Госпитальная шкала тревоги и депрессии

Содержание теста

Опросник состоит из 40 высказываний. Они делятся на две группы по 20 высказываний. Одна группа должна отвечать за выявление TA, вторая — определяет SA.

Оценка, как уже говорилось выше, основана на четырёхбалльной шкале Лайкерта. Она подразумевает четыре варианта ответов на каждое высказывание:

1 2 3 4
Никогда (совсем нет) Почти никогда (в некоторой степени) Часто (в умеренной степени) Почти всегда (очень сильно)

Тест на тревожность в оригинале имеет две формы: X и Y. Форма X направлена на выявление не только степени проявления состояния, но и определение его признаков. Этот вариант позволил диагностировать у пациентов тревожность и беспокоящее состояние при депрессиях.

В форме Y многие высказывания из формы X заменены на новые. Она призвана определить конкретные факторы состояния и черты тревоги. Форма Y имеет более простую структуру. Сегодня она имеет большее распространение. Вариант Y адаптирован для русского языка.

Какие виды тревожности существуют?

По причине развития

  • Личностная тревожность – постоянная склонность к тревожности, которая не зависит от окружающей обстановки и сложившихся обстоятельств. Большинство событий воспринимаются как опасные, во всем видится угроза. Считается чрезмерно выраженной чертой личности.
  • Ситуативная (реактивная) тревожность – тревожность возникает перед значимыми ситуациями или связана с новым опытом, возможными неприятностями. Такой страх считается вариантом нормы и в разной мере присутствует у всех людей. Делает человека более осторожным, стимулирует готовиться к предстоящему событию, что снижает риск неудач.

По сфере возникновения

  • Учебная тревожность – связанная с процессом обучения;
  • Межличностная – связанная со сложностями в общении с определенными людьми;
  • Связанная с представлениями о себе – высокий уровень пожеланий и низкая самооценка;
  • Социальная – возникает из-за необходимости взаимодействовать с людьми, знакомиться, общаться, проходить собеседование;
  • Тревожность выбора – неприятные ощущения, возникающие при необходимости сделать выбор.

По воздействию на человека

  • Мобилизующая тревожность – провоцирует человека к действиям, направленным на снижение риска. Активизирует волю, улучшает мыслительные процессы и физическую активность.
  • Расслабляющая тревожность – парализует волю человека. Затрудняет принятие решений и выполнение действий, которые бы помогли найти выход из сложившейся ситуации.

По адекватности ситуации

  • Адекватная тревожность – реакция на объективно существующие проблемы (в семье, в коллективе, в учебе или на работе). Может относиться к одной сфере деятельности (например, общение с начальником).
  • Неадекватная тревожность – является результатом конфликта между высоким уровнем притязаний и низкой самооценкой. Возникает на фоне внешнего благополучия и отсутствия проблем. Человеку кажется, что нейтральные ситуации несут угрозу. Обычно бывает разлитой и касается многих сфер жизни (учеба, межличностное общение, здоровье). Часто встречается у подростков.

По выраженности

  • Пониженная тревожность – даже потенциально опасные ситуации, несущие угрозу, не вызывают тревогу. В результате человек недооценивает серьезность ситуации, излишне спокоен, не готовится к возможным трудностям, часто халатно относится к своим обязанностям.
  • Оптимальная тревожность – тревожность возникает в ситуациях, которые требуют мобилизации ресурсов. Тревога выражена умеренно, поэтому она не мешает выполнению функций, а дает дополнительный ресурс. Замечено, что люди с оптимальной тревожностью лучше других контролируют свое психическое состояние.
  • Повышенная тревожность – тревога проявляется часто, слишком сильно и без повода. Мешает адекватной реакции человека, блокирует его волю. Повышенная тревожность вызывает рассеянность и панику в ответственный момент.

Причины депрессии — внутреннее и внешние

Точные причины развития депрессии до конца не известны, но достаточно хорошо изучены факторы, повышающие риск ее возникновения. Считается, что сподвигнуть к развитию депрессии могут как внутренние, так и внешние причины:

  • Наследственность. Один из факторов — уже унаследованное расстройство мозга, при котором изменяются нормальные биохимические реакции. Некоторые нейромедиаторы очень важны для мозговой деятельности – депрессия может развиться, если нарушаются их нормальные функции. Наследственная депрессивность чаще встречается у самых близких родственников больных. 
  • Психологические травмы. Депрессия может быть связана с различными психологическими травмами — потеря близких, безработица, потеря статуса, сложный развод и др.
  • Физические мучения. Депрессия может стать следствием хронических заболеваний, сильных болей, инвалидности.
  • Нарушения психики вследствие приема психоактивных веществ. Депрессия может наступить в результате чрезмерного употребления алкоголя или злоупотребления некоторыми медикаментами. 
  • Гормональные проблемы. Развитие депрессии также обусловлено гормональными колебаниями. Например, женщина, которая никогда раньше не болела, может пережить симптомы депрессии после родов. 
  • Внешние факторы. Риск развития депрессии повышается при высоком стрессе из-за нахождения в определенной социальной среде, ярких переживаниях.

Транквилизаторы

Еще одна группа для лечения «черной меланхолии». Такие препараты оказывают тормозящее воздействие на нервную систему, взаимодействуя с рецепторами ГАМК. Они обладают следующими действиями:

  • снимают тревогу;
  • устраняют страх и панику;
  • нормализуют эмоциональный фон;
  • понижают давление, восстанавливают сердечный ритм.

Все эффекты, которые оказывают эти лекарства, систематизированы по группам:

  • противотревожный – устранение тревожных, устрашающих мыслей;
  • седативный – успокаивающее действие. Снижает концентрацию внимания, развивает заторможенность;
  • снотворный – восстанавливает процесс засыпания, улучшает качество сна;
  • миорелаксантный – расслабляющее действие вплоть до вялости и бездействия;
  • противосудорожный.

Не все средства этой группы производят вышеперечисленные эффекты. Старое поколение обладает более обширным кругом влияния, но и нежелательных проявлений от них больше. Они, вызывая сонливость, вялость, разбитость, не могут быть применены в дневные часы. Их также запрещается употреблять при вождении транспорта и для других действий, где требуется особая концентрация внимания.

Более современные медикаменты не оказывают нежелательного воздействия, их можно принимать днем и даже находясь за рулем. Примером является препарат Буспирон. Он активно борется против тревожности и судорожной готовности, но при этом не провоцирует сонливость, апатию, не вызывает привыкания.

К другим представителям транквилизаторов относят: Феназепам, Алпразолам, Клобазам и другие. 

Существует принципиальная разница между антидепрессантами и транквилизаторами. Антидепрессанты действуют постепенно, по накопительной системе. Для появления первых результатов должно пройти время. Их эффект – более мягкий, с меньшим количеством побочек. Они стабилизируют настроение и стимулируют работу нашей психики.

Транквилизаторы – это средства мгновенного действия, призванные снимать приступы тревоги, страха. Их применяют и при панических атаках. Результат даже после первого употребления проявляется очень быстро. Но длительный их прием грозит развитием привыкания уже через 3 недели.

Транквилизирующие препараты не стремятся стабилизировать надолго состояние. Они призваны снять острый приступ беспокойства, угнетая нервную систему.

Абстрактно представить действие транквилизаторов вы можете, вспомнив песню Виктора Цоя с одноименным названием «Транквилизатор». Ведь написал он ее не случайно, а после того как вышел из знаменитой психиатрической больницы в Питере «на Пряжке». В ней он «косил» от армии, имитируя маниакально-депрессивный психоз.

Транквилизирующие препараты – это те средства, которые обладают сильнейшим успокоительным воздействием, но и требуют к себе пристального внимания. Они не терпят длительного применения и назначаются только психиатром.

Интерпретация результатов

Оценка и интерпретация осуществляется на основе баллов. Каждое высказывание может принести от 1 до 4 баллов, основываясь на шкале оценки. В оригинале Спилбергера каждая часть теста может принести в сумме максимально 80 баллов, минимально — 20.

Количество баллов соотносится с двумя таблицами. Шкала ситуативной тревожности позволяет определить уровень SA. Шкала личностной тревожности оценивает TA.

TA — беспокоящее состояние конституционального характера, коренящееся в исходных психических, биологических и физиологических состояниях личности, отличается высокой устойчивостью к любым внешним изменениям.

Особенностью TA является широкое ситуативное разнообразие угрожающих ситуаций, на каждое такое состояние вырабатывается конкретная реакция.

Маркерами активации TA служат конкретные стимулы, которые расцениваются человеком как опасные для самооценки и самоуважения.

Высокая TA выражается в проявлении выраженной тревоги под воздействием стресса, вызванного определённым стимулом. TA тесно взаимосвязана с невротическим конфликтом, эмоциональными и невротическими срывами, психосоматическими заболеваниями.

Чем больше баллов, тем выше степень проявления беспокоящих состояний:

  • до 30 баллов — беспокоящие состояния отсутствуют,
  • от 31 до 44 баллов — умеренная тревожность,
  • от 45 и более — выраженная тревожность.

На основе тестирования, определения степени проявления SA и TA, формируется точный психологический портрет высокотревожных лиц.

У высокотревожных людей тревогу вызывают любые ситуации, связанные с ситуацией:

  • явного проявления личностных качеств,
  • интереса к личностным качествам,
  • угрозы престижу, самооценке.

Неоднозначные, сложные ситуации воспринимаются как угрожающие или катастрофические.

Для высокотревожных людей характерны следующие черты:

  • высокая эмоциональность,
  • вспыльчивость,
  • раздражительность,
  • постоянная готовность к конфликтной ситуации, защите,
  • закрытость, независимо от наличия реальных угрожающих ситуаций,
  • сложность эффективного взаимодействия при совместном решении задач,
  • искусственное выстраивание психологических барьеров при общении,
  • невозможность достижения целей, требующих серьёзных усилий.

Рекомендации при взаимодействии с высокотревожными людьми — завуалированность, смещение акцентов с внешней требовательности, избегание категоричности.

Акцент на осмысление своей деятельности, при формировании чувства уверенности в себе через поддержку и успех в достижении промежуточных задач.

2 Описание

Оценку при помощи данного метода производит психолог или психотерапевт с целью выявления склонности к депрессии или тревожности у пациентов. В условиях общемедицинской практики перед данным тестом не стоит задача поставить точный диагноз.

В классическом виде шкала для пациентов с сохранностью когнитивных функций представляет из себя вопросы, разделенные на две субшкалы — “тревога” и “депрессия”.

Вопросы шкалы “тревога” обозначены нечетными номерами, а раздела “депрессия” — четными.

После того как пациент ответит на все вопросы, отдельно подсчитываются баллы четных и нечетных пунктов. В итоге получается две оценки — для каждой шкалы.

Пункты как первой, так и второй субшкалы представляют собой утверждение, каждому из которых соответствует 4 варианта ответа. Пациент получает бланк с вопросами теста и задачу: выбрать вариант, наиболее соответствующий субъективному состоянию, которое он испытывает на протяжении последних семи дней. Опросник выдается пациенту отдельно от комментариев, интерпретирующих результат, чтобы исключить возможное влияние на объективность исследования.

Заключение о состоянии пациента делается на основании суммы баллов по каждому из разделов.

Интерпретация результатов осуществляется следующим образом:

  • От 0 до 7 баллов — норма. У пациента, набравшего такой результат, отсутствуют достоверные, клинически значимые симптомы тревожности или депрессии.
  • От 8 до 10 баллов — субклинически выраженный синдром (тревога или депрессия).
  • 11 и выше — клинически выраженная тревога/депрессия. Пациенту, показавшему подобные результаты, в перспективе показана консультация профильного специалиста.

В дальнейшем для более детальной квалификации состояния пациента и фиксации динамики клиницисты пользуются более чувствительными клиническими госпитальными шкалами для определения уровня тревоги и депрессии: шкалой Гамильтона для оценки депрессии (HDRS) и шкалой Гамильтона для оценки тревоги (HARS).

Особенности биполярной депрессии

Биполярная депрессия немного отличается от других форм заболевания, ведь она является частью маниакально-депрессивного расстройства. Её лечение рассматривается в неразрывном контексте с маниакальной фазой.

Как известно, биполярное расстройство характеризуется сменой 2 фаз: маниакальной и депрессивной. Происходит чередование стадии возбуждения, повышенного настроения, эйфории, взбудораженности со стадией апатии, тоски и бессилия. То есть наблюдается лабильность, неуравновешенность настроения.

В этом случае первым шагом в терапии депрессии становится назначение нормотимиков для нормализации фона настроения, чтобы предупредить его скачки. Кроме этого, нормотимики сами по себе обладают некоторым антидепрессивным действием. Среди самых используемых нормотимических средств выделяют препараты лития, карбамазепин, вальпроат и ламотриджин.

Помимо этой группы препаратов пациенту прописывают антидепрессанты, но они имеют особую схему приема. Дело в том, что в данном случае они способны вызвать инверсию фазы, то есть спровоцировать манию, и это ограничивает их использование – оно, как правило, является довольно коротким.

При биполярной депрессии назначают и атипичные нейролептики, тоже под особым контролем.

Подводя итоги, стоит повторить главное. Депрессия – это болезнь, которая в определенных случаях все-таки требует медикаментозного лечения. Самые главные средства для борьбы с ней – это антидепрессанты.  Но есть и их помощники

В случае, когда приема психотических препаратов становится недостаточно, обратите внимание на ваше физическое здоровье. Возможно, здесь вы найдете причину вашей тоски и апатии

И еще один важный момент. Прием лекарственных средств не исключает дополнительных, немедикаментозных методов воздействия на расстройство. Комплексная терапия в разы быстрее способна побороть недуг.

Симптомы депрессии — от бессонницы до галлюцинаций

Депрессия – коварное заболевание, не видимое на первый взгляд. Иногда его трудно обнаружить, оно может хорошо маскироваться. Многие люди теряют форму и испытывают упадок настроения в течение года, и лишь потом понимают, что проблема зашла слишком далеко. Нелеченная депрессия активно препятствует повседневному функционированию. Это заболевание не проходит само по себе, оно гораздо глубже, чем печаль.

Депрессия и ее симптомы очень разнообразны – 2 пациента  с депрессией могут испытывать практически противоположные симптомы. Кто-то жалуется на хроническую бессонницу, другие испытывают повышенную сонливость, что значительно ограничивает активность в течение дня. Депрессия может иметь разную интенсивность, с легкими, умеренными или тяжелыми депрессивными эпизодами в зависимости от тяжести симптомов.

Психические симптомы при депрессии:

  • Эмоциональная притупленность. Чувство грусти, отсуствие желания решать проблемы, надуманное чувство вины.
  • Замкнутость. Человек с депрессией может отказаться от общения, любой деятельности – его круг интересов значительно сужается.
  • Апатия. Появляется чувство постоянной усталости, апатии, суицидальных мыслей. Характерна потеря удовольствия и ощущения счастья – кажется, что вокруг нет ничего хорошего и интересного даже в долгожданном отпуске. 

Важный симптом — больной человек не испытывает чувства радости или удовольствия от вещей, которыми он обычно наслаждался.

Соматические симптомы депрессии:

Вялость. Депрессия характеризуется постоянной нехваткой энергии – больной может потерять нормальную активность. 

Изменения веса. Масса тела может меняться – она может как увеличиваться, так и уменьшаться

Проблема кроется в нарушении аппетита, что приводит к снижению массы тела. 

Рассеянное внимание. Человеку трудно работать и концентрироваться на задачах. 

Усталость

Больной человек чувствует себя всегда уставшим, но ему трудно нормально заснуть и отдохнуть.

Фантомные и реальные боли. Головная боль, боли в животе, суставах.

Симптомы со стороны ЖКТ. Изжога, метеоризм, диарея, запор, тошнота, снижение аппетита.

  • Снижение полового влечения.
  • Бредовые состояния. Человек с более тяжелым депрессивным расстройством может испытывать различные галлюцинации, бред и т. д. 

Депрессивное расстройство диагностируется, когда подобные симптомы длятся не менее нескольких недель – месяца. Если пациент уже испытывал симптомы депрессии, то риск ее повторного развития значительно возрастает. Второй эпизод после первого депрессивного эпизода развивается более чем у половины пациентов.

Валидизация

В 1976 г. Дерогатис, Рикельс и Рок провели работу по сопоставлению шкал SCL со шкалами MMPI. Работа
была проведена на 119 «симптоматических добровольцах», и кроме MMPI в нее были также включены обычные клинические шкалы. Шкалы SCL имеют высокие корреляции с соответствующими симптоматическими группами MMPI, кроме группы обсессивно-компульсивных симптомов. Результаты исследования отражают высокий уровень конвергентной валидности для SCL. В 1980 г. Горовиц и его коллеги рассмотрели SCL в связи с исследованиями по PTSD, а в 1981 г. было обнаружено, что при тестировании SCL удалось получить различия в результатах теста между пациентами с PTSD, получавшими терапевтическую помощь, и пациентами, не получавшими такой помощи. Баум и его сотрудники в нескольких опубликованных работах привели чрезвычайно интересные данные о хорошей чувствительности SCL при тестировании стресса для Three Mile Islend. В похожем исследовании Грин и ее коллеги использовали SCL для определения уровня стресса при пожаре в клубе Beverly Hills Supper. Также SCL использовалась для диагностики лиц с различными клиническими проявлениями в психиатрии, онкологических больных, наркологических пациентов, пациентов с различными физическими заболеваниями. Многочисленные исследователи доказали самостоятельную ценность клинических и психометрических характеристик SCL. Кроме того, методика переведена на многие языки и используется во многих странах. Русский вариант SCL применялся в комплексном исследовании, которое проводилось лабораторией психологии посттравматического стресса и психотерапии ИП РАН.

Для определения показателей надежности субшкал SCL-90-R использовали весь массив данных, полученных на выборках нормальной
популяции, профессионалов, род деятельности которых связан с постоянным риском для здоровья и жизни, а также популяции, подвергшейся воздействию потенциально психотравмирующих событий (ветераны войны в Афганистане, ликвидаторы последствий аварии на ЧАЭС, беженцы), кроме этого были включены данные по двум выборкам популяции психиатрических пациентов с диагнозами шизофрения и соматоформные расстройства. Надежность методики определялась по показателям а-Кронбаха, стандартизованная а, а также методом расщепления теста пополам Cубшкалы SCL-90-R обладают достаточно хорошей надежностью, за исключением шкалы PAR.

В качестве критерия надежности был использован а-коэффициент, который является вариацией формулы Ruder-Richardson 20. Полученные коэффициенты были вполне удовлетворительно распределены между низким 0,77 для субшкалы психотизма и высоким 0,90 для депрессии значениями. Тест-ретестовые коэффициенты были получены при анализе данных 94 психиатрических пациентов, которые тестировались во время первичного осмотра и повторно обследовались через неделю перед первым терапевтическим сеансом. Большая часть этих коэффициентов колеблется между 0,80 и 0,90, что является соответствующим уровню для значений симптоматических групп.

Подсчёт результатов

Для получения результата по базовым шкалам необходимо вычислить среднее арифметическо значение по вопросам, входящим в эту шкалу, т.е. сложить баллы по входящим в шкалу вопросам и разделить сумму на их количество. Если по каким-то из вопросов не было получено ответов, то их исключают из подсчёта. В случае, если пропущено 20% вопросов теста (18 пунктов) или 40% вопросов какой либо шкалы, результаты не могут считаться достоверными.

Результат по шкале GSI считается как среднее арифметическое значение всего теста, т.е. сумма баллов всех вопросов, делённая на 90.

PST равен просто количеству вопросов, на которые даны неотрицательные ответы.

PSDI — средняя тяжесть предъявляемых симптомов, вычисялется как деление общего балла всего теста на значение PST. Таким образом, при PST=90, GSI и PSDI будут равны друг другу, чем меньше значение PST, тем больше будет различие между ними.

Таблица базовых шкал SCL-90-R с входящими в них пунктами

Шкала Количествопунктов Номера пунктов
Соматизация 12 1, 4, 12, 27, 40, 42, 48, 49, 52, 53, 56, 58
Навязчивости 10 3, 9, 10, 28, 38, 45, 46, 51, 55, 65
Сенситивность 9 6, 21, 34, 36, 37, 41, 61, 69, 73
Депрессия 13 5, 14, 15, 20, 22, 26, 29, 30, 31, 32, 54, 71, 79
Тревожность 10 2, 17, 23, 33, 39, 57, 72, 78, 80, 86
Враждебность 6 11, 24, 63, 67, 74, 81
Фобия 7 13, 25, 47, 50, 70, 75, 82
Паранойяльность 6 8, 18, 43, 68, 76, 83
Психотизм 10 7, 16, 35, 62, 77, 84, 85, 87, 88, 90

Нейролептики

Нейролептики Клозапин, Рисперидон – еще одна типичная группа препаратов для борьбы с депрессией. Они обладают довольно разнообразным действием на организм. Успокаивают, снимают напряжение, избавляют от страха и агрессивности – такие свойства проявляют успокаивающие нейролептики. Другие представители, наоборот, оказывают стимулирующее воздействие.

Их принцип работы основывается на регулировании уровня медиаторов в ЦНС, их выработке и усвоении.

Для купирования депрессивных состояний, как правило, нейролептики назначают в комбинации с антидепрессантами. При этом используют атипичные нейролептические средства.

Большинство антипсихотиков отпускаются строго по рецепту врача, так как их относят к группе сильнодействующих препаратов. Для этого достаточно обратиться за консультацией к невропатологу или психиатру, и, в случае необходимости, они выпишут рецепт.

Следует уяснить, что назначение психотических средств самостоятельно недопустимо. Этим должен заниматься специалист, а конкретно – психиатр. Именно он устанавливает необходимую дозу и корректирует ее, регулярно оценивает состояние пациента и динамику болезни. Необходимо также периодически сдавать анализ крови на содержание препарата, чтобы оценить степень его накопления в организме.

Помните, что бесконтрольный прием антипсихотических средств способен привести к тяжелым последствиям. Необходимость назначения таких препаратов всегда тщательно оценивается специалистом с учетом возможных рисков.

Шкалы депрессии Бека, Гамильтона, Цунга и госпитальная: как определить уровень депрессии

Что такое шкала депрессии? Это один из способов определить тяжесть депрессивного состояния и в целом выявить, больны ли вы. Различные шкалы депрессии, разработанные известными учёными, используют в своей работе и психотерапевты. О том, как используется шкала депрессии, и что она собой представляет, мы поговорим в нашей статье.

О депрессии слышал каждый из нас.

Более того, каждая пятая девушка и каждый десятый мужчина хотя бы раз в жизни сталкивались с таким состоянием.

Зачастую депрессию не воспринимают всерьёз, и это неправильно. Если депрессию не лечить, она может вылиться в психическое расстройство

Таким образом, выявить депрессию и определить степень её тяжести крайне важно. Именно для этого используются специальные шкалы, которые помогают оценить тяжесть депрессивного расстройства пациента. Давайте поговорим о них более подробно

Давайте поговорим о них более подробно.

Шкала депрессии Гамильтона

Шкала Гамильтона для оценки депрессии появилась в 1960 году. С помощью неё определяется результативность лечения депрессивного расстройства медикаментами.

Обычно шкала заполняется стандартными ответами на опрос, созданный специально для данных целей. В пунктах шкалы отражается состояние пациента на протяжении нескольких дней, которые предшествовали тестированию.

После лечения интервью повторяют, а затем врач оценивает эффект терапии.

В шкале Гамильтона присутствует 21 пункт, при этом по 17-ти пунктам считают общий балл. Оставшиеся пункты применяют для определения вида расстройства.

Госпитальная шкала тревоги и депрессии

Госпитальная шкала тревоги и депрессии HADS применяется для выявления тревожно-депрессивных расстройств в медицинской практике. Пользоваться такой шкалой достаточно просто. Кроме того, она не вызывает затруднений при опросе больного и не требует большого количества времени для определения результатов.

Шкала Цунга может применяться для самооценки депрессии. Также она используется в медицинской практике при скрининге депрессивного расстройства. Высокая чувствительность шкалы Занга для самооценки депрессии, а также её специфичность, обеспечивают высокую точность результатов. Для определения итогов тестирования не требуется больших затрат времени.

Если пациент набирает от 25 до 49 баллов, его состояние в норме. Если от 50 до 59 – у него лёгкое депрессивное расстройство, от 60 до 69 – умеренное, ну а от 70 и выше – тяжёлое.

Шкала депрессии Бека

Шкала Бека – один из наиболее эффективных инструментов для диагностики и самооценки тяжести депрессии, как у взрослых, так и у подростков.

Ранее тестирование по данной шкале осуществлялось исключительно в присутствии специалиста: он зачитывал пациенту утверждения. Тот, в свою очередь, получал копию опроса, но всегда отвечал устно. Специалист учитывал различные факторы при подсчёте результатов, в том числе анамнез больного, уровень развития интеллекта, а уже затем составлял отчёт.

Сегодня тест проводится по более упрощённому варианту. В бланке прописана 21 группа утверждений. В каждом из них есть фразы, за которые присуждается от 0 до 3-х баллов. Расставляют баллы, как в ходе тестирования, так и после него.

Задача испытуемого – выбрать из каждой представленной группы по одному утверждению, отражающему его состояние на данный момент и в течение предшествующей недели. Фразы в каждой группе опроса располагаются в порядке повышения степени проявления депрессивного расстройства.

Также в некоторых группах присутствуют альтернативные пункты, которые тоже оценивают.

В современном варианте каждая группа теста имеет название. У испытуемого оценивают сон, аппетит, наличие наклонностей к суициду и многие другие факторы.

Уровень депрессии по шкале Бека может осуществляться либо психотерапевтом, либо самим испытуемым. Сегодня пройти такой тест может любой желающий, онлайн.

Если от 10 до 15 баллов – депрессия проявляется в лёгкой степени, если от 16 до 19 – в умеренной, от 20 до 29 – в средней, от 30 и выше – в тяжёлой.

Шкала Бека уже давно доказала высокую результативность. Её применяли в европейских странах и США, и итоги использования опроса оказались весьма впечатляющими.

Инструкция

Особенности проведения процедуры тестирования.

Исследование может проводиться как индивидуально, так и в группе. Экспериментатор предлагает испытуемым ответить на вопросы шкал согласно инструкциям, и напоминает, что испытуемые должны работать самостоятельно. На каждый вопрос возможны четыре варианта ответа по степени интенсивности.

ШКАЛА СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ (СТ)

Инструкция к первой группе суждений о самочувствии:

Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ В ДАННЫЙ МОМЕНТ. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет. В зависимости от самочувствия в данный момент зачеркните (запишите) наиболее подходящую для вас цифру: «I» — нет, это совсем не так; «2» —пожалуй, так; «З» — верно; «4» — совершенно верно.

ШКАЛА ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ (ЛТ)

Инструкция ко второй группе суждений о самочувствии:

«Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ ОБЫЧНО. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет». Зачеркните (запишите) подходящую для вас цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Цифры справа означают: «I» — почти никогда; «2» — иногда; «З» — часто; «4» — почти всегда).

Часть I (оценка уровня тревоги)

  1. Я испытываю напряжение, мне не по себе
    3 — все время
    2 — часто
    1 — время от времени, иногда
    0 — совсем не испытываю
  2. Я испытываю страх, кажется, будто что-то ужасное может вот-вот случиться
    3 — определенно это так, и страх очень велик
    2 — да, это так, но страх не очень велик
    1  — иногда, но это меня не беспокоит
    0 — совсем не испытываю
  3. Беспокойные мысли крутятся у меня в голове
    3 — постоянно
    2 — большую часть времени
    1 — время от времени и не так часто
    0 — только иногда
  4. Я легко могу сесть и расслабиться
    0 — определенно это так
    1 — наверное, это так
    2 — лишь изредка это так
    3 — совсем не могу
  5. Я испытываю внутреннее напряжение или дрожь
    0 — совсем не испытываю
    1 — иногда
    2 — часто
    3 — очень часто
  6. Я испытываю неусидчивость, мне постоянно нужно двигаться
    3 — определенно это так
    2 — наверное, это так
    1 — лишь в некоторой степени это так
    0 — совсем не испытываю
  7. У меня бывает внезапное чувство паники
    3 — очень часто
    2 — довольно часто
    1 — не так уж часто
    0 — совсем не бывает

Подсчитайте количество баллов, сравните со значениями:

  • 1-7 баллов – норма
  • 8-10 баллов – субклинически выраженное тревожное расстройство
  • 10 баллов и выше – клинически выраженное тревожное расстройство
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Госпитальная шкала тревоги и депрессии

Содержание

Номер п/п

Суждение

Ответы

нет, это не так

пожалуй, так

верно

совершенно верно

1

Я спокоен

1

2

3

4

2

Мне ничто не угрожает

1

2

3

4

3

Я нахожусь в напряжении

1

2

3

4

4

Я внутренне скован

1

2

3

4

5

Я чувствую себя свободно

1

2

3

4

6

Я расстроен

1

2

3

4

7

Меня волнуют возможные неудачи

1

2

3

4

8

Я ощущаю душевный покой

1

2

3

4

9

Я встревожен

1

2

3

4

10

Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

1

2

3

4

11

Я уверен в себе

1

2

3

4

12

Я нервничаю

1

2

3

4

13

Я не нахожу себе места

1

2

3

4

14

Я взвинчен

1

2

3

4

15

Я не чувствую скованности, напряженности

1

2

3

4

16

Я доволен

1

2

3

4

17

Я озабочен

1

2

3

4

18

Я слишком возбужден, и мне не по себе

1

2

3

4

19

Мне радостно

1

2

3

4

20

Мне приятно

1

2

3

4

Номер п/п

Суждение

Ответы

никогда

почти никогда

часто

почти всегда

21

У меня бывает приподнятое настроение

1

2

3

4

22

Я бываю раздражительным

1

2

3

4

23

Я легко могу расстроиться

1

2

3

4

24

Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие

1

2

3

4

25

Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть

1

2

3

4

26

Я чувствую прилив сил, желание работать

1

2

3

4

27

Я спокоен, хладнокровен и собран

1

2

3

4

28

Меня тревожат возможные трудности

1

2

3

4

29

Я слишком переживаю из-за пустяков

1

2

3

4

30

Я бываю вполне счастлив

1

2

3

4

31

Я все принимаю близко к сердцу

1

2

3

4

32

Мне не хватает уверенности в себе

1

2

3

4

33

Я чувствую себя беззащитным

1

2

3

4

34

Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей

1

2

3

4

35

У меня бывает хандра

1

2

3

4

36

Я бываю доволен

1

2

3

4

37

Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

1

2

3

4

38

Бывает, что я чувствую себя неудачником

1

2

3

4

39

Я уравновешенный человек

1

2

3

4

40

Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

1

2

3

4

Ключи

Ключ

                                 СТ                                                                  ЛТ

Номер п/п

Ответы

1

4

3

2

1

2

4

3

2

1

3

1

2

3

4

4

1

2

3

4

5

4

3

2

1

6

1

2

3

4

7

1

2

3

4

8

4

3

2

1

9

1

2

3

4

10

4

3

2

1

11

4

3

2

1

12

1

2

3

4

13

1

2

3

4

14

1

2

3

4

15

4

3

2

1

16

4

3

2

1

17

1

2

3

4

18

1

2

3

4

19

4

3

2

1

20

4

3

2

1

1СТ =

Номер п/п

Ответы

21

4

3

2

1

22

1

2

3

4

23

1

2

3

4

24

1

2

3

4

25

1

2

3

4

26

4

3

2

1

27

4

3

2

1

28

1

2

3

4

29

1

2

3

4

30

4

3

2

1

31

1

2

3

4

32

1

2

3

4

33

1

2

3

4

34

1

2

3

4

35

1

2

3

4

36

4

3

2

1

37

1

2

3

4

38

1

2

3

4

39

4

3

2

1

40

1

2

3

4

1ЛТ =

Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам

РТ = 1-2+ 35,

где 1— сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18;2— сумма остальных зачеркнутых цифр (пунктам 1, 2, 5, 8, 10, 15, 16, 19, 20).

ЛТ = 1-2+ 35,

где 1— сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40;2— сумма остальных зачеркнутых цифр по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.

Анализ

При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной).

При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов — низкая, 31-44 балла — умеренная, 45 и более — высокая.

Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания.

Высокая тревожностьпредполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. Лицам с высокими показателями тревожности следует формировать чувство уверенности в успехе. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности и высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.

Низкая тревожность, наоборот, требует пробуждения активности, повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».

Подсчёт результатов

Для получения результата по базовым шкалам необходимо вычислить среднее арифметическо значение по вопросам, входящим в эту шкалу, т.е. сложить баллы по входящим в шкалу вопросам и разделить сумму на их количество. Если по каким-то из вопросов не было получено ответов, то их исключают из подсчёта. В случае, если пропущено 20% вопросов теста (18 пунктов) или 40% вопросов какой либо шкалы, результаты не могут считаться достоверными.

Результат по шкале GSI считается как среднее арифметическое значение всего теста, т.е. сумма баллов всех вопросов, делённая на 90.

PST равен просто количеству вопросов, на которые даны неотрицательные ответы.

PSDI — средняя тяжесть предъявляемых симптомов, вычисялется как деление общего балла всего теста на значение PST. Таким образом, при PST=90, GSI и PSDI будут равны друг другу, чем меньше значение PST, тем больше будет различие между ними.

Таблица базовых шкал SCL-90-R с входящими в них пунктами

Шкала Количествопунктов Номера пунктов
Соматизация 12 1, 4, 12, 27, 40, 42, 48, 49, 52, 53, 56, 58
Навязчивости 10 3, 9, 10, 28, 38, 45, 46, 51, 55, 65
Сенситивность 9 6, 21, 34, 36, 37, 41, 61, 69, 73
Депрессия 13 5, 14, 15, 20, 22, 26, 29, 30, 31, 32, 54, 71, 79
Тревожность 10 2, 17, 23, 33, 39, 57, 72, 78, 80, 86
Враждебность 6 11, 24, 63, 67, 74, 81
Фобия 7 13, 25, 47, 50, 70, 75, 82
Паранойяльность 6 8, 18, 43, 68, 76, 83
Психотизм 10 7, 16, 35, 62, 77, 84, 85, 87, 88, 90

Ключ

Методика включает ситуации трех типов: 

  1. ситуации, связанные со школой, общением с учителями;
  2. ситуации, актуализирующие представление о себе;
  3. ситуации общения.

Соответственно, виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены так: школьная, самооценочная, межличностная. Данные о распределении пунктов шкалы представлены ниже.

Виды тревожности Номер вопроса
Школьная 1, 4, 6, 9, 10, 13, 16, 20, 25, 30
Самооценочная 3, 5, 12, 14, 19, 22, 23, 27, 28, 29
Межличностная 2, 7, 8, 11, 15, 17, 18, 21, 24, 26

Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом. Полученные результаты интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей шкале — общего уровня тревожности.

Т.е. ответ на вопрос является баллом. Нужно суммировать ответы по первой шкале (в соответствии с перечнем вопросов для данной шкалы), по второй шкале и по третьей. Далее складываем показатели по трем шкалам, таким образом, получим показатель по общему уровню тревожности.

Ниже представлены стандартные данные, позволяющие сравнить показатели уровня тревожности в различных половозрастных группах. Стандартизация проводилась в городских школах, поэтому представленные характеристики неприменимы только для сельских школьников.

Уровень тревожности для каждой половозрастной группы определяется исходя из среднего арифметического значения каждой группы; в качестве показателя интервала взято среднее квадратическое отклонение от результатов группы.

Тревожность по-разному проявляется у мальчиков и девочек и чем старше они становятся, тем заметнее разница.  Тревожности подвержены как мальчики, так и девочки, но специалисты считают, что в дошкольном возрасте более тревожными являются мальчики, к 9-11 годам соотношение становится равномерным, а после 12 лет происходит резкое повышение тревожности у девочек. При этом тревога девочек по своему содержанию отличается от тревоги мальчиков: девочек больше волнуют взаимоотношения с другими людьми, мальчиков — насилие во всех его аспектах.

Методика самооценки тревожности, ригидности и экстравертированности (по Д.Моудсли)

Шкалы: тревожность, ригидность, эстравертированность

Тестируем: свойства личности · Возраст: взрослым Тип теста: вербальный · Вопросов: 35 Комментарии: · написать

Тестовый материал
  1. Бывает ли у вас так, что вы настолько взволнованы какими-то мыслями, что не можете усидеть на одном месте?
  2. Вас когда-нибудь тревожила «бесполезная мысль», которая все время вертелась в голове?
  3. Быстро ли вас можно переубедить в чем-либо?
  4. Считаете ли вы, что на ваше слово можно положиться?
  5. Можете ли вы забыть обо всех делах и пойти повеселиться в хорошей компании?
  6. Бывает ли у вас часто так, что вы приняли решение слишком поздно?
  7. Считаете ли вы свою работу как нечто само собой разумеющееся?
  8. Любите ли вы работу, требующую значительной сосредоточенности, внимания?
  9. Любите ли вы вести разговоры о вашем прошлом?
  10. Трудно ли вам забыть о ваших делах, обо всем, даже на оживленной вечеринке?
  11. Преследуют ли вас иногда мысли и образы так, что вы не можете спать?
  12. Когда вы заняты своей основной работой, то интересуетесь ли в то же время и работой своих товарищей?
  13. Часто ли бывают случаи, когда вам необходимо остаться одному?
  14. Считаете ли вы себя счастливым человеком?
  15. Смущаетесь ли вы в присутствии лиц другого пола?
  16. Тревожит ли вас чувство вины?
  17. Вы опаздывали когда-нибудь на занятия или свидание?
  18. Трудно ли вам переключиться с одного экзамена на другой?
  19. Часто ли вы ощущаете свое одиночество?
  20. Много ли времени вы проводите в воспоминаниях о лучших временах своего прошлого?
  21. Предпочитаете ли вы оставаться незаметным на вечерах, в гостях?
  22. Верно ли, что вас довольно трудно задеть?
  23. Часто ли вы чувствуете неудовлетворенность?
  24. Склонны ли вы довести до конца предыдущую работу, если вам предстоит другая, более интересная?
  25. Бывает ли у вас такое ощущение, что ваша работа для вас – дело жизни и смерти?
  26. Трудно ли вам отказаться от привычек, которые вам не по душе?
  27. Любите ли вы размышлять о своем прошлом?
  28. Считаете ли вы себя счастливчиком, человеком, которому в жизни все легко удается?

Назначение опросника

Тест был разработан Чарльзом Спилбергером в первой половине 80-х годов XX века. Методика была адаптирована для русскоязычного использования Ю. Л. Ханиным.

Чарльз Дональд Спилбергер — доктор философии, клинический психолог, известный своими работами по изучению беспокоящих состояний. При разработке теста развил теорию известного британского психолога Рэймонда Кеттела.

В её основе было заложено чёткое разграничение хронических (постоянных) и временных тревожных состояний. Спилбергер составил детальную опись состояний тревожности.

Многие из своих концепций по тревожности психолог позднее перенёс на проблемы проявления гнева. В этой теме Спилбергер добился максимальных успехов и стал признанным авторитетом.

Помимо шкалы тревоги (STAI), Спилбергером были составлены ещё несколько тестов:

  • STAS — шкала состояния гнева,
  • STAXI — оценка выражения гнева,
  • STAIC — оценка состояния тревоги у детей.

Чарльз Дональд работал над передовым психологическим проектом совместно с психологами Р. Л. Горсач и Р. Е. Люшен. Вместе они сформулировали перечень вопросов, с помощью которых человек мог самостоятельно определить степень проявления различных типов беспокоящих состояний.

https://youtube.com/watch?v=2JXiXain6S8

Методика с выявлением нескольких типов тревоги одновременно стала передовой и новаторской. Ранее такой подход не использовался. Различные анкеты, которые были введены в оборот до теста Спилбергера, были нацелены на оценку одного, конкретного вида беспокоящего состояния.

Юрий Львович Ханин — профессор, доктор психологических наук. Один из ведущих спортивных психологов. Внёс серьёзный вклад в изучение проблем влияния тревожности, стресса, эмоций в спортивных достижениях. Адаптировал методику Спилбергера для русскоязычного населения для использования в профессиональном спорте.

Применение адаптации не ограничилось спортом, тест получил широкое распространение в других сферах.

Суть методики

Установление степени проявления беспокоящих состояний очень важно, т. к

оно во многом определяет поведение человека. Тревожность присуща всем людям. Но для каждого индивида характерен свой оптимальный, желательный уровень.

Такие состояния называются полезными. Задание позволяет человеку самостоятельно выяснить уровень тревожности, на основе этих данных выстроить оптимальный самоконтроль и самовостриятие.

Шкала тревоги Спилбергера (STAI) — адаптированный метод самостоятельного определения уровня беспокойности как в данный момент, так и в долгосрочной перспективе.

В основе метода психодиагностики лежат:

  • перечень из 40 высказываний, разбитый на два блока,
  • четырёхбалльная шкала Лайкерта,
  • бланк оценки и обработки данных.

STAI измеряет два типа тревожности:

  1. Реактивный (ситуативный) — SA. S-беспокойство по Спилбергеру. Проявляется в форме страха, нервозности, дискомфорта. SA характерная для психологических расстройств, патологий и заболеваний. Реактивное беспокойство выражается в чувствах от предполагаемых, временных угроз.
  2. Личностный — TA. Т-тревога в классификации автора теста. Проявляется в чувствах стресса, беспокойства, дискомфорта. Беспокоящее состояние, с которым человек сталкивается каждый день. Ощущения и чувства в типичных ситуациях.

Преимущества теста STAI:

  • приспособлен для использования в различных социально-экономических ситуациях,
  • требуемый уровень для самооценки — шесть классов образования,
  • подходит для оценки как взрослых всех возрастов, так и детей с 12 лет,
  • адаптирован как для клинического, так и для любого другого медицинского использования,
  • активно применяется при исследовании различных тревожных и депрессивных состояний.

Интерпретация

Подсчёт баллов осуществляется в целом за все 40 высказываний и по каждой субшкале в отдельности. Сумма баллов формирует результат первичной оценки. Она с помощью специальной шкалы переводится в итоговую оценку.

Шкала представляет собой значение от 0 до 10. Цифры обозначают степень проявления тревожности: 0 — это идеал, 10 — максимальное отклонение при явной клинической картине.

Каждой цифре шкалы соответствует показатель баллов. При оценке осуществляется градация по половому признаку — мальчики и девочки оцениваются по своей градации. Проводится также разделение на возрастные группы по годам:

  • от 10 до 11;
  • 12;
  • от 13 до 14;
  • от 15 до 16.

Группы тревожности, по которым проводится оценка:

  1. Общая — включает уровень развития тревожных состояний у школьника.
  2. Школьная — показывает степень возникновения чувства тревоги в различных школьных ситуациях.
  3. Межличностная — определяет тревогу при общении с одноклассниками, учителями, другими людьми.
  4. Самооценочная — тревога во время анализа школьником отношения к самому себе.
  5. Магическая — направлена на выявление тревожных состояний, имеющих индивидуальный, личностный характер.

Для каждой группы беспокоящих состояний предусмотрена своя шкала оценки. Шкала по общей группе является основной. Остальные группы носят уточняющий характер.

Правила проведения

Тест проходится в одни подход, без длительных пауз и перерывов. Если прохождение теста прервано более чем на час, лучше начать проведение заново.

Прочтение предложений требует сосредоточенности и внимания. Ответ выбирается исходя из состояния и ощущений на данный момент.

Над высказываниями не стоит долго задумываться. Первый ответ, который приходит в голову, чаще является верным, самым искренним. Тест не предусматривает правильных и неправильных ответов.

После ответов на все высказывания, проводится подсчёт баллов по каждой части теста. Число баллов сопоставляется с оценочной таблицей, которая позволяет установить степень проявления беспокоящих состояний.

Теоретические основы

Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельной личности

У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценить только или личностную тревожность, или состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером. На русском языке его шкала была адаптирована Ю. Л. Ханиным.

Интерпретация результатов

При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной).

При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности:

  • до 30 баллов – низкая,
  • 31 — 44 балла — умеренная;
  • 45 и более — высокая.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

Лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.

Для низкотревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.

Состояние реактивной (ситуационной) тревоги возникает при попадании в стрессовую ситуацию и характеризуется субъективным дискомфортом, напряженностью, беспокойством и вегетативным возбуждением. Естественно, это состояние отличается неустойчивостью во времени и различной интенсивностью в зависимости от силы воздействия стрессовой ситуации. Таким образом, значение итогового показателя по данной подшкале позволяет оценить не только уровень актуальной тревоги испытуемого, но и определить, находится ли он под воздействием стрессовой ситуации и какова интенсивность этого воздействия на него.

Личностная тревожность представляет собой конституциональную черту, обусловливающую склонность воспринимать угрозу в широком диапазоне ситуаций. При высокой личностной тревожности каждая из этих ситуаций будет обладать стрессовым воздействием на субъекта и вызывать у него выраженную тревогу. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

Сопоставление результатов по обеим подшкалам дает возможность оценить индивидуальную значимость стрессовой ситуации для испытуемого. Шкала Спилбергера в силу своей относительной простоты и эффективности широко применяется в клинике с различными целями: определение выраженности тревожных переживаний, оценка состояния в динамике и др.

Что происходит с депрессивными людьми — почему они такие?

Люди с депрессией могут испытывать разные чувства. Чаще всего они мрачные, не ощущают красок жизни. Так какие же мысли и чувства одолевают пациентов с депрессией? 

Вот десять классических тезисов, которые помогут вам лучше понять тех, кто страдает этим серьезным хроническим заболеванием:

  • «Мне кажется, что настроение будет плохим всегда, и в мире не осталось ни одной вещи, приносящей радость».
  • «Все счастливы, кроме меня. Меня же одолевают бесконечная печаль и тоска».
  • «Во мне пустота. И чувство тяжести в груди затмило любые счастливые чувства».
  • «Раньше я любил гулять, плавать, ездить за рулем. Сейчас я ничего не хочу, мне ничего не интересно».
  • «Я чувствую усталость по утрам и целый день жду, что наступит вечер чтобы снова отдохнуть. Но и ночью я не могу выспаться — плохо сплю, и мне трудно заснуть».
  • «Друзья спрашивают меня, куда я пропал. Но я не хочу общаться ни с кем. Я устаю от общения».
  • «Мне гораздо сложнее справляться с различными ситуациями. Любая проблема оказывает на меня давление. Я очень раздражителен».
  • «Я не понимаю, почему я постоянно испытываю чувство вины, тревоги и отчаяния».
  • «Я забываю о еде. У меня нет аппетита».
  • «Я не могу сконцентрироваться. Мои мысли рассеяны и словно покрыты туманом».

Если вы или ваш друг, родственник, коллега испытываете подобные чувства, немедленно обратитесь за помощью к психотерапевту. Депрессию можно обуздать, и чувство счастья обязательно вернется.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Что такое шкала тревожности?

шкала тревожности

  1. Методика Спилбергера-Ханина

Для определения личностной тревожностиОБЫЧНО

  • Я легко расстраиваюсь;
  • Я бываю вполне счастлив;
  • Я бываю доволен;
  • У меня бывает хандра.

Для определения ситуативной тревожностиВ ДАННЫЙ МОМЕНТ.

  • Я спокоен;
  • Я доволен;
  • Я нервничаю;
  • Я расстроен.
Набранные балы Уровень тревожности
Менее 30 Низкая
31-44 Умеренная
Свыше 45 Высокая
  1. Шкала определения тревожности у детей

методики многомерной оценки детской тревожности

  • общая тревожность;
  • отношения со сверстниками;
  • отношения с родителями;
  • отношения с учителями;
  • проверка знаний;
  • оценка окружающих;
  • успешность в обучении;
  • самовыражение;
  • снижение психической активности вызванные тревогой;
  • вегетативные проявления тревожности (затруднение дыхания, потливость, учащенное сердцебиение).
  • Отрицание тревоги – что может быть защитной реакцией;
  • Нормальный уровень тревоги, побуждающий к действию;
  • Повышенный уровень – в определенных ситуациях тревога нарушает адаптацию ребенка;
  • Высокий уровень – необходима коррекция тревожности.

Транквилизаторы

Еще одна группа для лечения «черной меланхолии». Такие препараты оказывают тормозящее воздействие на нервную систему, взаимодействуя с рецепторами ГАМК. Они обладают следующими действиями:

  • снимают тревогу;
  • устраняют страх и панику;
  • нормализуют эмоциональный фон;
  • понижают давление, восстанавливают сердечный ритм.

Все эффекты, которые оказывают эти лекарства, систематизированы по группам:

  • противотревожный – устранение тревожных, устрашающих мыслей;
  • седативный – успокаивающее действие. Снижает концентрацию внимания, развивает заторможенность;
  • снотворный – восстанавливает процесс засыпания, улучшает качество сна;
  • миорелаксантный – расслабляющее действие вплоть до вялости и бездействия;
  • противосудорожный.

Не все средства этой группы производят вышеперечисленные эффекты. Старое поколение обладает более обширным кругом влияния, но и нежелательных проявлений от них больше. Они, вызывая сонливость, вялость, разбитость, не могут быть применены в дневные часы. Их также запрещается употреблять при вождении транспорта и для других действий, где требуется особая концентрация внимания.

Более современные медикаменты не оказывают нежелательного воздействия, их можно принимать днем и даже находясь за рулем. Примером является препарат Буспирон. Он активно борется против тревожности и судорожной готовности, но при этом не провоцирует сонливость, апатию, не вызывает привыкания.

К другим представителям транквилизаторов относят: Феназепам, Алпразолам, Клобазам и другие. 

Существует принципиальная разница между антидепрессантами и транквилизаторами. Антидепрессанты действуют постепенно, по накопительной системе. Для появления первых результатов должно пройти время. Их эффект – более мягкий, с меньшим количеством побочек. Они стабилизируют настроение и стимулируют работу нашей психики.

Транквилизаторы – это средства мгновенного действия, призванные снимать приступы тревоги, страха. Их применяют и при панических атаках. Результат даже после первого употребления проявляется очень быстро. Но длительный их прием грозит развитием привыкания уже через 3 недели.

Транквилизирующие препараты не стремятся стабилизировать надолго состояние. Они призваны снять острый приступ беспокойства, угнетая нервную систему.

Абстрактно представить действие транквилизаторов вы можете, вспомнив песню Виктора Цоя с одноименным названием «Транквилизатор». Ведь написал он ее не случайно, а после того как вышел из знаменитой психиатрической больницы в Питере «на Пряжке». В ней он «косил» от армии, имитируя маниакально-депрессивный психоз.

Транквилизирующие препараты – это те средства, которые обладают сильнейшим успокоительным воздействием, но и требуют к себе пристального внимания. Они не терпят длительного применения и назначаются только психиатром.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: