Понятие речевой деятельности
Определение 1 Речевая деятельность – это процесс активного и целенаправленного взаимодействия людей, который протекает в форме общения, опосредован некими языковыми конструкциями и обусловлен текущей ситуацией.
Понятие речевой деятельности не является единым и общепринятым. В настоящее время, как правило, речевую деятельность рассматривают с двух точек зрения:
- речевая деятельность – это «языковой материал», который наряду с «языковой системой» и «речевой организацией» является одним из аспектов языка и представляет собой совокупность отдельных актов говорения и понимания; данное определение понятия речевой деятельности считается щербовским пониманием речевой деятельности, поскольку оно было введено Л. В. Щербой и рядом других советских учёных 1920—1930‑х гг., и используется в методике преподавания иностранных языков, где активно культивируется понятие «видов речевой деятельности» (говорение, аудирование, чтение, письмо);
- речевая деятельность – это вид деятельности, который выделяется наряду с трудовой, познавательной, игровой видами деятельности, который характеризуется психологической организацией, то есть наличием предметного мотива, целенаправленности, творческой составляющей, и реализуется через несколько последовательных фаз (ориентировка, планирование, реализация плана, контроль); данное понимание речевой деятельности активно распространилось в 1960-х гг., когда в качестве целостного направления была сформирована психолингвистика.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Речь и ее особенности 430 руб.
- Реферат Речь и ее особенности 270 руб.
- Контрольная работа Речь и ее особенности 230 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
В соответствии со степенью важности для действующих субъектов речевая деятельность может выступать как самостоятельная деятельность, которая характеризуется собственной системой мотивации и состоит из подчинённым цели речевых действий и соответствующих конкретной ситуации речевых операций, так и в форме отдельных речевых действий, которые являются встроенными в ту или иную внеязыковую деятельность. В последней четверти прошлого века в рамках психологического направления языкознания получило распространение понятие «деятельность общения» /«коммуникативная деятельность», в связи чем понятие «речевая деятельность» стало употребляться в более узком значении: она стала пониматься как деятельность, мотив которой связан только с производством самой речи, а не с её использованием вне коммуникативного акта. В последней четверти прошлого века в рамках психологического направления языкознания получило распространение понятие «деятельность общения» /«коммуникативная деятельность», в связи чем понятие «речевая деятельность» стало употребляться в более узком значении: она стала пониматься как деятельность, мотив которой связан только с производством самой речи, а не с её использованием вне коммуникативного акта
В последней четверти прошлого века в рамках психологического направления языкознания получило распространение понятие «деятельность общения» /«коммуникативная деятельность», в связи чем понятие «речевая деятельность» стало употребляться в более узком значении: она стала пониматься как деятельность, мотив которой связан только с производством самой речи, а не с её использованием вне коммуникативного акта.
Внутренняя речь и психические расстройства
Внутренняя речь – это разговоры человека с самим собой. Мы уже говорили, что она может быть громкой, активно вербализованной. Но где граница между нормальным общением с самим собой и сумасшествием?
Прежде всего, стоит упомянуть, что мы можем случайно что-то «ляпнуть» или сказать вслух, когда очень устали или очень возбуждены, неравнодушны к происходящему. Это нормально, не нужно бить тревогу и бежать к психологу. Даже вести громкие диалоги с самим собой нормально, конечно, если при этом вы не думаете, что общаетесь с «голосами в голове». Однако если вы ловите себя на мысли, что совсем не общаетесь с собой, то это тоже тревожный сигнал.
Патологии и болезни, при которых наблюдается отсутствие внутренних разговоров:
- аутизм,
- травмы головы,
- инсульт.
Патологии, при которых наблюдается сильная выраженность разговоров человека с самим собой:
- шизофрения,
- диссоциативное расстройство личности,
- невроз,
- посттравматическое стрессовое расстройство,
- психофизическое и эмоциональное истощение,
- нервный срыв.
Разговоры с самим собой учащаются и вербализуются при сильнейшем внутреннем конфликте. В этом случае вытесненные, подсознательные мысли человека могут звучать не его голосом, приобретать форму навязчивых идей. Если внутренний диалог не поддается вашему контролю, в мыслях нет гармонии, они мешают вам спать, работать, то посетите психолога.
Громкость речи человека
Эта характеристика речи очень противоречива. Так, например, громкий голос может свидетельствовать об уверенности в себе, открытости и общительности, если он всегда свойственен человеку, а может – о волнении, возбужденном состоянии, страхе и неуверенности в себе, если проявляется ситуативно.
Тихий голос обычно является признаком мягкого характера, выдержанности, иногда – некоторой безэмоциональности и заторможенности. Однако, нужно иметь ввиду, что есть люди, которые переходят почти на шепот в состоянии бешенства. Поэтому необходимо отслеживать, какая громкость голоса свойственна человеку обычно.
Человек, всегда говорящий приблизительно на одной громкости, вероятнее всего, склонен скрывать собственные эмоции и переживания, сдержан и уравновешен.
Громкость речи
Внутренняя речь: для чего нужна
Внутренняя речь нужна для подготовки внешней коммуникации (письменной или устной). Мы сначала продумываем, что хотим сказать, подбираем наилучшие слова, а потом уже высказываемся. Стоит отметить, что мысленный разговор с самим собой постоянно звучит внутри любого человека. У кого-то это «рой мыслей», у кого-то структурированный анализ ситуаций или просто приятные воспоминания, фантазирование. У одних людей вербализация мыслей выражена сильнее, у других слабее. Это зависит от специфики характера и темперамента, особенностей работы.
Итак, для чего человеку нужна внутренняя речь:
- обработка, анализ, осознание, обобщение, отбор, понимание полученной информации;
- саморегуляция деятельности, поступков, слов;
- самовнушение, самомотивация;
- самооценка слов, поступков.
Давайте уделим особое внимание последнему пункту. Рассуждения внутри себя формируют самооценку личности
Происходит это по следующей схеме: разговор с собой, мнение о себе, действия, самооценка. Вспомните, как часто мы думаем одно, а говорим другое, скрываем свои истинные мысли, намерения.
Разговоры с самим собой требует особого внимания, они определяют мышление. Какое мышление у вас: негативное или позитивное? Что вы чаще всего думаете о себе: плохое или хорошее? Вы часто мысленно ругаете себя или чаще хвалите и поддерживаете?
Содержание и состояние внутреннего диалога – истинный показатель психологического здоровья личности. Она же выступает в роли психотерапевта
Важно следить за тем, чтобы ваши мысли оказывали положительное, а не деструктивное влияние на личность, самооценку, самосознание
Внутренняя речь по Выготскому
Над проблематикой взаимосвязи мыслительной деятельности и речевого общения работали, и по сей день трудятся множество «гуру» психологии.
Л. Выготский установил, что слова играют значимую роль в формировании мыслительных операций и психических процессов человеческих субъектов.
Благодаря экспериментам, проводимым Л. Выготским, удалось обнаружить у детей-младших дошкольников наличие непонятной для взрослого окружения формы коммуникации, которую впоследствии стали именовать эгоцентрической речью или «коммуникацией для себя». Согласно Л. Выготскому, эгоцентрическая коммуникация является носителем формирующихся процессов мышления малышей. В этом периоде мыслительная деятельность крох только входит на стезю интериоризации. Он доказал, что эгоцентрическое общение является не просто звуковым сопровождением внутреннего мыслительного процесса, сопутствующего движению мыслей.
Эгоцентрическое мышление, по Выготскому, является единой формой существования (формирования) мыслей детей, и иного, параллельного, умственного размышления у детей на данной стадии просто не существует. Лишь пройдя этап эгоцентрического общения, мыслительные процессы в ходе интериоризации и последующих перестроек будут постепенно преобразовываться в умственные операции, трансформируясь во внутреннюю коммуникацию. Стало быть, эгоцентрическая внутренняя речь в психологии являет собой инструмент коммуникации, необходимый для регулировки и контроля над практической деятельностью детей. То есть, это коммуникация, обращенная к себе.
Можно определить такие особенности внутренней речи, помимо вышеперечисленных: редуцирование фонетических аспектов (сокращена фонетическая сторона коммуникации, слова разгадываются по намерению изъясняющегося произнести их) и превалирование смысловой нагрузки слов над их обозначением. Словесные смыслы гораздо шире и динамичнее, нежели их значения. Они обнаруживают другие правила объединения и интеграции, нежели словесные значения. Именно этим можно объяснить трудность оформления мыслей в речи для окружения, в звуковой коммуникации.
Следовательно, у детей внешнее проявление речи формируется от слова к нескольким, от фразы к соединению фраз, потом к связной коммуникации, состоящей из ряда предложений. Внутреннее общение формируется в ином курсе. Малыш начинает «произносить» целое предложения, а затем переходит к постижению отдельных смысловых элементов, расчленяя цельную мысль на несколько словесных значений.
Что такое внутренняя речь
Внутренняя речь – это в психологии диалог человека с самим собой, рассуждения «про себя». Это речь, обращенная внутрь самой личности, обращение к самому себе. Она помогает анализировать, перерабатывать, трактовать чувства, эмоции личности. Мы обращаемся к себе, когда решаем какие-то задачи, что-то вспоминаем или представляем, строим планы, мечтаем, фантазируем.
Большинству людей это известно как мысленное выстраивание диалогов или проигрывание каких-то ситуаций. При помощи рассуждений индивид приходит к осознанию, пониманию внешних явлений. Согласно теории психолога Б.Ф
Баева, рассуждения пронизывают все познавательные процессы: ощущение, восприятие, наблюдение, запоминание, припоминание, внимание, воображение, другие
Это средство саморегуляции, самовоспитания, самоанализа, саморазвития. Не зря психологи советуют проговаривать проблемную ситуацию вслух. Информация, проговариваемая про себя неполная, обобщенная (подробнее об этом поговорим в пункте «Особенности внутренней речи»). Проговаривание вслух или записывание информации помогает лучше разобраться в происходящем, увидеть общую картину, структуру, детали, причинно-следственные связи.
Говоря о внутренней речи, нельзя не осветить проблему внешней речи, потому что внешняя и внутренняя речь – два взаимосвязанных элемента. Отечественный психолог Л.С. Выготский рассматривал рассуждения внутри человека как связующий элемент между переходом мыслей в слова и наоборот.
Значение «внутренняя речь»
Внутренняя речь
беззвучная, мысленная речь, которая возникает в тот момент, когда мы думаем о чем-либо, решаем в уме какие-либо задачи, мысленно составляем планы, припоминаем прочитанные книги и разговоры, молча читаем и пишем. В. р. — это и есть речь про себя, или скрытая вербализация, с помощью которой происходит логическая переработка чувственных данных, их осознание и понимание в определенной системе понятий и суждений. Элементы В. р. мы находим во всех наших сознательных восприятиях, действиях и переживаниях, в которых они проявляются в виде речевых установок или самоинструкций или в виде вербальной интерпретации ощущений и восприятий. Все это делает В. р. весьма важным и универсальным механизмом умственной деятельности и сознания человека. Для В. р. характерны:
свернутость и «агглютинированность» компонентов. В. р. — речь эллиптичная, строящаяся как своеобразное стохастическое, линейное сцепление семантических «смыслов», еще не облеченных в конкретную словесную форму. Это становится возможным
благодаря тому, что В. р. есть речь для себя. Естественно, что для того, чтобы эти «смыслы» могли функционировать в языковом мышлении, они должны иметь материальную опору; но эта опора может сводиться к минимуму, например к представлению начальных букв слов: «В. р. есть в таком смысле речь почти без слов
»(Л.С. Выготский) ;
предикативный характер компонентов В. р.: она «вся состоит с психологической точки зрения из одних сказуемых… Закон
для В. р. — всегда опускать подлежащее…» (Л.С. Выготский);
семантическая специфика компонентов В. р. и большая степень ситуативной контекстуальной обусловленности.
Переход от В. р. к внешней речи — это «переструктурирование речи, превращение совершенно самобытного и своеобразного синтаксиса, смыслового и звукового строя В. р. в другие структурные формы, присущие внешней речи…, … превращение предикативной и идиоматической речи в синтаксически расчлененную и понятную для других речь» (Л.С. Выготский).
В. р. возникает из внешней, является ее психологической трансформацией, в которой наибольшее значение имеет даже не столько ее «беззвучность», а прежде всего ее крайняя ситуативность, обобщенность и вытекающая из них словесная фрагментарность. Все эти специфические особенности В. р. при некоторых условиях (например, общности ситуаций) обнаруживаются и во внешней речи. Все это означает, что В. р. не может быть изолирована от внешней и не может рассматриваться как независимое от нее явление.
Вместе с тем совершенно очевидна также и функциональная зависимость внешней речи от В. р. Это следует из того, что при всех более или менее отсроченных сообщениях своих мыслей (предметных или словесных ассоциаций) мы предварительно фиксируем их с помощью В. р., составляя мысленный план или нечто вроде конспекта будущего высказывания. Еще более определенно это наблюдается при письменном изложении, когда каждой написанной фразе и даже слову предшествует их мысленное произнесение с последующим отбором наиболее подходящих. Но даже и при непосредственном сообщении своих мыслей в момент их возникновения все же их выражению во внешней речи предшествует появление ре-чедвигательных импульсов, которые во всех случаях, хотя бы на доли секунды, упреждают произнесение слова.
Хотя В. р. не может быть средством непосредственного общения людей друг с другом и выполняет главным образом функцию мышления (и в этом смысле Выготский имел все основания называть ее речью «про себя» и «для себя»), тем не менее она выполняет очень важные подготовительные функции для общения людей. Благодаря В. р. создается «речевая установка» (Б.Г. Ананьев) или «установка на сообщение» (Б.Ф. Баев), вызывающая возбуждение соответствующих речевых стереотипов, и происходит отбор слов и фраз для последующих устных и письменных сообщений.
Лит.: Ананьев Б.Г. К теории внутренней речи в психологии // Ананьев Б.Г.. Психология чувственного познания. — М, I960; Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. — М., 1982. — Т. 2; Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. — М., 1980; Жинкин Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи // ВЯ. — 1964. — № 6; Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания.— М., 1969; Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. — М., 1968.
Л.Е. Тумина
Общение детей: сначала для других, потом для себя
Как происходит формирование внутренней речи? Этот вопрос занимал не одно поколение исследователей. Его рассматривали, например, психолог и лингвист Алексей Алексеевич Леонтьев, лингвист Соломон Давидович Кацнельсон, психолог Лев Семенович Выготский.
Выготский образно говорил, что внутренняя речь — это превращение слова в мысль, тогда как внешняя представляет собой прямо противоположный процесс. Ученый считал, что есть связь между такими феноменами, как внутренняя речь и эгоцентрическая речь.
Напомним, что последний термин ввел швейцарский психолог Жан Пиаже для характеристики особого мышления, присущего детям примерно до 10-11 лет. Какое же это мышление? То, которое концентрируется вокруг одной-единственной личности — самого ребенка. Соответственно, и точка зрения на все происходящее тоже существует одна, принадлежащая ему же.
Рекомендуем: Смысл понятия: эгоцентризм
Дети даже не допускают, что возможны другие, может статься, противоречащие их собственным, суждения. Ребенок бы не смог этого представить, даже если бы захотел. Ярче всего эта особенность личности видна как раз в речи. Ребенок говорит для других так же, как для себя, не старается сделать свою мысль более ясной или преобразовать ее для собеседника. Ему даже не приходит в голову, что это может быть необходимо.
И правда, зачем? Ведь другие, думает маленький человек, понимают его без усилий, так же, как сам он понимает себя. В пубертатном периоде, по Пиаже, эгоцентрическое мышление преодолевается и уступает место более взрослому мировоззрению.
По мнению Выготского, эгоцентрический способ излагать свои мысли не отмирает: внутренняя речь формируется как раз из эгоцентрической. И эгоцентрическая, таким образом, становится переходным этапом от внешней речи к внутренней.
Действительно, с возрастом ребенок все больше взаимодействует с окружающими, учится смотреть на мир с других точек зрения, да и скидок ему делают уже меньше и ждут, что он будет доносить свои мысли и желания так, чтобы собеседник понимал его легко, а не разгадывал загадки. И эгоцентрическая речь обращается извне вовнутрь: как средство коммуникации она теперь неэффективна, но с успехом может использоваться как инструмент управления поведением, планирования высказываний.
Кстати, вспомним про микроартикуляцию при внутренней речи. Александр Николаевич Соколов, еще один видный отечественный психолог, предполагал, что у ребенка закрепляется связь между звуком и движением мышц, которое он ощущает, когда его произносит.
Виды речи
Соответственно множеству функций, выполняемых речью, существует множество видов или форм речи, т.е. речь является полиморфной деятельностью .
Основными видами речи являются внешняя и внутренняя речь . Внешняя речь обращена к собеседнику или слушателям, а внутренняя речь является речью человека для самого себя и сопровождает функционирование когнитивных психических процессов.
Согласно другой классификации, различают звуковую речь и речь жестов , или кинетическую речь . Условными знаками языка звуковой речи являются звуки, условными знаками речи жестов – движения тела человека или отдельных его частей. Кинетическая речь сохранилась у человека с древних времен. «Первоначально это был основной и, вероятно, единственный вид речи, он выполнял все речевые функции … Со временем этот вид речи утратил свои функции и в настоящее время используется в основном в качестве эмоционально-выразительных элементов речи – жестов. Очень часто мы сопровождаем свою речь жестами, что придает ей дополнительную выразительность. Тем не менее существуют довольно большие группы людей, для которых кинетическая речь по-прежнему остается основной формой речи. Имеются в виду люди глухонемые от рождения или потерявшие возможность слышать или говорить в результате несчастного случая или заболевания. Однако и в данном случае кинетическая речь существенно отличается от кинетической речи древнего человека. Она более развита и обладает целой системой знаковых сигналов» .
Выделяют так же монологическую и диалогическую речь . Монологическая речь – это чаще всего последовательное и связное изложение системы мыслей, знаний одним человеком. К формам монолога относятся объяснение, описание, рассказ, выступление, доклад, лекция. Диалогическая речь представляет собой обмен репликами между двумя общающимися сторонами. Она используется для обмена мнениями, согласования совместных действий. «Ее главная особенность состоит в том, что она является речью, активно поддерживаемой собеседником, т.е. в процессе разговора участвуют двое, используя простейшие обороты языка и фразы. Вследствие этого разговорная речь в психологическом плане является наиболее простой формой речи. Она не требует развернутого выражения речи, поскольку собеседник в процессе разговора хорошо понимает то, о чем идет речь, и может мысленно достроить фразу, произнесенную другим собеседником. В подобных случаях одно слово может заменять собой целую фразу» .
Кроме того, речь классифицируют на устную и письменную . В большинстве современных языков и письменная, и устная речь является звуковой: знаки письменной речи выражают не непосредственное значение, а передают звуковой состав слов устной речи. Устная речь применяется в непосредственном общении людей и, как правило, служит целям текущей ситуации. Письменная речь изображается графически, с помощью письменных знаков, и позволяет длительно сохранять содержание речи в первоначальном виде.
И, наконец, различают активную (экспрессивную) и пассивную (импрессивную) формы речи человека . Активная (экспрессивная) форма речи – это речь говорящего, передающего информацию человека, пассивная речь – это речевая деятельность слушающего человека, принимающего информацию. «Экспрессивная речь (процесс высказывания) начинается с замысла (план высказывания), затем проходит стадию внутренней речи, которая обладает «свернутым» характером, и наконец переходит в стадию развернутого внешнего высказывания – устного или письменного. Импрессивная речь (процесс понимания речевого высказывания – устного или при чтении) начинается с восприятия сообщения через слух или зрение, затем проходит стадию декодирования (выделения единиц информации) и завершается формированием во внутренней речи схемы сообщения и его понимания (Сидоров П.И., Парняков А.В., 2000)» .
Таким образом, во все виды речи человека – звуковую и кинетическую, монологическую и диалогическую, устную и письменную, активную и пассивную – включены элементы обеих основных форм речевой деятельности – внешней и внутренней, тесно взаимосвязанных между собой и выступающих в неразрывном единстве.
Далее: Развитие речи
Проблема внутренней речи
Проблема внутренней речи относится к числу наиболее сложных и все еще недостаточно изученных. Первоначально считали, что внутренняя речь по своей структуре подобна внешней, разница лишь в отсутствии звуковой реализации, так как это речь «про себя». Современные исследования вскрыли ошибочность такого понимания.
Ряд сложных экспериментов, проведенных Л. С. Выготским и другими советскими психологами, помогли выявить пути формирования внутренней речи и ее особенности. И здесь во многом помогли наблюдения над речью детей. Известно, что маленькие дети, играя или выполняя какое-либо дело, часто разговаривают сами с собой, помогая себе в планировании последующих действий.
Использование речи, внешней и внутренней, при планировании своих действий наблюдается и у взрослых. Это можно уловить, наблюдая за самим собой.
Изучение внутренней речи позволило выявить многие ее особенности. Так, было доказано, что в процессе внутренней речи у взрослых и детей присутствуют движения языка и гортани. Изучение скрытых движений речевого аппарата показало, что усложнение задачи повышает активность речевой моторики*.
*()
Исследования Н. И. Жинкина доказали, что внутренняя речь протекает со значительно большей скоростью, чем внешняя*. Работы П. Я. Гальперина и его сотрудников определили место внутренней речи в организации сложных видов интеллектуальной деятельности, которые П. Я. Гальперин назвал «умственными действиями»**.
*()
**()
Регулирующая функция внутренней речи, то, что с ее помощью человек планирует и корректирует свои последующие действия, убедительно раскрыта работами А. Р. Лурия и его учеников*.
*()
Все это позволило утверждать, что внутреннюю речь нельзя рассматривать как беззвучный аналог внешней речи. Она отличается существенными особенностями своего строения, прежде всего фрагментарностью и свернутостью. Человек, использующий внутреннюю речь в процессе решения задачи, знает, какая задача стоит перед ним. Это позволяет опускать все то, что называет задачу. Остается лишь то, что необходимо сделать, т. е. указание, каким должно быть последующее действие
Эту особенность внутренней речи часто называют предикативностью, подчеркивая, что важно не назвать предмет речи, а что-то сообщить о нем
Важно, что и это сообщение дается в сжатом, фрагментарном виде. Внутренняя речь представляется лишенной избыточности, которая является важным свойством языка и отчетливо выявляется во внешней речи
Необходимость обеспечить надежность восприятия приводит к тому, что во внешней речи постоянно дублируются указания на те или иные значения. Так, если в предложении Я напасал дружеское письмо местоимение я необходимо, так как в глаголе нет указания на лицо, то в предложении Я пишу дружеское письмо оно избыточно, потому что указание на лицо содержится в форме глагола. В словосочетании дружеское письмо в прилагательном дублируются указания на число, род и падеж, данные уже в форме существительного. Внутренней речи такое дублирование не свойственно.
Внутренняя речь ситуативна, т. е. всегда связана с определенной ситуацией, определенными условиями, ее вызывающими, это и объясняет ее фрагментарность, сжатость, устранение ряда элементов.
Наряду со словами во внутренней речи могут быть использованы и образы, схемы*, т. е. предмет может быть не назван, а представлен себе в виде его образа, часто в виде образа-схемы.
*()
Несомненно, что внутренняя речь существенно отличается от внешней и все же связана с ней и на нее опирается.
Виды речевой деятельности
Существует несколько видов речевой деятельности, к основным видам относятся:
- устная
- письменная
- внешняя
- внутренняя
Дополнительными разновидностями могут быть:
- жестовая
- дактильная
- автономная
- эгоцентрическая
Внешняя речь – процесс использования звуковых сигналов и графических знаков для передачи информации от одного индивида другому или другим. Внешняя речь направлена на общение, основная характеристика — доступность для других людей. Внешняя речь в свою очередь подразделяется на устную и письменную.
Устная речь – это вид речевой деятельности, который включает понимание произносимой речи и воспроизведение высказываний в звуковой форме.
К типичным специфическим особенностях устной речи относятся избыточные повторения, уточнения, использование мимики, жестов, пропуски, информации, которая понятна без ее называния (произношения) вслух.
Устная речь тоже подразделяется на различные подвиды:
- спонтанная устная речь
- подготовленная устная речь
- диалогическая устная речь
- монологическая устная речь
Во время письменной речи процесс общения происходит в виде обменивания графическими знаками. Письменная речь позволяет человеку обдумывать и тщательно отбирать языковые средства, исправлять текст, более точно излагать свои мысли. Для письменной речи характерны более сложные синтаксически конструкции, более логичное и связанное изложение. Письменная речь связанна с различными книжными стилями: научным, официально-деловым, публицистическим, художественным.
Замечание 2
Письменная речь имеет важное отличие от речи устной. При устном общении человек видит реакцию собеседника на его слова, во время письменной речь автор не видит реакцию своего читателя, часто автор даже не знает того, кто будет его читать. Внутренняя речь представляет собой речь, которая лишена звуковой оболочки, коммуникативная функция в данном виде речи отсутствует, этот вид речи предполагает внутреннее проговаривание
Внутренняя речь сосредоточена на процессе мышления
Внутренняя речь представляет собой речь, которая лишена звуковой оболочки, коммуникативная функция в данном виде речи отсутствует, этот вид речи предполагает внутреннее проговаривание. Внутренняя речь сосредоточена на процессе мышления.
Предикативность – это одна из характеристик внутренней речи, это значит, что в речи отсутствуют слова, относящиеся к подлежащному, в ней имеют место только слова, которые относятся к подлежащему (предикативу). Функции внешней и внутренней речи различаются. Во внутренней речи отсутствуют дополнительные элементы, которые кажутся мыслящему само собой разумеющимися, в ней присутствует только главная ключевая информация.
Несмотря на то что коммуникативная функция отсутствует во внутренней речи свою социальную составляющую она не теряет. Внутренняя речь социальна по своему содержанию. Внутренняя речь, хоть она и не имеет звуковой оболочки, все же она обращена к собеседнику.
Внутренняя речь представляет собой беззвучный речевой процесс, словесная оболочка мыслительной функции.
Жестовая речь — это вид речи который используется для людей, у которых отсутствует слух. Несмотря на то что этот вид речи представляет собой знаки, оформленные жестами рук, она имеет свои лексические и грамматические особенности.
Дактильная речь представляет собой форму общения, при которой используются жесты для обозначения смысла слов, а также присутствуют признаки устной речи.
Автономная речь – это речь младенца, которая возникает ситуативно, выражается в повторении за взрослыми слогов и слов.
Эгоцентрическая речь – речь без учета собеседника, например, когда дети проговаривают свои действия.