Стиль сотрудничества
До конца выходных обиженная жена попросила поклеить обои к приезду тещи и тестя, а сама она зашивается с приготовлением праздничного обеда. Вы решаете помириться с женой, чистите картошку и отбиваете мясо, а вечером она помогает вам наклеить обои. В итоге дела завершены качественно и раньше намеченного времени, обе стороны довольны, и вы избежали семейного кризиса. Впрочем, в таком случае конфликт мог быть и чисто внешним. Кто знает – может, у вас ролевые игры такие, сопровождающиеся потом бурным и приятным примирением сторон?
Или: наша партия тоже хочет получить свои «плюшки», но необходимых ресурсов не хватает. Давайте объединимся с вашей партией в цельный блок, наладим деловые связи и будем взаимодействовать на паритетных началах.
Часто выбор данного стиля поведения ведет к сплочению сторон – например, против общего «врага». Потери минимальны, все получили искомое.
Единый алгоритм решения любого школьного конфликта
- Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.
- Второй момент — анализ ситуации без превратности.
- Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.
- Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти.
- Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.
Итак, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное. И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.Фото: Екатерина Афанасьичева.
Классификация конфликтов по характеру участников
По характеру участников конфликты разделяются на внутриличностные, межличностные, конфликты между личностью и группой и межгрупповые конфликты.
Внутриличностный конфликт – возникает в случае, когда нет гармонии между различными факторами психологического характера во внутреннем мире человека, например, его чувствами, ценностями, мотивами, потребностями и т.д. К примеру, внутриличностный конфликт, связанный с деятельностью человека, может выражаться в различных формах. Но в большинстве случаев это форма ролевого конфликта – когда разные роли человека требуют от него выполнения различных требований.
ПРИМЕР: Человеку, являющемуся примерным семьянином, необходимо по вечерам находиться дома, но занимаемый им пост руководителя обязывает его часто задерживаться на работе по вечерам. Внутриличностный конфликт здесь обусловлен рассогласованием личных потребностей и требованиями его деятельности.
Межличностный конфликт – является наиболее распространённым типом конфликта. В разных ситуациях он может появляться по-разному. Но причинами такого конфликта могут быть не только различия в поведении людей, их манерах, взглядах, мнениях или характерах, которые являются субъективными причинами, но также и объективные причины, причём, именно они лежат в основе межличностных конфликтов чаще всего.
ПРИМЕР: Одной из самых распространенных причин межличностных конфликтов является ограниченность каких-либо ресурсов, таких как рабочая сила, производственные площади, оборудование, денежные средства и всевозможные жизненно необходимые блага. Например, один человек считает, что больше всего ресурсы нужны именно ему, а не кому-то другому, в то время, как этот другой считает точно так же.
Конфликт между личностью и группой – представленный конфликт появляется в тех случаях, когда один из членов группы или организации нарушает установленные в ней нормы поведения или законы общения, принятые в неформальных группах.
ПРИМЕР: Конфликт между личностью и группой наглядно отображается на примере конфликта между подчинёнными и руководителем, который придерживается авторитарного стиля руководства; также подобные конфликты можно наблюдать в молодёжных тусовках, где один из членов тусовки вдруг повёл себя не по законам «стаи».
Межгрупповой конфликт – это конфликт, возникающий между формальными и/или неформальными группами, являющимися частью общества или организации. Интересно то, что в период межгруппового конфликта люди могут объединяться в различные сплочённые сообщества. Однако эта сплочённость зачастую исчезает сразу же после того, как достигнут требуемый результат.
ПРИМЕР: Межгрупповой конфликт может возникнуть между работниками какого-либо подразделения организации и её администрацией, например, по причине внезапного сокращения штата сотрудников; аналогичная ситуация нередко наблюдается между оппозиционными политическими партиями или духовными конфессиями.
Будьте настойчивы
Если мы чувствуем себя во время конфликта уверенно, то нам гораздо проще будет найти выход его разрешения. Избегайте чрезмерно пассивного поведения и не позволяйте вашему оппоненту втаптывать себя в грязь. Но, одновременно с этим, не стоит себя вести чересчур агрессивно и враждебно.
Пассивно-агрессивное поведение, например, отказ отвечать на звонки или хлопанье дверьми, также будет бесполезным. Займите однозначную позицию по отношению к этому вопросу.
Не затягивайте прошлые конфликты. Будьте честны в своих чувствах и не бойтесь спросить, чего же именно хочет другая сторона конфликта. Оставайтесь при этом открытыми для компромисса.
Конфликт между родителем и учителем
Совет психолога: Если у родителей возникли претензии к педагогу, важно изначально проверить, обоснованы ли они. Действительно ли учитель превышает полномочия, срываясь на детях, или дети решили устроить педагогу холодную войну? Важно обсудить вопрос с другими родителями и другими учителями. Если ситуация действительно подтвердится — не бойтесь отстаивать право на участие в педсовете и разговоре с учителем напрямую
Вы всегда успеете написать жалобу, а вот изменить ситуацию — нет. Иногда родители полагают, что крик на детей или суровые наказания — показатель эффективного и строгого учителя. Взвесьте все наблюдения, проанализируйте возможные изменения. Если школа не готова предпринимать меры — увы, придётся решать ситуацию самостоятельно: менять класс или школу. Помните, что мотивация и интерес к жизни напрямую зависят от авторитетов.
Если ситуация действительно подтвердится — не бойтесь отстаивать право на участие в педсовете и разговоре с учителем напрямую. Вы всегда успеете написать жалобу, а вот изменить ситуацию — нет. Иногда родители полагают, что крик на детей или суровые наказания — показатель эффективного и строгого учителя. Взвесьте все наблюдения, проанализируйте возможные изменения. Если школа не готова предпринимать меры — увы, придётся решать ситуацию самостоятельно: менять класс или школу. Помните, что мотивация и интерес к жизни напрямую зависят от авторитетов.
Конфликт «Учитель — родитель ученика»
Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.
Причины конфликта между учителем и родителями
- разные представления сторон о средствах воспитания
- недовольство родителя методами обучения педагога
- личная неприязнь
- мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку
Способы решения конфликта с родителями ученика
Как же конструктивно разрешить подобные недовольства и разбить камни преткновения? При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Обычно, все происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента. Когда ситуация трезво оценена и проблема обрисована, учителю проще найти истинную причину конфликта с «трудным» родителем, оценить правильность действий обеих сторон, наметить путь к конструктивному разрешению неприятного момента
Когда ситуация трезво оценена и проблема обрисована, учителю проще найти истинную причину конфликта с «трудным» родителем, оценить правильность действий обеих сторон, наметить путь к конструктивному разрешению неприятного момента.
Следующим этапом на пути к согласию станет открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.
После разрешения конфликта, сделанные выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем.
Пример
Каким может быть конструктивный подход для решения назревшей проблемы?
Используя приведенные выше рекомендации, можно предположить, что классный руководитель Антона мог провести анализ сложившейся ситуации примерно так: «Конфликт матери со школьными учителями спровоцировал Антон. Это говорит о внутренней неудовлетворенности мальчика своими отношениями с ребятами в классе. Мать подлила масла в огонь, не разобравшись в ситуации, увеличив враждебность и недоверие сына к окружающим его в школе людям. Что вызвало отдачу, которая выразилась прохладным отношением ребят к Антону».
Общей целью родителя и учителя могло бы стать желание сплотить отношения Антона с классом.
Хороший результат может дать диалог учителя с Антоном и его мамой, который показал бы желание классного руководителя помочь мальчику. Важно, чтобы Антон сам захотел измениться. Хорошо поговорить с ребятами в классе, чтобы они пересмотрели свое отношение к мальчику, доверить им совместную ответственную работу, организовать внеклассные мероприятия, способствующие сплочению ребят
Свойства внутриличностного конфликта
Когда внутри постоянно действуют противоречия, индивид не может найти равновесие, гармонию. Разум постоянно приводит доводы в пользу одного или другого, но до конца преодолеть противоречия не выходит. Он испытывает дискомфорт, который может и не замечать. Главный признак внутреннего конфликта — это нарушение внутренней гармонии. Последствия напоминают рушащийся карточный домик. Вслед за постоянным дискомфортом и невозможностью разрешить противоречия, приходит агрессивность или апатия (зависит от врожденного темперамента, реакция борьбы или бегства). Она начинает разъедать изнутри. Человек может осознавать наличие проблемы как таковой. Но то, какие процессы она запускает в психике, понять самостоятельно трудно.
Общий характер проблемы разрушительный. Сначала для психики, а потом и для тела. На фоне нервных заболеваний появляются настоящие серьёзные физиологические отклонения. Например, нервозность и агрессивность, в первую очередь, бьют по желудку. Возникает гастрит или язва. Некоторые женщины склонны к эндометриозу и прочим подобным недугам. Все болезни действительно от нервов. Кроме тех, что носят вирусный характер или передаются по наследству.
Как разрешить внутриличностный конфликт
Разрешение внутриличностного конфликта очень непростая штука. И лучше это делать со специалистом. Хотя качественных специалистов в этой сфере очень мало.
Опишу этапы разрешения этой проблемы по моей технологии «Дивергент» на примере.
Первым этапом необходимо определить две стороны конфликта внутри человека отталкиваясь от его недовольства чем-то или кем-то. С одной стороны то чем человек недоволен, с другой то, что он хочет.
Женщина недовольна отношением мужа в свой адрес и чувствует себя униженной тряпкой, о которую муж вытирает ноги. Но хочет быть счастливой и любимой женщиной.
Вторым этапом, надо определить мотив складывающийся из недовольства и желания.
В данном примере мотив действий — сделать все, чтобы не быть тряпкой, но стать счастливой женщиной.
Определив ложный мотив выделяются действия, которые человек совершает под влиянием этого мотива.
Первый вариант в нашем примере: Она пашет, прощает, молчит, терпит, ублажает, приносит себя в жертву.
Второй вариант в нашем примере: Она истерит, требует, манипулирует и т.п.
После этого необходимо вскрыть ограничивающую установку лежащую в корне проблемы. Надо понять то, как она звучит в словах.
В данном случае установка звучит — для счастья женщина должна терпеть, прощать, любить, быть рабыней и т.п.
Или: Он должен прощать, терпеть, молчать, быть спокойным. Если этого нет, значит он не любит!
В третьем этапе вскрывается следующий слой конфликта. Так называемая зависимость от мнения, оценки, признания, отношения и мн. др. со стороны каких-то людей или человека. Это очень важный этап, потому что он вскрывает более глубокий мотив поведения, действий и переживаний.
В нашем примере зависимость будет от мнения, оценки, признания, поведения, отношения, внимания, настроения, прощения, похвалы со стороны супруга.
Во время четвёртого этапа человека необходимо освободить человека от зависимости и переписать ограничивающую установку на открывающую.
Для этого необходимо с человеком составить текст утверждение на базе желаемого.
К примеру: Я красивая, любимая, сексуальная, привлекательная, стройная, открытая, лёгкая, оптимистичная, весёлая, общительная, счастливая женщина. Свободная от мнения, оценки, признания отношения со стороны супруга
И дальше описать новое мировоззрение, отношения и жизнь.
Все это пишется отталкиваясь от услышанного и сказанного человеком. Должна получиться полноценная картинка, описывающая счастливую и желанную жизнь.
Во время пятого этапа надо помочь человеку раскрыть, почувствовать и понять новый тип мышления, поведения и жизни. В конце даётся подробная инструкция и человек возвращается в жизнь для реализации себя и своего плана.
Как правило, в течение месяца человек очень сильно изменяется и решает проблемы, которые его беспокоили до консультации и даже больше.
На самом деле в технологии «Дивергент» есть ещё один этап, это символическое заключение договора или соглашения со своим без сознательным. Но я не знаю, как это описать в статье, потому что у каждого человека это сугубо индивидуально!
Проще для разрешения внутриличностного конфликта обратиться к специалисту.
Желаю вам гармоничного состояния и счастливой жизни!
️ Всё о внутриличностных конфликтах, в моем Telegram-канале
Искренне ваш @andreymakritsa
Психология внутреннего конфликта
Многие люди считают постыдным признать, что их психологическое состояние нестабильно — это психология человека. Они всячески доказывают свою «нормальность» и предпочитают не замечать сигналы, которые посылает им подсознание. В итоге внутренний конфликт разрастается до огромных размеров, и справиться с ним довольно сложно.
Психология внутреннего дисбаланса такова, что он тщательно охраняет свои «владения». Человеку не хочется копаться в себе, он надевает «розовые очки» и выстраивает невидимую стену между собой и внешним миром. Людям не нравится признавать собственное психологическое неблагополучие — чем сильнее они переживают по этому поводу, тем больше территории «отвоевывает» конфликт.& Книги по психологии говорят о том, что он порабощает и заставляет человека чувствовать себя никчемным, ненужным и неспособным жить счастливо.
Ролевой конфликт в социологии
Ролевой конфликт в социологии рассматривается как столкновение ролевых требований, предъявляемых индивиду. Психология считает его негативным переживанием, затрагивающим внутренний мир. Чаще всего это показатель имеющихся у личности проблем взаимодействия с окружающими. Плохо это или хорошо, можно судить по тому, что дает ролевой конфликт человеку.
С одной стороны, благодаря ему, личность стремится к совершенству. К этому подталкивает роль, которую берет на себя человек, или какую предлагает общество. Например, молодой руководитель отдела старается соответствовать ожиданиям, которые возлагает на него высшее руководство. Это заставляет повышать квалификацию, изучать профессиональную литературу, то есть развиваться.
В то же время, как и любой конфликт, он вызывает отрицательные эмоции, заставляя делать определенные усилия против желания. Например, чтобы овладеть новыми технологиями, рабочего отправляют учиться на курсы. В душе он протестует против решения, но понимает, что без новых знаний не сможет выполнять работу.
Важно! Понимание того, что жизненные ценности легко не достаются, нежелательные усилия приходится совершать постоянно. Чтобы справиться с негативными проявлениями (столкновением понятий «не хочу», но «надо»), необходимо понять сущность ролевого конфликта и узнать выход из него
Определение ролевого конфликта
В обществознании трактуется, что ролевой конфликт – это процесс, обусловленный противоречиями между различными ролями, которые вынуждена выполнять личность. В довершение принято рассматривать такой конфликт как разновидность ролевого стресса, возникающего из-за перегрузки обязанностями.
К сведению. Краткий контекст ролевому конфликту – это ситуация, в которой человек сталкивается с двумя или более разными требованиями, и выполнение одних делает невозможным следование другим. От этого появляется внутреннее напряжение, как итог – конфликтная ситуация.
Сталкиваясь с требованиями нескольких ролей одновременно и не умея их совместить, человек может испытывать ролевой стресс
Виды конфликтов
Психология конфликта предполагает его деление на виды в зависимости от основания. Так, основанием для выделения в отдельный тип могут служить следующие факторы:
- источники возникновения;
- социальные последствия;
- масштабность;
- формы борьбы;
- тактика субъектов.
Также конфликты делятся на два вида по отношению к отдельному субъекту:
- внутренние;
- внешние.
Внутренний конфликт предполагает противоречие желаний одного человека, а внешний – разногласия между ним и окружающей средой. Характер конфликта внешнего, в свою очередь, может быть межличностным, межгрупповым или таким, что возник между личностью и группой.
Межличностный конфликт является самым распространенным и заключается в столкновении интересов различных лиц. Межгрупповой, как правило, возникает в рабочей атмосфере, когда интересы малых групп оказываются противоположными. Что касается конфликта между личностью и группой, такого рода разногласие также характерно для деловой сферы, когда интересы организации противоречат интересам отдельной личности.
Помимо таких разногласий, существует множество других: семейные, подростковые, личные или конфликт поколений. В каждой из этих ситуаций проблемы возникают с самыми близкими людьми, а значит, надо сделать все, чтобы этого не допустить.
Подростковые конфликты
В подростковом возрасте, который считается одним из самых сложных периодов, конфликты занимают особое место, являясь неотъемлемой частью социальной жизни. Конфликты подростков возникают не только в отношениях с родителями, но и при общении со сверстниками. Зачастую именно сложные взаимоотношения ребенка с товарищами становятся серьезным поводом для родительского беспокойства. В это время от взрослых требуется приложить максимум усилий для того, чтобы помочь подростку избежать сложностей в общении. Существует несколько правил, соблюдение которых может помочь избежать таких ситуаций и помочь тинейджеру наиболее безболезненно перейти на следующий жизненный этап. Итак, если вашей целью является предупреждение конфликтов, от вас требуется:
Не обвинять во всем подростка. Именно на этом жизненном этапе для него имеют решающее значение доверительные отношения со взрослыми
Поэтому крайне важно, чтобы ребенок знал, что может довериться вам в любой ситуации, не боясь обвинений в свой адрес.
Выяснять причину возникновения разногласий. Узнайте у ребенка все детали произошедшего, прежде чем делать выводы
Если подросток замкнулся в себе, следует поговорить со школьными учителями и выяснить причину проблемы.
Осознавать, что не всегда родительское вмешательство несет пользу. Если речь идет о ссоре лучших друзей, которые могут ругаться по несколько раз в день, причем дело порой доходит до драки, то вмешательство взрослых будет иметь только отрицательный результат. Прежде чем принимать решение об оказании помощи ребенку, узнайте все детали произошедшего.
Не проявлять равнодушия. Не всегда позиция стороннего наблюдателя несет пользу. Например, если у вашего ребенка серьезные проблемы со сверстниками, которые не принимают его в свой круг, это может привести к серьезным психологическим проблемам в будущем. Такую ситуацию следует брать под контроль как можно раньше, выясняя, в чем причины подобного поведения.
Ваше доброжелательное отношение и терпимость имеют решающее значение в безболезненном разрешении подростковых конфликтов.
Психологическое расщепление в промежуточной фазе развития
Внешние события во многом зависят о того, как мы организованы внутри. И отношение к нам окружающих, и «подбор» этих окружающих, и вообще все, что мы имеем и не имеем в жизни, зависит во многом от того, насколько мы целостны изнутри. Насколько интегрированы наши амбивалентности, насколько наша психика может одновременно вместить те смыслы, которые по факту исключают друг друга.
Конечно, это умение — ощущать и осознавать себя как целостный организм, принадлежит человеку со зрелой психикой. То есть психологически взрослой личности. У детей такого не получается, на каждом этапе развития ребенок познает свой спектр возможностей, и он ограничен.
Внутренние противоречия — это, по сути, то же расщепление. Когда что-то раздваивается на половинки, чтобы легче было это принять, понять, систематизировать. Ребенку в определенном возрасте легче понять, что такое хорошо, а что — плохо, расщепляя мир на хороший и плохой, и особенности мира, людей — также раскладывая на эти две категории. Так хоть как-то можно ориентироваться, чтобы обеспечить себе безопасность и успокоение. Но если для ребенка этого достаточно, потому что рядом есть взрослый, с более сложной психической организацией, то для самого взрослого такого мировосприятия будет мало.
Чем более расщеплена психика, тем более сложно сделать свою жизнь качественной, получать от нее удовольствие. Все время нужно будет с кем-то или чем-то сражаться, все время чувствовать себя либо победителем, либо жертвой и нуждаться в защите.
Многие физически взрослые люди в душе остаются на определенных детских этапах развития. Конечно, это не значит, что они не приспособлены к обычной жизни, очень даже. Ведь основная детская игра — это манипуляции взрослыми, и многие взрослые могут всю жизнь именно таким образом выживать, манипулируя окружением.
Но любая манипуляция — это очень искривленный контакт с другим человеком. По сути, это не-контакт. Ведь манипуляция призвана обойти волю и сознание другого.
Так вот, такие люди могут быть приспособлены — иметь работу, семью, налаженные социальные связи. Все атрибуты взрослого и социально успешного человека. Но в душе могут чувствовать себя совсем по-другому — испытывать страдания, не находя им причин.
Проявления внутреннего конфликта в отношениях
Когда в душе слишком много нерешенных противоречий, которые по большей мере не осознаются, а лишь проявляются определенными состояниями или чувствами, желанием что-то срочно сделать или сказать. Например, в какой-то момент можно переживать сильный физический дискомфорт или чувства — вины, стыда, обиды. Или желание спорить, доказать свою точку зрения. Или сделать что-то назло кому-то, бороться с кем-то, доказывать.
Примером есть пресловутая игра в «да, но…». Когда человек разворачивает какую-то свою проблему другим, и ему начинают давать какие-то рекомендации, часто, кстати, очень уместные, но он на все это отвечает: «да, это хорошо, но…». И дальше следует объяснение, почему «но». И всегда есть эта причина. Мозг ее сгенерирует за доли секунд.
А на самом деле игре в «да, но» предшествует глубоко неосознанный и, тем более, не проговоренный внутренний конфликт. И конфликт этот в одной голове одного человека. И общается он сам с собою. Потому что в этой голове расщепление: есть одна часть, которая говорит: «Надо делать так!». И есть другая часть, которая говорит: «Нет, — вот так!». И разрывает бедную голову на две половины ежесекундно.
Заключение
О конфликтах можно говорить еще очень много, главное, чтобы вы запомнили:
При любом столкновении интересов важно оставаться человеком и не оскорблять других. Помните про правила поведения в конфликте, чего допускать нельзя
При внутриличностном конфликте не затягивайте с его решением, иначе он вас поглотит надолго. Если не справляетесь с конфликтной ситуацией, обратитесь к специалисту. Как говорится: “Лучше плакать у психолога, чем смеяться у психиатра”…
Уйти от конфликта – один из лучших способов, если у вас нет внутренних сил противостоять. Пусть у вас будет мудрость отстаивать свои границы и гармонично общаться!