дружественность помноженная на заинтересованность работой, рождает совместный увлечённый поиск. По мнению Е.В. Юрченко данный стиль наиболее продуктивен

Общение на основе увлечённости совместной творческой деятельностью – это стиль, который можно рассматривать как предпосылку успешной совместной учебно-воспитательной деятельности. Увлечённость общим делом – источник дружественности и одновременно дружественность помноженная на заинтересованность работой, рождает совместный увлечённый поиск. По мнению Е.В. Юрченко данный стиль наиболее продуктивен .

Общение-дистанция подразумевает соблюдение некой эмоциональной дистанции между педагогом и обучаемыми. Однако, при дистанционном стиле резко снижается общий творческий уровень совместной работы педагога и учащихся, что ведёт к утверждению авторитарного принципа, а это, в свою очередь, отрицательно сказывается на результатах деятельности.

В педагогическом общении иногда встречается общение-устранение. Данный стиль педагогического общения представляет собой негативную форму общения. Считается, что общение-устранение являет собой антигуманную форму общения, вскрывающую несостоятельность преподавателя. С точки зрения творческой реализации и развития данный стиль не имеет перспектив.

Общение-заигрывание отвечает стремлению завоевать ложный дешёвый авторитет, что противоречит требованиям педагогической этики. Общение-заигрывание возникает в результате непонимания педагогом стоящих перед ним задач, отсутствия навыков общения, боязни общения и одновременно желания наладить контакт с учащимися.

Литература

1. Основы педагогического общения: учебное пособие: курс лекций для

студентов педагогических вузов / В.С. Елагина, Е.Ю. Немудрая – Челябинск: НП «Инновационный центр «РОСТ», 2012.

2. Леонтьев А. А. Педагогическое общение – М.: 1979.

3. Товажнянский Л.Л., Романовський О.Г., Бондаренко В.В., Пономарьов О.С., Черваньова З.О. – Харьков: НТУ, 2015

4..Зимняя И.А. Педагогическая психология – М.: Просвещение, 2016

5. Педагогика: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Литература, 2004

6. Коджаспирова Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах.- М.: 2008.

7. Карпенко Л.А. Краткий психологический словарь – М.: Просвещение, 1985

8. Юрченко Е.В. Костенко И.К. Стили педагогического общения // Журнал Вологодские чтения, 2009 г.

Структура педагогического общения

В структуре педагогического общения выделяют следующие этапы:

1. Прогностический этап (моделирование педагогом будущего общения (педагог очерчивает контуры взаимодействия: планирует, а также прогнозирует структуру, содержание, средства общения. Решающим значением в этом процессе выступает целевая установка учителя. Ему следует позаботиться о привлечении учащихся к взаимодействию, создать творческую атмосферу, а также открыть мир индивидуальности ребенка).

2

Коммуникативная атака (ее сутью выступает завоевание инициативы, а также налаживании делового и эмоционального контакта); педагогу важно овладеть техникой вхождения во взаимодействие и приемами динамического влияния:. — заражение (целью которого выступает эмоциональный, подсознательный отклик во взаимодействии на основе сопереживания с ними, несет невербальный характер);

— заражение (целью которого выступает эмоциональный, подсознательный отклик во взаимодействии на основе сопереживания с ними, несет невербальный характер);

— внушение (сознательное заражение мотивациями с помощью речевого воздействия);

— убеждение (аргументированное, осознанное и мотивированное влияние на систему взглядов индивида);

— подражание (подразумевает усвоение форм поведения другого человека, в основе которой лежит сознательная и подсознательная идентификация себя с ней).

3. Управление общением нацелено на сознательную и целенаправленную организацию взаимодействия

Очень важно создать атмосферу доброжелательности, в которой ученик свободно проявит свое Я, получит положительные эмоции от общения. Педагог в свою очередь должен проявить интерес к ученикам, активно воспринимать информацию от них, давать возможность высказывать свои суждения, передавать ученикам свой оптимизм, а также уверенность в успехе и намечать пути к достижению целей

4. Анализ общения (сопоставление целей, средств с результатами взаимодействия, а также моделирования дальнейшего общения).

Перцептивный компонент педагогического общения нацелен на изучение, восприятие, понимание и оценивание партнёрами по общению друг друга. Личность педагога, его профессиональные и индивидуально-психологические качества являются важным условием, которые определяют характер диалога. К важным профессиональным качествам педагога относят умение давать адекватную оценку индивидуальным особенностям учащихся, их интересам, склонностям, настроениям. Только выстраиваемый с этим учетом педагогический процесс способен быть эффективным.

Коммуникативный компонент педагогического общения обуславливается характером взаимоотношения участников диалога.

Ранние этапы педагогического взаимодействия с ребенком отмечаются отсутствием потенциала равноправного участника при обмене информацией, т.к. ребенок не имеет для этого достаточных знаний. Педагог является носителем человеческого опыта, заложенного в образовательную программу знаний. Но это не означает, что коммуникация педагога на ранних этапах выступает односторонним процессом. В настоящее время недостаточно просто давать ученикам сообщение информации. Необходимо активизировать собственные усилия учащихся по усвоению знаний.

Особенную важность приобретают активные методы обучения, которые стимулируют самостоятельное нахождение детьми необходимой информации, а также ее дальнейшее использование в разнообразных условиях. Овладев большим массивом данных и развив способности оперировать ими, ученики превращаются в равноправных участников учебного диалога, внося значительный вклад в коммуникации

Как вести себя в новом коллективе

Стратегия поведения в новом коллективе зависит от занимаемой должности. Если директор школы может проявлять больше авторитарных качеств, со стороны рядового работника такое поведение может выглядеть как превышение полномочий.

Еще один пример – это воспитатель и его помощник в ДОУ. Воспитатель не может быть только «демократом», без авторитарных качеств он рискует пошатнуть дисциплину в группе. Помощник, который не принимает участия в обучении детей, может придерживаться либерального или нейтрального поведения.

У начинающих педагогов возникают сложности при выборе стилистики общения, наиболее распространенная ошибка – это отсутствие маневренности. Зачастую молодой учитель выбирает для себя роль «демократа» или руководителя и не отступает от неё ни на шаг.

Новый учитель

Выбирая для себя стили пед общения в новом коллективе, необходимо присмотреться к учащимся. Для достоверности можно посетить занятие класса с другим преподавателем, чтобы оценить детское поведение и выработать свою стратегию. Если такой возможности нет, нужно провести краткий ознакомительный урок, на котором можно пообщаться с подопечными и сделать выводы.

Обучение – это сложный технологический процесс, который во многом зависит от способности педагога донести информацию до учащихся. Наиболее продуктивным считается смешанный тип общения, в котором можно соединить лучшие качества и сгладить недостатки. Со временем у каждого педагога вырабатывается индивидуальный стиль обучения, который он постоянно использует.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: