Psy-research.ru

Описание методики

Фрайбургский личностный опросник (Das Freiburger Personlichkeitsinventar, Freiburg Personality Inventory, FPI) – личностный опросник, созданный главным образом для прикладных исследований с учетом опыта построения и применения опросников 16PF, MMPI, EPI. Шкалы опросника сформированы на основе результатов факторного анализа и отражают совокупность взаимосвязанных факторов. Данный опросник особо популярен и наиболее часто используется в немецкоговорящих странах. В Германии наиболее применима модификация FPI-R, в то время как в России – FPI-B.

Форма В отличается от полной формы только в два раза меньшим числом вопросов. Общее количество вопросов в форме В – 114. Вопросы сформулированы в форме утверждений, на которые испытуемый должен дать ответы «да» или «нет».

Личностный опросник FPI-B создан главным образом для прикладных исследований, диагностики состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения.

Исследование А. А. Крылова и Л. В. Куликова, посвящённое диагностике психических состояний и межличностных отношений, показало, что FPI-B позволяет производить оценку целого ряда важных личностных свойств: уровня эмоциональной устойчивости, качеств коммуникативной сферы личности, экстраверсии—интраверсии. Данная методика позволяет также полнее объяснить особенности психических состояний.
FPI-R был создан как личностный опросник для решения различных задач психологической диагностики. На практике он используется в областях психосоматики, психотерапии, реабилитации, диагностики хронических болезней и медицинской психологии. На его основе были разработаны Фрайбургский список заболеваний (Freiburger Beschwerdenliste, Freiburg Disorder List) и опросник удовлетворенности жизнью (Fragebogen zur Lebenszufriedenheit, questionnaire on life satisfaction).

Опросник FPI предназначен для лиц в возрасте от 16 лет и старше.

Тест СМИЛ для женщин. Тест MMPI (СМИЛ)

Миннесотский многоаспектный личностный опросник (Minnesota Multiphasic Personality Inventory, MMPI) — методика, созданная в 1940 г. С. Хатуэем и Дж. Маккинли в университете Миннесоты, которая остаётся одной из наиболее распространенных на протяжении последних 50 лет. Первоначально тест разрабатывался в целях профессионального отбора летчиков во время Второй мировой войны — он используется для исследования уровня адаптации и изучения стойких профессионально важных склонностей работника.

Как же разрабатывался опросник MMPI?

Методика разрабатывалась следующим образом: в ней были составлены специальные вопросы, которые могли выявлять обычных людей и людей, имеющих те или иные психологические симптомы. В процессе разработки ученые брали истероидов, психов, депрессивно больных людей, наблюдали за их ответами на вопросы и на основе распределения ответов создали специальные шкалы, с помощью которых можно судить о норме или патологии.

В дальнейшем опросник был усовершенствован для исследования именно личностных особенностей, которые не похожи на клинические проявления. В результате, шкалы были переименованы, и был получен замечательный тест для выявления свойств личности.

Адаптация теста (СМИЛ) в Советские годы

В 1960-х ученые работали над адаптацией MMPI к отечественной реальности. Исследователи долго трудились в этом направлении, и в итоге были заново перекалиброваны вопросы и варианты ответов. Изменения методики проводились в Ленинградском психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева, а последние крупные изменения были внесены Л.Н. Собчик. В 1971 году был представлен новый вариант – тест СМИЛ (Стандартизированный Многофакторный метод Исследования Личности).

Как же он выглядит сегодня?

Он состоит из большого количества утверждений. Варианты ответов представлены в трех видах: «Верно», «Неверно» и «Не знаю». Работая с утверждениями, не стоит долго задумываться над вариантом ответа. На вопросы нужно отвечать честно, иначе пройденный тест будет считаться недостоверным. В представленной методике есть шкала лжи, и если в ней высокие результаты, то тестирование придется проходить повторно.

Что можно узнать с помощью этого теста?

Этот тест дает возможность получить многопрофильный портрет личности, который включает в себя следующие компоненты: мотивационная направленность, черты характера, склонность к суициду, ведущие потребности, предрасположенность к алкоголизму, защитные механизмы, наличие сексуальных проблем и т.д.

Анализ результатов

Подсчет итогов данного теста происходит с помощью 13 шкал. Познакомимся с первыми 3-мя шкалами:

  1. Шкала лжи (L) – высокие показатели этой шкалы говорят о недостоверности профиля личности, в этом случае тестирование лучше пройти повторно. Если показатели, наоборот, низкие, то это говорит о достоверности результатов личности.
  2. Шкала надежности (F) – она показывает, насколько честными были ответы испытуемого. Высокие показатели этой шкалы свидетельствуют об излишней критичности человека к себе.
  3. Шкала коррекции (K) – критерием этой шкалы является желание личности скорректировать свои варианты ответов в соответствии с социальными нормами людей.

Интерпретация результатов

Интерпретация результатов опросника строится на анализе как первичных, так и вторичных (основных факторов). Ниже перечислены характерологические признаки, которые могут быть определены у испытуемого с помощью первичных факторов:

  1. Экстраверсия – интроверсия
    1. Активность — пассивность
    2. Доминирование — подчиненность
    3. Общительность — замкнутость
    4. Поиск впечатлений — избегание впечатлений
    5. Привеление внимания — избегание внимания
  2. Привязанность — обособленность
    1. Теплота — равнодушие
    2. Сотрудничество — соперничество
    3. Доверчивость — подозрительность
    4. Понимание — непонимание
    5. Уважение других — самоуважение
  3. Самоконтроль — импульсивность
    1. Аккуратность — неаккуратность (отсутствие аккуратности)
    2. Настойчивость — отсутствие настойчивости
    3. Ответственность — безответственность
    4. Самоконтроль поведения — импульсивность (отсутствие самоконтроля)
    5. Предусмотрительность — беспечность
  4. Эмоциональная устойчивость — эмоциональная неустойчивость
    1. Тревожность — беззаботность
    2. Напряженность — расслабленность
    3. Депрессивность — эмоциональная комфортность
    4. Самокритика — самодостаточность
    5. Эмоциональная лабильность — эмоциональная стабильность
  5. Экспрессивность — практичность
    1. Любопытство — консерватизм
    2. Любознательность — реалистичность
    3. Артистичность — отсутствие артистичности
    4. Сенситивность — нечувствительность
    5. Пластичность — ригидность

В каждом из первичных факторов слева обозначается черта личности, которая по версии «Большой пятерки» соответствует высоким значениям балльных оценок, справа же обозначается черта личности с низкими балльными оценками.

Сумма баллов первичных факторов по вертикали определяет количественную выраженность основного фактора. Минимальное количество набранных баллов для любого основного фактора равно 15, максимальное количество – 75. Условно балльные оценки можно разделить на высокие (51-75 баллов), средние (41-50 баллов) и низкие (15-40 баллов).

Теоретические основы методики Кеттелла

Виды данных, использованных для составления опросника

Чтобы разработать собственный опросник, Кеттеллу было необходимо накопить и использовать в своей работе информацию о личностных характеристиках человека и методах, с помощью которых эти характеристики могут быть измерены. Кеттелл выделял следующие источники данных:

  1. L-данные. Эта информация извлекалась из данных, полученных путём наблюдения за действиями индивида, которые он совершал в своей повседневной жизни. Обычно L-данные извлекают из мнений квалифицированных психологов-экспертов, которые могли фиксировать поведение людей в определённых экспериментальных ситуациях, и формализуют их. Плюсом такого вида данных является то, что с их помощью можно установить измеримые поведенческие признаки. Но нельзя забывать о недостатках L-данных, на которые указывают критики метода Кеттелла, например, на то, что всегда существует риск искажения восприятия человека, даже если он считается признанным экспертом; в зависимости от наличествующих отношений между наблюдающим и наблюдаемым оценка действий может диаметрально различаться.
  2. Q-данные. Их источники – это опросники и иные методы для самооценки. Преимущество Q-данных заключается в том, что их легко и просто получить, поэтому они занимают главенствующее положение в исследованиях личностных характеристик. Недостатком подобных данных являются искажения, зависящие, в первую очередь, от самооценки человека, проходящего тест, и, как правило, имеющие мотивационное либо познавательное основание.
  3. T-данные. Их получают во время проведения психологических экспериментов, проходящих в заданных организаторами эксперимента условиях. Такие данные считаются наиболее объективными из всех видов данных, рассмотренных нами.

Этапы разработки методики опросника

При составлении опросника на первом этапе Кеттелл использовал труды психологов Одберта и Олпорта, занимавшихся тем, что они находили в английском языке слова, с помощью которых можно было описать отличительные черты характера и поведения личности. Поскольку таких слов было очень много (4,5 тысячи), то неудивительно, что Кеттелл решил уменьшить их число до разумного значения и использовал факторный анализ для решения этой задачи. Он разбил определения черт характера и поведения человека на группы исходя из их синонимичности, а затем выбирал какое-либо одно слово, которое, по его мнению, наиболее полно отражало сущность целой группы слов.

С помощью применения этого метода Кеттелл уменьшил число характеристик до 171 слова. Затем, заручившись помощью психологов-экспертов, Кеттеллу удалось осуществить взаимную корреляцию их оценок, на основе которой он смог отобрать тридцать шесть коррелирующих плеяд слов, являющихся биполярными или антонимами, например, «радостный — печальный».

В дальнейшем Кеттелл провёл несколько дополнительных исследований, установивших, что количество биполярных пар можно сократить до шестнадцати факторов. Значение полученных знаний очень велико, поскольку они способствовали подтверждению следующих психологических теорий: теория самоконтроля и теория интроверсии и экстраверсии.

Так как шестнадцать факторов были выделены только с помощью L-данных, то они являлись малопригодными для использования их на практике. Дело в том, что осуществить измерение личностных особенностей большого количества людей, применяя только L-данные, не представляется возможным, потому что экономически нецелесообразно обучать значительное число экспертов работе с испытуемыми.

Как правильно пройти тест СМИЛ и как к нему готовиться

Принцип психодиагностических тестов в том, что не должно быть сильных отклонений в ту или иную сторону по каждому фактору.

Учебный тест TestOnJob с объяснениями, как отвечать на вопрос:

Поскольку результаты сравниваются с контрольной группой или другими претендентами того же пола и возраста на эту должность, важно показать свою уравновешенность. «Идеальный» результат» — 4-6 СТЕНов

1 или 10 баллов воспринимаются работодателями как негативный результат

«Идеальный» результат» — 4-6 СТЕНов. 1 или 10 баллов воспринимаются работодателями как негативный результат.

Главная цель теста – определить тип личности кандидата, его слабые или сильные черты и узнать, насколько он адекватен.

Не стоит давать много ответов из категории социально желательных. Чем их больше, тем сильнее зашкаливает показатель «F».

Советы как сдать СМИЛ:

Рекомендуется внимательно относиться к утверждениям с двойным отрицанием. Например, «У меня практически никогда не болит шея». Если это так, подойдет ответ «да». Если боли случаются, следует выбрать – «нет»

Важно не злоупотреблять вариантом «не знаю». Если средних ответов окажется подавляющее большинство, HR попросит перепройти тест

Рекомендуется тренироваться на учебных задачах, определить сильные и слабые стороны, оценить личностный профиль. При ответах на сомнительные утверждения важно ориентироваться на социально приемлемые заявления. Не следует пытаться показывать себя лучше, чем на самом деле. Прежде чем приступать к тестированию, рекомендуется изучить требования работодателя к кандидатам. В зависимости от требований вакансии и стратегии отбора кадров, на одну и ту же должность в разных компаниях могут требоваться люди с противоположными типами личности. Следует быть откровенным в ответах на личные вопросы. Опрос проходит online. Результаты расшифровываются автоматически – человеческий фактор здесь исключен.

Так соискатель научится определять, какой фактор оценивает приведенное утверждение. Это, в свою очередь, позволит выстраивать любой желаемый психологический профиль.

Процедура проведения

Перед началом опроса испытуемому дают специальный бланк, на котором он должен делать определенные пометки, по мере прочтения. Предварительно дается соответствующая инструкция, содержащая информацию о том, что должен делать испытуемый. Контрольное время испытания 25-30 минут. В процессе ответов на вопросы экспериментатор контролирует время работы испытуемого и, если испытуемый отвечает медленно, предупреждает его об этом. Испытание проводится индивидуально в спокойной, деловой обстановке.

Инструкция

Перед вами вопросы, которые помогут выяснить особенности вашего характера, вашей личности. Не существует «верных» и «неверных» ответов, так как каждый прав по отношению к своим собственным взглядам. Старайтесь отвечать искренне и точно. В начале Вы должны ответить на четыре вопроса, которые даны в качестве образца и посмотреть не нуждаетесь ли Вы в дополнительных разъяснениях. Вы должны зачеркнуть соответствующие Вашему ответу квадратик на специальном бланке для ответа. Существует три возможных ответа на каждый вопрос.

1. Я люблю смотреть командные игры: а) да в) иногда с) нет

2. Я предпочитаю людей: а) сдержанных в) затрудняюсь ответить с) быстро устанавливающих дружеские контакты.

3. Деньги не могут принести счастья: а) да в) не знаю с) нет

4. Женщина находится в таком же отношении к ребенку, как кошка к: а) котенку в) собаке с) мальчику.

На последний вопрос есть правильный ответ: котенок. Но таких вопросов очень мало. Если Вам что-нибудь неясно, обратитесь к экспериментатору за разъяснениями. Не начинайте без сигнала экспериментатора.

Отвечая помните следующих четыре правила:

  1. У Вас времени на обдумывание нет. Давайте первый, естественный ответ, который Вам придет в голову. Конечно, вопросы сформулированы слишком кратко и неподробно, чтобы Вы могли выбрать то, что бы хотелось. Например, первый вопрос в примерах спрашивает Вас о «командных играх». Вы, возможно, больше любите футбол, чем баскетбол. Но Вас спрашивают о «средней игре», о той ситуации, которая в среднем соответствует этому случаю. Дайте самый точный ответ, который Вы можете. Вы должны закончить отвечать не позднее, чем за полчаса.
  2. Старайтесь не увлекаться средними, неопределенными ответами, за исключением тех случаев, когда. Вы действительно не можете выбрать крайний случай. Возможно, это будет в одном из четырех – пяти вопросов.
  3. Не пропускайте вопросов. Отвечайте хоть как-нибудь на все вопросы подряд. Некоторые вопросы могут не очень подходить к Вам, но дайте все же лучшее, что Вы можете предложить в данном случае. Некоторые вопросы могут показаться слишком личные, но помните, что результаты не разглашаются и не – могут быть получены без специального «ключа». Ответы на каждый отдельный вопрос не просматриваются.
  4. Отвечайте так честно, как возможно, то что верно для Вас. Но пишите того, что как Вы думаете, правильнее было бы сказать, чтобы произвести впечатление на экспериментатора.

Процедура проведения

Исследование может проводиться индивидуально либо с группой испытуемых. В последнем случае необходимо, чтобы каждый из них имел не только персональный бланк ответного листа, но и отдельный опросник с инструкцией. Размещаться испытуемые должны так, чтобы не создавать помех друг другу в процессе работы. Психолог-исследователь кратко излагает цель исследования и правила работы с опросником

Важно при этом достичь положительного, заинтересованного отношения исследуемых к выполнению задания

Их внимание обращается на недопустимость взаимных консультаций по ответам в процессе работы и каких-либо обсуждений между собой. После этих разъяснений психолог предлагает внимательно изучить инструкцию, отвечает на вопросы, если они возникли после ее изучения, и предлагает перейти к самостоятельной работе с опросником.

Инструкция

«На последующих страницах имеется ряд утверждений, каждое из которых подразумевает относящийся к Вам вопрос о том, соответствует или не соответствует данное утверждение каким-то особенностям Вашего поведения, отдельным поступкам, отношению к людям, взглядам на жизнь и т.п. Если Вы считаете, что такое соответствие имеет место, то дайте ответ «да», в противном случае — ответ «нет». Свой ответ зафиксируйте в имеющемся у Вас ответном листе, поставив крестик в клеточку, соответствующую номеру утверждения в вопроснике и виду Вашего ответа. Ответы необходимо дать на все вопросы.

Успешность исследования во многом зависит от того, насколько внимательно выполняется задание. Ни в коем случае не следует стремиться своими ответами произвести на кого-то лучшее впечатление, так как ни один ответ не оценивается как хороший или плохой. Вы не должны долго размышлять над каждым вопросом, а старайтесь как можно быстрее решить, какой из двух ответов, пусть весьма относительно, но все-таки кажется Вам ближе к истине. Вас не должно смущать, если некоторые из вопросов покажутся слишком личными, поскольку исследование не предусматривает анализа каждого ответа, а опирается лишь на количество ответов одного и другого вида. Кроме того, Вы должны знать, что результаты индивидуально-психологических исследований, как и медицинских, не подлежат широкому обсуждению.

Успешной Вам работы».

Пятифакторный личностный опросник МакКрае — Коста («Большая пятерка»)

(Из книги: Батаршев А. В. Диагностика темперамента и характера. — СПб., 2006. — Сс. 218-232.)

Пятифакторный личностный опросник, более известный как «Боль­шая пятерка» («Великолепная пятерка»), разработан американски­ми психологами Р. МакКрае и П. Коста в 1983-1985 гг. В последую­щем опросник совершенствовался и в окончательном виде в 1992 г. представлен тестом NEO PP1. По мнению Р. МакКрае и П. Коста, вы­деленных на основе факторного анализа пяти независимых перемен­ных (нейротизм, экстраверсия, открытость опыту, сотрудничество, доб­росовестность) вполне достаточно для адекватного описания психо­логического портрета личности.

В настоящее время тест-опросник «Большая пятерка» приобрел большую популярность и практическое значение как за рубежом, так и в России. В русском переводе опросник был адаптирован к усло­виям русской культуры В, Е. Орлом в соавторстве с А. А. Рукавиш­никовым и И. Г. Сениным. Известна японская версия «Большой пя­терки» 5PFQ, (сост. Хийджиро Теуйн), которая также была переведе­на и адаптирована в 1999 г. к отечественным условиям социальной среды психологами Курганского государственного университета. Эта версия пятифакторного личностного опросника в интерпрета­ции А. Б. Хромова представлена ниже.

Пятифакторный тест-опросник представляет собой набор из 75 парных, противоположных по своему значению, стимульных вы­сказываний, характеризующих поведение человека. Стимульный ма­териал имеет пятиступенчатую оценочную шкалу Лайкерта (-2; -1; 0; 1; 2), с помощью которой можно измерять степень выраженности каждого из пяти факторов (экстраверсия — интроверсия; привязан­ность — обособленность; самоконтроль — импульсивность; эмоцио­нальная неустойчивость — эмоциональная устойчивость; экспрессив­ность — практичность).

Обработка результатов тестирования

1. Выбранные оценочные значения высказываний переводятся в баллы:

Оценочная шкала

-2

-1

1

2

Баллы

5

4

3

2

1

2. Балльные оценки проставляются в бланк ответов в правые ячей­ки соответствующих высказываний. Каждый из основных пяти фак­торов состоит из пяти первичных факторов. К примеру, основной фактор «экстраверсия — интроверсия» состоит из первичных факто­ров 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5. В количественном выражении первичные факторы определяются суммированием трех балльных оценок. К при­меру, первичный фактор 1.1 «активность — пассивность» оценивает­ся суммой баллов, полученных на высказывания 1, 6, 11.

3. Суммирование балльных оценок первичных факторов по вер­тикали определяет количественную выраженность соответствующе­го основного фактора. К примеру, сумма баллов первичных факторов 1.1, 1.2,1.3, 1.4, 1.5 определяет количественную выраженность перво­го основного фактора «экстраверсия — интроверсия».

Таким же образом определяется количественная выраженность ос­тальных основных факторов: I (привязанность — обособленность); III (самоконтроль — импульсивность); IV (эмоциональная устойчи­вость — эмоциональная неустойчивость); V (экспрессивность — прак­тичность).

Интерпретация результатов тестирования

1. На основе уже анализа первичных факторов можно составить определенное представление о характерологических особенностях ис­пытуемого. К примеру, высокие баллы (11-15) по первичному фак­тору 1.1 свидетельствуют об определенной активности испытуемого, низкие (3-7) — о его пассивности. В каждом из первичных факторов слева обозначается черта личности, которая по версии «Большой пятерки» соответствует высоким значениям балльных оценок, спра­ва же обозначается черта личности с низкими балльными оценками. К примеру, первичный фактор 1.2 (доминантность — подчиненность) был оценен высокими баллами (11-15).

Можно констатировать, что испытуемому, по-видимому, присущ признак доминантности. Если же по этому фактору получены низкие значения (3-7 баллов), то для испытуемого, скорее всего, характерен признак подчиненности (кон­формности).

2. Ниже перечислены характерологические признаки, которые мо­гут быть определены у испытуемого с помощью первичных факторов «Большой пятерки».

Описание методики

Опросник Кэттелла является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Он разработан под руководством Р.Б. Кэттелла и предназначен для написания широкой сферы индивидуально-личностных отношений. Отличительной чертой данного опросника является его ориентация на выявление относительно независимых 16 факторов (шкал, первичных черт) личности. Данное их качество было выявлено с помощью факторного анализа из наибольшего числа поверхностных черт личности, выделенных первоначально Кэттеллом. Каждый фактор образует несколько поверхностных черт, объединенных вокруг одной центральной черты.

Существует 4 формы опросника: А и В (187 вопросов) и С и Д (105 вопросов). В России чаще всего используют формы А и С. Наибольшее распространение опросник получил в медицинской психологии при диагностике профессионально важных качеств, в спорте и научных исследованиях.

Опросник Кэттелла включает в себя все виды испытаний — и оценку, и решение теста, и отношение к какому-либо явлению.

Советы для прохождения

Каким бы «положительным» ни казалось качество, не стоит пытаться получить в нем максимальный (или минимальный) балл.
 Важно помнить свой выбор. Утверждения часто дублируют друг друга — так реализована защита от подбора желательных ответов

Для оценки честности предусмотрена дополнительная шкала – согласованность. Поэтому важно заранее выстроить стратегию и определить качества, которые будут показаны работодателю.
Не раздумывать. Чем дольше думать над каждым утверждением, тем больше шансов запутаться в них и в оцениваемых качествах. Раздумья принесут пользу только на этапе подготовки.

Что представляют собой шкалы?

Итак, разберем каждую из них подробнее:

  • Первая шкала – невротичность. Как можно догадаться из названия, характеризует она уровень невротизации человека. Если показатели высокие, значит, имеет место выраженный невротический синдром астенического типа, который сопровождается серьезными психосоматическими нарушениями функционирования человека.
  • Вторая шкала – спонтанная агрессивность. Благодаря этим показателям можно выявить и оценить вероятность непредвиденной агрессии человека. Высокие показатели говорят нам о том, что у личности повышенный уровень психопатизации, что чревато чрезмерно импульсивным и вспыльчивым поведением.
  • Третья шкала – депрессивность. Задача этой шкалы в том, чтобы дать возможность психологам диагностировать признаки, указывающие на психопатологический депрессивный синдром. Если показатели по данной шкале высокие, то можно сделать вывод, что такое состояние присутствует у человека не только в эмоциях, но и в поведении, и в отношении к себе и к социуму.
  • Четвертая шкала – раздражительность. Указывает на эмоциональную стабильность человека. Чем выше показатели, тем неустойчивее психическое состояние личности.
  • Пятая шкала – общительность. По данным показателям можно делать вывод о социальной активности человека. Высокие – явно выраженная потребность в общении.
  • Шестая шкала – уравновешенность. Анализ данных ответов позволяет сделать вывод об устойчивости человека к стрессовым ситуациям. Высокие показатели говорят нам о хорошей защищенности в плане психологического состояния от критических ситуаций.
  • Седьмая шкала – реактивная агрессивность. Показатели данного раздела помогают выявить признаки психопатизации экстенсивного типа. Высокие показатели – ярко выраженное желание доминировать.
  • Восьмая шкала – застенчивость. Предрасположенность человека к стрессовому реагированию на самые обыденные жизненные события. Высокие показатели – это повышенная тревожность, неуверенность в себе и в своих силах.
  • Девятая шкала – открытость. Данные показатели дают возможность делать вывод об отношении человека к своему социальному окружению, а также можно проанализировать уровень самокритичности. Чем выше показатели, тем больше открытость человека к окружающим.
  • Десятая шкала – экстраверты и интроверты. Чем выше показатели, тем выше степень экстравертированности человека и наоборот.
  • Одиннадцатая шкала – эмоции. Чем выше показатель, тем неустойчивее эмоциональное состояние личности, что проявляется в перепадах настроения.
  • Двенадцатая шкала – маскулинизм или феминизм. Чем выше результат, тем выше протекает психическая деятельность в большей степени по мужскому типу и наоборот.

На этом разбор шкал заканчивается.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: