Конфликт и функции, структура конфликта. методы его разрешения

Структура конфликта

Структура конфликта состоит из нескольких составляющих:

  • конфликтная ситуация, под которой подразумевается объективное содержание конфликта, которое фиксирует начало реального противоречия в интересах сторон;
  • объект конфликта, который является реальным или идеальным предметом, являющимся причиной спора;
  • стороны конфликта или участники.

Каждая сторона, участвующая в конфликте, имеет ряд нюансов:

  • внешняя позиция в конфликте, которая предстает в качестве открыто предъявляемой мотивировки;
  • внутренняя позиция, которая скрывается не только от оппонентов, но в большинстве случаев о ней не знают и сами участники конфликта.

Схематически структура конфликта выглядит так:

Рисунок 1. Структура конфликта

Критерии типологизации конфликтов

Выделяют различные критерии типологизации конфликта, которые могут носить разнонаправленный характер. Рассмотрим основные классификации конфликтов:

По субъектному составу:

  • Межличностные — возникают в быту, между супругами, между родителями и детьми и т.д.
  • Межгрупповые — возникают в сфере межнациональных и межконфессиональных соглашений, в качестве войн между государствами и т.д.
  • С комплексным субъектным составом – например, когда в качестве одного субъекта выступает личность, в качестве другого субъекта – образовательное учреждение, организация.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Типологизация конфликтов 420 руб.
  • Реферат Типологизация конфликтов 240 руб.
  • Контрольная работа Типологизация конфликтов 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

По наличию умысла:

  • Планируемые конфликты. Для данного вида конфликтов характерно наличие умысла на возникновение конфликта, продумывание тактики своего поведения, инициация конфликта, провоцирование субъекта. Например, в качестве подобного вида конфликта можно рассмотреть террористически акты, которые связаны с захватом заложников. Когда террористы захватывают заложников, они, таким образом, провоцируют власть на определённые действия, выполнение требований террористов.
  • Стихийные конфликты. Данные виды конфликтов связано с массовыми беспорядками и достаточно часто возникают в тех местах, где имеется массовое скопление людей. Например, на футбольных матчах, концертах рок-групп, митингах и т.д. Специфика данного вида конфликтов заключается в том, что в качестве субъекта конфликта выступает неорганизованная масса, толпа. Когда люди находятся в толпе, их поведение подчиняется принципу конформизма, то есть человек как бы растворяется в толпе и перестаёт воспринимать себя и окружающих в качестве самостоятельной личности. Нередко стихийный конфликт является результатом провокационных действий, которые также могут быть умышленными и неумышленными.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

По сфере конфликтного взаимодействия:

  • внутри социальной группы;
  • между социальными группами.

Важным фактором типологизации конфликтов выступают также сферы конфликтного взаимодействия. Например, конфликты могут возникать между локальными системами, а также между структурными элементами систем. Конфликты, которые возникают внутри систем, обусловлены противоречиями, которые возникают в рамках самой системы. К таким конфликтам могут быть отнесены конфликты между супругами, между родителями и детьми, работниками и работодателем и т.д.

По реализации потребностей, которые послужили предпосылкой возникновения конфликта:

  • Материальные – необходимо удовлетворения материальных потребностей, что обусловлено желанием обладать материальными ресурсами, денежными средствами, определёнными жизненными благами, например, домом, машиной, телефоном и т.д.
  • Статусно-ролевые. Человек желает получить определённую роль в обществе, например, стать супругом, занять определённую должность, приобрести авторитет в определённой социальной группе. Однако нередко интересы людей по факту распределения статусных ролей совпадают, при этом возникает конфликт интересов.

По направленности:

  • Горизонтальные – возникают между деловыми партнёрами, коллегами, сослуживцами и т.д.
  • Вертикальные – возникают между руководителем и подчинёнными.

По временным параметрам:

  • Кратковременные – продолжающиеся сравнительно не продолжительный период времени.
  • Быстротечные – развивающееся быстро и стремительно.
  • Длительные – данные виды конфликтов могут продолжаться годами, а иногда и десятилетиями. В основном, к таким видам конфликтов относится государственные, национальные, религиозные конфликты.

По критерию результативности:

  • Конструктивные, то есть нормальные, позитивные. При возникновении конструктивных конфликтов группы, в рамках которых они происходит, сохраняют свою целостность, а между субъектами налаживается взаимодействие.
  • Деструктивные или патологические, негативные. Взаимоотношения людей в ходе данного конфликта приобретает негативные формы, характер конфликта ведёт к разрушению и распаду организации, отношений между людьми.

Как проходить занятия?

Как уже было не раз подмечено, материалы нашего тренинга по конфликтологии максимально адаптированы под практическое применение, причём, под применение абсолютно любым человеком. Но ни в коем случае не стоит забывать о том, что решающее значение имеет здесь не изучение материала, а его практическое использование. Читать, изучать, знать много всего полезного и интересного – это, конечно же, хорошо. Но если знания, которые могут быть применены в жизни, применены не будут, цена их будет невысока, т.к. никакой пользы они вам не принесут. Имейте это в виду.

Каждый из уроков вы можете изучать поэтапно. В качестве примера можно привести простой алгоритм (но вы можете выработать и свой собственный):

  • День первый – изучение материала
  • День второй – повторное изучение материала для закрепления
  • День третий – применение полученных знаний на практике
  • День четвёртый – подведение итогов по применению материала изученного урока
  • День пятый, шестой и седьмой – отдых

Таким образом, на изучение данного тренинга у вас уйдёт чуть больше месяца. Если для вас этот срок кажется слишком продолжительным, составьте свой график, и изучайте/практикуйте, к примеру, не один урок в неделю, а два. Найдите наиболее комфортный для себя вариант.

Также хочется сказать, что нужно не просто один раз применить навык, пусть даже успешно, а постепенно и целенаправленно оттачивать его, чтобы внедрить в арсенал привычных для вас действий. Старайтесь сформировать у себя полезную привычку (согласно некоторым исследованиям, на это требуется 21 день).

В процессе обучения используйте всевозможные вспомогательные материалы – блокнот для записей, дневник, органайзер, компьютер или гаджет. Например, поставьте в планировщике заданий своего смартфона звуковой сигнал на намеченное для обучения время, чтобы он напоминал вам о том, что пора приступать к занятиям. Или делайте в блокноте краткую запись всякий раз, когда эффективно или неэффективно повели себя в конфликтной ситуации. Вы можете придумать что угодно – главное, чтобы это было вам на пользу.

Конфликты в межличностных отношениях

Противостояние в межличностных отношениях зачастую рассматривают в качестве столкновения индивидов в процессе взаимодействия. Эти столкновения могут наблюдать в различных сферах жизнедеятельности. Зачастую межличностные конфликты в коллективе возникают вследствие дефицита каких-либо ресурсов или средств, например, при наличии нескольких кандидатов на одну престижную вакансию.

Другими словами, межличностными конфликтами называют открытое противостояние взаимодействующих индивидов на основе завязавшихся противоречий, которые выступают в виде противоречивых целей, противоположных интересов, взаимоисключающих в каких-то определенных обстоятельствах ситуации. Данная разновидность конфронтаций обнаруживается исключительно во взаимодействии, происходящем между двумя индивидами и более. В межличностном противостоянии субъекты друг другу противодействуют, выясняя собственные взаимоотношения лицом к лицу.

Межличностные конфликты в организации могут зарождаться как между индивидами, которые впервые встретились, так и между хорошо знакомыми субъектами. В любом случае существенную роль во взаимодействии играет индивидуальное восприятие участника и его оппонента. Преградой на стези нахождения общего языка между субъектами может стать отрицательная установка, образовавшаяся у одного соперника в отношении другого оппонента.

Взаимодействуя с социальным окружением субъект, прежде всего, защищает собственные персональные интересы. Это является нормой. Конфликты, возникающие в ходе такого взаимодействия, представляют собой ответное реагирование на преграды к достижению целей.

Кроме того, люди могут сталкиваться в межличностных конфронтациях, защищая интересы отдельного коллектива, организации, социальных институтов. Напряженность противостояния в таких конфликтах и возможности нахождения компромиссных решений во многом обуславливаются конфликтными установками тех коллективов, представителями которых являются участники конфронтации.

Все межличностные конфликты в организации, зарождающиеся вследствие столкновения интересов или целей, условно можно подразделить на три разновидности. Первая – предполагает столкновение принципов, в котором воплощение интересов и устремлений одного участника может быть реализовано исключительно за счет ограничения интересов другого участника.

Вторая – затрагивает только форму взаимоотношений между субъектами, не ущемляя при этом их материальных и духовно-моральных потребностей и целей. Третья – являет собой реально не существующие противоречия, спровоцированные или искаженной (ложной) информацией, или неправильной трактовкой фактов и событий.

Также социальные межличностные конфликты можно подразделить на такие виды:

– стремление к доминированию, то есть соперничество;

– разногласия, относящиеся к вопросу нахождения наилучшего пути решения совместной проблемы – спор;

– обсуждение спорной проблемы, то есть дискуссия.

Профилактика межличностных конфликтов, их предупреждение или урегулирование всегда направлены на сбережение имеющейся структуры межличностного взаимодействия.

Нередко в качестве источника противостояния можно выявить такие факторы, которые повлекут разрушение сформировавшейся системы взаимоотношений. Вследствие этого можно выделить две категории функций конфликта – конструктивные (то есть положительные) и деструктивные (то есть негативные).

К первым относят: функцию развития, познавательную, инструментальную и перестроечную функции.

Познавательная функция заключается в обнаружении симптома неблагополучных отношений и выявлении возникших расхождений.

Конфронтация считается важнейшим источником процесса совершенствования взаимодействия и развития всех ее участников. В этом заключается функция развития.

Разногласия являются инструментом разрешения расхождений (инструментальная функция).

Противостояние ликвидирует факторы, изъедающие существующие межличностные отношения, способствует формированию взаимопонимания между оппонентами (перестроечная функция).

Деструктивные «миссия» конфликтов имеет связь:

– с ухудшением или полным развалом взаимоотношений;

– разрушением имеющегося совместного взаимодействия;

– негативным самочувствием оппонентов;

– низкой результативностью дальнейшей совместной деятельностью.

Типы конфликтных личностей

Диагностика конфликтной личности показывает, что существует несколько типов таких людей. Во-первых, это шестерка основных типов:

  1. Демонстративный.
  2. Ригидный.
  3. Неуправляемый.
  4. Сверхточный.
  5. Бесконфликтный.
  6. Рационалист.

Но так как разные исследователи по-разному классифицируют поведенческие характеристики конфликтной личности, то существуют такие типы, как «крикуны», «жалобщики», «всезнайки», «грубияны» и другие. Стоит рассмотреть подробнее особенности личностей, которые встречаются чаще всего в обществе. Сложно предугадать, чем закончится общение с конфликтной личностью, поэтому нужно знать, чем один конфликтный человек отличается от другого.

Стадии протекания

Любой конфликт на практике представляет собой сложный динамический процесс, который развивается поэтапно. Принято выделять следующие стадии:

  1. Предметная стадия — зарождение противоречивых представлений и интересов, появление объекта спора.
  2. Стадия осознания — осознание субъектами своих интересов и мнений как правильно или неправильно понятых оппонентом.
  3. Конфликтное взаимодействие — применение определенных действий.
  4. Стадия разрешения — полное или частичное удовлетворение интересов сторон.

Ю.В. Рождественский, давая определение изучаемому понятию, выделил три стадии развития противоречий:

  • Расхождение во мнениях.
  • Несовпадения в дискуссиях.
  • Применение определенных действий.

Существует несколько ведущих признаков, по которым можно явно определить наличие конфликтной ситуации. В конфликтологии выделяют три характерные ее черты:

  • Биполярность (противопоставление двух начал). Это наличие двух, противоречащих друг другу, несовместимых интересов.
  • Активность. Означает действия, направленные на преодоление разногласий. Конфликтность проявляет себя в борьбе сторон, которая заканчивается разрешением противоречий.
  • Субъективность (наличие носителей, субъектов).Всегда присутствует индивид (или группа), который проявляет активность в создании противоречий, дает им импульс, а также может оказывать влияние на протекание и его разрешения.

Применение знаний о конфликтах

Как уже говорилось, мы живём в мире, в котором часто возникают всевозможные разногласия, споры, столкновения, противоречия и т.п. И даже если сейчас обстановка вокруг вас позитивная или хотя бы нейтральная, не факт, что дальше всё будет идти, как «по маслу», и не возникнет какой-либо конфликтной ситуации. Даже такой поверхностный взгляд говорит нам о том, что конфликты нужно уметь разрешать.

Но давайте более предметно поговорим о том, для чего нужно применять знания о конфликтах:

  • Если у человека возник внутриличностный конфликт, это очень опасно для его психического здоровья, а в некоторых случаях и для его жизни. Умея управлять своим внутриличностным конфликтом, личность способна разобраться в себе, нейтрализовать серьёзные переживания, способствовать своему позитивному настрою и хорошему душевному здоровью;
  • Умение достойно вести себя в конфликтных ситуациях – это один из показателей взрослой зрелой личности, воспитанности, адекватности, конструктивного восприятия реальности и настроенности на продуктивное взаимодействие с обществом. Если же человек привык решать всё кулаками, умеет только спорить и огрызаться, это говорит о том, что его внутренний стержень слаб, психика нестабильна, умение грамотно общаться и находить общий язык отсутствует;
  • Мир с самим собой и окружающими людьми – это, прежде всего, положительное психическое состояние, а наука уже давно доказала, что психическое состояние находит своё отражение и в физическом плане. Сознание, душа и тело непосредственно взаимосвязаны друг с другом. Внутренние конфликты могут стать причиной серьёзных физических заболеваний, не говоря уже о душевных. А конфликты с другими людьми могут вылиться в увечья, травмы и т.п. Если же человек умеет применять навыки конфликтологии, он может предотвратить ситуации, опасные как для его физического, так и психического здоровья;
  • Умение улаживать конфликт и подобающим образом вести себя в конфликтных ситуациях говорит о том, что человек склонен к проявлению доброты, положительного отношения к людям, уважения. Оно также говорит и о том, что человек думает не только о себе и своих интересах, не ставит в приоритет только себя и свои собственные желания, но также думает о других. Отношение к такому человеку окружающих практически всегда будет аналогичным, т.е. его будут ценить, уважать, оценивать по достоинству, считаться с его мнением. К тому же, в жизни позитивно настроенных людей хороших событий всегда больше, чем у тех, кто настроен негативно;
  • Умелое применение знаний о конфликтах – это неотъемлемая составляющая пути к гармонии с самим собой, находящимися рядом людьми и окружающей действительностью.

Польза от применения знаний о конфликтах очевидна. Но не будет лишним заметить, что это далеко не все преимущества данного навыка. В действительности, их гораздо больше, вплоть до положительного влияния на будущее поколение, другими словами, на своих детей, ведь, как известно, приобретённые человеком навыки и умения передаются его детям в виде предрасположенностей на генетическом уровне. Так что, изучая конфликтологию, вы можете быть уверены, что делаете лучше не только свою жизнь, но и жизнь своих сыновей, дочерей и даже внуков.

Решение конфликта: помним о его причине, о сути конфликта и вашей цели

Вот мы купировали свои негативные переживания и не дали конфликту разгореться. Все несколько раз глубоко вздохнули, сосчитали до десяти и попили водичку. Поскольку в голове немного прояснилось, можно вспоминать о причинах, которые вызвали конфликт, и потихоньку переходить к его разрешению.

Для того чтобы уладить конфликт, необходимо помнить из-за чего он вообще начался. Что является проблемой, которую необходимо решить? Расхождение взглядов касательно места проведения отпуска? Вопросы о ведении совместного быта? Решайте именно тот вопрос, который является сутью конфликта, и не перескакивайте на обсуждение других проблем. Не стоит использовать обобщения («Ты всегда так делаешь», «Ты никогда…») – вы говорите о конкретном случае и решаете конкретную проблему, а потому вопрос «как это можно решить?» должен быть в приоритете.

Проблематика конфликтов в различных ситуациях

Типичные ситуации возникновения противостояния:

  1. Возрастные. Главная характеристика фундаментального конфликта поколений: острота и попытка подавления. Инициатором возрастного спора чаще становится оппонент младшего возраста. Такой вид конфронтации может быть частью гибридного спора и сочетаться с другими видами противостояний. Возрастные конфликты также характерны для внутриличностных противостояний— возрастных кризисов. Через них проходит каждый человек, и от благополучного разрешения зависит, сможет ли личность пройти все стадии развития или остановится на одной из них.
  2. Профессиональные или служебные. Столкновение интересов сотрудников или работника и руководства приводит к затруднению рабочего процесса или его полной остановке. Они возникают в ситуациях, когда нет единой стратегии выполнения рабочей задачи или, когда на повышение претендуют сразу несколько сотрудников.
  3. Семейные. Споры между членами семьи возникают на почве неблагоприятных бытовых и социальных условий или при столкновении личных взглядов. Семейный конфликт может передаваться из поколения в поколение и затрагивать социальные группы, к которым принадлежат члены семьи.
  4. Политические и национальные. Конфликты такого рода становятся самыми масштабными и часто приводят к войнам и вооруженным противостояниям внутри страны или национальной группы. Национальные противостояния отличаются особой нетерпимостью оппонентов.
  5. Конфликт интересов. У каждого участника конфликта есть свои внутренние мотивы, зависящие от его ценностей. Они формируют его личность, взгляды и моральные нормы. Исходя из личного ресурса человека, противостояние может быть незначительным и разрешиться быстро, или перейти в непримиримую конфронтацию.

Основная проблема любой формы конфликта —возможность негативного разрешения спора, при котором интересы одной или обеих сторон остаются неудовлетворенными. В этом случае конфликт минует стадию разрешения и застревает в стадии инцидента.

Последствия

По последствиям конфликты делят на две большие группы:

  • конструктивные , предполагают рациональные преобразования, положительные изменения,
  • деструктивные , разрушающие организацию, группу, личность.

Некоторые авторы дают следующую классификацию:

  • функциональный, предполагающий поиск перспективных альтернатив, дающий возможность эффективно разрешить разногласия, положительно влияющий на развитие отдельной личности,
  • разрушительный , цели не достигаются, потребности отдельного индивида не удовлетворяются.

По воздействию конфликт можно поделить на отрицательный и положительный.

У. Линкольн выделил следующие положительные последствия конфликтной ситуации:

объединение людей с одинаковой направленностью &ndash, единомышленников,
ускорение процесса самосознания,
разрядка, сброс напряжения, несущественные дела при этом уходят на второй план,
расставляет приоритеты,
помогает выходу эмоций,
обращается внимание на предложения, которые нуждаются в обсуждении,
помогает налаживать рабочие контакты,
под влиянием ситуации утверждается определенный набор ценностей,
происходит поиск наиболее оптимальных способов предотвращения конфликтов.

К отрицательным последствиям относится:

  • угрожает социальной системе,
  • подрывает доверие сторон,
  • имеет тенденцию углубляться, расширяться,
  • меняет приоритеты, ставит под угрозу интересы,
  • препятствует быстрым переменам,
  • люди оказываются в зависимости от заявлений, произнесенных публично.

Расценивая тот или иной конфликт, надо исходить из необходимости получить определенный результат и постараться как можно быстрее перевести его в положительное русло.

Виды конфликтов в психологии

Для более глубокого изучения сути противостояния, принято разделять его по категориям. Виды конфликтов в психологии выделяют, ссылаясь на следующие факторы:

  • что предшествовало разладу;
  • какой масштаб противоборства;
  • тактика, выбранная конфликтующими;
  • имеются ли социальные последствия;
  • в какой форме происходит противостояние.

Различают внутренний, при котором возникает противостояние желаний отдельной личности, и внешний — противоречие между человеком и окружающими факторами. Внешнее столкновение тоже имеет свою структуру и состоит из:

  • межличностных разногласий;
  • межгрупповых коллизий;
  • происходящий между группой и личностью.

Межличностные разногласия наиболее распространённый вид выяснения отношений, когда затрагиваются различные интересы субъектов. Межгрупповые коллизии встречаются в сферах, где подразумевается скопление группы людей, занятых общим делом (работа, институт, школа). Конфронтация личности и группы, характерна для деловой сферы, при которой потребности организации противостоят интересам отдельно взятого человека.

Психология конфликта различает семейные, подростковые конфликты. Отдельной строкой идёт столкновение поколений — противостояние отцов и детей.

Для повышения уверенности в себе рекомендуем прослушать аудиотранс от психолога Никиты Валерьевича Батурина:

Управление конфликтами: психология

Конфликтующие стороны могут длительный срок находиться в конфронтации и даже привыкают к этой ситуации. Как показывает практика, в таких отношениях срабатывает детонатор, который провоцирует открытое противостояние сторон.

Или же наоборот, выяснение отношений происходит цивилизованным путём, но из-за непрофессионализма участников столкновения, выход из ситуации происходит некорректно и приводит к негативным последствиям.

Регулирование отношений сводится к способности им управлять. Причём не всегда управление конфликтом является его решением. Иногда важнее сохранить добропорядочные отношения между конфликтующими, чем разрешить противоборство.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: