Психологическая характеристика Данилова Андрея
(8 А класс, школа № г. Подольск)
Цель исследования: индивидуальное обращение.
Методика: Тест структуры интеллекта Р. Амтхауера.
- Уровень умственного развития Данилова Андрея по тесту в целом в рамках данной образовательно-возрастной группы квалифицируется как нормальный.
- Из трех составляющих умственного развития лучше всего у него сформировано понятийное мышления, на втором месте находится математическое мышление, на третьем — пространственное (отставание от данных по математическому мышлению незначительное).
Относительно уровня сформированнсти отдельных навыков понятийного мышления можно отметить, что более всего развит навык классификации понятий, в то время как умение обобщать понятия развито недостаточно. На втором месте находится общая информированность, далее — понимание смысловых отношений (аналогии).
Результаты по субтестам, оценивающим математическое мышление, говорят о том, что умение отслеживать характер логической связи и оперировать математической символикой развито на том же уровне, что и навыки понятийного мышления. Однако навыки решения арифметических задач очень слабо выражены.
Навыки пространственного мышления как с плоскостными, так и с объемными геометрическими фигурами находятся примерно на одинаковом уровне.
3. Заключение.
Общий уровень умственного развития Данилова Андрея находится в пределах нормы. Однако нужно отметить, что отдельные мыслительные операции даже в пределах одного типа мышления сформированы неравномерно относительно друг друга. Так навыки обобщения менее развиты, чем умение классифицировать. Навыки решения арифметических задач выражены слабо. Пространственный тип мышления «отстает» от понятийного.
Психологическая характеристика Кузина Виктора.
(6 А класс, школа № г. Нижневартовск)
Цель обследования: контроль за умственным развитием ученика. Метод диагностики: Групповой интеллектуальный тест (ГИТ).
- Умственное развитие Виктора можно оценить как очень высокое, по баллам оно существенно выше типичного для этого возраста уровня развития.
- Наиболее сформированным является вербальное мышление (74 %). Это выражается в хорошем словарном запасе, которым обладает мальчик, его умении мыслить по аналогии (этот сложный субтест выполнен более чем на 3/4 и без ошибок), развитом «языковом чутье», которое проявляется в навыках построения не только простых, но и сложносочиненных и сложноподчиненных предложений и сложных текстов.
Математическое мышление развито в той же степени, что и у большинства детей в этом возрасте (на уровне образовательно-возрастной нормы) — 57,5 %. Это свидетельствует о хороших умениях оперировать количественными отношениями и числами, владении теми математическими действиями, которым обучали в школе. При этом нужно отметить, что у мальчика несколько слабее сформированы навыки счета, отрабатываемые на уроках, по сравнению с умениями, требующими улавливания количественных отношений, гибкости мышления, умения переключаться с одного алгоритма на другой.
- Скоростные характеристики умственной работы Виктора достаточно высоки. Он быстро схватывает смысл инструкций, текстов, обладает хорошей врабатываемостью, быстрым включением в новую деятельность, способен легко переключаться с одного вида деятельности на другой, быстро реагировать на требования взрослых. При этом мальчик ориентирован не столько на скорость, сколько на точность выполнения работы — он допускает минимум ошибок при выполнении тестовых заданий.
- Заключение.
В целом умственное развитие Кузина Виктора может быть охарактеризовано как очень высокое, создающее прекрасные возможности для обучения. При этом у мальчика явно преобладает вербальное мышление, что может отражать намечающиеся склонности и вылиться в дальнейшем в выбор такой профессиональной деятельности, которая требует гуманитарных знаний и языковых навыков.
Страницы: 2
Поддержка людей с УО
Это заболевание развивается по-разному, но очень важно как можно раньше ее диагностировать. В этом случае специалисты начнут работать с таким пациентом вплотную в раннем возрасте, что значительно улучшает его состояние и качество его жизни
Такая помощь обязательно персонализирована, то есть, она планируется с учетом индивидуальных особенностей больного, его потребностей и желаний. Люди с данным диагнозом не одинаковы, поэтому и помощь для каждого из таких индивидов в жизненной сфере и определенной деятельности должна иметь свой вид и интенсивность.
Во многих странах мира, в том числе и у нас, разработаны специальные программы, цель которых – улучшение качества жизни людей с умственной отсталостью. Их интегрируют, «растворяют» в обществе. Дети со слабыми степенями заболевания ходят во вспомогательные школы и детские сады, инклюзивные классы в обычных образовательных учреждениях. Существуют даже группы в профтехучилищах, где можно получить образование и потом работать по специальности.
Диагностические критерии
Согласно DSM-5 (пятой редакции Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам) интеллектуальная инвалидность относится к расстройствам нейроразвития, характеризуется и определяется такими симптомами:
- Дефицит интеллектуального функционирования. Трудности с абстрактным мышлением, рассуждениями, принятием решений, обучаемостью. Все это должно подтверждаться соответствующими тестами.
- Дефицит адаптивного поведения. Несоответствие принятым культурным и социальным стандартам, невозможность жить самостоятельно, пониженная социальная ответственность, трудности с общением. То есть, индивид не может общаться и обслуживать себя, нуждается в опеке, где бы он ни находился.
- Человеку затрудняется выполнять задания, требующие памяти, внимания, речи, письма, чтения, математических рассуждений, не в состоянии получить практические навыки.
- Проблемы в социальной сфере. Не имеет навыков социализации – общения с людьми, не может подружиться и поддерживать отношения. Не понимает своих чувств и мыслей.
- Проблемы в практической области. Слабая степень обучаемости навыкам, неконтролируемость собственного поведения, не способность ухода за собой, безответственность и т.п.
Другие признаки
Вместе с упомянутыми критериями определить наличие какой-либо стадии УО можно по следующим признакам.
В первичный период развития здоровый ребенок овладевает простыми навыками, которые по мере взросления хорошо осваиваются и переходят к более сложным. Адаптивные и интеллектуальные проблемы становятся заметны в процессе развития ребенка. Когда они проявятся, зависят от вида, причины и степени умственной отсталости.
Этапы развития (моторика, речь, социализация) детей с интеллектуальной инвалидностью такие же, как и у здоровых, но проходят заметно медленнее, то есть, определенного уровня они достигают намного позже. При легкой форме умственной отсталости отставание от сверстников становится заметным только при начале обучения в школе (трудности с обучаемостью), а при тяжелой – в первые годы жизни.
Как правило, если интеллектуальная инвалидность передана по наследству (генами), то это сказывается на внешнем виде человека.
У олигофренов чаще встречаются физические, неврологические и другие проблемы со здоровьем. Для таких индивидов также обычны нарушения сна, тревожные расстройства, шизофрения. Распространены диабет, ожирение, заболевания передающиеся половым путем, эпилепсия.
Люди с легкой и умеренной степенью интеллектуальной инвалидностью говорят намного хуже своих сверстников, как младшие по возрасту. Чем выше уровень расстройства, чем хуже речь.
Нарушения поведения, свойственные олигофренам, связано с дискомфортом, испытываемым ими при общении, невозможности довести до других свои мысли, с недопониманием их желаний и потребностей. Кроме этого, они страдают от социальной изоляции. Отсюда и вытекают проявления волнения, тревожности, нервозности и т.д.
Результаты психолого-педагогического изучения умственного развития детей раннего возраста
Различия между обследуемыми детьми состоят в основном в характере познавательной деятельности; в принятии задания, способа выполнения (самостоятельно или при помощи взрослого), обучаемости, интересе к результату. В соответствии с этим обследуемых детей можно разделить на четыре группы.
Первую группу (10-12 баллов) составляют дети, которые в своих действиях не руководствуются инструкцией, не понимают цель задания, а поэтому не стремятся его выполнить. Они не готовы к сотрудничеству со взрослым, не понимая цели задания, действуют неадекватно. Более того, эта группа детей не готова далее в условиях подражания действовать адекватно. Показатели детей этой группы свидетельствуют о глубоком неблагополучии в их интеллектуальном развитии Необходимо комплексное обследование этих детей.
Во вторую группу (13- 23 балла) входят дети, которые самостоятельно не могут выполнить задание. Они с трудом вступают в контакт со взрослыми, действуют без учета свойств предметов. В характере их действий отмечается стремление достигнуть определенного искомого результата, поэтому для них характерными оказываются хаотичные действия, а в дальнейшем — отказ от выполнения задания.
В условиях обучения, когда взрослый просит выполнить задание по подражанию, многие из них справляются. Однако после обучения самостоятельно выполнить задание не могут. Это свидетельствует о том, что принцип действия остался ими не осознан. При этом они безразличны к результату своей деятельности.
Анализ данных детей этой группы позволяет говорить о необходимости использования других методов изучения (обследования психоневролога и др.)
Для детей, показавших 1 и 2 группу, групповые учебные занятия в дошкольном учреждении вообще не могут быть развивающими. Учитывая психологические особенности детей, разрабатываются пути и средства индивидуальных коррекционных занятий.
Третью группу (24-33 баллов) составляют дети, которые с интересом сотрудничают со взрослыми. Они сразу же принимают задания, понимают условия этих заданий и стремятся к их выполнению. Однако самостоятельно во многих случаях они не могут найти адекватный способ выполнения и часто обращаются за помощью к взрослому. После показа способа выполнения задания педагогом многие из них могут самостоятельно справиться с заданием, проявив большую заинтересованность в результате своей деятельности. Показатели детей этой группы говорят о том, что в этой группе могут оказаться дети с нарушениями слуха, зрения, речевыми нарушениями, с минимальной мозговой дисфункцией и т.п.
Четвертую группу (34-40 баллов) составляют дети, которые с интересом принимают все задания, выполняют их самостоятельно, действуя на уровне практического ориентирования, а в некоторых случаях и на уровне зрительного ориентирования. При этом они очень заинтересованы в результате своей деятельности.
Те условия, которые создаются дома и в детском саду являются достаточными для умственного развития. Эти дети, как правило, успешны и достигают хорошего уровня психического развития!
Если ваш кроха справился с заданиями не совсем успешно, это повод для того, чтобы мама пересмотрела СВОИ позиции по развитию ребенка. Возможно, помогут регулярные игры с развивающими игрушками, указанными в статье. Может быть, полезно записать ребенка в школу развития и совместными усилиями стимулировать его интеллектуальные способности.
Помните, что мозг ребенка до трех лет чрезвычайно пластичен. Он обладает прекрасными компенсаторными способностями. Не упустите это золотое время!
В гуманистической педагогике содержание и методы любого воздействия на ребенка первых 7 лет жизни направлены на обогащение (амплификацию) его развития, а не ускорение (акселерацию) развития. Амплификация психического развития предполагает максимальную реализацию всех возможностей врожденной программы ребенка и новообразований, приобретенных за годы жизни, возникающих в результате «встречи» генетических и социальных программ развития. Обогащение развития происходит в специфически детских видах деятельности.
Следовательно, задача взрослых — создать условия для полноценного развития этих деятельностей ребенка дома и в детском саду.
О том, каковы направления в развитии малышей, оказавшихся в 1 – 3 группах – в следующей статье!
Автор статьи: педагог – психолог, преподаватель методики работы с детьми раннего возраста Тюменского педагогического колледжа №1 Осьмакова Марина Васильевна. |
Степени задержки
Степени задержки выделяют в зависимости от числа возрастных интервалов, на которые психомоторное развитие малыша запаздывает.
- Лёгкая степень задержки (или, как её ещё называют, темповая задержка) диагностируется в случае, если отклонения в развитии не превышают трёх месяцев. Нарушения в развитии некоторых моторных навыков характерны для детей, которые болеют рахитом. При отсутствии симптомов повреждения мозга наблюдается полное восстановление всех психомоторных функций.
- Средняя степень задержки диагностируется в случае, если отставание в развитии составляет от 3-х до 6-ти месяцев. Она встречается у детей, которые перенесли менингит, страдают от эпилепсии, а также при различных формах энцефалопатии. Средняя степень задержки требует проведения комплексного обследования для диагностики причин отставания в развитии;
- Тяжёлая степень задержки диагностируется, если отставание в развитии составляет более 6-ти месяцев. Она сочетается с такими патологическими состояниями, как: пороки развития головного мозга, нарушения обменных процессов, генетические синдромальные состояния, гипотиреоз, энцефалит.
Лечебно-диагностические мероприятия при любой степени задержки психомоторного развития строго индивидуальны и определяются лечащим врачом после осмотра и сбора анамнеза.
Наши врачи
Тюкалова Наталья Рудольфовна
Врач-гематолог, педиатр, кандидат медицинских наук
Стаж 30 лет
Записаться на прием
Максин Дмитрий Александрович
Врач-невролог детский, врач высшей категории
Стаж 29 лет
Записаться на прием
Афанасьев Александр Николаевич
Врач-педиатр, заведующий КДО
Стаж 23 года
Записаться на прием
Гурьева Екатерина Вадимовна
Врач ультразвуковой диагностики КДО
Стаж 5 лет
Записаться на прием
Третьяков Антон Александрович
Врач травматолог-ортопед
Стаж 9 лет
Записаться на прием
Федорова Елена Владимировна
Врач-хирург, кандидат медицинских наук, врач высшей категории
Стаж 22 года
Записаться на прием
Тарбая Нуца Омаровна
Врач акушер-гинеколог детский, врач высшей категории
Стаж 11 лет
Записаться на прием
Столярова Светлана Анатольевна
Врач — детский эндокринолог, кандидат медицинских наук, врач высшей категории
Стаж 33 года
Записаться на прием
Задержка развития речи у детей
Задержка речевого развития у детей может происходить по разным причинам. Основными из них принято считать:
- патологию развития во внутриутробном периоде;
- травмы головы в раннем возрасте;
- травмы психологического характера;
- задержку нервно-психического развития;
- проблемы со слухом;
- недостаток общения со взрослыми.
Клинические проявления задержки речевого развития у детей заключаются в следующем:
- в возрасте до 4-х месяцев ребёнок не реагирует на появление взрослого;
- в возрасте до 9-ти месяцев ребёнок не лепечет;
- в возрасте до 1,5 лет ребёнок испытывает проблемы с глотанием и жеванием;
- в возрасте 1,5 лет ребёнок не понимает простые слова и команды;
- к двум годам словарный запас ребёнка остаётся ограниченным и не расширяется;
- в возрасте до 2,5 лет ребёнок не умеет составлять простые предложения;
- в возрасте до 3-х лет речь ребёнка либо слишком медленная, либо слишком быстрая и неразборчивая;
- в возрасте 3-х лет ребёнок не умеет составлять предложения или использовать фразы взрослого;
- в возрасте старше 3-х лет ребёнок не понимает простые пояснения взрослого, у него постоянно открыт рот, наблюдается обильное слюнотечение, которое не связано с прорезыванием зубов.
Лечение задержки развития речи
Лечение задержки развития речи проводится разными способами и зависит от причины, из-за которой возникла данная проблема. Оно может заключаться в приёме соответствующих медикаментов или же путём проведения занятий со специалистами: логопедом, детским психологом, массажистом.
- Ротавирусная инфекция
- Физическое развитие ребёнка
Как сдать IQ тест на максимальный балл
Средний показатель IQ теста вычисляют по количеству людей, которые смогли сдать его на 100 баллов или около того. Систему оценивания тестов постоянно пересматривают, потому что человечество умнеет примерно на 3 пункта каждые десять лет. Рост среднего балла связан с увеличением количества образованных людей и переходом от ручного к умственному труду.
Исследователи заметили, что на результаты конкретного человека влияют его способности и желание выполнить тест как можно лучше. Чем выше уровень интеллекта испытуемого, тем сильнее влияние его мотивации на результат тестирования. Человек с более низкими способностями, как ни старайся, не покажет высокий результат. Если же человек с высоким интеллектуальным потенциалом не старается решить задачи, он не покажет свои истинные способности.
Результат теста будет выше, если потренироваться выполнять подобные задания — это эффект обучения. Как и в любом тесте эмоциональный настрой играет роль, поэтому приступать к заданиям лучше в хорошем расположении духа.
Распределение результатов испытуемых: 70% демонстрируют средние показатели, ещё четверть — немного выше или ниже среднего, единицы — предельно высокие или низкие баллы.
Бизнес и финансы
БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством
Справочная информация
ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной
О чём не говорят баллы IQ
Успех в труде
С помощью тестов психологи хотели предсказать, насколько хорошо человек подходит для определённой деятельности. На деле оказалось, что баллы IQ не позволяют прогнозировать успех в работе. Деятельность человека слишком сложна и не укладывается в шкалы одного теста. Поэтому были разработаны специальные методики оценки математических способностей, памяти, креативности и профориентации.
Общественная ценность
Умственные способности — пусть и важный, но лишь один из ресурсов человека. Гораздо важнее то, как вы распоряжаетесь своими способностями. Рекордсмены IQ-тестов создали организацию Mensa International: туда берут лишь 2% испытуемых с самыми высокими показателями интеллекта. Члены Mensa пока не прославились ни выдающимися научными открытиями, ни другим вкладом в общественное развитие.
Эффективность
Показатели IQ не говорят о способности человека эффективно взаимодействовать с другими, быстро адаптироваться к новым условиям, брать на себя ответственность и находить силы двигаться вперёд несмотря на неудачи. В индустриальную эпоху знания и память играли ведущую роль, сейчас эти функции берёт на себя смартфон. Поэтому особую ценность приобретают исключительно человеческие способности: понимать и выражать эмоции, проявлять сочувствие и гибкость, учитывать интересы разных групп и мыслить критически. В отличие от общего интеллекта, эти способности (мягкие навыки) можно развить через образовательные практики и тренинги.
Психологическая характеристика
Ланьковой Валентины
(8 А класс, школа № Москва)
Цель исследования: контроль за умственным развитием учащегося в начале и в конце учебного года.
Методика: Школьный тест умственного развития (ШТУР-2).
Уровень умственного развития Ланьковой В. по показателю выполнения теста в целом на 78 % соответствует нормативу.
В рамках данной образовательно-возрастной группы этот уровень квалифицируется как высокий.
Индивидуальная структура умственного развития данной ученицы следующая:
а) выявлен примерно одинаковый уровень развития вербальной и невербальной (пространственной) составляющих мышления;
б) внутри вербального блока выявлена неравномерность в развитии общей осведомленности и логического мышления; ученица показала высокий уровень развития общей осведомленности и средний — логического мышления;
в) среди логических операций также отмечена некоторая неравномерность их развития: у данной ученицы высоко развита такая сложная логическая операция, как обобщение понятий. Другие важные логические операции (аналогии и классификации) несколько отстают в своем развитии от этой операции — они нахо-
дятся на среднем уровне:
- при выполнении операций по классификации ученица успешнее выполняет задания, включающие только конкретные понятия или только абстрактные; чаще всего ошибки возникают в заданиях, состоящих из смешанных (конкретных и абстрактных) понятий;
- в мышлении по аналогии сформировано на хорошем уровне большинство логико-функциональных отношений, однако при установлении отношений «часть-целое» и «причина-следствие» встречаются некоторые ошибочные действия;
г) по фонду усвоенных знаний Ланькова В. показала:
- высокий уровень информированности о понятиях, характеризующих общую осведомленность (как научно-культурного характера, так и общественно-политического);
- в рамках школьных знаний ученица показала более успешное выполнение заданий, построенных на понятиях общественно-гуманитарного характера, но и в круге понятий естественнонаучного и физико-математического содержания она ориентируется достаточно уверенно. Таким образом, говорить о явных предпочтениях к используемым в тесте областям знаний не представляется возможным.
3. Заключение.
Ланькова В. относительно норматива умственного развития, определяемого с помощью теста ШТУР, показала высокий уровень. Этот уровень представляет очень хорошие возможности для успешного усвоения школьных программ. Однако не следует оставлять без внимания ученицы и педагогов такой момент, что мышление, его формы и способы развиваются менее интенсивно, чем усваивается новая информация (особенно та, которая не включена в школьную программу). Преодолеть этот разрыв достаточно легко, если совместно с психологом провести коррекционно-развивающие занятия (по сокращенной программе) по совершенствованию мыслительных навыков.
Как и когда проводится оценка психомоторного развития?
Определение уровня психомоторного развития включает в себя оценку социальной адаптации ребёнка, развитие его эмоций, речи, оценку общей моторной деятельности, активности мелкой моторики.
Психомоторное развитие детей дошкольного возраста оценивается с различной частотой в каждом из возрастных периодов. Это напрямую связано со скоростью физического и психоэмоционального развития в раннем возрасте и замедлением темпов развития в старшем возрасте. Так, оценка психомоторного развития предполагается
- на 1-ом году жизни — ежемесячно;
- с 1 до 2-х лет — каждые 3 месяца;
- с 2 до 6-ти лет — ежегодно.
Оценка психомотороного развития подразумевает определение соответствия уровня развития ребёнка его возрасту, либо же констатацию факта опережения или отставания развития.
Синдромы, скомбинированные с разными степенями УО
Синдром Дауна – самая частая генетическая причина интеллектуального расстройства. Вызывается хромосомной аномалией – если в норме их 46, то в этом случае существует непарная 47 хромосома. Людей с таким синдромом можно определить по аномально укороченному черепу, плоскому лицу, коротким рукам и ногам, низкому росту, маленькому рту. Они плохо перерабатывают полученную информацию и запоминают ее, у них отсутствует понятие времени и пространства, речь скудная. При этом такие индивиды хорошо адаптируются в социуме.
Синдром Мартина-Белл (ломкой Х-хромосомы). Вторая по распространенности генетическая причина умственной отсталости. Распознается по таким внешним особенностям: повышенной подвижности суставов, лицо удлиненное, подбородок увеличен, лоб высокий, уши большие, оттопыренные. Говорить начинают поздно, но плохо, или вообще не разговаривают. Очень стеснительны, гиперакативны, невнимательны, постоянно двигают руками и кусают их. У мужчин такой категории когнитивных нарушений больше, чем у женщин.
Синдром Уильямса («лица эльфа»). Возникает вследствие наследственной хромосомной перестройки, потерей генов в одной из них. У больных весьма интересная внешность: лицо узкое и длинное, глаза голубые, нос плоский, губы крупные. Обычно страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями. Словарный запас богатый, хорошая память, отличные музыкальные способности, имеют навыки социального взаимодействия. Но существуют проблемы с психомоторикой.
Синдром Ангельмана (счастливой куклы или Петрушки). Вызван изменением в 15 хромосоме. Очень светлые глаза с характерными пятнами на радужке и волосы, голова небольшая, подбородок выдвинут вперед, рот крупный, зубы редкие и длинные. Сильное отставание в психомоторном развитии, значительное нарушение речи, движения (плохо держит равновесие, ходит на негнущихся ногах). Часто улыбается и даже смеется без повода.
Синдром Прадера–Вилли. Характеризуется отсутствием отцовской копии хромосомы 15 и рядом других нарушений. Низкий рост, руки и ноги маленькие, страдает компульсивным перееданием, и, как следствие, ожирением. Проблемы с кратковременной памятью, речью, обработкой информации.
Синдром Лежёна (кошачьего крика или 5p синдром). Очень редкое и тяжелое заболевание, причиной которого является отсутствие короткого плеча 5 хромосомы. Голова маленькая, лицо круглое, нижняя челюсть недоразвита переносица широкая, потому глаза расположены далеко друг от друга. Ступни вывернуты, руки маленькие. Гортань недоразвита, имеются проблемы со зрением, в частности, косоглазие. Часто плачет, при этом издает звук, похожий на мяуканье котенка. Моторное развитие происходит с задержкой, способность к вниманию ограничено.
Кроме упомянутых синдромов, интеллектуальная инвалидность может сосуществовать с ДЦП, глухотой и слепотой, аутистическими расстройствами, эпилепсией и другими соматическими и психическими заболеваниями.