Содержание
- 1 Описание методики
- 2 Теоретические основы
- 3 Адаптации и модификации 3.1 Первая адаптация
- 3.2 Вторая адаптация
- 3.3 Третья адаптация
- 3.4 Четвёртая адаптация
4 Процедура проведения
- 4.1 Инструкция
5 Обработка результатов
- 5.1 Ключ к опроснику САТ
5.2 Профильный лист САТ
5.3 Ключ к опроснику ЛиО
5.4 Ключ к опроснику САМОАЛ
6 Интерпретация результатов
- 6.1 Интерпретация опросника САТ
6.2 Интерпретация опросника ЛиО
6.3 Интерпретация опросника САМОАЛ
7 Стимульный материал
- 7.1 Текст опросника САТ
7.2 Бланк ответов САТ
7.3 Текст опросника ЛиО
7.4 Бланк ответов ЛиО
7.5 Текст опросника САМОАЛ
7.6 Бланк ответов САМОАЛ
8 Литература
Клиническая психология
В клинической психологии отклонения поведения рассматриваются как расстройства поведения (РП). О девиации говорит наличии как минимум нескольких симптомов из перечисленных ниже (материал взят из классификации DSM-IV).
Агрессия по отношению к людям и животным (минимум 3 признака наблюдаются в течение года)
- Часто задирает других, угрожает им или запугивает их.
- Часто инициирует драки.
- В качестве орудия насилия использует предметы, способные причинить серьезные физические повреждения другим.
- Совершал кражу с нападением на жертву.
- Проявлял физическую жестокость по отношению к людям.
- Проявлял физическую жестокость по отношению к животным.
- Принуждал кого-либо к сексуальным отношениям.
- Умышленно совершал поджоги с намерением причинить серьезный ущерб.
- Умышленно уничтожал чужое имущество.
- Намеренно проникал в дом или автомобиль другого человека.
- Часто использовал обман для получения материальной выгоды (мошенничество).
- Совершал кражи без нанесения физического вреда.
- Начавшиеся до 13-летнего возраста частые случаи отсутствия дома по ночам, несмотря на запреты родителей.
- По крайней мере дважды убегал из дома ночью (или однажды долго не возвращался домой из побега).
- Частые прогулы школы, начавшиеся до 13 лет.
Чтать также: Сколько дней можно принимать новопассит
Оппозиционно-вызывающее поведение (минимум 4 признака наблюдаются от полугода)
Отдельное условие: симптомы отмечаются значительно чаще, чем у людей того же интеллектуального уровня развития.
- Часто выходит из себя.
- Часто спорит со взрослыми.
- Часто отказывается выполнять требования взрослых или правила.
- Часто переносит вину на других.
- Часто обидчив или ему легко досадить.
- Часто сердит или негодует.
- Часто злобен или мстителен.
Стоит отметить, что у детей младшего возраста чаще встречается оппозиционно-вызывающее поведение, в то время как у подростков и взрослых – асоциальное, агрессивное поведение.
Обе категории критериев расширяются дополнительными признаками:
- дистимия (упадническое настроение) и гиперактивность;
- неудачи в учебе или работе (сложности в выполнении задач, проблемы с пониманием);
- неудачи в межличностных отношениях или их отсутствие.
Прогноз
Чем больше наблюдается симптомов и чем они больше выражены, чем больше проблем накладывается друг на друга, тем хуже прогноз. Так, например, агрессивный человек, но не имеющий проблем на работе, в межличностных отношениях имеет лучший прогноз, чем тот, кто имеет проблемы во всех сферах.
- Без коррекции в будущем у мужчин, как правило, сохраняются те же симптомы, которые выливаются в преступность, алкоголизм и наркоманию, насилие и агрессию, антисоциальную направленность.
- У женщин происходит некоторая трансформация: вместо преступности развиваются эмоциональные и личностные расстройства.
Что делать?
В работе эффективна модификация поведения, тренинги решения социальных проблем и приобретения социальных навыков. Психотерапия редко оказывается эффективной, по крайней мере если речь идет о сознательной коррекции поведения ребенка (саморегуляции). Однако это возможно в отдельных случаях (чаще у подростков и взрослых людей). Иногда необходим прием медикаментов (при наложении гиперактивности).
Вместе с этим оказывается консультационная помощь семье. Полезно проведение семейной психотерапии, однако она не всегда оказывается эффективной в дезорганизованных семьях. Еще один популярный и действенный способ – тренинги (как индивидуальные, так и групповые). Можно использовать для коррекции отношений детей и взрослых, взрослых детей и родителей, отдельных индивидов. Цель тренингов – возвышение положительного (желаемого) и минимизация роли нежелательного, то есть перестройка ценностей и общего взгляда на ситуацию.
Абрахам Маслоу
Студентам психологических факультетов с первого курса знакома знаменитая пирамида потребностей Абрахама Маслоу. Среди прочих значимых ценностей личности отдельной ступенью у него стоит самоактуализация. Маслоу говорил о потребности человека воплотить в жизнь свое предназначение. Что это значит? Это значит иметь возможность по максимуму раскрыться перед самим собой и в общественной жизни, проявить себя в каком-то деле, представляющем для личности существенный интерес.
Абрахам Маслоу подчеркивает, что самоактуализация человека зависит только от него самого, и ее нельзя перекладывать под ответственность другого. У каждого из нас свое предназначение, свое дело, талант, который мы должны реализовать в этом мире. Для этого мы и приходим в этот мир. Такое значимое дело и раскрывает в человеке его истинную сущность и индивидуальную суть термина «самоактуализация». Маслоу говорит об этом.
Другие методики
Хочу также кратко познакомить вас еще с несколькими методиками, которые тоже могут пригодиться при проведении диагностики девиаций у детей и взрослых. Я только перечислю их названия, назначение и авторство. При желании вы, дорогие читатели, без проблем сможете найти их в интернете:
- Тест для выявления специфики отношений между личностью и другими индивидами Т. Лири.
- Д. Скотт «Карта наблюдений». Выявляет предпосылки девиаций.
- Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге.
- А. Эллис «Методика для определения асоциальных установок и их выраженности». Определяет склонность к девиациям.
- Б. Киллинджер «Тест на определение трудоголизма» (отдельные девиации).
- П. Карнес «Тест на выявление девиаций в сексуальной сфере».
- Т. А. Никитина «Тест на выявление интернет-зависимости».
- Методика RAFFT для выявления алкоголизма и наркомании.
- Методика К. Леонгарда – Х. Шмишека для выявления акцентуаций характера. Общее обследование личности.
- Г. В. Залевский «Тест на ригидность». Личностный опросник.
- Методика «Дом, человек, дерево». Выявляет особенности личности.
- К. Томас «Стратегии поведения в конфликте».
- Э. Хайм «Методика определения индивидуальных копинг-стратегий». Позволяет выявить особенности реагирования личности на стресс.
Таким образом, при диагностике девиантного поведения важно определить не столько сам факт его наличия, сколько его конкретный вид, склонности к другим девиациям, слабые стороны личности, специфику социальной среды развития, причины девиаций и негативные факторы в среде индивида. Успешная и точная диагностика – залог корректной и эффективной работы
Даже профилактические мероприятия не имеет смысла проводить наощупь. Нужно знать неустойчивые для личности области и с ними работать. Если речь идет об уже случившихся деформациях, то важно максимально точно определить их специфику и детерминанты
Успешная и точная диагностика – залог корректной и эффективной работы. Даже профилактические мероприятия не имеет смысла проводить наощупь. Нужно знать неустойчивые для личности области и с ними работать
Если речь идет об уже случившихся деформациях, то важно максимально точно определить их специфику и детерминанты
В заключение, как всегда, хочу порекомендовать литературу по теме.
- С. В. Духновский «Диагностика межличностных отношений».
- А. Г. Лидерс «Психологическое обследование семьи».
- Е. П. Ильин «Психология индивидуальных различий».
- В. Б. Шапарь «Практическая психология. Инструментарий».
- Н. В. Майсак «Диагностика и коррекция личностных особенностей подростков с девиантным поведением: Монография».
- О. П. Макушина «Методы психологического изучения девиантного поведения».
Как вы, наверное, могли заметить, гораздо больше информации можно найти о детских и подростковых девиациях. Почему? Потому что именно этот период самый опасный, но в то же время самый удачный для коррекции. Подробнее о девиациях этого возраста вы можете прочитать в моей статье «Девиантное поведение детей и подростков: причины, профилактика и коррекция».
Общайтесь со своими детьми и другими членами окружения. Учитесь понимать себя. Развивайте позитивные девиации и искореняйте негативные, совершенствуйте мир и себя!
Измерение и исследование самоактуализации
Маслоу не слишком старался разработать инструменты измерения, предпочитая в основном вести более целостные наблюдения за людьми в соответствии с его концепцией рецептивного, или даоского, научного метода. Однако он сотрудничал со своей женой в разработке Арт-Теста Маслоу «для проверки холистического восприятия и интуиции путем тестирования способности определять стиль художника» (Maslow, 1966). Эта способность, которую, вероятно, можно описать как интуитивный когнитивный стиль, не обязательно улучшается подготовкой в сфере искусств, а иногда может даже ослаблена ею. Маслоу ценил измерявшуюся в тесте рецептивную способность и полагал, что она, в сочетании с умением мыслить абстрактными, номотетическими понятиями традиционной науки, могла бы позволить психологам разработать новый подход, который он рисовал в своем воображении.
Маслоу (Maslow, 1968b) сознавал, что его идеи пребывали на ранних стадиях научной валидизации. Он признавал, что его труды «полны утверждений, которые основаны на пилотных исследованиях, отрывочных свидетельствах, личном наблюдении, теоретической дедукции и голой интуиции… Это гипотезы, то есть то, что подлежит проверке, а не истины в последней инстанции». Другие ученые подкрепили эти идеи следующим логическим шагом. Ключевое понятие в теории Маслоу — самоактуализация. Если Маслоу исследовал этот конструкт в наблюдениях, а не через формальные измерения, то другие попытались оценить самоактуализацию при помощи опросника.
Пути самоактуализации
Абрахам Маслоу выделяет следующие пути, ведущие к самоактуализации личности:
- Полное погружение в текущий момент, его переживание. Для самоактуализации необходима осознанность.
- Самоактуализация – это выбор. Это не то, что происходит само собой. Чтобы стать тем, кем вы потенциально можете стать, нужно принять соответствующее решение. Примите его.
- Прислушивайтесь к самому себе. Чего хотите от жизни именно вы? Кем вы являетесь на самом деле, а не в представлении других? Научитесь слышать себя и иногда игнорировать то, что говорят другие.
- Будьте в состоянии принять ответственность. Хотя бы за себя и своё развитие. По Маслоу, каждый акт принятия ответственности – это шаг к самоактуализации.
- Станьте независимым. Умейте отстаивать свои идеи и убеждения, умейте действовать без стороннего влияния.
- Стремитесь не только к результату самоактуализации, но и к самому процессу. Получайте истинное удовольствие от реализации своих возможностей.
- Научитесь выявлять свои психопатологии: неврозы, комплексы, деструктивные психологические защиты и т.д.
И, конечно же, уделите внимание удовлетворению базовых потребностей, обозначенных в пирамиде Маслоу. Если вам нечего есть, вы вряд ли будете думать о своей самоактуализации
Будет полезно поставить цели. Кем вы хотите стать? Какие ваши возможности дремлют и ждут реализации? Ответьте на эти вопросы, чтобы знать, к чему стремиться.
Также имеет смысл разделить свою жизнь на сферы: карьера, семья, творчество и т.д
– то, что для вас действительно важно, и определить, чего вы хотите добиться в каждой из этих сфер. Можете даже составить список того, чего вам необходимо достичь в каждой области, чтобы считать себя самоактуализированным
Это немного формальный подход, но это гораздо эффективнее, чем идти к самореализации без каких-либо ориентиров.
Главное помнить, что самоактуализация – вещь индивидуальная. Вы должны добиваться именно своих целей и реализовывать именно свои возможности. Не гонитесь за общественными идеалами, а поймите, чего хотите именно вы, и добивайтесь этого.
Желаем успехов!
Шкалы теста САТ
Базовые шкалы
Шкала компетентности во времени. Высокий балл по этой шкале свидетельствует,
во-первых, о способности субъекта «жить настоящим», то есть переживать настоящий
момент своей жизни во всей его полноте, а не просто как фатальное последствие
прошлого или подготовку будущей «настоящей жизни»; во-вторых, ощущать
неразрывность прошлого, настоящего и будущего, то есть видеть свою жизнь
целостной. Именно такое мироощущение говорит о высокой самоактуализации личности.
Низкий балл по шкале означает ориентацию человека лишь на один из отрезков
временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее), дискретное восприятие своего
жизненного пути.
Шкала поддержки измеряет степень независимости ценностей и поведения субъекта
от воздействия извне. Человек, имеющий высокий балл по этой шкале, относительно
независим в своих поступках, что, однако, не означает враждебности к окружающим или
конфронтации с групповыми нормами. Низкий балл свидетельствует о высокой степени
зависимости, конформности, внешнем локусе контроля.
Дополнительные шкалы
Блок ценностей
Шкала ценностных ориентаций измеряет, в какой степени человек разделяет ценности,
характерные для самоактуализирующейся личности. Здесь и далее высокий балл по шкале
характеризует высокую степень самоактуализации.
Шкала гибкости поведения измеряет степень гибкости человека в реализации своих
ценностей, способность быстро реагировать на изменяющиеся аспекты ситуации.
Блок чувств
Шкала сензитивности к себе измеряет, в какой степени человек отдает себе отчет в
своих потребностях и чувствах.
Шкала спонтанности измеряет способность спонтанно выражать свои чувства. Высокий
балл по этой шкале не означает отсутствия способности к продуманным,
целенаправленным действиям, он лишь свидетельствует о возможности другого, не
рассчитанного заранее способа поведения.
Блок самовосприятия
Шкала самоуважения измеряет способность субъекта ценить свои достоинства.
Шкала самопринятия регистрирует степени принятия себя вне зависимости от
оценки своих достоинств и недостатков.
Блок концепции человека
Шкала представления о природе человека. Высокий балл по шкале свидетельствует
о склонности субъекта воспринимать природу человека в целом как положительную
(«люди в массе своей добры») и не считать дихотомии мужественности — женственности,
рациональности — эмоциональности и т.д. антагонистическими.
Шкала синергии характеризует способность к целостному восприятию мира и людей,
к пониманию связанности противоположностей, таких как игра и работа, телесное и
духовное и др.
Блок межличностной чувствительности
Шкала принятия агрессии. Высокий балл по шкале свидетельствует о способности
принимать свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление
человеческой природы. Конечно же, речь не идет об оправдании своего
антисоциального поведения.
Шкала контактности характеризует способность субъекта к быстрому установлению
глубоких контактов с людьми.
Блок отношения к познанию
Шкала познавательных потребностей измеряет степень выраженности у человека
стремления к приобретению знаний об окружающем мире.
Шкала креативности характеризует выраженность творческой направленности личности.
Литература
- Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999.
- Шостром Э. Анти-Карнеги или Человек-манипулятор. Минск: Полифакт, 1992.
- Алешина Е.Ю., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М., Кроз М.В. Измерение уровня самоактуализации
личности // Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. М.: Изд-во МГУ, 1987. - Самоактуализация личности и проблема её измерения (авторы не указаны), см.: http://www.psyserver.narod.ru/metodiki/preview/sat_my.htm.
Теория самоактуализации (c) Abraham Maslow, 1954.
Опросник POI (c) Everett Shostrom, 1963.
Тест САТ, описания шкал (c) Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Загика и М.В. Кроз, 1987.
Процесс самоактуализации личности
Самоактуализация это процесс психический, который отражает желание человека выразить свою сущность с использованием уникальных умений и навыков. Процесс состоит из нескольких этапов:
- Осознание собственных способностей и стремление их развивать;
- Соотнесение их с собственными желаниями;
- Выбор направления, в котором следует двигаться для успешного саморазвития;
- Отстаивание своей точки зрения перед родными, близкими, коллегами по работе.
Этот процесс может быть длительным и трудным, но иногда он проходит безболезненно и охватывает небольшой отрезок времени.
Знать, что такое самоаутуализация, должен любой взрослый человек. Задача психолога – вовремя оказать человеку развивающую помощь, если он по каким-либо причинам не может реализовать свои природные наклонности. Помощь проявляется в совместном обсуждении желаний и стремлений клиента и в последующей разработке плана по удовлетворению нужды в самовыражении. При необходимости в обсуждении участвуют родные и близкие человека.
О понятии самоактуализации
Понятие «самоактуализация» было введено в психологию Абрахамом Маслоу (1908-1970). Этим
термином А. Маслоу обозначил особенность людей, которые отличаются от большинства тем, что они
более полно реализуют в жизни свой потенциал, используют свои силы и способности. Синонимами
понятия «самоактуализация» нередко выступают понятия «развитие личности», «психологическое
здоровье», «личностный рост».
Среди свойств самоактуализирующихся личностей А. Маслоу выделял, в частности, следующие:
- Более комфортабельные отношения с реальностью;
- Принятие себя, других, природы;
- Спонтанность, простота, естественность;
- Автономия, независимость от окружения;
- Опыт высших переживаний;
- Более глубокие межличностные отношения;
- Творческое отношение к действительности, и др.
А. Маслоу отмечал, что самоактуализирующихся людей немного — лишь несколько процентов от
общего числа, но эти люди в большей степени приближены к идеалу наиболее полного развития, к
которому мы все движемся. (Более подробно о самоактуализации можно прочесть в
обзорной статье и в
отрывке из текста А. Маслоу).
Однако самоактуализация — сложное, комплексное качество личности. Каждый из нас в разной
степени обладает его различными компонентами. Данный тест — САТ — помогает эту степень измерить.
Он представляет собой сделанную на кафедре социальной психологии МГУ русскоязычную адаптацию
опросника POI Эверетта Шострома, ученика Маслоу. В тесте 126 вопросов и 14 шкал, каждая из которых
соответствует определённому свойству самоактуализирующейся личности (описание шкал дано ниже).
Результаты теста выводятся в T-баллах. Для каждой шкалы 50 T-баллов — это среднее значение,
усреднённый результат множества людей. В интервал между 40 и 60 T-баллов попадает 68% всего
населения, и только у 16% результат превышает 60 или не достигает 40. Значения выше 70 или ниже
30 наблюдаются только у 2.3% популяции.
Чем выше балл по шкале, тем сильнее у Вас выражено та или иная особенность личности, являющаяся
компонентом самоактуализации. Э. Шостром отмечал, что сверхвысокий балл не всегда однозначно
свидетельствует о самоактуализации и иногда может отражать скорее желаемое, чем действительное
состояние. Согласно Э. Шострому, большая часть самоактуализирующихся людей демонстрирует результаты
в пределах примерно от 50 до 65 T-баллов по большинству шкал.
Поскольку опросник САТ — научная, а не популярная методика, полноценную интерпретацию Ваших
результатов по этому тесту может дать только квалифицированный психолог. Возможно, этот тест
поможет Вам узнать нечто новое о себе, однако не стоит делать далеко идущих выводов из полученных
Вами результатов. Ведь любой тест — это всегда некоторое упрощение, сведение к общим
закономерностям той сложной реальности, которую представляет собой душа (психика) каждого из нас.
Познать эту реальность человека может только человек — сам или с помощью другого (психолога).
И тест — не истина в высшей инстанции, а лишь средство, которое может помочь в этом познании.
Сферы процесса самоактуализации
Самосовершенствование необходимо для успешной общественно-политической деятельности. С ее помощью человек находит новое хобби, улучшает профессиональные навыки.
Самоактуализирующимся личностям проще создать крепкую семью.
Общественно-политическая активность
Самореализация – необходимость для любого политического деятеля. Чтобы добиться высот, следует постоянно развиваться. Изучение политики в качестве хобби открывает личность с новой стороны.
Увлечения и хобби
Появления новых увлечений – эффективный метод развития самоактуализации. Подойдет любое занятие: танцы, настольные игры, вязание, вождение и прочее. Главное, чтобы увлечение было новым. Вы должны получать удовольствие и пытаться достичь совершенства.
Семья
Самоактуализирующаяся личность стремится к более глубоким отношениям с близкими, чем обычный человек. В большей мере это касается людей, имеющих сходные черты характера. Два активно реализующихся человека хорошо уживаются вместе.
Такие люди имеют узкий круг друзей, не распыляются на посторонних. Но испытывают эмпатию по отношению к человеку с иным темпераментом.
Самоактуализация одного члена семьи способствует личностному развитию остальных. Родственники берут в пример его поведение.
Родители хотят, чтобы их дети были самыми успешными. Проблемных подростков стараются мотивировать. Но пока ребенок сам не будет испытывать потребности в саморазвитии, взрослым не убедить его.
Профессиональный труд
Профессиональная самоактуализация – поиск себя в профессии, собственной роли в коллективе, постановка новых целей и поиск перспектив. В результате появляются новые умственные и физические возможности.
Поставьте себе конечную цель – освоить новый профессиональный навык, касающийся собственного поля деятельности.
Из-за недостаточной мотивации падает уровень преподавания.
Интерпретация результатов
Интерпретация результатов исследования производится в соответствии с приведенным ниже описанием шкал. В зависимости от целей использования тест может быть интерпретирован полностью или частично. Если тестирование преследует чисто исследовательские цели, например, выявление связи степени самоактуализации с эффективностью различных форм и методов обучения, то в некоторых случаях можно ограничиться лишь анализом результатов по двум базовым шкалам. Такой же выборочный анализ (с привлечением отдельных дополнительных шкал в зависимости от целей и задач конкретной работы) может быть достаточным и, например, при контроле изменений, наступивших в результате занятий социально-психологическим тренингом или групповой терапии.
Иерархия потребностей, или путь к самоактуализации
Необходимость в самоактуализации хоть и высшая, но не единственная потребность человека. С точки зрения А. Маслоу, вопрос о ее удовлетворении встает только когда и если удовлетворены потребности низших уровней. Этот психолог сформулировал принцип иерархии или пирамиды потребностей, которые выполняют функцию мотивации развития личности. Всего в этой пирамиде пять уровней:
- Физиологический уровень. На нем находятся все естественные, биологические потребности: в пище, воде, тепле, биологическом партнере, здоровье и т. д.).
- Уровень безопасности – это не только необходимость в отсутствии угрозы жизни и здоровью, но и потребности в спокойствии, уверенности в завтрашнем дне, в хорошо оплачиваемой работе или в комфортабельном жилище, в мире и благополучии.
- Социальный уровень. На нем находятся потребности в комфортном социальном окружении, в друзьях, близких людях, семье.
- Уровень самооценки – это потребности в самоуважении, в принятие себя и гордости за результаты своей деятельности.
- Уровень самоактуализации. На этом уровне, по А. Маслоу, находятся потребности в творчестве и социально одобряемой деятельности, в личностной гармонии и красоте, в максимально полной реализации собственного «Я».
Если выстраивать иерархию потребностей в виде пирамиды, то самоактуализация будет на самом верху, и она опирается на все более низкие уровни
Это очень важно, так как человек задумывается о потребностях более высокого уровня, только если удовлетворены низшие. От голодного, не имеющего нормального жилья человека не стоит ожидать не только гармоничного развития, но и самоуважения. Да и о семье он начинает задумываться не раньше, чем разберется с первыми двумя уровнями
Да и о семье он начинает задумываться не раньше, чем разберется с первыми двумя уровнями.
Но это не отменяет значимость высшего уровня, к которому нужно стремиться. Более того, А. Маслоу только человека, достигшего уровня самоактуализации, называл психологически здоровой личностью.
Способы диагностики в общей психологии
Полноценную диагностику девиаций лучше доверить специалисту (психолог, психотерапевт, социальный педагог). Однако некоторые методы можно применить самостоятельно, например, диагностические тесты и опросники. Хочу познакомить вас с базовыми элементами диагностики:
Наблюдение в процессе беседы или со стороны. В результате этого специалист получает информацию об условиях жизни ребенка или взрослого, его увлечениях, окружении, личностных особенностях (темперамент, скорость психических процессов и другое). Таким образом, специалист выявляет возможные негативные факторы и положительные сферы, то есть те, где можно найти поддержку при лечении девиаций.
Опрос родителей, друзей и других субъектов окружения исследуемого индивида. Из этих бесед специалист складывает образ человека в глазах других людей. В первом случае обследуемый описывает мир и себя собственным взглядом, который нередко расходится с реалиями. Или же наоборот, окружение видит индивида хуже, чем он есть
Например, подросток просто ищет поддержку и внимание, потому хулиганит, а родители этого не понимают и считают своего ребенка агрессивным, опасным и так далее.
Тестовые методики (опросы и анкеты) для выявления особенностей личности. Комплекс подбирается индивидуально, но как правило, нужно выявить акцентуации характера, темперамент, направленность личности, уровень тревожности
То есть рекомендуется использовать общие личностные опросники, а на основе их результатов – более узкие (по выявленным слабостям личности).
Опросники для выявления самих девиаций (отдельных видов) и склонности индивида к ним.
Диагностика подсознания. Если в описанных ранее методах человек в основном выдавал сознательные элементы (не считая беседы, там через наблюдение можно что-то заподозрить), то при проведении проектных методик заговорит подсознание личности. Нередко отклонения обусловлены подавленными эмоциями, фобиями, травмирующими ситуациями.
Самоактуализация личности
Проблема самоактуализации личности была наиболее ярко представлена двумя ведущими психологами, основоположниками гуманистического подхода к психологической науке – К. Роджерсом и А. Маслоу. Поэтому теория самоактуализации уходит корнями в гуманистическое направление психологии. Она впервые была выведена в середине 20 столетия в США и стала стержневым компонентом гуманистической психологии, огласившей себя третьим ростком психологии наряду с бихевиоризмом и психоанализом. Гуманистическая психология получила свое название вследствие признания доминирующим аспектом личность в качестве единой уникальной системы, представляющей собой не что-то заблаговременно предоставленное, а открытую возможность для самоактуализации. Она базируется на вере в вероятность расцветания каждого индивида в случае предоставления ему возможности самостоятельно выбирать собственную судьбу и придавать ей нужное направление.
Возникновение концепции самоактуализации личности и выделение ее основных позиций связывают с именем А. Маслоу. Ключевым моментом ее является понятие становления личности, учение о необходимости предельной творческой самореализации, которая ведет к истинному психическому здоровью.
Согласно проведенному А. Маслоу исследованию самоактуализации дают разное определение, но все ученые сходятся в главном:
– в необходимости примирения индивида с внутренним «Я» в качестве «сердцевины» личности и его выражения, другими словами «идеального функционирования», развитии субъектом всех персональных и видовых характеристик;
– в минимизации болезней, неврозов, психозов, которые снижают фундаментальные персональные и общевидовые склонности индивида.
Некоторые исследователи полагают, что именно самоактуализация и самореализация субъекта является наиболее сильными из потребностей индивида, которые могут затмить даже потребность в пище или сне.
В соответствии с концепцией К. Роджерса можно выделить два направления в психике индивида, предоставленные от рождения. Первое – самоактуализирующее направление, к которому относят задатки, будущие качества личности. А второе направление – это механизм контроля над формированием личности или организмический отслеживающий процесс. Именно на этих двух тенденциях базируется формирование уникальной личности, включающей «я» реальное и идеальное, между которыми может наблюдаться совершенно разное отношение – от дисгармонии до максимальной гармонии.
В этой концепции самоактуализация и самореализация субъекта имеют тесную связь. Самоактуализация человека представляется в качестве процесса открытия индивидуального потенциала, позволяющего стать личностью, которая использует абсолютно все возможности. В ходе реализации целей индивид проживает фантастически насыщенную, увлекательную жизнь, наполненную работой над собой и поразительными результатами. Такая личность живет, наслаждаясь каждым мгновением существования «здесь и сейчас».
Можно выделить типичные черты самоактуализации личности. Индивида, занимающегося самоактуализацией и достигшего в ней больших успехов, можно охарактеризовать следующим образом:
занимается любимым делом;
не подчиняется чужому влиянию;
стремится к развитию;
любит читать;
его можно назвать творческой личностью;
применяет позитивный образ мышления;
уверен в себе;
открыт в эмоциональном плане;
прощает себя за периодическую несдержанность, раздражительность, присущую всем.
Такие индивиды находятся в полном ладу с собой, вследствие чего можно с убежденностью сказать, что личностный рост способствует более счастливой жизни.
К сожалению сегодня, проблема самоактуализации считается одним из наиболее неразработанных аспектов в психологии.
Черты самоактуализированной личности по Маслоу
В ходе исследований Маслоу выделил черты, присущие самоактуализированным людям:
- Реализм. Самоактуализированные люди, как правило, принимают себя и окружающих такими, какие они есть на самом деле.
- Свобода от влияния моды, актуальных потребностей, общественного мнения, предрассудков, стереотипов и т.д. Самоактуализированные люди имеют собственное мнение, а не безоговорочно подчиняются общественным взглядам.
- Спонтанность, естественность и простота. Если они и проявляют конформные черты, то только на внешнем уровне, и зачастую это сознательный конформизм, к которому прибегают, чтобы избежать конфронтации с обществом.
- Способность находиться в одиночестве. Многие самоактуализированные люди даже нуждаются в уединении: им необходимо побыть наедине со своими мыслями.
- Деловая направленность. Самоактуализированные люди заняты не собой, а стоящей перед ними задачей.
- Устойчивость под воздействием фрустрирующих факторов. Если человек чувствует, что какая-то его потребность не может быть удовлетворена в полной мере, он переживает это относительно спокойно.
- Свежесть восприятия: самоактуализированные люди способны находить что-то новое в том, что им уже давно известно. Они могут смотреть на одни и те же вещи под разными углами. «Замыленный взгляд» – это не про них.
- Чувство общности со всем человечеством. Самоактуализированные люди ощущают, что они причастны к чем-то большему. Но не стоит путать это ощущение с обычной идентификацией с общностью.
- Предельные переживания – моменты интенсивной радости, удивления или восторга. Иначе говоря, развитая чувственная сфера. Такие переживания заряжают этих людей энергией и вдохновляют.
- Дружба с другими самоактуализированными людьми. И, как правило, круг общения таких людей узок, а лишь с немногими друзьями отношения близкие и глубокие. Враждебность в межличностном общении для них нехарактерна.
- Способность учиться чему-то новому у других. Люди, которые действительно стремятся к самореализации, пытаются чему-то научиться у каждого, кто может им что-то дать. Самоактуализированный человек находится в беспрерывном развитии.
- Наличие устойчивых моральных норм. Они могут совпадать или не совпадать с распространёнными догмами, но самоактуализированные люди имеют свои чёткие убеждения.
- Отношение к жизни и самому себе с юмором, здоровая самоирония. Но при этом высмеивание слабых сторон другого человека и прочий низкопробный юмор для них не характерен.
- Отсутствие идентичности со своей культурой и критическое отношение к ней. Они трезво оценивают её положительные и отрицательные стороны. Без квасного патриотизма, но и без несправедливого высмеивания.
- Креативность. Даже если самоактуализированный человек занят не в творческой сфере, он всё равно проявляет свою оригинальность: в мышлении, образе жизни, подходе к решению проблем и т.д.
Конечно, это «идеальный портрет», и самоактуализированная личность может соответствовать не всем перечисленным пунктам.
Самоактуализация в других теориях
Наибольший вклад в тему самоактуализации внёс Абрахам Маслоу, но стоит вкратце рассказать и о других подходах.
Американский психолог Карл Роджерс считал самоактуализацию той великой движущей силой, которая толкает человека на постоянное развитие. Полное раскрытие личности, по Роджерсу, характеризует:
- открытость опыту;
- способность прислушиваться к себе, а не идти на поводу у окружающих;
- стремление жить полной жизнью;
- высокий уровень творчества;
- ощущение свободы.
Российский психолог Дмитрий Алексеевич Леонтьев утверждает, что самоактуализация — процесс развертывания и созревания изначально заложенных в организме и личности задатков, потенций, возможностей.
Таким образом, самоактуализация рассматривается в двух смыслах:
- Мотив для реализации своих возможностей, полноценного становления личности. То есть самоактуализация – это мотивация к развитию.
- Финальный этап этого становления. Вершина пирамиды, то, к чему приходят после удовлетворения всех насущных потребностей.
Что такое самоактуализация теперь понятно, но как её достичь?