Обзор тестов на креативность

Тест Торренса на творческие способности с интерпретацией

Его очень часто используют для диагностики дошкольников и первоклассников, при поступлении в университет или при собеседовании на престижную должность. Потому что творчество – это не рисование, а нестандартное мышление, интеллект, быстрая реакция и отличная логика.

Этот тест создал американский психолог Эллис Пол Торренс ещё в 1963 году. Несмотря на давность изобретённого им метода оценки креативности, он и по сей день считается самым объективным из существующих подобных тестов.

В статье мы расскажем о том, как проводится тест, о чем говорят значения, дадим образец теста и примеры заданий.

Интерпретация результатов теста Торренса для оценки творческих способностей

«Беглость»
оценивается во втором и третьем субтесте. Она характеризует продуктивность человека с творческой стороны. Подсчитайте общее количество ответов. Неадекватными признаются рисунки следующего плана: при создании не использовался стимул материал; варианты с бессмысленным названием; абстрактные зарисовки. Не учитывайте их при подсчете баллов, выполняя диагностику креативности (тест Торренса).

Оценка результата:

  • Если несколько незаконченных фигур во втором субтесте использованы при создании одного рисунка, начисляйте количество баллов, которое соответствует числу фигур.
  • Когда пары параллельных линий в третьем субтесте использованы при создании одной картинки, начисляйте один балл.

«Оригинальность»
— значимый показатель
креативности. Степень оригинальности указывает на самобытность, нешаблонность, особенность творческого мышления человека.

Посчитывайте показатель креативности по трем субтестам Торренса в соответствии с правилами:

  • Оценка основывается на статистической редкости ответа человека от 0 до 1 балла.
  • Оценивается только рисунок, а не его название.
  • Общая оценка получается в результате сложения баллов по всем рисункам.

«Абстрактность названия»
— способность выделять главное, понимать суть проблемы. Показатель подсчитывайте в субтестах 1 и 2. Выставляйте оценку от 0 до 3, подсчитывая Торренса на творческое мышление.

  • 0 баллов: незаурядные названия, простые наименования из 1 слова.
  • 1 балл: простые описательные названия, выражающие то, что видно на рисунке (серый дом, голубая река).
  • 2 балла: образные описательные названия (уютный деревенский дом, живописная голубая река).
  • 3 балла: философские названия, выражающие суть рисунка, его глубинный смысл.

«Сопротивление замыканию»
— отражает способность оставаться открытым новизне, долго откладывать принятие окончательного решения для того, чтобы совершать мыслительный скачок и создавать оригинальную идею. Показатель подсчитывайте только в субтесте 2. Выставляйте оценку от 0 до 2 баллов.

  • 0 баллов: фигура замыкается самым простым и быстрым способом: с помощью кривой или прямой линии, закрашивания или сплошной штриховки, цифры или буквы.
  • 1 балл: решение превосходит заурядное соединение фигуры, а тестируемый замыкает фигуру быстро, но дополняет деталями снаружи потом.
  • 2 балла: стимульная фигура не замыкается, оставаясь открытой частью, или замыкается с помощью сложной конфигурации.

«Разработанность»
— отражает умение детально разрабатывать идеи. Оценивается в трех тестах креативности
Торренса, разработанных для диагностики творческого мышления сотрудника.

  • Начисляйте 1 балл за каждую существенную деталь, дополняющую исходную фигуру. Оценивайте однотипные мелкие детали вместе: все лепестки — 1 балл, сердцевина цветка — 1 балл.
  • Если рисунок содержит много одинаковых предметов, оценивайте разработанность одного из них, но добавляйте баллы и за другие. Например: в саду несколько одинаковых деревьев, в небе — облака и т. п. Давайте по дополнительному баллу за каждую существенную деталь из деревьев, цветков, птиц и еще балл за идею нарисовать аналогичные картинки.
  • Когда предметы повторяются, но имеют отличительную деталь, давайте по баллу за каждую из них. Например: много цветов, но у каждого свой оттенок — 1 балл за каждый цвет.
  • Примитивные изображения оценивайте в 0 баллов.

Проанализируйте ответы на тест Торренса, подсчитайте результаты. Сложите все баллы, полученные в ходе проведения оценки, после чего разделите их на пять.

  • Меньше 30
    . Очень плохо.
  • От 30 до 34
    . Меньше нормы.
  • От 35 до 39
    . Немного ниже нормы.
  • От 40 до 60
    . Норма.
  • От 61 до 65
    . Незначительно выше нормы.
  • От 66 до 70
    . Выше нормы.
  • Больше 70
    . Превосходно.

Тесты креативности Э. П. Торренса подходят не для всех сфер, но они незаменимы при оценке офисных работников
, дизайнеров, маркетологов и т. д. Чтобы получить достоверные результаты, правильно и подробно объясняйте, что нужно сделать вашим сотрудникам или кандидатам на вакантную должность.

Вывод

Если трудовая деятельность подразумевает решение необычных ситуаций, используйте тест Торренса, чтобы оценить неординарность мышления сотрудников. Учитывайте, что лучше пригласить эксперта, чем неправильно интерпретировать результаты. Не переоценивайте собственные силы, ведь этот тест не относится к легким вариантам проверки персонала.

Особенности теста Торренса

Рекрутеры все чаще проверяют соискателей, тестируют персонал, чтобы выявить уровень креативности. Нестандартное мышление позволяет генерировать ценные идеи, которые выводят бизнес на новый уровень, выделяют услуги или товары фирмы на фоне конкурентов. Если вы хотите оценить персонал, используйте тест Торренса.

Скачайте документы по теме:

За основу автор взял концепцию дивергентного мышления Дж. Гилфорда и доработал ее. Отличительной чертой считается тщательно подобранный набор заданий, предоставляющий человеку широкие возможности для проявления креативных способностей. Данная особенность повышает надежность и валидность теста.

Тест креативности Торренса — мощная психодиагностическая методика, для работы с которой требуется пройти подготовку. Она состоит из нескольких частей. Проводить их нужно по очереди. Нельзя исключать отдельные вопросы, картинки, иначе вы получите недостоверные результаты.

Методика Торренса на креативность выявляет вербальный, звуковой и образный компоненты мышления, помогает исследовать составляющие креативности мышления, получить качественную характеристику. Тест чувствителен к оригинальности, гибкости, беглости, способности сопротивляться стереотипам и видеть причину проблемы.

Субтест 3: «Повторяющиеся линии»

Стимульный материал теста творческого мышления Торренса состоит из 30 пар параллельных линий, расположенных вертикально. На основе пар линий создается неповторяющийся рисунок. Подробно разъясните правила выполнения, иначе возможны недоразумения, так как люди рисуют однотипные фигуры.

Адаптация

Попытка адаптации одного из субтестов полного теста Торренса была предпринята А.Н. Ворониным – субтеста «Завершение картинок» (Complete Figures) – на выборке менеджеров в возрасте от 23 до 35 лет. Тест адаптирован в 1993-1994 годах в лаборатории диагностики способностей и ПВК Института психологии Российской академии наук. При адаптации особый акцент ставился на выявление невербальной креативности как некоторой способности к «порождению» нового, оригинального продукта в условиях минимальной вербализации. Другими словами — вербализация материала, с которым работает испытуемый, и средств «порождения» нового продукта не обязательна и вторична. Обозначение испытуемым нарисованного некоторыми словами не является при интерпретации результатов существенным и используется лишь для более полного понимания рисунка.

Адаптация

Попытка адаптации одного из субтестов полного теста Торренса была предпринята А.Н. Ворониным – субтеста «Завершение картинок» (Complete Figures) – на выборке менеджеров в возрасте от 23 до 35 лет. Тест адаптирован в 1993-1994 годах в лаборатории диагностики способностей и ПВК Института психологии Российской академии наук. При адаптации особый акцент ставился на выявление невербальной креативности как некоторой способности к «порождению» нового, оригинального продукта в условиях минимальной вербализации. Другими словами — вербализация материала, с которым работает испытуемый, и средств «порождения» нового продукта не обязательна и вторична. Обозначение испытуемым нарисованного некоторыми словами не является при интерпретации результатов существенным и используется лишь для более полного понимания рисунка.

Особенности теста Торренса

Рекрутеры все чаще проверяют соискателей, тестируют персонал, чтобы выявить уровень креативности. Нестандартное мышление позволяет генерировать ценные идеи, которые выводят бизнес на новый уровень, выделяют услуги или товары фирмы на фоне конкурентов. Если вы хотите оценить персонал, используйте тест Торренса.

Скачайте документы по теме:

За основу автор взял концепцию дивергентного мышления Дж. Гилфорда и доработал ее. Отличительной чертой считается тщательно подобранный набор заданий, предоставляющий человеку широкие возможности для проявления креативных способностей. Данная особенность повышает надежность и валидность теста.

Тест креативности Торренса — мощная психодиагностическая методика, для работы с которой требуется пройти подготовку. Она состоит из нескольких частей. Проводить их нужно по очереди. Нельзя исключать отдельные вопросы, картинки, иначе вы получите недостоверные результаты.

Методика Торренса на креативность выявляет вербальный, звуковой и образный компоненты мышления, помогает исследовать составляющие креативности мышления, получить качественную характеристику. Тест чувствителен к оригинальности, гибкости, беглости, способности сопротивляться стереотипам и видеть причину проблемы.

Субтест 3: «Повторяющиеся линии»

Стимульный материал теста творческого мышления Торренса состоит из 30 пар параллельных линий, расположенных вертикально. На основе пар линий создается неповторяющийся рисунок. Подробно разъясните правила выполнения, иначе возможны недоразумения, так как люди рисуют однотипные фигуры.

Характеристика теста креативности Э.П. Торренса

Психолог Элис Пол Торренс из Джорджии (США) в середине ХХ века разработал серию из 12 тестов, объединённых в словесные, изобразительные и звуковые категории. Учёные из Института психологии при Академии наук России в 90-е годы прошлого века адаптировали фигурную часть методики Торренса таким образом, что исследование креативных способностей стало возможно проводить среди детей, достигших возраста 5 лет. Суть диагностики заключается в дополнении испытуемыми предложенных элементов до получения изображения, воспринимаемого цельной картинкой. При этом навыки художника ребёнку не нужны.

Цели исследования таковы:

  • определить уровень развития интеллекта испытуемого;
  • индивидуализировать обучение детей, которые неординарно мыслят;
  • разработать программы коррекции для нестандартных деток;
  • выявить творческие способности каждого конкретного человека и определить их направление.

Первоначально методика предусматривала работу с набором из 10 картинок, но отечественные коллеги Торренса уменьшили их число до 3, чтобы избежать повтора стимульных образцов и сократить время тестирования.

Характеристика теста креативности Э.П. Торренса

Тесты Торренса предназначен для выявления у детей творческих способностей с самого раннего возраста

Автор методики — Элис Пол Торренс, известный американский психолог, посвятивший жизнь исследованию творческого мышления и внёсший большой вклад в теоретическое и практическое изучение умственных процессов. В качестве педагога он много лет работал с одарёнными детьми. Тесты составлялись для выявления скрытых творческих способностей, а также с целью разработки коррекционных программ обучения, акцент в которых делался на индивидуальном подходе к каждому из учащихся. В полной мере осознавая всю сложность оценки креативного потенциала, который не может быть измерен в количественных показателях (в отличие от уровня интеллекта), Торренс тем не менее стремился создать надёжную методику для его изучения. Результаты диагностики обладают высокой степенью надёжности, так как методика была разработана по итогам длительных исследований, проведённых на большом количестве испытуемых.

Тест творческого мышления Торренса предназначен для детей старшего дошкольного (5–6 лет) и школьного возраста (от 7 до 18 лет). Он состоит из 3 частей:

  1. «Нарисуй картинку». Испытуемым предлагается стимульный материал в виде овала, вырезанного из цветной бумаги (цвет экспериментатор выбирает самостоятельно, размер — с куриное яйцо). Приложив фигуру к листу чистой бумаги, ребёнок должен нарисовать законченную картинку, включающую в себя исходный элемент, и дать ей название.

Первый субтест предполагает работу испытуемого с простым овалом

Второй субтест — набор фигур, которые дети должны завершить, превратив каждую в рисунок

На основе каждой пары линий тестируемый должен придумать рисунок в рамках третьего субтеста

Особенности теста Торренса

Рекрутеры все чаще проверяют соискателей, тестируют персонал, чтобы выявить уровень креативности. Нестандартное мышление позволяет генерировать ценные идеи, которые выводят бизнес на новый уровень, выделяют услуги или товары фирмы на фоне конкурентов. Если вы хотите оценить персонал, используйте тест Торренса.

Скачайте документы по теме:

За основу автор взял концепцию дивергентного мышления Дж. Гилфорда и доработал ее. Отличительной чертой считается тщательно подобранный набор заданий, предоставляющий человеку широкие возможности для проявления креативных способностей. Данная особенность повышает надежность и валидность теста.

Тест креативности Торренса — мощная психодиагностическая методика, для работы с которой требуется пройти подготовку. Она состоит из нескольких частей. Проводить их нужно по очереди. Нельзя исключать отдельные вопросы, картинки, иначе вы получите недостоверные результаты.

Методика Торренса на креативность выявляет вербальный, звуковой и образный компоненты мышления, помогает исследовать составляющие креативности мышления, получить качественную характеристику. Тест чувствителен к оригинальности, гибкости, беглости, способности сопротивляться стереотипам и видеть причину проблемы.

Субтест 3: «Повторяющиеся линии»

Стимульный материал теста творческого мышления Торренса состоит из 30 пар параллельных линий, расположенных вертикально. На основе пар линий создается неповторяющийся рисунок. Подробно разъясните правила выполнения, иначе возможны недоразумения, так как люди рисуют однотипные фигуры.

Процедура диагностики творческого мышления детей

Тестирование чаще всего проводится в групповой форме

С малышами дошкольного возраста проводить диагностику лучше в индивидуальной форме, в младшем и среднем звене — в группах по 10–15 человек, а в старших классах рекомендуется организовывать тест среди целого класса (до 30–35 школьников).

На выполнение заданий даётся столько времени, сколько испытуемым нужно (в пределах разумного). Но некоторые специалисты утверждают, что следует придерживаться оригинальной методики, где на работу отводится 10–20 минут.

Тестирование должно предваряться беседой о проблемах, беспокоящих детей в текущий момент (например, как сообщить маме, что маленького нарушителя ругали на уроке)

Очень важно настроить испытуемых на атмосферу доверия и спокойствия. Для этого можно перед работой со стимульным материалом включить расслабляющую музыку или почитать вслух короткие стихотворения, сказки

Инструкция по организации диагностики:

  1. Организатор раздаёт детям листы с элементами фигур и набор разноцветных овалов, а также пишущие инструменты — ручки или цветные карандаши.
  2. Дети коллективно подписывают бланки (под руководством взрослого).
  3. Экспериментатор объясняет испытуемым, как работать с каждым из субтестов (обязательно следует оговорить, что нужно экономно относиться ко времени, а при возникновении вопросов не кричать, а поднимать руку — при групповой работе):
    • 1-й. «Изобразите картинку и подпишите её, взяв за основу овал любого цвета».
    • 2-й. «Дополните каждую из 10 фигур так, чтобы получились целые рисунки, дайте название своим изображениям».
    • 3-й. «Из пар линий создайте неповторяющиеся картинки и обязтельно озаглавьте свои творения».
  4. Дети приступают к работе. При необходимости подписывать рисунки помогает взрослый.

Если по окончании теста тестируемый не успел подписать какой-либо рисунок, то во что бы то ни стало полагается узнать название фигуры и добавить его, иначе результаты оценивания будут не вполне объективными. Вот почему проводить групповое тестирование нужно с помощниками, которые смогли бы взять на себя помощь в наблюдении за работой испытуемых.

Не стоит давить на ребёнка, если у него ничего не получается. Лучше перенести тест на другой день

Тесты на креативное мышление

За время исследования креативного мышления уже, безусловно, появились различные способы его измерения. О наиболее распространённых из них пойдёт речь дальше.

Тест Торренса на креативность

Пожалуй, самый популярный тест на диагностику креативности, который используют даже при трудоустройстве на работу во всём мире.

Он оценивает вербальную и образную креативность, а также конкретные креативные способности (беглость, оригинальность, абстрактность названия, сопротивление замыканию, разработанность).

Пример задания: дорисовать рисунки и придумать им названия.

Батарея тестов Вильямса

Эти тесты были разработаны Фрэнком Вильямсом в 1980 году для измерения креативности при приёме в школы для одарённых детей.

Методика оценивает 8 качеств креативности (беглость, гибкость, оригинальность, разработанность, любознательность, воображение, сложность, склонность к риску).

Имейте в виду, что тестирование разделено на три блока:

  1. Тест дивергентного мышления (проводится в группе);
  2. Измерение личностных креативных качеств (задания на множественный выбор);
  3. Экспертная оценка ребёнка со стороны родителя или ребёнка.

Экспресс-метод Джонсона

Тест креативности по методике Джонсона был создан для экспресс-диагностики креативности, поэтому его лучше использовать в дополнение к вышеперечисленным.

Он исследует 8 характеристик креативного мышления (чувствительность к проблеме, способность выдвигать различные идеи, использование стратегий решения проблем, способность совершенствовать идеи, оригинальность, способность к преобразованиям, эмоциональная заинтересованность в творческой деятельности, независимость мышления).

Прохождение теста занимает всего 10–30 минут. Отвечать на вопросы может как сам ученик, так и преподаватель/родитель.

Адаптация

Попытка адаптации одного из субтестов полного теста Торренса была предпринята А.Н. Ворониным – субтеста «Завершение картинок» (Complete Figures) – на выборке менеджеров в возрасте от 23 до 35 лет. Тест адаптирован в 1993-1994 годах в лаборатории диагностики способностей и ПВК Института психологии Российской академии наук. При адаптации особый акцент ставился на выявление невербальной креативности как некоторой способности к «порождению» нового, оригинального продукта в условиях минимальной вербализации. Другими словами — вербализация материала, с которым работает испытуемый, и средств «порождения» нового продукта не обязательна и вторична. Обозначение испытуемым нарисованного некоторыми словами не является при интерпретации результатов существенным и используется лишь для более полного понимания рисунка.

Характеристика теста креативности Э.П. Торренса

Тесты Торренса предназначен для выявления у детей творческих способностей с самого раннего возраста

Автор методики — Элис Пол Торренс, известный американский психолог, посвятивший жизнь исследованию творческого мышления и внёсший большой вклад в теоретическое и практическое изучение умственных процессов. В качестве педагога он много лет работал с одарёнными детьми. Тесты составлялись для выявления скрытых творческих способностей, а также с целью разработки коррекционных программ обучения, акцент в которых делался на индивидуальном подходе к каждому из учащихся. В полной мере осознавая всю сложность оценки креативного потенциала, который не может быть измерен в количественных показателях (в отличие от уровня интеллекта), Торренс тем не менее стремился создать надёжную методику для его изучения. Результаты диагностики обладают высокой степенью надёжности, так как методика была разработана по итогам длительных исследований, проведённых на большом количестве испытуемых.

Тест творческого мышления Торренса предназначен для детей старшего дошкольного (5–6 лет) и школьного возраста (от 7 до 18 лет). Он состоит из 3 частей:

  1. «Нарисуй картинку». Испытуемым предлагается стимульный материал в виде овала, вырезанного из цветной бумаги (цвет экспериментатор выбирает самостоятельно, размер — с куриное яйцо). Приложив фигуру к листу чистой бумаги, ребёнок должен нарисовать законченную картинку, включающую в себя исходный элемент, и дать ей название.

  2. «Закончи рисунок» является наиболее распространённым из приведённых субтестов и может использоваться в качестве сокращённого варианта диагностики креативности Торренса. Суть его довольно проста: тестируемому предлагается набор фигур, которые он должен завершить таким образом, чтобы из каждой получилась осмысленная картинка. Испытуемому также требуется сопроводить каждый ответ письменным комментарием того, что он изобразил, чтобы экспериментатор мог верно оценить результат.

  3. «Повторяющиеся линии». Тестируемым предлагается изображение 30 пар параллельных прямых. На основе каждой ребёнку нужно создать уникальный рисунок, который бы включал в себя исходные элементы.

На основе каждой пары линий тестируемый должен придумать рисунок в рамках третьего субтеста

Интерпретация результатов теста

Интерпретация происходит по 5 критериям:

  • беглость;
  • оригинальность;
  • абстрактность названия;
  • сопротивление замыканию;
  • разработанность.

Критерий 1. «Беглость»

Этот критерий только для второго и третьего субтеста. Помогает сделать характеристику личности с творческой стороны.

Рисунки признаются неадекватными, если:

  • Не применялся стимульный материал;
  • рисункам даны названия, не имеющие смысла;
  • Абстрактные рисунки.

Как подсчитать?

  • Если во 2 субтесте есть фигуры, которые незакончены, то количество баллов будет соответствовать их количеству.
  • Если пары параллельных линий в 3 субтесте используются для одного рисунка, то засчитывается 1 балл.

Критерий 2. Оригинальность

Пример для рисунка по 1 рисунку.

Баллы Вид рисунка
Лицо, голова, птица,
1 Глаза, море, волны
2 Другие оригинальные рисунки

Критерий 3. Абстрактность названия

Баллы Название
Общее название для ряда предметов
1 Название с действиями предмета, например, птицы летают
2 Образные названия
3 Названия, которые точно соответствуют рисунку и передают ее смысл

Критерий 4. Сопротивление замыканию

Баллы подсчитываются только для второго субтеста.

Баллы Замыкание фигуры
Самым быстрым и простым способом
1 Соединение простое, но дополненное элементами снаружи
2 Нет замыкания или сложное замыкание

Критерий 5. Разработанность

Разработанность – это то, насколько хорошо прорисован рисунок, есть ли тени, штрихи и т.д.

Баллы Наличие деталей
Примитивные рисунки
1 Каждая существенная деталь и повтор предметов, имеющих отличие друг от друга
  • меньше 30 баллов — это плохой результат;
  • от 30 до34 баллов — ниже нормального;
  • от 35 до 39 баллов — чуть ниже нормального результата;
  • 40 – 60 баллов — считается нормальным результатом;
  • от 61 до 65 баллов — чуть больше нормального;
  • от 66 до 70 баллов — выше нормального;
  • больше 70 баллов — отличный результат.

Описание типов мышления по методике Дж. Брунера

Итак, вы прошли тест и узнали, какой тип мышления преобладает у вас. Ниже вы можете ознакомиться с описанием к каждому типу.

Предметное мышление

Предметное мышление подразумевает принятие информации последовательно, когда сложная операция разбивается на цепочку более простых. Такое мышление характерно людям с практическим складом ума.

Они не любят долгие рассуждения и фантазии, сразу берутся за дело и доводят его до конца. Они ищут и находят выгоду от каждого действия. Быстро приспосабливаются к переменам.

И, по сути, отлично развиваются во всех сферах деятельности, особенно если поставят перед собой такую цель. Считается, что такой склад ума присущ мужчинам.

Символическое мышление

Символическое мышление характерно людям с математическим складом ума. Результатом мыслительной деятельности является четко-выстроенная цепочка действий с причинно-следственными связями.

Таким людям важно понять, почему произошло именно так, а не по-другому. Они стараются докопаться до истины, даже если результат им не понравится

Про таких людей говорят – человек с аналитическим складом ума, для которого на первом месте стоят разум и расчет, а не эмоции.

Они упрямы и независимы. Такие люди мало восприимчивы к критике. У таких людей часто высоко развита интуиция, что означает предсказание дальнейших событий на основании уже пережитого опыта и сделанных на основании этого выводов. Для них характерны такие сферы деятельности, как наука, бизнес, политика, организаторская деятельность.

Знаковое мышление

Знаковое мышление характерно людям с гуманитарным складом ума. Такое мышление подразумевает быстрое усвоение большого количества информации за счет ее преобразования из знаков и ярких фрагментов в большую единицу. Таким людям легче усваивать информацию, когда участвует зрительная память.

Такие люди редко стараются разобраться в сути, им важен сам факт свершившегося. Они восприимчивы и ранимы, эмоциональны. Люди со знаковым мышлением отдают предпочтение таким дисциплинам как история, литература и искусство, как художественное, так и другие его сферы. А также юриспруденция, право.

Образное мышление

Образное мышление присуще людям с художественным складом ума. Это нестандартный тип мышления. Такие люди любят передавать информацию через образы, а не слова, чем ставят в тупик своих собеседников. Во врем разговора они часто употребляют прилагательные, сравнительные обороты.

Такие люди любят фантазировать и мечтать. Они очень восприимчивы к критике и остро реагируют на переживаемые события. Такие люди чаще всего встречаются среди представителей творческих профессий.

Креативное мышление

Креативное мышление выражается в способности человека генерировать новые идеи. Такие люди мыслят нестандартно. Несомненно – это признак творческого человека. Они легко выражают собственные мысли, легко общаются с людьми.

Креативные люди чаще всего успешны в бизнесе, управлении, творческих профессиях. Они не выносят рутины и могут быть восприимчивы к критике. Креативное мышление, как и другие типы мышления можно развивать и совершенствовать.

Универсальное мышление

Такой вариант вы не найдете в ответах к тесту, так как он подразумевает, что у человека одинаково развиты все типы мышления. Такой вариант не предполагает алгоритм опроса. Универсальны ли ваши когнитивные способности, можно узнать по следующему признаку – они усваивают практически любую информацию:

  • Пишут стихи
  • Разбираются в графиках и чертежах
  • Легко сходятся с людьми
  • Запоминают большие объемы информации
  • И многое другое

Такие люди могут реализоваться в любой сфере – гуманитарной, математической, финансовой. Все будет зависеть от того, что выберут они.

Пояснение результатов теста

Не существует человека только с одним типом мышления. Каждый из описанных вариантов преобладает в большей или меньшей степени. Для того, чтобы узнать, какой вариант у вас на втором месте, пройдите тест еще раз, но выбирайте для каждого вопроса второй по значимости ответ.

Интерпретация результатов теста Торренса для оценки творческих способностей

«Беглость»
оценивается во втором и третьем субтесте. Она характеризует продуктивность человека с творческой стороны. Подсчитайте общее количество ответов. Неадекватными признаются рисунки следующего плана: при создании не использовался стимул материал; варианты с бессмысленным названием; абстрактные зарисовки. Не учитывайте их при подсчете баллов, выполняя диагностику креативности (тест Торренса).

Оценка результата:

  • Если несколько незаконченных фигур во втором субтесте использованы при создании одного рисунка, начисляйте количество баллов, которое соответствует числу фигур.
  • Когда пары параллельных линий в третьем субтесте использованы при создании одной картинки, начисляйте один балл.

«Оригинальность»
— значимый показатель
креативности. Степень оригинальности указывает на самобытность, нешаблонность, особенность творческого мышления человека.

Посчитывайте показатель креативности по трем субтестам Торренса в соответствии с правилами:

  • Оценка основывается на статистической редкости ответа человека от 0 до 1 балла.
  • Оценивается только рисунок, а не его название.
  • Общая оценка получается в результате сложения баллов по всем рисункам.

«Абстрактность названия»
— способность выделять главное, понимать суть проблемы. Показатель подсчитывайте в субтестах 1 и 2. Выставляйте оценку от 0 до 3, подсчитывая Торренса на творческое мышление.

  • 0 баллов: незаурядные названия, простые наименования из 1 слова.
  • 1 балл: простые описательные названия, выражающие то, что видно на рисунке (серый дом, голубая река).
  • 2 балла: образные описательные названия (уютный деревенский дом, живописная голубая река).
  • 3 балла: философские названия, выражающие суть рисунка, его глубинный смысл.

«Сопротивление замыканию»
— отражает способность оставаться открытым новизне, долго откладывать принятие окончательного решения для того, чтобы совершать мыслительный скачок и создавать оригинальную идею. Показатель подсчитывайте только в субтесте 2. Выставляйте оценку от 0 до 2 баллов.

  • 0 баллов: фигура замыкается самым простым и быстрым способом: с помощью кривой или прямой линии, закрашивания или сплошной штриховки, цифры или буквы.
  • 1 балл: решение превосходит заурядное соединение фигуры, а тестируемый замыкает фигуру быстро, но дополняет деталями снаружи потом.
  • 2 балла: стимульная фигура не замыкается, оставаясь открытой частью, или замыкается с помощью сложной конфигурации.

«Разработанность»
— отражает умение детально разрабатывать идеи. Оценивается в трех тестах креативности
Торренса, разработанных для диагностики творческого мышления сотрудника.

  • Начисляйте 1 балл за каждую существенную деталь, дополняющую исходную фигуру. Оценивайте однотипные мелкие детали вместе: все лепестки — 1 балл, сердцевина цветка — 1 балл.
  • Если рисунок содержит много одинаковых предметов, оценивайте разработанность одного из них, но добавляйте баллы и за другие. Например: в саду несколько одинаковых деревьев, в небе — облака и т. п. Давайте по дополнительному баллу за каждую существенную деталь из деревьев, цветков, птиц и еще балл за идею нарисовать аналогичные картинки.
  • Когда предметы повторяются, но имеют отличительную деталь, давайте по баллу за каждую из них. Например: много цветов, но у каждого свой оттенок — 1 балл за каждый цвет.
  • Примитивные изображения оценивайте в 0 баллов.

Проанализируйте ответы на тест Торренса, подсчитайте результаты. Сложите все баллы, полученные в ходе проведения оценки, после чего разделите их на пять.

  • Меньше 30
    . Очень плохо.
  • От 30 до 34
    . Меньше нормы.
  • От 35 до 39
    . Немного ниже нормы.
  • От 40 до 60
    . Норма.
  • От 61 до 65
    . Незначительно выше нормы.
  • От 66 до 70
    . Выше нормы.
  • Больше 70
    . Превосходно.

Тесты креативности Э. П. Торренса подходят не для всех сфер, но они незаменимы при оценке офисных работников
, дизайнеров, маркетологов и т. д. Чтобы получить достоверные результаты, правильно и подробно объясняйте, что нужно сделать вашим сотрудникам или кандидатам на вакантную должность.

Вывод

Если трудовая деятельность подразумевает решение необычных ситуаций, используйте тест Торренса, чтобы оценить неординарность мышления сотрудников. Учитывайте, что лучше пригласить эксперта, чем неправильно интерпретировать результаты. Не переоценивайте собственные силы, ведь этот тест не относится к легким вариантам проверки персонала.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: