Интеллигентность: определение, суть и примеры

Как проявляется интеллигентность?

Интеллигентность – это показатель того, насколько развит внутренний мир человека. Конечно же, она связана с образованностью и эрудированностью, и всё же эти черты не являются определяющими. На самом деле, интеллигентом может быть любой человек, независимо от образования и эрудиции, если он совестлив, честен и благожелателен к окружающим, уделяет время саморазвитию и самоактуализации.

Примеры проявления интеллигентности:

Понимание чужих мотивов. Интеллигентная личность всегда стремится понять, о чём думает другой человек и чем он руководствуется, принимая определённые решения и совершая определённые поступки.

Требовательность к себе, терпимость по отношению к другим. Несложно заметить, что интеллигентный человек строго следит за соблюдением собственных принципов, однако с пониманием относится к тому, что другие люди могут действовать иначе.

Умение вести себя в обществе. Интеллигентный человек скромно ведёт себя за столом, умеет уважительно спорить, не бросает мусор мимо урны, следит за чистотой и грамотностью своей речи даже в повседневной жизни.

Толерантность. Интеллигентность подразумевает отчетливое понимание того, что всё люди равны и каждый имеет право на самовыражение, независимо от национальности, цвета кожи, социального статуса, пола, возраста, сексуальной ориентации и других персональных особенностей.

Интернационализм. Практически все интеллигенты являются сторонниками интернационализма (идеологии, проповедующей дружбу и сотрудничество между нациями), а многие и вовсе предпочитают космополитизм (концепция, согласно которой все люди являются гражданами мира).

Функциональное значение понятия «интеллигенция»[ | ]

Производится от латинского глагола intellego

, который имеет следующие значения: «ощущать, воспринимать, подмечать, замечать; познавать, узнавать; мыслить; знать толк, разбираться».

Непосредственно латинское слово intellegentia

включает в себя ряд психологических понятий: «понимание, рассудок, познавательная сила, способность восприятия; понятие, представление, идея; восприятие, чувственное познание; умение, искусство».

Фома Аквинский использует слово «интеллигенция» (intelligentia

) в Сумме теологии (Ч1., в.79, р.10), однако он понимает под этим термином «познавательный акт ума». При этом Фома отвечает, что в переводах с арабского интеллигенциями нередко называют ангелов, поскольку «такие субстанции всегда актуально мыслят».

Как видно из выше изложенного, изначальный смысл понятия — функциональный. Речь идёт о деятельности сознания.

Употребляемое в таком значении, слово встречается уже в XIX веке, например, в письме Н. П. Огарева к Грановскому в 1850 году: «Какой-то субъект с гигантской интеллигенцией…»[источник не указан 658 дней

В этом же значении можно прочесть об использовании слова в масонских кругах. В книге «Проблема авторства и теория стилей» В. В. Виноградов отмечает, что слово интеллигенция относится к числу слов, употреблявшихся в языке масонской литературы второй половины XVIII века:

Кандидат исторических наук Т. В. Кисельникова отмечает, что разделяет следующий взгляд Е. Элбакян об интеллигенции, изложенный ей в статье «Между молотом и наковальней (Российская интеллигенция в ушедшем столетии)»:

Нужны ли интеллигенты современному обществу?

Образованность и интеллигентность сейчас – это такой же важный аспект, как глобальное потепление или жестокое обращение с животными. Жажда денег и всеобщего обожания настолько захватила общество, что скромные попытки отдельных индивидов поднять уровень человеческой осознанности напоминают мучительные потуги рожающей женщины, которая, несмотря на всю боль, свято верит в благополучный исход.

Необходимо верить, что интеллигентность — такая культура души. Это не количество знаний, а действия соответственно моральным принципам. Возможно, тогда наш погрязший в грязи искаженного ума мир будет спасен

Человечеству необходимы светлые душой личности, интеллигенты духа, которые будут пропагандировать чистоту отношений без меркантильной подоплеки, важность духовного роста и необходимость знаний как начальной базы для последующего развития

Примеры интеллигентности в жизни

Интеллигентное общество духовно и морально развито. В нём нет места конфликтам, провокациям, интригам и сплетням. Образованность и интеллигентность тесно связаны. Грамотный и начитанный человек на примере литературных героев стремится повысить свой уровень интеллигентности.

Повторим утверждение: «Интеллигентными людьми не рождаются, ими становятся»

Важно посвящать время своему саморазвитию, образованию. Всестороннее развитие повышает шансы стать интеллигентом

В нашей жизни мы встречаемся со множеством интеллигентов. С ними приятно общаться. Они не оставляют после себя неприятного осадка.

Трудовая интеллигенция представлена педагогами, людьми культуры, врачами, журналистами, телеведущими и дикторами. Конечно, здесь не стоит говорить о том, что каждый из них интеллигентен. Случаются сбои системы. Но качества интеллигентного человека видны сразу. Он не позволяет себе повышать голос, кричать на того, кто ниже его по статусу и социальному положению. Интеллигентка-учительница относится к своим ученикам с уважением. Как правило, дети любят и ценят её.

Часто интеллигентным людям живётся непросто. Кажется, что их просто обидеть. Они ранимы и не умеют постоять за себя. Но общество должно ценить таких индивидов и равняться на них.

Интеллигент умеет входить в положение человека. Он старается понять мотивы поступка, он не позволит себе судить, а тем более, делать это за его спиной.

Представители русской интеллигенции известны нам со школьных лет. Это выдающиеся деятели науки, литературы, искусства. В качестве примера можно привести А. Чайковского, А. Солженицына, М. Лермонтова.

Конечно, я не призываю вас стать писателем или музыкантом. Но ваше поведение и поступки должны оставлять о вас приятное впечатление. Тогда окружающие скажут: «какой интеллигентнейший человек!».

Различие между интеллигентами и интеллектуалами


Смотреть галерею

Но не стоит думать, что если с виду вы будете казаться интеллигентом, вы будете таким и по своей сути. После нескольких минут общения с вами любой мало-мальски сведущий в «социалке» человек сможет раскусить вас. Истинный интеллигент должен быть им во всем. В одежде, в стиле жизни, в способности держаться на публике, в приверженности к тому, чтобы блюсти культурные ценности семьи и в общении в том числе.

Но не стоит путать интеллигентов с интеллектуалами. Можно быть сколь угодно поднаторевшим в математике, философии или в дедукции, но если ваш ум и способность держать себя на публике в интеллигентной манере расходятся, вы далеко не интеллигент. По этому поводу отлично высказался знаменитый российский писатель Михаил Веллер:

СПАДИЛО.РУ

Вступление

Иногда сложно четко определить, что такое интеллигентное поведение, а что противоположно ему. Чем интеллигентный человек отличается от общей массы? Есть ли какие-то особые правила, чтобы человек стал интеллигентным? Об этом размышляют литераторы, социологи и философы уже не одно поколение.

Проблема

Проблему интеллигентности поднимает и русский писатель-публицист С. Залыгин. Он пытается соотнести само понятие интеллигентности и ее воплощения в жизни общества.

Комментарий

Автор задается вопросом, что такое русская литература, музыка, живопись, неразрывно связывая эти понятия с интеллигенцией и интеллигентностью, которая помогала мастерам слова и живописи выражать особенности окружающего мира, внутренних стремлений простого народа.

Далее автор повествует о высокой моральной ответственности человека, называющего себя интеллигентом. Главным мерилом интеллигентности являются не только убеждения, мораль или творчество, но и поступки. Человек, оскорбляющий обездоленных и нуждающихся, не принимался в интеллигентной среде. В то же самое время, человек, накричавший на начальство, вызывал доверительное уважение.

Жажда наживы и карьерный рост не приветствовались, особенно если при этом человек не помогал обездоленным

Очень важно было не терять собственного достоинства и жертвовать на общественные нужды

Интеллигентность, по мнению автора, это не прерогатива какого-то сословия. Интеллигентом мог быть и граф Л.Н. Толстой, и мастеровой.

Авторская позиция

С. Залыгин говорит о том, что кодекс интеллигентности никогда не был написан, но понятен всем и каждому. Тот, кто понял саму суть интеллигентности, тот знает, что такое хорошо, что плохо, что делать можно, а чего нельзя.

Интеллигентность не зависит от социальной принадлежности человека, это особое внутреннее качество.

Своя позиция

Соглашусь с автором, что интеллигентность – это не образованность, талант или нравственность. Это все перечисленные черты, особым образом сложившиеся в единое внутреннее состояние, не позволяющее человеку терять собственное достоинство и унижать достоинство окружающих.

Аргумент 1

Окружающими интеллигентность оценивается по умению человека вести себя в различных ситуация, в обществе людей. Еще одним немаловажным критерием интеллигентности становится духовность. Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» представляет нам истинную интеллигентность в лице одного из главных героев – Андрея Болконского.

Князь Андрей – сильный, волевой человек, умный, образованный, обладающий глубокими патриотическими чувствами, милосердием и духовностью. Высший свет с его цинизмом и ложью отталкивает Болконского. Постепенно отказавшись от правил, по которым живет высшее общество, Андрей пытается найти счастье в военных действиях.

Пройдя нелегкий путь на полях сражений, герой утверждает в душе сострадание, любовь и доброту. Эти черты делают его истинным интеллигентом. Многие современные молодые люди могли бы брать с него пример.

Аргумент 2

В другом произведении писатель, напротив, утверждает отсутствие интеллигентности у своих героев. А.П. Чехов в комедии «Вишневый сад» размышляет о памяти и показывает жизнь обедневших дворян конца 19 века, которые по собственной глупости теряют родовое имение, дорогой их воспоминаниям вишневый сад и самых родных и близких людей.

Они не желают ничего делать, не приспособлены к работе, не увлекаются чтением или постижением наук, ничего не смыслят в искусстве. Другими словами, в героях комедии читатель наблюдает полное отсутствие духовной и умственной работы. Поэтому, несмотря на их высокое происхождение, интеллигентами их назвать трудно. По мнению А.П. Чехова, люди обязаны совершенствоваться, много трудиться, помогать нуждающимся, стремиться к высшему проявлению нравственности.

На мой взгляд, быть настоящим человеком, Человеком с большой буквы, и означает быть интеллигентом. Интеллигентность – умение подчинять свою жизнь законам милосердия, добра и справедливости.

Российская интеллигенция.

«Отцом» российской интеллигенции можно считать Петра I, который создал условия для проникновения в Россию идей западного просвещения. Первоначально производством духовных ценностей занимались в основном выходцы из дворянского сословия. «Первыми типично русскими интеллигентами» Д.С.Лихачев называет дворян-вольнодумцев конца 18 века, таких как Радищев и Новиков. В 19 веке основную массу этой социальной группы стали составлять выходцы уже из недворянских слоев общества («разночинцы»).

Массовое употребление понятия «интеллигенция» в русской культуре началось с 1860-х, когда журналист П.Д.Боборыкин стал употреблять его в массовой прессе. Сам Боборыкин объявил, что заимствовал этот термин из немецкой культуры, где он использовался для обозначения того слоя общества, представители которого занимаются интеллектуальной деятельностью. Объявляя себя «крестным отцом» нового понятия, Боборыкин настаивал на особом смысле, вложенном им в этот термин: он определял интеллигенцию как лиц «высокой умственной и этической культуры», а не как «работников умственного труда». По его мнению, интеллигенция в России – это чисто русский морально-этический феномен. К интеллигенции в этом понимании относятся люди разных профессиональных групп, принадлежащие к разным политическим движениям, но имеющие общую духовно-нравственную основу. Именно с этим особым смыслом слово «интеллигенция» вернулось затем обратно на Запад, где стало считаться специфически русским (intelligentsia).

В русской предреволюционной культуре в трактовке понятия «интеллигенция» критерий занятий умственным трудом отошел на задний план. Главными признаками российского интеллигента стали выступать черты социального мессианства: озабоченность судьбами своего отечества (гражданская ответственность); стремление к социальной критике, к борьбе с тем, что мешает национальному развитию (роль носителя общественной совести); способность нравственно сопереживать «униженным и оскорбленным» (чувство моральной сопричастности). Благодаря группе русских философов «серебряного века», авторов нашумевшего сборника Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции (1909), интеллигенция стала определяться в первую очередь через противопоставление официальной государственной власти. При этом понятия «образованный класс» и «интеллигенция» были частично разведены – не любой образованный человек мог быть отнесен к интеллигенции, а лишь тот, который критиковал «отсталое» правительство. Критическое отношение к царскому правительству предопределило симпатии российской интеллигенции к либеральным и социалистическим идеям.

Русская интеллигенция, понимаемая как совокупность оппозиционных к власти лиц умственного труда, оказалась в дореволюционной России довольно изолированной социальной группой. На интеллигентов смотрели с подозрением не только официальные власти, но и «простой народ», не отличавший интеллигентов от «господ». Контраст между претензией на мессианство и оторванностью от народа приводил к культивированию среди русских интеллигентов постоянного покаяния и самобичевания.

Особой темой дискуссий начала 20 века стало место интеллигенции в социальной структуре общества. Одни настаивали на внеклассовом подходе: интеллигенция не представляла собой никакой особой социальной группы и не относилась ни к какому классу; являясь элитой общества, она становится над классовыми интересами и выражает общечеловеческие идеалы (Н.А.Бердяев, М.И.Туган-Барановский, Р.В.Иванов-Разумник). Другие (Н.И.Бухарин, А.С.Изгоев и др.) рассматривали интеллигенцию в рамках классового подхода, но расходились в вопросе о том, к какому классу/классам ее относить. Одни считали, что к интеллигенции относятся люди из разных классов, но при этом они не составляют единой социальной группы, и надо говорить не об интеллигенции вообще, а о различных видах интеллигенции (например, буржуазной, пролетарской, крестьянской). Другие относили интеллигенцию к какому-либо вполне определенному классу. Наиболее распространенными вариантами были утверждения, что интеллигенция является частью класса буржуазии или пролетарского класса. Наконец, третьи вообще выделяли интеллигенцию в особый класс.

Когда происходит формирование нравственных качеств?

Чтобы быть, а точнее, чувствовать себя интеллигентом и не тяготиться этим бременем, необходимо впитать в себя задатки еще с молоком матери, воспитываться в соответствующей среде и окружении, тогда высокоморальное поведение будет, как часть существа, как рука или глаз.

Именно по этой причине важно не просто воспитывать ребенка в нужном направлении, а и самому подавать наглядный пример рациональными поступками, правильными действиями, а не только словами

Для меня самым лучшим примером интеллигентности является моя мама

Она выросла в семье, где воспитанию уделялось особое внимание. Это было всестороннее развитие, кроме того, маму учили чувству такта, понимать других людей, ставя себя на их место

Мама выросла, реализовала

Себя в обществе как личность, и добилась в этом немалых успехов. Но во все времена, не смотря на обстоятельства, мамой двигало желание: поступать так, чтобы всем было хорошо.

Наблюдая за ее поведением, я поняла, никогда с истинной интеллигентностью не сравнится ничто. Как признак образованности и интеллекта, она помогает в любых жизненных перипетиях. А значит, обладающий этим талантом как даром, человек более свободный от страхов и переживаний и о будущем, и о настоящем. Такая свобода делает людей по-настоящему счастливыми и довольными сложившейся жизнью. Кроме того, интеллигентность – это прежде всего честность, искренность

Сердца. Не имея негатива, люди более открыты к продуктивному общению со всеми. Они понимают, что нет совершенства ни в ком, поэтому и не ожидают встретить идеал, а принимают каждого с его достоинствами и недостатками.

Что делает интеллигента особенно красивой личностью? Его умение понять другого, простить того за любую провинность, любопытство к чужому мнению и признание за каждым человеком права на свою точку зрения, даже, если она расходится с популярной или привычной. Это не значит, что нужно допускать вседозволенность. Нет, интеллигентному человеку ясно, чтобы общество развивалось, нужно попытаться понять каждого в этом обществе, чтобы создать условия мирного и счастливого сосуществования.

Моя любимая мама показала мне на своем примере, как изменить свою жизнь к лучшему. И я видела, как к ней тянулись люди, и за советом, и за теплом. Атмосфера в нашем доме всегда позволяла мне и другим чувствовать себя свободно, и за это я благодарна своим родителям.

Сочинения по темам:

  1. Что значит хороший человек? О ком можно сказать, что он хороший человек? Очень часто хорошим, называют того человека, который помогает…
  2. Дорогая мама я тебе пишу, чтобы сказать, как много ты для меня значишь. И как бы банально это не звучало,…

Здравствуйте, дорогие читатели. В этой статье Вы узнаете, что собой представляет проблема интеллигентности в современном мире. Выясните значение данного понятия. Ознакомитесь с примерами. Узнаете, какими чертами характеризуется интеллигентная особа. Вам станет известно, что нужно делать, чтоб самому таким стать.

Самое простое определение интеллигентности

Один из величайших умов Серебряного века дал очень короткое, но емкое определение понятию интеллигентности: «Это высшая культура духа человека, направленная на сохранение достоинства ближнего».

Такая интеллигентность – что ежедневная работа, это постоянное самосовершенствование, результат громадного воспитательного процесса над собой, своей личностью, который в первую очередь взращивает в человеке умение быть внимательным и сопереживающим по отношению к другому живому существу. Интеллигент, даже если совершит бесчестный поступок под волей обстоятельств, будет от этого очень страдать и мучиться угрызениями совести. Он, скорее, поступит во вред себе, но не будет запятнан низкими вещами.

Суть понятия через составляющие

Интеллигентность – это умение самостоятельно мыслить, выносить суждения о делах людей и проявлениях мироздания. Сюда же вносят и такие этические понятия, как благородство, сердечность. Интеллектуальная продуктивность, живость ума, твердость и надежность сказанного носителем интеллигентности (будем так называть такого человека), терпимость к другим проявлениям человеческого характера также выделены как составляющие. Они помогают понять лучше суть интеллигентности.

Отношение к культурным и научным наработкам своего народа и человечеста в целом имеет значение для интеллигентности. Так, человеку полагается интересоваться и уважать историю, искусство и остальные направления развития человеческой мысли.

Источники

  • https://advices4lady.org/1216-chto-znachit-byt-intelligentnym-chelovekom/
  • https://www.syl.ru/article/334188/chto-takoe-intelligentnost-opredelenie-primeryi-obrazovannyiy-kulturnyiy-i-intelligentnyiy-chelovek
  • https://Lifehacker.ru/6-sposobov-stat-intelligentnee/
  • https://fb.ru/article/220413/sovremennaya-intelligentnost-chto-takoe-intelligentnost-i-chto-ona-daet
  • https://fb.ru/article/204739/kto-takoy-intelligent-eto-nujno-znat

Что значит быть интеллигентным человеком? сочинение-рассуждение

У многих людей сложилось мнение, что интеллигент – это непременно образованный человек умственного труда, причем преимущественно гуманитарного направления. Но я не согласна с этим мнением. Интеллигентность – это состояние души, которое лишь подпитывается образованием. В современном прагматичном мире образованных людей достаточно много, а вот действительно интеллигенты встречаются довольно редко. Быть интеллигентным – значит быть отзывчивым, доброжелательным, относиться к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе, уважать мнение других, сопереживать чужой боли, а в случае надобности помочь незнакомому человеку на улице. Интеллигентный человек не может пройти мимо несчастья другого, хотя равнодушия в сегодняшнем обществе предостаточно. Такие люди больше думают о других, чем о себе. Интеллигентность также проявляется в умении вести себя в обществе, умении слушать и уважительно отстаивать свою точку зрения, умении признать свою вину и правоту оппонента. Приветливость и дружелюбие делают человека внутренне красивым, а открытость и улыбка доставляют радость окружающим. Интеллигентность нужна и окружающим, и самому человеку. Интеллигент – воспитанный, тактичный, скромный и спокойный, «это тот, которого мало». Сам о себе он никогда не скажет, что он – интеллигент, но это скажут другие. Он не позволит себе относиться к людям с пренебрежением и демонстрировать свое превосходство. Интеллигентный человек, как правило, не эгоист. Интеллигентность – это то, к чему должен стремиться каждый, но считаться таким может только искренний, духовно богатый, порядочный человек. Но пока, к сожалению, интеллигентные люди чаще воспринимаются как чудаки.

Что такое интеллигентность?

Интеллигентность – это свойство личности, представляющее собой совокупность таких черт как рассудительность, образованность, высокая культура поведения, скромность и уважение к окружающим. Многим людям кажется, что интеллигентом может быть только человек с высшим образованием, но это не так. Образованность – это лишь один из элементов интеллигентности, но решающую роль играет поведение человека в обществе.

Интеллигентность имеет множество проявлений, таких как вежливость, тактичность, скромность, толерантность, уважение к другим людям, умение слушать собеседника, умение воспринимать чужую культуру, способность сопереживать другим, радуясь их успехам и сочувствуя неудачам. При этом интеллигентному человеку совершенно не свойственно агрессивное поведение, нетерпимость и конфликтность.

В повседневной жизни слово «интеллигентность» обычно используют для обозначения таких свойств личности как честность, благородство, принципиальность, порядочность, тактичность и совестливость. При этом интеллигентный человек не обязательно должен обладать исключительным умом и высоким уровнем образования, и всё же интеллектуальные способности коррелируют с интеллигентностью.

Общечеловеческие ценности, присущие интеллигенту

По результатам социального опроса, большинство людей указало на важность образования и хороших манер. Но великая Фаина Раневская говорила: «Лучше слыть хорошим, но ругающимся матом, чем воспитанной сволочью»

Поэтому высшее образование и знание этикета еще не значит, что перед вами интеллигент старой закалки. Важнее наличие таких факторов:

Сострадательность к чужой боли, неважно, человек это или животное.
Патриотизм, выражающийся в поступках, а не криках на митингах с трибуны.
Уважение к чужой собственности: поэтому истинный интеллигент всегда платит долги, но берет их крайне редко, в самых критических случаях.
Вежливость, уступчивость и мягкость характера обязательны – они являются первой визитной карточкой интеллигенции. Тактичность стоит на верхней ступени их отношения к людям: он никогда не поставит в неудобное положение другого человека.
Умение прощать.
Отсутствие грубости по отношению к кому-либо: даже если нахал толкнет интеллигента – тот извинится первым за причиненное неудобство

Только не нужно путать это с трусостью: трус боится, а интеллигент уважает всех людей, какими они бы ни были.
Отсутствие навязчивости: из уважения к посторонним они чаще молчат, чем откровенничают с кем попало.
Чистосердечность и нежелание лгать: опять-таки из-за порядочности и любви к окружающим людям, но больше из уважения к себе.
Интеллигент настолько уважает себя, что не позволит себе быть необразованным, непросвещенным.
Тяга к прекрасному: дыра в полу или книга, брошенная в грязь, будоражат их душу сильнее, чем отсутствие ужина.

Из всего этого становится очевидно, что образованность и интеллигентность – это не родственные понятия, хотя и взаимодействующие. Интеллигент — это достаточно сложно структурированная личность, поэтому так и не любимая низшими слоями общества: на фоне тонко чувствующего мир эстета они чувствуют себя ущербными и ничего не понимающими, от этого и проявляется злоба, ведущая к насилию.

Человек должен быть интеллигентным лихачев. Дмитрий Лихачев: «Человек должен быть интеллигентен!» (обязательно к прочтению)

«Интеллигентность — это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям»

— Многие думают: интеллигентный человек — это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.

А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком.

Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя — не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).

Я знал на русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умели рассказывать «бывальщину» (то есть то, что произошло с ними или другими), жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились и к чужому горю, и к чужой радости.

Интеллигентность — это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.

Д.С. Лихачев, «Письма о добром и прекрасном».

Происхождение слова интеллигент

Выясним, откуда пошло слово «интеллигент». Этимология слова связана с латинским языком. Изначально термином «intellegens» обозначали человека сведущего, понимающего. Именно таково прямое значение слова.

Интересно то, что русские люди довольно долгое время не были знакомы с ним. В лингвистических словарях Даля не встречается толкование понятия вплоть до 1869-го года.

Последующие толковые словари уже объясняют значение термина. Интеллигенция – это в истории образованная часть населения, которая разбирается в культуре. Прилагательное от него ещё не образовано.

Филолог В. Виноградов находит в масонской литературе 18-го века тексты с употреблением понятия. Это значит, что западные деятели уже использовали лексическую единицу. В русский язык слово проникло до начала 20-го века. Об этом говорят высказывания В. Ленина. Он далеко не лестно характеризует носителей данного качества.

Политик и революционер говорит: «Интеллигенты – подленькие натуры. В их речах звучит призыв к действию, но на деле они безвольны, бесполезны».

В советское время интеллигентам выказывалось презрение. Они считались физически слабыми, неготовыми к борьбе, людьми. Но вот образованными и умными их всё же признавали. Но в те времена больше ценился труд рабочих и крестьян. А уж они-то точно интеллигентами не были.

Сейчас под словом интеллигент подразумевают человека образованного, умного, воспитанного, знакомого с нормами этикета. У него правильная речь, он обучен манерам, знает, как пользоваться столовыми приборами, разбирается в искусстве, то есть, это утончённая натура. Тактичность и деликатность свойственны каждому интеллигентному человеку.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: