Внутренняя структура
Версия Иванова — Гаранян
В соответствии с установленной факторной структурой, опросник состоит из 60 вопросов, объединённых в 14 шкал: Использование социальной поддержки, Употребление психоактивных веществ, Религиозный копинг, Использование юмора, Фокусировка на эмоциях и их вентилирование, Планирование совладания, Принятие, Поведенческое избегание, Оттормаживание всех других занятий, Активные усилия и личностный рост, Отрицание, Самоограничение, Позитивное переопределение, Психическое избегание.
Версия Рассказовой — Гордеевой — Осина
Опросник состоит из 60 пунктов, объединенных в 15 шкал (соответствует оригинальной структуре опросника), в настоящее время имеется также и его сокращенная версия. Измеряются следующие стратегии совладания:
- Активное совладание (активные шаги или прямые действия, направленные на преодоление стрессовой ситуации).
- Планирование (обдумывание того, как действовать в отношении трудной жизненной ситуации, разработка стратегий поведения).
- Подавление конкурирующей деятельности (избегание отвлечения другими видами активности и, возможно, игнорирование других вещей, с тем чтобы активнее справляться со стрессовой ситуацией).
- Сдерживание совладания (ожидание подходящего для действий момента и воздержание от слишком поспешных, импульсивных действий).
- Поиск социальной поддержки инструментального характера (стремление получить совет, помощь или информацию).
- Поиск социальной поддержки по эмоциональным причинам (стремление найти эмоциональную, моральную поддержку, сочувствие и понимание).
- Концентрация на эмоциях и их активное выражение (фокусировка на неприятных эмоциях, неприятностях и выражении чувств).
- Позитивное переформулирование и личностный рост (попытки переосмыслить стрессовую ситуацию в позитивном ключе).
- Отрицание (отказ верить в случившееся или попытки отрицать его реальность).
- Принятие (принятие реальности произошедшего, стрессовой ситуации).
- Обращение к религии (обращение к помощи Бога, вере, религии).
- Использование «успокоительных» (использование алкоголя, лекарственных средств или наркотиков как способ избегания проблемы и улучшения самочувствия).
- Юмор (шутки и смех по поводу ситуации).
- Поведенческий уход от проблемы (отказ от достижения цели, регулирование усилий, направленных на взаимодействие со стрессором).
- Мысленный уход от проблемы (использование различных видов активности для отвлечения от неприятных мыслей, связанных с проблемой, например, фантазирование, сон).
Стратегия стрессоустойчивого поведения.
Случайная страница | ТОМ-1 | ТОМ-2 | ТОМ-3 Архитектура | Биология | География | Другое | Иностранные языки |
Информатика | История | Культура | Литература | Математика |
Медицина | Механика | Образование | Охрана труда | Педагогика |
Политика | Право | Программирование | Психология | Религия |
Социология | Спорт | Строительство | Физика | Философия |
Финансы | Химия | Экология | Экономика | Электроника |
Построение дерева целей | Линейная структура управления | Внешняя среда организации | Государство и его законы. | SWOT – анализ. | Тема 3. Человек в организации: руководитель | Минусы работы руководителем. | Какие преимущества дает делегирование полномочий? | Тема 4. Продолжение. | Вопрос: стили руководства. |
Методы борьбы со стрессом
Выделяют 5 основных стратегий борьбы со стрессом.
Повышение информированности
В сложной ситуации важно снизить уровень неопределенности, для этого важно владеть достоверной информацией. Предварительное «проживание» ситуации устранит эффект внезапности позволит действовать эффективнее
Например, перед поездкой в незнакомый город подумайте, чем вы займетесь, что хотите посетить. Узнайте адреса отелей, достопримечательностей, ресторанов, ознакомьтесь с отзывами о них. Это поможет меньше переживать перед путешествием.
Всесторонний анализ ситуации, рационализация. Оцените свои силы и ресурсы. Учитывайте сложности, с которыми придется столкнуться. По возможности подготовьтесь к ним
Перенесите внимание с результата на действие. Например, снизить страх перед собеседованием поможет анализ сбор информации о компании, подготовка к вопросам, которые задают чаще всего
Снижение значимости стрессовой ситуации. Эмоции мешают рассмотреть суть и найти очевидное решение. Представьте, как видится эта ситуация посторонним людям, для которых это событие привычно и не имеет значения. Попробуйте думать об этом событии без эмоций, сознательно снижая его значимость. Представьте, как вы будете вспоминать о стрессовой ситуации через месяц или год.
Усиление возможных отрицательных последствий. Представьте наихудший вариант развития событий. Как правило, люди гонят от себя эту мысль, что делает ее навязчивой, и она возвращается снова и снова. Осознайте, что вероятность катастрофы крайне мала, но даже, если она случится, выход из положения найдется.
Установка на лучшее. Постоянно напоминайте себе, что все будет хорошо. Проблемы и переживания не могут продолжаться вечно. Необходимо собраться с силами и сделать все возможное, чтобы приблизить удачную развязку.
Необходимо предостеречь, что во время длительного стресса возрастает соблазн решения проблем нерациональным способом при помощи оккультных практик, религиозных сект, знахарей и т.д. Такой подход может привести к новым, более сложным проблемам. Поэтому, если не удается самостоятельно найти выход и ситуации, то желательно обратиться к квалифицированному специалисту, психологу, юристу.
От чего зависит восприимчивость к стрессу?
Одно и то же воздействие может быть по-разному оценено людьми. Одна и та же ситуация (например, утрата определенной суммы), у одного человека вызовет сильный стресс, а у другого лишь досаду. Все зависит от того, какое значение человек предает данной ситуации. Большую роль играют сила нервной системы, жизненный опыт, воспитание, принципы, жизненная позиция, нравственные оценки и т.д.
Воздействию стресса больше подвержены личности, для которых характерна тревожность, повышенная возбудимость, неуравновешенность, склонность к ипохондрии и депрессии.
Одним из важнейших факторов является состояние нервной системы на данный момент. В периоды переутомлений и болезней у человека снижается способность адекватно оценивать ситуацию и сравнительно небольшие воздействия могут вызвать серьезный стресс.
Последние исследования психологов показали, что менее восприимчивыми к стрессу являются люди с наименьшим уровнем кортизола. Как правило, их тяжелее вывести из себя. А в стрессовых ситуациях они не теряют самообладания, что позволяет им добиться значительных успехов.
Признаки низкой стрессоустойчивости и высокой восприимчивости к стрессу:
- Вы не можете расслабиться после тяжелого дня;
- Вы переживаете волнение после незначительного конфликта;
- Вы многократно прокручиваете в голове неприятную ситуацию;
- Вы можете оставить начатое дело из-за опасений, что не справитесь с ним;
- У вас нарушается сон из-за пережитого волнения;
- Волнения вызывают заметное ухудшение самочувствия (головную боль, дрожь в руках, учащенное сердцебиение, чувство жара)
Если на большинство вопросов вы дали утвердительные ответы, это означает, что необходимо повышать устойчивость к стрессу.
Лечение стресса
Не откладывайте запись на прием к специалисту, если чувствуете, что самостоятельно не справляетесь со стрессом. На основании жалоб пациента назначается план терапии.
Примерная схема лечения выглядит так:
Терапевтическая практика у психолога. На данный момент существует множество психологических методик, которые помогут совладать со стрессом и вернуться к нормальной жизни. Специалист выберет нужную, исходя из состояния пациента и его личных особенностей.
Сбор анализов
Так как стресс может влиять на многие органы, важно выявить наличие проблемы на начальном этапе.
Медикаментозная терапия. Если стресс имеет не затяжной характер, то назначают мягкие седативные препараты, которые снизят беспокойство и тревожность
В более тяжелых случаях пациентам рекомендуют транквилизаторы и антидепрессанты.
Релаксация. К полезным для здоровья методам расслабления относятся дыхательные техники, массаж и йога.
Развитие и повышение стрессоустойчивости у взрослого
Способность противостоять стрессам необходимо повышать до максимально возможного уровня. Постоянная тревожность, боязнь перемен негативно влияют на самочувствие, внешний вид и работоспособность. Предлагаем выбрать для себя подходящие техники развития стрессоустойчивости.
Упражнения на стрессоустойчивость
- Следует осваивать техники позитивного настроя, ожидание неприятностей их и притягивает. Проблемы возникают у каждого человека ежедневно, но они не должны стать барьером для ощущения полноты и радости жизни. Все тревожные, особенно безосновательные, мыслеформы нужно вычищать из головы.
- Попробуйте принять природу изменений как данность. Это закон Вселенной: все рождается и все умирает, на смену одному явлению приходит другое. Мудрые люди говорят: «Все, что ни делается – к лучшему», и как ни сложно в это поверить в начале, так и случается. Относитесь к жизни проще!
- Для укрепления психологического состояния научитесь отпускать эмоции и контролировать их. Как только почувствовали страх, гнев, тревожность, найдите способ от них избавиться. Можно поразмышлять и понять, что оснований для беспокойства нет, можно прыгать и кричать, у каждого свой способ. Алкоголь не в счет!
- Изучайте техники медитаций и правильного дыхания. Десять глубоких вдохов и выдохов способны избавить от первой (не предсказуемой) реакции на стресс. Да и лишнего в критической ситуации не скажете.
- Поддерживайте в должном состоянии свою физиологию. Стабильный сон, физическая зарядка, прием витаминов (D и B, магний и калий) и полезной пищи укрепляют нервную систему и справиться со стрессом будет намного проще.
- Помогает занятие творчеством, доставляющим удовольствие, любые его виды способствуют повышению настроения и релаксации.
- Для обретения уверенности, следует повышать самооценку, меньше ориентироваться на мнение окружающих. Частые размышления по поводу оценок других людей — это тоже стресс, отнимающий силы и энергию.
«Подготовка» (Т. Роббинса)
Это упражнение потребует выделения для себя 10 минут в день. В течение первых трех минут нужно хорошо расслабиться с помощью дыхания и включить легкую приятную музыку.
Еще три минуты нужно подумать о том, за какие три вещи вы благодарны Вселенной. К примеру, это могут быть глобальные вещи: наличие семьи, собственного жилья. А можно вспомнить прелести текущего дня. Допустим, быстро подошел ваш автобус, или начальник похвалил за работу, или коллега угостил вкусным печеньем, а сын принес отличную оценку. Не считайте даже такие мелочи как должное, примите как дар. В результате, вы поймете, какой вы удачливый человек!
Следующие три минуты следует помолиться, если вы человек верующий. Если нет, пошлите в небеса самые заветные желания и просьбы о здоровье и благополучии дорогих вам людей.
Эта методика, если следовать ей искренне, позволяет укрепить дух, успокоиться, почувствовать себя сильным и счастливым.
«Смена рук»
Посмотрите на свои руки. Представьте, что в одной из них (к примеру, в левой) все негативные ситуации, появления которых в своей жизни вы боитесь: увольнение, болезни, крах отношений с любимым. А в правую ладонь вложите все, чего хотите и желаете: здоровье, новый дом, спокойствие, любовь.
Как только начинаете тревожиться, стряхните левую руку, выпуская весь негатив и сосредоточьтесь на правой ладони. Это известная техника НЛП, позволяющая формировать осознанность и контролировать уровень стресса.
«Рефрейм»
Сталкиваясь со стрессогенным фактором, мы всегда оцениваем его с негативной стороны. Но у каждого явления есть две стороны. Попробуйте быть объективным и посмотреть на неудачу без эмоций.
Найдите в неприятности что-то хорошее, позволяющее извлечь выгоду. Честно ответьте на вопрос: «Как это повлияет на мою дальнейшую жизнь. Вспомню ли я об этом через год».
Можно сделать список мелких ежедневных «стрессиков», которые изматывают и отнимают энергию. Напротив каждого пункта напишите положительное или нейтральное определение и перечитывайте каждый день. Установки на раздражающие факторы со временем поменяются в сторону позитива.
Как развить и повысить стрессоустойчивость
Каждому человеку следует помнить: стрессоустойчивость поддается развитию в любом возрасте. У ребенка жизненный багаж еще слишком мал, чтобы самостоятельно решать все свои проблемы, поэтому родители в этом являются для него главными педагогами.
Предпосылки к развитию стрессоустойчивости у ребенка содержатся уже в особенностях реагирования взрослых на его проблемы. Если мама внимательно выслушивает его, помогает выразить детские чувства словами, подсказывает, что нужно сказать или сделать в этой ситуации, то у ребенка формируется стойкая убежденность: безвыходных ситуаций не бывает. Если же родители игнорируют жалобы ребенка на сверстников, отмахиваются от его проблем или говорят о том, что ситуация произошла по вине самого ребенка, то в следующий раз он просто не расскажет им о своих трудностях. Он будет ждать, что ситуация разрешится сама собой. Пассивная модель поведения сохранится у него на многие годы.
Оптимально развивать стрессоустойчивость в подростковом возрасте. Если эмоциональный фон ребенка в детстве стабилен, его отношения с родителями носят доверительный характер, это является залогом его успешной социализации в будущем.
Эффективными методами развития стрессоустойчивости являются:
- Нормализация режима труда и отдыха. Дозированные нагрузки и полноценный отдых позволяют восстановить потраченные силы, подготовиться к решению новых задач.
- Правильное питание. Меню должно быть сбалансированным и разнообразным. Употребляемая пища должна содержать достаточное количество витаминов.
- Релаксация. Для того чтобы спокойно воспринимать неожиданные события, нужно расслабляться. Это можно сделать с помощью дыхательной методики, прослушивания успокаивающей музыки, медитации.
Релаксация
- Систематические занятия физкультурой и спортом помогают не только поддерживать тело в хорошей форме, но и сбрасывать эмоциональное напряжение.
- Занятия творчеством. Каждый день рекомендуется выделять время для занятий любимым делом. Это помогает абстрагироваться от бытовых проблем, дарит человеку эстетическое удовольствие, учит замечать прекрасное.
- Психологические консультации и тренинги. Психотерапевты устанавливают причины нервного возбуждения и помогают устранить их последствия с помощью специальных упражнений.
- Фитотерапия и прием лекарств. По назначению врача можно снизить уровень психоэмоционального напряжения, принимая настои и отвары трав или таблеток.
- Ароматерапия. Эффективным средством нормализации эмоционального фона и снятия психического напряжения является ароматерапия. Вдыхая запах хвои, цитрусовых или эвкалипта, человек может улучшить свое настроение.
- Свободное выражение эмоций. Если хочется плакать, надо дать себе на это право. Если есть потребность снять мышечное напряжение, нужно рвать бумагу или бить боксерскую грушу. Каждый человек выбирает тот способ выплеска негатива, который наиболее эффективен именно для него. Главное – не копить отрицательную энергию, давать ей выход.
Стрессоустойчивость – это залог хорошего самочувствия, эффективной работы и отличного настроения. Для ее развития нужно навыкнуть избавляться от негатива, развивать позитивное мышление и оптимистический настрой. Если не получается самостоятельно справиться со стрессом, не нужно стесняться обратиться за помощью к специалистам.
Тренинг стрессоустойчивости
Типы стрессоустойчивости
В психологии по рассматриваемому критерию все люди делятся на 4 вида, в зависимости от их реакции на происходящие события:
- Стрессонеустойчивые . Не могут приспособиться к новым условиям и подстраиваться под ситуации. Любое незнакомое событие или мысли о нем становятся причиной паники.
- Стрессотренируемые . Личности готовы к небольшим переменам в своей жизни, но неудачи провоцируют у них депрессию и срывы. .
- Стрессотормозные . Готовы измениться однократно и внезапно. Если череда неудач следует друг за другом, то человек падает духом и становится неспособным решать важные задачи.
- Стрессоустойчивые . Такие люди спокойно относятся к переменам, умеют найти выгоду для себя в экстремальных ситуациях. Стрессоустойчивый человек может поддаться эмоциям только в самых тяжелых ситуациях: смерть близкого человека, серьезные проблемы со здоровьем.
Влияние стресса
Как говорилось выше, стресс может быть и положительным, мотивируя человека на активные и эффективные действия. Однако затяжное его влияние оказывает негативные последствия и на психику, и на работу организма в целом. Влияние стресса на человеческий организм может быть нескольких видов.
Временное влияние – это непродолжительный и обычно обратимый стресс. Он может вызывать легкое недомогание. Как правило, под воздействием кратковременного стресса у человека ускоряется пульс, краснеет кожа лица, появляется потливость, напрягаются мышцы шеи и лица, сжимаются челюсти.
Долговременное влияние – это когда напряжение хоть и умеренное, но продолжается довольно долго. В результате это приводит к истощению ресурсов организма. И уже в этом случае нарушается работа гормональной, сердечно-сосудистой и нервной систем. Часто в результатах лабораторных и инструментальных исследований обнаруживаются патологические изменения. Например, нарушение жирового и углеводного обменов, гормональный сдвиг по половым гормонам, гормонам щитовидной железы и надпочечникам.
Три стадии стресса
Г. Селье, канадский исследователь и врач, выяснил, что каждый организм имеет одинаковую реакцию на стресс, на основе этой закономерности он разбил весь процесс на 3 фазы:
Тревожная реакция, при которой мобилизуются все защитные функции организма. Организм подстраивается под новые условия существования
Благодаря функциональной собранности органов и жизненно важных систем усиливаются такие чувства, как память, внимание, осязание, восприятие. Стадия мобилизации характеризуется тем, что при стрессе повышается степень мышления, находятся варианты решения проблемы, и человек справляется с появившейся нагрузкой
Стадия тревоги.
Сопротивляемость дисбалансу, когда организм адаптируется к изменениям, и нормализуются все параметры, вышедшие из под контроля на 1 стадии. Индивидуум привыкает к новой атмосфере, но если организму трудно быстро приспособиться, а сопротивление продолжается значительно долго, наступает последняя фаза стресса. Стадия сопротивления.
Истощение наступает после неудачных попыток адаптации, когда теряются физические силы, а психическое состояние начинает давать сбои. Данная фаза делится на 2 этапа.
Стадии стресса по Селье наглядно
Стадия истощения при стрессе проходит два этапа:
- На этапе расстройства происходит снижение работоспособности, снижается уровень мышления и восприятия, становится трудно найти выход из сложившихся обстоятельств. Человек не может адекватно оценить обстановку и принять какое – либо решение. Это сказывается на результатах работы, креативное мышление сменяется простым повторением алгоритмов действий. Если данный процесс коснулся руководящего звена, то начинаются импульсивные требования к сотрудникам, неадекватные агрессивные выпады в их сторону. Пути выхода хаотично выбираются из списка, возникшего на первой стадии стресса.
- На этапе деструкции происходит торможение всех процессов. Человек впадает в оцепенение, ему трудно сосредоточиться на важных вещах, он не вникает в суть разговора, уходит в себя и больше молчит. Такой вид деструкции называют гиперторможением. Данное явление может развиваться и другом «русле», когда человек, не находя себе места, совершает необдуманные поступки, его деятельность беспорядочна. Он становится замкнутым, до него трудно докричаться или «достучаться». Такой вид стресса называют гипервозбуждением.
На фазе истощения появляются различные заболевания, которые воздействуют на:
- желудочно – кишечный тракт;
- сердечно – сосудистую систему;
- психическое состояние;
- иммунитет;
- состояние волос, ногтей и кожи.
Признаки стрессоустойчивости
Рассматриваемое понятие нельзя отнести к категории постоянных. На формирование стрессоустойчивости оказывают влияние внутренние и внешние факторы: генетическая предрасположенность, атмосфера в семье, круг общения, волевые качества, жизненный опыт. Главный признак самообладания – способность выдерживать психологические нагрузки в пиковых и экстремальных ситуациях.
Черты личности, умеющей контролировать свои эмоции:
- способность прогнозировать жизненные ситуации;
- обдуманное принятие решений;
- возможность продолжения трудовой деятельности на протяжении длительного времени;
- развитые волевые качества.
Методики, позволяющие выявлять негативные последствия дистресса.
Известно, что существование в длительных стрессовых ситуациях или переживание острого (травматического) стресса приводит к истощению адаптационной энергии организма. Результатом данного процесса является ухудшение различных показателей физического здоровья и психологического самочувствия. К методикам этого класса можно отнести:
- Гиссенский опросник;
- шкала клинических жалоб SCL Р.Л. Дерогатис;
- шкалу оценки влияния травматического события (ШОВТС) и др.
К последствиям стресса причисляют и развитие депрессивных состояний. Возникновение депрессии имеет сложный патогенез, однако очевидно, что переживание фрустрации или хронических стрессов может провоцировать появление депрессивных состояний и депрессивных симптомов. Методики, направленные на выявление депрессивных симптомов, синдрома и депрессии как заболевания, таковы:
- «Опросник суицидального риска»;
- методика «Дифференциальная диагностика депрессивных состояний» В. Зунга, адаптация Т. И. Балашовой;
- методика «Дифференциальная диагностика депрессивных состояний» В. Жмурова;
- опросник «Уровень депрессии» А. Бека и др.
Что такое стресс
Стресс – это естественная психологическая реакция на отрицательное воздействие внешних и/или внутренних факторов. Когда мы сегодня говорим о стрессе, то обычно имеем в виду его отрицательное влияние на организм. Тем не менее какие-либо события, которые происходят в жизни человека – это не всегда плохо. В ходе эволюции именно они помогали древнему человеку выживать.
Во время стрессовой ситуации в наших организмах происходит выброс адреналина и норэпинефрина, из-за чего ускоряется пульс и частота дыхания, расширяются зрачки, а мышцы наполняются кровью, обогащенной кислородом. Попросту говоря, тело за секунды перестраивается в оборонительный режим. В таком состоянии человек пребывает в максимальной готовности к сражению либо к побегу от источника угрозы. То есть стресс помогал первобытным людям легче справляться с опасными ситуациями. Зависимо от уровня опасности, стресс может проявляться в разной интенсивности: от слабого с почти незаметными симптомами до очень сильного, когда реакции организма могут быть более серьезными.
Для современного человека стресс также может быть полезным. Как и в древние времена, стрессовая ситуация помогает справиться с опасностями и быстро, почти инстинктивно, найти выход из «тупика». Кроме того, стресс делает нашу жизнь интереснее. Такие ситуации мотивируют к действию. Как пример пользы от стресса можно привести экзамен, когда в состоянии потрясения ученик вспоминается все изученное за последнее время.
Эффект стресса люди используют и для развлечения. Вспомнить хотя бы парки аттракционов и то великое множество людей, желающих испытать острые ощущения на банджи, американских горках или прыгая с парашютом. Все эти развлечения потеряли бы свою особенность, если бы не реакции организма на стресс.
Но в ходе эволюции изменился не только человек, но и факторы, вызывающие эмоциональное перенапряжение. В наше время большинство стрессовых ситуаций возникают не из-за внезапных внешних угроз, а в результате долговременного отрицательного воздействия на психику человека, которые мы переживаем в повседневной жизни. У современного стресса внешние и внутренние факторы тесно связаны между собой. Точнее это то, как мы воспринимаем ситуацию, ведь нашу современную жизнь часто сопровождает эмоциональное истощение, когда есть и хроническая усталость, нездоровый образ жизни, вредные привычки и т.д. Большинство проблем современного человека связаны с работой, учебой, семьей, здоровьем и другими сложными ситуациями, которые, по сути, не составляют прямую физическую угрозу, тем не менее на протяжении долгого времени держат нас в напряжении. Такое состояние может затягиваться на дни, недели и месяцы, а наше тело, несмотря на все эволюционные изменения, так и не смогло адаптироваться к таким затяжным стрессам, которые специалисты называют хроническими. И именно хронический стресс является самым опасным, так как часто несет непоправимый урон здоровью.
Ресурсы копинга
Чтобы понять, как именно субъект выбирает стратегию в той или иной ситуации, достаточно понимать поведенческие стили, сформированные из нескольких стратегий. Во время стресса человек использует самую подходящую стратегию, выбор происходит на подсознательном уровне.
Механизмы копинга основываются на следующих ресурсах:
- эмпатия – способность принимать иную точку зрение и находить с её помощью новые пути выхода из стресса (часто применима для детского возраста);
- Я-концепция – уверенность в себе и своих силах;
- аффилиация – уровень социальных потребностей индивида;
- локус контроля – способность адекватно расценивать своё влияние на причину стресса;
- конгитивные ресурсы – умственные ресурсы человека, уровень его образованности и воспитанности.
Каждый из этих ресурсов в общей сложности определяет модель поведения человека в стрессовой ситуации.
В процессе развития и становления личности стратегии копинга могут значительно меняться.
Классификация стратегий
Существует несколько классификаций копинг-стратегий. Наиболее известна классификация стратегий копинга Лазаруса. В соавторстве с С. Фолкманом было предложено два типа копинг-стратегий:
- проблемно-ориентированный;
- эмоционально-ориентированный.
В первом случае человек во время переживания стресса пытается изменить ситуацию с помощью осмысления проблемы, он ищет информацию о том, как поступить и что делать. Такое осмысление помогает избежать необдуманных поступков и импульсивных действий.
Эмоциональный тип копинг-поведения в стрессовых ситуациях включает в себя мысли, помогающие снизить психологический пресс от напряженного состояния. Мысли помогают чувствовать себя лучше, но не направлены на решение проблемы. Примеры: юмор, употребление алкоголя, транквилизаторов, отрицание ситуации.
Проблемно-ориентированные копинг-стратегии
В работах Лазаруса и Фолкмана существует восемь копинг-стратегий. В ситуации стресса у человека может быть различная стратегия помощи самому себе. К ним относятся:
- Планирование действий по решению проблемы, анализ ситуации, различные предпринятые усилия по выходу из проблемы.
- Конфронтационный копинг. Попытки решить сложную ситуацию путем конфронтации. Проблема разрешается с помощью враждебности и конфликтности, присутствуют трудности в планировании действий. Человек может не осознавать последствий от неоправданного упорства. Часто конфронтация рассматривается как неадаптивная, но личность показывает упорство в отстаивании собственных интересов, человек активно противостоит трудностям.
- Взятие ответственности за проблему на себя. После оценки своей роли происходят попытки исправить напряженную ситуацию.
- Самоконтроль. Человек контролирует свои эмоции и действия.
- Положительная оценка стрессовой проблемы. В этом случае происходит поиск плюсов сложившейся ситуации.
- Обращение к помощи окружающих и близких людей.
- Дистанцирование. Стратегия удаления от ситуации, уменьшение ее значимости.
- Избегание проблемы, бегство от трудностей.
Лазарус показал, что именно человек оценивает ситуацию как стрессовую или нет. Только он самостоятельно может оценить для себя величину потенциального стрессора. В каждом сложном положении человек сам определяет ресурсы копинга, чтобы справиться со стрессом.
Базисная стратегия и ресурсы
Ричард Лазарус определял механизмы копинга как действия, которые предпринимает индивид в ситуации угрозы, болезни, физического насилия и т.п. Существует теория копинг поведения, в ней выделены основные виды стратегии копинга и ресурсы. Базисная стратегия это:
- разрешение проблем;
- избегание;
- поиск поддержки.
Базисные ресурсы копинга это:
- Я-концепция;
- эмпатия;
- аффилиация;
- локус контроля;
- когнитивные ресурсы.
Позитивный характер Я-концепции позволяет человеку быть уверенным, он способен держать напряженную ситуацию под контролем. Эмпатия позволяет принимать точку зрения другого человека и с помощью нее выработать больше вариантов решения. Аффилиация является инструментом межличностных контактов, помогает регулировать эмоциональную и дружескую поддержку.
Механизмы копинга играют компенсаторную функцию, они способствуют совладанию со стрессом без особого вреда для личности.
Совладающее поведение
Под копингом понимается прежде всего адаптация в период стрессового переживания. В психологии — это стремление к разрешению проблемы для хорошего самочувствия.
Теория копинг-поведения — это способность индивида поддерживать баланс между средой и ресурсами. Основное предназначение совладающего поведения — поддержание психологического благополучия человека. Для психического здоровья выбирается нужная стратегия копинг-механизма.
Есть и продуктивное совладающие поведение в стрессе
Важно работать над проблемой, поддерживать связь с другими людьми, сохранять оптимизм
Проведение копинг-теста
Тест включает в себя 50 позиций, каждая из которых представляет собой описание действия в сложной ситуации. Одна позиция относится к одному из 8 видов поведения. Человеку предлагается представить себя в трудном положении и выбрать по каждой позиции частоту ее использования. Ответам присваивается некоторое количество баллов.
Группировка пунктов теста выглядит следующим образом:
- Конфронтация — позиции: 2, 3, 13, 21, 26, 37.
- Дистанцирование — позиции: 8, 9, 11, 16, 32, 35.
- Самоконтроль — позиции: 6, 10, 27, 34, 44, 49, 50.
- Поиск социальной поддержки — позиции: 4, 14, 17, 24, 33, 36.
- Принятие ответственности — позиции: 5, 19, 22, 42.
- Избегание — позиции: 7, 12, 25, 31, 38, 41, 46, 47.
- Планирование решения проблемы — позиции: 1, 20, 30, 39, 40, 43.
- Положительная переоценка — позиции: 15, 18, 23, 28, 29, 45, 48.
Вопросы теста
Список вопросов в данной методике:
- Я ем как минимум одно горячее блюдо в сутки.
- Я сплю по 8 часов как минимум четыре раза за неделю.
- Я ощущаю любовь к другим людям и способен делиться ею.
- В пределах 50 км живет хотя бы один человек, на которого я мог бы положиться в трудной ситуации.
- Хотя бы два раза в неделю я выполняю физические упражнения.
- За неделю я употребляю не более пяти рюмок алкоголя.
- Мой вес вполне соответствует росту.
- Мой доход покрывает мои основные потребности.
- Моя вера в будущее поддерживает меня.
- Регулярно я занимаюсь общественной деятельностью.
- У меня много друзей.
- У меня есть один или два друга, которым я могу полностью доверять.
- Я здоров.
- Если меня что-то серьезно обеспокоит, я могу открыто заявить о своих чувствах.
- Я делаю что-нибудь забавы ради хотя бы раз в неделю.
- Я способен эффективно организовать свое время.
- За день я употребляю не более трех чашек кофе или чая.
- У меня есть немного свободного времени в течение каждого дня.
Светлая и темная сторона
Мы привыкли к тому, что стресс это всегда негативные последствия, называемые дистрессом, но есть и положительная сторона этого явления – эустресс:
- Дистресс характеризуется нарушением баланса физиологических и психологических параметров организма. Он может быть кратковременным и быстро достигать «точки кипения», или принимает хронический характер и влечет за собой сбои всех жизненно важных систем.
- Эустресс можно определить по всплеску радостных эмоций и позитивному настрою человека. Это происходит, когда он знает о приближающейся проблемной ситуации, не знает как ее решить, но надеется на благополучный исход дела. Например, собеседование на хорошо оплачиваемую должность или вступительные экзамены в учебное заведение. Такой стресс необходим для решения каждодневных возникающих проблем, потому что мобилизует все силы для положительного исхода. Например, несмотря на ненавистный утренний звон будильника, он заставляет взбодриться и проснуться. Эустресс, имея слабую силу, полезен для здоровья человека и позиционирует себя как «реакция пробуждения».
Подвиды дистресса
Самым распространенным подвидом дистресса является физиологический стресс. Он возникает при воздействии внешних факторов на организм человека. Если вы обожглись или проголодались, перегрелись на солнце и прищемили палец, то не обойтись без стрессовых потрясений. На физиологическом уровне стресс подразделяется на несколько групп:
- биологический связан с возникновением различных заболеваний;
- химический стресс, вызванный воздействием химии, а также кислородное голодание или переизбыток кислорода);
- физический провоцируется чрезмерными физическими нагрузками, ему подвержены профессиональные спортсмены;
- механический возникает в послеоперационный период, при получении сложных травм, нарушающих целостность тканей или органов.
Следующим подвидом является психологический стресс, который характеризуется двумя типами конфликта:
- Недовольство собой, связанное с несовпадением ожидания и реальности. Такой конфликт чаще всего встречается у людей, которые не могут смириться с возрастными изменениями внешности и организма в целом.
- Стрессовое состояние из – за социальных конфликтов внутри общественной ячейки. Например, внутрисемейные конфликты, ссоры с друзьями или коллегами.
Эмоциональный стресс возникает при воздействии на человека эмоционального раздражителя. Такими раздражителями становятся конфликты, когда человек на протяжение долгого времени не может удовлетворить биологические или социокультурные потребности.
Например, сильная обида на близкого человека, обман, а также информационная перегруженность, возникающая, как правило при подготовке к экзаменам, сдаче годовых отчетов. В ходе многолетних исследований стало ясно, что стресс индивидуален у каждого человека и приводит к различным последствиям.
Интересно, что люди с повышенной стрессоустойчивостью быстро справляются с экстремально возникшими ситуациями. Те, у кого показатель занижен, могут столкнуться с неврозами, высоким давлением, нарушением деятельности жизненно – важных систем организма. Что пострадает больше всего, зависит от индивидуальных особенностей и наличия хронических заболеваний, ведь нагрузка в основном идет на самое слабое звено.