Итоговый тест по дисциплине «основы деловой культуры»

СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ

При изучении личностных свойств большой
интерес представляет разница между показателями
реального и идеального образа Я конкретного
человека. Наиболее простой и часто встречающийся
вариант — наличие незначительных
количественных различий, которые позволяют
судить о том, какие особенности своего стиля
межличностного поведения индивида не
устраивают.
Опыт показывает, что образы реального и
идеального Я являются неотъемлемой частью
структуры целостного Я. Это те противоречивые
тенденции, которые нередко затрудняют
самопонимание, заставляя человека до конца дней
своих размышлять о том, какой же он на самом деле.
Окружающими человек чаще воспринимается
согласно его идеальному Я, а его актуальное Я
нередко представляет собой его внутренние
проблемы, в какой-то степени осознанные и взятые
под контроль.
Умеренное (неконфликтное) расхождение или,
скорее, неполное совпадение должно
рассматриваться как необходимое условие для
дальнейшего развития личности и
самосовершенствования.
Неудовлетворенность собой чаще наблюдается у
лиц с заниженной самооценкой (V, VI, VII октанты), а
также у лиц, находящихся в состоянии
затянувшегося межличностного конфликта (IV
октант).
Противопоставление в реальном и идеальном Я
октантов I и V свойственно лицам с проблемой
болезненного самолюбия, нереализованной
авторитарности; то же в отношении IV и VIII: они
выявляют конфликт между стремлением личности к
признанию группой и собственной спонтанной
агрессивностью (проблема подавляемой
враждебности), III и VII октанты выявляют борьбу
разнонаправленных мотивов — самоутверждения и
аффилиации (стремления к слиянию с другими); II и VI
октанты противопоставляются в реальном и
идеальном Я у лиц с проблемой
независимости-подчиняемости, возникающей в
служебной, учебной или семейной ситуации и
вынуждающей повиноваться вопреки внутреннему
протесту.
Личности, у которых по данным ДМО обнаруживаются
доминантные, агрессивные и независимые черты
поведения, значительно реже проявляют
недовольство своим характером и межличностными
отношениями, однако и у них может выявляться
тенденция к совершенствованию своего стиля
межличностного взаимодействия с окружением; при
этом возрастание показателей того или иного
октанта в образе идеала Я определит направление,
по которому развивается личность в целях
самосовершенствования. Это имеет большое
значение для психолога при выборе методов
коррекции поведения индивида с учетом
личностных ресурсов и степени осознания
имеющихся проблем. Наличие выраженного
внутриличностного конфликта, проявляющегося
значительным расхождением показателей ДМО при
оценке реального и идеального Я, является
свидетельством высокой невротизации.

Описание методики

Методи­ка УСК

(уровень субъективного контроля) получила наибольшее распространение в нашей стране, авторами которой явля­ются Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, Л. М. Эткинд.

В основе данной методики лежит концепция локуса контроля Дж. Роттера. Однако у Роттера локус контроля считается универсальным по отношению к любым типам ситуаций: локус контроля одинаков и в сфере достижений, и в сфере неудач. При разработке методики УСК авторы исходили из того, что иногда возможны не только однонаправленные сочетания локуса контроля в различных по типу ситуациях. Это положение имеет и эмпирические подтверждения. В связи с этим разработчики теста предложили выделить в методике диагностики локуса контроля субшкалы: контроль в ситуациях достижения, в ситуациях неудачи, в области производственных и семейных отношений, в области здоровья.

Всего опросник УСК состоит из 44 пунктов.

В целях повышения достоверности результатов опросник сбалансирован по следующим параметрам:

1) по интернальности-экстернальности

— половина из пунктов опросника сформулирована таким образом, что положительный ответ на них дадут люди с интернальным УСК, а другая половина сформулирована так, что положительный ответ на нее дадут люди с экстернальным УСК;

2) по эмоциональному знаку

— равное количество пунктов опросника описывают эмоционально позитивные и эмоционально негативные ситуации; 3) по направлению атрибуций— равное количество пунктов сформулировано в первом и третьем лице. В отличие от шкалы Роттера в опросник включены пункты, измеряющие интернальность-экстернальность в межличностных и семейных отношениях. Для медико-психологических исследований в него включены пункты, измеряющие УСК. в отношении болезни и здоровья.

Для увеличения спектра возможных применений опросника он сконструирован в двух вариантах, различающихся форматом ответов испытуемых.

Вариант А

, предназначенный для исследовательских целей, требует ответа по 6-балльной шкале «-3, -2, -1, +1, +2, +3», в которой ответ «+3» означает «полностью согласен», «-3» — «совершенно не согласен» с данным пунктом.

Вариант Б

, предназначенный для клинической психодиагностики, требует ответов по бинарной шкале «согласен — не согласен».

Как показали исследования, проведенные на нормальных испытуемых — студентах, ответы на все пункты опросника имеют достаточный разброс: ни одна из половин шкалы не выбиралась реже, чем на 15% случаев. Результаты заполнения опросника отдельным испытуемым преобразуются в стандартную систему единиц—стенов и могут быть наглядно представлены в виде профиля субъективного контроля.

Показатели опросника УСК организованы в соответствии с принципом иерархической структуры системы регуляции деятельности таким образом, что включают в себя обоб­щенный показатель индивидуального УСК, инвариантный к частым ситуациям деятельности, два показателя среднего уровня общности, дифференцированные по эмоциональному знаку этих ситуаций, и ряд ситуационно-специфических показателей. Процедура проведения Инструкция

Внимательно прочитайте каждое из утверждений, приведенных ниже и отметьте на бланке ответов:

  • -3 – не согласен полностью
  • -2 – не согласен частично
  • -1 – скорее не согласен, чем согласен
  • +1 – скорее согласен, чем не согласен
  • +2 – согласен частично
  • +3 – согласен полностью

Клиническая значимость

Области применения ГТ благодаря его компактности и структуре могут быть весьма разнообразны. Особенности конструкции ГТ, позволяющие учитывать личностные, интрапсихические и социально-психологические переменные, дают возможность не только исследовать соответствующие характеристики, но и устанавливать связи между внутри- и межличностными переменными, соотносить личностные признаки с межличностным взаимодействием, социальным поведением, социальными установками и реакциями личности.

Основное отличие ГТ от других психологических тестов заключается в том, что он в значительной степени учитывает социальные установки и реакции личности, что делает его пригодным не только для исследования личности, но и для анализа социальных отношений, в особенности межличностных отношений в малых группах.

В индивидуальной диагностике наличие трех вариантов методики расширяет диапазон ее применения по сравнению с классическими личностными тестами. ГТ позволяет получить психологический автопортрет, отражающий комплекс качеств, представление о которых может в значительной степени способствовать решению дифференциально-диагностических задач (различные формы неврозов, неврозы и психопатии и пр.). В руководстве по применению ГТ авторы приводят типичные профили больных неврозами, язвенной болезнью желудка и ДПК, делинквентных подростков и др. Наряду с этим ГТ может быть использован для получения информации о том, каким испытуемый хотел бы видеть себя (идеальное «Я»)

Сопоставление реального и идеального образов «Я» имеет важное значение для психологической диагностики, поскольку степень сходства или различия двух параметров позволяет диагностировать такую важнейшую личностную характеристику как самооценка и, косвенным образом, «индекс невротичности». Возможно также использование ГТ для получения независимых характеристик испытуемого со стороны членов его семьи, лечащего врача и других лиц его окружения

Сопоставление самохарактеристик с независимыми характеристиками в значительной степени способствует объективизации самооценки испытуемого.

Групповая диагностика с помощью ГТ может проводиться по двум различным направлениям. Первое направление — диагностика межличностного взаимодействия, основанная на рассмотрении взаимоотношений между членами группы, частями группы и разными группами. Так, например, ГТ предоставляет важную информацию для анализа взаимоотношений врачей и пациентов в отделении, отношений между супругами, между пациентами психотерапевтической группы. Второе направление групповой диагностики — это анализ типичных свойств коллективов и групп по сравнению с нормой или контрольной группой. Групповая диагностика позволяет дополнить представления об интрапсихических особенностях пациента представлениями об особенностях межличностного взаимодействия, иными словами, включить межличностный, поведенческий аспект в контекст реализации диагностических задач.

ГТ также может быть полезен в исследованиях, направленных на контроль за эффективностью психотерапии. Особенностью структуры ГТ является то обстоятельство, что наряду с постоянными во времени личностными свойствами, авторы включили переменные, которые связаны с ожидаемыми изменениями при проведении психотерапии. Однако в этих исследованиях возможны методические затруднения, связанные с тем, что в отличие от MMPI и подобных опросников ГТ не имеет предпочтительных направлений в отдельных шкалах, которые определенным образом диагностируют неврозы: изменения влево и вправо в равной степени могут отражать усиление и ослабление невротических тенденций, оценка изменений при таком методе зависит от исходных позиций по отдельным шкалам. Усреднение же показателей в этом случае приведет к нивелировке как изначально имеющихся различий, так и возникающих изменений, представленных в самохарактеристиках обследуемых пациентов. Рекомендуется в случае разных клинических групп и различной по форме и длительности психотерапии разрабатывать релевантные выборке специальные шкалы на базе всех 40 пунктов опросника.

Наряду с областью клинико-психологических исследований ГТ может быть использован при проведении социально-психологических исследований, так как возможность изучения с помощью ГТ психологических автопортретов, независимых характеристик и образов идеального «Я», ауто- и гетеростереотипов, представлений о профессии (образа профессии), групповых эталонов (идеалов) и т. п. делает особенно широким спектр его применений в этой области исследований.

Виды рукопожатий

Выше мы рассмотрели типы рукопожатий и их невербальный характер, а сейчас пора взглянуть на другие виды, ведь простым протягиванием руки этот жест может не ограничиваться.

Рукопожатие двумя руками

Очень популярно среди политиков. Человек протягивает правую руку, как обычно, а левой поддерживает руку собеседника. Используя такой жест, бизнесмен хочет подчеркнуть, что ему можно доверять. Но не рекомендуется делать нечто подобное при первом знакомстве, вы можете показаться неискренним и наигранным.

Очень сильное рукопожатие

Если ваш партер жмет руку до хруста пальцев, он просто невоспитанный и агрессивный человек, который привык брать свое без спроса и разрешения.

Рукопожатие с вытянутой рукой

Принято сжимать руку в локте, но если ваш знакомый протягивает прямую, как шест руку, это означает, что он скрытный человек, который не хочет впускать, как минимум вас, в зону своего доверия. Также подобным образом происходит приветствие с людьми из сельской местности, которые привыкли к большим расстояниям между двумя собеседниками. Это объясняется наличием в местности, где они проживают, большой свободной площади на одного человека и отсутствием необходимости теснится, как в городе на остановке в час пик. Отсюда и привычка держать большую физическую дистанцию.

Обработка результатов

Результаты опроса оцениваются при помощи «ключа». Каждому ответу, совпадающему с «ключом», присваивается один балл. Сумма баллов составляет первичную оценку, полученную по соответствующей шкале.

Ключ

Слева приводятся пункты шкал, справа — номера правильных (работающих) ответов. При совпадении с ключом ответ оценивается в 1 балл, при несовпадении — 0 баллов.

Ie Ce Ае
1 1, 2, 3, 4 30 1, 2, 3, 4 4 1, 2
3 1, 2, 3, 4, 5 33 1, 2, 3, 4 8 1, 2
5 1, 2, 3, 4, 5 36 1, 2, 3 12 1
7 1, 2, 3 41 1, 2, 3, 4, 5 17 1, 2, 3
9 1, 2, 3 44 1, 2, 3, 4 19 3, 4, 5, 6
11 1, 2 47 1, 2, 3, 4, 5 21 1
13 1 50 1, 2 23 1
15 1 53 1, 2, 3, 4 25 3, 4, 5, 6
16 1 54 1, 2, 3 27 1
Iw Cw Aw
28 1, 2 2 1, 2, 3, 4, 5 29 1
31 1, 2 6 1, 2, 3 32 1, 2
34 1 10 1, 2, 3 35 5, 6
37 1 14 1, 2, 3 38 1, 2, 3
39 1 18 1, 2, 3, 4 40 5, 6
42 1, 2, 3 20 1, 2, 3, 4 43 1
45 1, 2, 3 22 1, 2, 3, 4 46 4, 5, 6
48 1, 2, 3, 4 24 1, 2 49 1
51 1, 2, 3 26 1, 2 52 5, 6

Таким образом, получают баллы по всем основным шести шкалам (Ie, Iw, Се, Cw, Ae, Aw), которые представляют собой целые числа в интервале от 0 до 9.

Далее при анализе данных обращают внимание на соотношение, комбинацию баллов по основным шкалам, которая позволяет вычислить индекс объема интеракций 

(e+w)(e+w)

 и индекс противоречивости межличностного поведения 

(e−w)(e−w)

 внутри и между отдельными Сластями межличностных потребностей.

Полученные данные позволяют также определить коэффициент взаимной совместимости в Диаде. Он высчитывается следующим образом; если обозначим выраженное поведение индивида А в той или иной области символом е1, а индивида Б — символом е2, а требуемое поведение этих лиц — соответственно w1 и w2, то коэффициент совместимости имеет вид 

K=+K=+

Интернальность достижений

В этом разделе тест на уровень субъективного контроля демонстрирует, с чем люди связывают свои достижения, как их объясняют.

Большое количество баллов набирают те, кто испытывает уверенность в том, что своими жизненными достижениями они обязаны личностным качествам, полученному образованию, собственным усилиям, разумности принятых решений и осуществленного выбора. В жизни такие люди всегда имеют вполне осязаемую, конкретную цель и план действий, необходимых для ее достижения.

Те же, кто набирает небольшое количество баллов, – мечтатели, представители творческих профессий, лишенные коммерческой жилки и прочие «витающие в облаках» личности. Собственные жизненные успехи, какие-либо достижения такие люди искренне принимают за счастливые случаи, результаты вмешательства высших сил или же чью-то добрую волю. Иными словами, такие люди не склонны принимать на себя ответственность доже за вполне значимые достижения и успехи.

Разброс оценочного критерия по этой шкале составляет от 0 до 12 баллов.

Методы исследования субъективного отражения межличностных отношений

Она включает три методики диагностики межличностных
отношений в человеке на четырех уровнях. Результаты всех измерений переводятся
в так называемую дискограмму — круг, состоящий из восьми психологических
тенденций (октант). Они определенным образом ориентированы на две основные оси
в межличностных отношениях. По мнению Т. Лири, это доминирование — подчинение и
дружелюбие
— агрессивность. Октанты включают в себя черты, характеризующиеся
следующими восемью психологическими тенденциями: 1) склонность к лидерству —
властность — деспотизм; 2) самосознание — самоуверенность — нарциссизм; 3)
требовательность — неумолимость — жестокость; 4) скептицизм — упрямство —
негативизм; 5) уступчивость — кротость — пассивная покорность; 6)
благонадежность — покорность — зависимость; 7) добросердечность — бескорыстие —
чрезмерный конформизм; 8) Отзывчивость — бескорыстие — готовность к
самопожертвованию.

Первый уровень личности — уровень общественного
межличностного поведения — измеряется 8 шкалами MMPI, а результаты переводятся
в 8 основных октантов дискограммы. Второй уровень — самовосприятие и образ
других — измеряется с помощью специально созданного списка черт личности,
состоящего из 128 прилагательных. Этот перечень и краткое описание методики
можно найти в книге «Общая сексопатология» (М., 1977) под редакцией
Г.В. Васильченко. Третий уровень — уровень бессознательного и символов личности
— измеряется с помощью 10 карт ТАТ. Респондента просят описать каждое изображение
в двух предложениях. Четвертый уровень, осознанный идеал, измеряется путем
заполнения того же списка личностных качеств и просьбы испытуемого ответить,
кем бы он хотел быть.

Это дает оценку личности в соответствии с 8 основными
психологическими тенденциями на разных уровнях организации личности.

Несмотря на всю проработанность тестовой батареи, остается
неясным, как соотносить различные уровни друг с другом (особенно
бессознательный уровень и символы личности), а также не хватает данных о
стандартизации всей тестовой батареи, о количественном сравнении результатов.
Таким образом, советскими психологами широко используется не батарея тестов, а
список личностных черт. Сама техника также может быть выполнена наблюдателем,
чтобы потом сравнить ее с результатом выполнения самим человеком.

В целом, одним из способов диагностики межличностных
отношений является определение тех индивидуальных качеств и характеристик,
которые влияют на сами отношения. Существуют различные словесные шкалы для
определения того или иного качества. Что касается более общей методологии, то
большинство авторов сходятся во мнении, что лучшей из разработанных на
сегодняшний день методик для этой области является Калифорнийский
психологический личностный опросник. Он может использоваться для решения
различных задач как в научных исследованиях, так и в психологической практике.

Чтобы понять межличностное поведение человека, недостаточно
знать в деталях внешнюю ситуацию и мотивацию человека. Личность активна, и ее
отношение к действительности требует осмысления, преобразования, выхода за
пределы данного, постановки и решения в той или иной форме новых творческих
задач (Джидарьян И.А., 1983, Кон И.С., 1982; Леонтьев А.Н., 1975). Для более
глубокого понимания и решения прикладных задач, особенно коррекционных,
исследователю необходима информация о субъективном отражении индивидом
межличностных отношений, себя в них, своих выражений и о психологическом смысле
определенного типа реакции субъекта. Методы исследования субъективного
отражения межличностных отношений появились, прежде всего, в ответ на запрос
прикладных областей психологии — индивидуального и семейного психологического
консультирования и психотерапии, в которых необходимо знание субъективного мира
клиента для достижения практических целей. Большинство из этих методов являются
проективными.

Методы тематической апперцепции часто используются для
изучения особенностей отражения межличностных отношений. Для взрослых
используется TAT (Murray N., 1943), для детей — CAT (Bel-lak S., Bellak L.,
1949), Blacky Pictures (Blum G., 1950) и др. Мы представим менее известную
методику для изучения межличностных отношений в семье — FPI (Howells J.,
Lickowish J., 1967), которую можно использовать для исследования как взрослых,
так и детей.

ОЦЕНКА УЧИТЕЛЮ

При попытке выявить оценку учащимися своих
учителей в эксперименте, проведенном в одной
из московских школ, было обнаружено следующее.
В целом образ идеального учителя у большинства
учащихся характеризовался высоким альтруизмом,
ответственно-великодушным стилем
межличностного поведения в сочетании с чертами
лидерства и способностью к сопереживанию (VIII, VII и
I октанты). Обычно такими оценками учащиеся
удостаивали наиболее опытных педагогов с
большим стажем работы.
Учителя, использующие императивно-дидактический
стиль, наделялись большей агрессивностью (III
октант); формально хорошо выполняющие свою
работу, но несколько дистантные по стилю
поведения учителя получали оценку с
преобладанием II октанта (сноб, нарцисс,
самодостаточная личность).
Женщина-педагог чаще идеализировалась учениками
мужского пола, в то время как мужчина-педагог
чаще ученицами-девочками. По данным ДМО, это
проявлялось преобладанием баллов VIII октанта
(великодушие, альтруизм) при оценке личности
обожаемого педагога.
Образ малоуважаемого, низко оцениваемого в
профессиональном плане учителя отражался в
психограмме ДМО пустыми (незаштрихованными) VIII и
VII октантами, что свидетельствовало о
констатации отсутствия у него альтруизма и
способности к сопереживанию в мнении учащихся.
Итак, применение ДМО при дифференцированном
выборе воспитательных мер удобно из-за простоты
и лаконичности. Однако, учитывая незащищенность
методики перед лицом мотивационных искажений и
субъективизма самооценки, следует использовать
в дополнение к нему ИТО, метод цветовых выборов,
тест Сонди и другие психодиагностические
методики.
На сегодняшний день с уверенностью можно
сказать, что тест ДМО является весьма
эффективным инструментом психодиагностического
исследования, нашедшим свое применение в самых
различных сферах прикладной психологии, в том
числе в повседневной работе школьного психолога.

Расшифровка результатов теста

По каждой шкале можно набрать от нуля до девяти баллов. Отклонение от средних показателей в большую или меньшую сторону означает, что описанные черты проявляются ярче или слабее:

  • 0–1 и 8–9 баллов – максимально низкие и высокие показатели соответственно.
  • 2–3 и 6–7 – низкие и высокие оценки;
  • 4–5 – пограничные баллы. В действиях личности сочетаются противоречивые тенденции.

Важно помнить, что баллы по шкалам нужно рассматривать в совокупности друг с другом. К примеру, у тестируемого высокие результаты по шкалам А (сфера аффекта) сочетаются с низкой оценкой по шкалам I (сфера включения)

Это значит, что такому человеку присуще желание разделять с другими эмоционально-положительные связи, однако при этом он неспособен налаживать контакты и заводить знакомства.

Ie – выраженное поведение в сфере включения

Высокие баллы характерны для личности, которая активно вращается в различных кругах и много общается с людьми. Те, кто демонстрирует такие показатели, искренне интересуются собеседниками и ожидают не меньшего интереса к их собственной личности.

Невысокие баллы означают, что человеку не очень комфортно находиться в компании, поэтому он предпочитает быть сам по себе и избегает общения.

Iw – требуемое поведение в сфере включения

Чем больше значения по шкале, тем сильнее личность стремится к тому, чтобы другие люди хотели общаться с ней, желали находиться в ее компании.

Невысокие показатели получают те, кто предпочитает поддерживать отношения с узким кругом близких и не настроены искать новые знакомства, не испытывают желания быть частью модной группы или общества по интересам.

Ce – выраженное поведение в сфере контроля

Высокие баллы свойственны тем, кто стремится доминировать, брать бразды правления в свои руки и решать сложные задачи – как свои, так и чужие.

Невысокие результаты по шкале получают люди, боящиеся принимать решения и всеми силами избегающие ответственности.

Cw – требуемое поведение в сфере контроля

Высокие баллы свидетельствуют о потребности в зависимости. Такие люди обычно не действуют сами, а ждут инструкций «сверху»: от родителей, начальства, более решительных приятелей.

Низкие баллы отражают непринятие человеком попыток контролировать его. Такая личность привыкла во всем полагаться на себя.

Ae – выраженное поведение в сфере аффекта

Высокие результаты показывают стремление к эмоциональным связям с окружающими. Такая личность склонна к проявлению горячей искренней привязанности.

Чем ниже баллы по шкале, тем больше настороженности по отношению к людям и тем сложнее демонстрировать привязанность.

Aw – требуемое поведение в сфере аффекта

Большое количество баллов означает, что человек нуждается в теплых чувствах и открытости со стороны окружающих.

Небольшие баллы характерны для тех, кто весьма тщательно подходит к выбору друзей, прежде чем начнет доверять чувствам, которые они демонстрируют.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: