20+ самых правдивых и лучших онлайн-тестов на тип мышления

Тесты на креативное мышление

За время исследования креативного мышления уже, безусловно, появились различные способы его измерения. О наиболее распространённых из них пойдёт речь дальше.

Тест Торренса на креативность

Пожалуй, самый популярный тест на диагностику креативности, который используют даже при трудоустройстве на работу во всём мире.

Он оценивает вербальную и образную креативность, а также конкретные креативные способности (беглость, оригинальность, абстрактность названия, сопротивление замыканию, разработанность).

Пример задания: дорисовать рисунки и придумать им названия.

Батарея тестов Вильямса

Эти тесты были разработаны Фрэнком Вильямсом в 1980 году для измерения креативности при приёме в школы для одарённых детей.

Методика оценивает 8 качеств креативности (беглость, гибкость, оригинальность, разработанность, любознательность, воображение, сложность, склонность к риску).

Имейте в виду, что тестирование разделено на три блока:

  1. Тест дивергентного мышления (проводится в группе);
  2. Измерение личностных креативных качеств (задания на множественный выбор);
  3. Экспертная оценка ребёнка со стороны родителя или ребёнка.

Экспресс-метод Джонсона

Тест креативности по методике Джонсона был создан для экспресс-диагностики креативности, поэтому его лучше использовать в дополнение к вышеперечисленным.

Он исследует 8 характеристик креативного мышления (чувствительность к проблеме, способность выдвигать различные идеи, использование стратегий решения проблем, способность совершенствовать идеи, оригинальность, способность к преобразованиям, эмоциональная заинтересованность в творческой деятельности, независимость мышления).

Прохождение теста занимает всего 10–30 минут. Отвечать на вопросы может как сам ученик, так и преподаватель/родитель.

Экспресс тест на определение креативности

Предлагаю вашему вниманию еще один тест на определение креативности. Кто-то считает его забавным, а кто-то серьезным.

Он основан на предположении, что левое и правое полушарие человеческого мозга отвечает за разные способности.

  • Правое полушарие — это творчество, интуиция, креатив, чувства, эмоции
  • Левое полушарие – логика, речь, способность запоминания информации

Эта тема уже поднималась в статье «Правополушарное рисование – секреты, мифы, уроки». В зависимости от того, какое полушарие развито больше, те способности и преобладают.

Для того, чтобы узнать, какое полушарие мозга развито у вас больше, сожмите перед собой руки в кулак, как на рисунке

Если наверху оказался большой палец левой руки – больше развито правое полушарие

Если правой руки – то левое.

Вот такой интересный факт.

Подписывайтесь на обновления блога «Дизайн в жизни»

и мы обязательно опубликуем для вас еще больше полезной и интересной информации из мира дизайна!

Тест креативности Торренса: описание

Тест Торренса на креативность – мощный психодиагностический метод, требующий для работы с ним специальной подготовки. Он состоит из трех частей. Их нужно делать один за другим. Нельзя исключать отдельные вопросы, изображения, иначе получите неправильный результат.

Тест Торренса на выявление творческих способностей исследует вербальные, вокальные и образные компоненты мышления, компоненты творческого мышления и помогает получить качественные характеристики.

Тест чувствителен к оригинальности, гибкости, беглости, способности противостоять стереотипам и видеть суть проблемы. HR-службы многих компаний используют эту методику для оценки креативности кандидатов на должности, где важен творческий подход к решению задач. Такими профессиями являются:

  • дизайнер;
  • копирайтер;
  • редактор;
  • маркетолог;
  • PR-специалист.

Исследования

Преподаватель колледжа Виргинии Кинг Хи Ким проанализировала эти тесты и сравнила результаты показателей креативности детей:

  • у детей 60-х – неуклонно росли;
  • дети 80-х – перестали расти (стабильность);
  • у детей 90-х – неуклонно падали.⠀

Результаты исследования:

  • дети стали менее эмоционально активными;
  • менее энергичными;
  • менее болтливыми и вербально активными;
  • обладают меньшим чувством юмора, менее развитым воображением;
  • более консервативны;
  • менее живые, страстные и менее проницательные.

Интерпретация результатов теста

Напоминание! Интерпретация результатов теста Торренса онлайн, самостоятельно не дает правильные и четкие выводы. Но если вы все-таки решили, что хотите сами расшифровать, то читайте дальше.

Интерпретация происходит по 5 критериям:

  • беглость;
  • оригинальность;
  • абстрактность названия;
  • сопротивление замыканию;
  • разработанность.

Критерий 1. «Беглость»

Этот критерий только для второго и третьего субтеста. Помогает сделать характеристику личности с творческой стороны.

Рисунки признаются неадекватными, если:

  • Не применялся стимульный материал;
  • рисункам даны названия, не имеющие смысла;
  • Абстрактные рисунки.

Как подсчитать?

  • Если во 2 субтесте есть фигуры, которые незакончены, то количество баллов будет соответствовать их количеству.
  • Если пары параллельных линий в 3 субтесте используются для одного рисунка, то засчитывается 1 балл.

Пример для рисунка по 1 рисунку.

Баллы подсчитываются только для второго субтеста.

Разработанность – это то, насколько хорошо прорисован рисунок, есть ли тени, штрихи и т.д.

  • меньше 30 баллов — это плохой результат;
  • от 30 до 34 баллов —   ниже нормального;
  • от 35 до 39 баллов — чуть ниже нормального результата;
  • 40 – 60 баллов — считается нормальным результатом;
  • от 61 до 65 баллов — чуть больше нормального;
  • от 66 до 70 баллов — выше нормального;
  • больше 70 баллов — отличный результат.

Особенности существующих методик

Далеко не все специалисты разделяли суждение о том, что подобные тестирования на креативность должны проводиться в группах испытуемых. Исследователи М. Воллах и Н

Коган в своих трудах акцентировали внимание на важности создания правильных условий для проведения исследований. Они настаивали на том, что тесты должны проводиться индивидуально и не иметь четких ограничений по времени. Последний аргумент подтверждается исследованиями, в ходе которых было определено, что наличие лимита по времени влияет по-разному на каждого ребенка

Если одни могут отвечать на необычные вопросы моментально, то другим потребуется пауза на размышления

Последний аргумент подтверждается исследованиями, в ходе которых было определено, что наличие лимита по времени влияет по-разному на каждого ребенка. Если одни могут отвечать на необычные вопросы моментально, то другим потребуется пауза на размышления.

Если брать в расчет требования психодиагностики, то становится ясно, что тестирования на креативность не обладают должной точностью, однако этот показатель можно определить как высокий для того, чтобы не считать, что измерению подлежат случайные изменения в качествах. При проведении десятилетнего исследование методики Торренса точность изменялась от 0,15 до 0,37. На цифры влияли способы оценивания и пол участников испытаний.

Также тесты Торренса практически не дают возможности прогнозирования. При участии Н. Когана и Е. Панкова проводились исследования среди учеников пятых и десятых классов школы. Их суть заключалась в сравнении уровня креативности и творческих достижений на момент обучения и после выпуска. В случае с пятиклассниками коэффициент корреляции равнялся 0, у десятиклассников же были незначительные изменения.

При этом следует учитывать анализ 70 исследований валидности тестов на креативность. Его результаты свидетельствуют о наличии статистической значимости соотношения показателей креативности и творческих достижений. Так ученики школ, получающие высокие баллы по тестам на креативность имели сравнительно большие успехи по внешкольным предметам. У мальчиков при этом наблюдался предсказуемый творческий успех спустя 10 лет. В случае с девочками такие исследование не показывали аналогичного результата. Можно сделать вывод о том, что тесты на креативность позволяют узнавать об особенностях умственного развития, которые невозможно изучить при помощи других инструментов для диагностики.

Торренс занимался длительными изучениями, которые подтвердили, что его методика тестирования показывает нечто отличимое от классических тестов на интеллект. Таким образом, подтверждается дискриминантная валидность тестов креативности. Он не отрицал противоречивости результатов, объясняя это сложностью творческих процессов. Стоит отметить, что параллельно с учеными из Америки, разработкой аналогичных методик тестирования занимались и европейские специалисты.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Интерпретация результатов теста на мышление и креативность

Уровень креативности и базового типа мышления разбивается на три интервала: низкий уровень (от 0 до 5 баллов), средний уровень (от 6 до 9 баллов), высокий уровень (от 10 до 15 баллов).

Предметное мышление

Люди с практическим складом ума предпочитают предметное мышление, для которого характерны неразрывная связь с предметом в пространстве и времени, осуществление преобразования информации с помощью предметных действий, последовательное выполнение операций. Существуют физические ограничения на преобразование. Результатом такого типа мышления становится мысль, воплощенная в новой конструкции.

Символическое мышление

Люди с математическим складом ума отдают предпочтение символическому мышлению, когда происходит преобразование информации с помощью правил вывода (в частности, алгебраических правил или арифметических знаков и операций). Результатом является мысль, выраженная в виде структур и формул, фиксирующих существенные отношения между символами.

Знаковое мышление

Личности с гуманитарным складом ума предпочитают знаковое мышление. Оно характеризуется преобразованием информации с помощью умозаключений. Знаки объединяются в более крупные единицы по правилам единой грамматики. Результатом является мысль в форме понятия или высказывания, фиксирующего существенные отношения между обозначаемыми предметами.

Образное мышление

Люди с художественным складом ума предпочитают образный тип мышления. Это отделение от предмета в пространстве и времени, осуществление преобразования информации с помощью действий с образами. Нет физических ограничений на преобразование. Операции могут осуществляться как последовательно, так и одновременно. Результатом служит мысль, воплощенная в новом образе.

Креативность — это творческие способности человека, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей. По мнению П. Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для развития творческого мышления используются обучающие ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для включения новых элементов, поощряется к формулировка множества вопросов.

Источник

Стимульный материал

Инструкция к опроснику Брунера

Данный опросник поможет вам определить тип своего мышления. Если вы согласны с высказыванием, в бланке поставьте «+», если нет, то «–».

Вопросы методики

  1. Мне легче что-либо сделать, чем объяснить, почему я так сделал(а).
  2. Я люблю настраивать программы для компьютера.
  3. Я люблю читать художественную литературу.
  4. Я люблю живопись (скульптуру).
  5. Я не предпочел(а) бы работу, в которой все четко определено.
  6. Мне проще усвоить что-либо, если я имею возможность манипулировать предметами.
  7. Я люблю шахматы, шашки.
  8. Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.
  9. Я хотел(а) бы заниматься коллекционированием.
  10. Я люблю и понимаю абстрактную живопись.
  11. Я скорее хотел(а) бы быть слесарем, чем инженером.
  12. Для меня алгебра интереснее, чем геометрия.
  13. В художественной литературе для меня важнее не что сказано, а как сказано.
  14. Я люблю посещать зрелищные мероприятия.
  15. Мне не нравится регламентированная работа.
  16. Мне нравится что-либо делать своими руками.
  17. В детстве я любил(а) создавать свою систему слов/знаков/шифр для переписки с друзьями.
  18. Я придаю большое значение форме выражения мыслей.
  19. Мне трудно передать содержание рассказа без его образного представления.
  20. Не люблю посещать музеи, так как все они одинаковы.
  21. Любую информацию я воспринимаю как руководство к действию.
  22. Меня больше привлекает товарный знак фирмы, чем ее название.
  23. Меня привлекает работа комментатора радио, телевидения.
  24. Знакомые мелодии вызывают у меня в голове определенные картины.
  25. Люблю фантазировать.
  26. Когда я слушаю музыку, мне хочется танцевать.
  27. Мне интересно разбираться в чертежах и схемах.
  28. Мне нравятся художественная литература.
  29. Знакомый запах вызывает всю картину событий, происшедших много лет назад.
  30. Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче.
  31. Истинно только то, что можно потрогать руками.
  32. Я предпочитаю точные науки.
  33. Я за словом в карман не лезу.
  34. Люблю рисовать.
  35. Один и тот же спектакль/фильм можно смотреть много раз, главное — игра актеров, новая интерпретация.
  36. Мне нравилось в детстве собирать механизмы из деталей конструктора.
  37. Мне кажется, что я смог(ла) бы изучить стенографию.
  38. Мне нравится читать стихи вслух.
  39. Я согласен(а) с утверждением, что красота спасет мир.
  40. Я предпочел(а) бы быть закройщиком, а не портным.
  41. Лучше сделать табуретку руками, чем заниматься ее проектированием.
  42. Мне кажется, что я смог(ла) бы овладеть профессией программиста.
  43. Люблю поэзию.
  44. Прежде чем изготовить какую-то деталь, сначала я делаю чертеж.
  45. Мне больше нравится процесс деятельности, чем ее конечный результат.
  46. Для меня лучше поработать в мастерской, нежели изучать чертежи.
  47. Мне интересно было бы расшифровать древние тайнописи.
  48. Если мне нужно выступить, то я всегда готовлю свою речь, хотя уверен(а), что найду необходимые слова.
  49. Больше люблю решать задачи по геометрии, чем по алгебре.
  50. Даже в отлаженном деле пытаюсь творчески изменить что-то.
  51. Я люблю дома заниматься рукоделием, мастерить.
  52. Я смог(ла) бы овладеть языками программирования.
  53. Мне нетрудно написать сочинение на заданную тему.
  54. Мне легко представить образ несуществующего предмета или явления.
  55. Я иногда сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.
  56. Я предпочел(а) бы сам(а) отремонтировать утюг, нежели нести его в мастерскую.
  57. Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.
  58. Люблю писать письма.
  59. Сюжет кинофильма могу представить как ряд образов.
  60. Абстрактные картины дают большую пищу для размышлений.
  61. В школе мне больше всего нравились уроки труда, домоводства.
  62. У меня не вызывает затруднений изучение иностранного языка.
  63. Я охотно что-то рассказываю, если меня просят друзья.
  64. Я легко могу представить в образах содержание услышанного.
  65. Я не хотел(а) бы подчинять свою жизнь определенной системе.
  66. Я чаще сначала сделаю, а потом думаю о правильности, решения.
  67. Думаю, что смог(ла) бы изучить китайские иероглифы.
  68. Не могу не поделиться только что услышанной новостью.
  69. Мне кажется, что работа сценариста/писателя интересна.
  70. Мне нравится работа дизайнера.
  71. При решении какой-то проблемы мне легче идти методом проб и ошибок.
  72. Изучение дорожных знаков не составило / не составит мне труда.
  73. Я легко нахожу общий язык с незнакомыми людьми.
  74. Меня привлекает работа художника-оформителя.
  75. Не люблю ходить одним и тем же путем.

Описание типов мышления по методике Дж. Брунера

Итак, вы прошли тест и узнали, какой тип мышления преобладает у вас. Ниже вы можете ознакомиться с описанием к каждому типу.

Предметное мышление

Предметное мышление подразумевает принятие информации последовательно, когда сложная операция разбивается на цепочку более простых. Такое мышление характерно людям с практическим складом ума.

Они не любят долгие рассуждения и фантазии, сразу берутся за дело и доводят его до конца. Они ищут и находят выгоду от каждого действия. Быстро приспосабливаются к переменам.

И, по сути, отлично развиваются во всех сферах деятельности, особенно если поставят перед собой такую цель. Считается, что такой склад ума присущ мужчинам.

Символическое мышление

Символическое мышление характерно людям с математическим складом ума. Результатом мыслительной деятельности является четко-выстроенная цепочка действий с причинно-следственными связями.

Таким людям важно понять, почему произошло именно так, а не по-другому. Они стараются докопаться до истины, даже если результат им не понравится

Про таких людей говорят – человек с аналитическим складом ума, для которого на первом месте стоят разум и расчет, а не эмоции.

Они упрямы и независимы. Такие люди мало восприимчивы к критике. У таких людей часто высоко развита интуиция, что означает предсказание дальнейших событий на основании уже пережитого опыта и сделанных на основании этого выводов. Для них характерны такие сферы деятельности, как наука, бизнес, политика, организаторская деятельность.

Знаковое мышление

Знаковое мышление характерно людям с гуманитарным складом ума. Такое мышление подразумевает быстрое усвоение большого количества информации за счет ее преобразования из знаков и ярких фрагментов в большую единицу. Таким людям легче усваивать информацию, когда участвует зрительная память.

Такие люди редко стараются разобраться в сути, им важен сам факт свершившегося. Они восприимчивы и ранимы, эмоциональны. Люди со знаковым мышлением отдают предпочтение таким дисциплинам как история, литература и искусство, как художественное, так и другие его сферы. А также юриспруденция, право.

Образное мышление

Образное мышление присуще людям с художественным складом ума. Это нестандартный тип мышления. Такие люди любят передавать информацию через образы, а не слова, чем ставят в тупик своих собеседников. Во врем разговора они часто употребляют прилагательные, сравнительные обороты.

Такие люди любят фантазировать и мечтать. Они очень восприимчивы к критике и остро реагируют на переживаемые события. Такие люди чаще всего встречаются среди представителей творческих профессий.

Креативное мышление

Креативное мышление выражается в способности человека генерировать новые идеи. Такие люди мыслят нестандартно. Несомненно – это признак творческого человека. Они легко выражают собственные мысли, легко общаются с людьми.

Креативные люди чаще всего успешны в бизнесе, управлении, творческих профессиях. Они не выносят рутины и могут быть восприимчивы к критике. Креативное мышление, как и другие типы мышления можно развивать и совершенствовать.

Универсальное мышление

Такой вариант вы не найдете в ответах к тесту, так как он подразумевает, что у человека одинаково развиты все типы мышления. Такой вариант не предполагает алгоритм опроса. Универсальны ли ваши когнитивные способности, можно узнать по следующему признаку – они усваивают практически любую информацию:

  • Пишут стихи
  • Разбираются в графиках и чертежах
  • Легко сходятся с людьми
  • Запоминают большие объемы информации
  • И многое другое

Такие люди могут реализоваться в любой сфере – гуманитарной, математической, финансовой. Все будет зависеть от того, что выберут они.

Пояснение результатов теста

Не существует человека только с одним типом мышления. Каждый из описанных вариантов преобладает в большей или меньшей степени. Для того, чтобы узнать, какой вариант у вас на втором месте, пройдите тест еще раз, но выбирайте для каждого вопроса второй по значимости ответ.

Зачем измерять креативность ученика?

Тесты на креативность нужны не всем ученикам. Они могут пригодиться для вполне определённых случаев. Например:

  • Для определения его призвания. Если вы хотите помочь своему ученику определиться с профессиональной деятельностью, то вполне логично дать ему тест на креативность. Главное — не ограничиваться только им, а воспринимать тест лишь как один из инструментов.
  • Для участия в творческом конкурсе. Возможно, перед вами стоит задача найти в классе учеников, которых можно отправить на конкурс для представления школы. А если до этого у учеников не было возможности проявить свою креативность на уроках (либо вы только пришли в новый класс), то без теста будет сложно сделать выбор.
  • Для участия в олимпиаде. В статье о подготовке учеников к олимпиадам мы рассказывали, что олимпиадник — это ученик, обладающий не столько знаниями, сколько креативным мышлением.

Кроме того, учителю и самому будет полезно пройти такой тест, чтобы выявить в себе способность мыслить неординарно. Ведь без такой способности у него просто не получится стать хорошим наставником для креативного ученика.

Обработка результатов

Определить предпочтение того или иного стиля можно при помощи ключа. Для того, чтобы получить данные по каждому из стилей, необходимо, пользуясь ключом, суммировать баллы из бланка ответов. Прежде чем переходить к их анализу, нужно проверить правильность вычислений. Для этого надо сложить суммарные показатели по всем пяти стилям. Получившееся число должно быть равно 270. В ином случае, вычисления необходимо перепроверить.

  • Синтетический стиль: 1а, 2б, 3д, 4г, 5в, 6б, 7а,8б, 9д, 10г, 11в, 12б, 13а, 14б, 15д, 16г, 17в, 18б.
  • Идеалистический стиль: 1б,2а, 3г,4в, 5а, 6в, 7б, 8а, 9г, 10в, 11а, 12в, 13б, 14а, 15г, 16в, 17а, 18в.
  • Прагматический стиль: 1в, 2г, 3а, 4д, 5б, 6г, 7в, 8г, 9а, 10д, 11б, 12г, 13в, 14г, 15а, 16д, 17б, 18г.
  • Аналитический стиль: 1г, 2в, 3в, 4а, 5д, 6д, 7г, 8в, 9в, 10а, 11д, 12д, 13г, 14в, 15в, 16а, 17д, 18д.
  • Реалистический стиль: 1д, 2д, 3б, 4б, 5г, 6а, 7д, 8д, 9б, 10б, 11г, 12а, 13д, 14д, 15б, 16б, 17г, 18а.

Методы стимулирования проявления творческих способностей

В ходе многочисленных исследований, посвященных диагностике и развитию креативности, ученые обнаружили, что препятствиями для проявления креативности могут выступать страх оказаться «черной овцой», склонность к конформизму (Г.Линдсей, К.Халл и Р.Томпсон), моральные запреты, монотонность задач.

Вероятно, степень проявления творческих способностей зависит не только от одаренности личности, но и от внутренней и внешней мотивации.

Под внешней мотивацией творчества понимается реакция социального окружения, как позитивная (поощрение через внимание, признание, одобрение, а также материальное вознаграждение), так и негативная (жесткая критика, наказание). Следует также отметить, что значимость внешней мотивации наиболее ярко проявляется только тогда, когда она исходит от референтной группы

Значимость влияния внешней мотивации напрямую зависит от уровня внутренней мотивации, т.е. чем ниже уровень внутренней мотивации, тем значительнее влияние внешней мотивации.

На основе анализа результатов исследований можно выделить следующие факторы, влияющие на уровень внутренней мотивации к творчеству.

  • Ценностные установки, интериоризированные индивидом;
  • Самооценка;
  • Стабильность эмоционального состояния.

Стимулирование проявления креативности возможно через внешнее воздействие на выделенные факторы, хотя такое воздействие, конечно, не гарантирует полного развития творческого потенциала.

Здесь мы можем предложить следующие методы стимуляции:

1) Минимизировать негативное влияние моральных и культурных запретов помогут такие методы воздействия, как расширение круга интересов человека (например, через обучение), самоидентификация с другим человеком (позволяет взглянуть на проблему «другими глазами», при этом собственные ценностно-ориентированные установки отступают на второй план). Переключение внимания, смена деятельности может помочь устранить влияние установок, сформированных в процессе деятельности (например, влияние опыта аналогичной или такой же деятельности).

2) Поскольку для проявления креативности очень важно иметь высокую самооценку, полезно влиять на нее путем повышения положительной внешней мотивации и минимизации отрицательной внешней мотивации. На этом этапе стоит отметить, что хотя некоторые исследователи (например, Дружинин) считают, что внешняя мотивация оказывает положительное влияние только на низкокреативных людей, в истории есть и противоположные примеры

Известный факт, что лучшие произведения искусства часто создавались именно при работе «на заказ» (например, знаменитый «Реквием» В.А. Моцарта). Здесь же следует сказать, что, видимо, не всегда корректно противопоставление внутренней и внешней мотивации, в некоторых случаях они могут, так сказать, перетекать друг в друга, и чисто внешняя мотивация в процессе деятельности может трансформироваться во внутреннюю. Следует также помнить, что этот метод работает только тогда, когда есть реальная необходимость повысить самооценку, в противном случае велика вероятность, что сработает правило де Чармса.

3) Исследователи биографий творческих личностей обнаружили, что творчество слабее, когда в эмоциональной сфере существует относительно долгая стабильность, и наоборот, сильный всплеск творчества часто может вызвать посттравматический стресс или позитивный стресс (например, переживание эйфории от влюбленности).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: