Что делать, если ребёнок на всё говорит «нет»

Виды нарушений аппетита

Нарушение аппетита у ребенка может проявляться в виде:

  • гипорексии – снижения аппетита;
  • гиперрексии – его увеличения аппетита;
  • булимии – неконтролируемого желания еды. При таком нарушении ребенок не в состоянии контролировать объем и состав съеденной пищи;
  • анорексии – почти полного отказа от питания. Одно из самых опасных нарушений. Может привести к печальным последствиям: дистрофии органов, нарушению обмена веществ и даже летальному исходу;
  • парарексии – значительного изменения вкусовых пристрастий. У ребенка может появиться желание есть то, что не употребляют в пищу, например, мел или глину. Парарексия зачастую свидетельствует об отсутствии крайне необходимого организму ребенка элемента (кальция, калия, железа и др.) в повседневном рационе.

Ребенок не учит конкретный предмет

Представим ситуацию, когда ребенок — хорошист или отличник — не может сдать один конкретный предмет и постоянно его заваливает. У этого может быть несколько причин.

Ребенок не ладит с учителем

В таком случае неприязнь к преподавателю может проецироваться на неприязнь к предмету. Если ребенок жалуется на педагога, стоит разобраться в причинах этой ситуации. Сначала следует выслушать версию ребенка, затем договориться о встрече с учителем и в спокойном тоне, не порождая новый конфликт, послушать вторую точку зрения. Возможно, через такие разговоры получится прийти к мирному решению ситуации и наладить отношения ученика и учителя

Если нет — можно обратить внимание на курсы, которые помогут подтянуть знания ребенка по предмету

Слишком много заданий

Ребенок не успевает делать задачи по предмету, отстает от программы, и его успеваемость падает. В таком случае стоит поговорить с родителями других детей. Если ситуация схожая для всего класса — коллективно обратиться к преподавателю. Если проблема затронула только одного ребенка — ему стоит помочь с домашними заданиями и попробовать вместе разобраться с трудностями.

Ребенку сложно учить предмет

Ему легко дается литература и обществознание, но математика вызывает сплошные трудности. Вероятно, во взрослом возрасте он уйдет работать в гуманитарные отрасли, и математика не станет его приоритетным направлением. Поэтому не стоит давить и требовать. Если ребенок не может закрыть курс даже на минимальный балл, ему стоит помочь — объяснения родителей могут быть проще и понятнее слов учителя. Возможно, стоит прибегнуть к помощи образовательных платформ или репетитора.

Экономика образования

Какие ошибки допускают родители при профориентации ребенка

Что делать, если не говорит?

  • Не давить на ребёнка.
  • Постоянно давать информацию ребёнку.
  • Общаться с малышом на любые темы.
  • Не сюсюкать и чётко произносить слова.

Если малыш совсем не разговаривает или делает это плохо, не нужно постоянно просить его что-то сказать, особенно обращаться к нему со словом «скажи». Вероятнее всего ребёнок не может что-то сказать и вряд ли не хочет. То есть хочет, но не может.

Важно помнить, что:

  • Часть прогулок, начиная с 3-4 месяцев, должны быть в интервале бодрствования.
  • Взрослый должен комментировать часть действий, но не как радио, а если бы он рассказывал 3-4летнему ребёнку. Например: «Пойдём пообедаем, а потом пойдём гулять».
  • С самого рождения ведём с ребёнком ДИАЛОГ, а не монолог. То есть даём паузу и ждём от ребёнка ответа, даже если этого не будет. Когда-нибудь он обязательно ответит, запаситесь терпением.

Самое главное – хвалите ребёнка, если он сам просто произнёс слово, звук или слог, даже если с ошибками и непонятно, он всё равно молодец, потому что пробует

Также важно поддерживать беседу, когда ребёнок что-то вам рассказывает, пусть на своём детском языке, но он должен видеть обратную связь, заинтересованность, что мама и папа его понимают, даже если это не так. «Ничего себе! Правда? Вот так история!» — этого будет волне достаточно для поддержания разговора с малышом

Шаг навстречу

Первые детские контакты нередко бывают агрессивными – малыши отнимают друг у друга игрушки, лупят «коллег по строительству куличиков» лопатками по голове. Такой дебют в песочнице совсем не говорит о том, что эти ребятишки всегда будут общаться только агрессивно, это лишь первая и самая простая форма общения.

Вместе с тем появление агрессии – важный этап в развитии общения. Ребенок начинает осознавать понятия «мое – чужое», он пытается постоять за себя, взять инициативу в свои руки, проявить активность.

Например, Верочка всегда была неконтактным ребенком. И неожиданно, в возрасте пяти лет, она стала агрессивна по отношению к другим детям. Родителей это испугало, они обратились к психологу. Однако агрессия оказалась переходом к качественно новому этапу в развитии Веры

Ребенок стал более активным, стал замечать детей, обращая на них внимание таким, пока еще примитивным способом

Комментарий психолога:

«Действительно, агрессия – один из самых распространенных способов «выхода в большой мир». Как ни крути, ребенок должен пройти в своем развитии все этапы, природу не переспоришь.

Иногда (у детей без серьезных нарушений в эмоциональном развитии) готовность к общению появляется к семи годам, когда они уже способны контролировать свои действия (в психологии это называется произвольным поведением). Иногда родители жалуются на то, что хотя в школе их проблемный ребенок ведет себя отлично, дома он словно «слетает с катушек»: кричит, носится, как угорелый, не хочет никого слушать. На самом деле это поведение вполне закономерно. Такому ребенку очень трудно держать себя в рамках «правильного поведения», но он изо всех сил старается это делать. Естественно, потом ему нужна разрядка. Если это ваш случай – подумайте о каких-то спортивных занятиях после школы, на которых ребенок смог бы выплеснуть накопившуюся энергию. Только не бросайте человечка, у которого есть проблемы с общением, сразу в большую команду. Начать можно с «одиночного» спорта, вроде плаванья. Следующий этап – парный спорт с постоянным партнером

И только потом с известной осторожностью можно попробовать заняться спортом в большой команде, если у вашего чада возникнет такая потребность»

Главное же – ваше живое участие в жизни малыша, ваша помощь и поддержка, ваша любовь и уверенность, что все трудности вы вместе сможете преодолеть. Так оно и будет!

Инесса Смык

По материалам журнала «Кутузовский проспект»

Как распознать, что это не лень, а симптомы серьёзных проблем

В первую очередь подумайте о консультации с психологом, если в поведении ребёнка произошла резкая перемена. Неожиданно падает успеваемость, школьник, который раньше никогда не прогуливал, перестаёт посещать занятия, некогда активный ребёнок всё время лежит на кровати, общительный подросток избегает друзей и отказывается ходить в гости — всё это должно обеспокоить родителей

Стоит обратить внимание на то, как ребёнок реагирует на предложения позаниматься тем, что обычно приносит ему удовольствие. Когда человеку неинтересны ни учёба, ни развлечения, он не хочет ни работать, ни отдыхать, — вы вполне можете заподозрить, что происходит что-то, с чем ваш ребёнок не может справиться самостоятельно.
Полное избегание реальной жизни, предпочтение времяпрепровождения в интернете любым офлайн-занятиям — ещё один тревожный звонок

Потеря баланса между онлайн- и офлайн-жизнью может быть связана с игровой зависимостью, от которой страдают многие дети.
Не менее важны физиологические проявления: нарушения сна — ребёнок спит слишком мало или слишком много, не может проснуться с утра, идиопатические боли, хроническая усталость.

Как вызвать интерес к еде у ребенка

  • Как можно чаще вовлекайте ребенка в процесс приготовления пищи, покупки продуктов и детского питания в магазине, где он тоже может выбрать что-то по своему желанию. Малышу будет интересно попробовать еду, в покупке или создании которой он участвовал.
  • Если возможно, выращивайте овощи и фрукты на даче и привлекайте малыша к уходу за ними. Поможет и горшочек с зеленью, растущей на балконе.
  • Готовьте интересные и вкусные блюда вместе, украшайте их перед подачей.
  • Рассказывайте ребенку о том, чем полезны те или иные продукты и каким образом употребление различной пищи поможет ему быстрее бегать или стать сильнее.
  • Будьте образцом для подражания — не смотрите телевизор за едой.
  • Не уступайте, если ребенок просит сделать то одно, то другое блюдо, отказываясь от всего приготовленного. Если малыш действительно голоден, он съест то, что подают на стол.

Что делать, если ребенок устает?

Бывает и такое, что в нежелании делать ДЗ виновата усталость. Ваша задача в этой ситуации — создать комфортную атмосферу для учебы. 

Покормите ребенка после школы. Сделайте ему чай, и бутерброды. Поставьте их на «рабочий стол» ребенка.

Введите систему мотиваций. Например, скажите, что если ребенок сделает ДЗ вовремя, и получит в школе 5, то вы дадите ему дольше посидеть за компьютером. Или позаниматься любым другим интересным для него делом.

Также, психологи рекомендуют вводить систему небольших санкций. За тройки и невыполненное задание наказывайте ребенка тем, что он любит больше всего. Если ему нравится сидеть за компьютером, то скажите, что за плохую оценку время игры на ПК снижается до 30 минут в день. В следующий раз ребенок сто раз подумает перед тем, как не делать ДЗ.

Заключение

Основные причины нежелания выполнять ДЗ заключаются в плохом отношении ребенка к предмету. Либо, в усталости, или невнимании со стороны родителей.

Чтобы решить возникшую проблему, нужно провести долгую воспитательную работу. Проявлять знаки внимания по отношению к чаду, а также помогать ему справиться с непониманием определенного предмета. 

После того, как вы решите эти проблемы, ребенок будет регулярно делать уроки, и получать только хорошие оценки.

На портале Vikids вы можете:

— Выбрать школу ребенку

— Пообщаться с другими родителями на форуме.

— Посмотреть местоположение школ.

5 Боится экспериментировать, не решается на новое

Речь — это еще и проявление спонтанности. Ребенок начинает лепетать и совсем не контролирует этот процесс, не думает о нем

Очень важно, чтобы он чувствовал себя свободно, комфортно. Может ли ребенок свободно передвигаться по комнате, есть ли у него возможность поиграть с игрушками так, как он хочет? Насколько он может проявить спонтанность, игривость?

Если ребенок боится проявить себя, он играет в однообразные игры, редко изменяет правила и свое поведение, а если и решится на что-то новое, обязательно наткнется на строгое родительское «нельзя» — и вряд ли быстро начнет говорить. Ведь речь — это тоже новое и неизвестное. Кто его знает, скажет еще чего, снова все будут недовольны. Лучше уж молчать. Так проще, так безопаснее.

Причины

Потеря или резкое повышение потребности в еде у детей может быть связана с целым комплексом факторов:

  • отклонения могут носить симптоматический характер. К примеру, когда у грудных детей режутся зубы, нарушение аппетита – вполне нормальное явление. Потеря желания есть происходит и во время острой стадии гриппа или ОРВИ, и это абсолютно нормально. Организм ребенка все ресурсы направляет на борьбу с болезнью, подавляя на время пищеварительную функцию. Не стоит насильно кормить больного ребенка даже самой полезной едой – когда дело пойдет на поправку, аппетит полностью восстановится.
  • заболевания пищеварительной системы. Различные типы гастритов, дуоденитов и других подобных патологий оказывают существенное влияние на пищевое поведение ребенка.
  • анемия, то есть недостаток в крови гемоглобина – клеток, переносящих кислород. Наличие анемии может сопутствовать целому ряду заболеваний. Такое состояние у ребенка требует срочного обращения к специалисту и прохождения полного обследования.
  • нарушения в эндокринной системе. Сахарный диабет, заболевания щитовидной железы –этим эндокринным нарушениям сопутствует угнетенный аппетит или резкое повышение потребности в еде.
  • различные психические заболевания. Симптомами многих психопатологий является необоснованное изменение вкусовых пристрастий.
  • заболевания нервной системы.
  • авитаминоз (когда организм ребенка не получает необходимого количества витаминов и микроэлементов).
  • доброкачественные или злокачественные опухоли.

Нарушение аппетита может свидетельствовать о наличии у ребенка достаточно серьезных заболеваний. Пищевая же распущенность приводит либо к глубокому истощению, либо к ожирению. Обе этих крайности способны подорвать здоровье

Родителям необходимо уделять должное внимание прививанию своим детям здоровых пищевых привычек

Забег по кружкам и секциям

Интересно: Как разнообразить домашние логопедические занятия с помощью мячика и колец су-джок

Я себя чувствовала невероятно крутой мамой, когда рассказывала своим подружкам примерно следующее:

– Утром совершенно нет времени, бежим в группу английского. Потом у нас рисование в особой технике – подходит даже для грудничков. Дома мы слушаем только классическую музыку. Я дополнительно занимаюсь с ним развивающими занятиями. А вечером чтение.

Я действительно очень старалась. Весь мой день был посвящён сыну.

– Я занимаюсь своим ребёнком! – гордо говорила я.

Садик я подобрала очень хороший. Самый лучший. Не коммерческий, но известный своими замечательными педагогами.

Через несколько месяцев мне сказали, что сын мой совершенно не желает заниматься музыкой, рисованием, лепкой. Категорически отказывается.

Это мой-то! Который во всём этом опережает своих ровесников на десять шагов.

– А ещё он порой себя ведёт совсем как младенец, – сказала воспитатель. – Отказывается сам есть, сосёт палец, как соску. Вы бы его у специалистов проверили.

Хорошо. Сын был здоров, я не сомневалась. Почему же он так себя вёл? Только через время я поняла, что ребёнок уже тогда пытался догнать своё детство. Я же очень строго его воспитывала – никаких сосок, всё по расписанию. Много занятий. Мы всё время куда-то с ним торопились. Тогда после нескольких бесед подобное поведение прекратилось.

Причина 1. Ребенок специально отрицает все, что предлагают родители, чтобы самому найти то, что ему подходит

10–14 лет — тот самый переходный период, когда ребенок из маминой конфетки и папиной гордости превращается в подростка. Быть подростком — настоящее испытание на прочность. Ты меняешься, отношения с приятелями усложняются, родители бесят. Рушатся опоры: тем, кем я был, я оставаться не могу, но и стать тем, кем я хочу быть, пока тоже не получается.

Детей штормит не только в период пубертата, но и до него. И одно из проявлений такого состояния — подростковый бунт, бессмысленный и беспощадный (то есть протест против всего просто ради протеста). Мама хочет, чтоб я ходил в кружок программирования? А вот назло не буду туда ходить. Любые предложения родителей отметаются только потому, что они исходят от родителей.

Мнение 1 «Не хочет, значит рано»

«Если ребенок оказывается от занятий, значит еще рано, не пришло время» Одно из распространенных мнений в определенном понимании верно. Ребенок психологически не готов делать то, что ему предлагается и так, как ему это предлагается. В три, четыре года не каждый ребенок с удовольствием играет в карточки или учит буквы. Эта деятельность еще не соответствует возрастным потребностям. Если настаивать и принуждать к тому, что ребенку сложно и не интересно в этом возраста — то действительно можно сформировать негативную установку по отношениям к занятиям.

Другое дело, если ребенок отказывается от заданий, которые могут выполнять большинство его сверстников, то причиной отказа нередко являются задержка созревания необходимых для дальнейшего обучения функций. В этом случае надо более внимательно изучить причины и искать доступные для ребенка подходы к занятиям, когда то, что будет предлагать взрослый, легко примется ребенком.

Что такое ЗРР и как проявляется?

ЗРР – это задержка речевого развития. Для того, чтобы заподозрить у ребёнка ЗРР, необходимо наличие определённых признаков.

  • В 12 месяцев: мало лепета, ребёнок тихий.
  • В 18 месяцев: не понимает своего имени, названий окружающих предметов или обращений «иди сюда», «сядь».
  • В 2 года: использует отдельные слова в ограниченном количестве, не пытается повторить слова.
  • В 2,5 года: не знает названий частей тела, предметов окружающей среды; по просьбе не может назвать предмет или принести что-то, находящееся в поле зрения; не может составить простые фразы из двух слов, например, «хочу есть». Часто ребёнка понимают неправильно.
  • В 3 года: не говорит предложений с простой конструкцией (подлежащее, сказуемое, дополнение), не понимает простых объяснений или рассказов о событиях в прошлом или будущем.

Стоит отметить, что значительная задержка речевого развития характерна для детей с общей задержкой развития.

То есть в большинстве случаев то, что ребёнок не говорит, не означает наличия ЗРР.

Диагноз ЗРР может быть временным, например, когда малыш в 2 года говорит меньше 50 слов. Этот диагноз будет временный и означает, что у здорового ребёнка есть небольшие проблемы с речью и всё, что нужно – это больше разговаривать с ребёнком.

Плачущий ребенок не слышит доводы

После того, как вопрос с собственными чувствами и накрывающими эмоциями был проработан, более понятны и доступны стали и другие способы совместного проживания кризиса.

Когда Кира начинала отвечать отказом на все просьбы и предложения, я не ставила ей ультиматумы, а пыталась договариваться (чаще это удавалось, чем не удавалось). Да и вопросы со временем стала задавать такие, чтобы дочь не могла ответить «нет». Например, вместо слов «Ты будешь суп?» я говорила: «Какой суп ты хочешь на обед: с макарошками или рисом?». Тогда Кира задумывалась, чего же ей хочется больше, и выбирала из двух вариантов. Ответа вроде «никакой» на подобные вопросы я практически не слышала.

Кроме того, на каждый отказ или упрямство я подробно объясняла, почему сейчас нужно так или иначе

К примеру, вместо «Я сказала, что на прогулку ты надеваешь эти джинсы» я стала говорить: «Доченька, на прогулку важно надеть именно эти теплые джинсы, потому что еще холодно на улице. Надев лосины, которые ты сейчас хочешь, ты быстро замерзнешь, и нам не удастся погулять»

Как правило, такой метод работал.

А главный и всегда действенный способ справиться с детской истерикой (даже самой сильной) и успокоить Киру оказался очень простой. Ее всего лишь нужно было взять на ручки, обнять, поцеловать и сказать, что я ее очень сильно люблю. В теплых маминых (и, конечно, папиных) объятиях и в спокойной обстановке со стороны взрослых дочка быстро успокаивалась и шла на контакт.

Еще один секрет сохранения нервов и ребенка, и родителей заключался в том, что все разговоры о поведении, желаниях и их неудовлетворении здесь и сейчас мы вели (и ведем до сих пор) тогда, когда Кира успокаивалась и могла воспринимать наши слова. Ведь не секрет, что плачущий ребенок не слышит доводы родителей. Во время истерики у детей работают только эмоции.

Стоило мне это все понять и принять, как этот ужасный кризис трех лет превратился в нормальный этап развития и становления личности ребенка.

Профилактика нарушения аппетита у детей

  • Режим питания. Ежедневный объем пищи должен быть разбит на 3-5 приемов. Желательно, чтобы завтрак, обед и ужин проходили в одно и то же время. Организм ребенка быстро привыкает к режиму питания, и аппетит появляется перед очередным приемом пищи.
  • Рацион, содержащий все необходимые вещества. При полноценном питании организм ребенка получает нужные для роста и жизнедеятельности элементы, что является прекрасной профилактикой не только нарушения аппетита, но и других заболеваний, связанных с ним, например, ожирения. В обычном рационе обязательно должны присутствовать овощи и фрукты, немного круп, мясо и рыба. Количество крахмала и сахаридов должно быть минимальным.

Найти компромисс

Этот метод больше подходит старшим детям. Когда у них появляется возможность учитывать чувства и потребности других, с ними можно пытаться договориться. Рассказать о своих потребностях, желаниях и чувствах, выслушать другую сторону и попробовать найти вариант, который подойдёт обоим. Если решение принимается вместе, детям гораздо проще ему следовать. Вы удивитесь, насколько реже ребёнок станет говорить «нет».

— Я поняла, что тебе не хочется сейчас убирать игрушки. Но нам пора спать, поэтому я хочу, чтобы мы всё-таки прибрались. Может, ты хочешь поиграть ещё десять минут, а потом будем убираться?

Обращать внимание на возрастные особенности развития

Почему дети особенно сопротивляются в определённом возрасте? Есть такие периоды, когда желание говорить «нет» у ребёнка настолько сильное, что даже если он хочет сказать «да», у него это не выходит. Обычно такая большая потребность настоять на своём проявляется у детей 2—3 лет. Так они пытаются убедиться, что их мнение учитывается взрослыми и они могут влиять на ход событий, принимать решения. Если мы знаем об этом, нам будет проще с пониманием отнестись к ситуациям, когда ребёнок сопротивляется и видеть за таким поведением не злую волю, а потребности развития.

— Ты хочешь всё делать сам. Это здорово!

Наверняка это не все способы, помогающие найти взаимопонимание с детьми. Возможно, не каждому они подойдут и ребёнок будет продолжать на всё говорить «нет». Но я всё-таки прошу попробовать их применить на практике, и вы увидите, как хорошо они работают.

Автор — Ольга Лопатина

Фото Shutterstock.com

Шпаргалка родителям: что делать, если подросток ничего не хочет

  1. Перестать диктовать свое видение, даже если оно правильное на ваш взгляд. Вместо этого приглашать к диалогу: задавать вопросы, внимательно слушать, уважать мнение ребенка.
  2. Проверить нагрузку. Если дел слишком много — подумать, от чего можно отказаться. А если наоборот — вместе обсудить интересные ребенку занятия и помочь ему с организацией: вместе погуглить курсы по гитаре, выбрать классный мяч, предложить поучаствовать в той идее для видео в тикток.
  3. Убедиться, что у ребенка нет депрессии. В таком состоянии вообще бесполезно разговаривать и перебирать кружки — нужно обратиться к психологу и вернуть ресурс.
  4. Подавать пример и делиться с домашними энтузиазмом и вдохновением от любимого дела.

И главное — всегда быть заодно с ребенком. Какой бы период он сейчас ни проживал, крепкое плечо и внимательное участие родителей обязательно помогут справиться с чем угодно.

Двигаться не спеша

Вы упустили время, пропустили тот период, когда научить ребенка самообслуживанию, помощи по дому, самостоятельной подготовки уроков (нужное подчеркнуть, недостающее добавить) можно было гораздо легче. Поэтому сейчас не стоит ждать, что у вас все получится легко и просто.

Начните с наименьшего действия. Если вы хотите самостоятельности в выполнении обыденных вещей: чистке зубов, раскладывания по местам одежды, уборки со стола своей посуды и так далее, то выберете что-то одно из всего списка и постарайтесь добиться выполнения именно этого правила.

Обговорите с ребенком, что с сегодняшнего дня он будет делать какое-то действие сам, расскажите, чем это поможет вам и какие даст бонусы ребенку. Например: «Если мне не придется постоянно напоминать тебе, что нужно с утра умыться и одеться, у тебя появиться возможность перед выходом в сад посмотреть мультик (для дошколенка), а я смогу спокойно собраться и ничего не забыть. И у нас у обоих будет с утра хорошее настроение».

Отработайте схему ответственности за невыполнение. В вышеупомянутом случае придумывать ничего не надо, ребенок просто не будет успевать посмотреть желанный мультфильм и уже этого будет достаточно.

Найдите свои рычаги воздействия, создайте свой позитивный опыт приучения ребенка к самостоятельности пусть и даже на самом незначительном моменте. Дальше будет проще, так как и у вас, и у вашего чада уже будет позитивный опыт. Двигайтесь постепенно и в соответствии с возможностями ребенка.

Что нужно, чтобы ребенок МОГ справляться заданиями.

1. Понаблюдайте за ребенком и попробуйте разобраться в причинах, которые могут затруднять выполнение заданий. Обычно это все-таки легче сделать вместе со специалистом.

2. Задания и игры нужно подбирать с учетом особенностей Вашего ребенка. Задачи надо усложнять постепенно.

3

Важно уметь правильно оказывать помощь при выполнении заданий

4. Учите ребенка обращаться за помощью и побуждайте к инициативе в занятиях.

5. Зачастую необходимо скорректировать возможности нервной системы, используя специальные методы, например, нейропсихологическую гимнастику.

Рекомендации для того, чтобы занятия дома проходили интересно и с удовольствием можно почитать здесь.

Но главное, всегда помните, что Ваш ребенок — самый лучший. Он должен чувствовать и понимать, что Вы на его стороне. Слушайте себя, свою интуицию, постоянно работайте с собой, узнавайте новое, стараясь сделать занятие с ребенком лучше и интереснее.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: