Диагностика мотивационных ориентаций в межличностных коммуникациях

Лабораторная работа № 1

Тема: Диагностика межличностного взаимодействия
(поведенческий компонент).

Цель: 1. Диагностика типа социальной ориентации личности.

            2.Определение
характера социально-психологической совместимости испытуемых.

            3. Тип межличностного поведения

Материал: Опросник
межличностных отношений (ОМО) А.А. Рукавишникова

(рускоязычная адаптация FIRO-B В. Шутца).

Испытуемый: Жанна В.
27 лет — (А); Оля Т., 23 года — (В).

Полученные результаты:

I. Результаты тестирования по областям межличностных
потребностей:

Включение

— выраженное поведение

(1е)

5

— требуемое поведение

(Iw)

5

Контроль

— выраженное поведение

(Се)

7

— требуемое поведение

(Cw)

2

Аффект

— выраженное поведение

(Ае)

3

— требуемое поведение

(Aw)

3

II. Общий объем интеракций по шкале:

Включение

(Ie + Iw)

10

Контроль

(Се + Cw)

9

Аффект

(Ае + Aw)

6

III. Общий объем противоречий по шкале:

Включение (le
— Iw)

Контроль (Се — cyv)

5

Аффект (Ае — Aw)

IV. Совместимость
межличностной ориентации:

rKi = 2

rKc = 6

гКа
= 2

oKi = 2

оКс=4

oKi = 0

xKi = 0

хКс
= 6

xKi=2

Характеристика совместимости межличностной ориентации:

Коэффициент взаимной совместимости гК = 10. Коэффициент
взаимной совместимости гК достигает оценок от 0 до 27. Чем ближе оценка к 0,
тем выше взаимная совместимость. Соответственно, взаимная совместимость не
высокая. Коэффициент инициации оК = 6. Коэффициент инициации оК варьируется от
-27 до 27. Самая высокая совместимость, если баллы двух испытуемых
комплиментарны, т.е. оК = 0.  Если оК > 0 (позитивный) — конкурентная
несовместимость. Если оК < 0 (негативный) — апатичная несовместимость.
Следовательно, преобладает конкурентная несовместимость. Коффициент взаимного
обмена хК = 8. Коффициент взаимного обмена хК изменяется от 0 до 27. Чем
ближе он к 0, тем взаимная совместимость выше. Следовательно, взаимная
совместимость недостаточно высокая.

Психологический диагноз: Испытуемый Б.

1.    Тип социальной ориентации испытуемого – включение.

2.    Тип   межличностного   поведения   включения   у  
испытуемого   социально-диферентное; тип поведения в аффективной области
чувственноуравновешенный;  тип  поведения  в области контроля  абдикратический.

3.  У испытуемого не обнаружены
противоречия в интеракциях поведения.

4.  Испытуемый   Б. обнаруживает
совместимость  с испытуемым А  в области поведения  включения контроля и аффекта. 

Интерпретация:    Испытуемый обычно чувствует себя хорошо среди
людей. Имеет иногда тенденцию общаться с малым количеством людей. Часто
старается брать на себя ответственность, соединенную с ведущей ролью. Чаще
всего не принимает контроля над собой. Осторожен при установлении близких
чувственных отношений. Осторожен при выборе лиц, с которыми создает более
глубокие эмоциональные отношений.

Психологический   прогноз:    Испытуемый социально контакте. Поведение
включения не представляет затруднения. Осторожен в отношениях с людьми и чаще
старается брать ответственность на себя.

Психологическая коррекция: В коррекции не нуждается.

Расшифровка результатов теста

По каждой шкале можно набрать от нуля до девяти баллов. Отклонение от средних показателей в большую или меньшую сторону означает, что описанные черты проявляются ярче или слабее:

  • 0–1 и 8–9 баллов – максимально низкие и высокие показатели соответственно.
  • 2–3 и 6–7 – низкие и высокие оценки;
  • 4–5 – пограничные баллы. В действиях личности сочетаются противоречивые тенденции.

Важно помнить, что баллы по шкалам нужно рассматривать в совокупности друг с другом. К примеру, у тестируемого высокие результаты по шкалам А (сфера аффекта) сочетаются с низкой оценкой по шкалам I (сфера включения)

Это значит, что такому человеку присуще желание разделять с другими эмоционально-положительные связи, однако при этом он неспособен налаживать контакты и заводить знакомства.

Ie – выраженное поведение в сфере включения

Высокие баллы характерны для личности, которая активно вращается в различных кругах и много общается с людьми. Те, кто демонстрирует такие показатели, искренне интересуются собеседниками и ожидают не меньшего интереса к их собственной личности.

Невысокие баллы означают, что человеку не очень комфортно находиться в компании, поэтому он предпочитает быть сам по себе и избегает общения.

Iw – требуемое поведение в сфере включения

Чем больше значения по шкале, тем сильнее личность стремится к тому, чтобы другие люди хотели общаться с ней, желали находиться в ее компании.

Невысокие показатели получают те, кто предпочитает поддерживать отношения с узким кругом близких и не настроены искать новые знакомства, не испытывают желания быть частью модной группы или общества по интересам.

Ce – выраженное поведение в сфере контроля

Высокие баллы свойственны тем, кто стремится доминировать, брать бразды правления в свои руки и решать сложные задачи – как свои, так и чужие.

Невысокие результаты по шкале получают люди, боящиеся принимать решения и всеми силами избегающие ответственности.

Cw – требуемое поведение в сфере контроля

Высокие баллы свидетельствуют о потребности в зависимости. Такие люди обычно не действуют сами, а ждут инструкций «сверху»: от родителей, начальства, более решительных приятелей.

Низкие баллы отражают непринятие человеком попыток контролировать его. Такая личность привыкла во всем полагаться на себя.

Ae – выраженное поведение в сфере аффекта

Высокие результаты показывают стремление к эмоциональным связям с окружающими. Такая личность склонна к проявлению горячей искренней привязанности.

Чем ниже баллы по шкале, тем больше настороженности по отношению к людям и тем сложнее демонстрировать привязанность.

Aw – требуемое поведение в сфере аффекта

Большое количество баллов означает, что человек нуждается в теплых чувствах и открытости со стороны окружающих.

Небольшие баллы характерны для тех, кто весьма тщательно подходит к выбору друзей, прежде чем начнет доверять чувствам, которые они демонстрируют.

Обработка результатов

На первом этапе обработки данных производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью ключа к опроснику.

Ключ

  1. Авторитарный: 1 – 4, 33 – 36, 65 – 68, 97 – 100.
  2. Эгоистичный: 5 – 8, 37 – 40, 69 – 72, 101 – 104.
  3. Агрессивный: 9 – 12, 41 – 44, 73 – 76, 105 – 108.
  4. Подозрительный: 13 – 16, 45 – 48, 77 – 80, 109 – 112.
  5. Подчиняемый: 17 – 20, 49 – 52, 81 – 84, 113 – 116.
  6. Зависимый: 21 – 24, 53 – 56, 85 – 88, 117 – 120.
  7. Дружелюбный: 25 – 28, 57 – 60, 89 – 92, 121 – 124.
  8. Альтруистический: 29 – 32, 61 – 64, 93 – 96, 125 – 128.

На втором этапе полученные баллы переносятся на диаграмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (минимальное значение — 0, максимальное — 16). Концы таких векторов соединяются и образуют профиль, отражающий представление о личности данного человека. Очерченное пространство заштриховывается. Для каждого представления строится отдельная диаграмма, на которой оно характеризуется по выраженности признаков каждой октанты.

Психограмма

На третьем этапе с помощью формул определяются показатели по двум основным параметрам «Доминирование» и «Дружелюбие»:

Доминирование = (I – V) + 0,7 х (VIII + II – IV – VI)
Дружелюбие = (VII – III) + 0,7 х (VIII – II – IV + VI)

Таким образом, система баллов по 16 межличностным переменным превращается в два цифровых индекса, которые характеризуют представление субъекта по обозначенным параметрам.

В результате проводится анализ личностного профиля – определяются типы отношения к окружающим.

Теоретические основы

Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Они названы М. Аргайлом в числе главных компонентов при анализе стиля межличностного поведения и по содержанию могут быть соотнесены с двумя из трех главных осей семантического дифференциала Ч. Осгуда: оценка и сила. В многолетнем исследовании, проводимом американскими психологами под руководством Б. Бейлза, поведение члена группы оценивается по двум переменным, анализ которых осуществляется в трехмерном пространстве, образованном тремя осями: доминирование-подчинение, дружелюбие-агрессивность, эмоциональность-аналитичность.

Для представления основных социальных ориентации Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование-подчинение, дружелюбие-враждебность. В свою очередь, эти секторы разделены на восемь – соответственно более частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей.

Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе оказываются результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование-подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.

Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.

Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей, т.е. поведения в оценке окружающих («со стороны»), для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального «Я». В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкция для ответа. Разные направления диагностики позволяют определить тип личности, а также сопоставлять данные по отдельным аспектам. Например, «социальное «Я», «реальное «Я»», «мои партнеры» и т.д.

Процедура проведения

Инструкция

«Вам будут представлены суждения, касающиеся характера человека, его взаимоотношений с окружающими людьми. Внимательно прочтите каждое суждение и оцените, соответствует ли оно Вашему представлению о себе.

Поставьте на бланке ответов знак » + » против номеров тех определений, которые соответствуют Вашему представлению о себе, и знак » – » против номеров тех утверждений, которые не соответствуют Вашему представлению о себе. Старайтесь быть искренним. Если нет полной уверенности, знак » + » не ставьте.

После оценивания своего реального «Я» вновь прочтите все суждения и отметьте те из них, которые соответствуют Вашему представлению о том, каким Вам, по Вашему мнению, следовало бы быть в идеале».

Если необходимо оценить личность кого-то другого, то дается дополнительная инструкция: «Таким же образом, как и в первых двух вариантах, дайте оценку личности Вашего начальника (сослуживца, подчиненного: 1. «Мой начальник, такой, какой он есть на самом деле»; 2. «Мой идеал начальника»).

Методика может быть представлена респонденту либо списком (по алфавиту или в случайном порядке), либо на отдельных карточках. Ему предлагается указать те утверждения, которые соответствуют его представлению о себе, относятся к другому человеку или его идеалу.

Г. М. Мануйлов Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп Учебное пособие

Диагностика мотивационных ориентаций в межличностных коммуникациях

страница 39/160
Дата 03.02.2021
Размер 2,96 Mb.
#92567
Тип Учебное пособие

  …           39         …  

2.2. 3. Диагностика мотивационных ориентаций в межличностных коммуникациях
(И.Д. Ладанов, В.А.Уразаева)
Назначение: Методика нацелена на определение основных коммуникативных ориентаций и их гармоничности в процессе формального общения.
Инструкция: На предложенные в опроснике утверждения, Вам необходимо выбрать один из вариантов ответов:

А) «именно так»

Б) «почти так»

В) «кажется, так

Г) «может быть, так».
В процессе работы с методикой, старайтесь опираться на свой опыт общения с партнерами по деловому общению.

Процедура опроса выглядит следующим образом: рядом с номером вопроса проставьте свой ответ в буквенной форме.

Опросник .

1. Мой партнер смотрит на предмет обсуждения всесторонне, учитывая и мою точку зрения.

2. Мой партнер считает меня достойным уважения.

3. Когда обсуждаются различные точки зрения, мы вникаем с партнером в дело по существу. Мелочи нас не волнуют.

4. Я уверен, что партнер понимает мои намерения по поводу создания хороших взаимоотношений с ним.

5. Мой партнер всегда по достоинству оценивает мои высказывания.

6. Мой партнер чувствует, когда в ходе беседы надо слушать, а когда надо говорить.

7. Я уверен, что при обсуждении конфликтной ситуации — проявляю сдержанность.

8. Я чувствую, что партнер может заинтересоваться предметом моего сообщения.

9. Мне нравится проводить время в беседах с партнером.

10. Когда мы с партнером приходим к соглашению, то хорошо знаем, что каждому из нас делать.

11. Если обстановка того требует, то мой партнер готов продолжить обсуждение проблемы до ее выяснения.

12. Я стараюсь идти навстречу просьбам моего партнера.

14. Оба, мой партнер и я, стараемся угодить друг другу.

15. Мой партнер обычно говорит по существу, без лишних слов.

16. После обсуждения с партнером разных точек зрения я чувствую, что это идет мне на пользу.

17. Будучи расстроенным, я применяю слишком резкие выражения.

18. Я стараюсь искренне понять намерение моего партнера.

19. Я вполне могу рассчитывать на искренность моего партнера.

20. Я считаю, что хорошие взаимоотношения зависят от усилий обеих сторон.

21. После какой-либо ссоры с партнером мы обычно стараемся быть друг к другу внимательнее.
Обработка и интерпретация результатов

Диагностируемые коммуникативные ориентации определяются с помощью ключа:

Ключ

Ориентация на принятие партнера: 2, 5, 9, 12, 14, 18, 20;

Ориентация на адекватность восприятия и понимание партнера: 1, 4, 6, 8, 11, 15, 19;

Ориентация на достижение компромисса: 3, 7, 10, 13, 16, 17, 21.

Диапазон каждой из шкал колеблется от 7 до 28 баллов.
Количественная значимость ответов ( в баллах) определяется следующим образом:

А) «именно так» — 4 балла;

Б) «почти так» — 3 балла;

В) «кажется, так»-2 балла;

Г) «может быть, так» -1 балл.

О степени выраженности каждой из шкал можно исходить из следующих показателей:

21 и более – высокая
8-20 – средняя
7 и менее – низкая.

Общий суммарный показатель, характеризующий абсолютную гармоничность коммуникативных ориентаций равен 84 баллам.

Уровни общей гармоничности коммуникативных ориентаций могут быть представлены с в следующем виде:
64 и более – высокий уровень
30-63 – средний уровень
29 и менее – низкий уровень.

Каталог: svsergeeva -> file

Поделитесь с Вашими друзьями:

  …           39         …  

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: