Виды внимания человека: полная классификация + примеры из жизни

Понятие непроизвольного внимания

Каждый из нас знаком с моментами, когда невольно отвлекаешься на что-то и обращаешь свое внимание на необычные объекты, громкие звуки и странные ситуации. Так наше сознание включает непроизвольное внимание, которое человек не в силах контролировать

Да это и не нужно.

Непроизвольное внимание свойственно в том числе и братьям нашим меньшим

Непроизвольное внимание обычно характеризуют как наиболее простую форму самого внимания в целом. Оно свойственно не только людям, но и животным в том числе

Важная и основная черта такого вида внимания – отсутствие осознанности и сознательного выбора во время его проявления у человека.

Первые признаки непроизвольного внимания появляются у человека еще в раннем детстве, когда ребенок очень быстро и часто теряет интерес к чему-то новому, а с появлением другого воздействующего фактора может быстро переключиться на него.

Ребенку с трудом удается уделять внимание в равной степени одновременно нескольким вещам, и он всегда возвращается к одной. Таким образом его легко можно «переключать» между разными видами деятельности

Непроизвольное внимание иногда называют пассивным в связи с тем, что оно возникает у человека неосознанно и независимо от его состояния. На появление такого вида внимания влияют следующие факторы:

объективные (новизна объекта, его динамика, развитие и т.д.)

Так непроизвольное внимание возникает реакцией на какие-нибудь новинки, которые могут удивить своей многофункциональностью или необычной формой;
субъективные (личный интерес, склонности). Можно привести в пример покупку какого-то девайса или вещи, которую человек давно хотел приобрести

С покупкой такой вещи в дальнейшем его внимание будет невольно привлекать точно такая же вещь у других людей. Или, например, люди разных профессий будут заинтересованы различными объектами, относящимися к их роду деятельности. Так профессиональный архитектор будет непроизвольно обращать внимание на различную красивую архитектуру и т.д.. 

При проявлении непроизвольного внимания реакция человека всегда искренняя и несет в себе живой, эмоциональный отклик

Непроизвольное внимание – настолько естественный процесс, что человек даже не придает этому значения

Минус такого внимания в том, что оно способно отвлекать нас от решения важных задач и вопросов, что в свою очередь негативно сказывается на продуктивности человека.

Виды внимания

Рассмотрим основные виды внимания. Это

природное и социально обусловленное внимание,
непосредственное и опосредствованное внимание,
непроизвольное и произвольное внимание,
чувственное и интеллектуальное внимание.

Природное внимание дано человеку со дня его рождения как врожденная способность избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом. Социально обусловленное внимание складывается в результате жизненного опыта, обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с сознательным избирательным реагированием на объекты

Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека

Социально обусловленное внимание складывается в результате жизненного опыта, обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с сознательным избирательным реагированием на объекты. Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека. Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека

Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов

Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека. Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов. Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов

В самом деле, трудно заставить себя быть внимательным к чему-то, с чем ничего нельзя сделать, что не вызывает нашей внешней или внутренней активности

Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов. В самом деле, трудно заставить себя быть внимательным к чему-то, с чем ничего нельзя сделать, что не вызывает нашей внешней или внутренней активности. Но есть предметы и явления, которые как бы приковывают к себе внимание, иногда даже вопреки нашему желанию

В одном случае надо заставить себя быть внимательным, а в другом — предмет как бы сам обеспечивает внимание, заставляет на себя смотреть, слушать и т.д

Но есть предметы и явления, которые как бы приковывают к себе внимание, иногда даже вопреки нашему желанию. В одном случае надо заставить себя быть внимательным, а в другом — предмет как бы сам обеспечивает внимание, заставляет на себя смотреть, слушать и т.д. В самом деле, трудно заставить себя быть внимательным к чему-то, с чем ничего нельзя сделать, что не вызывает нашей внешней или внутренней активности

В самом деле, трудно заставить себя быть внимательным к чему-то, с чем ничего нельзя сделать, что не вызывает нашей внешней или внутренней активности

Но есть предметы и явления, которые как бы приковывают к себе внимание, иногда даже вопреки нашему желанию. В одном случае надо заставить себя быть внимательным, а в другом — предмет как бы сам обеспечивает внимание, заставляет на себя смотреть, слушать и т.д. Здесь можно сказать о двух различающихся видах внимания — непроизвольном и произвольном внимании

Здесь можно сказать о двух различающихся видах внимания — непроизвольном и произвольном внимании

Непроизвольное (пассивное) внимание, в возникновении которого наше намерение не принимает участия, и произвольное (активное), возникающее благодаря нашему намерению, вследствие приложения нами усилия воли. Таким образом, само запоминается то, на что направлено непроизвольное внимание; то, что надо запомнить, нуждается в произвольном внимании

Особенности произвольного внимания

Целеустремленность — что это такое в психологии

Произвольным вниманием оперируют только человеческие существа, его происхождение берет начало из сознательной трудовой деятельности. Примечательно, что оно формируется не только из соображений интересного, но и необходимого

Главной мотивацией его развития выступает некая цель, которую необходимо достичь. В пример можно привести мечту подростка стать разработчиком игр, но ему придется пройти множество курсов программирования, компьютеризации, учить и практиковать математические формулы, что может стать для него малоинтересным испытанием.

Произвольность внимания имеет физический и психологический механизмы, где:

  • физический – возникает в коре головного мозга в ответ на сигнал извне, например, требование родителей к ребенку внять чему-либо;
  • психологический – характеризует усилие, напряжение воли для того, чтобы сфокусироваться на объекте или явлении, от чего порой возникает утомление, которое может протекать тяжелее и дольше физической усталости.

Недаром многие люди привыкли делать работу, вооружившись наушниками, в которых играет музыка, либо некто слушает радио или новости по телевизору, а многие целенаправленно идут в кафе или парк, чтобы поработать над проектом или книгой. Суть в том, что человек может абстрагироваться от этих раздражителей, превратив их в так называемый «белый шум». Концентрация внимания в разы увеличивается, индивид делает свою работу, выполняет задачу успешнее, чем, если бы он находился в тишине. Примечательно, что многим людям, буквально, мешают работать собственные обычные мысли, поэтому их перебивают пресловутым белым шумом.

Внимательность во всем своем многообразии

Такой параметр, как внимательность, в рамках психологической науки также подвержено классификации. Выделяют следующие виды внимания:

  1. непроизвольное;
  2. произвольное;
  3. послепроизвольное.

В основе классификации заложены принципы сознательности выбора, его направленности и регуляции

Также важно упомянуть, что нижеописанные виды внимания никак нельзя рассматривать по отдельности

Непроизвольное внимание

Чтобы оно себя проявило, человеку не требуется прилагать особых усилий. Достаточно какого-то сильного раздражителя в виде нового, вызывающего интерес

Ключевой функцией непроизвольного внимания считается возможность человека быстро и адекватно ориентироваться при постоянно изменяющихся параметрах окружающего мира, выделяя объекты, имеющие важное значение в жизненном, личностном плане

Непроизвольное внимание в медицине представлено несколькими синонимами – пассивная внимательность или эмоциональная. Этим подчеркивается, что у индивидуума отсутствуют усилия, направленные на сосредоточение на объекте. Отмечается наличие связи между объектами внимания и его эмоциями

Отмечается наличие связи между объектами внимания и его эмоциями.

Произвольное внимание

Имеет также следующие синонимы в литературе – активное или волевое. Данному типу характерно целенаправленное сосредоточение сознания вкупе с усилиями воли

Человек, поставивший перед собой некую задачу и осознанно вырабатывающий программу по ее достижению, запускает свое произвольное внимание. А оно начинает регулировку протекающих в мозгу психических процессов. Чем сильнее воля у индивидуума, тем больше сил он сможет мобилизовать на решение поставленных задач

Благодаря этой функции, человек может извлекать из своей памяти только необходимую для этого информацию, выделяя из всего объема памяти самое главное

Чем сильнее воля у индивидуума, тем больше сил он сможет мобилизовать на решение поставленных задач. Благодаря этой функции, человек может извлекать из своей памяти только необходимую для этого информацию, выделяя из всего объема памяти самое главное.

На основании этой особенности работает и развитие произвольного внимания. Обычный человек без специальных тренировок способен использовать его около 20 минут.

Послепроизвольный вид

Послепроизвольный вид возникает в ситуациях, когда задача из первостепенной переходит в обыденную. Как пример можно привести школьника с его домашними заданиями. В первое время он усилием воли садится за их выполнение, но постепенно этот процесс становится обыденностью, и для его выполнения не нужно волевого усилия с его стороны. Послепроизвольный вид – это привычка к чему-то.

По психологическим характеристикам данный вид несколько схож с непроизвольным. Длительность проявления послепроизвольной внимательности может равняться нескольким часам. Его активно используют в педагогической практике, искусственно вводя школьников в состояние послепроизвольного внимания.

Как повысить внимание?

Известно, что человеку свойственны два основных вида внимания – это непроизвольное и произвольное внимание. Если задатки первого вида внимания даются от рождения, то второе нам необходимо усиленно развивать. Рассмотрим этот вопрос подробно

Рассмотрим этот вопрос подробно.

Произвольное

Его повышение напрямую связано с осознанием того, что человек должен учиться и трудиться. Для этого ему нужно включать определенный вид своей умственной деятельности. Например, когда младшие школьники становятся членами коллектива, то они всегда стараются достичь успеха и выделиться тем самым перед своими товарищами. Такие действия направлены на стремительное развитие внимательности

Нужно учесть, что произвольное внимание является осознанным. При этом все образовательные методы направлены только на его развитие и на развитие интеллекта

Очень важно, чтобы ребенок осознавал этот процесс и понимал, что учение – работа, необходимая для развития любой личности

Поэтому ему нужно дать возможность ребенку понять окончательную цель его обучения, чтобы он смог воочию представить будущие результаты своего же труда

Очень важно, чтобы ребенок осознавал этот процесс и понимал, что учение – работа, необходимая для развития любой личности. Поэтому ему нужно дать возможность ребенку понять окончательную цель его обучения, чтобы он смог воочию представить будущие результаты своего же труда. Итак, ребенок при обучении должен иметь определенный интерес, а чтобы он не пропал, ему нужно знать о пользе конечного результата

Например, ученик должен понимать, что его успешное обучение в школе будет способствовать поступлению в престижный ВУЗ, после которого он может устроиться на высокооплачиваемую работу

Итак, ребенок при обучении должен иметь определенный интерес, а чтобы он не пропал, ему нужно знать о пользе конечного результата. Например, ученик должен понимать, что его успешное обучение в школе будет способствовать поступлению в престижный ВУЗ, после которого он может устроиться на высокооплачиваемую работу.

Помните: чтобы выработать произвольное внимание, взрослым (учителям и родителям) необходимо действовать систематически и последовательно. Воспитание, основанное только на привлечении непроизвольного внимания, не даст нужного положительного эффекта. Также не даст нужного эффекта и процесс воспитания, который рассчитан только на привлечение произвольного внимания

В этом случае ребенку просто надоест учиться

Также не даст нужного эффекта и процесс воспитания, который рассчитан только на привлечение произвольного внимания. В этом случае ребенку просто надоест учиться.

Непроизвольное

Воспитание непроизвольного внимания основывается на умении сосредотачиваться на различной информации, сопоставлять факты и т. д. С раннего детства родители должны ознакомить свое чадо с окружающим миром, а именно – учить реагировать на изменчивость объектов и явлений, которые происходят вокруг. Тогда процесс обучения станет привлекательным

У ребенка будут проявляться эмоции, и непроизвольное внимание начнет стремительно развиваться

Поэтому обучающие программы должны быть яркими и наглядными. Например, чтобы показать красоту природы, учитель должен привлечь для этого картины, которые были созданы общепризнанными художниками. Для показов природных явлений можно использовать различные интересные опыты и практические работы.

И помните о том, что именно в младшем возрасте наглядное обучение имеет особый и важный смысл. Однако именно этот вид обучения требует соблюдения ряда условий. Например, необходимо сначала поставить конкретную задачу и решить ее, а уже потом произвести некоторые сравнения и обнаружить другие способы решения этой же задачи. Постепенно дети научатся замечать ту информацию, которая требует внимательности. Именно таким же образом они смогут определять существенные и главные элементы, которые содержатся в проблеме.

Например, предлагаемый для изучения материал должен быть очень ярким по своей форме и богатым по содержанию. Таким образом он сможет вызвать интерес и пробудить мыслительную деятельность. Только тогда ученики задумаются над решением проблемы. Большую роль в развитии интеллекта играет общий культурный уровень, так как именно он способствует развитию непроизвольного внимания.

Особенности внимания

Особенности внимания выражаются в его свойствах: объеме, концентрации, распределяемости, устойчивости, колебаниях и переключаемости. Понемногу о каждом из них:

  • Объем – выражается в количестве одновременно воспринимающихся объектов. Он зависит от генетических факторов, потенциала кратковременной памяти (кстати, на эту тему советуем вам почитать про кошелек Миллера), имеющегося опыта, профессиональных умений, целей и нюансов воспринимаемых объектов.
  • Концентрация – уровень сосредоточения психики на объекте. В процессе концентрации создается временный фокус психической активности. Чем меньше объем воспринимаемых объектов, тем выше концентрация. Подробно о внимании и концентрации читайте здесь.
  • Распределяемость – способность человека к одновременному выполнению ряда действий или наблюдению нескольких объектов или явлений. Распределение внимания обусловлено тем, что головной мозг может оптимально распределять возбудимость по участкам коры. Это и обеспечивает возможность управлять несколькими процессами одновременно.
  • Устойчивость – является общей направленностью внимания. Она зависит от типа нервной системы, мотивации и темперамента. Важнейшее условие устойчивости – это разнообразие получаемых впечатлений. Противоположное ей свойство – отвлекаемость. На тему устойчивости внимания у нас тоже есть интересный материал.
  • Колебания – явления, наблюдающиеся даже тогда, когда человек сосредоточен и напряжен. Объясняются процессом постоянной смены возбуждения и торможения в коре мозга. Если колебания происходят на протяжении длительного времени, они могут стать причиной непроизвольного отвлечения.
  • Переключаемость – представляет собой перестройку внимания с одного объекта или явления на другой. Переключаемость бывает произвольной и непроизвольной. Первая происходит, когда меняется характер деятельности или ставятся новые задачи, а человек прилагает волевые усилия. Вторая происходит без участия воли, но под влиянием внешних факторов.

Таковы основные особенности внимания. Следует знать, что развитие внимания (а также тренировка внимания) требует активизации в этом процессе всех его свойств.

И, наконец, получить дополнительное представление о том, как работает внимание, нам помогут теории внимания. Исключительно в ознакомительном ключе скажем понемногу о самых распространенных

Непроизвольное внимание

Та или иная деятельность захватывает человека как бы сама по себе, в силу своей значимости, увлекательности, занимательности или неожиданности. Причин этой значимости-занимательности несколько.

Характер внешнего раздражителя

Значима не абсолютная сила раздражителя, а относительная. Днём можно полностью игнорировать сильный шум (например автомобильного транспорта за окном). Ночью же, когда мы отдыхаем, можем очень чутко реагировать на малейшие шорохи и скрипы, раздающиеся в ночной тишине.

Привычность раздражителя тоже имеет большое значение

Слабый, но незнакомый звук может привлечь наше внимание, в то время как сильный, но привычный грохот даже не заметим. Известно, что во время войны солдаты способны спать под грохот рядом стоящей стреляющей пушки.

Большое значение имеет контраст между отдельными раздражителями, между величиной, формой, цветом, длительностью и иными параметрами этих раздражителей.

Привлекают внимание эстетические особенности объекта, например необычные дизайнерские (оформительские) решения в одежде, архитектуре, интерьере и т.п. Здесь важен не факт наличия отдельных раздражителей или физических свойств, сколько умелое сочетание их.

Соответствие внутреннему состоянию человека

Если человек находится в состоянии сильного утомления, его внимание будет чаще останавливаться на объектах, так или иначе ассоциирующихся с отдыхом: на кроватях, подушках, мягких креслах, уютных кафе и даже гостиницах.

В отечественной психологии и психофизиологии довольно подробно исследованы вопросы доминанты (Ухтомский) и установки (Узнадзе), хорошо описывающие и то, почему потребность человека управляет его внимание.

Общая направленность личности

Автолюбитель волей-неволей обращает внимание на неправильно припаркованную машину. Архитектор или художник любуется красотой старинного здания, дизайнер — удачным сочетанием цветовых пятен

Преподаватель русского языка обращает внимание на ошибки в речи окружающих, а учитель физкультуры — на объем бицепсов. Футбольный болельщик не может оставить незамеченным плакат с изображением известного футболиста.

Отношение к раздражителю

Приятные раздражители способны надолго приковать внимание человека: интересная книга, фильм, компьютерная игра, приятный собеседник. В этом случае не надо заставлять себя концентрировать свое внимание на этих объектах, это происходит само собой.. Следует заметить, что неприятные раздражители тоже привлекают внимание

В некоторых случаях это связано с возможной угрозой, исходящей от неприятного раздражителя (например от лая собаки). В некоторых случаях это связано с тем, что раздражитель вызывает смешанные эмоции. Вид дерущихся людей может вызвать одновременно и неприятные чувства, и любопытство, и легкую радость, что ты сам не участвуешь в драке.

Следует заметить, что неприятные раздражители тоже привлекают внимание. В некоторых случаях это связано с возможной угрозой, исходящей от неприятного раздражителя (например от лая собаки)

В некоторых случаях это связано с тем, что раздражитель вызывает смешанные эмоции. Вид дерущихся людей может вызвать одновременно и неприятные чувства, и любопытство, и легкую радость, что ты сам не участвуешь в драке.

Нейтральные раздражители значительно реже привлекают внимание, чем приятные и неприятные.

Непроизвольное

Проявление непроизвольного внимания — знак того, что в этот момент сознательные намерения отсутствуют

В жизни такое внимание быстро переходит в произвольное

Условия возникновения

Фактором его развития может послужить наличие на аналогичный раздражитель опыта у конкретного индивидуума либо его особый психический статус. Условия, провоцирующие возникновение непроизвольного внимания, можно разделить на несколько групп:

  • неожиданный характер раздражителя;
  • его резкость и сила;
  • присутствие движения;
  • новизна проявления;
  • направленность;
  • потребности, интерес;
  • наличие контрастности.

Свою роль в таких ситуациях играет особенный психический статус человека, состояние его душевной организации и настроение. Действие описанных факторов вызывает у человека яркий эмоциональный отклик, поэтому не остается незамеченным.

Основные характеристики

Особенности проявления непроизвольного внимания связаны с природой его развития и могут зависеть от одного либо нескольких причин.

В психологии его относят к самым простым видам внимания и обозначают термином «пассивный» или «вынужденный»

Характеризуя особенности его проявления, обращают внимание на:

  • независимость от желания человека;
  • захватывающий характер проявления;
  • неожиданность;
  • наличие причин, способствующих привлечению внимания;
  • легкость возникновения или переключения.

Примечание

Известный психолог Л.В.Выготский относил непроизвольное внимание к низшей психической функции, в отличие от произвольного или социально-обусловленного. Независимое от сознания внимание часто приносит пользу, расширяя круг интересов личности или позволяя отреагировать на вновь появившиеся обстоятельства

Это дает возможность вовремя определить нужную тактику поведения, облегчить проблемы от изменения привычного уклада. В то же время бывают случаи, когда, отвлекаясь на неучтенные факторы, достижение успеха в запланированном деле отодвигается. При этом под действием отвлекающих факторов снижается работоспособность, в том числе умственная

Независимое от сознания внимание часто приносит пользу, расширяя круг интересов личности или позволяя отреагировать на вновь появившиеся обстоятельства. Это дает возможность вовремя определить нужную тактику поведения, облегчить проблемы от изменения привычного уклада

В то же время бывают случаи, когда, отвлекаясь на неучтенные факторы, достижение успеха в запланированном деле отодвигается. При этом под действием отвлекающих факторов снижается работоспособность, в том числе умственная.

Пример

При решении задач мешают сосредоточиться на главном громкая музыка, вспышки света, необычные окружающие движения. Источники появления таких отвлекающих факторов могут быть поблизости, находится в неактивном состоянии либо возникнуть стихийно. В любом случае, для человека они неожиданны, но значительны. Часто их действия настолько сильно, что у человека не получается не реагировать, даже прилагая усилие.

Механизмы

Нарушения концентрации такого плана происходит не стихийно. Получая сигнал от соответствующих органов чувств, ответственный участок головного мозга мгновенно оценивает интерес личности к возникшему событию либо объекту.

Непроизвольное внимание объясняется устойчивым интересом человека к возникшему факту. В управляющем центре головного мозга развивается стойкая доминанта, которая перекрывает события, управляемые произвольным либо опосредованным сознанием

В зависимости от концентрирующей силы воздействия провоцирующего фактора, непроизвольное внимание может постепенно исчезнуть либо перейти в произвольное

В управляющем центре головного мозга развивается стойкая доминанта, которая перекрывает события, управляемые произвольным либо опосредованным сознанием

В зависимости от концентрирующей силы воздействия провоцирующего фактора, непроизвольное внимание может постепенно исчезнуть либо перейти в произвольное

Переключение сознания на неожиданный фактор или предмет присуще не только человеку, но и животному. Различие состоит в том, что животное не умеет этими процессами управлять, в человек может.

Развитие внимания у детей и дошкольников

Рекомендации по развитию внимания у детей предполагают проведение еженедельных тренингов. Ведь умственные функции у них находятся в стадии формирования. Коррекционное занятие или тренировка применяются по отношению к самым разным свойствам и видам внимания. Научиться сосредотачиваться и переключаться помогут следующие приемы.

Информацию лучше подавать в игровой форме, стараясь заинтересовать ребенка.
Приемы развития внимания ставят целью доводить дела до конца, для чего нужно мотивировать детей на такое выполнение работы.

Логическое мышление тренируется посредством интересных заданий, вопросов.
Действия, направленные на развитие внимания, должны сопровождаться объяснением важности процесса. Следует объяснять, что при наличии сосредоточенности письмо (буквы и цифры) приобретает аккуратность

Любое действие получается лучше, если не отвлекаться.
Нужно просить ребенка прослушивать истории, после чего он будет рассказывать то, что запомнил.

Такие рекомендации по развитию внимания учат аккуратности и вырабатывают способность правильно сосредотачиваться. Для детей до 6 лет придуманы различные таблицы, задания. К примеру, требуется дорисовать недостающее на картинке или соединить предметы. Приемы развития внимания отражены в пособиях для детей Елены Бортниковой. Даются задания дополнить ряд геометрических фигур, поняв закономерности. Или воспроизвести целое из половины — дорисовать недостающую часть картинки, найти отличия в двух изображениях.

Некоторые способы развития внимания не нуждаются в предварительной подготовке. Тренироваться можно на прогулке. Бросая ребенку мяч, произносим съедобные и несъедобные предметы. В первом случае малыш ловит его, во втором — отбрасывает. Развитие зрительного внимания происходит, если попросить рассказать увиденное на незнакомом маршруте прогулки. Ежедневно занимаясь, можно достичь значительных успехов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: