Сущность методики тестирования Рене Жиля для школьников младших классов
Суть методики Рене Жиля в том, чтобы показать преобладающие черты характера ребенка, его манеру поведения, приспособленность школьника к жизни в обществе, его способы построения отношений с окружением. Данная методика была показана в 1959 г. Рене Жилем. Главной целью методики считается определение личностных особенностей школьника.
Гильяшева И.Н совместно с Игнатьевой Н.Д. предложили измененный под наше Отечество вид методики. Этот вид был признан высококвалифицированными психологами, и стал известен как «Фильм-тест» Рене Жиля. Особенность этой методики в том, что она представляет что-то среднее между анкетированием и проективными тестами.
Основные принципы методики «Фильм-тест»
- Проективный перенос – в ходе исследования воспроизводят определенную тестовую ситуацию, в ходе которой становятся видны стереотипы мышления, особенности поведения и характера ребенка. При этом, ситуация не должна вызывать яркую защитную реакцию у ребенка.
- Соблюдение символической линейности – расстояния между придуманными героями выдуманной ситуации напрямую отражают эмоционально комфортную дистанцию между участниками ситуации. Чем ближе дистанция между участниками, тем более эмоционально положительной является ситуация.
Психологи обычно используют эту методику по отношению к детям возрастом от 4 до 12 лет. Однако, если у ребенка наблюдается отсталость или замедления психоэмоциональной составляющей развития, то нельзя исключать применение методики к детям более старшего возраста. Тестирование детей различных возрастов проходит по-разному. Например, ответы ребенка одиннадцати лет являются более прямолинейными, поэтому тестирование будет носить менее проективный характер.
Особенную эффективность этот вид исследования показали при работе с детьми, у которых наблюдаются проблемы с развитием речи. Тестирование не требовало от ребенка развернуто излагать свои мысли. Психологу просто нужно было знать карточку, выбранную ребенком, эмоционально комфортное расстояние для участника ситуации и его манеры поведения в данных условиях.
Роль диагностики для школьников
Огромную роль в диагностике играет то, что с помощью этого теста можно широко охарактеризовать социально-психологическое состояние ребенка:
- Можно увидеть отношения детей с кругом сверстников, родителей и других взрослых.
- Можно охарактеризовать личностные особенности ребенка, такие как любознательность, коммуникабельность, потенциал лидера, замкнутость, целеустремленность, и т.д.
С помощью этой методики можно описать большой круг особенностей личности ребенка:
- Отношения с окружающими (мамой, папой, братьями, сестрами, друзьями и т.д.)
- Желание познавать новое, любознательность;
- Желание быть лидером;
- Желание общаться в больших группах сверстников;
- Агрессия по отношению к другим, конфликтность;
- Общественная адекватность поведения;
- Желание находиться наедине, обособленно.
Проведение исследования
Тест является эффективным инструментарием, помогающим установить контакт с ребёнком и выстроить доверительное взаимодействие. Порядок проведения тестирования:
- Психолог предлагает внимательно рассмотреть рисунки, изображающие вполне знакомые и понятные ребёнку ситуации, прочитать задание (при слабом владении техникой чтения ученикам первого-второго класса задание поможет прочитать взрослый).
- Ребёнок озвучивает своё решение или показывает позицию, наиболее приемлемую для него в конкретном эпизоде.
- С помощью дополнительных уточняющих вопросов психолога ребёнок сопровождает свой выбор рассказом, моделирующим и объясняющим его поведение.
- Выбор ребёнка в виде графической отметки фиксируется психологом или самим тестируемым в стандартном бланке карточек стимульного материала, в дальнейшем этот бланк не используется, особенно если речь идёт о групповом варианте методики.
Рекомендуется использовать рабочую тетрадь для схематичного изображения тестовых ситуаций и упражнений. В таком своеобразном тестовом блокноте со слов ребёнка исследователь отмечает его выбор и делает записи-комментарии о сопутствующих репликах и поведении ребёнка, в этом случае бланки стимульного материала не используются.
Пример схематичного оформления тестового задания.
Стимульный материал.
Авторский комплект стимульного материала включает 69 карточек с изображением стандартных жизненных ситуаций, которые могут быть важны для ребёнка, а также задания в форме тестов. Русифицированный вариант насчитывает сорок два задания (двадцать пять из них в виде карточек с картинками, а семнадцать представлены в качестве тестовых заданий). Рисунки не передают информацию об эмоциональном настрое изображённых фигурок. Стимульные карточки лишь схематично передают расположение изображённых людей и оставляют за испытуемым право самостоятельно «наполнить эмоциями» лицо любого персонажа. Все эпизоды условно можно отнести к трём примерно равноценным группам, каждая из которых соответствует определённому типу взаимодействия между тестируемым и объектами на картинке:
- отношения ребёнка со взрослым окружением (1, 3, 7, 14, 26, 27, 28, 29, 32, 37, 38, 41);
- взаимодействие со сверстниками (20, 21, 22, 23, 24, 25, 33, 34, 35, 39);
- тестируемый одновременно выстраивает взаимоотношения с детьми и взрослыми (2, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 18, 19, 30, 40, 42).
Обработка результатов
Подсчитывается количество положительных ответов по каждой из 8 шкал, в соответствии с ключом. Затем сырые баллы переводятся в проценты. На основе процентных показателей составляется профиль эго-защит.
Существует и другой вариант обработки результатов:
Восемь эгозащитных механизмов формируют восемь отдельных шкал, численные значения которых выводятся из числа положительных ответов на определенные, указанные ниже утверждения, разделенные на число утверждений в каждой шкале. Напряженность каждой психологической защиты подсчитывается по формуле
где n – число положительных ответов по шкале этой защиты, N – число всех утверждений, относящихся к этой шкале.
Тогда общая напряженность всех защит (ОНЗ) подсчитывается по формуле
где n – сумма всех положительных ответов по опроснику.
По данным В.Г. Каменской (1999), нормативные значения этой величины для городского населения России равны 40 – 50 %. ОНЗ, превышающий 50-процентный рубеж, отражает реально существующие, но неразрешенные внешние и внутренние конфликты.
Ключ
№ > | Название шкал | Номера утверждений | n |
---|---|---|---|
А | Отрицание | 1, 16, 22, 28, 34, 42, 51, 61, 68, 77, 82, 90, 94 | 12 |
B | Подавление | 6, 11, 19, 25, 35, 43, 49, 59, 66, 75, 85, 89 | 12 |
C | Регрессия | 2, 14, 18, 26, 33, 48, 50, 58, 69, 78, 86, 88, 93, 95 | 14 |
D | Компенсация | 3, 10, 24, 29, 37, 45, 52, 64, 65, 74 | 10 |
E | Проекция | 7, 9, 23, 27, 38, 41, 55, 63, 71, 73, 84, 92, 96 | 13 |
F | Замещение | 8, 15, 20, 31, 40, 47, 54, 60, 67, 76, 83, 91, 97 | 13 |
G | Интеллектуализация | 4, 13, 17, 30, 36, 44, 56, 62, 70, 80, 81, 87 | 12 |
H | Реактивное образование | 5, 12, 21, 32, 39, 46, 53, 57, 72, 79, | 10 |
Средние величины нормативных данных
Средние величины нормативных данных по 8 вариантам (Вассерман Л. И с соавт., 1999).
Механизмы защиты | Данные авторов при
апробации методики n = 140 |
Данные авторов методики
n = 104 |
||||
---|---|---|---|---|---|---|
M | S | +- m | M | S | +- m | |
Отрицание | |
|
|
|
|
|
Вытеснение | |
|
|
|
|
|
Регрессия | |
|
|
|
|
|
Компенсация | |
|
|
|
|
|
Проекция | |
|
|
|
|
|
Замещение | |
|
|
|
|
|
Интеллектуализация | |
|
|
|
|
|
Реактивное образование | |
|
|
|
|
|
Шкалы перевода сырых балов в процентили
Сырые очки | отрицание | вытеснение | регрессия | компенсация | проекция | замещение | >интеллектуализация | Реактивное образование |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
A | B | C | D | E | F | G | H | |
|
|
|
|
|
|
|||
1 | |
|
|
|
|
|
|
|
2 | |
|
|
|
|
|
|
|
3 | |
|
|
|
|
|
|
|
4 | |
|
|
|
|
|
|
|
5 | |
|
|
|
|
|
|
|
6 | |
|
|
|
|
|
|
|
7 | |
|
|
|
|
|
|
|
8 | |
|
|
|
|
|
|
|
9 | |
|
|
|
|
|
|
|
10 | |
|
|
|
||||
11 | |
|
||||||
12 | |
Сырые очки | отрицание | вытеснение | регрессия | компенсация | проекция | замещение | интеллектуализация | Реактивное образование |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
A | B | C | D | E | F | G | H | |
|
|
|
|
|
|
|
||
1 | |
|
|
|
|
|
|
|
2 | |
|
|
|
|
|
|
|
3 | |
|
|
|
|
|
|
|
4 | |
|
|
|
|
|
|
|
5 | |
|
|
|
|
|
|
|
6 | |
|
|
|
|
|
|
|
7 | |
|
|
|
|
|
|
|
8 | |
|
|
|
|
|
|
|
9 | |
|
|
|
|
|
||
10 | |
|
|
|
|
|
||
11 | |
|
|
|
||||
12 | |
|||||||
13 | |
Инструкция к проведению теста
Перед проведением проективных методик с детьми специалист должен подробно объяснить, что нужно делать. Методика Рене Жиля для младших школьников предполагает следующую инструкцию: ребенок должен понять, что от него требуются ответы на вопросы по заданным картинкам. Школьнику объясняют, что картинки имеют разную тематику, одни изображают семью, другие — детей, и так далее. Рисунки сделаны так, чтобы ребенку было несложно идентифицировать себя с каким-либо персонажем. После изучения картинки участнику предлагается сделать выбор — где он на картинке. Он должен отметить себя там. После этого проговаривается конкретно каждый персонаж, а экспериментатор должен записать порядок названия изображенных людей и их характеристики из уст ребенка. Если данных для анализа недостаточно, то можно побеседовать с родителями и учителями.
Вопросы на показатели отношений с другими людьми
Перед тем как начать тестирование, ребенку сообщают о том, что от него ожидаются ответы на вопросы, поставленные по картинкам. Предложенная методика Рене Жиля дает возможность ребенку увидеть себя по отношению к маме, папе, семье, братьям и сестрам, бабушкам, дедушкам, другим родственникам, друзьям, воспитателю или учителям. Здесь можно увидеть степень личностного развития и уровень сформированности позиции ученика. В вопросах семейных отношений удастся проанализировать количество значимых для ребенка взрослых, есть ли они, и какие между ними взаимоотношения. Освещаются вопросы насилия в семье, опытный специалист сможет определить микроклимат и благополучие ученика в этой малой социальной группе.
Тестирующий психолог беседует с ребенком, предлагая дополнительные наводящие вопросы, чтобы уточнить все тонкости его жизни, мироощущения и видения своего места в семье, открытость или замкнутость, склонность к активной позиции или одиночеству. Именно через задаваемые ребенку вопросы методика призвана раскрыть личность с целью увидеть реальное положение дел, состав семьи, внутрисемейные отношения
Важно узнать, кого видит участник на месте тех персонажей, которые не обозначены, но присутствуют на картинке, — кто это, в каком порядке они названы
Для чего проводится этот тест?
Каждая методика проводится с какой-либо конкретной целью. Методика Рене Жиля ставит целью изучение приспособленности к социальной ситуации, в которой индивид находится. Исследуются межличностные отношения младшего школьника, их особенности, а также внутрисемейные взаимоотношения и характеристики поведения ребенка. Эта проективная методика хороша тем, что можно без труда определить конфликтные зоны ребенка в его отношениях со взрослыми и детьми. Воздействуя на них, психолог способен понять особенности формирования характера ребенка и помочь его дальнейшему развитию.
Методика Рене Жиля предполагает не только просмотр рисунков, но и постановку себя на выбранное место на картинке. Он начинает рассуждать, как повел бы он себя в этой ситуации, делая выбор в пользу одного из перечисленных вариантов поведения героя иллюстрации. Экспериментатор в ходе рассуждений ребенка задает наводящие вопросы, узнавая подробности его отношений с окружающими и семьей. Используются все возможности проективного теста для понимания внутреннего мира ребенка, а также поиска путей помощи развития его личности.
Интерпретация и оценка результатов
Содержание методики, как уже говорилось, условно делится на исследование 7 переменных отношений конкретно-личностного характера и 6 характеристик собственных особенностей ребёнка. Для интерпретации результатов теста необходимо определить, какие вопросы характеризуют ту или иную категорию.
В этом поможет следующая таблица:
Название шкалы | Номера вопросов | Количество заданий |
Отношения с мамой | 1–4, 8–15, 17–19, 27, 38, 40–42 | 20 |
Отношения с папой | 1–5, 8–15, 17–19, 37, 40–42 | 20 |
Отношения с родителями как единым целым | 1, 3, 4, 6–8, 13–14, 17, 40–42 | 12 |
Отношения с бабушками и дедушками | 2, 4, 5, 7–13, 17–19, 30, 40, 41 | 16 |
Связь с братьями и сёстрами | 2, 4–6, 8–13, 15–19, 30, 40, 42 | 18 |
Отношения с друзьями | 4, 5, 8–13, 17–19, 30, 34, 40 | 14 |
Отношения с учителями | 5, 9, 11, 13, 17, 18, 26, 28–30, 32, 40 | 12 |
Любознательность | 5, 26, 28, 29, 31, 32 | 6 |
Желание общаться с широким кругом сверстников | 4, 8, 17, 20, 22–24, 40 | 8 |
Стремление лидировать | 20–24, 39 | 6 |
Конфликтность (агрессивность) | 22–25, 33–35, 37, 38 | 9 |
Отклик на возможный негатив со стороны окружающих | 25, 33–38 | 7 |
Желание уединиться | 7–10, 14–19, 21, 22, 24, 30, 40–42 | 18 |
Анализ ответов проводится внутри каждой категории. Чем чаще ребёнок делает акцент на том человеке (людях), отношения с которым исследуются в конкретной группе заданий, тем большее значение он имеет в жизни школьника. Например, если малыш постоянно в категории вопросов о маме ставит её рядом с собой, это означает, что он находится в тесных отношениях с этим родителем. По такому же принципу оцениваются и особенности поведенческой линии личности: чем чаще малыш выбирает ту или иную модель решения ситуации, тем ярче проявляются характерные черты.
Методика тестирования Рене Жиля позволяет определить степени близости ребёнка с окружающими его людьми и сделать вывод о поведенческой манере малыша. По результатам диагностики можно подкорректировать оценочную шкалу подрастающей личности и помочь школьнику построить гармоничные отношения с близкими.
Обобщенные результаты тестирования
Оценка |
Маму было
трудно подвести к мысли о том, что Лена только внешне подчиняется Кате, а ее
непослушание подчас и является выражением стремления идти своим путем. Скрытое
непослушание Кати явилось неожиданностью для мамы (но не для папы). Пришлось
привлечь дополнительный материал в обсуждение проблем грядущего периода
трудностей подросткового возраста, ожидающих девочек в школе в связи с
постоянными
62
дисциплинарными ограничениями.
Экскурс в переживания, связанные с собственным детством помог избежать
морализаторства и наметить множество проблем и путей преодоления их ребенком.
Контроль ситуации
в данной семье через год показал плодотворность проведенной консультации. Мама
при встрече сказала, что забот прибавилось, но они другого рода и постепенно
решаются. Между сестрами конфликты не часты. Лето перед школой девочки провели
в отпуске с папой и не только гуляли всегда и везде вместе, но и готовились к
школе (ему приходилось выступать в роли ученика двух строгих “учительниц”). Да
и сейчас нередко вовлекают папу, когда он дома, в свои игры и беседы. Что
характерно, изменились “требования” к папе, девочки меньше его ругают в “своей
школе”, больше хвалят, как это делает их учительница. Угнетает, что совсем не
остается свободного времени, слишком много школьных заданий, рассчитанных на
то, что их выполнят преимущественно родители.
В целом
ситуация может быть оценена как ситуация с благополучным исходом, с
положительным результатом той консультации, в которой приняли участие психолог,
использующий вариант методики Рене Жиля, а также дети и родители, получившие
обратную связь относительно ситуаций, смысл которых они ранее недостаточно
полно и точно оценивали для себя.
Во многих случаях следом за
“Фильм-тестом” Рене Жиля приходится использовать и тесты на сенсомоторное
развитие, и тесты на эмоциональную отзывчивость, и тесты, измеряющие развитость
интеллектуальной сферы, но нередко бывало достаточно и одного этого теста для
проведения дальнейшей продуктивной работы с ребенком и родителями.
С помощью этого варианта
методики мы подыскивали пути коррекции при решении самых различных проблем, с
которыми к нам обращались родители: негативизм и агрессивность ребенка,
замкнутость, упрочившиеся страхи и тревожность, конфликтность с окружающими,
непонятные родителям стремления ребенка к уходу из дома и т.д
Но что особенно
важно, эта методика служит замечательным подспорьем для обнаружения
действительных проблем ребенка и последующей работы с ними. Не секрет, что
достаточно большое число родителей обращаются к психологу за консультацией с
неотчетливым пониманием проблем ребенка или псевдопроблемами
1. Гильяшева И.Н., Игнатьева Н.Д.
Межличностные отношения ребенка. М., 1994.
2. Жиля тест-фильм // Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М.
Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989.
3. Методика Рене Жиля // Лучшие психологические
тесты / Под ред. А.В. Кудряшова. Петрозаводск, 1992.
4. Осницкий А.К. Проблемы исследования
субъектной активности // Вопр. психол.
1996. № 1. С. 5 — 19.
5. Осницкий А.К. Психология
самостоятельности. М.; Нальчик, 1996.
Поступила в редакцию 24.V
1996 г.
Методика Рене Жиля
Шкалы: отношение к матери, отношение к отцу, отношение к родителям, отношение к братьям и сестрам, отношение к близким родственникам, отношение к другу, отношение к учителю, любознательность, общительность, стремление к лидерству, агрессивность, реакция на фрустрацию, стремление к уединению
Назначение теста
Исследование социальной приспособленности ребенка, сферы его межличностных отношений и их особенностей, его восприятия внутрисемейных отношений, некоторых характеристик его поведения.
Методика позволяет выявить конфликтные зоны в системе межличностных отношений ребенка, давая тем самым возможность, воздействуя на эти отношения, влиять на дальнейшее развитие личности ребенка.
Описание теста
Проективная визуально-вербальная методика Р.Жиля состоит из 42 заданий, среди которых 25 картинок с изображением детей или детей и взрослых, кратким текстом, поясняющим изображенную ситуацию и вопросом к испытуемому, а также 17 текстовых заданий.
Ребенок, рассматривая рисунки, отвечает на поставленные к ним вопросы, показывает выбранное им для себя место на изображенной картинке, рассказывает как он повел бы себя в той или иной ситуации или выбирает один из перечисленных вариантов поведения.
Экспериментатору можно рекомендовать сопровождать, обследование беседой с ребенком, в ходе которой можно уточнить тот или иной ответы, узнать подробности осуществления ребенком его выборов, выяснить, может быть, какие-то особые, «щекотливые» моменты в его жизни, узнать о реальном составе семьи, а также поинтересоваться, кто те люди, которые нарисованы, но не обозначены на картинках (например, картинка
№ 1, при этом важно записать порядок, в котором они названы). В целом можно использовать те возможности, которые дают проективные методики
Методика может быть использована при обследовании детей от 4 до 12 лет, а в случае выраженного инфантилизма и задержки психического развития – и более старшего возраста.
Психологический материал, характеризующий систему личностных отношений ребёнка, получаемый с помощью методики, можно условно разделить на две большие группы переменных:
Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка с другими людьми:
отношение к матери;
отношение к отцу;
отношение к матери и отцу, воспринимающимися ребенком как родительская чета (родители);
отношение к братьям и сестрам;
отношение к бабушке, дедушке и другим близким взрослым родственникам;
отношение к другу (подруге);
отношение к учителю (воспитателю).
Переменные, характеризующие особенности самого ребенка:
стремление к общению в больших группах детей;
стремление к доминированию, лидерству в группах детей;
реакция на фрустрацию;
стремление к уединению
И, как общее заключение, степень социальной адекватности поведения ребенка, а также факторы (психологические и социальные), нарушающие эту адекватность.
Вот стол, за которым сидят разные люди. Обозначь крестиком, где сядешь ты.
Обозначь крестиком, где ты сядешь.
Обозначь крестиком, где ты сядешь.
А теперь размести несколько человек и себя вокруг этого стола. Обозначь их родственные отношения (папа, мама, брат, сестра) или (друг, товарищ, одноклассник).
Вот стол, во главе которого сидит человек, которого ты хорошо знаешь. Где сел бы ты? Кто этот человек?
Ты вместе со своей семьей будешь проводить каникулы у хозяев, которые имеют большой дом. Твоя семья уже заняла несколько комнат. Выбери комнату для себя.
Источник
Важные аспекты
Методика Рене Жиля — стимульный материал для определения уровня развитости межличностных отношений в детском коллективе (группе).
Ребенку в тестовых заданиях нужно выбрать привычную для него форму поведения. Часть заданий выстраивается по типу социометрических вопросов.
Итак, методика Рене Жиля для школьников дает возможность получать информацию об отношении конкретного ребенка к различным людям, окружающим его: родителям, друзьям, окружающим явлениям.
Психологи считают рациональным проведение только индивидуальной формы подобного тестирования. Результат методики Рене Жиля – получение четкого понимания комфортного пребывания малыша в обществе.
Для чего проводится этот тест?
Каждая методика проводится с какой-либо конкретной целью. Методика Рене Жиля ставит целью изучение приспособленности к социальной ситуации, в которой индивид находится. Исследуются межличностные отношения младшего школьника, их особенности, а также внутрисемейные взаимоотношения и характеристики поведения ребенка. Эта проективная методика хороша тем, что можно без труда определить конфликтные зоны ребенка в его отношениях со взрослыми и детьми. Воздействуя на них, психолог способен понять особенности формирования характера ребенка и помочь его дальнейшему развитию.
Методика Рене Жиля предполагает не только просмотр рисунков, но и постановку себя на выбранное место на картинке. Он начинает рассуждать, как повел бы он себя в этой ситуации, делая выбор в пользу одного из перечисленных вариантов поведения героя иллюстрации. Экспериментатор в ходе рассуждений ребенка задает наводящие вопросы, узнавая подробности его отношений с окружающими и семьей. Используются все возможности проективного теста для понимания внутреннего мира ребенка, а также поиска путей помощи развития его личности.
Вопросы на показатели отношений с другими людьми
Перед тем как начать тестирование, ребенку сообщают о том, что от него ожидаются ответы на вопросы, поставленные по картинкам. Предложенная методика Рене Жиля дает возможность ребенку увидеть себя по отношению к маме, папе, семье, братьям и сестрам, бабушкам, дедушкам, другим родственникам, друзьям, воспитателю или учителям. Здесь можно увидеть степень личностного развития и уровень сформированности позиции ученика. В вопросах семейных отношений удастся проанализировать количество значимых для ребенка взрослых, есть ли они, и какие между ними взаимоотношения. Освещаются вопросы насилия в семье, опытный специалист сможет определить микроклимат и благополучие ученика в этой малой социальной группе.
Тестирующий психолог беседует с ребенком, предлагая дополнительные наводящие вопросы, чтобы уточнить все тонкости его жизни, мироощущения и видения своего места в семье, открытость или замкнутость, склонность к активной позиции или одиночеству. Именно через задаваемые ребенку вопросы методика призвана раскрыть личность с целью увидеть реальное положение дел, состав семьи, внутрисемейные отношения
Важно узнать, кого видит участник на месте тех персонажей, которые не обозначены, но присутствуют на картинке, — кто это, в каком порядке они названы
Методика Рене Жиля
Эта методика относится к проективным методам психологии. Она состоит из определенных заданий. В ней есть картинки, на которых имеются изображения детей и взрослых. Под каждой из них — краткое объяснение ситуации, которая происходит, а также задается вопрос испытуемому человеку по теме этой картинки.
Методика Рене Жиля для младших школьников предполагает задания. В этом тесте важен контакт между психологом и ребенком, именно специалист озвучивает эти задания, если ребенку сложно их прочитать. Поэтому должна царить доброжелательная и доверительная атмосфера. Методика подходит для детей от 4 до 12 лет. Но если ребенок характеризуется как выраженный инфантилист, имеющий задержки психоречевого развития, то она может применяться и для более старшего возраста.
Предназначение тестирования
Эмоции являются особым механизмом отражения объективной реальности личности. Предпочтение человеком определённых стимульных положительных или отрицательных чувств отражает его опыт, может служить критерием личностного развития и основой для корректирующей работы. Методику «Домики» Ореховой можно использовать для диагностики:
- степени дифференциации эмоциональной сферы ребёнка;
- субъективной системы эмоциональной ценности;
- ориентации деятельности, в том числе уровня эстетических и когнитивных потребностей;
- активности предпочтений;
- личных условий и альтернативы личностного развития с рекомендациями по коррекции;
- определённых блоков личности.
Таким образом, с помощью методики можно распознать наличие или отсутствие дифференциации, амбивалентности и инверсии эмоций, а также их сочетания у детей разных возрастов и полов. При этом рассматривается формирование эмоционального отношения к разным видам деятельности и на этой основе прогнозируются трудности развития эмоциональной сферы.
Значимость и достоверность тестов
Психологи очень часто в своей диагностической работе используют специальный инструментарий — тесты по психологии. Они помогают специалистам увидеть то, что человек может не сказать. Тесты-опросники также дают информацию об индивиде, но она достоверна только на 50-60%, так как он интуитивно или логически может догадаться о желательности правильных ответов. В итоге он ставит не ту букву, которую он хочет, а ту, которую нужно по смыслу теста.
Проективные тесты по психологии предоставляют специалисту гораздо больше необходимых сведений о человеке. Такие методы изучения психики достовернее, так как там нет закрытых и открытых ответов, нет логики задания и результата. Человек рисует или выбирает то, что диктует ему подсознание, а это уже материал для работы психолога.
Принципы методики
«Фильм-тест» Р. Жиля базируется на принципе «проекции» — личностные взаимоотношения, которые выступают в качестве прямых или косвенных установок, поведенческих проявлений, которые переводятся в тестовую ситуацию, не вызывают у ребенка защитных реакций.
Также в методике применяется принцип «символьной линейности» — эмоционального барьера между разными людьми через линейные расстояния в предлагаемой ситуации. Поскольку испытуемому необходимо выбирать место для себя, своих друзей и родных, формируется эмоциональное отношение к окружающим людям. Обследование ребенка не предполагает подробного рассказа, методика ограничивается только выбором его места на предлагаемых изображениях, определении расстояния между людьми.
Группа вопросов, характеризующих личность ребенка
Тестирование проводится индивидуально, без углублений, раскрывая типичное поведение. Правильным будет поговорить глубже, завершив процедуру. Простая и схематичная методика Рене Жиля условно разделена на две большие группы:
- Личностные отношения ребенка в семейном кругу.
- Переменные, характеризующие личность индивида и его отношения с окружающими.
Все эти вопросы помогают увидеть ребенка как индивида в социуме и факторы, нарушающие его адекватные отношения в нем.
Благодаря вопросам, характеризующим личность тестируемого, можно определить его уровень общительности, стремление быть лидером или, наоборот, уединиться, способность к развитию конфликтных ситуаций, фрустрации, а также такую важную черту, как любознательность.
Понятие любознательности здесь выражает близость ребенка ко взрослому, его рассказу, даже некой зависимости от его мнения, позиции ведомого, направленной на отношения «человек-человек». А понятие уединения в данной методике — это признак интеллекта, независимости от мнения взрослого, способности к изучению окружающего мира с направлением «человек-предмет».
Вопросы на показатели отношений с другими людьми
Перед тем как начать тестирование, ребенку сообщают о том, что от него ожидаются ответы на вопросы, поставленные по картинкам. Предложенная методика Рене Жиля дает возможность ребенку увидеть себя по отношению к маме, папе, семье, братьям и сестрам, бабушкам, дедушкам, другим родственникам, друзьям, воспитателю или учителям. Здесь можно увидеть степень личностного развития и уровень сформированности позиции ученика. В вопросах семейных отношений удастся проанализировать количество значимых для ребенка взрослых, есть ли они, и какие между ними взаимоотношения. Освещаются вопросы насилия в семье, опытный специалист сможет определить микроклимат и благополучие ученика в этой малой социальной группе.
Тестирующий психолог беседует с ребенком, предлагая дополнительные наводящие вопросы, чтобы уточнить все тонкости его жизни, мироощущения и видения своего места в семье, открытость или замкнутость, склонность к активной позиции или одиночеству. Именно через задаваемые ребенку вопросы методика призвана раскрыть личность с целью увидеть реальное положение дел, состав семьи, внутрисемейные отношения
Важно узнать, кого видит участник на месте тех персонажей, которые не обозначены, но присутствуют на картинке, — кто это, в каком порядке они названы
Проведение исследования
Тестирование проходит следующим образом: ребенок пристально рассматривает карточки с различными ситуациями, отвечает на вопросы, которые прилагаются к ситуации на карточке. Отвечая на вопросы, ребенок определяет свое место в данной ситуации. Тем временем, в процессе эксперимента, специалисты в области психологии ведут с ребенком диалог, узнают о причинах принятия решений, могут спросить у ребенка о персонажах, изображенных на карточке, и об их семье. Исследователю необходимо записывать, в каком порядке испытуемый их описывает.
В тестировании может принимать участие не только ребенок, но и родители. Они могут показать решения, которые принял бы их ребенок. Так исследователь узнает о том, каким родители видят своих детей в определенной ситуации. Затем психолог сравнивает результаты, ожидаемые родителями, с действительными ответами детей.
Данный вид тестирования является отличным способом, чтобы установить и поддерживать доверительные отношения с ребенком.
Тестирование проводится следующим образом:
- Ребенок может рассмотреть рисунки, и ознакомиться с заданиями, которые предлагает психолог. На рисунках изображены знакомые или интуитивно ясные для детей ситуации.
- Затем ребенок рассказывает о своих решениях, принятых в той, или иной ситуации.
- Отвечая на дополнительные вопросы психолога, ребенок детально объясняет свое решение.
- Все ответы и результаты записываются в графическом виде на специальной карточке. Если тестирование проводится в группе, то карточки не используются.
Чтобы изображать ситуации для тестирования, рекомендуется использовать обыкновенную школьную тетрадь. А в некотором блокноте, психолог делает свои заметки, записывает решения, принятые детьми, и объяснения принятых решений. Больше о методиках психологической диагностики младших школьников читайте здесь.
Применение стимульных материалов
В набор стимульных материалов от автора входят 69 специальных картинок, на которых изображены повседневные жизненные ситуации
Эти ситуации носить важное значение для детей. Также детям предлагают пройти задания в тестовом формате
Русская вариация тестирования предполагает 42 упражнения, из которых 25 – графические, остальные 17 –тестовые.
Карточки с изображениями выполнены так, что они не несут информацию об эмоциональном состоянии персонажей, и лишь схематически показывают положение фигурок. В процессе тестирования, дети сами наделяют фигурок эмоциями и чувствами. Ситуации, изображенные на карточках, можно распределить на три группы. В каждой группе будет отражаться определенный тип взаимоотношений между ребенком и нарисованными фигурками.
- Первая группа: Взаимоотношения детей с окружающими их взрослыми;
- Вторая группа: Взаимоотношения с одногодками и сверстниками;
- Третья группа: Ребенок, проходящий тестирование, пытается построить взаимоотношения одновременно со сверстниками и со взрослыми.
Тестирование может проводиться как индивидуально для каждого ребенка, так и для группы людей. Однако, общение с каждым индивидом в отдельности позволяет одержать больше подробных и ценных ответов, что, в свою очередь, может сильно повлиять на окончательные результаты.
Проведение тестирования среди младших школьников
Методика Рене Жиля предполагает, что, выполняя задания теста, ребёнок ставит себя на определённое место на картинке или выбирает один из предложенных ему вариантов поведения. В процессе беседы взрослый задаёт наводящие вопросы, позволяющие узнать информацию:
о составе семьи;
о значимых людях в окружении малыша (например, в задании №1 ребёнок может дорисовать персонажей, при этом важно выяснить, кто они и в каком порядке были добавлены);
о роли каждого человека в жизни младшего школьника.
Если ребёнок слишком зажат, то на тестировании может присутствовать близкий ему человек
Инструкция по выполнению теста для ребёнка:
- Посмотри на картинки.
- Внимательно прочитай (или прослушай) вопрос.
- Подумай пару минут и ответь, выбрав подходящее для себя место среди нарисованных людей. Или, определив для себя один из предложенных вариантов, отметь наиболее подходящий.
Обработка результатов тестирования и итоговые выводы
Опытным путем было установлено, что у каждого ребенка своя реакция на прохождение тестирования. Одни могут легко общаться, другие предпочитают выразить свои мысли и решения в письменном виде. При этом психолог должен с уважением принимать выбор каждого.
В процессе подведения итогов ответы детей зачитываются вместе со всеми творческими интерпретациями тестовых ситуаций. Итоги подводят последовательно в течение трех стадий. Психолог составляет систему координат, которая содержит две составляющие.
В том случае, если проходящие тестирование дети предпочитали выбрать близость к маме, то образ мамы считался эмоционально положительным. Все результаты фиксируются в согласовании с ключом.
Методика «Фильм-тест» обрела большую популярность за счет того, что с помощью можно не только увидеть проблемы ребенка, но и рассмотреть продуктивность лечения. Также психологи советуют использовать визуальное тестирование «Рисунок семьи» совместно с методикой Рене Жиля. Графическое тестирование помогает получить более точную информацию об отношениях ребенка с ближними и дальними родственниками.
Межличностные отношения охватывают грани человеческих отношений, начиная от отношения человека к социальным группам и заканчивая микросоциальными отношениями между родными и с друзьями.