Гендерный аспект ресоциализации подростков с делинквентным поведением

Использование термина

Термин «ресоциализация» широко используется в различных сферах человеческой деятельности, включая социальную психологию, социологию, педагогику и юриспруденцию. Это понятие тесно взаимосвязано с мерами, что используются в обществе по отношению к людям, ведущим преступный образ жизни.

Педагогика использует ресоциализацию как инструмент, при помощи которых, человеку прививаются новые жизненные ценности, что смогут заменить усвоенные ранее. Направленность этого процесса осуществляется в отношении людей, чья модель поведения значительно отличается от общепринятых правил. Главная цель подобного инструмента, восстановить утраченный статус и изменить негативные установки. Для того чтобы достичь необходимого результата, исправляемая личность должна быть погружена в благополучную среду.

Ресоциализация осужденных — это термин, что широко используется в юриспруденции. Чаще всего данное понятие применяется во время решения вопросов, связанных с уголовно-исполнительной политикой. Этот инструмент используется лишь в отношении молодежи, поскольку представители этой возрастной группы более подвержены ресоциализации. В этом примере, ресоциализация является не самим процессом прививания общепринятых норм и правил, а конечным результатом.


Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами

Определение в психологии

Социализация – процесс овладения нормами поведения, усвоения культурных ценностей, социальных ролей, установок и стереотипов, которые приняты в обществе. В ходе социализации индивид адаптируется к условиям внешней среды, перенимает убеждения, умения, одобряемые в обществе. Человек усваивает коллективный опыт, накопленный обществом, и определяет свою жизненную позицию.

В этот период формируются взгляды, мировоззрение, избирательно выбираются стереотипные поведенческие модели и установки, которые соответствуют собственным ценностям и ориентирам личности. На становление личностных свойств человека влияют нормы морали и убеждения, принимаемые и культивируемые в социуме. Социализация протекает в несколько этапов:

  1. От рождения до подросткового возраста. Характеризуется отсутствием критического анализа, подражательными моделями поведения.
  2. Подростковый возраст. Желание выделяться трансформируется в индивидуальность личности. Критическое отношение к социальным нормам и правилам лежит в основе формирования комплекса собственных взглядов и убеждений.
  3. Период взрослой жизни. Характеризуется стремлением найти свое место в обществе, влиться в его иерархическую структуру.

Формирование личности сопровождается интеграцией индивида в социум или отторжением от общества в силу несогласия с социальными законами и стандартами. Асоциальность – это социальное безразличие, отсутствие мотивов к взаимодействию с другими людьми, что отражается на поведении индивида, которое не соответствует общепринятым стандартам.

В ходе социализации происходит формирование личности под влиянием условий социальной среды, десоциализация отражает утрату приобретенных ранее навыков, ресоциализация означает улучшение адаптивных способностей и восстановление социального статуса. Без предварительной социализации невозможно возникновение состояния десоциализации и ресоциализации.

Стадию социализации проходит любая неущербная личность в ходе взаимодействия с людьми – сначала родителями и родственниками, затем друзьями, одноклассниками, коллегами. Ресоциализация личности в узком понимании предполагает социальную адаптацию лиц, утративших навыки социальной адаптации – правонарушителей, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, людей с делинквентным (антиобщественным, противоправным) поведением.

Ресоциализация в широком смысле слова– это такой процесс, который представляет собой форму социализации, что предполагает усвоение навыков, норм и ценностей, не перенятых ранее по тем или иным причинам. Эта форма социализации затрагивает людей без выраженного уклона к криминальным и антиобщественным интересам. В ряде случаев речь идет о приспособлении индивида к новым условиям жизни, об усвоении правил и убеждений, которые претерпели эволюционные изменения.

Ресоциализация – это в психологии осознанное изменение психологических установок и моделей поведения, обусловленное социальным неуспехом, например, неоправданными ожиданиями, невозможностью достичь поставленных целей. В современном мире ресоциализации не всегда предшествует этап десоциализации, примером может служить получение индивидом второго образования с целью овладения новой востребованной специальностью.

Молодые люди, оканчивая школу, нередко выбирают будущую сферу деятельности исходя из соображений престижа и популярности профессии среди сверстников. Изменение конъюнктуры на рынке труда приводит к сокращению числа представителей определенной специальности. Невостребованные молодые специалисты не могут найти работу и вынуждены менять профиль деятельности, чтобы получать доход, средства к существованию.

Умение найти мотивы для личностного роста, перестроить психологические установки, овладеть новой специальностью – это в социологии рассматривается как успешная ресоциализация личности. В ходе получения второго образования индивид приобретает новые знания, одновременно овладевает нормами, мотивами, ценностями, которые способствуют формированию обновленной жизненной стратегии.

Этапы социализации личности

Советский психолог Л.С. Выготский, который оставил после себя выдающееся научное наследие, выделил следующие этапы социализации:

  • Ранняя — психогенетическая — это когда вырабатываются первые формы удовлетворения потребностей.
  • Средняя — символическая, образная — когда на привычные действия оказывают влияние символы и звуки.
  • Высшая — интеллектуальная — когда человек управляет собой и другими людьми с помощью своего усвоенного опыта, одновременно приобретая новые навыки.

Социализация — закономерный процесс, он подчиняется законам развития общества. Начальные этапы социализации человека проходят в детском возрасте.

Во взрослой жизни люди продолжают социализироваться. Как пример, новое место работы и связанные с этим изменения в жизни. Смена места работы — это почти всегда стресс для человека, даже в том случае, когда человек так не считает. На новом месте приходится заново привыкать к условиям и людям. Если человек — социализированная личность, то процесс адаптации и приспособления к условиям социума, с точки зрения психологии, протекает значительно легче. Здесь многое зависит от самого человека, насколько он — состоявшаяся личность. Но не менее важна организационная социализация, речь о которой шла выше.

Процесс социализации личности протекает на протяжении всей жизни. Человек меняет свои установки, модели поведения, приспосабливается к новым условиям. Характерными критериями для социализации в зрелом возрасте являются стабилизация личных качеств и отстройка собственного образа жизни. В зрелости происходит переоценка прожитого. В это время человек чаще начинает задумываться о смысле жизни и искать способы для самореализации в обществе.

Американский психиатр, доктор медицины Роджер Гулд считал, что социализация взрослого является переработкой и преодолением психологических установок, которые сложились в детстве. Утверждал, что главное во взрослой социализации — преодолеть детское убеждение, что о тебе все должны заботиться. Учёный считал, что на этапе социализации во взрослой жизни нужно развеять «иллюзию безопасности», сформированную в детском возрасте. В результате сформируется реалистичность ожиданий, люди становятся менее уязвимыми, добрее и терпимее.

В кризисные моменты, когда стабильное развитие общества нарушается и меняются условия жизни людей, в социализации появляется много негатива. В сложные периоды у человека «включаются» инстинкты самосохранения, ярче проявляется эгоизм, становятся выраженными отчуждение и разобщённость.

Считается, что прогрессивные развитые личности не склонны полностью воспринимать навязываемые им устои. Такие личности будут стараться формировать свою, независимую от общепринятой, жизненную позицию и систему ценностей.

Один из известнейших психотерапевтов прошлого века, американский учёный Милтон Эриксон рассматривал несколько психо-социальных кризисных «этапов», которые переживает человек на протяжении жизни. Важным этапом социализации профессор называл «кризис», который испытывают молодые люди в поиске сексуальной близости. Если у молодого человека отсутствуют соответствующие отношения, то нередко такая ситуация приводит его к изоляции и замыканию в себе.

В последнее время заметное влияние на адаптационные социальные процессы оказывает интернет. Интернет — важный фактор социализации личности. Глобальная сеть представляет пользователям разнообразные коммуникационные и информационные услуги. Возможности сети заставляют человека проводить много времени в виртуальном пространстве, это влияет на социализацию и поведение человека.

Интернет помогает в учёбе и работе, он даёт возможность людям учиться общаться с большим количеством людей и правильно излагать свои мысли. Интернет помогает самовыражению и творчески развивает человека. В интернете возник принципиально новый вид отношений между людьми. Однако, есть и обратная сторона влияния интернета, связанная с социализацией человека. Люди, «проживающие» свою жизнь в сети, часто в реальной жизни испытывают неудовлетворённость и трудности в общении. Когда реальная жизнь начинает вытесняться виртуальным пространством, это превращается в социальную проблему.

Что такое социализация личности?

В психологическом словаре под редакцией Карпенко написано, что социализация — это, прежде всего, принятие и повторение личностью опыта общества, выражающееся в усвоении социальных ролей. Такой процесс происходит при активной деятельности человека и его общении с окружающими людьми, например, на рабочем месте, в образовательных учреждениях, в семейном кругу. Социализация может происходить стихийно и неуправляемо, когда личности не объясняют об общепринятых правилах морали и поведения, и она сама пытается найти модели для подражания, чаще всего, попадая под дурное влияние.

Еще один вариант социализации индивида — в процессе воспитания, представляющего собой целенаправленное и определённое формирование ядра личности.

Существует ещё одно течение в психологии, рассматривающее социализацию как некий культурный феномен, в связи с чем у разных цивилизаций, например, китайской, индийской, российской или европейской, она протекает своим неповторимым образом. Исходя из этой точки зрения, рассматриваемому нами понятию даётся следующее определение: это процесс, обусловленный культурными особенностями нации, народа или этноса, во время которого личность изучает паттерны поведения, системы представлений, правила и нормы, свойственные данной общности людей.

Интерпретация понятия «социализация» в различных школах психологии

  1. Гуманистическая психология понимает социализацию как самоактуализацию человека, проявление его Я-концепции.
  2. Необихевиоризм рассматривает данное понятие в контексте социального научения, как результат воспитания и подражания существующим социальным ролям.
  3. Символический интеракционизм видит социализацию только как результат и последствия социального взаимодействия, во время которого агенты социализации и индивид осуществляют так называемое «взаимопроникновение».
  4. Советская и российская школа психологии понимает социализацию как воспитание и фактически ставит между ними знак равенства. Воспитание может осуществляться целенаправленно и способствовать формированию запланированных педагогом ценностей и навыков или быть бессистемным, когда на личность стихийно влияет множество факторов и условий, не контролируемых воспитателями.

Методы ресоциализации

Ресоциализация – это процесс повторной интеграции в общество, восстановления утраченных социальных связей и налаживания новых позитивных контактов. Ресоциализация представляет собой возобновление утраченного опыта, восстановление социально одобряемых ориентиров и установок. Методы повторной социализации:

  1. Создание условий для поддержания физического и психического здоровья индивида.
  2. Мотивация к саморазвитию личности, поддержка инициативы в этом направлении.
  3. Препятствование влиянию делинквентных (антиобщественных) факторов, например, мотивация индивида к отказу от общения с криминальными элементами, от использования атрибутов криминальной субкультуры.
  4. Мотивация индивида к освоению профессиональных навыков.

Методы ресоциализации направлены на создание среды, в которой возможно приобретение референтных (стандартных, образцовых) ориентаций, формирование понятий и убеждений, не противоречащих общепринятым нормам. В рамках ресоциализации появляется устойчивая жизненная позиция, возникает возможность для выполнения социальных ролей. Результаты повторной социализации:

  • Осознание своих потребностей и желаний.
  • Определение целей и путей их достижения.
  • Выявление значимых мотивов.
  • Повышение адаптивных способностей.
  • Практическое применение опыта в каждодневных условиях.
  • Определение степени свободы своей личности, уровня притязаний, гуманности и духовности.
  • Реализация творческого потенциала.
  • Овладение новыми знаниями, навыками, опытом.

Возобновление социализации происходит при усвоении и добровольном следовании правилам, установленным в обществе, данный процесс носит характер личностного развития. В результате успешной повторной социализации индивид возвращается в привычную среду, налаживает жизнь, вовлекается в социальное функционирование, направляемое и корректируемое одобряемыми нормативами.

Десоциализация и ресоциализация – процессы, отражающие утрату и восстановление индивидом навыков социальной адаптации.

Первичная социализация

Первичная социализация для ребенка очень важна, потому что она закладывает основу для всей будущей социализации. Первичная социализация происходит, когда ребенок учится отношениям, ценностям и действиям, подходящим для людей как членов определенной культуры. На это в основном влияют ближайшие родственники и друзья. Например, если ребенок видел, как его / ее мать выражает дискриминационное мнение о меньшинстве или группе большинства, тогда этот ребенок может подумать, что такое поведение приемлемо, и может продолжать придерживаться этого мнения о группах меньшинства / большинства.

Вторичная социализация

Вторичная социализация относится к процессу обучения правильному поведению в качестве члена меньшей группы в более крупном обществе. По сути, это модели поведения, подкрепленные социализирующими агентами общества. Вторичная социализация происходит вне дома. Здесь дети и взрослые учатся действовать в соответствии с ситуациями, в которых они находятся. Школы требуют совсем другого поведения, чем дома, и дети должны действовать в соответствии с новыми правилами. Новые учителя должны действовать иначе, чем ученики, и узнавать новые правила от окружающих. Вторичная социализация обычно связана с подростками и взрослыми и включает меньшие изменения, чем те, которые происходят при первичной социализации. Такими примерами вторичной социализации являются переход в новую профессию или переезд в новую среду или общество.

Что такое реабилитация?

Реабилитация определяется как «комплекс мероприятий, направленных на восстановление функциональных возможностей человека и снижение уровня инвалидности у лиц с нарушениями здоровья с учетом условий их проживания».

Другими словами, реабилитация направлена на то, чтобы помочь детям, взрослым или пожилым людям быть как можно более автономными в повседневной жизни и дать им возможность получать образование, работать и заниматься досугом, а также выполнять важные социальные
функции, такие как забота о семье. Для этого в рамках реабилитации проводится лечение сопутствующих патологических состояний (например, болевого синдрома), предоставляется помощь для восстановления функций, необходимых в повседневной жизни, и поддержка
в преодолении трудностей, связанных с когнитивными нарушениями, расстройствами зрения и слуха, трудностями в коммуникации, приеме пищи или передвижении в пространстве.

На том или ином этапе жизни услуги по реабилитации могут оказаться необходимыми любому человеку в результате травмы, хирургического вмешательства, заболевания или иных нарушений здоровья, а также в силу возрастного снижения функциональных возможностей.

Некоторые примеры услуг по реабилитации:

  • упражнения для коррекции речевых, языковых или коммуникативных нарушений после черепно-мозговых травм;
  • изменение условий проживания пожилых людей в целях повышения их безопасности и автономности при нахождении дома и уменьшения риска падений;
  • обучение и просвещение по вопросам здорового образа жизни для людей с сердечно-сосудистыми заболеваниями;
  • изготовление и установка протезов для людей, перенесших ампутацию ноги, и их обучение использованию таких протезов;
  • фиксация и наложение шин для содействия заживлению кожи, уменьшения отеков и восстановления двигательных функций у людей, перенесших операцию в связи с ожогами;
  • назначение лекарственных препаратов для снижения ригидности мышц у детей с церебральным параличом;
  • оказание психологической поддержки людям, страдающим депрессией;
  • обучение незрячих людей использованию белой трости.

Услуги по реабилитации в высокой степени индивидуальны, и это означает, что выбор мер вмешательства и подходов должен делаться с учетом целей и предпочтений пациента. Услуги по реабилитации могут предоставляться как в условиях медицинских учреждений (на
базе государственных или частных больниц и поликлиник), так и на уровне местных сообществ, например на дому.

В оказании реабилитационных услуг участвует целый ряд специалистов, как то: физиотерапевты, логопеды и аудиологи, ортотисты и протезисты, клинические психологи, врачи-реабилитологи и медицинские сестры.

Кем осуществляется ресоциализация?

Вступление личности на путь антиобщественного развития фиксируется институтами, которые осуществляют социальный контроль. При этом ими же и могут быть приняты соответствующие меры ресоциализации. В этом процессе участвуют учебные, воинские и трудовые коллективы, школа и семья, общественные организации, а также правоохранительные органы в лице своих профилактических структур. Зачастую ресоциализация личности проводится без лишения свободы. Однако при совершении человеком социально опасного деяния к нему могут быть приняты более жесткие меры. В таком случае по приговору суда он отправляется в места лишения свободы. При этом ресоциализация – это определенный этап, призванный восстановить социально полезные связи личности с обществом. В ходе данного процесса должны быть разрушены асоциальные роли и поведение, а также закреплены позитивные образцы социальных ценностей. Специальными институтами, которые осуществляют процесс ресоциализации в данном случае, являются следующие:

— воспитательно-трудовые колонии, где содержатся несовершеннолетние;

— исправительно-трудовые колонии;

— тюрьмы.

Основная задача, которую призваны решать данные социальные институты, — это перевоспитание и исправление осужденных, то есть ресоциализация.

Это интересно: Что значит если снится парень который нравится?

Доступные методы реабилитации зависимых

Методы реабилитации зависят от степени тяжести заболевания и личных предпочтений.

Светская реабилитация – это реабилитация, процесс которой организован специалистами: наркологами, психологами, психотерапевтами, консультантами по зависимости и другим необходимым персоналом.Светские реабилитации используют в своих программах миннесотскую модель, элементы программы 12 шагов, программу SMART recovery, НЛП и другие методы исследуемые наркологами всего мира.

Психологическая реабилитация – направлена на создание новой модели поведения. Психологическая реабилитация с участием персонального психолога или психотерапевта проходит сессиями

Вы прекратите употребление и что более важно найдете причины, которые вас толкают к этому. Устранив эти причины вам больше не нужно будет употреблять вещества

Плюс психологической реабилитации в том, что вы можете получить компетентную обратную связь или поддержку из любой точки мира в удобное для вас время. На нашей платформе ЦАП искусственный интеллект подберет и предложит вам специалистов исходя из ваших персональных предпочтений потребностей.

Христианская реабилитация – это реабилитация, где акцент сделан на веру в Иисуса Христа. В христианских центрах реабилитации изучаются основы христианства, молитв, посещение богослужений и трудотерапии. Реабилитационные центры, основанные на вере в Бога предлагают прохождения реабилитации с проживанием на территории храмов и монастырей или варианты только дневного пребывания в рабочих домах и подворьях.

Подробнее о лечении основанном на вере

Православная реабилитация зависимых содержит в распорядке дня «духовный час», исповедь и время на молебны. В такие центры принимают и не крещенных, и нуждающихся других конфессий. Часто православные центры не удерживают зависимых. Главное условие пребывания – это воздержание от психоактивных веществ и послушание.

Протестантская реабилитация также предлагает помощь в лечении зависимостей. Реабилитационный процесс происходит в общине. Посещение молитвенных собраний обязательно. Эмоционально насыщенные богослужения вызывают выброс эндорфинов, что помогает зависимым раскрепощаться и радоваться жизни без наркотиков.

Трудовая реабилитация позволяет почувствовать себя нужным обществу, отвлечься от разрушительных мыслей и восстановить профессиональные навыки.

Немалая часть центров, рекламирующих услуги бесплатного излечения от зависимостей, занимается незаконной эксплуатацией труда на тяжелых, низкооплачиваемых работах. Заключив договор на добровольный труд, есть опасность попасть в рабские условия, поэтому перед обращением за помощью удостоверьтесь, что в нашей базе нет плохих отзывов про выбранный центр.

Из медикаментозных методов реабилитации можно выделить кодирование. Имплантирование «капсулы» либо вещества, которое, по уверению врача, приведёт к смерти, после употребления алкоголя или наркотика. В некоторых случаях этого достаточно, чтобы длительный срок удерживать человека от употребления.

Реабилитация по методу Маршака включает в себя элементы восточных практик (йога, холотропное дыхание), для управления чувством эйфории с помощью практики медитаций;

Группы поддержки несут огромную пользу в процессе реабилитации и социализации. При общении с людьми, пережившими подобные зависимости, человек осознаёт, что не одинок в своей проблеме и это придает сил для преодоления зависимостей.

Метод «12 шагов» построен на принципе признания зависимым своей неспособности самостоятельно избавиться от пагубной привычки и осознанного принятия посторонней помощи;

Подробнее о 12 шагах

Терапевтические сообщества предполагают групповую поддержку и участие в разностороннем улучшении жизни бывшего зависимого. Вы можете стать участником нашего терапевтического анонимного сообщества прямо сейчас, что сделать первый шаг в преодолении зависимости.

Реабилитация и ресоциализация наркозависимых процесс небыстрый. Наберитесь терпения и обращайтесь за помощью при любом удобном случае. В одиночку болезнь зависимости победить не получится. Справиться  можно только сообща.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: