Диагностика
Диагностикой и лечением эпилепсии занимаются неврологи. Некоторые из них специально расширяют свою квалификацию именно в этом направлении, что позволяет им действовать еще более эффективно.
Обследование больного с подозрением на эпилепсию включает в себя следующие методики:
сбор жалоб и анамнеза: врач подробно расспрашивает пациента о беспокоящих его симптомах, выясняет время и обстоятельства их возникновения; характерным признаком эпилепсии является появление приступов на фоне резких звуков, яркого или мигающего света и т.п.; особое внимание уделяется наследственности, перенесенным травмам и заболеваниям, образу жизни пациента и его вредным привычкам;
неврологический осмотр: врач оценивает мышечную силу, кожную чувствительность, выраженность и симметричных рефлексов;
ЭЭГ (электроэнцефалография): процедура регистрации электрической активности мозга, позволяющая увидеть характерную активность эпилептогенного очага; при необходимости врач может попытаться спровоцировать перевозбуждение с помощью вспышек света или ритмичных звуков;
МРТ головного мозга: дает возможность выявить патологические участки и образования: опухоли, трещины, очаги ишемии, последствия перенесенного инсульта и т.п.;
ангиография сосудов головы: введение в кровь контрастного вещества с последующей рентгенографией; позволяет увидеть участки сужения сосудов и ухудшения кровотока;
УЗИ головного мозга (Эхо-энцефалограмма): используется у детей первого года жизни, у которых еще не закрылся родничок; визуализирует опухоли и другие объемные образования, скопление жидкости и т.п.;
реоэнцефалография: измерение электрического сопротивления тканей головы, с помощью которого можно диагностировать нарушения кровотока;
общие обследования: общие анализы крови и мочи, биохимия крови, тесты на инфекции, ЭКГ и т.п. для комплексной оценки состояния пациента;
консультации узких специалистов: нейрохирурга, токсиколога, нарколога, психиатра и т.п
(назначается в зависимости от предполагаемой причины приступов).
Список исследований может меняться в зависимости от возраста больного, вида приступов, наличия хронических патологий и других факторов.
Причины нервного тика
В зависимости от первоначального состояния нервной системы ребенка различают:
- первичные нервные тики;
- вторичные нервные тики.
Первичные нервные тики
идиопатическимрасстройства нервной системыПричинами первичных нервных тиков являются:
- Психоэмоциональное потрясение. Наиболее частая причина нервных тиков у детей. Возникновение тика может спровоцировать как острая психоэмоциональная травма (испуг, ссора с родителями), так и длительная неблагоприятная психологическая обстановка в семье (недостаток внимания к ребенку, чрезмерная требовательность и строгость в воспитании).
- Тик первого сентября. Примерно у 10% детей нервный тик дебютирует в первые дни посещения школы. Это связано с новой обстановкой, новыми знакомствами, определенными правилами и ограничениями, что является сильным эмоциональным потрясением для ребенка.
- Нарушение питания. Недостаток в организме кальция и магния, участвующих в мышечном сокращении, может вызвать судорожную активность мышц, в том числе и тики.
- Злоупотребление психостимуляторами. Чай, кофе, всевозможные энергетические напитки активируют центральную нервную систему, заставляя ее работать «на износ». При частом употреблении таких напитков происходит процесс нервного истощения, что проявляется повышенной раздражительностью, эмоциональной нестабильностью и, как следствие, нервными тиками.
- Переутомление. Хроническое недосыпание, длительное пребывание за компьютером, чтение книг при плохом освещении ведут к повышению активности различных зон головного мозга с вовлечением экстрапирамидных систем и развитием нервных тиков.
- Наследственная предрасположенность. Последние исследования указывают на то, что нервный тик передается по аутосомно-доминантному типу наследования (если у одного из родителей есть дефектный ген, то у него будет проявляться данное заболевание, а вероятность наследования его ребенком составляет 50%). Наличие генетической предрасположенности не обязательно приведет к развитию заболевания, но шанс возникновения нервного тика у таких детей больше, чем у детей без генетической предрасположенности.
По степени выраженности первичный нервный тик может быть:
- Локальным – вовлекается одна мышца/группа мышц, и данный тик доминирует на протяжении всего периода заболевания.
- Множественным – проявляется в нескольких группах мышц одновременно.
- Генерализованным (Синдром Туретта) – наследственное заболевание, характеризующееся генерализованными моторными тиками различных групп мышц в сочетании с вокальными тиками.
По длительности первичный нервный тик бывает:
- Транзиторным – длительностью от 2 недель до 1 года, после чего проходит бесследно. Через определенное время тик может возобновиться. Транзиторные тики могут быть локальными или множественными, моторными и вокальными.
- Хроническим – длительностью более 1 года. Может быть как локальным, так и множественным. В течение болезни могут исчезать тики в одних группах мышц и появляться в других, однако полной ремиссии не наступает.
Вторичные нервные тики
Факторами, способствующими возникновению нервных тиков, являются:
- врожденные заболевания нервной системы;
- черепно-мозговая травма, в том числе и врожденная;
- энцефалит – инфекционно-воспалительное заболевание головного мозга;
- генерализованные инфекции – вирус герпеса, цитомегаловирус, стрептококк;
- интоксикация угарным газом, опиатами;
- опухоли головного мозга;
- некоторые медикаменты – антипсихотические препараты, антидепрессанты, противосудорожные, стимуляторы центральной нервной системы (кофеин);
- невралгия тройничного нерва – гиперчувствительность кожи лица, проявляющаяся болью при любых прикосновениях к лицевой области;
- наследственные заболевания – хорея Гентингтона, торсионная дистония.
Изменения в организме ребенка при нервном тике
Головной мозгНервные волокнаМышечные волокнаАТФдлительное, непроизвольное, часто болезненное сокращение мышцыПсихоэмоциональное состояние ребенка хотя до этого, возможно, не придавал ему никакого значения
Лечение синдрома
Терапия должна быть комплексной – это основное правило для лечения подобных состояний. Очень часто затруднительно определить этиологию заболевания для конкретного пациента, поэтому принято применять весь комплекс лечебных мер для достижения максимального эффекта.
Лечение состоит из нескольких назначений:
- Лечебный массаж.
- Лечебная гимнастика.
- Физиопроцедуры.
- Прием медикаментов.
В настоящее время развиваются инновационные способы лечения – в частности, ботулинотерапия
Но до сих пор план лечения составляют под каждого конкретного пациента – важно найти лекарство, которое поможет именно этому больному. Лечение направлено на нормализацию психомоторного состояния и стабилизацию мышечного тонуса
В клинике ЦЭЛТ работают внимательные специалисты. Обращайтесь с любыми проблемами – ваше здоровье в надежных и опытных руках.
- Паркинсонизм
- Невралгия тройничного нерва
Расстройства настроения (депрессии и мании у детей и подростков)
Первые признаки расстройств настроения могут проявляться у детей в возрасте 5-6 лет, но чаще всего данный вид нарушений психики встречается у подростков. Это связано с особенностями протекания полового созревания и социальной адаптации в этот период жизни. Существует два вида расстройств настроения:
- депрессивные расстройства характеризуются приступами депрессий (Эпизодами пониженного настроения), без приступов мании;
- биполярные расстройства отличаются чередованием приступов депрессии и мании. Период подавленности сменяется периодом подъема настроения, при этом отмечается возвращение к нормальному состоянию между приступами.
Случаи, когда приступы мании отмечаются без наличия депрессивных периодов, встречаются крайне редко.
Чаще всего развитие расстройств настроения связано с пережитым стрессом, например, смертью близкого человека, постоянной критикой родителей или учителей, неприятием ровесников или чередой трагедий. Но предрасположенность к развитию подобных состояний может передаваться по наследству.
ДУХ МИККИ-МАУСА
Грядет тихий час, но обитатели одной из палат, куда мы заходим, никак не угомонятся. При нашем появлении мальчик, что-то увлеченно рассказывавший соседям по комнате, мгновенно юркнул под одеяло и стал подглядывать за гостями. Это Олег (имена здесь и далее изменены. – Прим. ред.), ему 8 лет . Про него говорят – звезда отделения. Научил всех ребят вызывать духов.
– Это очень просто! – польщенный вниманием, мальчик раскрепощается. – На листе бумаги надо нарисовать любой персонаж, хоть Микки-Мауса, а внизу слова «да» и «нет»
Задавать вопросы и карандашом на нитке водить. В какую сторону карандаш склонится, такой и ответ.
Аналог спиритической доски Олег сделал сам. Врачи говорят, что к разговорам с привидениями мальчик относится очень серьезно.
– Он погружен в свой собственный мир. Склонен к смакованию ужасов, – поясняет Одинокова. – При этом боится темноты и призраков, которых вызывает.
У Олега шизотипическое расстройство. Это еще не шизофрения и может никогда ею не стать, но специфические черты недуга заметны: аномалии мышления, неадекватные эмоции, параноидальные идеи. Иногда этот тип расстройства так и называют – «вялотекущая шизофрения». До полноценной не хватает симптомов.
Под присмотром специалистов мальчик в безопасности, но как его особенности проявятся со временем, не может предсказать никто.
Ступор-сопор-кома в реанимационной практике
В реаниматологии ступор представляет собой одно из неотложных состояний с угнетением сознания, предшествующим сопору и коме. Различия между ступорозным, сопорозным и коматозным состояниями проявляются в глубине нарушения сознания больного:
- Ступор: отмечаются сонливость, нарушение ориентации в месте и времени. Состояние напоминает алкогольное опьянение, реакция на внешние раздражения снижена. Больной отвечает на вопросы медленно и вяло, нередко сразу же засыпая и впадая в ступор.
- Сопор: больной без сознания, реагирует только на сильные раздражители (укол, окрик, встряхивание), отвечая целенаправленными действиями. Состояние напоминает глубокий сон.
- Поверхностная кома: больной без сознания, отвечает на сильные болевые раздражители беспорядочными действиями.
- Глубокая кома: больной без сознания, нет реакции ни на какие внешние раздражители.
Ступор, сопор или кома могут возникнуть по причине целого ряда заболеваний, таких как инфекции головного мозга и его оболочек, острые расстройства мозгового кровообращения, сахарный диабет, заболевания печени и почек, тяжёлые черепно-мозговые травмы, острые отравления, передозировка наркотиков, алкоголя, некоторых лекарственных препаратов и т.д.
Вследствие этого состояние ступор может встречаться в практике врачей различных специализаций: неврологов, инфекционистов, эндокринологов, врачей общего профиля и т.д.
Преимущества клиники
Клиника «Энергия здоровья» работает, чтобы сделать качественную медицинскую помощь доступной каждому. Наши преимущества — это:
- врачи различных специальностей, регулярно совершенствующие знания и навыки;
- современное диагностическое оборудование;
- весь спектр лабораторных исследований;
- комплексные программы проверки здоровья;
- индивидуальный подход к подбору терапии;
- собственный дневной стационар;
- доступные цены на все услуги.
Эпилепсия – это заболевание, вынуждающее человека жить в постоянном страхе перед новым приступом. Возьмите недуг под контроль, запишитесь в «Энергию здоровья».
Осложнения
Состояние опасно тем, что может закончиться внезапным импульсивным возбуждением, а также суицидом. В профилактических целях необходимо своевременно оказать помощь ребенку.
Таким образом, если ваш ребенок все чаще начал погружаться в себя, он болезненно реагирует на стрессы или у него что-то произошло, не теряйте время. Вашему чаду нужна срочная помощь психиатра, не доводите до крайностей
Также важно своевременно предупредить ступор, для этого общайтесь с ребенком, узнавайте о его проблемах, не допускайте, чтобы он все держал в себе. Только доверительные отношения, спокойная семейная атмосфера могут помочь защититься от опасных психических состояний и заболеваний
Симптомы, на которые стоит обратить внимание
Ребенок не сидит на месте, не концентрируется, постоянно отвлекается, отмечаются нарушения походки, нарушение осанки, снижение мышечного тонуса, проблемы речи, нарушения сна и бодрствования. Все перечисленные проявления, чаще всего, является следствием различной степени поражений центральной нервной системы, которые могут проявляться в более поздние периоды развития ребенка.
Как показывают исследования, многие проблемы у детей чаще возникают на первом году жизни. Но не все родители своевременно обращаются к неврологу. Большие очереди на запись к специалисту, невнимательный осмотр из-за кратковременного приема и многие другие проблемы, мешают выявлению начальных неврологических проявлений.
СИММЕТРИЧНЫЙ ШЕЙНЫЙ ТОНИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС
СИММЕТРИЧНЫЙ ШЕЙНЫЙ ТОНИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС, СШТР. При выраженности симметричного шейного тонического рефлекса ребенок с повышенным флексорным тонусом в руках и туловище, поставленный на колени, не сможет разогнуть руки и опереться на них, чтобы поддержать массу своего тела. В таком положении голова наклоняется, плечи втягиваются, руки приводятся, сгибаются в локтевых суставах, кисти сжимаются в кулаки. В результате влияния симметричного шейного тонического рефлекса в положении на животе у ребенка резко повышается мышечный тонус в разгибателях ног, так что их трудно согнуть в тазобедренных и коленных суставах и поставить его на колени. Это положение можно ликвидировать, если пассивно поднять голову ребенка, взяв его за подбородок. При выраженности симметричного шейного тонического рефлекса ребенку трудно сохранить контроль головы, а соответственно и удержаться в положении сидя. Поднятие головы в положении сидя усиливает разгибательный тонус в руках, и ребенок падает назад. Опускание головы усиливает сгибательный тонус в руках, и ребенок падает вперед. Изолированное влияние симметричных шейных тонических рефлексов на мышечный тонус редко удается выявить, так как они в большинстве случаев сочетаются с АШТР.
Наряду с тоническими шейными и лабиринтным рефлексами в патогенезе двигательных нарушений у детей с церебральными параличами важную роль играют положительная поддерживающая реакция и содружественные движения (синкинезии).
Диагностика миопатии
Болезнь выражается:
- нарастающей симптоматикой;
- отсутствием судорог и неврологических проявлений;
- избирательной локализацией;
- характерной «утиной» походкой.
Для точной диагностики в первую очередь собирается анамнез, выясняется, были ли случаи этого недуга в семье. Затем проводится осмотр неврологом, в ходе которого врач оценивает мышечный тонус, распространение слабости, наличие истончения мускулов, степень деформации тела, выраженность рефлексов, походку, просит ребенка сесть из положения лежа и встать из положения сидя.
Лабораторная диагностика включает:
- клинический анализ крови;
- биопсию мышц;
- проверку уровня гормонов щитовидной железы.
Также проводится генетическое обследование ребенка и близких родственников.
Задержка психо-моторного развития при мышечной гипотонии у детей
Ярко выраженный синдром мышечной гипотонии оказывает существенное влияние на задержку моторного развития. Так, двигательные навыки при врожденной форме спинальной амиотрофии Верднига — Гоффманна у ребенка 9 — 10 месяцев могут соответствовать возрасту 2 — 3 месяцев. Задержка моторного развития, в свою очередь, становится причиной особенностей формирования психических функций. Например, отсутствие возможности произвольного захвата предмета приводит к недоразвитию зрительно-моторной координации, манипулятивной деятельности. Поскольку мышечная гипотония часто сочетается с другими неврологическими нарушениями (судороги, гидроцефалия, парезы черепных нервов, врожденный паралич лицевого нерва), последние могут модифицировать характер задержки развития, определяемой гипотонией как таковой. Качество самого синдрома мышечной гипотонии и его влияние на задержку развития будут варьировать в зависимости от заболевания. При судорогах, врожденном или рано приобретенном слабоумии не столько гипотония, сколько задержанное психическое развитие является причиной отставания двигательного, моторного развития.
АСИММЕТРИЧНЫЙ ШЕЙНЫЙ ТОНИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС (АШТР)
АСИММЕТРИЧНЫЙ ШЕЙНЫЙ ТОНИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС (АШТР) является одним из наиболее выраженных рефлексов при детском церебральном параличе. Выраженность АШТР зависит от степени повышения мышечного тонуса в руках. При тяжелом поражении рук рефлекс появляется почти одновременно с поворотом головы в сторону. Если руки поражены незначительно, что имеет место при легкой спастической диплегии, асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР) возникает непостоянно и для его появления требуется более длительный латентный период. Асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР) более ярко выражен в положении на спине, хотя его можно наблюдать и в положении сидя. АШТР, сочетаясь с тоническим лабиринтным рефлексом, препятствует захвату игрушки, развитию зрительно-моторной координации. Ребенок не может вынести руки вперед, чтобы приблизить кисти к средней линии, и соответственно удержать обеими руками предмет, на который он смотрит. Вложенную в руку игрушку ребенок не может поднести ко рту, глазам, так как при попытке согнуть руку голова поворачивается в противоположную сторону. Из-за разгибания руки многие дети не могут сосать свои пальцы, как это делает большинство здоровых детей. АШТР в большинстве случаев сильнее выражен на правой стороне, поэтому многие дети с церебральным параличом предпочитают пользоваться левой рукой. При ярко выраженном АШТР голова и глаза ребенка часто фиксированы в одну сторону, поэтому ему трудно проследить за предметом на противоположной стороне. В результате развивается синдром односторонней пространственной агнозии, формируются спастическая кривошея и сколиоз позвоночника. Сочетаясь с тоническим лабиринтным рефлексом, АШТР затрудняет повороты на бок и на живот. Когда ребенок поворачивает голову в сторону, возникающий АШТР препятствует движению туловища вслед за головой, и ребенок не может высвободить руку из-под туловища. Затруднение поворота на бок препятствует формированию у ребенка возможности переноса центра тяжести с одной руки на другую при выносе вперед тела, что необходимо для развития реципрокного ползания. Асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР) нарушает равновесие в положении сидя, так как распространение мышечного тонуса на одной стороне (повышение его преимущественно в разгибателях) противоположно распространению его на другой (преимущественное повышение в сгибателях). Ребенок теряет равновесие и падает в сторону и назад. Чтобы не упасть вперед, ребенок должен наклонить голову и туловище. Влияние асимметричного шейного тонического рефлекса (АШТР) на «затылочную» ногу может со временем привести к подвывиху в тазобедренном суставе в связи с комбинацией флексии, внутренней ротации и приведения бедра.
Подростковые панические атаки: причины, проявления
Подростковый возраст — с 10 до 17 лет. В это время организм активно растет, меняется физиология, психика.
Важный этап в жизни ребенка — половое созревание. Пубертат меняет все — тело, внешность, восприятие себя, окружающего мира. Повышение гормонального фона вызывает резкие перепады настроения. Ребенок старается казаться взрослым, но не готов принять на себя ответственность. Такое противоречие отражается на состоянии подростка. Он переживает, негатив накапливается, появляются внезапные выбросы неконтролируемых эмоций. Подростка одолевает приступ паники, признаками которого являются:
- спутанность мыслей;
- несвязность речи;
- двигательное беспокойство;
- головная боль;
- затрудненное дыхание, ощущение недостатка воздуха;
- скачки давления;
- учащенное сердцебиение;
- дрожь, озноб;
- повышенное потоотделение;
- тошнота;
- затрудненное глотание;
- онемение рук и ног;
- бледность или покраснение кожи;
- сухость во рту;
- учащенные позывы к мочеиспусканию.
Количество симптомов и признаков панической атаки у подростков — от 2 и более. К ним добавляется боязнь смерти, чувство страха, ощущение остановки сердца. Состояние длится 10-15 минут, возникает раз в неделю/месяц или несколько раз в сутки. В период между приступами ребенок может чувствовать себя нормально или, наоборот, у него меняется поведение, наступает депрессия, нарушается сон, болят мышцы.
Игнорировать эти признаки нельзя. Паника провоцирует нервный срыв, заболевание эпилепсией, болезни сердца, сосудов. Особо тяжелые случаи приводят к суициду. По официальным данным Росстата, за последний год из 2000 самоубийств более трети приходится на возраст 12-16 лет. Родители не понимают своих детей, навязывают им свое мнение, оказывают эмоциональное давление на ребенка, не хотят вникать в ситуации, не стараются помочь. В придачу к этому — загруженность в школе, усталость, проблемы в общении. Детская психика не может справиться с этим самостоятельно, что приводит к плачевному результату.
ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ПОДДЕРЖИВАЮЩАЯ РЕАКЦИЯ
ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ПОДДЕРЖИВАЮЩАЯ РЕАКЦИЯ, ППР. Влияние положительной поддерживающей реакции на движения проявляется в нарастании экстензорного тонуса в ногах при соприкосновении ног с опорой. Поскольку при стоянии и ходьбе дети с церебральными параличами (ДЦП) всегда вначале касаются опоры подушечками стоп, эта реакция постоянно поддерживается и стимулируется. Происходит фиксация всех суставов ног. Ригидные конечности могут удерживать массу тела ребенка, но они значительно затрудняют выработку реакций равновесия, для которых необходима подвижность суставов и тонкая регуляция постоянно реципрокно меняющегося статического состояния мышц.
МОЗЖЕЧКОВЫЕ НАРУШЕНИЯ у детей
Мозжечковые нарушения у детей первого года жизни могут быть следствием недоразвития мозжечка, поражения его в результате родовой травмы или асфиксии, в редких случаях — как результат наследственной дегенерации. Они характеризуются снижением мышечного тонуса, нарушением координации при движениях рук, расстройством реакций равновесия при попытках овладеть навыками сидения, вставания, стояния и ходьбы. Собственно мозжечковые симптомы — интенционный тремор, нарушение координации, атаксию можно выявить лишь после развития произвольной двигательной активности ребенка. Заподозрить расстройства координации можно, наблюдая за тем, как ребенок тянется к игрушке, захватывает ее, подносит ко рту, сидит, стоит, ходит. Дети грудного возраста с нарушением координации при попытке захватить игрушку делают много лишних движений, это особенно становится выраженным в положении сидя. Навыки самостоятельного сидения развиваются поздно (к 10 — 11 месяцам). Иногда и в этом возрасте детям трудно сохранить равновесие, они его теряют при попытке повернуться в сторону, взять предмет. Из-за боязни упасть ребенок долго не манипулирует предметами двумя руками. Ходить начинает уже после года, часто падает. Некоторые дети с нарушением реакций равновесия предпочитают ползать, в то время когда они уже должны ходить самостоятельно. Реже при мозжечковом синдроме у детей первого года жизни можно наблюдать горизонтальный нистагм и речевые нарушения как ранний признак мозжечковой дизартрии. Наличие нистагма и частое сочетание мозжечкового синдрома с другими нарушениями черепно-мозговой иннервации может придавать определенную специфику задержке развития в виде более выраженного запаздывания функции фиксации взора и прослеживания, зрительно-моторной координации, нарушения пространственной ориентации. Дизартрические расстройства особенно влияют на развитие навыков экспрессивной речи, вызывают такие проблемы, как задержка речевого развития и нарушения речи.
Прогноз
При отсутствии должного ухода прогноз довольно неутешительный. Если больной был помещен в государственное учреждение, где технически невозможно предоставить ему надлежащее лечение и досмотр, то высока вероятность его гибели. Если заболевание глубоко укоренилось в поведенческих аспектах, то вывести человека из ступора достаточно сложно. Прогноз неблагоприятен при наличии осложнений.
Кататонический ступор на начальной стадии, характеризующейся двигательными нарушениями, поддается лечению медикаментами
Это состояние приводит к личностной деградации, поэтому важно при появлении первых признаков развития патологии обратиться за квалифицированной медицинской помощью
Что такое «нервный срыв»?
Нервный срыв происходит, когда ребенок теряет контроль над своим поведением и может успокоиться, только когда достигнет стадии истощения.
Нервный срыв – это реакция на перегрузку, например, очень часто это последствие чрезмерной сенсорной стимуляции. Скандалы могут привести к нервным срывам, так что очень часто различить эти две поведенческие вспышки непросто, если вы плохо понимаете сенсорные реакции ребенка.
Когда человек с аутизмом испытывает слишком много стимуляции из окружающей среды, это может привести к перегрузке центральной нервной системы, которая теряет способность обрабатывать входящую информацию. Это фактически физиологический «затор на дороге» в центральной нервной системе, и поведение в ответ на сенсорную перегрузку – это проблематичное поведение водителя, который застрял в пробке. Представьте, что вы спокойно едете к пункту назначения, напеваете любимую песню и тут внезапно шоссе полностью встает. Теперь вы не можете продолжать путь, ваши ожидания от ситуации совершенно не оправдались, вы окружены огромными грузовиками, вдыхаете выхлопные газы, вас оглушают автомобильные гудки, а окна вашей машины находятся под прямыми солнечными лучами. Тревожность от самой ситуации усиливается от всех этих ощущений, и у вас начинается сенсорная перегрузка. Последнее, что вам нужно, это оставаться в этой пробке, но выхода у вас нет. Раздражение и перенапряжение – это нормальные реакции в такой ситуации. Может быть, вы выключаете радио, закрываете глаза, пытаетесь глубоко дышать, чтобы успокоиться (социально приемлемое желательное поведение). ИЛИ вы выскакиваете из машины и орете в приступе гнева (нежелательное дезадаптивное поведение).
В период повышенной тревожности и стресса симпатическая часть нашей автономной нервной системы начинает выработку гормона кортизола и запускает реакцию «бежать или сражаться». Когда люди с аутизмом или дисфункцией обработки сенсорной информации испытывают сенсорную перегрузку, они неспособны регулировать сенсорные сигналы из окружающей среды, и их тела начинают воспринимать эти сигналы как огромную угрозу.
В моменты нервного срыва контроль над поведенческими реакциями теряется
И очень важно это помнить – нельзя ожидать логических и рациональных ответов в ситуации, когда организм ребенка воспринимает обычные сенсорные сигналы как нападение
Из-за такой разницы в контроле над своим поведением стратегии для скандала и нервного срыва должны быть очень разными.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка, диагностика
- Сбор информации – интервью с ребенком, беседа с родителями, диагностические опросники.
- Нейропсихологическое обследование.
- Консультация педиатра.
- Сбор информации
Диагностический опросник
- Диагностический опросник СДВГ для подростков Вандербильта. Существуют версии для родителей, педагогов.
- Родительский симптоматический опросник проявлений СДВГ;
- Структурированный опросник Коннерса.
диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивности» у ребенка
Нарушение адаптации
Выражается несоответствием характеристикам нормальным для этого возраста; Нарушение внимания, когда ребенок не может сосредоточить свое внимание на одном предмете; Импульсивность и гиперактивность; Развитие первых симптомов в возрасте до 7-ми лет; Нарушение адаптации проявляется в различных ситуациях (в детском саду, школе, дома), при этом интеллектуальное развитие ребенка соответствует возрасту; Данные симптомы сохраняются на протяжении 6-ти и более месяцев
на протяжении 6-ти и более месяцев минимум 6 симптомов невнимательности и минимум 6 симптомов импульсивности и гиперактивностиПризнаки невнимательности
Не удерживает внимание на деталях. В работе допускает большое количество ошибок из-за небрежности и легкомыслия
Легко отвлекается. С трудом сосредоточивает внимание при игре и выполнении заданий. Не слушает речь, обращенную к нему. Не в состоянии довести до конца выполнение задания, сделать домашнюю работу. Не может придерживаться инструкции. Испытывает трудности в выполнении самостоятельной работы. Нуждается в руководстве и контроле со стороны взрослого. Сопротивляется выполнению заданий, которые требуют длительного умственного напряжения: домашних заданий, задач учителя или психолога. Избегает такой работы под разными поводами, выказывает недовольство. Часто теряет вещи. В повседневной деятельности проявляет забывчивость и рассеянность.
Признаки импульсивности и гиперактивности
- Совершает большое количество ненужных движений. Не может спокойно сидеть на стуле. Вертится, совершает движения, стопами, кистями, головой.
- Не может сидеть или оставаться на месте в ситуациях, когда это делать необходимо – на уроке, на концерте, в транспорте.
- Проявляет необдуманную двигательную активность в ситуациях, когда это недопустимо. Встает, бегает, крутится, без спросу берет вещи, пытается куда-то забраться.
- Не может спокойно играть.
- Чрезмерно подвижен.
- Излишне болтлив.
- Отвечает, не дослушав вопрос до конца. Не задумывается перед тем, как дать ответ.
- Нетерпелив. С трудом дожидается своей очереди.
- Мешает окружающим, пристает к людям. Вмешивается в игру или беседу.
- Нейропсихологическое обследование при СДВГ
С целью исследовать особенности работы мозга ребенку делаютэлектроэнцефалографическое обследование (ЭЭГ).бета-ритм снижен, а тета-ритм увеличен. в несколько раз выше нормы. Это говорит о том, что
- Консультация педиатра
Проявления сходные с СДВГ могут быть вызваны анемией, гипертиреозом и другими соматическими заболеваниями. Подтвердить или исключить их может педиатр, после анализа крови на гормоны и гемоглобин.
- Минимальная мозговая дисфункция (ММД) – легкие неврологические расстройства, вызывающие нарушения двигательных функций, речи, поведения;
- Повышенное внутричерепное давление (ВЧД) – повышенное давление ликвора (спинномозговой жидкости) которая находится в желудочках головного мозга, вокруг него и в спинномозговом канале.
- Перинатальное повреждение ЦНС – повреждение нервной системы, возникшее во время беременности, родов или в первые дни жизни.