Психодрама: как правильно сыграть самого себя на сцене и в жизни?

Что такое психодрама?

Психодрама – это метод психотерапии и психологического консультирования, во время которого клиент сам или с другими участниками отыгрывает определенную сценку. Театральность, импровизация, свобода эмоций и действий – вот, что определяет психодраму, несмотря на то, что у каждого участника есть своя роль.

Берется определенная ситуация для ее наглядного отображения. Либо ее отыгрывает сам клиент (монодрама), либо с другими участниками (групповая психодрама). Отыгрываться может как ситуация, так и ощущения, эмоции, обстоятельства. Ситуация может быть как реальной, так и выдуманной.

По жизни все люди играют в игры. Каждый имеет свои роли, которые отыгрывает. Проблемы возникают именно потому, что роль, которую играет человек, не способна решить конкретную ситуацию, которая возникла в реальном мире. Это значит, что нужно поменять роль либо внести в нее коррективы, новые действия, то есть модернизировать образ.

Жизненные трудности и проблемы вызывают отрицательные эмоции, из-за чего человек хочет убежать от боли. Жизнь становится приятной, когда все события разворачиваются по сценарию, который человек сам себе сочинил и желает прожить. Когда что-то идет не так, как хочется, жизнь кажется трудной. Когда все идет так, как задумано, тогда она становится легкой.

Но давайте вернемся к самой жизни

Обратите внимание на то, что современные компьютерные игры практически ничем не отличаются от реальной жизни. В отличие от игры, человек в реальной жизни не обладает сверхъестественными возможностями, начальными капиталами, множественными шансами возрождаться и т. д

Но по большому счету сценарии в играх похожи на сценарии реальной жизни: у человека есть цель, которую он желает достичь, и путь, по которому он идет, преодолевает трудности, получает мелкие награды и т. д. В жизни человек тоже желает чего-то достичь. И есть путь размером в несколько лет, в течение которых он пытается достичь своей цели, преодолевает преграды, иногда проигрывает, а порой и выигрывает

д. Но по большому счету сценарии в играх похожи на сценарии реальной жизни: у человека есть цель, которую он желает достичь, и путь, по которому он идет, преодолевает трудности, получает мелкие награды и т. д. В жизни человек тоже желает чего-то достичь. И есть путь размером в несколько лет, в течение которых он пытается достичь своей цели, преодолевает преграды, иногда проигрывает, а порой и выигрывает.

Давайте обратимся к рабочей сфере деятельности или бизнесу. Представьте, что и здесь вы играете в компьютерную игру. Вам необходимо вкладывать свои деньги, рисковать, проводить маркетинг, общаться с людьми, договариваться и т. д. В зависимости от того, как успешно вы все это будете делать, вы получаете доход. Пробуйте, рискуйте, не бойтесь, анализируйте, исправляйте ошибки, смотрите на результаты. Жизнь – это игра, в которую можно играть с удовольствием. Не нужно играть в компьютерные игры, когда у вас есть такая увлекательная игра, как реальная жизнь. Да, здесь боль и разочарование переживаются более глубоко, здесь невозможно все переиграть. Но здесь у вас больше есть возможностей и ходов, нежели в игре, где ресурсы и ходы прописаны и ограничены.

Виды психодрамы

Психологи различных времен разрабатывали виды психодрамы. Рассмотрим их:

  • Биодрама – когда люди отыгрывают роли каких-то зверей. Эффективно, когда человек не способен на себя примерить роль другого индивида.
  • Кукольная драма – разыгрывание проблемной ситуации на куклах, чтобы отобразить все переживания и эмоции, которые могут происходить. Клиент просто за этим наблюдает.
  • Импровизация – когда отыгрывается некая ситуация без заранее продуманного сценария.

Самым важным в психодраме является не сам процесс игры, в которой участвует человек, а инсайт – когда клиент приходит к некоему пониманию, просветлению. Важен конечный результат, когда человек начинает замечать свои неадекватные эмоциональные переживания, понимать причины своего поведения, меняется и внутренне трансформируется, начинает применять новые навыки.

В психодраме выделяют 5 ключевых позиций:

  1. Протагонист – сам клиент, который и рассказывает о своей проблеме.
  2. Режиссер (фасилитатор) – психотерапевт, который помогает клиенту анализировать происходящее.
  3. Вспомогательные «Я» — другие участники процесса, которые отыгрывают вспомогательные роли.
  4. Зрители – участники, которые не участвуют в сцене, однако принимают участие в обсуждении по окончании.
  5. Сцена – место, где проводится психодрама.

Психодрама Морено

Сам Морено заявлял, что впервые он использовал свою методику, побеседовав с молодым театральным актером. Тот поведал о трудностях в отношениях с возлюбленной. Воспользовавшись содействием коллег парня, психоаналитику удалось вывести его на сцену, где предложил ему в импровизационной форме рассказать о своих переживаниях. Этот опыт оказался полезным не только для актера, но и для всей труппы.

Морено продолжил свои захватывающие эксперименты с групповой игрой, дополняя их формализованными методами. Он приступил к разработке технических приемов, впоследствии оказавшиеся обязательной частью терапии. Работая над своей методикой, психоаналитик основывался на мнении: любой индивид имеет естественную способность к играм, перевоплощениям в определенные роли. Это дает ему возможность творчески подойти к решению проблем, внутренних конфликтов. Приступая к разыгрыванию ситуации, клиент начинает использовать креативность и спонтанность. Возникает настоящая эмоциональная связь между членами группы, а также катарсис ведущий к повышению творческой активности.

Якоб Леви Морено заявлял, что психодрама – это наука, пытающаяся достичь истины драматическим путем. Он отмечал, что главная задача метода – разрешение личных противоречий в микроскопе мира, которым выступает группа. Человек отыгрывает свои фантазии, страхи, амбиции. Терапия подразумевает серьезную вовлеченность всех членов представления в разбор актуальных проблем в их реальном виде, а также в виде воспоминаний и первых впечатлений.

Основа терапии – действие. Морено утверждал, что метод помогает «истине души познать себя в действии». Многие предпочитают дать мысленный анализ своим неприятностям, чтобы добиться сути. Мы делаем выводы «внутри себя», и там же определяем причину случившегося. Психодрама действует иначе, перенося проблему в действие. Человек может рассмотреть ее под неожиданным углом, более комплексно. Случившееся будто разворачивается во времени и пространстве, возникнув вновь в настоящем. Появляется дополнительная возможность рассмотреть все с разных точек зрения, руководствуясь разными функциями психики: ощущениями, мышлением, интуицией.

Может показаться, что в терапии все идет играючи, без лишних усилий, однако она базируется, на непростом действии, осуществляемом поэтапно. Имеется в виду драма. Внутренний конфликт нужно изобразить драматически, перенести в действие сложную внутреннюю проблему. Все это дает возможность человеку проработать забытые воспоминания, проанализировать их, опираясь на внутренний голос и мировоззрение. Многие люди, испытавшие психодраму на себе, назвали ее переломным моментом в жизни, направившим в иное русло отношения с окружающими.

Большинство из нас сталкивались с сильными переживаниями, которые даже спустя длительное время оставались на задворках памяти, как-то проявляли себя в реальной жизни. Это значит, что они прочно укоренились в душе, затронув важные струны психики. Это переживание было подавлено, возможно, оно неосознанное, не проанализированное. Однако оно продолжает проявлять себя, требуя серьезного переосмысления. Психодрама максимально подходит в подобных случаях, когда необходимо высвободить свои эмоции.

Техники психодрамы

В процессе психодрамы используются различные техники, которые применяются по необходимости:

  • Представление себя – выдача информации о себе, проблеме, других участниках ситуации. Здесь клиент сам решает, что раскрывать и о чем говорить.
  • Проигрывание роли, которую может отыгрывать как клиент, так и другие участники.
  • Двойник.

Основными направлениями психодрамы являются:

  1. Библодрама – отыгрывание ситуаций из Библии, где отображены основные конфликтные события между людьми.
  2. Монодрама – черты личности отображаются не человеком, а предметами.
  3. Аксиодрама – отображение основных ценностей человека.
  4. Социодрама – отыгрывание ситуаций, с которыми сталкивается большая часть людей.
  5. Play-back-театр – отыгрывание ситуации человека, который при этом занимает позицию простого зрителя.
  6. Драматерапия – разыгрывание различных сюжетов из литературы.

Структура психодрамы

Основатель метода выделял три главных компонента успешной социодрамы: теория ролей, теория спонтанности, социометрия. Давайте рассмотри каждый из них подробнее.

Теория ролей

В теории психодрамы роль – это:

  • привычное поведение человека;
  • опыт, состоящий из личных, общественных и культурных элементов;
  • форма поведения, функционирования, которую человек принимает в конкретный момент времени в ответ на определенную ситуацию.

Люди и в реальной жизни играют множество ролей. Морено разделил их на категории:

  • Психосоматические: все, что связано с телом. Например, роль человека, поедающего пищу.
  • Психические: все, что определяет эмоции и состояния. Например, роль страдальца.
  • Социальные роли. Характеризуют поведение человека в отношениях с другими людьми.
  • Интегративные роли. Подразумевают все, что находится на духовном, надындивидуальном уровне. Например, роль любящего человека, верующего, создающего.

В норме человек играет каждую из названных ролей. Меняется только соотношение и выраженность ролей. Но развиваются они постепенно, вместе с развитием человека. Скачки с одного уровня на другой вызывают личностные деформации, патологии.

Некоторые роли консервируются и становятся стереотипным для личности поведением.

Теория спонтанности

Креативность, реакция на новые условия или новая реакция на старые ситуации. Это энергетический порыв, который или выходит, или подавляется. Психодрама учит конструктивному выражению спонтанности и контролю над ней. Речь идет о творчестве во всех его проявлениях, в том числе творческом подходе к жизни.

Социометрия

Метод определения характера взаимоотношений в группе, симпатий и антипатий. Результат обследования – социограмма, или психологический портрет группы. Подробнее о методе социометрии читайте в статье «Социометрия как метод в психологии».

Что же такое психодрама?

Ну вот, представьте себе, что у Вас произошла «ситуация».

Мама не пускает гулять по вечерам. Учительница называет «дураком», а отчим грозится отправить в армию.

И Вы решаетесь — разобраться со всей этой мелодрамой с помощью психодрамы. Ведь Вы знаете (допустим), что психодрама каким-то волшебным образом — исцеляет и просветляет.

При этом, Вы пользуетесь техникой «отрепетированной психодрамы»: приглашаете на роль своей мамы — Аллу Пугачёву, на роль учительницы — Алису Фрейндлих, на роль Отчима — Иосифа Кобзона, а на роль себя — Стаса Пьеху.

И вот Вы сидите в зале, а вся эта труппа разыгрывает (профессионально и с полной отдачей) всю горькую исто­рию Вашей жизни. Причём Алла Пугачёва говорит именно те слова, которые всегда говорит Вам мама и так же размахивает половником перед Вашим лицом, но только делает это — гениально.

Впечатляет? Вы пугаетесь, смеётесь, плачете, у Вас происходит катарсис и просветление. Так работает психодра­ма… Причём психодрама работает так даже тогда, когда на роль Вашей мамы приглашена совсем не Алла Пу­гачёва, а вполне обычный и совсем непрофессиональный в актёрском смысле человек

Просто важно посмотреть на себя со стороны..

***

Если Вы загорелись идеей решать таким образом проблемы свои и своих друзей, то вот Вам список основных, ба­зовых и незыблемых принципов техники психодрамы, которым Вам необходимо следовать как инструкции, тво­ря свою спонтанную психодраму.

Основные обязательные принципы техники проведения психодрамы

  1. В большей степени используйте физические действия, а не повествование. Показ истории, а не рассказ о ней.
  2. В большей степени важны не слова, а тон голоса, интонация, походка, позы, жесты.
  3. Создавайте реальный конфликт на сцене, где это только возможно, заостряйте ситуацию.
  4. Пусть фразы сценария строятся утвердительно чаще, чем отрицательно. Не «я не хочу», а «я боюсь», к при­меру. Пусть актёры высказывают свои страхи, желания и намерения, употребляя чаще слово «Я».
  5. Работайте с историями о прошлом или будущем так, как будто они происходят «здесь и теперь». То главный принцип и театра и психодрамы — вживайтесь в ситуацию.
  6. Если разыгрываете несколько сцен подряд, не забывайте менять роли и амплуа. Пусть у Вас не будет тех, кто всегда «сверхвключён» и тех, кто оттеснён в тень. Стимулируйте проявление альтернативных спящих воз­можностей у всех актёров.
  7. Используйте при написании сценария символы и метафоры для описания ситуации и разыгрывайте эти символы и метафоры в виде мини-сценок. Так Вы уйдёте от реализма, но приблизитесь к правде.
  8. Никогда не забывайте о костюмах, музыке и световых эффектах. Ваш театр должен быть настоящим, класси­ческим.
  9. Обостряйте и усложняйте поведение актёров, «дописывайте» сценарий, домысливайте, усугубляя драму.
  10. Поощряйте моменты подъёма, возбуждения, энтузиазма и творческого раскрепощения Ваших актёров, если оно наступило. Это — самое ценное в психодраме.

Вы должны всячески провоцировать спонтанность и самостоятельное течение сцены, не мешая ей развиваться. Только так Вы получите психотерапевтический инсайт.

А психодраме все её участники и даже зрители в итоге решают свои проблемы по принцип «Счастья всем, даром и пусть никто не уйдёт обиженным».

Мы надеемся, что поставив свою сценку, Вы не забудете послать нам пригласительные билеты на свой терапевти­ческий спектакль.

Елена Назаренко

www.live-and-learn.ru — психологический портал центра «1000 идей»

История метода

«Психодрама должна начинаться с ребенка», — писал Дж.Л. Морено. Он считал необходимым применение психодрамы в процессе образования. Морено отмечал, что тяжелая социальная обстановка оказывает значительное негативное влияние на юное поколение, следовательно, необходим эффективный способ решения возникающих проблем, которым, на его взгляд, являлся метод психодрамы.

Однако, по его словам, элементы психодрамы исчезали с момента поступления ребенка в начальную школу. В результате по мере взросления исчезала и спонтанность человека. Взрослый человек оказывался практически лишенным спонтанности, то есть способности по-новому реагировать на старые ситуации или адекватно реагировать на новые. Психодрама же могла обеспечить не только сохранение спонтанности, но и преемственность образования. По словам автора метода, каждая школа — «лаборатория повседневных проблем». Соответственно многие социальные и образовательные проблемы могли бы решаться психодраматическим подходом.

Применение психодрамы в образовании имеет длительную историю. После окончания Второй мировой войны метод психодрамы стал использоваться в учебных заведениях США, Канады, стран Западной Европы и некоторых стран Азии в качестве педагогического метода. В середине 1990-х годов в Германии психологи под руководством А. Айхингера и В. Холла разработали проект, основанный на принципах детской психодрамы, направленный на предупреждение насилия и моббинга в школах.

Юнгианская психотерапия: сказки и культурология

Юнгианская психотерапия — это сказки, сны, мифы, притчи и даже картины, которые клиент придумывает, записывает, рисует, вспоминает и обсуждает с психотерапевтом. Все, что имеет сюжет и идею, годится в качестве материала здесь. Терапевт выступает не как лечащий врач, а, скорее, как партнер клиента, его «спутник на пути».

По мнению основателя этого направления Карла Густава Юнга — швейцарского психиатра и оппонента Фрейда, — в норме бессознательное существует в состоянии равновесия и может мобилизовать комплексы, если это равновесие нарушается. Комплексы в юнгианской трактовке несут в себе эмоциональный заряд и обычно вытесняются из области сознания, однако могут проявиться в снах, воспоминаниях, эмоциях, инстинктивных импульсах, фантазиях и поведении. Вот почему юнгианские психотерапевты обычно обладают глубокими знаниями в области культурологии, которые позволяют им разобраться в смысле рассказов своего клиента. Юнгианский подход дает человеку возможность работать с образами, распознавая через них свои проблемы и комплексы и устанавливая над ними контроль.

Как и психоанализ, юнгианский подход не приносит результатов. Тем не менее такой метод позволяет хорошо разобраться в системах отношений, научиться правильно понимать и интерпретировать различные явления, развить собственную индивидуальность и стать более целостной личностью.

Заключительные замечания

Преимущество психодрамы по сравнению с другими методами групповой психотерапии состоит в том, что ее процесс представляет собой естественное осуществление взаимосвязей повседневной жизни. То, что пережито, проделано и обсуждено, – лучше всего прочего наполнено смыслом

Но чтобы полностью использовать это преимущество, без сомнения, требуется особая сенситивность и осторожность руководителя. Для развития психосоциальной компетентности в процессе психодраматической терапии от руководителя требуется большой опыт саморазвития и самоконтроля так же, как и для осуществления встречи требуется открытая, здоровая и выносливая личность

Можно сказать, что в психодраме, как и в других формах терапии переживанием, очень быстро вскрывается конфликтный материал. Однако необходимая проработка конфликтного материала не может быть сокращена особыми психотехническими ухищрениями. Какую бы из форм психотерапии мы не взяли, необходима спокойная, продолжительная работа – шаг за шагом (то есть необходим процесс персонального роста и развития). Умелый руководитель будет отстаивать свою суверенность сдержанностью, будет действовать постепенно и структурированно, например, поддерживая и воодушевляя депрессивных, побуждая к восприятию реальности истеричных пациентов.

Как работает психодрама

6.1. Как я могу сыграть роль другого человека? Я же не он? Я же не знаю, что он думает?

Естественно, мы не знаем и не можем знать, что думает и чувствует другой человек. Этого и не требуется. Но в психодраме мы можем сыграть любого человека, как знакомого, так и того, кого мы ни разу в жизни не видели.

Когда директор предлагает протагонисту сыграть некоторого человека, то он помогает протагонисту «войти в роль», и протагонист может просто следовать за инструкциями директора. «Вхождение в роль» — это как бы «погружение в фантазию» об этом человеке.

И интересно то, что такого рода «погружения в фантазии» дают возможность значительно лучше понимать людей и изменять отношения с ними в «настоящей реальности» нашей жизни.

6.2. Зачем может быть полезно играть разные роли, особенно вот такие…?

Есть по крайней мере два хороших объяснения, чем полезно играть разные роли в психодраматических работах.

Первое. В детстве благодаря нашему общению с родственниками и знакомыми мы осваиваем характерные для нас способы взаимодействия с людьми. Благодаря тому, что человек играет разные роли в психодраме, он расширяет свои возможности по-разному реагировать в разных жизненных ситуациях.

Второе. Играя разные роли, участники группы часто проживают необычный для себя эмоциональный опыт. И такой эмоциональный опыт, часто оказывается достаточным для терапевтического воздействия на психику человека.

6.3. Полезно ли чем-то быть «зрителем» психодраматической работы?

Быть, как говорят психодраматисты, «в роли зрителя», просто смотреть и эмоционально включаться в происходящее часто бывает не менее полезно, чем быть протагонистом. Роль «зрителя» порой позволяет получить все, что может дать психодрама, разве что только в этом есть доля случайности — невозможно предугадать, окажется ли чужая работа полезна или нет.

Бывают участники группы, которые вообще не выдвигают себя, чтобы быть протагонистом

И тем не менее, они часто говорят, что получают много важного для себя и без этого, от одного только присутствия на группе

6.4. Что такое «теле»? Что такое групповое «теле»?

Классическое определение таково: теле — это взаимная эмпатия двух и более человек. Т. е. когда два и более человек настолько «настроены» друг на друга, что способны очень хорошо чувствовать, сопереживать, понимать, слышать друг друга. И как следствие — «быть вместе». В психодраме развитие способностей к эмпатии является одной из центральных ценностей.

Групповое «теле» — это «теле» между всеми участниками группы, включая директора. Иногда в группах бывают такие моменты, когда теле чувствуется особенно сильно. И побыть какое-то время в этой особой «групповой атмосфере» бывает очень важным и «терапевтичным» для многих участников групп.

6.5. Чем полезно проиграть сложную ситуацию в психодраме?

Вопрос: Каким образом участие в психодраме в качестве протагониста влияет на дальнейшую жизнь или решение «проигранной» ситуации?

Очень большой вопрос, в каком-то смысле ему посвящено все 3-летнее обучение психодраме.

Психодраматическое разыгрывание — это просто «форма», в которую может быть «включено» большое количество разных терапевтических факторов.

Но если попробовать сказать по возможности просто и обобщенно, то будет примерно так: если в некоторой ситуации клиент испытывает дискомфорт, то это говорит о том, что психика не может «решить» в ней какую-то «задачу, которую начинает решать». А результатом психодраматического разыгрывания будет освоение психикой «способа решать задачи такого типа». Что приводит, по крайней мере, к снижению дискомфорта в таких ситуациях.

Общие вопросы

1.1. Психодрама — это что?

Психодрама — один из современных методов психотерапии, успевший хорошо зарекомендовать себя за 95 лет своего развития. Психодрама используется в групповой и индивидуальной психотерапии, в психологическом консультировании, в работе с детьми и подростками, в группах обучения коммуникативным навыкам и т. д.

Создатель метода Дж. Л. Морено определял психодраму как «исследование внутреннего мира и социальных отношений человека средствами ролевой игры». В психодраме схематично разыгрываются разнообразные сцены и ситуации, которые отражают либо фрагменты из реальной жизни человека, либо его внутренний мир. Это позволяет исследовать сложности человека как во внешнем, так и во внутреннем мире и находить им конструктивные решения. Психодраматическая игра выступает средством восстановления и соединения телесных, эмоциональных и интеллектуальных потребностей человека, возвращая психике открытость, спонтанность и целостность.

1.2. Как в психодраме происходит психотерапия?

Психодраматическая работа обычно включает в себя разыгрывание разнообразных сцен и ситуаций. Это немного похоже на детскую игру, опыт которой есть у всех людей. Разыгрывание обычно имеет достаточно «схематичный» вид, минимально достаточный для того, чтобы увидеть модель поведения клиента, вызвать переживания или понять структуру ситуации. В группе обычно разыгрывание происходит с помощью других людей, а в индивидуальной терапии — с помощью стульев, предметов и терапевта.

Такое разыгрывание часто дает возможность быстрее понять проблемную ситуацию и освоить новые способы поведения в ней, чем классическая терапевтическая беседа.

Но в то же время будет неверно считать, что психодрама состоит только из разыгрывания сцен. Например, в индивидуальной работе обычно основное время отдается терапевтической беседе, а психодраматическое действие занимает 10–15 минут, и то не всегда, а когда клиент видит в нем пользу.

1.3. Почему психодрама так странно называется?

Слово «психодрама» происходит от греческих слов psyche — душа и drama — действие. Но для русского языка название «психодрама» оказалось не слишком точным — оно вызывает не соответствующие реальности ассоциации с «драмой» и театром.

По своей сути психодрама — это интегративная психотерапия, которая построена на анализе действий (а не мыслей) и направлена на получение нового коммуникативного, эмоционального и рефлексивного опыта.

А более точным переводом на русский язык могли бы быть словосочетания «терапия действием» или «терапия психических процессов».

1.4. Какие бывают психодраматические группы?

По своим задачам группы можно условно разделить на терапевтические, учебные и демонстрационные.

Группы бывают очень разными по продолжительности, в диапазоне от двухчасовой однократной встречи до серии занятий в течение нескольких лет.

Они могут быть открытыми и закрытыми. В закрытые группы не включают новых участников, когда группа уже начала работать.

Иногда у группы бывает какая-то конкретная тематика, но чаще группы работают по актуальным запросам участников.

Группы могут отличаться по формам работы: например, один ведущий может делать индивидуальные психодраматические работы с каждым участником группы, другой предпочитает групповые формы работы.

Ведущий может соединять психодраму с другими подходами, например, использовать тренинговые элементы в своей работе или элементы арт-терапии.

Таким образом, всех возможных вариаций — огромное количество.

1.5. Насколько распространена психодрама?

Мне кажется, лучше всего ответить на этот вопрос, приведя статистику по сайту www.psihodrama.ru

За период лето 2008 — лето 2011 г. на сайте было объявлено 220 коротких и длинных психодраматических групп в 18 городах. Из них 3/4 пришлось на Москву. И нужно понимать, что это число — это примерно половина всех существующих групп, т. к. есть группы, не объявленные в общем пространстве, которые делаются психодраматистами внутри разных государственных и негосударственных организаций.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: